1 Человек и природа 1 Проблема бездумного, жестокого отношения к миру природы А.С.Пушкин «Анчар». Человек не должен вмешиваться в жизнь природы.М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Люди губят прекрасные деревья, которые дают тень в раскаленной пустыне.Ф.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…» (поэт призывает относиться к природе как к живому организму, выступая против представлений о ней как о бездушном механизме); Тургенев «Отцы и дети» (Базаров считал природу мастерской, а писатель показал, что она есть храм); ^ М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые могут уничтожить все живое. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Шарикова. ^ Распутин «Прощание с Матерой» (остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.); ^ Леонов «Русский лес» (люди должны бережно относиться к окружающему миру, быть ответственными за него, ученый-лесовод Вихров ведет борьбу за рациональное использование ресурсов); ^ Астафьев «Царь-рыба» (человек – часть природы, поэтому нужно бережно использовать ее ресурсы, браконьерство – страшное зло) 2.Как уберечь мир от экологической катастрофы? Человек не должен бездумно использовать природные ресурсы (использовать материал предыдущего блока, сделав акцент на необходимости защиты природного мира)^ А. де Сент Экзюпери “Маленький принц» (необходимо заботиться об окружающем мире, как герой произведения ухаживает за своей маленькой планетой).Булгаков «Роковые яйца» (эксперименты профессора Персикова, задумавшего «улучшить» то, что создано природой, могли привести к катастрофе, к гибели всех людей) 3.Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным ^ Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (сон Раскольникова об избиении лошадки, писатель показывает, насколько отвратительна человеческая жестокость) ^ И.С.Тургенев «Муму» (Герасим спас Муму и трогательно ухаживал за ней, а затем собака была уничтожена из-за прихоти барыни)Бунин «Господин из Сан-Франциско» (стрельба богатых бездельников по голубям);^ В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (лирический герой стихотворения любит все живое, он искренне озабочен тем, что упала лошадь, и искренне радуется, когда она нашла в себе силы подняться)^ Г.Троепольский «Белый Бим черное ухо» (собака, оказавшись на улице, после того как ее хозяина положили в больницу, встречает много людей: добрых и злых, но затем гибнет из-за их жестокости)^ Ю.Домбровский «Факультет ненужных вещей» (история с крабом, которого герой держит подкроватью, надеясь, что тот погибнет, затем герой отпускает краба в море, где тот сразу начинает чувствовать себя лучше (+ проблема свободы)) ^ Б.Васильев «Великолепная шестерка» (мальчики, покатавшись на лошадях, привязали их к деревьям, и кони умерли от голода). 4.Влияние природы на человека ^ А.С.Пушкин «Осень» (поэт пишет, что красота природы помогает пробудиться вдохновению: «И пробуждается поэзия во мне…»)М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «как часто, пестрою толпою окружен…» (только на лоне природы человек обретает душевное спокойствие)^ Гончаров «Обломов» (годы, проведенные на лоне природы, оказали воздействие на формирование личности Ильи Ильича: он вырос человеком с чистой душой и нежным сердцем)^ И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (именно созерцание красоты природы успокаивает Николая Петровича, дает ему силы не огорчаться из-за конфликта с сыном) Толстой «Война и мир». Отношение к природе – критерий нравственной оценки личности (нелюбимые герои никогда не изображаются на лоне природы, Наташа, князь Андрей способны увидеть ее красоту)^ Ю.Нагибин «Зимний дуб» - под влиянием красоты старого дерева молодая учительница поняла, что учитель должен не только давать знания, но и воспитывать в детях любовь к окружающему миру. 6.Взаимоотношения человека и природы ^ А.С.Пушкин «Анчар» (человек добыл яд анчара, чтобы принести гибель людям). Нельзя бездумно вмешиваться в жизнь природы А.Солженицын «Утенок» (человек не должен считать себя хозяином природы, которая сильнее и мудрее его) 5.Почему не каждый человек воспринимает красоту природы? ^ М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (странствующий офицер восхищается красотой окружающего мира, Максим Максимыч равнодушен к красоте природы, для него важна не живописность тучки, а то, что грядет буран; любит природу Печорин, который часто чувствует себя слитым с ее миром воедино; в романе гармония природы противопоставлена несовершенству мира людей) ^ Л.Н.Толстой «Война и мир» (умение видеть красоту окружающего мира, наслаждаться величием природы – один из критериев, по которым Толстой оценивает своих героев; любимые герои: Пьер, Наташа, князь Андрей – близки к природе)^ И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (герои романа делятся на тех, кто любит природу: Николай Петрович, Аркадий, Катя, и на тех, кто равнодушен к ней: естествоиспытатель Базаров, который считает, что природа «не храм, а мастерская», Павел Петрович, Одинцова; можно вспомнить сцену, когда Базаров и Одинцова во время объяснения закрывают окно, за которым теплая лунная летняя ночь: им не дано насладиться ее красотой, им не дано познать счастливую любовь.) ^ II Человек и человек 1. Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми) ^ А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». (Онегин не прислушался к голосу своей совести и принял вызов Ленского, не попытавшись с ним объясниться; результатом этого стала трагедия: Ленский погиб, а Онегин а терзают угрызения совести). ^ М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин считает для себя возможным вмешиваться в судьбы других людей, ставить над ними эксперименты, он полагает, что счастье – это «насыщенная гордость», но жизнь опровергает его точку зрения.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Соня чувствует свою ответственность за судьбу детей Катерины Ивановны, она идет по желтому билету, чтобы спасти их от голодной смерти)^ А.Фадеев «Разгром» (Мечик струсил и тем самым погубил отряд, а Морозка ценой собственной жизни предупредил товарищей о приближении врага)Распутин «Живи и помни». Дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти мужа, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен, равнодушен к тому, что будет с его женой. ^ В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.^ Б.Васильев «Великолепная шестерка» (отношение начальницы лагеря к ветерану войны: он вызывает у нее не уважение, а брезгливость). 2.Проблема «отцов и детей». Можно ли избежать конфликта поколений? ^ А.С.Пушкин «Станционный смотритель» (Дуня Вырина бросила старого отца, долгое время не интересовалась его жизнью, лишь став матерью, она решила его навестить, но уже поздно)^ И.С.Тургенев «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Отношения Аркадия с отцом (в конечном итоге они оказались духовно близкими людьми, разногласия их были временным явлением) Евгений Базаров чувствует себя чужим по отношению к своим родителям. Хотя, по собственному признанию, он любит их, приносит им огорчения. ^ Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их, например, он огорчает любящую его Наталью Саввишну^ Л.Н.Толстой «Война и мир» (Болконский строг с детьми, но нежно их любит; князь Курагин равнодушен к своим детям, ему нет дела до их счастья: выдает Элен замуж за Пьера, т.к. ему надо занять у него деньги)^ Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… 3.В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? ^ А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (старик Гринев направляет сына служить не в гвардию, а в провинцию, чтобы тот стал настоящим офицером, а не научился «мотать и повесничать» в столице, это решение оказалось для сына очень важным) ^ А.Островский «Гроза» (Кабаниха любит своих детей и хочет научить их жить по правилам, поэтому она угнетает домашних, не дает им спокойно жить (отриц. пример))^ Л.Н.Толстой «Война и мир» (см. выше + Наташа заботой и любовью спасает мать, погибающую от отчаяния после гибели Пети)И.С.Тургенев «Воробей» (в этом стихотворении в прозе говорится о том, как маленькая птичка защищала своего птенца от собаки, в результате пес отступил)^ В.Астафьев «Конь с розовой гривой» (мальчика-сироту воспитывают бабушка и дедушка, они не столько наказывают его за проступки, но учат добру и справедливости; чтобы получить подарок, Витя обманул бабушку: добавил в лукошко с ягодами травы, чтобы оно казалось полным; был разоблачен, но раскаивался в своем проступке, и бабушка простила его и отдала подарок)^ Паустовский «Телеграмма». (см) 4.Проблема любви и ревности А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин, не верящий в настоящую любовь, не сумел обрести счастье с Татьяной; Татьяна, любя Онегина, отказывается от счастья во имя супружеского долга, она не может предать мужа, которого уважает)^ А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Гринев нарушил присягу, самовольно покинул Оренбург, чтобы спасти Машу; Швабрин из ревности готов оклеветать Машу, потом пишет донос на Гринева, и того обвиняют в предательстве)^ М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин не умеет любить, поэтому он приносит несчастье всем женщинам, с которыми сталкивает его судьба; Бэла ради него отказывается от своей семьи, жертвует всем; готова на все ради него и княжна Мери; Вера понимает суть его личности, однако не может не любить его) (Грушницкий из ревности порочит доброе имя княжны Мери)^ И.А.Гончаров «Обломов» (Обломова любят Ольга, которая хочет перевоспитать его, заставить стать энергичнее, заняться делами, и Агафья Матвеевна, чувство которой - слепое обожание, сродни материнскому; писатель считает, что любовь «с силой Архимедова рычага движет миром»)^ И.С.