Реферат по предмету "Экологическое право"


связь экологии и культуры

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Связь экологии и культуры 2 Психолого-педагогические основы воспитания экологической культуры 3 Сущность экологического воспитания 19 Заключение 29 Библиографический список 30 ВВЕДЕНИЕ История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую


проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В этом нам поможет Федеральный закон N 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды»


Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе.


В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. Возможность коренного изменения сложившейся ситуации связана с научной разработкой проблем экологического воспитания на основе выявляемых современными философами и культурологами перспектив перехода человечества к ноосферной цивилизации через утверждение в обществе экокультурных ценностей. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование


нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои спецеорические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.


1.СВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ. Слово «Экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и «логос» - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах «у себя дома». Наука, В которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды». Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидум для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания


об окружающей среде или о силах природы, растениях и животных. Как и другие области знаний, экология развивалась непрерывно, но не равномерно на протяжении истории человечества. Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Человек – этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле – приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты, и прежде всего ее растительного


и животного царства. В средние века интерес к изучению природы ослабевает, занимаясь господством схоластики и богословием. Связь строения организмов с условиями среды толковались как воплощение воли бога. Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизации новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание фактического материала – характерная черта естествознания этого периода. Однако, несмотря на то, что в суждениях о природе господствовали метафизические представления, в трудах


многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Появление в начале XIX столетия биогеографии способствовало дальнейшему развитию экологического мышления. Подлинным основоположником экологии растений принято считать


А. Гумбольдта (1769 – 1859), опубликовавшего в 1807 году работу «Идеи о географии растений». В 1832 году О. Декандоль обосновал необходимость выделения особой научной дисциплины «Эпиррелогия», изучающая влияние на растения внешних условий и воздействий и воздействие растений на окружающую среду (или, говоря современным языком экологии). Среду, в которой существу нет растения, стали понимать как совокупность действующих на них условий (экологических факторов).


Экологическое направление в зоологии лучше других было сформулировано русским ученым К.Ф. Рулье (1814 – 1858гг.). Он считал необходимостью развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему изучению и объяснению жизни животных, их сложных взаимоотношений с окружающим миром. К.Ф. Рулье разработал широкую систему экологического исследования животных – «Зообиологии», оставил ряд трудов типичного экологического содержания, таких, как типизация общих особенностей водных, наземных


и роющих позвоночных. Ученые начала XIX века анализировали закономерности связей организмов и среды, взаимоотношения между организмами, явления приспособляемости и приспособленности. Однако разрешение этих проблем, дальнейшее развитие науки экологии произошло на базе эволюционного учения Ч. Дарвина. Ч. Дарвин (1809 – 1882гг.) по праву является одним из пионеров экологии. В книге «Происхождение видов» (1859г.) он показал, что «борьба за существование» в природе приводит


к естественному отбору или является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и связи их с неорганическими компонентами среды («борьба за существование») – большая самостоятельная область исследований. Победа эволюционного учения в биологии открыла, таким образом, новый период в истории экологии, для которой характерно дальнейшее увеличение числа и глубины работ по экологическим проблемам.


В этот период завершилось отделение экологии от других наук. Экология, родившись в недрах биогеографии, в конце XIX века благодаря учению Ч. Дарвина, превращалась в науку об адаптации организмов. Однако сам термин «Экология» для новой области знаний впервые был предложен немецким зоологом Э. Геккелем в 1866 году. Он дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное


исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонистические и антогонистические взаимоотношения растений и животных, контактирующих друг с другом. Э. Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, интересующихся всеми сторонами жизни биологических организмов. Термин «Экология» в дальнейшем получил всеобщее признание. Рост населения и расширяющееся развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта


вызвали массовое уничтожение лесов в Европе, Северной Америке. Выпас скота в больших масштабах приводил к гибели лесов и травяного покрова, к эрозии (разрушению) почвенного слоя (Средняя Азия, Северная Америка, юг Европы и США). Истреблены десятки видов животных в Европе, Америке, Африке. Строительство и эксплуатация промышленных предприятий, добыча полезных ископаемых


привели к серьезным нарушениям природных ландшафтов, загрязнению почвы, воды, воздуха различными отходами. Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В.И. Вернадский писал «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Это предупреждение пророчески оправдывалось. Рассматривая экологические проблемы нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности.


Сегодня большинство людей получают большой поток информации о глобальных экологических проблемах. И эта информация, в зависимости от своего содержания может вызвать у людей как иллюзию легкости преодоления глобальных проблем, так и пессимизм в отношении будущего развития человечества. Первые научные статьи, посвященные проблемам, как современно новому явлению, стали периодически появляться у нас в различных журналах с начала 70-х годов. На сегодняшний день мы имеем следующую ситуацию.


