Реферат по предмету "Педагогика"


Начало Московского университета по документам о его основании и запискам современников

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОРБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПОСАМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА РОССИЙСКОЙИСТОРИИ
НачалоМосковского университета по документам о его основании и запискам современников
Контрольнаяработа
студентки I курса, гр.21101.30
заочногоотделения специальности:
документоведения
ГальвасНадежды
Проверил:
к.и.н. стар. преподаватель
Серых Д.В.
Самара
2008

Оглавление
Введение
Глава I. РольЛомоносова в создании Московского университета
Глава II.Становление университета в XIX в.– в начале XX в.
§ 1. Краткая история уставов 1863, 1884 гг
§ 2. Революционный перелом университета в 1917 г.
Заключение
Список использованной литературы и источников

Введение
Целью изучение историистановления Московского университета явилось желание понять мотивы побудившиесоздать проект Московского университета. Как именно происходило становлениеуниверситета.
Актуальность этой темыподтверждается тем, что Московскому университету недавно исполнилось 250 лет, застоль продолжительную историю университет не раз доказывал свою значимость вроссийской науке.
Задачи для изучения темытаковы:
1.   Как происходило становлениеуниверситета
2.   Что дал Московский университет длянауки в XIX в.–в начале XX в.
3.   Как отразились различные этапы вжизни России на университете.
Изучением историиМосковского университета занимались Белявский М.Т. «М.В. Ломоносов и основаниеМосковского университета». Белинский В. Г. Статьи, рецензии и заметки, Так жерассматривалась книга Д. В. Тюличева «Прижизненные издания Ломоносова».Благодаря этому изданию удалось понять, как ценился вклад Ломоносова в развитиеРоссии. Так же было прочитана статья к 250-летию университета статью к.и.н.доцента МГУ Д.В. Гутнова «Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова: от юбилея к юбилею». Для подробного изучения темы использовалисьтакие исторические источники и книги как приказ Елизаветы Петровны об основанииМосковского Университета, письма Михаила Васильевича к Ивану Шувалову, книгиЛомоносова под редакцией С.И.Вавилова. Все статьи связанные с образованиемМосковского университета указывают на тот неоценимый вклад, которые внесЛомоносов в развитие науки в России. Благодаря стараниям Михаила ВасильевичаРоссия поднялась на новую ступень в образовании. Вот всех изучаемых книгах,статьях обозначается неподдельный интерес к жизни Ломоносова, и это самыйверный способ узнать историю Московского университета, так как они связанымежду собой.

