Реферат по предмету "Разное"


1) 1871-1917(начало неоспоримо)2)1917-1945(17 год спорно, у нас это была революция, в германии она была в 18 году, многие сч

1Лит. Процесс. 1) 1871-1917(начало неоспоримо)2)1917-1945(17 год – спорно, у нас это была революция, в германии она была в 18 году, многие сч.началом 2 этапа начало второй мировой войны, т.к. сильно меняется психика в это время)3)1945-2010 точно. 1871 г. - парижская коммуна, объединение Германии, Дарвин публикует «Происх-е чел-ка» и «Половой отбор», Шлиман открывает Трою, Ницше – концепция Античности, появл-ся марксизм как новое полит.явл-е – разбились все христианские, демократич.идеалы. второй этап спорный потому что либо революция, либо война – потерянное поколение – тех, кто пришёл с войны, а их уже списали как мертвых. Шопенгауэр и его пессимистическая философия. Возвышает интеллектуала, только ему дано постичь мировую волю, потом Ницше (философ, филолог, теолог) продолжает его идею о воле, но он говорит об архаизме древности, он предельно антибуржуазен (вся литер-ра тогдашняя такая). Ubermensch-сверхчеловек – человек преодолевающий. У Ницше – преодолевающий себя. Толкни слабого_внутри себя!рус философы Серебряного века переводили его много.Он говорил о декадансе («упадок» - эпоха переходности, амбивадентности (и конец прошлого и заявка на будущее)), упадочная культура, кризис культуры, глобальная переоценка всех ценностей. Анри Бергсон усомнился в реальности времени: земенить активную физическую категориювремени субъективной длительностью, события для каждого длятся индивидуально (лит-ра живо отреагировала - Пруст), у томаса Манна мы тоже встретим эти игры со времнем. Нет магистральн напр-я. Пестрота не только в лит-ре, но и в филос-ии. По жанрам – очень пестрая – роман – карьера, -воспитание, утопич.роман, появл-ся науч.фантастика (Верн, соц.фантастика – Уэллс).реализм меняется: появляется тенденция к широкому охвату жизни во времени и пространстве – идет смена жанров. Жанр романа семейной хроники (Золя «Ругон - Маккары», Т.Манн «Буденброки») – вместо традиционного героя – горой коллективный, герой-семья.Охватывает 3-5 поколений, чтобы отразить движение лит.процесса. Дарвин: в 3 поколении уже происходят изменения, Золя на это опирается, а Шопенгауэр: материя не исчезает, а перевоплощается. Исчезают герои-яркие личности, массовое сознание привлекает автора, даже у импрессионистов – лица людей из толпы самые заурядные, размытые. 2.Общие особенности реализма рубежа веков. Происходят изменения в методе реализма. Реализм приобретает новые черты и качества. 1. Появляется тенденция к широкому охвату жизни во времени и пространстве, что способствует пробуждению сознания эпохи (масс). 2Смена жанров, роман-карьера сменяется на ж-р романа семейной хроники. У Золя гигантская эп. Ругон-Макары, Т.Манн Будденброки, Голсуорси Сага о Форсайтах. 3.Изменяется герой в ром. семейной хрон. Вместо традиц. молодого человека из провинции появл. коллективный герой-семья. 4.Раздвигаются временные границы. Роман охватывает жизнь 3-4х поколений, чтобы воплотить тенденцию исторического процесса. Теория Дарвина «О происхождении видов», тот или иной вид в 3м поколении или претерпевает эволюцию или погибает. На Дарв. опирается Золя. У Т.Манна есть иное проявление эволюц. сознания – в Будденбр. служанка отказ-ся носить хозяйке кофе. У Шопенгакэра иное: материя претерпевает высшее воплощение, материя не погибает, а превращается, преобретает новое интеллектуальное качество. На это опирается Т.Манн (В Будденброках изменение от бюргерства к людям искусства-Гано). 5. Исчезают яркие личности. Все герои интересуют автора. Продолжение традиции Теккерея «Ярм. тщесл. Роман без героя». Не ясно кто главн гер Будденбр. Тони? Томас? 6. На руб. вв. привлекает внимание массовое сознание, психология массы. У импрессионистов – изобр. лиц из толпы – Моне «Девушка в кафе», Ренуар «Актрира» - средний заурядный чел.3.Общая характеристика культуры и литературы декаданса. Все катаклизмы приводят к ощущению кризиса культуры, к ощущению конца века, это ощ. возникает из-за глубокой переоценки ценностей. Шарып. назвала бы декаданс не упадком, а это эпоха перехода, амбивалентности, ощ. конца прошлого и возникнов-я заявки на будущее. Сам термин декаданс укрепл-ся в 80е гг. и связан с журналом франц. символистов. Д. не является отдельным художественным направлением; он получил свое воплощение в различных направлениях (напр, в символизме). Культура Д (к-ра Д = к-ра рубежа веков) вклюает символизм, неором-зм, неоклассицизм, эстетизм, натурализм. Также сущ-ет и реализм, но он оч. видоизмен-ся. На лит-ру руб вв повлияли идеи Анри Берксона. Он б. философ, врач, оприрался на окрытия физики. В то время находят более мелкие частицы, чем атом, электроны, возникает ужас, что материя исчезает. Усомнились в реальности пространства и времени. Берксон усомнился в сущетвовании времени. Предложил заменить объективн. физич. категорию времени на субъективную длительность. Берксон счит., что одни и те же события для каждой личности длятся индивидуально. Лит-ра оч. быстро отреагировала на него. Т. Ман, Ромен Ролан. У Т.