Реферат по предмету "Разное"


1 Оплата труда в бюджетном секторе

Бюджетная политика РФ до 2023г. (Минфин России).ОГЛАВЛЕНИЕI. Итоги бюджетной политики в 2000-2007гг. ………………….. 7 1.1. Доходы бюджетной системы …………………………………..10 1.2. Расходы бюджетной системы ………………………………….141.3. Оплата труда в бюджетном секторе …………………………..18 1.4. Инвестиции, осуществляемые из бюджета …………………...22 1.5. Ключевые проблемы бюджетной политики и эффективность бюджетного сектора ………………………..26II. Условия развития экономики в период до 2023 года ………32III. Приоритетные направления бюджетной политикив период до 2023 года ………………………………………….34 3.1. Совершенствование налоговой политики ……………………35 3.2. Здравоохранение ………………………………………………..40 3.3. Образование …………………………………………………….42 3.4. Совершенствование механизма оплаты труда в бюджетном секторе …………………………………………………………...43 3.5. Государственные инвестиции и инфраструктура …………….45 3.6. Социальная политика …………………………………………...46 3.7. Пенсионная система …………………………………………….47 3.8. Общие подходы к повышению эффективности государственных расходов ……………………………………..54 3.9. Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе …..56IY. Прогноз параметров бюджетной системы на периоддо 2023 года ……………………………………………………...59 4.1. Базовый сценарий ……………………………………………… 59 4.1.1. Прогноз доходов бюджетной системы на период до 2023 года …………………………………………………. 60 4.1.2. Прогноз расходов и сбалансированность бюджетной системы на период до 2023 года ……………………………66 4.1.3. Обоснование снижения нормативной величины Резервного фонда …………………………………………….73Приложение. Вопросы перехода к единой ставке налога на добавленную стоимость и установления ее величины на уровне ниже действующей величины налоговой ставки Приложение. ^ Вопросы перехода к единой ставке налога на добавленную стоимость и установления ее величины на уровне ниже действующей величины налоговой ставки Основные результаты налоговой реформы к настоящему времени В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начало которой было положено с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. При этом необходимо отметить, что в основном эта реформа была направлена на упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени на экономических агентов – как за счет снижения налоговых ставок и изменения правил исчисления и уплаты налогов, так и путем повышения эффективности процедур налогового администрирования. Необходимость налоговой реформы 2000-х годов была также обусловлена и тем обстоятельством, что построение налоговой системы России в начале 1990-х годов происходило в условиях форсированного перехода к новым экономическим условиям, что выражалось, среди прочего, в резком сокращении объема ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет. Масштабное (более чем в два раза) сжатие бюджетных расходов в условиях экономического кризиса оказало свое влияние и на налоговую политику – пытаясь компенсировать существенное сокращение бюджетной поддержки экономических агентов, органы власти включали в налоговое законодательство большое количество налоговых льгот и освобождений, существование которых не было оправдано соображениями экономической эффективности. В результате, налоговая система, созданная в течение 1990-х годов, оказалась как недостаточно эффективной с фискальной точки зрения, так и не способствовала установлению конкурентных рыночных отношений и, в конечном итоге, – экономическому росту. Единственным по-настоящему революционным элементом новой налоговой системы стал налог на добавленную стоимость, введенный с целью частичной замены применявшегося ранее в Советском Союзе налога с оборота. Однако и этому налогу были присущи искажения (часть из которых сохранилась до настоящего времени), обусловленные желанием государства усилить его фискальную роль и одновременно приспособить его к сложной ситуации в экономике, характеризовавшейся массовыми неплатежами, бартером, низким уровнем исполнения налогового законодательства и т.п. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость безотлагательного проведения налоговой реформы, во второй половине 1990-х годов неоднократно предпринимало шаги в этом направлении. Так, до 2000 года дважды Правительством Российской Федерации вносились в Государственную Думу проекты Налогового кодекса России в качестве систематизированного законодательного акта, призванного в комплексе решить основные задачи реформирования налоговой системы. Однако в связи с тем, что предложения Правительства Российской Федерации затрагивали интересы весьма мощных лоббистских групп, Дума под различными предлогами затягивала рассмотрение и окончательное принятие этого документа. В условиях проблем с принятием Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации предпринимались шаги по решению наиболее острых вопросов налогообложения путем подготовки отдельных частных законопроектов или собственных постановлений. В рамках таких спонтанных действий в России, например, был введен региональный налог с продаж, который впоследствии оказался неэффективным, но отмена которого была связана с чрезвычайно высокими политическими и экономическими издержками. В целом же проведение налоговой реформы, связанной с разработкой и введением в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации, а также с дальнейшим совершенствованием законодательства, направленным на создание стимулов для экономического развития, привело к снижению налоговой нагрузки практически по всем основным налогам, за исключением налогов, связанных с добычей и переработкой углеводородного сырья. В частности, на снижение налоговой нагрузки были направлены следующие меры. 1. В ходе налоговой реформы были существенно снижены ставки основных налогов: а) ставка налога на добавленную стоимость была снижена с 20% до 18% с 2004 года; б) ставка налога на прибыль организаций была снижена с 35% до 24% с 2002 года; в) в отношении налога на доходы физических лиц с 2001 года была введена единая ставка в размере 13%; г) была проведена радикальная реформа единого социального налога, в которой можно выделить следующие основные этапы: - объединение взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в единый социальный налог с регрессивной шкалой налоговых ставок1; - сокращение базовой ставки налога с 35,6% до 26% и ликвидация налоговой ставки 20% с 2005 года; - отказ от индексации значений порогов регрессии, что в условиях наблюдаемых темпов роста заработной платы приводит, по оценкам Минфина России, к сокращению эффективной ставки ЕСН на 1 процентный пункт в год. 2. Отмена налогов с оборота и прочих налогов, которые до проведения налоговой реформы обеспечивали существенную часть доходов бюджетной системы. В ходе налоговой реформы были отменены следующие налоги: а) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (ставка – до 1,5% от выручки); б) налог на пользователей автомобильных дорог (ставка - до 3,75% от выручки); в) налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ставка - 25% от объема реализации ГСМ); г) налог с продаж (ставка – до 5% от объема розничной реализации). 3. Важным этапом снижения налогового бремени являлось введение специальных налоговых режимов, которые в настоящее время позволяют значительно снизить налоговые платежи для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги в рамках специальных налоговых режимов. Речь идет о следующих специальных налоговых режимах, предоставляющих возможность заменить уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость и единого социального налога уплатой единого налога: а) упрощенная система налогообложения (ставка составляет 6% от выручки или 15% от разницы между доходами и расходами с возможностью уменьшить налог на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование); б) единый налог на вмененный доход (ставка составляет 15% от величины вмененного дохода, устанавливаемого в зависимости от вида деятельности налогоплательщика); в) единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей (налоговая ставка составляет 6% от разницы между доходами и расходами налогоплательщика). 4. В ходе налоговой реформы были приняты также и другие меры, не связанные с изменением налоговых ставок, но которые привели к снижению налоговой нагрузки: а) в отношении налога на добавленную стоимость были реализованы следующие меры: - переход на метод начисления; - ускоренное принятие к вычету налога при капитальном строительстве; - совершенствование порядка возмещения налога; - переход к поквартальной уплате налога; - предоставление налоговых освобождений и льгот по некоторым операциям сельхозтоваропроизводителей, при реализации программных продуктов, расширение сферы применения льготной 10-процентной ставки; - расширение применения нулевой налоговой ставки; б) в рамках реформирования налога на прибыль организаций были реализованы следующие меры: - переход на метод начисления; - принятие к вычету всех экономически обоснованных расходов; - отмена искажающих налоговых льгот; - введение «амортизационной премии»; - установление нулевой налоговой ставки для сельхозтоваропроизводителей; - снятие ограничений для переноса убытка на будущие налоговые периоды; - освобождение от налогообложения дивидендов, выплачиваемых российскими организациями при стратегическом участии; - ускоренная амортизация основных фондов, используемых исключительно для научно-технической деятельности; в) по единому социальному налогу было предусмотрено введение льготных шкал регрессии для