Глава I. Роль Ломоносова в созданииМосковского университета
Развитие высшегообразования в России начал Петр I, в1724 году он издал указ о создании Академии в Петербурге. В академии должныбыли вести научную и учительскую деятельность, поэтому при академии былисозданы гимназия и университет. По замыслу Петра I они должны были сократить разрыв между Россией и ведущимидержавами мира, и даже войти в их состав.
Но Академическая гимназияи университет не справлялись с поставленной задачей. Лекции читались от случаяк случаю, количество студентов было мизерным. Ко времени появления в АкадемииМ.В. Ломоносова она находилась в бедственном состоянии. Понимая состояние дел вАкадемическом университете, он пришел к идее о создании проекта университета вМоскве.
По проекту Ломоносова вуниверситете должно было быть 3 факультета – юридический, медицинский,философский; 12 преподавателей; так же при университете должна была бытьгимназия. Из числа учеников, которой должны были, набираться абитуриенты дляуниверситета. Свое обучение все студенты начинали нафилософском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественными гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь наюридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие отуниверситетов Европы в Московском университете не было богословскогофакультета, что объясняется наличием в России специальной системы образованиядля подготовки служителей православной церкви.
Но для университетатребовалось много денег, и так как Ломоносов не имел ни чинов и не имелбольшого значения перед императрицей и сенатом для того, что бы их убедить онстал действовать через фаворита императрицы Ивана Шувалова. Ломоносов написалписьмо И.И. Шувалову с предложенным проектом университета. В своем письмеЛомоносов писал «Милостивый государь Иван Иванович! Полученным от вашегопревосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моейрадости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действопроизвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе иславе отечества…Того ради, ежели Московский университет по примеру иностранныхучредить намереваетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вамисочинённый. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин тогоне удостоюсь. то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милостьи великодушие, принимаю смелость предложить моё мнение о учреждении Московскогоуниверситета кратко вообще…Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Современем комплект наберётся. Остальную с порожних мест сумму полезнееупотребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудныйи узкий план по скудости учёных, после, как размножатся, оный сновапеределывать и просить о прибавке суммы.»
Исходя из этого письма,мы видим что, Ломоносов прилагает все усилия, что бы московский университетначал свое существование. Он понимает, что в России упадок научных знаний инадо создавать новую ступень для поднятия этого уровня. Чтобы Россия неуступала зарубежным странам.
Иван Шуваловпокровительствовал науке и искусству. ПроектЛомоносова сравнивали со многими другими зарубежными проектами университетов в XYIII в., а также собразовательным комплексом, функционирующим при Академии наук в С.-Петербурге.
Иван Шуваловпринял проект Ломоносова и одобрил его, внеся незначительные изменения. Онпредставил проект на рассмотрение императрицы в день рождения своей материТатьяны 12 января (25 по новому стилю)
«После рассмотренияпроекта Елизавета Петровна подписала 12 января (вДень св. Татьяны по православному церковному календарю) 1755года указ обосновании Московского Университета. Церемония торжественногооткрытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщиныкоронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти днитрадиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к нимприурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и днинаучного творчества студентов».
26 апрелярядом с Красной площадью, открывается Московский Университет с тремяотделениями: нравственных и политических наук, физических и математических иврачебных наук.
Сначалапреподают приглашенные из-за границы профессора и только двое русских: Н.Н.Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности,а так же преподаватель русского и латинского языка Ф.Я. Яремский – былиопределены из воспитанников Петербургского академического университета.
Итак, Московский университетучрежден. Но открылся он не сразу, сначала была открыта гимназия приуниверситете. И лишь спустя некоторое время был открыт сам университет.
И почти сразу в 1767 годуИмператрица приказала куратору университета М. Хераскову преподавать по-русски.
Этот приказ был принят срадостью, университетские профессора были не против латыни, но стремилисьпреподавать на русском языке. «Ломоносов, Крашенинников и другие передовыеученые понимали, что без перехода на русский язык нечего и думать осколько-нибудь широком распространении образования, о его доступности идемократизации. Ломоносов добился того, чтобы в Московском университете русскиепрофессора читали только на русском языке»
Московский университетпринципиально отличался от всех других университетов. Хотя бы тем, что он былнаиболее демократичным к абитуриентам. В университет мог поступить любойжелающий, за исключением крепостных крестьян. Это его и выделяло среди другихуниверситетов. И определило широкое распространение научных и общественных идейсреди учащихся и профессоров. Ломоносов указывал на пример западноевропейскихуниверситетов, где было покончено с принципом сословности. «В университете тотстудент почтеннее, кто больше научиться; а чей он сын, в том нет нужды».
Так же Михаил Васильевичбыл сторонником воспитания таких качеств как: скромность, уважение к старшим,вежливость. Он считал, что в учениках надо воспитывать и развивать те,способности которые наиболее выражены. Ломоносов так же ратовал за то, чтобы ккаждому из учеников был индивидуальный подход.
Ломоносов советовал чащеиспользовать методы поощрения. Так, например он хлопотал о прибавке жалованияИ. Лепехину, который впоследствии стал ученым — путешественником, академиком ПетербургскойАкадемии Наук.
Так же демократизацияподразумевала собой изменение в управлении университетом «Бразды правлениядолжны быть вручены проректору, который избирается ежегодно из числапрофессоров и которого за его особые труды следует почтить более значительнымповышением жалования против обычного». 11
