Реферат по предмету "Разное"


"Базовые ценности национальной гражданской идентичности России. (Нормативно-правовые аспекты)". Здание Государственной Думы. Зал 404

С Т Е Н О Г Р А М М А"круглого стола" фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"на тему: "Базовые ценности национальной гражданскойидентичности России. (Нормативно-правовые аспекты)".Здание Государственной Думы. Зал 404.19 апреля 2011 года. 14 часов 30 минут. Председательствует руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Н.В.ЛевичевПредседательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги! Начинаем нашу работу. Наше собрание сегодня посвящено обсуждению проблем национальной гражданской идентичности России. Мы хотели бы остановиться на нормативно-правовом аспекте этой проблемы, учитывая, что без этих базовых ценностей, трудно говорить о гражданском мире, национальном согласии и, вообще говоря, будущем Российской Федерации. Вопрос об основаниях общероссийской идентичности появился с возникновением нового российского государства, когда выявилась потребность в некой объединяющей идее, способной консолидировать российское общество. Каких только не было на этот счет предложений, наверное, всех их и не упомнишь. Наверное, всем запомнилась попытка при Борисе Николаевиче Ельцине выработать какую-то объединяющую идеологию. На практике это вылилось в попытки модифицировать, обновить, так называемую русскую идею. Мы метались долгие годы между евразийством, атлантизмом, европоцентризмом и азиатчиной, но видимого результата до сегодняшнего дня так и не достигли. Безусловно, с кризисом идентичности мы столкнулись еще раньше после распада Советского Союза, начавшаяся деидеологизация общества, науки, образования и, вообще, социального знания в целом. Наверное, никто не будет отрицать, что деидеологизация была, безусловно, необходима, но, как в России часто случается, она приняла уже настолько крайние формы, что в результате мы до сегодняшнего дня не можем внятно определить, ни себя, ни наше место в мире. В российском обществе отсутствует ясное понимание, какова всё-таки наша историческая биография, что мы сегодня представляем, куда идём. И, на мой взгляд, отсутствие общенациональной идентичности, это просто беда современного российского общества, с которой надо как-то справляться всем миром. К сожалению, за эти десятилетия уже, два, наверное, десятилетия, новые точки опоры так и не найдены. Большинство россиян, это показала и перепись населения последняя, продолжает находиться в состоянии такого идентификационного вакуума, я бы сказал. А для таких многонациональных федеративных государств, как Россия, отсутствие общей идентичности опасно вдвойне, потому что это грозит стать одним из факторов социальной нестабильности. Можно по-разному относиться к такой, как было принято говорить исторической общности, как советский народ. На последней встрече президента Дмитрия Анатольевича Медведева с руководством российского парламента, там были высказаны разные точки зрения. Там, одни говорят, что была такая общность. Другие говорят, что её и не было. Это некая такая гипотетическая сущность. Но был или не был, не знаю, но распад этой общности, он, в общем, вызвал системный кризис политической идентификации, привел ко множеству конфликтов и на региональном, и на федеральном уровне. На региональном уровне мы увидели переписывание истории в угоду этническим интересам, в ряде регионов национальных республик местная интеллигенция способствовала неумеренному возвеличиванию этнического регионального самосознания. Это мы зафиксировали и в сфере науки, и в сфере гуманитарного образования, и в сфере культуры, ну, и, наверное, в религиозной сфере тоже. Зачастую в публичном дискурсе стали доминировать ксенофобия, антирусские настроения, ну, и доходило до откровенного мифотворчества. Проблема идентичности приобретает актуальность и в связи с общей демографической ситуацией в стране. С этим, наверное, уже ведущие демографы, даже и не спорят. Мы все видим, что изменяется этнический баланс страны на фоне сокращения русского населения. При этом все сходятся на том, что России необходимо, с одной стороны, стимулировать приток мигрантов из стран ближнего зарубежья. Это данность, с которой мы вынуждены считаться. В связи с этим востребована какая-никакая интеграционная политика, которая обеспечивала бы в первую очередь как раз гражданскую идентичность. И только такой тип идентичности на самом деле формирует и легитимирует