сельхозтоваропроизводителей, организаций, осуществляющих деятельность в области информационно-коммуникационных технологий; г) были созданы особые экономические зоны, предполагающие предоставление ряда льгот по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций и таможенным платежам; д) были предоставлены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности, а также установлено освобождение от уплаты данного налога («налоговые каникулы») при добыче нефти на месторождениях Восточной Сибири. Перечисленные меры, по различным оценкам, позволили уменьшить налоговое бремя на экономических агентов, не связанное со специальным налогообложением добычи и переработки полезных ископаемых, на сумму, эквивалентную 7% – 8% ВВП за весь период налоговой реформы. Кроме того, в 2008 году был реализован целый ряд инициатив, направленных на создание стимулов для реализации инновационного сценария экономического развития страны и связанных с предоставлением налоговых льгот и снижением налоговой нагрузки на экономических агентов: 1. Снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, путем увеличения необлагаемого минимума цены барреля нефти, учитываемого при расчете коэффициента Кц. 2. Расширение возможностей для применения понижающих коэффициентов к ставке налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности, а также расширение списка территорий, при добыче нефти на которых предоставляются «налоговые каникулы» по налогу на добычу полезных ископаемых. 3. Увеличение предельного размера затрат на добровольное медицинское страхование сотрудников, принимаемых к вычету по налогу на прибыль организаций и не облагаемых как доходы физических лиц, предоставление возможности налогоплательщикам налога на прибыль организаций осуществлять затраты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, на софинансирование процентов по ипотечным кредитам, взятым сотрудниками организаций. 4. Введение возможности для работодателей за счет затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, осуществлять софинансирование добровольных пенсионных накоплений сотрудников. 5. Введение возможности использования налогоплательщиками налога на прибыль организаций нелинейного метода начисления амортизации с установлением норм, предполагающих значительное ускорение сроков амортизации основных средств, а по имуществу с небольшими сроками полезного использования в комбинации с «амортизационной премией» – фактически предоставление возможности «свободной амортизации» (т.е. отнесение затрат на капитальные вложения на расходы по налогу на прибыль в сроки, не превышающие или несущественно превышающие налоговый период по налогу на прибыль организаций). 6. Увеличение размеров налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. 7. Введение возможности отнесения на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат на научные исследования и разработки с повышающим коэффициентом. 8. Дифференциация акцизов на моторное топливо в зависимости от экологического класса топлива. В совокупности снижение налоговой нагрузки в результате перечисленных мер может уже в 2009 году составить до 350 млрд. рублей.^ Структура и динамика налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации В таблице 1 представлена динамика налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации по основным налогам и видам доходов в 1998-2006 гг. в процентном отношении к ВВП. Необходимо отметить, что представленные в Таблице 1 данные включают в себя не только налоговые поступления, но и такие виды доходов бюджета расширенного правительства, как таможенные пошлины и доходы от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как в совокупности указанные виды платежей оказывают существенное влияние на величину налоговой нагрузки на налогоплательщиков.Таблица 1^ Поступления основных налогов и платежей в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в 1998-2007 гг. (% ВВП) 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Налоговые доходы 31,92% 31,41% 35,73% 35,67% 35,55% 34,57% 35,32% 36,63% 36,36% 36,69% Налог на прибыль организаций 3,67% 4,56% 5,39% 5,75% 4,28% 3,98% 5,09% 6,16% 6,21% 6,58% Налог на доходы физических лиц 2,71% 2,43% 2,37% 2,86% 3,31% 3,44% 3,37% 3,27% 3,46% 3,84% Налог на добавленную стоимость 5,95% 5,95% 6,20% 7,17% 6,95% 6,66% 6,27% 6,81% 5,62% 6,86% Акцизы 2,58% 2,25% 2,27% 2,72% 2,44% 2,59% 1,43% 1,19% 1,01% 0,95% Таможенные пошлины 1,39% 1,79% 3,14% 3,71% 2,99% 3,42% 5,04% 7,50% 8,32% 7,04% НДПИ и прочие налоги на природные ресурсы* 0,85% 0,92% 1,06% 1,44% 3,05% 2,97% 3,40% 4,20% 4,32% 3,63% ЕСН и взносы в пенсионный фонд ** 7,89% 7,14% 7,29% 7,18% 6,89% 6,61% 6,29% 5,45% 5,36% 5,60% Прочие налоги *** 6,89% 6,37% 8,01% 4,84% 5,65% 4,91% 4,42% 2,04% 2,05% 2,18% ВВП 2742 4545 