Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Волевые качества и их развитие

Воля как сознательнаяорганизация и саморе­гуляция деятельности, направленная на преодо­лениевнутренних трудностей,—это прежде все­го власть над собой, над своимичувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладаетразной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огром­ный спектриндивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своихпроявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабостьволи. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать лю­бые трудности,встречающиеся на пути к достижению постав­ленной цели, при этом обнаруживает такиеволевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д.Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности,настойчивости, не умеют сдерживать себя, по­давлять сиюминутные побуждения воимя более высоких, нрав­ственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Диапазон проявленийслабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняястепень слабово­лия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, кпримеру, абулия и апраксия.
Абулия—это возникающее на почве мозговой патологииотсутствие побуждений к деятельности, неспособность при по­ниманиинеобходимости принять решение действовать или ис­полнять его.
Отчетливо понимаянеобходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, неможет заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно длянего полевое поведение.
Апраксия—сложное нарушение целенаправленности дейст­вий,вызываемое поражением мозговых структур. Если пора­жение нервной тканилокализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся внарушении произволь­ной регуляции движений и действий, которые не подчиняютсязаданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевогоакта.
Абулия иапраксия—сравнительно редкие явления, прису­щие людям с тяжелым расстройствомпсихики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе,обуслов­лено,-как правило, не мозговой патологией, а неправильным воспитанием,вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей иподростков. Наиболее типич­ным проявлением слабой воли является лень —стремление че­ловека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежеланиесовершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех другихслучаях менее склонные призна­ваться в каких-либо недостатках, весьма легкопризнаютза собой этот дефект. “Ленив я, это верно”, — с добродушнойснисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с товарищем молодойчеловек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление особственной ценности, ко­торая не выявляется лишь по причине лени. В такомосвещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, кото­раяскрывает какие-то никому неведомые достоинства человека.
Между тем это иллюзия.Лень—свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности кжизни, безраз­личия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешнейлокализацией контроля и потому безответствен. Лень— черта человека, котораябыла особенно ненавистна В. И. Лени­ну. Не случайно множество раз на страницахего произведений встречаются имя Обломова и слово “обломовщина”. Ленин пишет о“свободном халате и туфлях” Обломова, о “проклятой привычке российскихобломовых усыплять всех, все и вся”. Лень, а также другие проявленияслабости—трусость, нере­шительность, несдержанность и т. д. являются серьезнымидефектами развития личности, их преодоление требует серьез­ной воспитательнойработы, и прежде всего организации само­воспитания.
Положительные качестваволи, проявления ее силы обес­печивают успешность деятельности, с лучшейстороны харак­теризуют личность человека. Перечень подобных волевых качествочень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность,самообладание и многие другие. Так, реши­тельность—это индивидуальноекачество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно приниматьответст­венные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. Урешительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием иисполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, новсегда своев­ременное решение, принятое со знанием дела, с учетомобстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетель­ствуют не столько орешительности, сколько о желании чело­века избавиться от внутреннего напряженияи обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли.С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения,откладывание его “в долгий ящик” гово­рит, в свою очередь, о неразвитости воли.Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советовизвестную критичность по отношению к этим мнениям и сове­там. Как ирешительность, самостоятельность выявляет, глав­ным образом, внутреннююлокализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может бытьпротивопостав­лена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости.Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельстви давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволияявляется  и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам ра­зума исоветам окружающих. Настойчивость упрямого челове­ка носит неразумный характер,она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности иповедения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воливыступает как качество личности, наиболее полно выража­ющееся вколлективистском самоопределении.
Оценка волевого качестване может быть выражена одной лишь шкалой “сила — слабость”. Существенное, еслине реша­ющее, значение имеет моральная воспитанность воли. Харак­теристикапроявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимостимотивов, положенных в основу осу­ществления волевого акта. Человек, обладающийморально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняю­щий своииндивидуальные устремления воле и авторитету кол­лектива, интересамсоциалистического общества.