государство-нацию, построенную на идее согражданства. И, наверное, мы должны говорить не только о больших или меньших квотах для мигрантов, не только о конкретных мерах в миграционной политике, которая бы учитывала потребности региональных экономик, их специфику, но и о механизмах интеграции и окультурации новых сограждан. И, конечно, не могу не сказать о необходимости привлечения в первую очередь людей, близких нам по культуре, по языку, по духу, наконец. В других странах, например, в Германии, куда эмигрировали за последние годы прошлого века сотни тысяч российских немцев, программы репатриации стали залогом стабильного развития. Мы имеем пример Казахстана, который привлёк полмиллиона казахов из Китая и из стран так называемого СНГ. И на сегодняшний день, пожалуй, только российская программа привлечения соотечественников по факту, будем прямо говорить, не очень-то работает, если вообще работает. Такая тема строительства нации, на мой взгляд, в течение 20 лет практически не обсуждалась всерьёз на высоком уровне. Не то, чтобы она была табуирована, но как-то вот отходила на задний план. Может быть, даже представители власти от публичной дискуссии по национальному вопросу уклонялись сознательно, отчасти потому, что не знали, что сказать. С другой стороны, мы видим, что на региональном уровне довольно активно развивались идеологические конструкты на основе этнического и конфессионального сепаратизма. Вот этот процесс (я уже упоминал) был востребован национальными элитами. А в последнее время мы видим, что такие вот латентные конфликты стали закономерно переходить из вербальной области во вполне реальную. И, конечно, определённые усилия государственной власти в борьбе с этим сепаратизмом и национализмом в начале 2000 годов предотвратили уже маячивший распад Российской Федерации. Но на сегодняшний день всё равно мы фиксируем, что доминирующей идентичностью для многих российских граждан пока остаётся либо этническая, либо региональная идентичность. В мировом сообществе, если мы посмотрим, как раз лидерство захватывают государства, сложившиеся именно, как гражданские нации, или стремящиеся к этому по крайней мере. При этом они часто полиэтничны. А в государстве, где этносы не объединены в политическую нацию общим гражданским интересом (этому мы тоже видим массу примеров), значительная часть такой вот энергетики общественной уходит на внутренние трения и внутренние конфликты. И такая масштабная задача - получить какой-то синергетический эффект вот от этой бурлящей энергетики, - наверное, всё-таки это может дать, на мой взгляд, только гражданская идентичность, которая строится на чувстве согражданской солидарности, сопричастности общему государству. Мне кажется, что новая общероссийская политическая идентичность должна быть связана с общенациональными интегрирующими символами. И вот этих символов в современной России до обидного мало. Последняя попытка такая яркая - это предложение Владимира Вольфовича Жириновского в очередной раз поменять флаг. Вот поменяем флаг на жёлто-черный и будет нам счастье. Мне кажется, что, конечно, это такой легковесный подход и невозможно построить общероссийскую идентичность только на любви к Александру Сергеевичу Пушкину, который "наше всё", или на чувстве гордости за победу в Великой Отечественной войне. Вот юбилей отметили, но сколько мы ещё можем дальше на этом чувстве продержаться, для меня, например, большой вопрос. Не стоит, конечно, и пренебрегать таким потенциалом, идентифицирующим потенциалом такого очевидного символа, как язык. Русский язык сегодня нещадно коверкают, корёжат, демонстративно не соблюдают правила устной и письменной речи. И принятый в 2005 году закон "О государственном языке Российской Федерации", он просто никем не соблюдается. И русский язык, наверное, на сегодняшний день такой главный возможный носитель нашей идентичности он отдан на откуп так называемым креативщикам, которые соревнуются в словообразовании на сегодняшний день. Я могу напомнить, что во Франции с 1994 года существует специальный закон об использовании французского языка, исполнение которого тщательно отслеживается. И, наверное, у французов в отличие от нас, смесь французского с нижегородским до сих пор не появилось. На мой взгляд, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, то современное общество, которое называют, в том числе, иногда обществом постмодерна, оно является обществом множественных идентичностей, и это зачастую загоняет нас в ловушку консюмеризма. Такая вот приватизация общественной жизни придаёт проблемам слабой идентификации вид такого личного выбора, когда эта идентификация как бы твоё частное дело. Ну и в конечном итоге, это всё является следствием законов общества потребления, к которому мы медленно, но верно приближаемся. Казалось бы, ничего в этом страшного нет, человеку дарована свобода идентифицировать себя как угодно, причислять к любому известному этносу, народу, культуре. Можно считать себя готом, хоббитом, преклоняться огню. Мы знаем, что по итогам переписи у нас появилась такая идентификация, как национальность "сибиряк", ну, чтобы там про марсиан не упоминать. Вообще говоря, тут есть тоже такие опасности, что такая свобода самоидентификации, устраняет значимость таких общественных институтов, таких столпов, как государство, церковь и политические партии. И я бы сказал, что в этом плане и политические партии, и церковь находятся по одну сторону баррикад в деле формирования гражданской идентичности, и причастны к той или иной культуре, народу, религии. Это, в общем, осознанный поступок гражданина, его выбор. Это должно быть результатом долгого процесса о сознании принадлежности к своему народу, его корням, к своей культуре. И в этом контексте возникает вопрос о поисках социальных факторов и идеологических оснований консолидации нации: укрепление российской государственности на основе общих базовых ценностей, разделяемых всеми гражданами страны. Ну, мне кажется, вот мы для начала разговора на эту тему и собрались сегодня. Мне кажется, что одной из задач выстраивания российской идентичности, должно быть выявление особой роли России в мире, определение возможных зон её лидерства и выявление на основе этого, ну, если хотите, миссии России в решении общемировых задач. Вторым направлением поиска я бы обозначил как раз духовно-нравственное основание российской идентичности. И здесь важно интегрировать, совместить наши традиционные ценности с ценностями гражданской культуры, гражданской активности. Ведь общегражданская идентичность, мы это уже видим, она сама по себе не произрастает. Если нет целенаправленных усилий всех общественных институтов (повторюсь), их перечислю: наука, образование, средства массовой информации, церковь, общественные, политические организации, а главное - само государство. И приходится признать, что политические дебаты на эту тему, особенно в последнее время они становятся такими очень эмоциональными. А вот как раз правовые основания, законодательная база либо отсутствует, либо она настолько размыта, что она не может дать какие-то алгоритмы выработки такой идентификации. Пожалуй, единственным документом, который определяет многонациональные отношения в нашей стране, остаётся концепция национальной политики Российской Федерации, подписанная президентом страны ещё в 1996 году, с тех пор уже прошло 15 лет, ничего нового по этому поводу не сказано. Закон "Об основах государственной национальной политики", который в 2006 году обсуждался в разных версиях, так и не был принят, так же как и государственная программа "Гражданское образование населения Российской Федерации", поговорили и забыли. Действует программа патриотического воспитания россиян на 2011-2015 годы, на реализацию которой намечено потратить почти 800 миллионов рублей. Она, может быть, сама по себе не очень плоха, но вот если под этим углом зрения посмотреть, значит, она потребностям формирования гражданской идентичности, вообще говоря, не очень отвечает. Какая-то дополнительная поддержка музеев, вот я вижу тут представители, значит, проведение конкурсов, конференций, спортивных состязаний. Ну, может, конечно, это какие-то сами по себе значимые факты, но объединить нацию на факте проведения там мировой Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, мне кажется, тоже такая большая иллюзия. Без какой-то всё-таки просветительной системной работы в этом плане мы результаты не получим. Поэтому мне кажется, что можно попытаться вот какие-то дополнения или поправки попытаться внести в эту вот программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Ну коль скоро она уже финансово обеспечена, и, так сказать, попытаться как-то её модифицировать, наверное, не бесполезная попытка будет. Ну и, наверное, вот все институты, которые, так или иначе, включены в систему производства и трансляцию гуманитарного знания, могут сказать своё слово. И всё-таки в заключение подчеркну, что какими бы мы альтруистическими мотивами ни руководствовались, если мы не будем формировать правовую культуру, гражданское самосознание, патриотическое воспитание, если не будем работать в области политического образования, нравственного совершенствования, то, в общем, задача создания гражданской такой нации, она вряд ли разрешиться. Я поэтому благодарю всех, кто откликнулся на наше совместное приглашение объединить усилия, прежде всего, с Русской православной церковью, и поискать какие-то подходы к обозначенным мной проблемам. И передаю слово председателю синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоирею Всеволоду Чаплину. Пожалуйста.