Тургенев «Первая любовь» (о столкновении молодого человека, впервые полюбившего, с настоящей запретной страстью; соперничество с собственным отцом), «Ася» (герой не сразу понял, что полюбил, и упустил свое счастье), «Вешние воды» (Санин предает Джему, свою любимую, увлекшись другой женщиной, и из-за этого всю жизнь несчастлив)^ М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита – воплощение верной и вечной любви)В.Шекспир «Отелло» (Отелло, поверив наговорам Яго, задушил свою жену) – ревность губительна^ Легенда о Тристане и Изольде (сказание о верной рыцарской любви) 5. Проблема дружбы А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Онегина и Ленского нельзя назвать настоящими друзьями: Ленский увидел в поступке Онегина с Ольгой предательство, а Онегин не нашел в себе мужества поговорить с другом перед дуэлью и все ему объяснить)^ И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Базарова и Аркадия нельзя назвать настоящими друзьями, Аркадий восхищается личностью старшего товарища, тот относится к нему снисходительно)^ И.А.Гончаров «Обломов» (Обломов и Штольц – абсолютно разные люди, но, тем не менее, они дружат; Штольц ценит чистую душу Обломова, помогает другу избежать разорения)^ А.Фадеев «Молодая гвардия» (в романе воссозданы подлинные события: Толя Орлов не стал эвакуироваться из-за того, что его друг Володя перенес операцию и не мог уехать; ребята стали членами подпольной организации и позже были казнены немцами)^ Б.Окуджава «Старинная студенческая песня» (рефрен этого стихотворения: «Возьмемся за руки, друзья»; т.е. люди должны быть вместе, тогда им ничего не страшно)^ В.Высоцкий «Песня о друге» (суть каждого человека проявляется в экстремальной ситуации; тот человек является настоящим другом, который не сдался и в трудной ситуации смог преодолеть свою слабость, свой страх и помочь друзьям) 6. Проблема предательства ^ А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Ленский, ошибочно считая, что Онегин предал его дружбу, вызывает Евгения на дуэль и погибает)«Капитанская дочка» (Швабрин предал своих товарищей, чтобы сохранить себе жизнь)^ Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (Андрий предал родину ради любви)И.А.Гончаров «Обломов» (Штольц убедил Ольгу, что она не могла по-настоящему полюбить Обломова. Можно ли это трактовать как предательство по отношению к другу?)^ Чехов «Студент» (в рассказе раскрывается проблема осознанного и невольного предательства: апостол Петр предал Христа невольно, под влиянием минуты, и сам жестоко страдал из-за этого; такой человек заслуживает жалости и снисхождения )^ Распутин «Живи и помни» (см. выше) В. Быков «Сотников» (см. выше) 7. Проблема взаимоотношений подростков ^ В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Сын судьи Вася дружит с живущими в страшном подземелье Валеком и Марусей. Эта дружба оказывает благотворное влияние на душу Васи.^ А. Гайдар «Тимур и его команда» (ребята помогают тем, кто в этом нуждается, у них происходит конфликт с хулиганом Квакиным)В.Каверин «Два капитана» (Саня и Ромашов все время конфликтуют, Ромашов оклеветал Саню перед Катей и ее семьей)^ Железняков «Чучело» (одноклассники издевались над девочкой, из-за того что она от них отличалась)Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный...» (рассказ о непростых взаимоотношениях подростков, рассказчик невольно предал своего друга Павлика (не желая получить «2», говорит на уроке, что тот не сказал ему, что было задано). Павлик перестал с ним общаться, спустя некоторое время герой рассказа понял степень своей вины и заслужил прощение) + проблемы дружбы, предательства^ Нагибин «Чистые пруды» (о конфликте ребят, живших на бульваре и в переулках, драк можно было избежать, но никто не хотел прослыть трусом, и ребята смело отстаивали свое право гулять там, где они хотят) 6. Проблема одинокой старости ^ А.С.Пушкин «Станционный смотритель» (Дуня Вырина уехала от старика отца и не навещала его, а он тосковал, затем спился и умер. Когда Дуня приехала, было уже поздно)^ Бальзак «Отец Горио» (страдания старика, брошенного дочерьми)Паустовский «Телеграмма» (девушка не приезжает навестить мать, и та умирает в одиночестве) 7. Проблема милосердия ^ А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (в произведении поднимается проблема милосердия: Пугачев помиловал Гринева, хотя тот отказался ему присягнуть, затем Екатерина II по просьбе Маши отдает приказ о помиловании Гринева).^ Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Соня - истинная христианка. Она готова пожертвовать собой ради ближнего.М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита просит помиловать Фриду, хотя сама больше всего на свете хочет узнать о судьбе своего возлюбленного)^ Д.Гранин очерк «О милосердии» 8. Любовь к «малой родине» В.Распутин «Прощание с Матерой» (маленький клочок земли для Дарьи, героини повести, важнее всего на свете: здесь она родилась, здесь прошла ее жизнь, мучительно расставаться с родиной навсегда)^ Б.