Так же лекции и диспутымогли посещать простые люди. Это популяризировало и помогало распространятьнаучные знания среди простых людей. Каждый профессор должен был читатьежедневно, кроме субботы и воскресения, не менее двухчасов публичных лекций.
В апреле 1756года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография икнижная лавка. Это и положило начало отечественному книгоизданию. Типографияуниверситета издавала множество учебников, художественные книги, но не толькорусских писателей, но и иностранных. Впервые в университетской типографиинапечатали «Сочинения» Ломоносова в двух томах. В них в первый раз печаталисьнаучные труды Михаила Васильевича. В этой книге впервые был опубликован егопортрет, это было своего рода сенсацией, потому что до этого печатали толькопортреты царей и изображения святых. В этой типографии увидели светпроизведения Шекспира, Дидро, Вольтера, Руссо, Мольера. Тогда же университетначал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету«Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москвелитературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789года, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийсярусский просветитель Н.И.Новиков.
Через годпосле создания университета первых читателей приняла университетскаябиблиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москвеобщедоступной библиотеки.
ДеятельностьМосковского университета давала много полезных плодов. На базе университета ипри участии его профессуры появились такие крупные центры отечественнойкультуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет),Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московскогоуниверситета), Малый театр и другие не менее значимые объекты для общества.
Обучение в Университетебыло бесплатным. Но кроме бесплатного обучения 100 гимназистов и 30 студентовполучали бесплатное общежитие, питание, учебники, одежду и обувь. Разночинцы составляли большую часть учащихся вуниверситете в XVIII. Наиболее способных студентов для продолжения образованияпосылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Денег нафинансирование университета выделялось очень мало. Государственные ассигнованиялишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначальносо студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее сталиосвобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскиватьдополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческойдеятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты: Демидовы,Строгановы, Е.Р.Дашкова. Они приобретали и передавали университету научныеприборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Благодаря этомууниверситет был оснащен не хуже зарубежных университетов. Не забывали о своейalma mater и выпускники университета. Не однократно в трудные для университетавремена его выпускники собирали денежные средства, предназначенные наукрепление материальной базы. По установившейся традиции профессора завещалиуниверситетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшиеколлекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева,Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и других профессоров.
В XIX столетии приуниверситете образовались первые научные сообщества: Испытателей природы,Любителей российской словесности, Истории и древностей российских. Этисообщества были весьма важной частью истории университета. В этих сообществахвелись научные диспуты, студенты, профессора общались между собой и доказывалидруг другу свою точку зрения. Все это происходило благодаря демократическомуустройству университета.
В 1804 годубыл принят университетский устав. По данному уставу университетупредоставлялась автономия. Ректор и деканы избирались из числа профессоровуниверситета. Первым избранным ректором стал Ч.А. Чеботарев. Совет профессороврешал университетские проблемы, присуждал научные звания. Книги, печатаемые вуниверситетской типографии, с согласия совета профессоров не подвергались общейцензуре. Студенты обучались на четырех факультетах: нравственных и политическихнаук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук.Обучение продолжалось 3 года. «После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавшихуниверситет присваивалась степень кандидата, остальным — звание«действительный студент»».
Усиливаласьпреемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университетосуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениямицентральных губерний России.
Соединение вдеятельности Московского университета задач просвещения, науки и культурыпревратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русскогообразования», один из центров мировой культуры.
Вдореволюционной России профессура Московского Университета сделала очень многодля укрепления связи науки практики. Университетские ученые писали книги иучебники для школ. Многие выпускники университета преподавали в школах, ипредставляли собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.
Новым этапомв жизни университета стало вторжение в Москву в 1812 году наполеоновской армии.Что вызвало у студентов небывалый подъём патриотических чувств. Многие вступилив ополчение против Наполеона. Труд университетских медиков был особо отмеченКутузовым. Во время военных действий в Москве здания университета практическисгорели дотла. Полностью погибли: университетская библиотека, архив, музей,научное оборудование. Несмотря на тяжкое положение университета, профессора истуденты уже 1сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIXстолетия число студентов превысило 500 человек. Россия тянулась к новымзнаниям. Восстанавливали университет всей Россией. Научные учреждения, ученые,частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи,естественно-научные коллекции, приборы. Только для университетской библиотеки к1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Благодаря стараниям университета вовторой половине XIX – начале XX века возникли известные московские музеи:Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств;были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).
Открытиемосковского университета стало самым значимым событием в жизни России. Этособытие помогло образованию и культуре в России встать на новый уровень. Несмотряна многочисленные трудности, Московский университет за первые 150 лет своегосуществования внес огромный вклад в развитие российской науки и культуры