Мана игры со временем в Волш. горе Гансу Касторпу снится сон, он спит 25 минут, а за это время пред ним проходит вся история человечества. 4.Теория происхождения искусства Ницше. Для Ницше трагедия рождается из борьбы дионисийского и аполонистического начал в культуре, а само трагическое предстает как воплощение иррационалистического, опьяняющего хаотического начала. Развитие искусства связ. с двуединством апол. и дион. начал. С дион началом связ музыку, с аполл – пластические искусства. Оба начала - два разъединенных худ. мира: мира сновидений и мира опьянения. В песнях и плясках человек предстает членом некой высшей общины. В греческом искусстве они соединились. Олимпийские игры, сами олимпийцы – выражение красивого апполонизма. В их снах ощущалась логическая связь линий и очертаний, красок и групп, последовательность сцен. Дион.начало у греков проявилось в дион. оргиях. Дион. музыка – ни с чем не сравнимый мир гармонии. Вопрос, где в эллинском мире можно обнаружить то зерно, из которого в дальнейшем произрастают трагедия и драматический дифирамб? Образный ответ на этот вопрос дает сама эпоха древности, слившая воедино имена Гомера и Архилоха. Гомер – типичный наивный аполлоновский мечтатель; Архилох - воинственный служитель муз, первый «субъективный» художник, пугающий своей оглушительной ненавистью, хмельными порывами своих желаний. Древние греки, хор. представляли себе опасности жизни, и это знание не отвращает их от нее благодаря тому, что они были способны сделать ее приемлемой, творчески преобразовав. В их глазах мир получал оправдание как эстетический феномен. Поскольку жизнь есть вещь ужасная и жестокая, то пессимизма можно избежать, только если первобытный ужас будет переведен на язык настроения. Преодоления самого желания жить, можно избежать, только если первобытный ужас будет переведен на язык настроения, которое не лишает человека возможности испытывать потрясение от соприкосновения с хаосом, но при этом удерживает его в определенных рамках повседневности. Этим путем идет дионисийская эстетика, типичными формами которой, по Ницше, выступают музыка и аттическая трагедия. Дион-кое начало заключает в себе трагизм, хаос бытия, апполонизм предполагает потерю почвы, сон, обман. Греки строят свой театр на базе мифологии. Хор - столп трагедии. У Эсхила, Софокла есть хор, Эврипид – у хора вспомогат роль, обращает театр в сторону разума сакратовской иронии. Ницше в своей главной эстетической работе "Рождение трагедии из духа музыки" (1871) усматривает смысл трагедии в единстве дионисийского и аполлоновского начал.5. Неомифологизм - специфич.для ХХв. форма худ. мышления, предполагает особое отношение к мифолог. сюжетам, образам и символам, которые проигрываются или пересоздаются, рождая новые мифы, соотносимые с современностью. Неомифологич. иск-во ХХ в.ссылается на древнейшие образцы, соизмеряет себя с избранной культурн. традицией. В культуре к.19 в. под влиян. Вагнера и Ницше возникают неомифологич. устремления. Основоположник н. Вагнер счит, что эстетика революции создает новую мифологию. Обращ. к традициям германск. мифологии, В. создал оперную тетралогию «Кольцо нибелунга». Для него характерен симбиоз греч. и скандинавск. мифологии, это новаторство. Ницше: у мифа важная роль в соц. общежитии человечества. Дионисийское начало заключает в себе трагизм, хаос бытия, апполонизм предполагает потерю почвы, сон, обман. Греки строят свой театр на базе мифологии. Хор - столп трагедии. У Эсхила, Софокла есть хор, Эврипид – у хора вспомогат роль, обращает театр в сторону разума сакратовской иронии. В «ДФ» Т.Манна, в роли мифа - легенды и худ. произв. (К. Марло, Гете) о докт. Иог.Фаусте, волшебнике и чернокнижнике, жившем в ХVI в. и продавшем душу дьяволу). У Манна - музыкант, заключ. договор с дьяволом, но испытывает постоянную боль, мигрень как признак гениальности и желания коровьего тепла, а в послед.произведении Фаустус использует образ из Чистилища Данте – человек,который светит фонарем назад – на путь, по кот.не надо идти человеку.Важную роль в структуре интеллектуал.романа играет миф. Т.