Реферат по предмету "Экономика"


Формирование инвестиционного климата в современной России

Содержание
Введение
Инвестиционнаякарта России
Инвестиционнаяпривлекательность России в 2010 году
Предпосылкидля улучшения инвестиционного климата в России
Негативныефакторы инвестиционного климата в России
Мерыпо улучшению инвестиционного климата в России
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Причины обостренноговнимания к проблематике улучшения инвестиционного климата в России со сторонынаших аналитиков, чиновников, бизнесменов и всех, кто хотя бы в малой степениинтересуется будущим российской экономики не на обывательском уровне, а спопытками понимания происходящего, казалось бы, достаточно очевидны. Тем неменее, в целях анализа этой проблематики такие причины следует указать сдолжной определенностью. Конечно, страна находится в трудном экономическомположении, перспективы выхода из него неясны, это резко контрастирует с тем,что советские люди привыкли ежедневно слышать в рапортах (для восприятия темыне так уж важно, насколько правдивых) о трудовых победах на фронте коммунистическогостроительства. Безусловно, производственная база устарела, обязательность ееобновления – безусловна, а для этого, даже если отвлечься от необходимостиструктурной перестройки реального сектора, требуются огромные инвестиции (всопоставлении с нынешним официальным объемом ВВП). Как представляется, сутьдела в том, что разрешение наших экономических проблем значительное большинствосвязывает с поддержкой или, хотя бы, участием Запада, хотя и по существенноразличным мотивам. Одни полагают, что Запад обязан поддержать демократическиепреобразования в России, коль скоро она решила двигаться по проложенному Западомпути. На взгляд других, эти преобразования самому Западу были нужны гораздобольше, чем России (если ей они вообще были нужны), так что теперь помощь –прямая обязанность Запада, для него здесь старались. Третьи не сомневаются в том,что возрождение народного хозяйства России Западу чрезвычайно выгодноэкономически, но «там» то ли понять этого не могут, то ли какие-тообстоятельства (случайности, недоразумения, рудименты прежних политическихнапряжений и т.п.) мешают.

Инвестиционная картаРоссии
Социально-экономическиепроцессы в России протекают настолько бурно, что оценить инвестиционнуюпривлекательность отдельного региона по какому-либо одному показателюзатруднительно. Картина в плоскости риск-потенциал более информативна. С однойстороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; сдругой — насколько рискованно этот бизнес разворачивать.
Инвестиционный рейтингрегионов России составлен по материалам РА «Эксперт» за 2007-2008г.
Таблица 1 –Инвестиционные потенциалы и риски.
Инвестиционный потенциал
учитывает основные макроэкономические характеристики и складывается из следующих потенциалов:
Инвестиционный риск
показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Существуют следующие виды риска:
ресурсно-сырьевого
трудового
производственного
инновационного
инфраструктурного
финансового
потребительского
экономический
финансовый
политический
социальный
экологический
криминальный
законодательный
/>

/>
Рисунок 1 — Инвестиционная карта России
За последний годинвестиционный рейтинг регионов стабилизировался. Подвижек было гораздо меньше,чем в прошлые годы.
Основные измененияпроизошли в сфере инвестиционного риска.
Девять регионовулучшили рейтинг за счет снижения риска. Восстановила свой статус региона сминимальным риском Белгородская область (переход из категории 2B в 2A). Крометого, улучшили свои рейтинги следующие регионы:
— Смоленская,Оренбургская, Омская, Читинская области (переход из категории 3C1 в 3В1);
— Республика СевернаяОсетия — Алания и Сахалинская область (переход из категории 3C2 в 3В2);
— Чукотский автономныйокруг (переход из категории 3D в 3C2).
Ухудшили рейтинги засчет роста риска всего три региона: Хабаровский край (переход из категории 3В1в 3C1), Усть-Ордынский Бурятский (переход из категории 3В2 в 3C2) и Таймырскийавтономные округа (переход из категории 3C2 в 3D).
Из 89 российскихрегионов лишь Астраханская область продвинулась вверх в рейтинге за счетинвестиционного потенциала, она перешла из категории 3В2 в категорию 3В1.
По-прежнему«лихорадит» Красноярский край, который практически ежегодно и резко«по диагонали» меняет свой инвестиционный рейтинг. На этот раз регионвновь снизил риск, но одновременно и потенциал (переход из категории 1C в 2B).
