Реферат по предмету "Психология"


Исследование причин национальных конфликтов

Введение
Во второй половине двадцатого века в обществе усилились процессы,характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности — принадлежностик определённому этносу, «этнической общности».
Особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальныхпреобразований, приводящих к социальной нестабильности. Таким радикальным социальнымпреобразованием является начавшаяся в 90-х годах перестройка.
Поэтому, с развалом СССР, в состав которого входило более 130народов и народностей с 44 религиозными конфессиями, в СНГ начался национальныйпроцесс, который выражался в виде дифференцированного отношения к лицам различнойнациональности. Поводом к этому послужило начало Чеченской кампании, и как следствиепроведение террористических актов в различных частях нашей страны, разжигание межнациональнойрозни в бывших союзных республиках и как следствие перемещение значительного числабеженцев из зон конфликтов.
Особенность межнациональных конфликтов в России обусловлена какразличием соотношения русского и нерусского населения, так и главным образом тем,что национальная психология русских и разбуженное национальное самосознание могутдестабилизировать социально-политическую ситуацию и обострить межэтнические противоречия.Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытываютущемленность и страх за будущее, когда каждый другой, даже небольшой по численностинарод может предстать перед ним в образе врага.
Межнациональная рознь подогревалась и в средствах массовой информации,а также в мировой сети «Интернет», который настолько стал одержим свободословием,что там появились так называемые “Hate Groups” — группы ненависти. Именно здесьможно было говорить о том, что не нравится и о тех, кто не нравится. А так как человекусвойственно обобщать, то он заговорил о государственном устройстве различных стран,социальных группах и даже о целых народах и народностях.
Неуместный юмор, направленный на различные национальности такжеподливал масло в огонь межнациональных распрей.
Национальные конфликты по своей структуре, по характеру и поожесточенности противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являютсянаиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковыми культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.
Именно в этот период, который переживает наша страна, люди, сталиориентироваться, прежде всего, на доминирующие этнические общности, нередко преувеличиваяпозитивное отличие своей группы от других.
Теоретическая частьПричинаконфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация.Можно выделить следующие причины:
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальнойгруппы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимыхсторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремленияк удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаютсянесколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят всоприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов. Конфликты по причинепротивоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликтыпоявляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусеили престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могутпротекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и другихценностных ориентаций.
2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключаетсяв разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации,доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социальногонеравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределенииценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существуетповсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, котораярасценивается как весьма значительная.
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры.Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурныеэлементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт поэтой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельнымиэлементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того илииного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.
5. Причиной выступает так называемый этноцентризм — уверенность в правотесобственной культуры, склонность либо тенденция отвергать нормы другой культурыкак неправильные, низкие, неэстетичные.
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первойступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же должнослучиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина?Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложитьсяопределенные условия, служащие питательной средой для конфликта.
Очень часто большая часть населения стала подвержена влияниюнациональных стереотипов.
Национальными стереотипами восприятия являются устойчивые образцы,сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей и проявляющиеся втесной взаимосвязи своих когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов. Представительконкретной этнической общности, давая первичную оценку различным воспринимаемымявлениям и объектам, сразу же делит их на знакомые и незнакомые. Опираясь, преждевсего на личный опыт, знакомое классифицируется как “свое" и воспринимаетсяпозитивно, а незнакомое как ”чужое”, выходящее за рамки привычного и становитсяпричиной негативного отношения. По мнению Российского психолога В.С. Агеева привосприятии людей других культур и рас существуют определенные ”ключи”, которые далеконе всегда срабатывают, когда воспринимаются представители несхожих культур.
Когда не срабатывают ключи восприятия членов других групп, человекначинает воспринимать представителей другого этноса по определенным схемам. Этимможно объяснить живучесть стереотипов восприятия, в которых отражается не тольконеумение принять и понять людей, отличающихся от воспринимающего по каким то значимымпараметрам, но и определенная предубежденность (Р. Левонтин).