ГлаваII. Становлениеуниверситета в XIXв. – в начале XXв
В первойполовине XIX века Университет стал не только научным, но и культурным центром России.Члены декабристских организаций были воспитанниками Московского университета.Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, В.Г.Белинского, А.И. Герцена и многих других не мене известных людей. В аудиторияхуниверситета шли споры западников и славянофилов о путях развития России.Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, блестящего ученого-историкаТ.Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов. Активнойбыла и издательская деятельность университета, которая не ограничиваласьпечатанием только научных трудов. В университетской типографии впервые увиделисвет «Сонеты» А. Мицкевича, «Записки охотника» И.С. Тургенева.Вспоминая годы реакции в царствование Николая I, «А.И. Герцен писал об особомзначении университета: «Опальный университет рос своим влиянием: в него,как в общий резервуар, вливались юные силы России, со всех сторон, из всехслоев; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнегоочага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова разливались вовсе стороны России, во все слои ее»».
Новый этап университетаначался после отмены крепостного права в 1861 году и вступления России на путькапитализма. Новый университетский устав 1863 года отражал общий курсправительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Ростпромышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфереуправления, суда, армии требовали вливания новых хорошо образованных людей,которые повышали уровень развития в глазах зарубежных представителей.

§1. Краткаяистория уставов 1863, 1884 гг
По уставу1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей.Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий,семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевскогоцарствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета- историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском — учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало кразночинцам.
Устав 1863года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения инауки, просуществовал лишь до 1884 года. Но после убийства в 1881 годународовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление науниверситетскую автономию, усилило контроль над преподавателями. Тем не менее,университет сумел сохранить себя как один из центров передового научного знанияи духовной жизни России.
Устав 1884года сохранил деление факультетов, но увеличил количество дисциплин до 56.Наибольшим изменениям были подвергнуты принципы университетской автономии,которые зафиксированы в обоих уставах. Если устав 1863 года предполагаетвыборность всех руководящих должностей, то новый устав наоборот ограничивалавтономию университета и усиливал надзор Министра Народного Просвещения иПопечителя Учебного Округа над тем, что происходило в университете. Этиизменения коснулись и внешнего вида студентов. Устав 1863 года отменялобязательное ношение студенческой формы, то устав 1884 года требовал ее ношенияв обязательном порядке. Оба документа утверждали срок обучения в университете.Для медицинского факультета – 5 лет, для студентов остальных факультетов – 4года. Все эти изменения в уставе свидетельствуют о трениях, которые постоянновозникали между Московским университетом и правительством. Именно в это времяхарактеризуется развитием студенческих движений, и вовлечение студенчества вреволюционные процессы.
§2Революционный перелом университета
Революция 1917года оставила противоречивый след в судьбе высшей школы. Еще больше усилиласьдемократизация. Отменили оплату за обучение, студентам выплачивались государственнымистипендиями. С 1919 года университет полностью был на государственномфинансировании. С этого же года в университете создается рабочий факультет, длявыходцев из рабочих и крестьянских семей, что бы они смогли получитьнеобходимые для поступления в вуз сумму знаний. Преподавание в университете впервое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин,Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и другие.
Но этопринесло и отрицательные аспекты. Профессора и студенты, которые не принялиновые политические порядки, ушли из Московского университета. Реорганизации20-30-х годов, тоже действовали отрицательно на университет. Что бы увеличитьчисло специалистов из университета были выведены медицинский, советского праваи химический (временно) факультеты и на их базе созданы самостоятельные вузы. Втакие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическоеотделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории,слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет.
Так же быладопущена жесточайшая ошибка в построении учебного процесса, был введен«бригадно-лабораторный метод» обучения, отменявший лекции, отдававшийпроработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек,индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.
Но к счастьюв 1932 году «бригадно-лабораторный» метод был отменен. Вводили новыеучебные программы, меняли режим работы в высшей школе. В 1934 году впервые задолгое время Советской власти были защищены кандидатские диссертации.
Не прошли даромдля университета трагические события общественной жизни 30-50-х годов.Идеологический и административный диктат ограничивал свободу творчества,ограничивали контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученыеподверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особеннов общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты изапрещены.
Но, несмотряна эти тяжелые времена, университет в целом достиг в эти годы значительныхрезультатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось 5 тыс.студентов. Больше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительнымичленами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и среднейшколы.
ВеликаяОтечественная война 1941-1945 годов была еще одним испытанием в жизниуниверситета. «Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов исотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического составаКрасной Армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8 (Краснопресненская)дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.»14В октябре 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а слета 1942 года — в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились вфеврале 1942 года после разгрома фашистских отрядов под Москвой. В годы войныуниверситет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученные Московскогоуниверситета внесли особый вклад в дело обороны страны и развития её экономики.Ученые Мгу совершенствовали самолетостроение и управление морскими судами. Вмедицинской практике ввели препарат «тромбин» который ускорял свертываемостькрови. Все эти заслуги были отмечены правительством Советского союза
«Свыше тысячичеловек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и странантигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза.Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров,преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы. »15
Восстановлениепосле войны и дальнейшее развитие страны требовало нового подъемауниверситетского образования. В конце 40-х — начале 50-х годов значительно улучшаетсяматериальное положение Московского университета. На Ленинских (Воробьевых)горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории, аудитории были оснащенылучшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5раз по сравнению с бюджетом до войны.