Отсутствие регионов,серьезно увеличивших свой инвестиционный потенциал, является отражениемнекоторого застоя в развитии потенциальных «точек роста». Основнаячасть прироста потенциала страны (более 70%) пришлась на регионы экономического«ядра» — Москву, Московскую область (27%, а с ближайшим окружением — Калужской, Рязанской, Смоленской и Тверской областями — почти 34% суммарногоприроста потенциала), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа(17%), Санкт-Петербург с Ленинградской областью (8,5%), Нижегородскую область(8%) и Татарстан (5%).
К сожалению, ниБашкортостан, ни Самарская, ни Свердловская, ни Пермская области, ни другиерегионы — потенциальные лидеры, которые должны вытягивать нашу экономику(группа 2B), не смогли повысить свой инвестиционный потенциал.
Наиболее существеннымрезультатом изменения рейтинга отдельных регионов за последний год сталоувеличение (с 24 до 30) количества регионов в самой многочисленной категории3В1 и одновременное сокращение (с 15 до 10) регионального представительства вкатегории 3C2.

Таблица 2 –Расположение регионов России по рискам и потенциалам
Потенциал /
Риск
Минимальный
(А) Умеренный (B)
Высокий
(С) Экстремальный (D) Высокий (1) Москва
Московская обл.
Санкт-Петербург
Свердловская обл.
Ханты-Мансийский АО Средний (2)
Белгородская
обл.
Башкортостан
Волгоградская обл.
Иркутская обл.
Кемеровская обл.
Краснодарский край
Красноярский край
Нижегородская обл.
Новосибирская обл.
Пермская обл.
Приморский край
Ростовская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Татарстан
Саха (Якутия)
Челябинская обл.
Ямало-Ненецкий АО Пониженный (3.1)
Алтайский край
Амурская обл.
Архангельская обл.
Астраханская обл.
Бурятия
Владимирская обл.
Вологодская обл.
Воронежская обл.
Калининградская обл.
Калужская обл.
Кировская обл.
КОМИ
Курская обл.
Ленинградская обл.
Липецкая обл.
Мурманская обл.
Омская обл.
Оренбургская обл.
Пензенская обл.
Рязанская обл.
Ставропольский край
Смоленская обл.
Тамбовская обл.
Тверская обл.
Томская обл.
Тюменская обл.
Удмуртская обл.
Ульяновская обл.
Читинская обл.
Чувашская Республика
Ярославская обл.
Брянская обл.
Дагестан
Тульская обл.
Хабаровский край Низкий (3.2)
Новгородская
обл.
Адыгея
Алтай
Еврейская автоном. обл.
Ивановская обл.
Кабардино-Балкарская Респ.
Калмыкия
Карелия
Костромская обл.
Курганская обл.
Марий Эл
Мордовия
Ненецкий АО
Орловская обл.
Псковская обл.
Северная Осетия
Сахалинская обл.
Хакасия
Агинский Бурятский АО
Камчатская обл.
Карачаево-Черкесская Республика
Коми-Пермяцкий АО
Корякский АО
Магаданская обл.
Тыва
Усть-Ордынский Бурятский АО
Эвенский АО
Чукотский АО
Ингушетия
Чеченская респ.
Таймырский АО
Инвестиционная привлекательностьРоссии в 2010 году
За первые три месяца2010 года чистый отток капитала из России достиг 12,9 млрд. долл. Такие данныесообщил 5 апреля 2010 Центробанк (ЦБ). При этом почти 12 млрд. долл. быливывезены по серым схемам, которые Центробанк традиционно фиксирует как «чистыеошибки и пропуски платежного баланса». Эксперты объясняют отток капиталаинвестиционной непривлекательностью российской экономики и неверием в ее скороевосстановление. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал вянваре–феврале продолжали сокращаться.
Как сообщил вчера ЦБ,первый квартал 2010 года ознаменовался чистым оттоком капитала в частномсекторе в размере 12,9 млрд. долл. В банковском секторе в это время наблюдалсямизерный приток капитала в Россию в объеме 0,8 млрд. долл. А в прочих секторахэкономики отток капитала достиг уровня 13,7 млрд. долл., причем в данном случаев статье «чистые ошибки и пропуски платежного баланса» Центробанкуказал сумму 11,8 млрд. долл. со знаком минус.
Если сравнить этипоказатели с четвертым кварталом 2009 года, то тут налицо кардинальная сменавектора с плюса на минус и резкое увеличение оттоков капитала из России. Ведь вконце 2009 года частный сектор обеспечил России чистый ввоз капитала в размере8,3 млрд. долл., банковский сектор – в размере 8,9 млрд. долл., отток же впрочих секторах экономики составил тогда лишь 0,6 млрд. долл. Некоторыепредставители банковской сферы объясняют резкое увеличение оттока капитала впервом квартале текущего года по сравнению с концом 2009 года довольно просто –ситуацией с обменным курсом рубля. «В октябре–ноябре прошлого года на фонеукрепления рубля (до 29 руб. за доллар США) экономические агенты переводилисредства в иностранную валюту – соответственно наблюдался приток капитала. А впервом квартале этого года курс рубля немного снизился, что и могло стать однойиз причин оттока капитала», – говорит руководитель стратегической службыАбсолют Банка Равиль Нигматов.