Манн изучает миф как ученый. В «Волшеб горе» воплощает миф, инициацию, отправляет Ганса на гору для интеллектуальных испытаний. Ганс (Иван) ассоциации и к Гулливеру, и к Фаусту. Гауптман в Тетралогии об Атри­дах пытается  при помощи мифологических моделей и архети­пов познать тип и суть человеческой природы и определить предназначе­ние человече­ской жизни.6. Принципы созд. образов в поэзии фр. символистов. Сим- 1 направление модернизма. Само назв-е связ. с поисками искусства, субъективн. созд-ем символа. Поэтика условности, иносказания, дематериализации слова. Звучание, ритм слова призваны заменить его знач. Символ – предметный словесный знак, условно выражает сущность к-л явления с опред. т.зр., к-рая определяет сам характер символа. В основе симв. – переносн. значение, всегда есть скрытое сравн. Особ-ти поэтики фр. симв-тов: 1. Обновл. содерж-я -введение запретн. тем 2. Выражение особо сложных, странных ощущений, полутонов чувств. 3. Необычн. сочетания слов, метафор, эпитетов. 4. Формир.поэтики намёка. Поль Верлен (1844-96). – старший из поэтов-симв-в стремился к искусственному опрощению поэтич. языка. Рано вступ. в поэзию («Сатурнический сборник», сб-к «Галантные праздности») Пыт-ся живописать словом, исп-т звукопись. Опис. простую семейную жизнь. Верлен по стилю поэт-импрессионист. Его лирика прежде всего пейзажная. Между душой и природой, душой и вещами сложные параллели. Душа и прир. тождественны. Если дождь плачет – он плачет, это не метафора. В его поэзии чел. и мир. снова обретают друг др. Размытость, свето-тени, оттенки, «поэзия втихомолку». Артюр Рембо (1854-91) В 20 лет бросает писать. В юности Р. жил в духе нонконформизма, не принимал никакого принуждения, другие люди – «чужаки». Он тот, кто страдает и тот, кто взбунтовался. 1 сб «Последнее стихотворение» (публ. 86 г.) 2сб-к «Озарение», 3 сб. «Лето в аду», почти автобиогр., опис. отнош-я с Верленом. Его поэзия отвергала все законы, построена на сверхчувственных озарениях. Эти озарения – не наитие, он достигалих искусственно – бессон. ночами, наркотики. Нет запретных тем, поэтизир. мелкие, бытовые, неприличн. вещи, наприм. стих «Вечерняя молитва». Исп-ет яркие, смелые метафоры иногда разрушающие логику. Стих «Искательницы вшей», у мальчика две его старш. сестры ищут в волосах вшей и погружают его в необычн., полусонное, блаженное состояние. Сам известн. стих «Пьяный корабль» - опис. путешествие на неуправляемом корабле.7. Понятие о неоромантизме. Приставка «Нео» озн-ет, что прод-ся ром-ое иск-во, но оно отл-ся от класс-го ром-ма. Возн-ие неором-ма связ-но с переориентировкой на новые бурж-ые основы мироустр-ва (мир практицизма и бездух-ти). Неором-ки ориен-ся на поэтику худ-го тв-ва, св-ую класс-му ром-му, они неприяз-но отн-ся к совр-ой дейст-ти и прот-ют ей ром-ий идеал (субъек-ый идеал). Неором-ов интер-ет судьба отд-ой лич-ти, хар-ра в их искл-ти. Неором-ки исп-ют многие худ-ые приемы класс-го ром-ма (суб-ое начало, повыш-ая эмоц-ть, облик героя, автор-ая позиция). Они динам-но воспр-дят жизнь, строят жизн-ую цепочку, прим-ют прием контр-та: резкая антитеза в системе образов и стилистике. Неором-ки возр-ют гротеск, соед-яя траг-ое и комич-ое и т.д.. Выд-ся представ-ми неор-ма в Англии, вопл-ми его лучшие черты, были Р. Л. Стивенсон и Джозеф Конрад, Райдер Хаггард, Артур Конан Дойл (ж-р детектив. Пока есть идеальный мир Беккер стрит, шерлок и Ватсон – добро есть, противоп-е натуре.) и Д. К. Честертон. Прежде всего в Англ.Роберт Луи Стивенсон. Мастер пр-ий с острым сюж-ом, захв-ей интр-ой и яркой эмоц-ой окраской. В романе «Остров сокровищ» увлек-ая фабула соч-ся с дост-но сер-ым сод-ем. Все герои романа оказ-ся в один-ом пол-ии: за кладом пирата Флинта отпр-сь как уваж-ые обесп-ые люди, так и прест-ки, плав-ие некогда с Флинтом. При всей соц-ой дист-ии у них один и тот же стимул дей-я - жажда золота. Но пираты проиг-ют в этой игре, так как они давно утр-ли к-л пон-я о мор-х обяз-ах. С. на стороне тех героев, кот-ым золото не вскр-ло головы: доктора Лавси, волевого и умного капитана Смоллета и юноши Джима Гаукинса. Главное вним-е С. в ист-их ром-х соср-но на изоб-ии быта и хар-ов. 8.Особенности натурализма как метода. Нат. и импрессионизм. Тв-во братьев Гонкуров. Натурализм возник как реакция на романтизм во Фр. В России – 1846, на западе - 1860. Философ.база Н. – труд Огюста КОнта(1798-1857) «Курс позитивной философии», трактовка интеллектуальной эволюции челов-ва. Н. 1.Богословская стадия (ср.в.), 2.Метафизич. (18в.). 3. Позитивное отнош-е к миру (19 в.) Отвечает запросам соврем-ти, чел. всё ставит на науч.основу. Конт: челов-во уже не нужд-ся в философии и её надо заменить соц-гией. К. предлагает рассмотреть все общ-ные яв-я через призму науки. Идею изменения общественного организма применяет и Ипполит Тен (1828-1893). Тв-во пис-ля зависит от физиологии – Тв-во – это эмоции, ощущения, «нервы»), всё ост-ое – ложь, выдумка. Чел. как духовно-природный автомат, а писатель – регистратор действий этого автомата. Лит.