Во-первых, интерес к глобальным проблемам как к чему-то современно новому, необычному, таящему серьезную угрозу всему живому на Земле, постепенно утратил первоначальную остроту. На это повлияла информация о надвигающихся опасностях. Она неизменно повторялась на протяжении многих лет и, в конце концов, люди устали ее воспринимать. Во-вторых, ряд прогнозов, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался.


В-третьих, основные формы и методы исследований в принципиальном плане были разработаны к середине 70-х годов. Это научные проекты, выполненные на междисциплинарной основе; прогнозирование глобальных процессов, на базе математических методов моделирования с использованием ЭВМ, экспертные оценки и многое другое. Данные формы и методы совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности.


Отсюда можно сделать вывод, что первостепенность значения глобальных проблем все больше вызывает сомнения у людей с обыденным сознанием. На сегодня критерием глобальности не имеют достаточной разработки. В широком понимании к глобальным проблемам относятся все противоречия современного мира. Проблемы не только всей планеты, но и проблемы отдельных государств и проблемы наших предков. В узком смысле к глобальным проблемам относятся 2-3 главные, наиболее важные для настоящего и будущего


человечества. Это – опасность термоядерной войны и экологического кризиса. Следовательно, экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем, требующих немедленного решения. Сегодня человечество вынуждено решать глобальные экологические проблемы и вырабатывать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечила бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее позитивное развитие общества и биосферы в целом. В связи с этим происходит переосмысление позиций по


самым ключевым вопросам: о сущности человека, о его роли и назначении в мире, о тенденциях в развитии культуры, о взаимоотношениях Человека и Природы. Потребительское отношение человека к природе сложилось отнюдь не в наше время. Оно возникло с его появлением на свет. Ныне едва ли встретишь сколько-нибудь значительный клочок земли, где бы человек в той или иной мере не нарушил бы экологические связи. Связь экологии и культуры исключительно тесная.


Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того чтобы уже сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания.


Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте абсолютных, вечных или, как сейчас говорят общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности – задача воспитания. Через передачу культуры воспитание участвует в формировании культурного опыта каждого. Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей, извлечь сиюминутную выгоду,


не заботясь об ущербе наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и числа молодых людей, ставших жертвами наркоалкогольного и криминального бизнеса это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры, взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, самоограничении, созидании.


В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Система экологического воспитания является связующим звеном между современным состоянием цивилизации и будущим этапом ее развития. Система воспитания, формировавшая «покорителей природы», сегодня терпит крах. Природные ресурсы оказались исчерпаемыми, а воображаемое подчинение природной стихии человеку


обернулось глубокими нарушениями экологического равновесия, разрушением экосистем. Воспитание «природопользователей» основывалось на противопоставлении Человека и Природы, преобладании утилитарно-практического отношения с ней, традиционно связываемого с западной культурой. Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась


на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский,


Ж Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие). Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического


знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе. Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического


участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром. А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребенка. И с каждым из этих миров ребенку необходимо установить такие отношения, которые


позволили бы ему жить в гармонии с ним, т.е. жить экологично. Целую научную систему, в которой воспитание мыслилось как всестороннее развитие человека, формирование его «во всех отношениях» на основе изучения и раскрытия природы человека во всех ее сложных аспектах, во всем многообразии отношений человека с себя подобными, с природной и социальной средой разработал К.Д. Ушинский. Ему принадлежит идея народности в воспитании, традиции, обычаи которой уходят корнями


в отношения человека с родной для него природой. В непосредственной и органичной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой. По его мнению, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далекого от идеала общества. К народной педагогике восходят Толстовские идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечение детей к разносторонней трудовой деятельности.


В организованной им Яснополянской школе Л.Н. Толстой широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде. Таким образом, идея природосообразности воспитания многоаспектная и включает в себя: а) «следование природе ребенка», учет возрастных и индивидуальных особенностей; б) идею использования природной среды в целях воспитания, организацию взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира; в) соответствие


воспитательного процесса особенностям окружающей природной и социальной среды, ее культурным традициям. Идеи природо - и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии. В начале XX столетия, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Они приобрели некоторый крен в сторону социального воспитания, но, тем не менее, в работах ученых и практиков названного периода содержится большое количество положений, представляющих научный интерес


с точки зрения современных проблем экологического воспитания школьников. Ряд авторов активно разрабатывали проблему «педагогики среды». Анализ архивных материалов деятельности института, методов школьной работы (существующего в Москве в середине 20-х годов и возглавляемого В.Н. Шульгиным) и действовавшие в нем секции «педагогики среды» (под руководством


М.В. Крупениной) позволил выявить ряд ключевых позиций отечественной концепции «педагогики среды», значимых разработки современной системы экологического воспитания школьников. Основополагающее значение имеет тезис о воспитывающей роли среды в самом широком смысле данного термина. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной


средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А.Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного


взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы: мыслительную (по Сухомлинскому), художественную, трудовую, природоохранную. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей.


Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим. Информация содержащаяся в данной главе отражается ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования.


В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации,


музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях. 1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний. 2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих


профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию. Первую главу по праву можно назвать комментарием к статье 71 и 72. 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. В процессе воспитания и развития экологической культуры у детей школьного возраста нельзя


не учитывать различий в способах восприятия ими окружающего мира, явлений и в стилях познания, зависящих от доминирующего полушария головного мозга. Практика показывает, что модель воспитания, господствующая в детских садах, учреждениях дополнительного образования, школах и даже семьях направлена на развитие исключительно левого полушария, т.е. на развитие у детей способности к ступенчатому, а не целостному восприятию окружающего мира. Объяснение этому группа авторов находит в том, что в обыденном сознании


бытует представление будто бы дети в своем восприятии явлений идут от части к целому. В то время как психологами давно доказано обратное: даже в младенческом возрасте ребенок вовсе не воспринимает только отдельные предметы, а охватывает ситуацию в целом. По мере взросления его восприятие, не изменяя своей внутренней сущности, начинает действовать в союзе с другими функциями и поэтому видоизменяется. Для развития образного мышления необходимо расширять каналы


ввода информации, активно используя не только слух и зрение, но и другие чувств – тактильную чувствительность, невербальное восприятие (музыку, пение, рисование, лепку, сочинение стихов, инсценировку и другие). Между тем образование и воспитание детей младшего школьного возраста осуществляется вопреки тому, что мироощущение этих детей характеризуется доминированием работы правого полушария, а значит, и развитостью воображения и способности целостно воспринимать мир.


Это диктует настоятельную потребность в радикальном пересмотре принципов воспитания младших школьников с учетом особенностей их психического развития. А вот опыт социальных отношений у них чрезвычайно беден и ограничен. Основное внимание детей этого возраста концентрируется на социальном круге отношений – к самому себе, к сверстникам, взрослым (учителю, родителям). Для детей, входящих в социальный мир, этот аспект оказался, более значим, чем отношение к природному


окружению, которое воспринимается ими как данность, как естественный жизненный фон. В подростковом возрасте восприятие окружающего мира характеризуется некоторым отходом от персонифицированного отношения к осознанию природы, прежде всего как к утилитарной ценности, поскольку информация о ней изобилует данными об ее утилитарном предназначении. Осуществляя наиболее адекватного взаимодействия с окружающим миром, подростки, быстро увлекаясь тем или иным занятием, столь же быстро его сменяет.


Эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в строительстве личности подростка, развитие экологической культуры. Как показывает практика, формировать у подростков напрямую ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему здоровью – малоэффективно. Для них эти задачи слишком абстрактны и малозначны. Добиться воспитания названных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путем, используя подростковую


потребность в самосознании. В этом могут помочь различные диагностические тесты (типа «Твои радости и огорчения»), которые дадут подростку развернутую картину его личности, побудят его к раздумьям о смысле жизни и о своем месте в ней. Полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека. Опыт показал, что родителям, педагогам особое внимание следует обращать на меру воспитательных воздействий


и уважение мнения детей. В общении с подростками назидательный тон вредит больше всего, он вызывает реакцию сопротивления и воспринимается подростками как недооценка их возможностей. Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, которые, не ущемляя чувство взрослости ребят позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности.


Больше внимания следует уделять и тому, чтобы оценки и суждения исходили, по возможности, не от педагога, а от самих учащихся и тогда эти оценки могут стать стимулом в усвоении этических норм, осознании подлинно культурных ценностей. Это особенно успешно достигается в том случае, если общение происходит в форме диалога. В диалоге обучающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира.


Самое главное в диалоге – не столько овладеть умением, отстаивать свою точку зрения, сколько научиться сомневаться в ней. Человек развивается как личность, овладевая техникой диалогового общения, включающий не только умения взаимодействовать с другими людьми, но и вести свой внутренний диалог. Овладение способностью вести свой внутренний диалог происходит в подростковом возрасте. И, несмотря на то, что этот внутренний диалог до конца не разрешим, поскольку любое моральное суждение


двойственно, искажение нравственного развития наступают именно тогда, когда этого внутреннего спора не получается. Здоровая нравственность – это и есть способность вести внутренний диалог, постоянно делая выбор в той или иной моральной ситуации. Педагогу, стремящемуся оказать содействие подростку в самосовершенствовании, важно так построить общение, чтобы выбор и постановка задач переживались им как собственное действие. Только такая модель отношения является эффективной.