Другие же экспертыговорят о некорректности сравнения четвертого квартала с первым. «Традиционночетвертый квартал – это пик деловой и предпринимательской активности, этомассовые закупки и продажи перед Новым годом, Рождеством и т.д. В то время какпервый квартал – это время трат за предыдущий год, оплата налогов за год ивремя выплат компенсаций и бонусов, так что скорее всего дисбаланс может бытьсвязан с этим», – объясняет гендиректор консалтинговой группы «Аюдар»Юрий Васильев. Действительно, по сравнению с первым кварталом 2009 года – ссамым тяжелым для финансовой сферы периодом – ситуация выглядит не такой удручающей.Можно даже говорить о вялом, но сокращении утечки капитала из России во всехсекторах экономики: примерно на 22 млрд. долл. в частном секторе, на 7,6 млрд.долл. в банковском секторе, на 14,4 млрд. долл. – в прочих секторах экономики.
Но в одном мнениеэкспертов сошлось – в том, что для России актуальна проблема отсутствияинвестиций в экономику страны. Так, по предварительным данным Росстата,инвестиции в основной капитал в январе–феврале сократились на 8% по сравнению стем же периодом прошлого года. Относительное снижение суммарного оттокакапитала – позитивная тенденция, но сам отток не прекратился, а это уженегативный фактор.
«Отток капиталаговорит о том, что в нынешнем состоянии российская экономика не готоваосваивать дополнительные инвестиции», – замечает главный экономист Альфабанка Наталья Орлова.
По ее словам, более 11млрд. долл. в графе «чистые ошибки и пропуски платежного баланса» –это довольно тревожный индикатор использования полулегальных и серых схем приуходе капитала из страны. Чем инвестировать в нестабильную отечественнуюэкономику, предпринимателям проще выбрать более выгодные для себя варианты заграницей. «Мотивы предпринимателей могут быть различными – это истремление к снижению налогового бремени путем перевода финансовых потоков внизконалоговые юрисдикции, и покупка профильного бизнеса за границей, ивложения в иные рынки, которые сейчас развиваются более быстрыми темпами, чемроссийская экономика», – перечисляет глава департамента налогового ифинансового консалтинга «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. «Всебольше и больше намечается тенденция компрадорства, когда предпринимателизарабатывают в РФ, а „тратят“ на недвижимость, образование,медицинские услуги и т.д. за рубежом. Это связано с политическими рисками, ведьдаже при достаточно демократических и взвешенных законах в РФ риски отъемасобственности очень высоки, так как могут быть связаны с использованиемсилового, судебного или административного ресурса», – добавляет Васильев. «Учитываядовольно слабое состояние мировой экономики, стабильное укрепление рубля покаспособно привлечь в страну лишь финансовых спекулянтов, которые всегда готовыидти туда, где есть возможность заработать, – рассуждает замначальникааналитического департамента „Арбат Капитал“ Алексей Павлов. – В то жевремя до кризиса совокупному притоку капитала в страну мы были в первую очередьобязаны рынку внешних заимствований, который пока еще не заработал дажевполовину былой мощности».
Эксперты уверены: всложившихся условиях прослеживается прямая связь между сокращением инвестиций восновной капитал и оттоком капитала. По словам Нигматова, «сокращениеинвестиций в основной капитал может быть обусловлено снижением потребностей восновных средствах вследствие падений ожидаемых объемов производства, а такжеобщей экономической неопределенностью – все еще до конца не понятны темпывыхода из кризиса». В итоге Россия попала в порочный круг, из которогосложно выйти: падающие промышленность и строительная отрасль с каждым годом всеменьше привлекают инвесторов и потому их продолжающееся падение некомуостановить. «Активного участия иностранных капиталов в промышленности илистроительстве, как это было пару лет назад, мы пока не наблюдаем», –поясняет Васильев. Некоторая активность в промышленности и строительстве, накоторую ссылаются чиновники, связана лишь с «ожиданием оживления», сдостройкой объектов, которые и так уже находились в завершающей стадиистроительства.

