О чем спорят родители и дети: Этапы проблемы «отцов идетей»
Не нами она придумана, и не в наших силах ееразрешить. Она была, есть и будет — большая и упитанная, ломающая, калечащая изаставляющая делать такое количество ошибок и глупостей, проблемавзаимопонимания родителей и детей. 14-летняя Катя, возможно, в рот бы сигаретуне взяла, если б не слова матери: «Увижу тебя с сигаретой — прибью, какпаршивую собаку!». А у 25-летнего Даниила, наверняка, иначе сложилась быкарьера, если бы он умел смело и решительно говорить «нет» (увы,способность это делать у него отбили еще в 4 года). Проблема «отцов идетей», как и ребенок, проходит в своем развитии несколько качественноотличных стадий. Хотя, главным стержнем ее остается одна и та же вещь:стремление к свободе.
МалышиМаленькие дети жаждут «качать права» не меньше, чем подростки.Правда, на этом этапе своей жизни они только пробуют «показыватьзубки», как бы проверяя реальные границы дозволенного. И все их проявлениясвободолюбия сводятся к обыкновенному упрямству. Опасность этого периода«конфликта поколений» состоит в том, что нетерпеливые родители сводятвсе свои усилия по воспитанию к примитивному подчинению. И детей просто«ломают», дабы заставить их не капризничать, а в итоге — не иметьсвоего мнения. Подробнее об этом рассказывает Юлия Александрова в материале«Маленькие упрямцы».
Младшие школьники Эту пору психологи называют «кризисом школьноговозраста». В этом возрасте впервые возникает обратная ситуация: теперь ужемы, взрослые, пытаемся заставить детей быть ответственными, даем имопределенную степень свободы для того, чтобы они… перестали нам мешать. Уроки,подготовка к различным школьным мероприятиям — все это теперь преимущественнодетская забота. Родители же пытаются взять на себя роль строгого судьи,оценивающего конечный результат (двойка, выговор в дневнике, вызов в школу,или, наоборот — пятерка, грамота). Пока ребенок был в детском саду, мы пыталиськонтролировать каждый его шаг. Теперь будто в компьютере сменили программу:«ты теперь большой. Ты будешь мыть посуду, ходить за хлебом в магазин,самостоятельно делать уроки и т.д. и т.п.» Проблема лишь в том, что дляребенка это не самый лучший момент для крещения самостоятельностью. Первыенесколько лет в школе — это время, когда родителям нужно быть особенновнимательными, понимающими и терпеливыми, для того, чтобы помочь ребенкупостроить новые отношения с учителями и одноклассниками. Причем, нужнопостараться быть не опекающим (это сделает из ребенка инфантила), аответственным и способным стать на защиту прав и личности своего ребенка передпосторонними людьми. Более подробно об этом рассказывает аналитический психологКаринэ Гюльазизова.
ТинейджерыВозраст, когда желание свободы превышает все дозволенные «нормативы».В этом возрасте дети еще ориентируются на взрослых. Но им нужна теперь нестолько защита, сколько признание себя, как самостоятельной личности, со своимижеланиями, позицией, мнением. В семьях, где существуют доверительные отношениямежду членами семьи, этот период проходит относительно спокойно. Конечно,бывают нестандартные ситуации, но взаимоотношения родителей и детей позволяютим совместно «обсудить проблему» и найти ей правильное решение. Другоедело — авторитарные семьи и семьи, в которых больше всего внимания уделяетсявнешней стороне жизни ребенка (опрятный вид, сыт, послушен и т.п.). В подобныхсистемах отношений стремление к свободе становится для ребенка самоцелью, т.е.- свобода ради возможности продемонстрировать свою свободу. Вот и возникает всемье своеобразный «Бунт на корабле» — о нем читай в материале ЮлиАлександровой.
Совершеннолетние Исследователи проблем семейных взаимоотношений выяснили,что наибольшее отчуждение между родителями и детьми приходится на период с17-18 до 27-28 лет. Для молодых это пора «швабоды», когда практическивсе «взрослые радости» становятся официально дозволенными: сигареты,выпивка, секс, деньги. И в этот период, выскочив из родительского гнезда едва оперившиеся«птенцы» стремятся совершенно отгородить себя от старших. Онипрактически не воспринимают советов родителей (либо имитируют внешнеесогласие), сторонятся и избегают их компании. Именно в эти 10 лет дети«учатся на своих ошибках», игнорируя чужой опыт. Для родителей же,наоборот, это то время, когда они испытывают потребность общения сповзрослевшими детьми, как с равными (чего еще несколько лет назад добивалисьот них их 12-15-летние сыновья и дочки). И только ближе к 30 годам дети,потрепанные жизнью и наученные горьким опытом, начинают находить общий язык сосвоими уже не молодыми родителями.