6940 9041 10834 13201 16966 21 625 26 883 32 987 * – до введения НДПИ – платежи за добычу полезных ископаемых ** – до 2001 года – платежи в государственные социальные внебюджетные фонды *** – налоги на совокупный доход, налоги на имущество, прочие налогиКак следует из представленных данных, для всего периода с 1998 по 2007 гг. характерен постепенный рост поступлений основных налогов и платежей в бюджет расширенного правительства. Однако совокупная налоговая нагрузка на экономических агентов в целом за период налоговой реформы выросла несущественно – общая сумма налогов и платежей, рассчитанная в процентном отношении к ВВП, увеличилась с 35,7% ВВП в 2000 году до 36,7% ВВП по итогам 2007 года. В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть, газ и металлы, расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики, улучшение налогового администрирования, а также частичное сокращение величины налоговой задолженности. Кроме того, достаточно важным фактором роста налоговых доходов бюджетной системы являлась положительная динамика поступлений единого социального налога, который с 2001 года заменил существовавшие на тот момент различные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Также в период до 2004 года был отменен ряд налогов и сборов, что дополнительно сказалось на динамике налоговых поступлений. В частности, были отменены налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (до 2001 г. налог взимался по ставке 1,5% с оборота предприятий), налог на приобретение автотранспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, а также было произведено сначала снижение, а потом – и полная отмена налога на пользователей автодорог и владельцев автотранспортных средств. Динамика поступлений отдельных налогов в значительной степени различалась. Так, наибольшей волатильностью как в реальном выражении, так и в процентах ВВП характеризовались поступления налога на прибыль организаций. Из таблицы 1 видно, что до 2001 г. поступления данного налога росли, причиной чему стал рост сальдированного финансового результата деятельности предприятий в экономике, улучшение платежей и расчетов в экономике, а также введение в 2001 г. 5% муниципального налога на прибыль для компенсации отмены налога на содержание ЖКХ. Однако по итогам 2002 было зафиксировано значительное сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций, составившее около 1,4 процентных пункта по отношению к ВВП. В 2003 году в реальном выражении поступления по налогу несколько выросли, тогда как в процентном отношении к ВВП еще более снизились – с 4,3% до 4,0% ВВП. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2002 г. стали вступление в действие новых положений Налогового кодекса Российской Федерации, относящихся к данному налогу, в частности, изменение структуры и объема затрат (в сторону увеличения), принимаемых к вычету при определении налоговой базы, снижение налоговой ставки с 35% до 24%, применение «переходного» положения, связанного с определением налоговой базы по методу начисления, изменение начисления амортизации, а также общее снижение чистого финансового результата деятельности предприятий. При этом, по оценкам Минфина России, в 2003 г. около 0,12% ВВП от суммарного сокращения поступлений было обусловлено именно фактом налоговых изменений в части определения базы по налогу на прибыль. Лишь в 2004 г. тенденция снижения налоговых поступлений была прервана: поступления выросли на 1,1 процентных пункта по отношению к ВВП и продолжили рост в 2005 – 2007 гг. Основным фактором роста поступлений по итогам 2004 г. стало сохранение благоприятной макроэкономической конъюнктуры, в частности, благодаря экономическому росту и повышению мировых цен на нефть. На этом фоне наблюдалось значительное расширение базы налогообложения: если в 2003 г. величина чистого сальдированного результата предприятий и организаций снизилась на 12%, то в 2004 г. она продемонстрировала рост на 50%, а в 2005 – 2007 гг. – в среднем ежегодно на треть. Кроме того, рост поступлений в 2004 г. частично был обусловлен прекращением действия ряда льгот по налогу на прибыль, полученных до реформы налога в 2002 г., тогда как рост поступлений в 2005 г. отчасти стал следствием перечисления в бюджет в первом квартале 2005 г. платежа, связанного с погашением налоговой задолженности НК «ЮКОС». Поступления налога на доходы физических лиц (подоходный налог) в реальном выражении оставались достаточно стабильными вплоть до 2001 г. Однако с 2002 года начался рост поступлений данного налога в реальном выражении, который сохранялся на протяжении всего последующего периода. Вместе с тем в процентном отношении к ВВП рост наблюдался лишь до 2004 г. включительно, после чего последовало некоторое снижение доли