Предпосылки дляулучшения инвестиционного климата в России
Варшава, 22 октября2009. Инвестиционный климат в России является главной причиной для беспокойствиностранных инвесторов. Сравнение с другими развивающимися экономиками ввопросах прозрачности и простоты ведения бизнеса идет не в пользу России. Всвоем обзоре «Ведение бизнеса в 2010 году» Всемирный банк из 183стран ставит Россию на 120 место. Между тем, мировая рецессия и снижение цен нанефть помогли российскому правительству осознать то, насколько важно длядолгосрочного роста экономики поддерживать и защищать иностранные инвестиции.
В прошлом году в Россиинаблюдался небольшой приток иностранных инвестиций. Дарья Пожарова, консультантгруппы специалистов компании Frost & Sullivan по Центральной и ВосточнойЕвропе и странам СНГ, отмечает: «В первой половине 2008 года в России былзафиксирован рост прямых иностранных инвестиций на 17,5%, однако во второмполугодии этот рост сошел на нет из-за падения цен на нефть». В целоминвесторы потеряли аппетит к инвестированию в сырьевые страны. В итоге в первомквартале 2009 года приток прямых иностранных инвестиций сократился примерно на45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В развивающихся странахс более диверсифицированными экономиками и более благоприятным инвестиционнымклиматом такого снижения объемов инвестирования не наблюдалось.
Нет ничегоудивительного в том, что во время последних политических обсуждений внимание вРоссии было сосредоточено на вопросах диверсификации, модернизации иинвестирования средств в сильно изношенную инфраструктуру. Для того чтобызаменить амортизированные активы, России потребуется два триллиона долларовСША. Без участия иностранных инвесторов привлечь такую сумму крайне трудно.Однако, главный вопрос сейчас заключается не только в количестве поступающих встрану инвестиционных средств, но также в их качестве. Так, Россия весьма мудрозаявила о необходимости вкладывать средства в развитие высокотехнологичныхотраслей, таких как медицинское оборудование и технологии, телекоммуникации,нанотехнологии, машиностроение, информационные технологии.
«Россия остается ввыгодном положении, которое может помочь стране добиться не только высоких, нои что более важно, стабильных темпов экономического роста», — добавляетДарья Пожарова. В отличие от многих других сырьевых стран, у России есть ряд преимуществ,например, огромная численность населения, что представляет большой потенциалроста потребления, а также обширные территории, нуждающиеся в современнойинфраструктуре, и еще вполне внушительная научно-техническая база в виденаучно-исследовательских институтов, лабораторий и научных работников.
По наблюдениямспециалистов из компании Frost & Sullivan, для того чтобы Россия смогламаксимально повысить этот потенциал и привлечь инвестиции в высокотехнологичныеотрасли, необходимо улучшить общий инвестиционный климат, навести порядок вбюрократических процедурах и уменьшить степень государственного вмешательства.«Если российское правительство будет реализовывать намеченную стратегию,то мы в ближайшем будущем увидим возникновение множества мотивирующих факторов,юридических и регуляторных мер, защищающих интересы иностранныхинвесторов», — заключает Пожарова.
Негативные факторыинвестиционного климата в России
Известно немало попытоканализировать обстоятельства, препятствующие инвестициям в российское народноехозяйство. И попытки, и обстоятельства насчитываются многими десятками. Все онизаслуживают серьезного внимания, однако здесь нет возможности хотя быперечислять их.
Но аналитическая задачасущественно облегчается, если рассматривать не обстоятельства, а факторы риска,обусловливающие неблагоприятный инвестиционный климат в России (в конечномсчете, каждое конкретное обстоятельство обусловлено одним или несколькими изтаких факторов). Практически все такие факторы, сколько-нибудь значимые,группируются в семь блоков, связанных с: 1) политическими и общеэкономическимиусловиями, 2) законодательством, 3) налоговой системой, 4) административнымиусловиями, 5) коррупцией, 6) судебной системой, 7) банковской системой. Этагруппировка не вполне однозначна, факторы из разных групп нередко теснокоррелируют между собой, иногда обусловлены общей причиной, иной раз могутвозникнуть затруднения с отнесением конкретного фактора к тому или иному блокуи т.п., но практически все это не препятствует исследованию и выявлениювозможных мер по улучшению инвестиционного климата. Далее краткорассматриваются названные семь блоков.