Педагогу, работающему сошкольниками, подросткового и  раннего юношеского возраста, не воли    приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли,опасность сла­боволия. Для них это аксиома. Кинофильмы и книги, повеству­ющие огероях революции, гражданской и Великой Отечест­венной войн, о трудовыхподвигах советских людей, содержат эталоны смелости, настойчивости, мужества,решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофиль­махотображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Задачапедагога—не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связьс важнейшими мораль­ными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к само­воспитаниюволи, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, акакие не приносят существен­ной пользы. Это тем более важно, если принять вовнимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, ккоторым прибегают подростки, занимаясь самовос­питанием воли. Один школьник для“развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резалруку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д. Неэффективность этихприемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток,осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает себя в мнении освоей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспи­тания воли составляетсистематическое преодоление труднос­тей в повседневной жизни, в учебе и труде впервую оче­редь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортив­нойдеятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолениисиюминутных желаний, мешающих осуществле­нию учебной, трудовой и инойдеятельности.
Приемы самовоспитанияволи могут быть весьма разнооб­разными,но все они включают соблюдение следующих условий.
1. Начинать воспитаниеволи следует с приобретения при­вычки преодолевать сравнительнонезначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшиетрудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет своюволю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” иделать все возможное, чтобы преодо­леть его, “взять” эту “крепость”. Люди,обладающие несгибае­мой волей, постоянно приучали себя совершать волевые по­ступкив повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительныеподвиги в боевой и трудовой дея­тельности. Следует напомнить подросткам, чтоГерои Совет­ского Союза Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тю­ленин,Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкно­венными школьниками и чтоих волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественнойдеятельности.
2. Преодоление трудностейи препятствий совершается для достижения определенных целей. Чемзначительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудностиспосо­бен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повсе­дневных делникогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целейдеятельности. Поэтому необхо­димым условием воспитания воли являетсяформирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеж­дений,основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значениеприобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности ичувства долга.
3. Принятое решение должнобыть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение сноваи снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематиче­скоеневыполнение принятых решений размагничивает чело­веческую волю. Но, принимаярешение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость.Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выпол­нять.
4. В том случае, есличеловек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапыдостижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать част­ныезадачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.
К числу важнейших условийформирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильногораспо­рядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьмипоказывают, что, как правило, они не умеют органи­зовать ни свою работу, нисвой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят доконца. Волевой чело­век—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуетсясобранностью и целеустремленностью. Для то­го чтобы закалить свою волю,необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде ибыту.
Одним из существенныхусловий закалки воли человека являются систематические занятия спортом.Преодоление труд­ностей при занятиях физической культурой является подлиннойтренировкой не только мышц человека, но и его воли.
Говоря о воспитании воли,не следует забывать, что успеш­ное выполнение деятельности зависит не только отформирова­ния тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответст­вующихнавыков как условий реального выполнения намеченно­го, достижения поставленныхцелей. Недостаточно только искренне желать чего-то, например оказать помощьподшефно­му колхозу в заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Такимобразом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков,выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленныхцелей.
Наконец, следует указать,что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общениичеловека с дру­гими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, внеколлектива воля человека нормально развиваться не может.
У каждого школьника естьвсе возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинаетсясознатель­ный процесс воспитания воли, тем больших успехов он мо­жет добиться.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Н. Н. Носов – самый веселый писатель на свете»
Реферат Desperation Essay Research Paper Mary and Peter
Реферат Сутність сонетів Вільяма Шекспіра
Реферат Перевод английской устной речи на русский язык (на примере художественных фильмов)
Реферат Тиц, Фердинанд скульптор
Реферат Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация
Реферат Стимулирование производственных процессов.
Реферат Разработка электропривода механизма передвижения мостового крана
Реферат Франц II
Реферат Упаковка и ее роль в процессе продвижения к потребителю
Реферат V. Культурные ценности и мировоззренческие устремления древневосточных цивилизаций
Реферат Технико-экономическое обоснование проектирования стадии синтеза производства стирола мощностью 190000 тонн в год
Реферат Русский язык в многонациональной России
Реферат Карбюраторные двигатели
Реферат Альбом 2