поступлений в ВВП. Рост возобновился лишь начиная с 2006 г., и в 2007 году поступления данного налога в процентном отношении к ВВП составили рекордные 3,84%. Рассматривать динамику поступлений данного налога необходимо с учетом того, что в 2001 г. была проведена его реформа, в результате которой была введена плоская шкала налогообложения со ставкой налога в 13%. Так, можно заметить, что уже по итогам 2001 г. был зафиксирован рост налоговых поступлений. Одним из факторов роста является то, что до реформирования налог уплачивался по ставке 12%, поэтому ее увеличение на 1 процентный пункт при предположении о неизменности налоговой базы или ее расширении привело к заметному росту поступлений (по различным оценкам, приблизительно на 0,1% ВВП) даже несмотря на снижение предельной ставки налога для той части населения, которая платила налог по более высокой ставке (снижение поступлений приблизительно на 0,05% ВВП). Кроме того, по оценкам, около 0,2% ВВП роста поступлений подоходного налога был обусловлено расширением налоговой базы. Последующий рост был в основном обусловлен общим ростом доходов населения вследствие роста экономики, а также их частичной легализации. В последние годы нельзя не отметить позитивные результаты деятельности ФНС России по легализации заработной платы в теневом секторе экономики. До 2003 г. включительно налоговые поступления от акцизов как в реальном выражении, так и по отношению к ВВП заметно колебались. Однако в целом поступления росли, достигнув в 2001 г. максимальных значений за весь рассматриваемый период. Далее, начиная с 2002 г., последовало достаточно заметное снижение. Первоначальный рост поступлений в 2001-2003 г. был обусловлен введением акцизов на дизельное топливо и моторные масла, увеличением ставок на алкогольную продукцию, бензин (более чем в 3 раза)2, а также акцизов на природный газ, рост мировых цен на который вызывал соответствующий рост акцизов. Слом тенденции к росту акцизов, зафиксированный в 2004 г. и положивший начало сокращению их реальной величины и доли в ВВП, в значительной степени был обусловлен введением моратория на индексацию ставок акциза на моторное топливо и отменой с 1 января 2004 г. акциза на природный газ, поступления по которому в 2003 г. составляли около 45% от общих доходов бюджетной системы по акцизам. Существенный вес в налоговых доходах занимают поступления налога на добавленную стоимость. При этом если в реальном выражении вплоть до 2005 года преобладала тенденция к их росту, то в долях ВВП они росли лишь до 2001 г, после чего последовал трехлетний спад поступлений по отношению к размеру российский экономики. Заметное улучшение наблюдалось лишь по итогам 2005 года, после чего в 2006 г. поступления заметно сократились, а по итогам 2007 года – вновь возросли. Подробнее динамика доходов бюджетной системы от НДС, а также анализ факторов, оказавших влияние на эту динамику, рассмотрены ниже. Также важной статьей доходов бюджетной системы Российской Федерации являются платежи за пользование природными ресурсами, значительную часть которых составляют поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если до 2001 года поступления оставались относительно незначительными, то с 2002 года они стали устойчиво расти вследствие проведенной налоговой реформы, а также роста мировых цен на энергоносители и объемов добычи в России. Поскольку ставка НДПИ была непосредственным образом связана с уровнем мировой цены на нефть, значительное улучшение мировой конъюнктуры рынка энергоносителей автоматически сказывалось на уровне налоговых поступлений по данному налогу и, как следствие, суммарным поступлениям платежей за пользование природными ресурсами. Довольно схожая динамика наблюдалась и в отношении доходов от внешнеэкономической деятельности, которые на протяжении большей части рассматриваемого периода росли, с одной стороны, вследствие роста российской экономики и роста внешнеэкономической активности, а, с другой стороны, вследствие включения экспортных пошлин на нефть, которые с 2002 года начали рассчитываться исходя из результатов мониторинга мировой цены на нефть. Динамика поступлений в бюджет расширенного правительства единого социального налога, включая взносы на обязательное пенсионное страхование, также показывает постепенное снижение доходов, рассчитанных в процентном отношении к ВВП. Если сразу после введения ЕСН и регрессивной шкалы ставок в 2001 году доходы от этого вида налога превышали 7% ВВП, то в 2004 году они упали до 6,3% ВВП, а уже начиная с 2005 года снижение максимальной налоговой ставки и проведенная реформа шкалы регрессии привела к существенному падению соответствующих поступлений, которые составляют в последние три года 5,4% – 5,6% ВВП. Таким образом, по