Инициирование процессов самопознания с привлечением игровых и практических их форм деятельности позволяет сформировать у подростков экологически ценное отношение к природе и, дав толчок к нравственному самосовершенствованию, побудить духовное начало в подрастающем человеке. Сегодня, как показывает практика, содержание деятельности в которую вовлекаются учащиеся, независимо от возраста следует обогащать за счет: сочетание экологического воспитания с экономическим в интересах


развития прогностических способностей детей; включение в воспитательный процесс туристко-краеведческой работы, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом; насыщение совместной деятельности общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности; создание дома и в школе особой с ориентированной на экологические ценности (ЗОЖ, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве двора, улицы, района, города); обращение к позитивным примерам


природосообразной деятельности людей, дабы преодолеть у школьников пессимизм, возникающий на почве неверия в возможности человека изменить мир к лучшему. 3. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Данной главой я попытаюсь сделать вывод об основных моментах воспитания личности, а так же целях, методах, экологического воспитания. В этом мне поможет ФЗ «Об охране окружающей среды» ст.74.


Хотя и содержание данной статьи закреплено на законодательном уровне, по моему мнению, ни один законодательный акт не сможет добиться такого результата как человеческая ответственность отношения к окружающей среде и мысль о заботе будущего поколения. Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование


человека. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания. Ответственное отношение к природе- сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных


и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения


к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: - образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; - воспитательных- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; - развивающих- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,


оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального( способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного( воли и настойчивости). Было выявлено, что воспитание в широком смысле рассматривается многими учеными-педагогами как общественное явление, передача социального опыта одного поколения людей – другому.


Однако, природная среда не менее, чем социум, содержит в себе развивающий, воспитывающий потенциал, реализация которого происходит не только, условно говоря, « при посредничестве» социума, но и в процессе индивидуального взаимодействия личности с природным окружением. Процесс экологического воспитания в широком смысле – это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной,


самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека. В широком смысле процесс экологизации человека выступает более емким понятием относительно процесса его социализации, что объективно обусловлено вторичностью человека и общества относительно природы. Однако, следует заметить, что только благодаря процессу социализации экологическая культура формируется как качественное новообразование личности, ибо личность – понятие


социального происхождения. Под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры – совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоцианально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой). Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста.


Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка. Понятие экологической культуры – комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания.


Учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, мы считаем целесообразным в качестве целевой установки определить развитие экологической культуры личности и в процессе образования, и воспитания. При этом каждый из рассматриваемых процессов не может выступать достаточным, но является необходимым условием эффективности развития экологической культуры.


Соотношение понятий «образование» и воспитание остается в педагогике дискуссионной проблемой. На уровне целенаправленных педагогических воздействий «экологической образование» и «экологическое воспитание» - равноценные и самоценные категории, имеющие свою специфику и играющие особую роль в развитии экологической культуры личности. Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности,


умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков. Развитие экологической культуры личности – результат широкого процесса экологизации личности – становление ее сущностных сил, обеспечивающее экологически обоснованное взаимодействие с окружающим.


Исходя из выше сказанного понятия «экологическое воспитание» и «воспитание экологической культуры» можно рассматривать как тождественные при условии установки экологического воспитания на развитие экологической культуры. Следует также остановиться на взаимосвязи процессов экологического воспитания и образования. Заметим, что специального внимания заслуживают вопросы экологического воспитания в процессе образования и, напротив, экологического образования в воспитательном процессе.


В первом случае важно проследить логическую взаимосвязь воспитательной работы с образовательными программами, обеспечить взаимосвязь содержания учебного процесса с деятельностью младших школьников во внеурочное время. Во втором – обеспечить решение воспитательных задач в процессе изучения детьми основ экологии. Специфика процесса экологического воспитания объективно обусловлена ориентированностью его на окружающую среду. Ориентация на внешний мир выступает ведущей относительно внутреннего мира, а возникающие противоречия


между внутренней сущностью личности (интересами, потребностями и другое) и необходимостью соизмерения «внутреннего» с «внешним» окружением, включая природную среду мощной специфической движущей силой процесса экологического воспитания. Данное противоречие характерно для всех уровней процесса экологического воспитания. Обострения глобальных экологических проблем выступило сегодня в острейшее противоречие с потребительской культурой населения планеты и стимулирует человечество к соизменению, переориентации, поиску новых принципов


взаимодействия с окружающим. Специфическими движущими силами процесса экологического воспитания младших школьников выступают противоречия между многообразием окружающего мира и небольшим опытом по взаимодействию с ним, знаний о явлениях окружающей жизни. Этим противоречием, наиболее острым в период дошкольного детства младшего и школьного возраста обусловлена та интенсивность, с которой в рассматриваемый период происходит накопление личного опыта, познавательная активность ребенка.