произведения вырастают только под действием среды. Тен «История английской литературы», знаковая вещь. Ключ к истории – личность., нет ни мифоолгии – ничего, только люди с особен. складом ума, только самого индивидуума и нужно узнать, он описывает ос-ти психики, кот.объясняет особ-ми организма. Раса – врожденные, наследственные склонности, антропологич. стр-ра индивидуума, кот позволяет человеку приспособиться к жизни. Среда – и климатич. и географич. положение. Особ-ти среды наслаиваются на расовую предоснову. Момент – синтез расы и среды, внут и внешн. Под давлением об-ва врожденные человеч.св-ва получают конкр–историч.форму, из суммы моментов складывается конкрет.момент цивилизации и эта сумма определяет темпы роста цивилизации. Народ как растение. Тен: общественный организм строится на физиологич.процессе вырабатывания. Порок и добродетель суть те же продукты, что сахар и купорос. Все организмы умирают, исотрик как исследователь-экспериментатор. Золя послед-ль Тена во Фр. Им. и Натур-ты стразу выступили тандемом. Моне – Золя. Призывали к родству с природой, отказ от обобщении и абсолютизации факта. Обобщение ложь, смотри на факты. Писатель как медик, здоровые ему неинтересны. Глав.жанром д.стать экспериментальный роман. Натур-ты первыми изобразили простого чел-ка., показали, что для ис-ва нет запретных тем. Братья Гонкуры – прямые прдшественники Золя. Эдмон (1822-1896), Жюль (1830 - 1870).Страстные коллекционеры предметов, в которых сконцентрирована история, мир, запечатанный в интимных частностях. Историки нравов и историки нервов.полит.история их не интересовала.в нач. 60х г.резко меняют интересы. Появл-ся яркие романы, кот.чаще всего называются по имени («Жермини Ласерте», 1865, и хвалили и ругали оч.сильно, Жермини – падшая служанка, у них самих была такая, абсолютно серый человек), интерес к биологич.жизни человека, писали чаще всего с натуры.9.Эмиль Золя (1840-1902)прожил оч интересную жизнь, с участием Гюстава Флобера, И.С. Тургенева и др., теоретик натур-ма, поддерживал импрессионистов. 1.Натурализм2. Натур + реализм, 3. Неоромантизм (цикл «Три города» и «4 Евангелия» с элементами утопизма). Отравился угарным газом. Он – лит-р нового времени. Соц.активный писатель, всегда в гуще событий. Самоя чркое полит.выступления – памфлет «Я обвиняю» - открытое письмо президенту о деле Дрейфуса (предвзятое обвинение еврею за шпионаж, Золя встал на защиту одним из первых, а потом Пруст), за что его изгнали в Англию. 1865 «Исповедь Клода»(романтизм+реал) – попытка анализа любви и ненависти нищего художника и проститутки, в письмах, эмоционально, возвышенно, контраст между творч.личностью и приземленной проституткой, как верх и бездна, невозможно – расстаются.. новый метод в искусстве – Золя будет сравнивать разные методы в искусстве с экранами, через которые автор смотрит на мир. Романтизм – призма с гигантским преломлением, экран у натуралиста – ровное прозрачное стекло. Золя-теоретик. Много статей, растолковывает позиции позитивной философии («Натурализм в театре»разные статьи). Тургенев обращает на него вниманиеи онпоявл-ся в России в «Вестнике европы», перевели и объеденили в «Эксперементальный роман»(истории болезни об-ва, человеч.тело-огромное тело, покрытое бациллами). Писатель – хирург, медик, кот.лечит об-во, каж.роман-это эксперемент медика. Золя отказывается от «образа, хар-ра», они превращаются в темперамент, зависящий от рока плоти и нервов, из-за увлечения Дарвином смеется над понятие Душа, но к концу жизни будет искать Бога. 1867г – первый роман «Тереза Роке», типич. Натуралистич.роман, как страсть толкает любовников к убийству мужа Терезы, они женятся, но из-за ненависти кончают самоубийством. Бурная критика. Золя:Тереза и Лоран звери. Лоран – азот, как можно сердиться на азот?они просто под экспериментом. «Мадлена Фера», почти о отм же, но без такого буйного интереса. 1868 г - запись о замысле нового произведения «Ругон-Маккары».10. «Ругон-Маккары». 1868 г - запись о замысле нового произведения., в итоге более 20 романов, но не как у Бальзака. Золя хочет изобразить влияние крови, меняемое средой.1ый замысел касается воспроизведения биологич. истории семьи, 1869 – биолог.и соц.исотрия семьи в эпоху второй империи, изучить 2 империю (период в истории Франции с 1852 по 1870, когда была установлена конституционная монархия во главе с племянником Наполеона I - Наполеоном III), воплотить соврем-ое об-во. Писатель-реалист, но использует натуралистич.приемы. Открывается ром. «Карьера Ругонов» (1870) - соц.(революция)и биолог.(в начале болезнь семьи)корни семьи. Соц.