Васильев «Летят мои кони…» (автобиографическая повесть о Смоленске, где прошло детство писателя; символом родины для рассказчика был древний дуб, росший во дворе дома, затем дерево спилили фашисты; это для писателя знак надругательства над родной землей)Б.Окуджава стихотворения об Арбате – малой родине поэта («Арбатские напевы», «Песенка об Арбате»), автобиографическая повесть «Упраздненный театр»Ю.Нагибин рассказ «Чистые пруды» - повествование об уголке Москвы, где прошло детство писателя. Для него этот бульвар – сосредоточие самого прекрасного, то место, где он познавал мир: чудо первого скольжения на коньках, встречи с друзьями, школа, где дети познавали красоту природы + человек и природа ^ III Человек и общество 1 .Проблема несправедливости социальных отношений в обществе Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин умирает, когда генерал ему устроил разнос.^ И. С. Тургенев. «Муму». Барыня разлучила Герасима с любимой им Татьяной, выдав ее замуж за пьяницу.«Записки охотника». Писатель показывает богатство внутреннего мира крепостных крестьян, которые оказываются людьми более достойными, чем их хозяева. Рассказ «Петр Петрович Каратаев» о любви небогатого дворянина и крепостной девушки, принадлежавшей богатой и жестокой барыне. Конец этой любви трагичен именно из-за социального неравенства.^ В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Сын судьи Вася дружит с живущими в страшном подземелье Валеком и Марусей. Он пытается помочь вылечить больную Марусю, но безрезультатно. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и лирического героя о том, кто строил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни: те, кто надрывался «под зноем, под холодом», даже не получили причитающихся им денег. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. ^ Н С. Лесков. «Левша». Главный герой, Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине.А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». 2.В чем заключается смысл жизни человека? ^ А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Поиск смысла жизни молодым героем, который, «условий света свергнув бремя», не смог найти истинную цель.М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, состоит в том, что не понял он своего предназначения, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.^ И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть свою апатиюя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. ^ Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, они хотят приносить добро людям. ^ Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Для Сони Мармеладовой главное – приносить людям добро, помогать им. Она спасает детей своей мачехи от голода, едет за Раскольниковым на каторгу, ее уважают даже закоренелые разбойники. 3.Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? ^ А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена рассказу о юности Онегина. Поверхностное воспитание сделало из него человека, который неспособен трудиться.^ И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. ^ Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого – произведение о формировании личности, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. ^ В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. ^ Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя математики на формирование характеров своих учеников. Этот человек – образцовый учитель, который знает и любит свой предмет, хорошо понимает психологию своих учеников и не только обучает их математике, но и воспитывает (случай с нерешенной задачей). 4.Проблема формирования духовно развитой личности Влияние детских впечатлений на дальнейшую жизнь ребенка ^ Гончаров «Обломов» (годы, проведенные в Обломовке, оказали воздействие на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича: он вырос человеком пассивным, ленивым, но в то же время благородным, думающим, честным, имеющим чистую душу и нежное сердце)Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность» (см. выше).^ Б.Васильев «Летят мои кони…» (автобиографическая повесть о Смоленске, где прошло детство писателя; писатель вспоминает своих родных, учителей, друзей, говорит, чему они его научили.^ Ю.Нагибин «Чистые пруды» - ребенок проходит целую школу жизни, годы детства важны для формирования личности 5.Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? ^ И.А.Гончаров «Обломов». Родители Обломова не понимали истинной цели обучения, им нужно было только свидетельство, что их сын прошел курс наук; поэтому и сыну они не смогли привить тяги к получению знаний. Штольц был воспитан совсем иначе: его с детства приучали к труду, к тому, что он несет ответственность за свои поступки^ Ю.Нагибин «Зимний дуб». В рассказе говорится о том, что молодая учительница под влиянием красоты природы поняла, что должна не просто давать детям сумму знаний, но воспитывать их. 6. Каким должен быть хороший учитель (или ученик). Часто учителями становятся люди, у которых нет к этому склонности и специальных знаний.^ Д.И.Фонвизин «Недоросль