В результате довольно часто получается, что главные функции национальныхстереотипов сводятся к тому, что они служат оправданием враждебности личности намежэтническом уровне и выполняют функцию позитивной ценностной дифференциации собственнойгруппы.
Даже первоначальное поверхностное знание об этническом объектеуже порождает определенное отношение притяжения (симпатия, заинтересованность),отталкивания (неприязнь, антипатия) или безразличия к представителям другой этническойгруппы.
Значительную роль здесь играет явления этноцентризма,по мнению У. Самнера, собственная группа является центром всего, а все другие общностишкалируются и оцениваются в сопоставлении с ней. Этноцентризму свойственно пассивноесамолюбование и самомнение, причем даже негативная оценка других по собственныммеркам может совершенно не проявляться во внешних реакциях, скрываться под маскойдобропорядочности и доброжелательности.
Качественное изменение этноцентризма происходит в тех случаях,когда он наполняется политическим и идеологическим содержанием и из сугубо внутреннегоотношения превращается во внешнюю готовность к действиям.
В ряде случаев представления о чужой группе могут возникать чрез“третьих лиц”, без непосредственных контактов. В результате этого формируется лишьприблизительное, упрощенное представления об основных свойствах и признаках тойили иной этнической группы. Психологической основой формирования негативных национальныхстереотипов служат предубеждения, определяющей характеристикой которых являетсяотрицательный эмоциональный фон. Преломление предубеждений сквозь призму этноцентризмаприводит к усилению отрицательных аффективных моментов в структуре национальныхстереотипов и превращает их в национальные предрассудки.
Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающиедействительность установки, вырабатываемые этнической общностью по отношению к другимгруппам и отличающиеся большой живучестью и консервативностью.
Основное назначение национальных предрассудков заключается вформировании определенной предубежденности членов этнической общности в отношениисоответствующих объектов. Их функционирование способствует сохранению социальнойдистанции между этническими общностями. Формируются они под влиянием социально-экономическихусловий существования, культуры, образа жизни и поведения.
Процесс стереотипизации позволяет быстро и просто, а также достаточнонадежно дифференцировать и упрощать социальное окружение индивида. Стереотипизациястановится плохой в тех случаях, когда имеет своей основой предвзятость, предубежденностьпо отношению, к какому либо этносу и его конкретным представителям, искажает какие-тоособенности и черты людей и поэтому выступает серьезным препятствием для взаимопониманиямежду представителями разных наций.
Национальные стереотипы подразделяются на авто и гетеростереотипы.Автостереотипами являются суждения, мнения и оценки, относительно своей этническойобщности и ее представителей и, как правило, содержат комплекс положительных оценок.При их формировании большую роль играют факты истории, широко известные представителямданной этнической группы. Гереростереотипы представляют собой совокупность оценочныхсуждений о других народах. Обычно они скудны по содержанию и выражают лишь мненияо наиболее отчетливо проявляющихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуяна исчерпывающую ее характеристику.
Гереростереотипы могут быть положительными и отрицательными взависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Нередко гереростереотипыотражают представления, бытующие в определенных группах населения.
Склонность оперировать жесткими стереотипами говорит о неумениипредставителя той или иной этнической общности самостоятельно сопоставлять фактытворчески подходить к ситуации. Враждебность к национальным меньшинствам может бытьсвязана с внутренним невротизмом человека, который проецирует свое внутреннее беспокойствововне, на представителей других этнических общностей. Иногда в стереотипах отражаютсявзаимно противоречивые представления об одной и той же нации, поэтому национальныестереотипы более всего свидетельствуют о наличии чувства вражды или дружбы, чемявляются объективным отражением характеристик того или иного народа.
Характерной особенностью национальных стереотипов является ихизменчивость. Большинство социальных психологов считает, что на изменение национальныхстереотипов влияют следующие факторы:
1. Условия и особенности социализации человека, так как процесс формированиясистемы стереотипных представлений отдельного индивида находится в прямой зависимостиот изменяющихся общественных условий, политики, культуры, совершенствования и развитиядуховной жизни общества, а также от бытовых условий, семейного воспитания, кругасверстников, личного опыта, опыта общения и деятельности, направленности личностии т.д.
2. Уровень образования и интеллектуального развития, так как более образованчеловек и чем выше его интеллектуальное развитие, тем менее подвержен он воздействиюнациональных предрассудков,
3. Личный опыт контактов и взаимодействия со стереотипизируемым объектом.
Большое влияние на формирование и изменение стереотипов оказываютаффекты и эмоции. Стереотипы могут радикально меняться в ответ на драматическиеили крайне яркие события.
Кроме стереотипов существуют еще и социальные установкиличности, которые являются специфическим видом фиксированной установки и имеет следующиехарактерные признаки:
Ø  является однойиз главных характеристик личности,
Ø  имеет оценочнуюи валентную природу,
Ø  направленана личностно и социально-значимые объекты (ценности),
Ø  сформированав процессе социализации и является осознанной,
Ø  за ней стоитстереотип социального поведения, аккумулирующий в себе некий стандартизированныйопыт — обобщенные традиционные суждения, мнения, ожидания, внушаемые индивиду тойили иной общностью.
По мнению В.А. Ядова социальные установки зависят от предшествующегоопыта и обобщенных психологических особенностей субъекта, обеспечивая регуляцию,саморегуляцию и прогнозирование социального поведения личности.
Американские психологи Л. Терстоун, Д. Райт, И. Шоу доказали,что социальные установки могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность,т.е. социальную установку можно рассматривать как устойчивую систему как положительных,так и отрицательных аффективных реакций, оценок, эмоций, а также благожелательныхили враждебных поведенческих тенденций, которые отражают убеждения людей и приобретаетсяна основе социального опыта.
Социальная установка имеет определенную структуру, включающуюкогнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Это значит, что социальнаяустановка является многомерной, вследствие чего, возможно, произвести измерениеее отдельных компонентов.
Когнитивный компонент социальной установки представляетсобой определенные знания — истинные или ложные — об окружающей действительностиили других людях, полученные при восприятии информации о них. Эти знания могут бытьтуманными или четкими в зависимости от количества и качества получаемой информациии опыта людей, от их личной способности к селекции и обобщению информации (получаемойчасто из конкретной социальной среды), от специфики их познавательных процессов.Когнитивный компонент может измеряться по шкале приемлемости.
Аффективный компонент представляет собой эмоциональноеотношение ее носителя к другим людям на основе знаний о них. Эти отношения являютсявыражением субъективной (но социально обусловленной) оценки субъектом объекта как“положительного" так и “отрицательного”. Оценка аффективного компонента предполагаетустановление того, насколько приятен или не приятен данный объект человеку.
Поведенческий компонент социальной установки представляетсобой готовность людей действовать в отношении субъекта в соответствии со знаниямио нем, т.е. на основе имеющегося образа и эмоционального отношения к другим людям.Измерение поведенческого компонента означает установление благожелательных или враждебныхповеденческих тенденций относительно объекта.
По мнению Л.М. Дробижевой национальная установка является готовностьюпредставителя определенной нации к своеобразному действию и поведению в межличностныхконтактах. Национальные ориентации являются системой национальных установок, в соответствиис которыми люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и этническисвоеобразно действуют при общении с представителями других национальных групп.
По мнению А.Х. Гаджиева национальная установка является частнымслучаем такого феномена, как психологический настрой. Таким образом, современныепредставления о национальной установке могут быть сведены к следующему:
Ø  национальнаяустановка должна пониматься как определенное состояние внутренней готовности (настроенности)личности и групп людей на специфические для каждой из них проявления чувств, интеллектуально-познавательнойи волевой активности, динамики и характера взаимодействия, общения и т.д., соответствующиесложившимся национальным традициям;
Ø  основу фиксациинациональной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которыеформируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретнойсоциальной общности;
Ø  национальнаяустановка формируется в процессе деятельности, однако в отличие от них инициируетсяне собственно потребностями человека и соответствующими условиями деятельности,а самим характером деятельности в условиях специфически социальных норм поведения.
По мнению М.В. Муратова формирование национального стереотипаявляется ответной реакцией на социальную действительность, а каждая реакция на какоето событие или явление окружающей действительности определяется не только и не сколькоэтим фактором, сколько тем, какое отношение он к себе вызывает: важен или не важен,интересен, привлекателен, или отталкивает.
Национальные установки, являясь составной частью национальнойпсихики человека, формируют определенный ее настрой, придавая особую специфику мотивациии целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности.
Из всего выше сказанного можно выявить пути решения межнациональныхконфликтов:
Ø  соблюдениегуманистических принципов политики в области национальных отношений;
Ø  отказ от насилияи принуждения;
Ø  признаниеправ и свобод человека важнейшей ценностью;
Ø  готовностьк мирному урегулированию спорных проблем;
Ø  предоставлениевсем народам максимально широкого самоуправления — автономии (во всех ее видах);
Ø  отказ национальныхменьшинств от сепаратизма, т.е. от обособления, отделения с целью созданиянового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозуее целостности, создает массу самых сложных проблем;
Ø  настойчиваяборьба с труднопреодолимым пороком — бытовым национализмом и шовинизмом.
 Практическая часть
Россия многонациональная страна, где проживает более 120 народов.Во многих республиках в составе Российской Федерации «коренное население»составляет меньшинство (только в 5 республиках его численность превышает 50% Чувашия,Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия). При таком разнообразии не исключено, что насовременном этапе развития нашего общества будут возникать определенные отношениямежду некоторыми их представителями.
В связи с этим меня заинтересовал вопрос о том, будет ли существоватьотрицательное отношение у представителей различных возрастных групп населения кнациональностям и будут ли иметься национальности, к которым положительное отношениебудет доминировать.
Для осуществления поставленной цели, опрашиваемые были мной условноразделены на четыре возрастные группы: учащиеся старших классов, студенческая молодежь,взрослое население в возрасте от 25 лет до ухода на пенсию (женщины до 55 лет, мужчиныдо 60 лет) и люди пенсионного возраста. Общее количество лиц, подвергнутого анкетированиюсоставляет 395 человек.
Iэтап
Первоначально было задано два вопроса:
1. Имеются ли национальности, к которым Вы относитесь негативно и с представителямикоторых не хочется общаться, либо в общение наблюдается барьер? Перечислите их,и постарайтесь объяснить причины?
2. К каким национальностям Вы относитесь положительно и почему?
Полученные данные показали, что стойкое отрицательное отношениезарегистрировано к следующим национальностям:
1. учащиеся старших классов (Рис1.):
Ø  чеченцы — 31,7%,
Ø  казахи — 21,5%,
Ø  китайцы — 10,2%
Ø  цыгане — 8,4%
2. студенты средних и высших специальных учебных заведений (Рис.2):
Ø  чеченцы — 45,7%,
Ø  казахи — 23,4%,
Ø  цыгане — 18,6%,
Ø  китайцы — 7,6%,
Ø  евреи — 5,6%,
Ø  представителинегроидной расы — 4,6%,
Ø  татары — 3,5%.
3. взрослое население (мужчины в возрасте 25-60 лет, женщины — 25 — 55 лет)(Рис.3):
Ø  чеченцы — 47,1%,
Ø  китайцы — 22,7%,
Ø  казахи — 19,7%,
Ø  цыгане — 15,6%,
Ø  американцы- 15,7%,
Ø  русские — 6,2%,
Ø  украинцы- 5,6%,
Ø  японцы — 4,5%
Ø  евреи — 4,3%,
Ø  татары — 3,2%.
4. люди пенсионного возраста (рис.4) к:
Ø  чеченцы — 52,3%,
Ø  цыгане — 32,6%,
Ø  казахи — 16,4%,
Ø  американцы- 14,3%,
Ø  китайцы — 11,5%,
Ø  евреи — 9,2%,
Ø  татары — 6,3%,
Ø  японцы — 5,2%.
Причины негативного отношения к данным национальностямможно свести к следующим:
Русские — очень подвержены отрицательным влияниям (алкоголизм,воровство), равнодушные, завистливые,
национальные конфликт культура этноцентризм
Татары — хитрые, злые, скрытные, жестокие, националисты(острое национальное самолюбие),
Украинцы — хитрые, упрямые, неуступчивые, подозрительные.
Евреи — рациональные и умеют видеть везде перспективу,имеют обостренную чувствительность, хитрые, способны на предательство.
Чеченцы — стремление к лидерству и воинственность, обостренноечувство национальной гордости, упорство в достижении любой поставленной цели, взрывнаяэмоциональность и вспыльчивость, правомерность любых жестоких действий в качествевозмездия за свое оскорбленное достоинство; чеченский конфликт.
Казахи — мстительность, низкий уровень культуры, национализм,плохо относятся к русским в Казахстане.
Американцы — расчетливость, желание быть лидерами во всеми везде, агрессивность, вмешательство во все дела всех стран, превосходство наддругими, самоуверенность и завышенная самооценка, которая не отвечает реальной действительности,избыточный патриотизм.
Китайцы — готовые на все (никакой вид деятельности ихне оскорбляет), хладнокровие, высокая степень зависимости от группы, неискренняявежливость, угодливость, жадность, имеют территориальные претензии к России; занимаютсяспекуляцией и торговлей некачественных товаров; болеют атипичной пневмонией и могутбыть источником заражения.
Цыгане — торгуют наркотиками, обманывают, манипулируют.
Японцы — агрессивные и воинственные, имеют территориальныепретензии к России, расчетливые, упорные в достижении любой поставленной цели,
Представители негроидной расы — внутренняя антипатия.
Положительное отношение было зарегистрировано к следующимнациональностям:
1. учащиеся старших классов (Рис5.):
Ø  русские — 67,9%,
Ø  немцы — 19,6%,
Ø  японцы — 15,6%
Ø  украинцы- 14,5%.
2. студенты средних и высших специальных учебных заведений (Рис.6):
Ø  русские — 70,6%,
Ø  немцы — 21,4%,
Ø  украинцы- 18,3%,
Ø  японцы — 14,3%,
Ø  корейцы — 1,3%.
3. взрослого население (мужчины в возрасте 25-60 лет, женщины — 25 — 55 лет)(Рис.7):
Ø  русские — 56,7%,
Ø  украинцы- 26,1%,
Ø  японцы — 5,6%
Ø  немцы — 25,8%,
Ø  французы- 4,3%.
4. люди пенсионного возраста (рис.8):
Ø  русские — 85,6%,
Ø  украинцы- 36,7%,
Ø  немцы — 28,6%.
Характерными чертами, которые вызывают положительное отношениек данным национальностям, являются следующие:
Русские — высокий общеобразовательный уровень и подготовленностьк жизни и труду, дружелюбие и готовность оказать поддержку, отсутствие национализма,готовность к самопожертвованию.
Немцы — аккуратность, добросовестность, пунктуальность,трудолюбие, дисциплинированность, воспитанность, эмиграционная помощь.
Японцы — вежливость, внимательность, трудолюбие, педантизмв достижении поставленной цели, изобретательность, рационализм, внутренняя самодисциплина,стойкость к трудностям, ведущие производители электронной аппаратуры и автомобилей.
Французы — культурные, основоположники моды, ведущие производителикосметики
Украинцы — “простые”, умеют сплотиться для достиженияобщей цели.
Корейцы — трудолюбие, целеустремленность, практичность.
IIэтап
Учащимся старших классов были также заданы дополнительные вопросы:
b) Доволен ли ты своей национальностью?
c) Хотел ли ты когда-нибудь изменить свою национальность? Если «да»,то почему?
Данный этап анкетирования учащихся старших классов показал (Рис.9),что только 56,7% опрошенных положительно относятся к своей национальности.18,6%учащихся отрицательно относятся к ней, и если бы существовала такая возможность,то изменили бы ее. Четверть опрошенных (25,3%) затруднились с ответом. Это показывает,что все-таки в какой-то мере их национальность их не устраивает.
Ш этап
Взрослому населению был задан дополнительный вопрос в каком возрастеребенок задал Вам свои первые вопросы, касающиеся национальности и получил ли онот Вас интересующую его информацию о:
a) своей национальности,
b) других национальностях.
Третий этап анкетирования показал (Рис.10), что подавляющее большинстводетей (62,4%) задавали вопросы родителям относительно национальности в дошкольномвозрасте. В более позднее время, в младшем школьном возрасте это сделало 21,9% детей.Вообще не задавали вопросы родителям относительно национальности 15,7% детей. Данныйфактор настораживает, так как вероятно непонятные и несомненно интересующие их вопросызадавались сверстникам или приятелям и не известно, какую информацию получили этидети.
Выводы
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующиевыводы:
1. Освещаемые в средствах массовой информации события происходящие в мире, влияютна формировании социальной установки по отношению к различным национальностям убольшинства представителей различных возрастных групп.
2. Наиболее негативное отношение в большинстве возрастных групп зарегистрированок представителям чеченской, казахской и цыганской национальности.
3. С возрастом происходит увеличение как количества людей, имеющих негативноеотношение к некоторым национальностям, так и число самих национальностей.
4. Отрицательное отношение к своей национальности, зарегистрированное у 18,6%учащихся свидетельствует о наличии в социуме сформированного негативного настрояк некоторым национальностям и их конкретным представителям.
5. Пик возникновения вопросов, связанных с национальностью приходится на дошкольныйвозраст, что налагает большую ответственность на родителей и воспитателей детскихдошкольных учреждений по формированию правильной интернациональной установки.
6. Отсутствие вопросов, связанных с национальностью у 15,7% детей затрудняетвыводы о правильности, полученной ими информации по этому вопросу.
7. Полученные данные свидетельствуют практически об отсутствии в настоящее времяинтернационального воспитания на этапах обучения в различных учебных заведениях.
Рекомендации
На основании данных выводов, мною были сформированы следующиепредложения:
1. Более ответственно подходить к анализу политических и других событий, происходящихна территории страны и за рубежом в средствах массовой информации.
2. Предотвращать появление различных листовок, разжигающих межнациональную розньи дух национального шовинизма.
3. Организовать национальные культурные центры на базе бывших домов и дворцовкультуры, которые в настоящее время не выполняют своего прямого назначения и в большинствеслучаев являются торговыми центрами.
4. Возродить интернациональное воспитание в школе путем введения в школьныепрограммы предметов или факультативных занятий, на которых будет проходить изучениекультуры народов и их национальные особенности
5. Возродить традицию проведения национальных праздников народов, проживающихна территории региона, что позволит улучшить взаимопонимание между ними и сформироватькультуру межнационального общения.
Список литературы
1. Кравченко А.И. Обществознание: Учебное пособие. — М.: «Торгово-издательскийдом „Русское слово РС“, 2001. — 368 с.
2. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 1994.
3. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание — М., 1997.
4. Гнатенко П.И., Кострюкова Л.О. Национальная психология: анализ проблемы ипротиворечий. — Киев, 1990.
5. Джандильнин Н.Д. Природа национальной психологии. — Алма-Ата, 1991.
6. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеологияи практика // Советская этнография. _ 1991. — №1.
7. Крысько В.Г. Социальная психология. — М., 2001.
8. Лебон Г. Психология народов и масс. — М., 1996.
9. Юм Д.О. О национальных характерах. СПб., 1992.
Приложение
/>
/>
/>
/>
/>
/>

/>
/>
/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.