база семьи основ. на предательстве. В провинц. город Пласан пришла весть о фр. революц, но революционеров Пласана предает 1 из буржуа-Ругонов, их расстреливают на окр. города. Ругоны торжествуют, в их особняке нач-ся 1 прием, они делают соц. карьеру. Биологич. начало Ругонов – Аделаида Фук, дворянка, оч. чувствительна (ненорм психика). Ее выдали замуж за крестьянина Пьера Ругона, за ней приданное. З. смотрит как изм-ся наследств. черты при опр. соц. условиях. Пьер практичен как отец, честолюбив, жаждал наслаждений. После его смерти в Аделаиду влюб. бродяга Макар, алкаголик, жажд. убийства, но веселый и добродушн. От него дочь Урсула (вых замуж, хор. спокойная семя) и сын Антуан Маккары. Пьер Ругон (сын) преумнож. состояние, он хитрый буржуа, выкупает у Антуана его часть наследства (дети А. идут на дно), дети Пьера богатеют (Арестид, Эжен – блестящ. карьера, Паскаль – энергия научного поиска, 3й сын, но ничего общ. не имеет с Ругонами, представитель научн. интеллигенция из бурж. корней) Творч. интеллигенц – от Макарров. Дети Антуана: Жак – жизнь без осложнений, Жервеза – ром. «Западня» - 1й ром. об алкоголизме - соц. болезнь. Жервеза прачка, вых замуж за кровельщика. Решили сходить на свадьбу в Лувр, но им скучно, общ-во не научило их видеть прекрасное. Постепенно в атмосф. матер. недостатка (муж упал и перестал работать) в семье нач-ся алкоголизм, никому до них нет дела.Жан Лантье («Человек-зверь») унаслед. от деда Маккара тягу к убийству. Его брат Этьен Лантье унаслед. повыш. нервозность и жалость к людям. Клод Лантье («Творчество») – творческий чел, но для него гениальность – это болезнь. Порок Ругонов – пороки высш. общества, жестокость. Маккары – плебейские пороки, но Мак. веселы, добры. 11. «Жерминаль». 1885.тема организованного пролетариата, не просто о бедных, но о добрых.пишет по свежим следам стачек и забастовок.Жер-ль – название марта/апреля по революц.календарю, месяц первых всходов.Центр – страдание шахтеров, незримый труд.колллектив шахтеров – почти однасемья – Маэ, 13 детей, ужасная жизнь, завтрак – плохой хлеб, всё в серой пыли, потов в шахту. Все служат Молоху, шахта высасывает все жизни, в конце дня она их выплевывает, всё серое, борьба за кусок хлеба. Этьен Лантье (линия Маккаров), приходит в этот поселок, уйдет через год, когда появятсяпервые всходы, у люди совер-но неразвитое сознание, с ним пришла надежда, что всё может измениться.отказаться от крох ради будущего.тема растущего пролетарского созания, но Золя не идеализирует рабочих, показал обыденность зла ри капитализме – против кого бороться?! Есть и любовь – катрин Маэ – душа шахтерского поселка, кот.нужно разбудить, неразвитость поселка в физич.недоразвитости Катрин (15 лет?), но русский Суварин взрывает шахту и Катрин погибает, весенним утром Этьен уходит, результат: опыт коллективной борьбы поселка, пробуждение его души. Нов-во: коллективн образ поселка, созд-е образа капит-кой монополии (шахта). З. играет красками – шахта красная и черная. Борьба пролетариата с монополией.12. Новеллистика Мопассана. Так же он - один из самых ярких представителей неклассичю мировоз-я в лит-ре. Признав настоящий талант фр. писателя, Толстой обвинил его в безнрав-ти. М. «любил и изображал то, чего не надо было любить и изображать», а именно то, как женщины соблазняют мужчин, а мужчины - женщин. Вторая важнейш. черта неклассич. Мировоз-ия – глубочайший пессимизм, восприятие жизни как страшного Хаоса. Новеллы – лучшая часть творчества Мопассана. Тематически мож разделить на несколько групп. 1) Эротич. новеллы. «Незнакомка», «Пробуждение». 2) Новеллы о любви, о настоящем высоком чувстве, без реализации которого нельзя сказать, что человек испытал истинное счастье. «Лунный свет». 3) Новеллы о несправедливости, ужасе и абсурде жизни, таких новелл подавляющее большинство -> он был пессимистом. Множ-во новелл о жесткости, чёрствости, жадности людей. Такова прославленная «Пышка», замечательно описывающая время Франко-прусской войны (семинар). Ярк новеллы этой группы: «Драгоценности», «Ожерелье» (семинар), 4) оптимистические – все остальные рассказы на самые разные темы, к-рые заканч-ся хорошо, их меньше. «Идиллия», «Парижское приключение», «Завещание». В св. нов-ах М. сумел изобр-ть жизнь различн. классов Фр-ции, показать крупн. соб-я соврем-ти. Мастер-во типизации соед-ся с псих. анализом. Клеймит пороки совр-ков и грустит при виде страд-ий и униж-ий чел-ка. На внеш. незначит-ом типичн пизоде М. умеет раскрыть серьезн, жиз-но важную проблему. Сложн. содерж-е сумел заключить в рамки рас-за.