Заключение
Московскийуниверситет стал одним из крупнейших международных центров подготовки студентови аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году вуниверситете был образован один из первых в нашей стране подготовительныйфакультет такого профиля. Сейчас это Центр международного образования.
Всего с 1917года по настоящее время Московский университет выпустил около180 тысяч специалистови около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры ипросвещения.
Повышениеуровня кадров высшей квалификации, поиск научной истины, ориентация нагуманистические идеалы добра, справедливости, свободы — в этом видится сегодняследование лучшим университетским традициям.
В июне 1992указом Президента Российской Федерации Московский университет получил статусроссийского автономного высшего учебного заведения. В ноябре 1998 года былпринят Устав Московского государственного университета им. М.В. Ломоносовапосле широкого обсуждения на Совете Ученых советов МГУ, в состав котороговходят члены Ученого совета МГУ, Ученых советов факультетов и институтов, атакже советов трудовых коллективов от подразделений, не имеющих Ученых советов.
Московскийуниверситет по праву считается старейшим университетом России. Его стены виделисамых лучших ученых России. Его история становления является самой уникальной.И посей день Московский университет, является центром науки и образования вРоссии.

Списокиспользованной литературы и источников
Источники
1.  УказЕлизаветы Петровны //http://www.msu.ru/img/ukaz_p1.jpg
2.  ПисьмоМ.В. Ломоносова к И.И. Шувалову //http://his95.narod.ru/doc00/mgu_osn.htm
3.  Ломоносов М.В.Полное собраниесочинений: в 11 т./ Под редакцией С.И. Вавилова.//http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books/lomonosov/1.html
Литература
4.  Тюличев Д.В.«Прижизненные издания Ломоносова»//http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1644
5.  Белинский В. Г.Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 — февраль1841.
М., «Художественная литература», 1976 // az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_2120.shtml
6.  История России 1.2005/ Д.В. Гутнов «Московскийгосударственный университет им. М.В. Ломоносова: от юбилея к юбилею» //http://www.historia.ru/2005/01/mgu250.htm
7.  Белявский М.Т. М.В. Ломоносов и основание Московскогоуниверситета. М., 1955// feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo9/lo9-995-.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.