1 Психология девиантного поведения подростков Индивид - средовые взаимодействия и их роль в развитии и поведении детей. Концепции причин девиантного развития и поведения: биологической детерминации (Ч.Ломброзо. У.Шелдон У.Пирс); психологической детерминации (З.Фрейда. К.Хорни, Г.Салливан и др.); социологической детерминации (Ж.Кетле, Э.Дюркгейма, Д.Дьюи, М.Вебера и др)., Органические расстройства деятельности центральной нервной системы как предпосылка формирования отклонений в развитии и поведении. Девиации поведения, обусловленные деформацией социально-психологических предпосылок и социальных условий формирования личности. Психогенные реакции в детском и подростковом возрасте как проявление психологических защит. Акцентуации характера и динамика формирования психопатий в детском и подростковом возрасте. Формирование патологических зависимостей в детском и подростковом возрасте (алкоголизм, наркомании, токсикомании, табакизм). Криминогенное поведение детей и подростков. Делинквентное поведение, его определение и критерии.Основные задачи, решаемые психологом при работе с детьми, в поведении которых наблюдаются патологические привычки. Диагностические мероприятия и коррекционные воздействия. Специфика мероприятий, направленных на коррекцию поведения ребенка. Типичные педагогические ошибки, способствующие фиксации поведенческих отклонений. Диагностика акцентуаций в детском возрасте. Профилактика подростковой преступности. В ходе освоения дисциплины студенты овладевают навыками психологического анализа причин девиантного поведения и знаниями путей его профилактики. ^ 2 Когнитивно-поведенческая психотерапия детей и подростков с нарушениями развития Биологические и социальные факторы в формировании нарушений развития. Понятие психического здоровья и психической нормы. Пограничные состояния .индивидуальные барьеры адаптации по Ю.А. Александровскому. Оценка эмоционального состояния больного,построение психодиагностической беседы, Методы диагностики психического состояния личности. Основы консультирования детей и подростков с нарушениями развития. формирования терапевтического альянса. Оценка иерархии проблем клиента, формирование этапов консультирования. Понятие переноса, контрпереноса и сопротивления и работа с ними. Индивидуальные и групповые формы работы. Теории когнитивной психотерапии А.Бека и А Эллиса.Исследование иррациональных установок. .Теории поведенческой психотерапии. Механизмы формирования психосоматического заболевания по Селье. Понятие о стрессе и его фазах. Адаптационный синдром – стадия реакции тревоги, стадии сопротивления, стадии истощения. Гомеостаз. Стресс и дистресс. психологические защитные механизмы и копинг-поведение. методы поведенческой психотерапии при работе с детьми и подростками с нарушениями развития. Десенсибилизация по Вольпе. В ходе освоения дисциплины формируются навыки консультированиия детей и подростков, а также их родителей на основе технологий когнитивно- поведенцеской психотерапии.^ 3 Развивающий диалог как технология разрешения социально- психологических проблем детей групп социального рискаКурс дает психологическую характеристику детей, которые относятся к группе социального риска. Анализируется психологическая специфика каждой группы. Дается анализ и оценка эффективности различных технологий работы с людьми групп социального риска. Отрабатывается технология развивающего диалога при работе с детьми и подростками группы риска при решении определенных групп проблем. Технология направлена на то, чтобы достичь понимания сторонами друг друга и на этой основе выстроить программу позитивных установок. Проводится аналитическое исследование ситуаций в системе сегодняшнего школьного обучения, экспериментального и теоретического обоснования и понимания процессов, приводящих к беспомощности обеих сторон, участвующих в учебном процессе.^ 4 Технологии развития ответственности у детей групп риска Курс предполагает рассмотрение различных подходов к понятию "ответственность", эксплицитных и имплицитных определений данного понятия (дети, подростки, взрослые, родители, педагоги, психологи). Анализируется психологическая структура ответственности. Рассматривается специфика различных видов ответственности (самостоятельная, самодостаточная, конформистская, дезориентированная). Проводится сравнительный анализ становления ответственности детей и подростков при использовании различных воспитательных подходов и в различных социальных жизненных условиях. Отрабатывается технология групповой и индивидуальной работы по развитию ответственности у подростков группы риска. Сравниваются особенности использования активных и личностно ориентированных форм психологической работы с обычными детьми и детьми группы риска.