^ 13. «Милый друг» Мопассан. Ги де Мопассан зан-ет особое место в ист-ии фр. лит-ры. Его тв-во знам-ет собой новый этап разв-ия реал-ма 19в., отчет-во обнар-ет черты, кот-ые станут хар-ми для лит-ры века 20. Знач-ую роль в его чел-ой и твор-ой судьбе сыграл Флобер. Он учил Мопассана умению видеть за един-ми, конкр-ми фактами и соб-ми жизни прояв-е закон-го, типич-го; прививал ему прист-е вним-е к вопр-м худ-й формы; стр-ие к точн-ти и выраз-ти слова. Также влияние на него оказал и Тургенев: помог преод-ть скепт-м во взгляде на чел-ка, хар-й для фр. лит-ры конца 19в. После опуб-ия новеллы "Пышка", кот-ая сделала его широко изв-м, он покидает службу и полн-ю отдает себя лит-ре. В 1885 г. появ-ся роман "Милый друг", сод-ий шир-ую панораму соц-пол-ой жизни Фр. времен III Респ. В центре пр-ия – ист-ия мол-го чел-ка, стр-ся покорить Париж. Прблема судьбы молод чел-ка из народа, мечтающ обеспечить себе менсто под солнцем была расработ во фр лит-ре 19 в (стендаль, бальзак). Но если тогда герои были наделены умом и талантом, то мопассан дал нов образ буржуазн карьеритста. Дюруа не обладает никакими способ-ми, отолич-ся только ловкостью, красивой внешн-тью и отсутс-ем совести. Эти св-ва позволяют ему превр-ся из мелкого чин-ка в крупного журн-та, богача. Для достиж-я св целей он исп-ет влюблен в него женщин. Р-н «мил друг» - сатира на «весь Париж», на цинизм и корыстолюбие буржуазн кругов (можн назвать романом-памфлетом).14. Философ.роман Анатоля Франса.(1824-1924) Всё его ТВ-во философично. Виртуозно использовал все грани сатиры и иронии, но открещ-ся от литер.традиций. выделяет франц.Возрождение, наследник Рабле, эпохи Просвещения(Валтер восхищает, Руссо вызывает спор), интересовался современностью, дружил с рус.революционерами., легкий роман «Восстание ангелов». 1 произв-е - «Преступление Сильвестра Бурнара. 2 произвед-е философ.роман «Таис» 1в. До н.э., Таис – реал.историч.лицо, но у него она совсем другая. Автора нтересует интеллект.жизнь эпохи, время распространения христианства, столкновение идей в сознании обычного человека того времени, а не в быту. Пафнутий и Таис, все хотят завладеть её душой. Всем нужно наслаждаться меру, чтобы потом не разочаровать полностью. А Таис это не нравится. Пафнутий раб одной идеи – идей христ.религии, культ страдания, уводит Таис в понастырь, но там она умирает, так и не решив в чём смысл жизни, а сам Пафнутий в итоге от Бога отказывается. «Восстание ангелов», тоже посвящен революции. На него анложило отпечаток знак-во с русск рев-ми. Ангелы восставш против Бога с Люцифером б свергнуты на землю, они падали на париж как дождь, обоснов-сь среди людей и готов новое восстание против Бога. Люцифер отказ-ся, видит в восстании замкнутый круг (сатана станет богом, бог станет сатаной). Нужно уничтожить Иалдаваофа в собственных сердцах, одолев невежество и страх. Зд критика буржуазн мира и трагич утрата веры в революцию, надежд на грядущ обновл-е об-ва.15. «Остров пингвинов» одно из саамы пессимистич., но самый интересный по форме.гротескный историчроман.1908г. пародия на историю всей человеч цивилизации вообще. Жизнь каж.народа – ни что иное как смена бедствий и безумств. Полная история Франции, просто пародия на пародии. Образ пингвина для карикатурности, пингвины сч-ся самыми глупыми животными.основ.смысл – философ.осмысление основ. Законов чел-ва. Автор ненавидит предрассудки и фанатизм, резкое неприятие и осмеяние буржуазной идеалогии: 1. против культа собственности, 2.против культа религии и бурж нравственности, 3. против культа воен.славы и Наполеона(генерал Тринко) 4. отрицает культ либер.бурж.политики, при помощи кот.пытаются подштопать противоречия социума. А) обрушивается на Руссо, рисует картину возникновения неравенства между людьми. Б) против бурж.демократии – олицетврение – шлюха (Обрроза). Разговор о будущем оч. Пессиместич. Когда земля разлетиться на куски, мир неприменно улучшится и удоволетворена будет мировая совесть, кот.в принципе не существует. (Офицер-еврей Пиро, кот. обвинили в краже сена – намёк на дело Дрейфуса. Летописец Иоанн Тальпа. Остров крестил святой Маэль по ошибке. ) но чел-во на своих ошибках не учится, автор предупреждает, что может быть, если челвек не обратиться к разуму. Ос-ти иронии: во многом опирается на Вальтера, ложное захваливание, оч.любит гротескные образы. ^ 16. «Новая драма».твор-во Ибсена. «Пер Гюнт». Новая драма –условное название, 1860 -1890, новации в театре. (Генрик Ибсен, Стринберг, Шоу) – соц.-псих.-реалистич.драма, воспринявшая новаторство натурализма. Противопоставляли себя бурж.романтизму.решают вернуть драме злободневность, обратили внимание на рус.лит-ру(Толстой, Чехов). Появл-ся новые театры, режиссеры, актеры. Генрик Ибсен (1828-1906)– с него начло новой драмы. У него психология лич-ти (не на баррикадах, а в мирные дни), внимание не к толпе, а лич-ти. Оч. остро уловил противоречие между общественным хар-ром труда и част.хар-ом присвоения. «Пер Гюнт», 1866 отнс-ся ко 2 периоду тв-ва (60е г. – переход.период от романт.к реалистич.осмыслению жизни.), драматич.-философ.поэма в стихах, темка – человеч лич-ть и её призвание на земле. 5 действий, сюжет из фольклора, мнго норв.сказок. образ Пера оч.сложный красив, фантазер, поэт в душе, а живет в деревне, понятно, что такому гению в деревне тесно, и он отпрвляется искать свое царство на земле, в его душе живут силы необъятного. Действие поэмы охватывает время от начала до 60-х гг. XIX в. и происходит в Норвегии (в Гудбраннской долине и окрестных горах), на марокканском побережье Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова в Норвегии, на родине героя. Все беды героя нач-ся со встречи в Великой Кривой: у чел-ка есть два пути – узкая прямая (слож., смертельная), или широкая кривая (простая, ведет в болото мещанства). Образ Пера дается в эволюции. встречает Пуговичника, кот.хочет переплавить его на пуговицы, как пустую породу, потому что Пер не сд.ни -, ни +, Пер понимает, что ничего хорошего уже не сд., и решает сд плохое. Солвейг слепа от слез, он просит её проклясть его, но она говорит, что он сделал её жизнь песней, что глав.суть женщины – любовь. Конец – она поет ему песню, а он засыпает/умирает у неё на коленях. Солвейг: 1. образ родины, ждущей своих сыновей, 2. Любовь всепобеждающая и всепрощающая. Символизация обстановки (небоморегоры), персонификация отдел идей (пуговичник - совесть), масса философ. Девизов (быть самим собой).17. «Кукольный дом». 3 период (70-нач 80х гг., период реалистич., жанр – соц.-псих.драма.) пьесы: «Столпы об-ва», «Приведение», «Дикая утка», «Кукольный дом» и др. действие перенос-ся в осовремн-ть, усиливается эфф.жизнеподобия, серые будни серого бурж.дома. такое жизнеподобие было в рус.лит., в европ.-впервые. Чем проще действие – тем сложнее конфликт. Перед нами драма духовная, а не внеш. Вводит ретроспективное действие, которое взрывает обстановку настоящего, ещё мотив тайны и мотив лжи. Нора, Хеймер (муж), Фру Линде (подруга, с кот. не видились 8 лет), Крогстад (которому она должна, которго увольняет Хельмер, и кот. любит Фру Линне), доктор Ранк. Псих.семейная драма о отношошениях Норы и Хеймера, но для Ибсена это конфликт двух моралей: Нора (воплощение человеч.морали, всё лучшее, что есть в человеке) и Хельмер (бурж.мораль, типич.мещанин) – огромная пропасть между этими двумя типами. Подвиг Норы на первом плане, для мужа – этопреступление. На 1ый взгл – Нора птичка, мышка, белочка, куколка (кукольный дом - театральный), сорящая денежками, неестественность отношений. Годы жизни она поводит в тяжелом труде, о кот. Хельмер и не подозревает. Когда всё вскрывается, «дом рушится», т.к.был ненастоящим, Нора в этой ситуации молчит. Потом случай им помогает и Нора опять становится для мужа белочкой, т.к. репутация семьи спасена. Но Нора вдруг говорит: Давай-ка сядем и поговорим – судьбоносно для всей драматургии, новый этап в развитии европ.драмы, драма идей, интеллект.драма. «X:Нора, неужели я навсегда останусь для тебя только чужим?Н:Ах, Торвальд, тогда надо, чтобы совершилось чудо из чудес.Х:Скажи какое! Н: Такое, чтобы и ты и я изменились настолько... Нет, Торвальд, я больше не верю в чудеса. Уходит. Первый финал: нора уходит, его просили переписать – они помирились, но это казалось фальшью, третий финал – он должен произнести: «Чудо из чудес» так, чтобы все поняли, что он готов на чудо.18. пьесы Генрика Ибсена послед.периода. 4 период – самый мрачный.1) ученический, 50е гг, 2) переходный от романт.к реалистич.осмыслению жизни, 60е гг., Пер Гюнт, 3) реалистич., 70е – нач.80х гг, Кукольный дом, 4) тоже реалистич., соц-псих.драма, атмосфера оч.пессимистич., герои ущербные, обреченные, 1880 – 1906 гг. «Женщина с моря», «Когда мы, мертвые, просыпаемся», «Строитель Сольнес» (1892). «Геда Габлер», 1890, оч.повлияла на рус.театр. действие в бурж.доме. она немолода(29), выходит замуж за банального историка Тессманна, брак не по любви, но она красавица, ему поообщали должность профессора. Приезжает её подруга Теа, некрасивая, но с дивительно красивыми волосами., а у Гедды волосы плохие и это жутко её раздражает. Когда-то Геда не смогла стать опорой ученому Лейбаху, а Теа смогла его поддержать, труд их сблизил, и они приезжают в город. Гедда в бешенстве, и если выйдет его рукопись в свет, то Тессману должность не светит, она напоила Лейбаха, она получила рукопись, и отправила её в камин, а ему дала дуэльный пистолет отца и сказала уйти красиво – застрелиться, но он попал в живот, а не в висок, и умер в муках. Тессман получает должность, но они с Теа в печали из-за смерти Лербаха, она говорит, что труд этот как их дитя и так как она помнит его наизусть, они решают его переписать. Геда никому не нужна. Кончает жизнь самоубийством, выстрел слышали все, но никто не обратил внимания.^ 19. Принципы создания интеллектуальной драматургии Б.шоу. Шоу – созд-ль интеллект-ой драмы, хотя начин в русле нов драмы. Интел-ная драма принадл 20в. Шоц выдвиг требов-я интел-ой драмы: 1) счит, что в основе спектакля д.