Специфической движущей силой процесса экологического воспитания младших школьников является противоречие между преимущественно негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает «стихийно», и знаниями, ценностями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретно-исторической, экологической ситуации, сложившейся как в нашей стране, так и в масштабах всей планеты.


Младший школьник наблюдает мусорные свалки, создаваемые взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении влиянии подобной деятельности человека на природу, вреде, наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду. Процесс экологического воспитания младших школьников характеризуется противоречием между интенсивностью


освоения ребенком окружающего мира, накопления личного опыта и эффективностью целенаправленных воздействий. Последние, как правило, отступают на второй план перед «стихийным» влиянием окружающей среды. Процесс освоения ребенком окружающего мира, как и процесс развития личности, является непрерывным и, как уже было отмечено, отличается своей интенсивностью. В связи с этим в экологическом воспитании младших школьников особо важен принцип «опережающего педагогического


воздействия», лишь следуя которому возможно обеспечить ребенку позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой и «удержать» в системе целенаправленных воздействий. Принцип «опережения» должен распространятся и на содержание процесса, и формы организации деятельности детей. Ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Сформированная в этот период наглядно-образная картина является важнейшим фактором


развития экологической культуры личности в подростковом возрасте. Игровая творческая деятельность, основанная на опыте взаимодействия с окружающей средой, выступает «второй реальностью» в детском мировосприятии. Однако, важнейшей закономерностью процесса экологического воспитания младших школьников, выступающей следствием происходящего в данном возрасте осознанного восприятия окружающего мира, является постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения, выделение


природы и самого себя как самостоятельных объектов и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой. При этом интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода. Исследователями в области экологии и охраны природы разработаны основные принципы и технологии экологически целесообразного взаимодействия человека с природной средой и ее отдельными элементами. Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей


закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой. Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение.


Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлено необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека. Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей


среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды. Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство.


Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.


Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка


древесины, сбор трав – все производилось в строгом соответствии с законом об охране окружающей среды. Экологическое сознание вовлекает школьников в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны. Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести


для пользы природы. Эффективная реализация функции экологического сознания ведет к формированию у школьников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой. Экологическое сознание как важная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность,


направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями.


Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания. Цель системы – в развитии экологического сознания детей как совокупность знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности.


В формировании экологического сознания школьников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристко-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения


за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве. Немалую помощь в экологическом воспитании детей оказывают средства массовой информации. Детская и юношеская литература, газеты и журналы (например, «Свирель», «Свирелька») уделяют много внимания воспитанию бережного отношения к природе. Радио и телевидение организуют детскую природоохранную деятельность: разъясняют, как зимой помогать


животным и птицам, как ухаживать за домашними животными и растениями, как следить за чистотой леса, парка, реки. Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности по отношении к природе и людям.


Основными показателями экологической воспитанности является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею. Критерием эффективности экологического воспитания могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реального улучшения окружающей среды в своей местности, достигнутое усилиями


школьников. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении я хотел бы отметить новый тип общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного. Человек живет с природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения,


чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы. Природа для человека является лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Лихачев Д. С. Экология культуры //Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.


М 1990. № 2. 3. Экологическая антология. М.; Бостон, 1999. 4. Экология России. Хрестоматия. М 2000. 5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М 2003. 6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Зерновая «диета» варварских соседей античных эллинов
Реферат Особенности организации маркетинга в банках
Реферат Акционерные общества. Порядок их реорганизации и преобразования в товарищество с ограниченной ответственностью
Реферат Оплата труда в социально-культурном сервисе и туризме
Реферат Экономическая безопасность России 6
Реферат Горин-Горяйнов, Борис Анатольевич
Реферат Предмет и метод социологии права. Основные этапы становления социологии права
Реферат Концепт детства в повести А. Платонова «Котлован»: проблема перевода на шведский язык
Реферат Организация питания по принципу шведский стол
Реферат The Eye Of The Dragon Essay Research
Реферат Винилхлорид
Реферат Аналіз вітчизняної практики адміністрування податків
Реферат The Renaissance Era Essay Research Paper The
Реферат Политическое сознание и политическая идеология в России
Реферат Старый, Григорий Иванович