Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Не "конфликтовать" с грамматикой

Не «конфликтовать» сграмматикой.
«Лектор,пропагандист, оратор (и вообще каждый, кто имеет дело со словом) — оченьответственная „должность“, — говорил А. В. Луначарский. — Ведь здесьнередко даже небольшая погрешность может поколебать авторитет оратора, отбитьохоту слушать его: Хочу заметить, что крайне опасны, в частности, конфликтыдокладчика, агитатора с нормами грамматики».
АнатолийВасильевич, сам блестящий мастер слова, рассказывал также о том, с какойиронией отнеслась аудитория к пропагандисту, дважды повторившему: «Следуетвнести „коррективу“.
Ксожалению, подобные нелады с грамматикой наблюдаются и теперь. В частности, вустных выступлениях порой допускаются погрешности при склонении слов.
Невезёт в этом отношении некоторым существительным мужского рода. „Мнекажется, — говорил знаменитый педагог А. С. Макаренко, — ни на чём так неспотыкаются молодые люди, как на носках, а ещё больше — на чулках и сапогах; даи с валенками тоже не всегда у них всё благополучно“. И объяснил: „Выможете услышать: то “пара сапог», то «пара сапогов», то«нет чулок», то «нет чулков». С носками тоже дело не длявсех ясно. Ошибки в родительном падеже множественного числа этихсуществительных нередки в устной речи и в настоящее время. Укажем правильныеформы родительного падежа множественного числа: чулок (не «чулков») исапог (не «сапогов»). Следует также говорить и писать: носков. Кстатизаметим: в именительном падеже единственного числа правильно: валенок, а не«валенка».
Издвух вариантов — апельсинов и апельсин (родительный падеж множественного числа,например: килограмм апельсинов) второй считается разговорным; правильнееапельсинов. Точно так же литературным признаются формы мандаринов и помидоров.
Невсем ясно, как склонять некоторые существительные, имеющие только множественноечисло. Правильно: очков («несколько пар очков»), а не«очок», сумерек («в часы сумерек») и сумерок, а не«сумерков»; яслей («строительство яслей»), а не«ясель».
Нарядус формой граблей («при помощи граблей») допустимо и грабель.
Грубыеошибки приходится отмечать подчас при склонении слова бюллетень. Правильно:бюллетень, бюллетеня (родительный падеж), а не «бюллетня», бюллетеню(дательный падеж), а не «бюллетню», бюллетенем (творительный падеж),а не «бюллетнем». Во множественном числе: бюллетени, бюллетеней,бюллетеням, на бюллетенях.
Всовременной речи конкурируют между собой две формы предложного падежаединственного числа слов отпуск и цех: в отпуске и в отпуску, в цехе и в цеху.В наше время более употребительны первые варианты: в отпуске, в цехе.
Невсегда соблюдаются нормы литературного языка при склонении названий городов,если перед названием населённого пункта стоит слово «город». В такихслучаях название города склоняется: в городе Рязани, а не «городеРязань», за городом Пермью, а не «городом Пермь».
Этоже относится и к названиям рек, если перед ними стоит слово «река»:на реке Припяти, а не «на реке Припять», за рекой Смотричем, а не«за рекой Смотрич».
Вгеографических названиях, состоящих из двух слов, нужно склонять оба слова:Новограда-Волынского, Новгорода-Северского.
Некоторыхзатрудняет вопрос: как говорить и писать — два новых посёлка или два новыепосёлка; три старых деревни или три старые деревни; четыре застекленных окнаили четыре застеклённые окна? Рекомендуется для существительных мужского исреднего рода в именительном падеже множественного числа после числительныхупотреблять прилагательные (или причастия) в родительном падеже, а длясуществительных женского рода — в именительном: два новых посёлка, три старыедеревни, четыре застеклённых окна.
Нередкодопускаются погрешности в отношении рода слов. Скажем о наиболее частых такихошибках. Рельс — мужского рода; форма «рельса» (женского рода), частоупотребляемая в разговорной речи, теперь считается устаревшей. Поэтому нужносклонять так: рельс, рельса (родительный падеж единственного числа), рельсу(дательный падеж), рельсом (творительный), на рельсе (предложный); родительныйпадеж множественного числа — рельсов, а не «рельс».
Санаторий- мужского рода; форма «санатория» (женского рода), существовавшая всвоё время, воспринимается уже как устаревшая. Туфля — женского рода (форма«туфель», например, «новый туфель», свойственна просторечию).Картофель — мужского рода: «свежий картофель», а не«свежая». Кофе — мужского рода, а не среднего: чёрный кофе, а нечёрное. Это слово несклоняемое (склоняется просторечный устаревший варианткофий). Зал — мужского рода; форма «зала» (женского рода) — устаревшая.
Нарушениемнормы нужно считать такую форму множественного числа, как «договора»(«заключены договора») вместо договоры. Ещё более грубая ошибка — «месяца» (именительный падеж множественного числа), например:«за истёкшие месяца» с ударением на «а» (вместо месяцы).
Довольночасто искажаются формы слов корректив и прерогатива. Первое существительное — мужского рода (в родительном падеже — корректива, в дательном — коррективу, впредложном — на коррективе; в родительном падеже множественного числа — коррективов). Прерогатива — женского рода (в родительном падеже — прерогативы,в дательном — прерогативе, в творительном — прерогативой, в предложном — напрерогативе, в родительном падеже множественного числа — прерогатив; например:новых прерогатив).
Здесь,вполне понятно, рассмотрены далеко не все случаи, когда ораторы, докладчики«конфликтуют» с грамматикой; мы остановились только на наиболеечастых из них.
В.Дашкевич.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.rusword.com.ua/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.