итогам анализа основных тенденций налоговых доходов бюджета расширенного правительства можно сделать вывод о том, что налоговая реформа привела к снижению объема поступлений таких налогов, как акцизы, налоги и отчисления на социальные нужды, прочие налоги, при этом поступления налога на добавленную стоимость в долях ВВП практически не изменились по сравнению с предреформенным периодом. При этом прирост налоговых доходов был вызван, прежде всего значительным приростом налогов на добычу полезных ископаемых, таможенных пошлин, а также увеличением поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. Поступления налогов на доходы организаций и физических лиц существенно возросли, однако потери из-за отмены оборотных налогов и снижения налоговых ставок по ЕСН были компенсированы, в основном, за счет роста увеличения налоговой нагрузки, связанной с добычей и экспортом углеводородного сырья. Так, если условно рассчитать объем бюджетных доходов от добычи и переработки нефти как сумму поступлений НДПИ, взимаемого при добыче нефти, акцизов на нефтепродукты и вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, то суммы бюджетных поступлений по этим позициям с 2003 по 2007 год возросли с 5,2% ВВП до 8,1% ВВП, составив в 2006 году 10% ВВП (см. Таблицу 2). Таким образом, можно заметить, что основной прирост налоговых доходов и поступлений бюджета расширенного правительства пришелся на период быстрого роста доходов от добычи и переработки нефти. При этом рост нефтяных доходов в % ВВП замещал снижение общей налоговой нагрузки. По итогам 2007 года в условиях снижения цен на нефть в первой половине года, а также снижения доли нефтяного сектора в ВВП, падение налоговых доходов и сборов бюджета расширенного правительства было предотвращено, в основном, за счет поступлений, полученных от реализации имущества НК «ЮКОС».Таблица 2^ Налоговые доходы бюджета расширенного правительства всего и доходы, связанные с добычей и переработкой нефти, % ВВП 2003 2004 2005 2006 2007 Налоговые доходы и сборы бюджета расширенного правительства всего 34,6% 35,3% 36,6% 36,4% 36,7% Доходы бюджета расширенного правительства, связанные с добычей, экспортом и переработкой нефти 5,2% 6,6% 9,2% 10,0% 8,1% Таким образом, поддержание текущего уровня доходов бюджета в настоящее время в процентном отношении к ВВП при прочих равных условиях определяется, в основном, поступлениями доходов от сырьевого сектора, что, в свою очередь, зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. При этом снижение доли нефтегазового сектора в ВВП будет приводить к снижению доли соответствующих бюджетных доходов в ВВП даже при условии фиксированного уровня нефтяных цен. Поддержание уровня нефтегазовых доходов в процентном отношении к ВВП требует либо увеличения добычи и экспорта нефти, либо постоянного роста цен.^ Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы Налог на добавленную стоимость традиционно является одним из важнейших источников доходов федерального бюджета. Так, в 2007 году доля НДС в совокупных доходах федерального бюджета составила более 29%, что эквивалентно 17% общих поступлений от налогов и сборов бюджета расширенного правительства (т.е. налоговых поступлений, включая таможенные пошлины и взносы во внебюджетные фонды, для всех бюджетов бюджетной системы, включая внебюджетные фонды). Вместе с тем динамика доходов федерального бюджета от НДС имела разнонаправленный характер, что может быть объяснено как тенденциями в развитии экономики страны, так и проводимыми налоговыми реформами. В этой связи необходимо отметить, что любая реформа налога на добавленную стоимость не должна рассматриваться как одномоментная мера, которая сразу после осуществления приводит к изменению бюджетных доходов, предпринимательского климата, издержек налоговых органов и налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, контролем за исполнением законодательства о налогах и сборах. Более того, налоговая реформа проходила комплексно, одновременно принимались решения по изменению различных налогов, что приводит к сложностям при определении эффектов, связанных с реформой лишь одного налога. Также следует отметить, что в силу структурных изменений, происходящих в российской экономике, на эффекты, обусловленные изменениями в налоговой политике, накладывались прочие эффекты. На рис. 1 представлены данные, характеризующие ежегодные поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации за весь период существования данного налога в России в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Из рисунка видно, что за исключением 1992 года, когда НДС взимался по достаточно высокой ставке (28%), доходы бюджетов от налога на добавленную стоимость практически во все годы находились в пределах 7% ВВП. При этом тенденция к росту доли доходов от НДС в ВВП преобладала только до 2002 г., после чего наблюдались существенные колебания. Высокие доходы от НДС были получены в 2005 году, что преимущественно было связано с получением дополнительных поступлений от погашения задолженности, связанной с банкротством НК «ЮКОС», а также по итогам 2007 года, когда поступления НДС выросли даже без учета поступлений от «ЮКОСа». Заметное сокращение поступлений в 2006 году является результатом перехода на метод начисления и принятия нового порядка принятия к вычету НДС, уплаченного при капитальном строительстве3. В целом этот прирост соответствовал наблюдаемой динамике налоговой базы.Рисунок 1^ Поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему России в 1992–2007 гг., % ВВПТаблица 3^ Совокупные объемы поступлений НДС в бюджетную систему РФ в 2004-2007 гг. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП НДС всего 1069,7 6,27% 1472,2 6,81% 1510,9 5,62% 2261,7 6,86% в т.ч. НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации 749,1 4,39% 1025,7 4,74% 924,2 3,44% 1390,6 4,22% доходы от внутреннего НДС без учета поступлений от НК «ЮКОС» 749,1 4,39% 888,0 4,11% 924,2 3,44% 1150,7 3,49% в т.ч. НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 320,6 1,88% 446,5 2,06% 586,7 2,18% 871,1 2,64% Импорт* 2177,2 12,77% 2792,1 12,91 3738,5 13,91% 5102,3 15,47% Конечное потребление (без учета исчисленного по декларациям НДС) 10369,2 60,8% 12992,8 60,1% 16290,1 60,6% 19827,5 60,1% ВВП, млрд. руб. 17048,1 21624,7 26882,9 32988,9 * Определение доли импорта в ВВП осуществлялась путем отношения значений импорта по данным таможенной статистики и пересчитанного ВВП в млрд. дол. США на основании значений среднего номинального курса доллара США к рублю за соответствующий год (в 2004 г. средний номинальный курс доллара США к рублю составил 28,81 руб./долл., в 2005 г. – 28,29 руб. дол., в 2006 г. – 27,18 руб. дол., в 2007 г. – 25,55 руб. дол).Конечное потребление в ценах без НДС в 2007 г. составило 60,1% ВВП, что на 0,5 п.п. ВВП ниже, чем в 2006 г. В течение последних лет доля конечного потребления, очищенного от НДС, в процентном отношении к ВВП колебалась в пределах одного процентного пункта ВВП, что позволяет говорить об относительной устойчивости налоговой базы НДС, взимаемого при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке. Динамика импорта отличается большей волатильностью на всем рассматриваемом периоде, несмотря на то, что значение импорта в 2007 г. составляет 15,5% ВВП против 12,8% ВВП в 2004 г. (13,0% ВВП в 2000 г.) Следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается поступательный рост доходов от налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, причем динамика поступлений соответствует динамике ввоза товаров (см. рис. 2).Рисунок 2^ Динамика поступлений от НДС на ввозимые товары и объемов импорта, % ВВПВ итоге в структуре бюджетных доходов от НДС в 2007 г. наблюдается продолжение начавшейся с 2005 г. тенденции к сокращению доли внутреннего НДС в пользу поступлений от НДС на ввозимые товары (если в 2004 г. пропорция между поступлениям от налогообложения внутренней реализации и от обложения импорта равнялась 70:30, то в 2007 г. соотношение составило 57:43 соответственно). В целом это отражает изменение структуры потребления в стране, которой должен следовать НДС как налог на потребление.^ Динамика объемов начисленного НДС Из представленных в приложении 1 данных видно, что на протяжении 2005-2007 годов суммы начисленного НДС, как и суммы предъявленных налоговых вычетов, в абсолютном выражении имели устойчивую тенденцию к росту, причем прирастали они быстрее, чем увеличивался ВВП. Однако темпы прироста в 2007 г. существенного сократились по сравнению с 2006 г.: так, величина начисленного НДС в процентном отношении к ВВП увеличилась на 1,3 п.п. против 5,5 п.п. в 2006 г. Помимо объективно существующих ограничителей роста сумм начисленного НДС в виде темпов экономического роста и инвестиционной деятельности, числа плательщиков налога, среднероссийского уровня деловой активности организаций и предпринимателей (характеризующегося динамикой оборота средств), к сдерживающим факторам также можно причислить следующие последствия изменения законодательства о налогах и сборах: Рост масштабов применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Рост объемов капитальных вложений, а также увеличение объемов жилищного строительства, реализация которого не облагается НДС. Расширение перечня освобождений от НДС. Так, в розничной торговле в последние годы отмечается активный рост численности налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (на 20% в 2005-2007 гг.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.