1) Политические иобщеэкономические факторы. Они обусловлены прежде всего страхом передвосстановлением в России тоталитарного режима или, по крайней мере, передчастичным возвратом советских порядков. Подобные опасения принимают конкретнуюформу, когда дело касается таких угроз, как запрет на вывоз валюты,деприватизация (пусть даже со ссылками на нарушения закона в прошлом приприватизации, поскольку ясно, что в большинстве случаев ссылки имеютдемагогический характер. К этому блоку относятся и страхи, индуцируемые болеепоздними событиями, прежде всего дефолтом 1998 года – для многих потенциальныхинвесторов он является самым ярким экономическим впечатлением последнегодесятилетия, так что угроза нового обвала российской валюты представляется имвозможной хотя бы по прецеденту.
Своего рода фоном,весьма существенным для формирования не слишком благоприятного имиджа страны наоснове подобной информации, является непрозрачность процесса принятияэкономических и политических решений в России.
Естественно,радикальный способ снять сомнения такого рода состоит в обеспечениисущественного улучшения экономической ситуации. Однако в сложившихся условияхпротивопоставить этим сомнениям (основанным как на ретроспективных, так итекущих данных) можно только системно подобранные конкретные аргументы,квалифицированно интерпретирующие информацию о реальном положении дел в Россиив выгодном свете. База для такой работы имеется, поскольку на Западе достаточнораспространено мнение о том, что политическая ситуация в современной Россиидостаточно стабильна (устойчивое большинство в парламенте, центр в состояниисдерживать противоречия с регионами в жестких границах и пр.), имеется сильныйи авторитетный в стране и за рубежом президент. Однако факт существованиятакого мнения почти не используется, не превращается в фактор, обеспечивающийудешевление кредитов и пророст инвестиционного потока. Эту задачу должны решатьпрежде всего посольства и торговые представительства, но похоже, что она передними даже не поставлена с должной четкостью.
2) Законодательство.Неопределенность правового поля, противоречивость и неясность конкретныхзаконов, неполнота, незавершенность законодательства в целом – причина многих иразнообразных обстоятельств, препятствующих решениям об инвестировании вроссийскую экономику. Наши «агитаторы» за кредиты и инвестиции любятповторять, что российское законодательство меняется только в благоприятнуюсторону для бизнеса, для возможных инвесторов, так что законодательноопределенные условия их работы в стране непрерывно улучшаются. Но факторнеопределенности, неизменно воспринимаемый как причина всевозможных, в томчисле заранее неизвестных рисков, оказывается сильнее, чем доводы об улучшенииситуации.
Кроме того,используется весьма специфический аргумент в пользу промедления: если условиядля инвестирования в России действительно улучшаются, то следует подождать,пока они станут вполне удовлетворительными: зачем идти на дополнительный риск,если с течением времени он уменьшается? И опять положительная обратная связь:такая позиция объективно сдерживает поток инвестиций и удорожает кредиты, а этонегативно сказывается на темпах развития экономики, что не способствуетповышению кредитного рейтинга и т.д. На самом деле законодательно определяемыеусловия деятельности бизнеса фактически не улучшаются: модификации имеющихсязаконов проводятся бессистемно, противоречия не только не устраняются, но,наоборот, увеличиваются в числе. Пожалуй, заметнее всего это проявляется напримере налогообложения.
Среди многих частныхпроблем, законодательно не отрегулированных, но весьма важных для инвесторов,наиболее часто встречаются связанные с приватизацией или при сменесобственника. Среди них – право собственности на технологии, ответственность запроизведенные в прошлом негативные воздействия на окружающую среду (влияниекоторых может проявиться спустя многие годы). Отсутствует четкая системарегистрации прав нового собственника в случае иных потерь, происходящих по винепредшествующего собственника.
В дискуссиях попроблеме улучшения инвестиционного климата в России, во всевозможных опросах,анкетных обследованиях и пр. постоянно слышны жалобы на то, что недостаточноотрегулированы права инвесторов, связанные с защитой инвестиций и вывозомприбыли. При этом, как правило, опасения политических перемен маскируются поднедовольство действующим законодательством, часто по незнанию. Недостаткизаконодательства здесь весьма невыгодно для нас дополняются пассивностью вразъяснительной работе. Что касается вывоза прибыли, этот вопрос всегда будетпредметом разногласий государства и иностранных инвесторов из-за противоречий винтересах: первое хочет инвестиций без вывоза прибыли, вторые – вывоза прибылибез прямых инвестиций. Конкретные регулирующие решения могут быть найденытолько с учетом многочисленных конъюнктурных факторов, однако среди нихприсутствуют и долгосрочные гарантии государства.