отец Всеволод Чаплин. Большое спасибо, Николай Владимирович. Мы не первый раз встречаемся в этом зале с представителями парламентской фракции партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и обсуждаем, действительно, важные для страны вещи. В частности, ценностные основания политики, общественной деятельности. Эти основания сегодня очень важны. Николай Владимирович правильно сказал о том, что в обществе некий вакуум ценностей. Имели место дискуссии, и непростые дискуссии, в 90-е годы, а в 2000-е годы нужно определяться и нужно определяться, в первую очередь, на основе тех интуиций, тех настроений, которые созвучны тому, что думает о настоящем и будущем большинство населения страны. Достаточно опрометчиво было бы идти, как несколько раз уже пытались в русской истории, по пути так называемого изменения сознания народа, по пути переламывания народа через колено. Сегодня настаёт время, когда, наверное, должно быть очевидно, что никакая долгосрочная политика, никакая стабильная политика не может не опираться на те настроения, интуиции, чаяния, которые присутствуют в сознании людей. И для этого нужно не придумать, а выявить ценности, которые близки большинству населения страны, которые находятся в нашей традиции и которые одновременно могут служить основанием для любой модернизации, которая всегда идёт на пользу стране, если она созвучна с тем, каким хотят видеть будущее люди. В течение последних несколько месяцев мы обсуждаем с представителями разных политических сил некий список базисных ценностей, которые предлагается обсудить ещё раз более подробно на Всемирном русском народном соборе, который состоится в мае этого года. В ближайшее время мы будем обсуждать ещё раз этот же список с представителями партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и Коммунистической партией. Немножко менее прямым оказывается диалог с ЛДПР, но мы его предложили, естественно. Насильно мил не будешь, будем ждать, какой будет ответ. Если не будет его, ну что ж, как я уже рассказал: невольник - не богомольник. Список ценностей постоянно претерпевает изменения, в том числе в ходе дискуссий с представителями политического мира, с представителями разных общественных слоев, обсуждения во внутрицерковной среде. Но еще раз мне хотелось бы подчеркнуть, что этот документ не церковный, в нем нет и не может быть богословского языка. Он предлагается для обсуждения и верующим, и неверующим, и если говорить о верующих, то имеются в виду представители разных религиозных традиций. Порядок перечисления ценностей в этом списке достаточно вольный - я думаю, что можно говорить, что они равны, и поэтому рассуждать о том, что стоит выше, а что ниже, что на первом месте, а что на последнем, не совсем корректно, это одинаково значимые вещи. В данный момент этот список выглядит так - справедливость, патриотизм, нравственность, достоинство (причем достоинство понимается двояко - как ценность личности и как нравственное умение отличать достойного от недостойного), честность, семья, культура и национальные традиции, свобода, мир (в том числе гражданский, межнациональный и межрелигиозный), солидарность, благо человека, трудолюбие, единство, самоограничение и жертвенность. Вот вокруг этих понятий хотелось бы развернуть как можно более широкую дискуссию. Очевидно, что будет очень мало людей, которые были бы против одного из этих понятий. Может быть, лишь те круги, которые исчисляют пользу только в экономических категориях, будут говорить, что не все перечисленные ценности дают немедленный экономический эффект, некоторые могут сказать, что они мешают достичь немедленного экономического эффекта, но мне кажется, что все они так или иначе укоренены в российской исторической традиции, и созвучны тому, что желают ожидать от нашего будущего люди, которые населяют страну, люди разных национальностей, разных вероисповеданий и разных культур. Известно, что некоторые политические силы делают акценты на одних ценностях, некоторые на других. В то же время достаточно очевидно, что базисные ценности действительно разделяются сегодня всеми частями политического спектра. Политическая дискуссия стала менее радикальной в ценностных основаниях этой дискуссии, в ценностных основаниях, которые объединяют людей. Но в то же самое время очевидно, что дискуссии предстоят непростые. Что для общества важнее - социальная ориентированность государства или экономическая эффективность? Что для общества важнее - получение максимально количества мозгов и рабочих рук из за рубежа или забота о тех людях, которые, даже не будучи экономически эффективными, являются членами нашего общества и имеют определенные заслуги перед ним и нуждаются в серьезной заботе как государства, так и остальных частей общества? Все эти дискуссии, конечно, будут разворачиваться, в том числе перед парламентскими и президентскими выборами. Но очевидно, что все эти дискуссии должны все-таки иметь своим основанием некоторый набор вещей, относительно которых всех согласны, хотя для кого-то приоритетом может быть, например, свобода, а для кого-то справедливость, для кого-то приоритетом может быть ответственность, а для кого-то максимальное раскрытие человеческого потенциала. Я надеюсь, что дискуссии на эту тему будут происходить в мае на Всемирном русском народном соборе и до него. Еще один документ, над которым в последнее время шла работа, очевидно, представит Павел Александрович Шашкин, это так называемая "шашкинская триада" – Вера, Родина, Свобода. Может быть, тогда Павел Александрович несколько слов бы добавил?^ Шашкин П.А. Спасибо, отец Всеволод. Я действительно добавлю несколько важных моментов, на мой взгляд. Конечно, сегодня ключевой социально-политической проблемой России, и это очевидно, остается проблема возрождения национальной идентичности, формирования общей для всех граждан России, вне зависимости от их вероисповедания и социального положения, единой гражданской системы ценностей, светской по своей форме, но духовно-нравственной по своему содержанию, отвечающей той национальной традиции, которая складывалась на протяжении многих веков в российском государстве. Той традиции, возрождение которой мы считаем ключевым условием не только успешной модернизации экономики, но и, собственно, становления российского государства как самостоятельного равноправного субъекта современной истории. И это является, безусловно, важнейшей государственной управленческой задачей. Сейчас очевидно, что общенациональная система базовых ценностей (и Святейший Патриарх Кирилл об этом неоднократно говорил), система неизменная, разделяемая большинством народа, не меняющаяся в зависимости от прихода к власти той или иной политической силы или группировки, - это залог стабильности государства, успеха его политики, в первую очередь у своих же граждан. А учитывая, что Русская православная церковь понимает политику модернизации, как процесс, неотъемлемой частью которого должно стать национальное возрождение, восстановление системы ценностей - веры, культуры народа, восстановление тех ценностей, которые способны определять действия власти, общественные процессы, разделяются большинством политического спектра, особое значение в этом процессе приобретает деятельность политических партий. Конституцией у нас запрещена обязательная для всех государственная идеология, и это, наверное, справедливо. Но в условиях запрета на обязательную единую государственную идеологию именно политические партии должны взять на себя роль разработчиков общенациональных идей, которые в конкурентной борьбе смогли бы сформировать образ будущего у наших граждан, у наших избирателей. Я согласен с отцом Всеволодом, что в настоящее время обозначился определённый политический консенсус относительно таких ценностей, как патриотизм, справедливость, свобода, солидарность. Эти слова мелькают в программах практически всех политических партий. Другое дело, что каждая из политических сил понимает эти ценности во многом по-разному и вкладывает в них иногда прямо диаметрально противоположный смысл. И, естественно, важно, для того чтобы не вводить в заблуждение ни себя, ни других, обсуждать эти ценности со своими политическими оппонентами иразвивать эту дискуссию на общественном уровне. С тем чтобы понятно было, какие именно практические меры государственной политики следуют в том или ином случае из тех ценностей, которые та или иная политическая партия провозглашает. Напомню, что именно со "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" в 2009 году мы дали старт таким дебатам относительно гражданских ценностей. Это был первый раунд консультаций Русской православной церкви с политическими партиями. И по итогам нашей встречи мы обозначили такие ценности, как справедливость, эффективность, свобода, солидарность, как те ценности, которые нас объединяют. Действительно, в том списке, который мы составляли с отцом Всеволодом (это так называемые базисные ценности –основа общенациональной идентичности), на первом месте у нас стоит ценность справедливости. Случайно это или нет? Отчасти - да, случайно, конечно. Но, с другой стороны, даже тот Интернет-опрос, который проводили СМИ, относительно популярности тех или иных ценностей среди населения, выявил, что ценность справедливости у наших граждан занимает почётное первое место. И я, наверное, с этим соглашусь. Потому что исторически именно справедливость, чувство социальной правды - это всегда было для русского человека важнейшим моментом, даже, наверное, более важным, чем другие ценности, потому что в ценность справедливости вкладывалось, пожалуй, всё самое лучшее, что есть в обществе и в жизни. Также, вашему вниманию представлен подготовленный мной Иосифлянский манифест, он назван по имени великого русского святого, проповедника активной социальной позиции Церкви преподобного Иосифа Волоцкого. Это ещё один документ, в котором отражены наши предварительные итоги переговоров с парламентскими партиями, посвящённые ценностной тематике. В нем в качестве общей идеологической платформы политического процесса обозначена идея социального патриотизма, который понимается, как восстановление единства государственных и народных интересов через возрождение социального государства и традиционной системы ценностей. В качестве базовых ценностей я особо обозначу в этом документе три. На мой взгляд, эти ценности имеют безусловное значение и авторитет для нашего народа на протяжении всей его истории. Это Вера - как приоритет духовного начала над материальным, идеал самопожертвования, верность высшей правде, вечно нравственным нормам. Это Родина - как приоритет стратегического государственного общественного интереса над частным, личным интересом. И это Свобода, в связке с личной нравственной ответственностью перед государством и перед обществом, а не свобода в том понимании, в котором её понимают крайне либеральные круги. Свобода как утверждение прав личного достоинства человека и как развитие гражданского общества. Ценности, на мой взгляд, как и всякая идея, нуждаются в инструменте реализации. И таким инструментом особенно в условиях серьёзного уровня коррумпированности и криминализации государственной системы, на мой взгляд, могут быть только политические партии. Сегодня успех модернизации, следовательно выживание российского государства, напрямую зависит от форсированного решения двух ключевых задач, на мой взгляд, они тоже обозначены в этом манифесте. Это собственно обеспечение роста производительных сил в экономике и завершение строительства политической системы, способные гарантировать этот рост. Это в свою очередь подразумевает определённый набор мер, а именно стимулирование роста производительных сил в сочетании с возрождением социокультурных традиций, это формирование нового политического класса, носителя этих традиций. И наконец, это повышение, реальное повышение роли политических партий как механизма рекрутирования нового политического класса независимого от коррумпированной части государственного аппарата и политической силы, несущей ответственность за социально-экономические преобразования, их синтез с этими социокультурными традициями. Также подчёркивается необходимость возрождения власти авторитета, как государственного, так и духовного. Поскольку как мы знаем, сейчас наше общество живёт как раз в ситуации вакуума, недостатка авторитета. А это возможно сделать только через государственную поддержку ведущих традиционных религиозных общин нашей страны. В первую очередь Русской православной церкви путём, в том числе и если потребуется законодательного оформления социального партнёрства традиционных религий и государства. Многие шаги уже на этом пути сделаны, многие законы уже приняты. Но, на мой взгляд, ещё многое предстоит сделать. И в этой ситуации роль политических партий в качестве инструментов проведения государственной политики должна резко возрасти. А это в свою очередь потребует общности тех базисных ценностей ведущих политических сил при обсуждении стратегических целей общегосударственной политики. Кстати говоря, я присутствовал в качестве гостя на съезде политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", не так давно, 16-го числа. И у меня очень порадовало выступление депутата Елены Драпеко, которая совершенно справедливо, правильно обозначила: в предвыборной программе вопросы культуры, духовности, ценностей должны стоять на первом месте. С этим нельзя не согласиться, тем более что именно эту мысль периодически подчёркивает Святейший Патриарх Кирилл, когда говорит о том, что, к сожалениюпредвыборные программы политических партий - это документы, которые в основном носят технократически описательный характер, касающийся тех или иных практических мер государственной политики, но не содержат, как правило, серьезных идейных и духовных концептов. На мой взгляд, это является важнейшим моментом. И мы готовы принять участие в начавшемся обсуждении предвыборной программы СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Спасибо.Председательствующий. Спасибо. Если Вы были на съезде, вы помните, да, что Сергей Михайлович Миронов после этого сказал, что мы обязательно поставим эти вопросы в окончательной версии программы на первое место и мы выражаем скромную надежду, что Святейший Патриарх не оставит это незамеченным. Я с вашего разрешения передаю слово заместителю Председателя Государственной Думы Александру Михайловичу Бабакову и ему же передаю бразды правления. Пожалуйста, Александр Михайлович.^ Бабаков А.М. Уважаемые коллеги, вот выступающие до меня уже многое обозначили из того, что хотелось бы сказать и чтобы не монополизировать здесь и не ограничивать все выступления только выступлениями депутатов или представителей Государственной Думы, я бы хотел тезисно обозначить то, что, на мой взгляд, требует особого уточнения. Ну, во-первых, я согласен с выступающими, что без, что развитие общества невозможно без согласия по общим целям и цели эти, конечно, не только материальные, духовные, поэтому мы говорим о ценностях. И каждый может понимать по-своему в зависимости от исторического периода, который переживает наше общество. И очевидно, что мы даже на примере собственной истории, присутствующих здесь в зале, можем вспомнить совсем недавние попытки сформулировать эту национальную идею. Уверен, что мы ещё движемся только в этом направлении и опять же не вопросом сегодняшнего дня уже чёткая формулировка этой национальной идеи. На мой взгляд, без нее невозможная мобилизация общества для решения самых сложных задач, которые стоят без общество декларированные ли эти цели и задачи или это понимаемые обществом цели и задачи. И поэтому без консолидации невозможно ни бороться со злом и не способствовать продвижению добра. Конечно, масштабные национальные задачи, они требуют и определённых национальных ориентиров. Я не буду перечислять примеры исторические, они всем хорошо известны, я лишь предложу возможные варианты, которые, на мой взгляд, могут претендовать на включение в достаточно широкий спектр или список, ну, тем, которые могли бы рассматриваться как национальные идеи. Это некая тема, связанная с качеством жизни, под которой мы понимаем, конечно же, очень широкий спектр вопросов и здесь не только продолжительность жизни, хотя это немаловажный аспект, но и в целом набор всего того, что позволило бы гражданину России городиться тем, что он является гражданином великой державы и понимал бы осознание того, что вот мостик между собственным я и государством, он понятный, прямой в каком-то смысле и эти отношения способствуют, ну, таким равным, развитию равных возможностей со стороны в том числе и человека, и государства. Здесь мы посмотрим, вот я сказал, в качестве жизни я упомянул продолжительность жизни. Но сама тема продолжительности жизни является не плохим критерием оценки деятельности исполнительной власти, которой мы часто апеллируем для решения самых непростых вопросов. Это и сразу уменьшение смертности и соответственно влияние на рождаемость, это и переход к темам, связанным с активным вовлечением в жизнь людей старшего поколения, это вообще выход совершенно на другой горизонт проблем, которые встают перед всем обществом, потому что продолжительность жизни сегодня в России не соответствует не только современному уровню экономики многих государства, но и даже уровню экономики России. Понятно, что сегодня востребованность только в рабочей силе, но и в активном населении или в активной части населения это потребность сегодняшнего дня. Если мы говорим о качестве жизни и включении в этот спектр тем здравоохранения, образования, досуг и развитие нравственности, морали, то здесь безграничный аспект. Ну все мы понимаем прекрасно, вот сама тема и участие православной церкви в обсуждении этих вопросов говорит о том, что наше общество достаточно глубоко в проблеме, в негативной части этой проблемы находится. Меня поражало, что на Всемирном русском соборе порой обсуждались темы, связанные там с модернизацией общества, с изменением экономической модели нашего общества. О чем это говорит? Что вакуума гласности не бывает и то, что мы сегодня в том или ином виде отказались от того, что совсем недавно было в виде идеи предложено в советском обществе и не предложили ничего нового, означает, что вакуум всё равно был заполнен чем-то другим, чего наше общество не хочет принимать. И очевидно в этой ситуации, что сама церковь, она как раз не только является инициатором обсуждения этой темы, но и берёт на себя большую долю ответственности, потому что пока в нашем обществе не к кому апеллировать, кроме как к церкви, чтобы попытаться выработать и акцентировать внимание на этих ценностях и тем самым предложить какое-то решение вопроса. Когда я говорю о качестве жизни, я как раз предполагаю, что здесь речь идёт не о решении каких-то материальных вопросов. Здесь, например, вот сейчас мы переживаем период поста, и все прекрасно понимают, что не в материальном как раз цель жизни человека, как раз духовно она безгранична. И поэтому чем больше мы будем осознавать это, тем больше мы будем создавать условия для предпосылок для духовного развития человека, тем меньше у нас будет вопросов в пустоту: а доколе там будет "Дом-2" на телевизоре, или там доколе у нас будет в тех же средствах массовой информации призыв к обществу, к рассмотрению тех ценностей, которые мы отторгаем, не то, что не принимаем, а даже отторгаем. Поэтому я за то, чтобы концентрироваться на выработке национальной идеи, не претендуя на то, что здесь или даже в рамках другого формата мы сможем это выработать. Но без обсуждения идеи нельзя решить вопросы. Вот вы знаете, я приведу по окончанию такого краткого выступления пример. Я был неоднократно гостем Чеченской Республики, которая является неотъемлемой частью России, и что меня поражает? На достаточно простом, я там сформулирую аккуратно, простом языке руководством республики сформулирована национальная идея этой республики. Я готов обсуждать, спорить там, правильно, неправильно, но она есть и более того, она материально оформлена, законодательно оформлена в виде указа президента республики И я видел результат, который позволяет говорить о некой консолидации общества. При всём том негативе, который есть, и я не привожу это в качестве идеального примера, но попытки этого есть. И когда я вижу, что, приезжая, опять же это Россия, я ни в коей мере не разделяю это, но я всё равно приезжаю именно в Чеченскую Республику и вижу, как люди в национальных одеждах, возрождая национальную культуру, выходят на сцену и на прекрасном русском языке без фонограммы исполняют песни, сочинённые чеченскими авторами о берёзках, русском поле. И поют это настолько самоотверженно, что это не может не волновать. И, конечно, хотелось бы, чтобы это распространилось в целом на всю Россию, чтобы у нас появилось всё-таки то, что не заставляет, а призывает и является реальным посылом, исходящим из глубины души к реализации этого в масштабах всего общества. Ну что толку мы сегодня обсуждаем борьбу с коррупцией? Первый вопрос, который мне задали сегодня СМИ: а хорошо или плохо 100-кратное увеличение штрафов? Ну разве в этом суть проблемы, разве этим я смогу, отвечая на этот вопрос, показать, что мы понимаем глубину проблемы или механизмы решения борьбы с коррупцией? Конечно же, нет. Это лишь один из шагов на пути борьбы с этим злом. Но мы же прекрасно понимаем, что без мобилизации общества это нельзя решить, нельзя поручить это Следственному комитету или там прокуратуре – решите проблему коррупции. Да никогда её так не решат. Только общество, развитие гражданских институтов и всего остального. Но в том числе и развитие духовных ценностей, которые исключают это или, по крайней мере, ставят серьёзные препятствия на пути развития. Поэт


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :