Реферат по предмету "Разное"


Андрей платонов и его эпоха (11 класс) цели урока

ТЕМА УРОКА: АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ЕГО ЭПОХА (11 класс)ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить ребят с драматической судьбой писателя-земляка, показать трагизм идейно-нравственного противоречия у этого писателя. Обзорно рассмотреть произведения Платонова как эпопею народной жизни и историю становления и развития нашего государства после революции 1917 года. Выявить проблематику произведенийОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, магнитофонНАГЛЯДНОСТЬ: портреты А. Платонова, иллюстрации к произведениям, плакат с высказываниями писателя^ ТИП УРОКА: устный журналЛИТЕРАТУРА: Платонов А. П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече Уроки мысли и чувства. Часть 3. Воронеж , 1995 Платонов А. П. Избранное: Для учащихся ст. классов сред. Шк./Сост., авт. предисл., коммент. Н. Г. Полтавцева .- М.: Просвещение, 1989. Акаткин В. Прощание с утопией. Воронеж, Центр.-Черноз. Книж. Изд., 1991(Слайды 1-3) ЭПИГРАФЫ:Я на мир взираю из-под столика:Век двадцатый – век необычайный.Чем он интересней для историка,Тем для современника печальней.Н.И. ГлазковВсе возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях. А. Платонов^ СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА: (СЛАЙД 4)1. Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи.2. «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека.3. Инженер, поэт, журналист.4. «Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово».Художественный мир писателя.Пророческое слово Андрея Платонова.^ 1 СТРАНИЦА ЖУРНАЛА (СЛАЙД 5)Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи(Звучит мелодия «Грустного вальса»)^ (СЛОВО УЧИТЕЛЯ) Двадцатый век в истории России и русской литературы – самый драматичный и насыщенный событиями период. Долгие десятилетия у нашего читателя складывалось неверное представление о литературе 20-30 годов. Оно было неполным, односторонним. Потребовались годы, потребовались острые катаклизмы, прежде чем получили право на гласность те немногие русские писатели, которые честно высказывали свое мнение о происходящем в стране. Андрей Платонов, один из тех, что помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших в России в период укрепления в нашей стране Советской власти. «Он самый яростный и типичный человек своего времени, от которого его не оторвать. Все, что было со страной и народом, все это прогудело в его мозгу и сердце, оставив на память буйный восторг и горечь пепла» (В. Акаткин). Платонов, говоря словами Твардовского, «не для статьи передовой», а для самой трудной, деловой и честной страницы истории. О времени своей молодости, совпавшей с историческими катаклизмами, писатель позже скажет: «История бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». (СЛАЙД 6)Не зря он рожден эпохой гигантского разлома и смерча. Поэтому ему пришлось пробежать босыми ногами по огненным бороздам классовой битвы. С криком боли и воодушевления прорывался он к призывным миражам всеобщего счастья. Платонов с немыслимой правдивостью показывал, как мучительно внедрялись в народный мир теории социальных преобразований. Столкнувшись со злом, распознав оборотную сторону коммунистической медали, Платонов мучился от недостаточной действенности своего слова, своих пророчеств и сомнений. На рубеже 20-30-х годов писатель подходил к порогу трагического прозрения: певец революционного насилия от великой боли превращался в писателя-гуманиста. Именно здесь таится великий урок для многих писателей революции, соблазнившихся разрушительством и насилием, обещаниями коммунистического рая, не спросивших, какой ценой этот рай обойдется трудовому народу и интеллигенции. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают неисполнительные и благонадежные чиновники, а безумцы, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Н. Замятин. Жизнь Андрея Платонова оказалась почти точно вписана в первую половину ХХ века. Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи – двух мировых войн, революции и Гражданской войны. «Сюжет» биографии многих современников Платонова определялся именно этими событиями. (СЛАЙД 7) Жизнь одних была поделена на «родину» и «изгнание» революцией; в судьбе других «фактом биографии» стала Первая мировая война; жизни многих ровесников Платонова оборвались в тюрьмах и лагерях в 1930-е годы. В «линии судьбы» Платонова, наоборот, никаких резких поворотов не было, хотя баловнем судьбы его не назовешь. Андрей Платонов был подлинным сыном революции, принял ее сразу и без малейшего сомнения. Он тогда занимался всем сразу: мелиорацией, электротехникой, партийной работой. И писал, смущаясь – потому что страсть к слову не умерла с приходом революции, – он ведь не был уверен, что искусство должно исчезнуть, его обязан сменить «сущий энтузиазм жизни». Он монашески ограничивал себя, стыдясь любви к слову, как греха. И от этого его слово становилось особенно цельным, плотным, вещественным, фраза казалась тяжелой и неповоротливой, как будто мысль еще только рождается, «примеривается» к действительности. Не будучи ни разу арестованным, не изведав «прелестей» архипелага ГУЛАГ, А. Платонов, тем не менее, является одной из самых драматических фигур русской литературы 20-40-х годов. Произведения Андрея Платонова не были оценены по достоинству при жизни писателя: они повергались идеологической критике, большая часть была издана только после его смерти.^ 2 СТРАНИЦА ЖУРНАЛА (СЛАЙД 8)«Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека…»(Звучит мелодия «Сентиментального вальса») (СООБЩЕНИЕ 1 ученика) Родился Платонов 1 сентября 1899 года на окраине Воронежа, в Ямской слободе, где их семья снимала квартиру. Отец Платонова Платон Фирсович Климентов работал в железнодорожных мастерских слесарем, мать Мария Васильевна вела хозяйство, воспитывала детей. Андрей был первым ребенком в многодетной семье. Родина не была никогда для Платонова понятием смутным и отвлеченным. «Сердце навсегда может быть пораженным похилившейся избенкой на краю деревни, - писал он, - и ты не забудешь, не разлюбишь ее никогда, каким бы мудрым и бессмертным ни стал, куда бы ни ушел» (СЛАЙД 9)Вот как он обрисовал свою родину в одном из писем: «В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на Задонской большой дороге… А по праздникам (мало-мальски большим) устраивались свирепые драки». Еще подростком он сменил немало занятий: был батраком, подручным на складе, помощником машиниста, литейщиком, мастеровым. «Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник кроме отца… Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду…» «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», - признался однажды Платонов. (СЛАЙД 10) ^ Но все-таки писатель всегда был счастлив, когда вспоминал детские годы, когда писал книжки для детей. (СЛАЙД 11) К 1918 году за плечами у Платонова было только четыре класса церковно-приходской школы и еще четыре – городского реального училища. Однако литературная одаренность, начитанность и поразительная энергия позволили ему быстро стать одной из самых ярких фигур послереволюционного Воронежа. Он увлекался техникой и философией, вступал в споры на митингах, диспутах, литературных вечерах. В повседневной жизни Андрей Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Вот его портрет той поры, намеченный одним из друзей: «Среднего роста и крепкого сложения, с широким русским лицом и пытливыми глазами, в которых словно затаилась какая-то глубокая печаль… держался угловато и настороженно…». Но в суждениях он проявлял решительность и резкость. (СЛАЙД 12) Однажды зашел на литературный вечер в тот момент, когда со сцены звучало стихотворение И. Северянина «Ананасы в шампанском», немедленно повернулся и покинул зал. А через день в газете появился его гневный отзыв» «В том же городе, где истомленные голодом рабочие, еле стоя у станков, последними силами дергают вперед революцию… в том же городе вечером один господин визжит со сцены другим про ананасы в шампанском…». Решительность и напор были чертами эпохи. Общественное и техническое переустройство мира воспринималось многими в неразрывном единстве.^ 3 СТРАНИЦА ЖУРНАЛА (СЛАЙД 13)Инженер, поэт, журналист (СООБЩЕНИЕ 2 ученика) В 1918 году Платонов поступил в Воронежский политехникум. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста бронепоезда. Внимательно всматривается в происходящее, фиксируя сущностные черты новой эпохи. Напишет он об этом позже. (СЛАЙД 14) В годы гражданской войны также работал военным корреспондентом, приходилось расчищать пути от снега, подвозить боеприпасы для частей Красной армии. В 1924 г. он окончил Воронежский политехнический институт (электротехническое отделение сильных токов). В местных газетах и журналах он печатал множество статей на разные темы, научно-фантастическую прозу и стихи. Увлекаться стихами он стал в 12 лет, а печататься после революции. Ему помогают его верные друзья: редактор газеты «Воронежская коммуна» Г. Литвинов-Молотов, будущий литературный критик В. Александров. Журналист и будущий сатирик А. Новиков (сгинувший бесследно в годы репрессий).А. Платонов высказывался о себе: «Должен сказать, что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим» Из объяснения Платонова, что такое политический писатель, следует, что это значит болеть душой за все, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: «Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни». (СЛАЙД 15) Платонов всю жизнь работал над собой: ежедневное самообразование, необыкновенный, жадный интерес к литературе и философии, науке и технике, сельскому хозяйству и проблемам его переустройства. Он работал электротехником, служил в советских учреждениях. В 1921 году выходит публицистическая брошюра Платонова «Электрификация», и в то же время в г. Краснодаре выпущен его сборник стихов «Голубая глубина» (1922 г.), первая художественная книга писателя. Они словно отражают две стороны натуры писателя: деятельную, преобразовательную, инженерную и художественную, чутко созерцательную. В Воронеже он состоял на службе в должности губернского мелиоратора и заведующего работами по электрификации (1923-1926 годы), под его руководством были сооружены сотни прудов и шахтных колодцев, осушены и орошены большие участки земли, исполнены дорожные работы (мосты, шоссе, дамбы) и т.д. В 1926 году его перевели на работу в Москву, затем командировали в Тамбов – руководить отделом в губернском земельном управлении. Платонов еще лучше узнал жизнь глубокой провинции. «Поездка моя по уездам была тяжела… - сообщал он в одном из писем. – Но мне кажется – настоящее искусство настоящая мысль только и могут рождаться в таком захолустье». В другом письме из Тамбова он замечал: «Я сейчас такую пропасть пишу, что у меня сейчас трясется рука». Вернувшись в столицу, он оставил службу и стал профессиональным литератором. Творчество Платонова сочетает в себе конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью итоговых размышлений. Два пласта содержат его произведения: изменчивый и часто управляемый идеями и волей людей, прогнозируемый исторический поток, - с одной стороны, и пласт глубинного бытия народной жизни, ее естественного состояния, ее мощных непредсказуемых сил, связанных с космосом и природными ритмами, - с другой. (СЛАЙД 16)«Надо было понять, что же есть существование людей, это – серьезно или нарочно?» - писал Платонов в ранней статье «Пламень познания», определяя суть своей эпохи. Все его темы, сюжеты, герои – попытка ответить на этот вопрос.^ 4 СТРАНИЦА ЖУРНАЛА (СЛАЙД 17)«Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово»(Звучит мелодия «Вальса Сибелиуса) (СООБЩЕНИЕ 3 ученика)«Если дать сжатый обзор творческого пути Платонова, то можно увидеть, как многообразен его художественный мир, словно он создан несколькими авторами, но в этом многообразии выражены разные грани таланта одного художника, постоянство тем, образов, мотивов. (СЛАЙД 18) Как поэт он представлен единственной книгой «Голубая глубина», потом наступил период журналистики и публицистики (конец 10-х - середина 20-х годов), одновременно Платонов выступил как автор рассказов (за рассказ «Бучило» получил премию в 1923 г.); много творческих сил отдано Платоновым фантастическим произведениям (наиболее значительное - повесть «Эфирный тракт»).Как прозаик Платонов написал ряд произведений о самоотверженных людях, о «будничном героизме»: «Бессмертие», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» и др «Прекрасное» и «яростное» представлены в рассказе и в борении, и в неразрывном единстве - такова ситуация, в которой живет и трудится в окружающем его мире человек. (СЛАЙД 19) В классической манере описана историческая реальность и раскрыты основные образы в повести «Епифанские шлюзы» (1927). Казалось бы, найден собственный стиль, свой путь в прозе. Первый сборник одобрительно встречен литературной критикой и высоко оценен М. Горьким. Ширилась и росла слава. Но параллельно Платонов создает оригинальную сатирическую повесть «Город Градов», и писатель предстает в новом качестве. К концу 20-х годов у Платонова еще два сборника прозы: «Сокровенный человек» (1928) и «Происхождение мастера» (1929). Его сатира углубляется, доходит до гротеска