б. столкн-е мировоззрений, процесс мысли (драма-дискуссия Ибсена), 2) делит людей на немыслящих филистеров (700чел-к), идеалисты заблуждающ-ся (299 чел-к) и реалистов (1 чел-к). Конфл-т в инт-ной драме д.б. м/ду реалистом и идеалистом, столкн-е ложн и правдив идеологии или столкн-е 2ух ложных идеологий. Идеалисты м.б. приятные (заблужд-ся в ущерб себе) и неприятные (заблужд-ся в свою пользу и в ущерб другим). Реалист - положит герой. Реал-ты же это люди, не питающие никаких иллюзий, никаких идеалов, это люди практики. Создание такого образа он и попыт-ся вып-ть в своем тв-ве. Свои первые пьесы он объед-ил под наз-ем «Неприятные пьесы» («Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен», «Волокита»). Есть еще «приятные пьесы» («Кандида»), «пьесы для пуритан» (пуританин – ханжа; политич партия в Англии, способств английск процессу разв-я и рев-ции, пуритане призвали к иск-ву, пробужд-му обществ мысль). «Приятные пьесы» (пьесы о «приятных идеалистах», к-рые заблужд-ся в ущерб себе, касаяются романтических заблуждений общ-ва и «борьбы отдельных лиц с этими заблуждениями»). 21. «Пьесы для пуритан» Б.Шоу. Пуританин – 1) ханжа, чел-к, к-рый не замечает и не говор о любви, 2)полит партия в Англии, способ-щая процессу разв-я, призывали к иск-ву, пробужд-му общест-ую мысль. «Ученик дьявола» - истории сюжет, независ-ть Америки. Почему американцы отделились от Англии? Колонизаторы были глупы, а колонисты обладали здравым смыслом. Ричард Даджен (идеалист) – чел-к свободн взглядов, атеист, живущ по законам собствен морали. Люди не общ-ся с ним, считая его уч-ком дьявола. Пастор Антонии Андерсен (реалист) – воодушевлен идеей спасения, не 4устраив жителей поселка, тк счастливо женат. Он поднимает восстание и в кач-ве его предводителя спасает Ричарда. Ричард полон христин-го смирения, готов пострадать за ближнего. Пастор в душе оказ-ся лидером, вождем. В пограничн ситуации раскрыв-ся истин кач-ва юдей. Пуританство – в лице мисс-с Даджен. ^ 20. «неприятные пьесы» Б.Шоу. В предисловии к сборнику «Неприятных пьес» он, в частности, писал, что зритель «сталкивается в них с ужасающими и отвратительными сторонами общественного устройства Англии». » («Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен», «Волокита»). ». Резкий обличительный пафос отличает самую значительную из них, комедию «Профессия миссис Уоррен» — злую сатиру на викторианскую Англию. Подобно Ибсену, Шоу вскрывает глубокое несоответствие между видимостью и сущностью, внешней респектабельностью и внутренним убожеством буржуазного образа жизни. Заостряя сценическую ситуацию до гротеска, он делает своей героиней женщину легкого поведения, составившую состояние на занятии своим предосудительным ремеслом, совладелицу публичных домов во многих европейских столицах. Шоу изображает миссис Уоррен и как жертву несправедливого устройства общества, основанного на безжалостном гнете и эксплуатации человека, и как его воплощение, символ. Пытаясь оправдать себя в глазах дочери, воспитанной в абсолютном неведении об источнике семейных доходов, миссис Уоррен рисует ей страшную картину нищенского существования своей семьи, толкнувшего ее заняться проституцией. Но, как признается она дочери, бросить свой доходный «промысел» и пренебречь законами буржуазного общества, оправдывающего любые средства достижения богатства, мисс


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Положение о Федеральной Налоговой Службе(старый кодекс)
Реферат Грамматические особенности языка В.Шекспира (на материале трагедии “Гамлет”)
Реферат Юридичний склад умовно-дострокового звільнення від відбування покарання неповнолітніх
Реферат Религия любви Фейербаха
Реферат Механізми розвитку венозного повнокров я в аденогіпофізі при порушенні пульсового тиску у печеристих
Реферат Функционально-стилистические особенности использования просторечий в газетных жанрах
Реферат Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников
Реферат Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.)
Реферат I. Данные по итогам эпидсезонов кэ за 2002-2006 гг. 5 Заведующая паразитологическим отделом фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге» Л. П. Антыкова. 5 Временные характеристики эпидемического сезона 6 клиническая эффективность йодантипи
Реферат Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Реферат Проблема формування індивідуального стилю діяльності майбутнього педагога
Реферат Народные истоки характера Катерины По пьесе А. Н. Островского Гроза
Реферат Краткое содержание книги «Разбойники» Ф.Шиллера
Реферат Психологическое консультирование родителей младших школьников на примере диагностики степени
Реферат Встановлення дипломатичних відносин та організація дипломатичних представництв