Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Достоинство личности как качество гражданского общества

Семыкина Е. Н.
Двевещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чемчаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной иморальный закон во мне.
И.Кант
Сутьвсякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный законнепосредственно определяет волю…
И.Кант
Личность(как философское понятие) — это объединенная единством самосознания,совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований(личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) иимеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная). Такоепонятие личности мы находим в энциклопедическом словаре последней четверти XIX века.
Сначала прошлого века понятие «личность» не менялось, и весь XX век толковалосьпрактически одинаково. Оно рассматривается только в связи с социальнымиявлениями. Но совершенно очевидно, что, наше бытие связано кроме этого еще и свнутренними духовными проявлениями, размышлениями и жизнью. Без бытия духа мыне можем себя представлять и существовать.
Инам стало совершенно очевидно, что общество нуждается в достоинстве не тольколичности как исключительно социальной категории, но в достоинстве человека.
Русскийязык богат и многозначен – слово «достоинство» имеет несколько значений. Одноиз них — это необходимые моральные качества, это ценность человек, но, крометого, и осознание своей ценности. А другое значение слова «достоинство» — этостоимость (напр., достоинство монеты).
Вероятно,такая многозначность этого слова неслучайна.
Мызадались вопросом: «Нужно ли достоинство воспитывать, формировать и для чего?».В этом понятии сочетается материальное отношение и нравственное, духовное. Этосовсем не случайно. Так как мир не существует раздельно. Для него опасноразделение, перегибы и гипер-состояния, природа и мир стремятся к ГАРМОНИИ иРАВНОВЕСИЮ.
Вкачестве примера обратимся к судьбе одного из ученых античности Сократу.
СамСократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить по сочинениямдругих греческих философов (главным образом по книгам его ученика Платона).Философские размышления Сократа стремились к твердому обоснованию этическихпонятий (добродетели, справедливости, честности, достоинства и т.д.). Сейчасмногим это кажется «общим местом» и всем понятными истинами. Но, оттого, что этивопросы задаются на протяжении столетий, они не становятся проще и понятнее ивсегда вызывают полемику, имеют тайных и явных сторонников и противников. Ихвидимая простота обманчива. К возможности разрешить метафизические вопросы оначале и сущности мироздания он относился скептически. Сократ был присужден ксмертной казни афинскими судьями за неверие в существующих богов и введениеновых божеств. То есть он призывал к разрушению «закона», которому подчинялисьбезоговорочно.
Былотакое правило в Афинском полисе, если граждане Афин, вышли в море, и их корабльпотерпел крушение, то вернуться в полис спасшиеся мореплаватели могли тольковсе вместе, иначе они становились изгнанниками. Мы задаем вопрос, взаимопомощь- это нравственная категория. Отвечаем — да. Но формировалась в античном миредо Сократа она как необходимость. И за невыполнение этой нравственной категорииследовало наказание более страшное, чем смерть – изгнание. Сократ выступил насуде в защиту таких моряков. Объясняя их поступок невозможностью спаститоварищей. А в своих выступлениях часто обращался к «внутреннему голосусовести», которое его соотечественники сочли за новое божество. То есть Сократразрушал многовековой закон гражданского мира строго регламентированный ибеспрекословно всеми исполняемый. Как же эти рассуждения соотносятся с нашейтемой. Вопрос достоинства обязательно столкнется с вопросом свободы и воли.
Необходимостьв воспитании определенных нравственных качеств, таких как милосердие, доброта,совестливость, ответственность, порядочность, чувство долга, добросовестность,личное достоинство, справедливость, дающих основу для гражданской позициирастущего человека оспорить нельзя. Но, испытывая страх и опасение передпрежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго,вечного» что, как правило, приводило к отрицательному результату, наше обществои в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало вкрайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, чтоне нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось — навязывать) они самисобой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этихнедальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростковшокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самыхрациональных.
Необходимоосознавать, что достоинство человека не избыточная роскошь, а приоритет.Становление личного достоинства – необходимость не только нравственная, но истратегическая и экономическая. Мы ведь не доверим сумму денег человеку, заведомозная, что он вор (если, конечно не ставим задачи его перевоспитания, как этоделал в свое время А.С.Макаренко). А почему же мы можем доверить важный постчеловеку без личного достоинства. И будем заблуждаться, что он справится сосвоими обязанностями хорошо. Для того чтобы сложилось гражданское обществонеобходимо много условий, но не нужно тешить себя надеждами о возможности егосуществования без определенных нравственных качеств его граждан. К нимотносится и достоинство личности.
Сегоднянеобходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как вновых, изменившихся социальных условиях, даже прекрасно разработанныевоспитательные системы дают сбои. Причин для этого много, но главноенесоответствие социальных условий и целей. Так СМИ навязывают нам, что можно инужно лгать для достижения своих целей, предавать близких, что главное-этоуспех в карьере (хотя это действительно не плохо), но ведь не любой ценой.
Кромедостоинства необходимо сформировать у школьников и психологические качества — это устойчивость и эмпатия, поддерживающие и закрепляющие нравственныесоставляющие. Эмпатия «… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатическийспособ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумеваетвхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включаетпостоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого…. Это означаетвременную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания иосуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но приэтом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, посколькуони могут оказаться травмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другомудля проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемымответам…
…Можетбыть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означаетбыть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким».
Л.С.Выгодский доказал, что психические процессы основаны на межличностныхотношениях. Самосознание в своем онтогенетическом развитии, согласно Л.С.Выгодскому, проходит тот же путь, что и все высшие психические функции:«средства социальных связей и есть основные средства для образования техсложных психологических связей, которые возникают, когда функции становятсяиндивидуальными функциями ...». Механизмы сознания и социального контактатождественны: «… сознание есть как бы социальный контакт с самим собой…Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других и тем же самым способом, каким мысознаем других, потому что мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чемдругие в отношении нас».
Анализсовременной психологической литературы дает представление о личности какизменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир, своесоциальное окружение и взаимодействие. Движущей силой индивидуального развитияпризнается процесс социального взаимодействия, а не внутренние психическиесостояния и не факторы социальной среды/
Однимиз основных результатов личностного роста, с этой точки зрения, являетсястановление у человека представлений о собственной идентичности, складывающеесяв процессе взаимодействия с «Другими». Это происходит, прежде всего, потому,что человек осознает собственное «Я», только если смотрит на себя глазами«Другого». Данную позицию в зарубежной психологии впервые отчетливо обозначилДж. Мид, настоявший на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и назначении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействияхс разными «Другими». В данном подходе личность предстает не только какобладающая параметрами активности в реальном взаимодействии, но и как способнаяк активности в духовной, нравственной сфере. Человек формирует свой внутренниймир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов нравственной,эстетической и гражданской деятельности.
Достигнутькачественного позитивного изменения общества можно, формируя его гражданскиеинституты на базе личностного развития и присвоения каждым человеком определенныхнравственных качеств, и базовым является достоинство личности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.