в рассказе «Усомнившийся Макар» (1929), где автор критикует государственную систему. В нем автор показывает зарождение бюрократизма — машины, стоящей над человеком и обезличивающей всех, кто приобщается к труду в учреждениях. История Макара Ганушкина — это рассказ о том, как “нормальный мужик” превращается в обезличенного служащего. Платонов пытается сказать тем самым, что государство, провозгласившее себя народным, создает государственную машину, которая на самом деле не защищает интересы людей, а стоит над ними. Это сильно не понравилось Сталину, так как рассказ был «идеологически двусмысленным». А. Фадеев устраивает Платонову «разгром» за анархистский уклон, и его произведения перестают печатать. Но он продолжает писать свои рассказы, в которых сохраняются элементы сатиры, но больше безысходного трагизма (роман «Чевенгур», повесть «Котлован»). Платонов показал, что имеет свое мнение и пытается вмешаться в политику страны. На его имя был наложен запрет, и все его произведения остались лежать без движения. Как говорил М. Бахтин, «не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово», ибо такое слово предполагает наличие «авторитетных и отстоявшихся идеологических оценок». И поэтому литература этих эпох выражает авторские мысли и оценки, преломляя их в «чужом слове». Безусловно, эпоха Андрея Платонова – это эпоха, которая отнюдь не способствовала выражению мыслей в прямом авторском слове, так как слово это не совпадало с официальной идеологией. У Платонова, как заметил Л. Шубин, мысли героя и мысли автора совпадают. Его не печатают, но творчество художника нельзя остановить таким путем: «...Вокруг меня была разрушительная обстановка, но я держался и работал». В годы войны работал военным корреспондентом, получил тяжелую болезнь (туберкулез). Но не сдался, хотя перед этим он похоронил своего сына. После войны, несмотря на тяжелые условия, продолжал работать вплоть до последних дней своей жизни.^ 1944 год внес радостные перемены в жизнь Андрея Платоновича: 11 октября у него рождается дочь Мария. (СЛАЙД 20 ) Самые крупные его произведения у нас были опубликованы только во второй половине 80-х годов: «Чевенгур» - 1988. «Котлован» - 1987, «Ювенильное море (Море Юности)» - 1986 (за рубежом ряд произведений Платонова появился раньше). Таким образом, литературная судьба Платонова имеет два этапа: один - прижизненный, другой - период 70-х-80-х годов, когда он вошел в литературу как наш современник.^ 5 СТРАНИЦА ЖУРНАЛА (СЛАЙД 21)Художественный мир писателя (СООБЩЕНИЕ 1 ученика) «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ»Повесть «Епифанские шлюзы» (1927 г) написана в жанре исторического повествования. Идея - преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда. Автор приходит к противоречию между теориями и реальностью. (СЛАЙД 22)Проследим сюжет повести. Петр 1 поручает англичанину Бертрану Перри построить шлюзы, чтобы соединить Оку с Доном; Бертран составил «прожект»: объем работ огромный - нужно соорудить тридцать три шлюза. Вместе с немецкими инженерами Бертран принимается за осуществление идеи Петра. Однако осуществление идеи терпит крах, хотя чуть ли не вся губерния брошена на работы. Виной тому ошибки в расчетах, рабский труд и нереальные сроки, на которых настаивает Петр. Но здесь есть более общая мысль, которая заложена в фантастических произведениях Платонова и будет волновать его всю жизнь, - мысль о сопротивлении природы человеку, его техническому расчету: «Между техникой и природой трагическая ситуация. Цель техники - «дайте мне точку опоры, я переверну мир». А конструкция природы такова, что она не любит, когда ее обыгрывают...», во всяком случае, природа требует крайне бережного с ней обращения. (СЛАЙД 23) Построенные с таким трудом шлюзы не работали, природа не подчинилась человеку, и то что так и будет, понимали простые крестьяне в глубине «азийского» материка: «А что воды мало будет и плавать нельзя, про то все бабы в Епифании еще год назад знали... на работу все жители глядели как на царскую игру и иноземную затею, а сказать - к чему народ мучают - не осмеливались».(СООБЩЕНИЕ 2 ученика) Повесть «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» (1926-1927). Впервые издан в 1928 году. (СЛАЙД 24)Образ Фомы Пухова - центральный в повести. Подход Платонова к этому сложному образу оказался интересным в художественном отношении. Это - работящий человек, без особого энтузиазма, но без отговорок; на фронте вел себя хладнокровно и мужественно, не теряя чувство юмора в трудных ситуациях. Критика стремилась изобразить его как идеального рабочего человека, участвующего в революции. Однако идеального, это сделать трудно. Показательна характеристика, которую ему дали рабочие: «Не враг, но какой-то ветер, дующий мимо паруса революции». В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: «Все совершается по законам природы!», «Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!», «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!» В итоге образ сокровенного человека - это тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей огромное значение труда, принимающей мир таким, каким он должен быть. (СЛАЙДЫ 25 – 26) Тему человека и тоталитарного государства, подавляющего в нем личность, можно назвать центральной в творчестве Андрея Платонова. Писатель выступал против объединения отдельных людей, индивидуальностей в безликие “массы”, покорные режиму.(СООБЩЕНИЕ 3 ученика) Роман «ЧЕВЕНГУР» (1928-1929)Свое отношение к проблеме культуры, забвение которой ведет к гибели нации, художник недвусмысленно выразил в романе "Чевенгур". Роман о революции и гражданской войне, о первых шагах строительства новой жизни, о трагическом крушении мифа, мечты о мгновенном переустройстве мира, о создании коммунистического общества, о мировом триумфе революции. Чаще всего жанр этого произведения определяют как утопию. Но это часть истины. Действительно, в романе даны гиперболизация и гротеск, но нет ни героя, ни идеи, которые можно назвать нереальными. Действие романа охватывает переходный период от гражданской войны и военного коммунизма к нэпу. Но события эти автор рассматривает с позиций конца 20-х годов, подводя как бы итог первому послереволюционному десятилетию. Центр событий – путешествие Саши Дванова по степной России и история Чевенгурской коммуны. (СЛАЙД 27)В “Чевенгуре” Платонов показывает, как изначально светлые помыслы, забота о всеобщем благе вырождаются в свою противоположность. Самоуправство идеологов не имеет границ. Дальнейшие события романа показывают нам отношение автора к описываемому им построению “нового века”. Чевенгур разрушается каким-то страшным вражеским отрядом. Роман заканчивается дорогой, открытостью в будущее, надеждой. (СООБЩЕНИЕ 4) Повесть «КОТЛОВАН» (1930) Когда мы читаем повесть, перед нашим взором открывается мир и время, давно ушедшее от нас. Главная тема произведения – коллективизация, раскулачивание, строительство советского общества, но с самой страшной, горькой стороны. (СЛАЙД 28)Платонов показал российскую действительность конца двадцатых — начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает “культура жизни” — культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования. Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды на счастливое будущее. (СЛАЙД 29) ^ Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами спят в гробах. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя. .Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался над окружающим. Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев. (СЛАЙД 30)(СООБЩЕНИЕ 5 ученика) ПЛАТОНОВ на фронте (СЛАЙД 31)«Я бы хотел, чтоб некие мысли, рожденные войной и долгим опытом жизни и, может быть, имеющие общую значимость, не обратились в забвение совместно с моим прахом и послужили, как особенного рода орудие, тому же делу, которому служил и я. А я служил и служу делу защиты нашего общего отчего крова, называемого Отчизной, я работаю всем своим духом… на оборону живой целости нашей земли, которую я полюбил еще в детстве наивным чувством, а позднее - осмысленно, как солдат, который согласен отдать обратно жизнь за эту землю, потому что солдат соображает: жизнь ему одолжается Родиной только временно». А. Платонов. «Размышления офицера» ^ (СЛАЙД 32)За годы войны Платонов выпустил четыре книги рассказов: «Одухотворенные люди» (1942), Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945) Русский солдат принял на себя вину за боль и страдание людей, и именно он стал, по словам Платонова, той силой, которая остановила движение смерти, стал силой жизни, живой природы. «…Война – это зона между жизнью и смертью, где жизнь добывается в тяжелом труде через смерть врага, - война вместе с тем место, где надолго решается судьба человечества. Например, русское серое обычное поле является великим многозначительным образом, а супряга, когда тринадцать-четырнадцать детей и старух впряжены в общую лямку, тянут однолемешный плуг, символом непобедимой России…» А. Платонов. Из записных книжек ^ (СЛАЙД 33) Платонов проявлял большой интерес и к драматургии, написал несколько пьес: «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных избушек», после войны - «Ученик Лицея», «Ноев ковчег». Но как драматург при жизни он практически остался неизвестным. Он явился и автором нескольких киносценариев, в том числе по рассказам «Июльская гроза» и «Семья Иванова». Василий Гроссман писал: «До последних дней своих Андрей Платонович сохранил все богатство своей чистой, ясной души, всю силу своего удивительного ума». Пожалуй, ни у кого из русских прозаиков XX века нет столько посмертных публикаций, сколько у Платонова (СЛАЙД 34)^ 6 СТРАНИЦА ЖУРНАЛА (СЛАЙД 35)Пророческое слово Андрея Платонова(Звучит мелодия «Полонеза Огинского») (СЛОВО учителя) Когда мы хотим дать общую характеристику Платонову-человеку, то здесь можно опереться на многие высказывания о нем его современников, отмечавших удивительную гармонию между личными качествами Платонова и его творческой индивидуальностью. Среди многих хороших слов о Платонове можно привести слова Вас. Гроссмана, произнесенные им много лет позже, на гражданской панихиде в январе 1951 г.: «В характере Платонова были замечательные черты. Он, например, был совершенно чужд шаблона. Говорить с ним было наслаждением - мысли его, слова, отдельные выражения, доводы в споре отличались каким-то удивительным своеобразием, глубиной. Он был тонко, чудесно интеллигентен и умен так, как может быть интеллигентен и умен русский рабочий человек». Платонов прожил недолгую, но трудную, огневую жизнь. В его наследии отложился такой колоссальный духовный и душевный опыт, мимо которого проходить грешно. Все, к чему прикоснулся гений Платонова, стало историей. Читая Платонова, испытываешь просветление и очищение через потрясение и боль. Никто так не обязывает нас к поступку совести и долга. Прочитать его – значит пройти великую школу духовного роста, сочувствия и сострадания, а значит – стать лучше. Он из тех великих, кому 20 век поручил сказать о себе. Сказать на свое усмотрение. И, думается, век не ошибся. Платонов считал, что «единственная слава, единственная истинная честь для всякого большого художника заключается в том, чтобы завещанное им слово не убывало, не утрачивалось в своей глубине и ценности, а возрастало, умноженное на понимание миллионов читателей». И он достиг в своем творчестве такого органичного единства поэзии и правды, что и спустя десятилетия после того, как его книги были написаны, мы их читаем и они нам необходимы. «Платонов современен, как современны наши классики. Он обжигающе современен, ибо своим творчеством многое объясняет не только в советском периоде русской истории, с которым мы выясняем отношения, но и наше время, и нас с вами, оголяет нас, доносит каждой написанной строчкой чистую правду, в которой мы иногда признаёмся если не публично, то хотя бы наедине с собой», - пишет Наталья Васильевна КОРНИЕНКО (СЛАЙД 36)ЗАКРЕПЛЕНИЕ.^ ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ:Как прослеживается эпоха тоталитарного государства в произведениях Платонова? Назвать эти произведения?Рассказать о главных героях повести «Котлован».Какие нравственные проблемы раскрывает автор в повести «Сокровенный человек»?Почему А. Платонова называют «усомнившийся Платонов»?В каких произведениях автора прослеживается надежда на светлое будущее?Какие его произведения можно назвать автобиографическими?ВЫВОДЫ. (Слово учителя) Платонов сам для себя избрал трудный путь в искусстве: путь, говоря его собственными словами, «сквозь страдание, а не в обход его». Путь бескомпромиссной верности правде народной жизни и беспощадной требовательности к себе во всем, что касалось творчества. Путь подвига. И он прошел его до конца. Незамутненная правда и зримая пластичность платоновского слова делают его нетускнеющим от времени зеркалом души писателя, чье сердце вместило поиски и свершения, заблуждения и находки, потери и обретения великой, сложной и героической эпохи. Платонову удалось главное: его книги продолжают жить. (Звучит мелодия «Полонеза Огинского» (СЛАЙД 37)ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Письменный ответ на вопрос: «Как эпоха влияет на творчество писателя»?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.