3) Налоговая система.Стимулирование инвестиций через налоговую систему может осуществляться вразличных формах. Среди них – налоговый кредит, предусматривающий рассрочкууплаты налога на прибыль при инвестировании средства в развитие производства.Другая форма – прогрессивный налог на прибыль вместе с освобождением от налога(или его серьезным снижением) с той части прибыли, которая идет на инвестиции(здесь возможны варианты, например, снятие «прогрессивности» с этойчасти прибыли вместе с понижением ставки относительно ее начального уровня для «проедаемой»части прибыли). В США (а также других странах) широко практиковалась ииспользуется до сих пор сверхускоренная амортизация (суперамортизация) нетолько оборудования, но также зданий и сооружений – целесообразность введенияэтой формы активно обсуждается в последнее время (она может сочетаться сдругими формами).
4) Административныеусловия. По общему признанию, система государственного управления в Россииработает неудовлетворительно. «Известия» сообщали, что Г.Греф назаседании Правительства в июне 2008 года привел данные международныхисследований эффективности работы государственных органов в 158 странах:Правительство РФ заняло 107 место; по качеству государственного регулированияРоссия оказалась 158-й из 160 участников рейтинга. Дело не только в том, чтодля решения практически любого вопроса требуется рекордное количествосогласований и разрешений, причем, даже если (в гипотетическом случае)полностью отсутствует коррупционное давление на заявителя, рассмотрение вопросатребует такого времени, что сообщения о прецедентах начисто отбивают у многихохоту к прямым инвестициям в Россию. Стандартная ситуация – распри междуведомствами, это всегда производит крайне негативное впечатление на «внешних»наблюдателей. Обычная причина распрей – противоречия между ведомственнымиинтересами, обостряемые нечеткостью и неполнотой законодательства. Давлениечиновничества по политическим мотивам – весьма распространенное явление, что жекасается коррупции, то, возможно, она является самым сильным негативнымфактором для большинства потенциальных внутренних инвесторов.
5) Коррупция и теневаяэкономика. Процветание взяточничества, давление криминала и отсутствиевозможностей легально ему противостоять создают в России среду, при которойофициальные данные об условиях экономической деятельности радикально отличаютсяот реальных. Поборы чиновников, рэкетиров, содержание «крыш» и пр.составляют суммы, во многих случаях того же порядка, что и официальные налоги. «Теневики»по теневым каналам нередко платят больше, чем пришлось бы платить официально,но, во-первых, от давления коррупции вовсе не освобождает самая строгаяналоговая дисциплина в компании, и подчас именно это (а не уровень официальныхналогов) заставляет предпринимателя оставаться «в тени», во-вторых, «выходиз тени» может повлечь самые серьезные силовые действия со стороны тех,кто не собирается ее покидать. Криминальная среда вокруг бизнеса заставляетмногие фирмы содержать такую охрану и службу безопасности, что затраты на нихпревосходят все мыслимые в цивилизованном бизнесе пределы. Однако следуетотметить, что значимость коррупции и теневой экономики весьма различна для,во-первых, отечественных мелких и средних предпринимателей, во-вторых, крупногоотечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных инвесторов. Для первыхзначение этого фактора во многих случаях – критическое, определяемые имдополнительные издержки оказываются непосильными. Для крупного бизнесакоррупция играет принципиально другую роль, а именно, она позволяет ему получатьвозможности недобросовестной конкуренции (в том числе и с иностраннымбизнесом), совершать незаконные сделки и пр., то есть затраты на взятки вполнеокупаются, что же касается криминала, то крупный бизнес вполне успешно емупротивостоит. Как коррумпированным чиновникам, так и криминальным авторитетаминостранные инвесторы обычно внушают некий страх, с ними предпочитают несвязываться, тем более что и среди отечественных предпринимателей дойных короввполне достаточно. Однако «фон», создаваемый непрерывными разговорамио коррупции и криминальной стороне занятий бизнесом в России, крайненеблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны.
6) Судебная система. Пообщему признанию, судебная система в России работает неудовлетворительно. Судможет хотя бы частично сгладить негативные эффекты от несовершенствазаконодательства, плохой работы органов исполнительной власти, разгулакриминалитета. Однако некомпетентность и продажность суда не только неослабляют, но усиливают эти эффекты. Судебная реформа многие годы остаетсятемой для дискуссий, однако действенных мер по улучшению ситуации непринимается. Это способствует росту коррупции в судах, усиливает упредпринимателей (и граждан) ощущение беззащитности, бесполезности обращений всуд. Пожалуй, среди всех факторов, обусловливающих неблагоприятныйинвестиционный климат в России, дефекты судебной системы надо оценить как самыйдолговременный. В частности, без реализации радикальной судебной реформыневозможно победить коррупцию и теневые структуры, обеспечить нормальныеусловия работы для бизнеса со стороны исполнительной власти, да исовершенствование законодательства в немалой степени теряет смысл, еслисудебная система не в состоянии удовлетворительно разрешать споры относительноприменения законов.
7) Банковская система.Через банковскую систему в России проходит примерно 4 % общих потоковинвестиционного капитала, в Центральной и Восточной Европе – уже 30 %. Можнобез преувеличения сказать, что в России роль банковской системы винвестиционном процессе пренебрежимо мала. Этот фактор особенно значим длямелкого и среднего бизнеса, представители которого очень часто не имеют никакихдругих способов финансировать инвестиции, кроме банковского кредита. Такоеположение не изменится без осуществления банковской реформы, которая, подобносудебной и военной реформам, несмотря на многолетние дискуссии все еще необрела достаточно четких, убедительных, принимаемых гражданским обществомочертаний.
Меры по улучшениюинвестиционного климата в России
Макроэкономика. Необходимымипредпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции,равно как и предсказуемость поведения цен в экономике.
Требуется ужесточениеконтроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие срокисоздания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.
Налоги. Представляется,что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниямналогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.
Необходимо скорейшеевведение в действие части II Налогового кодекса, где предусмотрена реальнаяотмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль.Налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли и учетвозникающих разниц при конвертации из одной валюты в другую нуждаются вдальнейшей рационализации для снижения привлекательности увода доходов из-подналогообложения.
Верхнюю ставкуподоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периодецелесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровеньизъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя израсчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать изналогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышениеквалификации.
Необходимо существенноуменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупныеотчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до30%.
Должны бытьпересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а ихпредоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер.
Для того чтобыналоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительноиспользовались на инвестиции в перевооружение производства, положение опредоставлении этой льготы должно быть конкретизировано.
Требуется реальнаяжесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерациии местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени поэтим налогам.
Важно прекратитьпрактику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличивпериод действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающиеположение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии срегламентом, предписанным законодательством.
Улучшить информированиеналогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных службпроизвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.
Банки и финансоваясистема. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризациибанковской системы:
— банкротствонесостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзывалицензии;
— созданиеблагоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
— повышениепрозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора,предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификациибанковских менеджеров, завершение введения новой системы бухучета, базирующейсяна международных принципах;
Центральный банк долженвпредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшимиуправляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакетпринадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор пока эти банки неосуществят выплаты по долгам; ускорить принятие закона о гарантиях вкладовграждан.
Внешнеэкономическая итаможенная политика. Активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работупо связанной с этим коррекции законодательства. Новые акты, затрагивающие сферувнешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетомтребований ВТО.
Упростить порядоктаможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России врежиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующийпроцедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий нареализацию инвестиционных проектов.
Ускорить создание зонысвободной торговли со странами СНГ. В методике начисления НДС для конечнойпродукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагатьэкспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временносохранить существующий порядок начисления НДС.
Существенногосовершенствования требует валютное регулирование. В этой части необходимыследующие меры:
— отменитьлицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России;
— ввести уведомительныйпорядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций,связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;
— упростить выдачуналоговых кредитов и освобождений.
Защита правсобственности
1. Необходимо создатьпрецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний поущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внестисоответствующие изменения в закон , исключающиезлоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров.
2. Законодательнорасширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросахдоступа к информации, организации собраний акционеров и представительства всовете директоров.
3. Необходимо ввестидополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг отдействий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумагинедействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел вустановленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе.Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестнымприобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственностипроизошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органовбудут нести ответственность инвесторы.
4. Стимулироватьсоздание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценныхбумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которыхкомпенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурныхинститутов.
5. Срочно доработатьправовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий.
6. Ужесточить уголовнуюи административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие кнарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов.Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость — более действеннаяугроза, чем степень тяжести возможного наказания.
7. Уделить особоевнимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не толькозащищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлятьзащиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию,цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повыситьэффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.
Свобода входа на рынок.Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса.
Барьеры входа на рынокдолжны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько емупотребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуетсяпринятие закона о регистрации юридических лиц.
Борьба с коррупцией. Вусловиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупцииявляется дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательствачиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования ирегулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простыеи прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контролянад их исполнителями.
Необходимопоследовательно устранять неопределенность и противоречивость взаконодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с нимизлоупотреблений.
Основные направленияэтой работы в ближайшее время:
— сокращение числалицензируемых видов деятельности;
— перестройка системыгосударственных закупок на исключительно конкурсной основе;
— активноесотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органамидругих стран;
— анализадминистративного законодательства для выявления противоречий и потенциальныхконфликтов интересов разных ведомств.
Следует рассмотретьвопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношениируководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.
Бухгалтерский учет. Надостремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса — это языкфинансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверностиотчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверияинвесторов.
Необходимо приниматьсрочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартамиучета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов.

Заключение
Проблема улучшенияинвестиционного климата в России имеет ярко выраженный системный характер,трудно назвать область или аспект нашей политической, экономической, социальнойжизни, который не имел бы существенного отношения к этой проблеме. Но системнаяпроблема требует для своего эффективного решения системной разработкисоответствующей программы, различные элементы которой должны быть четкоскоординированы, а выполнение – строго контролироваться. Конечно, нередкополагаются на естественный ход событий (под которым обычно понимают действиестихийных рыночных сил) в надежде, что постепенно все само собой образуется.Такая «стратегия» вряд ли допустима для России, потери которой вэкономической сфере стали фактором социальной неустойчивости и при дальнейшемнарастании могут привести к развалу государства.
Вот какие основныевыводы и дополнительные замечания можно сделать по данной работе:
1. Улучшениеинвестиционного климата и обеспечение шагов к экономическому процветанию –практически единая проблема, одно невозможно без другого. Внешние инвестициинаправляются только в такую экономику, которая обнаруживает устойчивуютенденцию к развитию, поэтому наивно ожидать притока внешних инвестиций какпредварительного условия экономического роста.
2. Задача «поворота»образующегося в стране капитала от вывоза к инвестициям внутри страны должнарассматриваться как первоочередная, поскольку условия ее решения проще, чемлюбых иных аспектов проблемы улучшения инвестиционного климата. Следующий этап– возврат в страну преобладающей части вывезенного из нее капитала.
3. Ключевое значениедля переориентации российского капитала на инвестирование в России имеетсовместная работа государственной власти и бизнеса над этой проблемой.Фактически речь идет о согласовании интересов государства как представителявсего населения и интересов бизнеса. Эти интересы не противоположны, какпредставляется многим, даже в краткосрочном аспекте, в долгосрочном же они внастоящее время достаточно близки и потому согласуемы.
4. Совместная работагосударственной власти и бизнеса должна обрести четкий регулярный характер.Своим предметом она должна иметь прежде всего налоговую, банковскую и судебнуюреформы, вложения в инфраструктуру и в человеческий капитал, а также и все остальныевопросы, существенные для проблемы инвестиционного климата в России.
5. Крупный бизнес,безусловно, осознает необходимость такой совместной работы. Проявленная вначале 2003 года инициатива «олигархов» по принятию обязательства «житьбез коррупции» – проявление такого понимания (хотя и несколько неуклюжее).Хотя по качеству управления российскому бизнесу (даже крупному) еще довольнодалеко до лучших западных компаний, он должен быть ближе, чем российскаягосударственная власть, к пониманию обсуждаемой проблематики, хотя бы потому,что сосредоточил в своем менеджменте гораздо более квалифицированные и умелыекадры, чем сейчас имеются в органах исполнительной и представительной власти.
6. Инициатива посовместной деятельности бизнеса и государственной власти по решению проблемулучшения инвестиционного климата в России, по-видимому, должна исходить отбизнеса. РСПП формально мог бы выступить с этой инициативой, предложив своепонимание проблемы, постановку цели работы и схему ее организации.

Список использованнойлитературы
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?— М.: Финансы и статистика. 2004, — 364 с.
2. Башкатова А. Инвесторы выводят деньги из России // Независимая газета,от 6 апреля 2010 г.
3. Иванова А.Р. Иностранный инвестор в России// Экономика и жизнь, от13.03.09.
4. Каминский M. Прямые иностранные инвестиции //Финансы и кредит. 2008, — № 5.
5. Карманова Н.Ю. Инвестиционный климат России// Иностранный капитал вРоссии. 2009, — №4.
6. Киреев А. П. «Международная микроэкономика: движение товаров ифакторов производства», М.: Международные отношения, 2007 г.
7. Костенко К.Р. Россия на мировом рынке инвестиций// Экономист, 2008. — №5.
8. Кралин П.В. Инвестиционный климат России// Иностранный капитал в России.2009. — №1.
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. С англ. со 2-го изд. —М.: «ДелоЛТД», 2005.
10. Пожарова Д. Мировой экономический спад вынуждает Россию улучшить свойинвестиционный климат // Венчурная Россия, от 09.11.2009.
11. Рейтинговое агентство «Эксперт РА», www.raexpert.ru/.
12. Тодорова М. Негативные факторы инвестиционного климата в России //Российская газета, от 09.02.2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :