Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Эксперимент в психологии

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
Реферат по курсу психология ипедагогика
Григорьевой Марии
На тему:

Москва, 2006
Структурно – аналитический метод.
Известно,что естествознание обязано своим развитием применению эксперимента. От простогонаблюдения эксперимент отличается тем, что ис­следователь, изучая какое-либоявление, может произвольно изме­нять условия, при которых оно совершается, и,наблюдая результаты  такоговмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Например,экспериментатор может исследо­вать скорость реакции в ответ на подаваемые имсигналы разной интенсивности. Или, положим, изучать действия испытуемого,которому нужно найти выход из лабиринтов разного уровня сложности. При этомэкспериментатор наблюдает и фиксирует, какие приемы, средства и формы поведенияприменяет испы­туемый, выбираясь из предложенных лабиринтов. Дальнейший анализ полученных результатов,при котором экспериментатор про­слеживает структурное строение применявшихсяиспытуемым при­емов, получил название методаструктурного анализа.
Всяпсихофизика, психофизиология, а также многие исследо­вания общей психологии(память, внимание, мышление) прово­дятся в лабораторных условиях. Этиэксперименты не вызывают сомнения, когда их целью является исследование внешненаблю­даемых реакций или форм поведения. Но можно ли экспери­ментально изучатьсами психические явления: восприятия, переживания, воображение, мышление? Ведьони недоступны прямому наблюдению, а для проведения эксперимента необходи­моизменять условия протекания этих процессов. Действительно, напрямую этоневозможно, но возможно косвенно, если мы заручимся согласием испытуемого натакой эксперимент и с его помощью, опираясь на его самонаблюдение (субъективныйме­тод), будем изменять условия протекания психических процессов в егосознании.
Например,мы хотим определить, какое сочетание цветов ка­жется испытуемому красивым? Унас есть свое предположение (гипотеза) на этот счет и мы его проверяем. Кладем зеленуюполоску, а рядом красную и предлагаем оценить, является ли это сочетание цветовкрасивым? Если нет, то кладем синюю полоску и т.д. Предъявляемые цветовыесочетания представляют собой фактор, который экспериментатор может изменять посвоему усмотрению или в соответствии с планом эксперимента. Этот факторназывается независимой переменной. Изменяяцветовые сочетания (удаляя одну цветовую полоску и помещая на ее место другую),мы производим изменение в деятельности зрительного органа, а вместе с этим вызываемизменение состояния сознания. Словесный отчет как результат самонаблюденияиспытуемого позволяет нам зафиксировать мнение о привлекательностипредъявленного цветового сочетания. Ответы испытуемого здесь выступают факторомзависимым и потому этот фактор получил название зависимой переменной.  Другими словами, мы произвели психологическийэксперимент по исследованиям психических процессов благодаря тому, чтооказалось возможным изменить условия, в которых протекает этот психическийпроцесс.
Экспериментально-генетическийметод
Нарядусо структурно-аналитическим методом в психологии широко используетсяэкспериментально-генетический метод, име­ющий особенно большое значение длядетской (генетической) психологии. С егопомощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенкатех или иных психических про­цессов, изучать, какие этапы в него включены,какие факторы его определяют. Ответ на эти вопросы можно получить,прослеживая и сравнивая, как выполняются одни и те же задачи на последо­вательныхступенях развития ребенка. Этот подход получил в психологии название генетических(или поперечных) срезов. Другой модификациейэкспериментально-генетического метода является лонгитюдноеисследование, т.е. длительное и систематическоеизу­чение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить воз­растную ииндивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.
 Лонгитюдноеисследование нередко ведется в условиях есте­ственного     эксперимента, который был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским (1874-1917). Смысл егов том, чтобы исключить напряжение, которое испытывает человек, знающий, что надним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия(урок, собеседование, игра, домашние занятия и т.п.).
Примероместественного эксперимента может служить иссле­дование продуктивностизапоминания в зависимости от установки на длительность сохранения материала впамяти. На уроке в двух классах учеников знакомят с материалом, который нужноизучить. Первому классу сообщают, что их будут опрашивать на следую­щий день, авторому — что опрос будет через неделю. На самом деле оба класса опрашиваличерез две недели. В ходе этого естест­венного эксперимента были выявленыпреимущества установки на длительное сохранение материала в памяти,
Ввозрастной и педагогической психологии нередко применя­ется сочетаниеструктурно-аналитического и экспериментально-генетического методов.
Например,чтобы выявить, как формируется та или иная пси­хическая деятельность, испытуемогоставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенныезадачи. В одних случаях от него требуется самостоятельное решение, в других емупредоставляются разного рода подсказки. Экспе­риментатор, наблюдая задеятельностью испытуемых, определяет те условия, при использовании которыхиспытуемый может оптимально овладеть данной деятельностью. При этом, применяяприемы экспериментально-генетического метода, оказывается возможнымэкспериментально сформировать сложные психиче­ские процессы и глубжеисследовать их структуру. Такой подход получил в педагогической психологииназвание форми­рующего эксперимента.
Экспериментально-генетическиеметоды широко использо­вались в трудах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского,П.П. Блонского, СЛ. Рубинштейна, А.В. Запорожца, П.Я.Гальперина, А.Н. Леонтьева. Классическим примером использования генетическогоме­тода является исследование Л.С. Выготскимэгоцентрической ре­чи ребенка, то есть речи, обращенной к самому себе,регулирую­щей и контролирующей практическую деятельность ребенка. Л.С. Выготский показал, что генетически эгоцентрическая речьвосходит к внешней (коммуникативной) речи. Ребенок вслух об­ращается к самомусебе так, как к нему обращался кто-либо из родителей или воспитывающихвзрослых. Однако с каждым годом эгоцентрическая речь ребенка становится всеболее сокращенной и потому непонятной окружающим, а к началу школьного возрас­тапрекращается совсем. Швейцарский психолог Ж. Пиаже счи­тал, что к этомувозрасту эгоцентрическая речь попросту отми­рает, однако Л.С. Выготский показал, что она не исчезает, а пере­ходит вовнутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль всамоуправлении своим поведением. Внут­реннее проговаривание или «речь про себя»сохраняет структуру внешней речи, но лишена фонации, т.е. произнесения звуков.Она составляет основу нашего мышления, когда мы проговари­ваем про себя условияили процесс решения задачи.
Экспериментально-патологическийметод (метод синдромного анализа)
Третьим базовым методом психологии, особенно важнымдля нейропсихологии и патопсихологии, является экспериментально-патологическийметод (А… Р. Лурия).С его помощью исследуются из­менения,которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также приисключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов. Например,известны случаи тако­го развития памяти, когда человек ничего не забывал и могбезошибочно воспроизвести любой услышанный или увиденный текст через многиегоды. Л.Р. Лурия исследовал подобного мнемониста в 30-х годах, фантастическая память которого,давая ему определенные преимущества, в то же время чрезвычайно затруд­няла емужизнь. Эксперименты показали, что он был не в состоя­нии представлять ипредвосхищать реальные события, он жил как бы в одном прошлом и не могуправлять своей нечеловеческой памятью. В таких «поставленных жизнью»экспериментах иссле­дователь устанавливает, какие именно психические процессывну­тренне связаны с нарушенным фактором, а какие не зависят от него. Подобныйанализ позволяет описать целый синдром, т.е. ком­плекс симптомов, возникающих учеловека при изменении какой-либо одной функции, а также дает возможностьвыявить взаимную зависимость (корреляцию) отдельных психических процессов.
Методсиндромного анализа может быть также применен в общейпсихологии и психологии индивидуальных различий. На­пример, можно исследоватькак сверхразвитие какой-либо одной черты (положим,яркой зрительной памяти) или индивидуальной особенности нервных процессов(положим, слабость или недоста­точная подвижность нервных процессов) влияет наперестройку всех психических процессов и может стать решающим фактором вформировании целого комплекса индивидуальных особенностей личности.
Все описанные выше методы  экс­перимента являются методамипсихологического исследования, задача которых установить закономерности илиисследовать проявления тех или иных психических процессов или форм поведениячеловека. Однако наряду с этим психологов интересует степень выраженности техили иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости, уровня при­тязаний и т.п.), а такжевозможность сравнивать людей между собой, т.е. оценивать их индивидуальныеразличия. Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX — начале XXвв. стали применяться качественные и количественныеметоды оценки психических процессов (знаний, умений, навыков) и простые методыизмерения уровня развития психических процессов. Это направление в современнойпсихологии получило название психодиагностика.
Веками «обителью» психологии считалась философия. Всередине XIXвека психология покидает свой«отчий дом» и начинает отстаивать право на самостоятельность в семье другихпозитивных наук. Свои «сертификаты» на независимость она черпала, во-первых, вматематике, во-вторых, в эксперименте.
Что касается математики, то вопреки Канту, учившему,что психология никогда не сможет ее применить, а потому не станет истиннойнаукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания «статики и динамики»представлений – первоэлементов души. Когда один видный математик решилпроверить его аппарат, то к своему удивлению обнаружил, что в нем нет ни однойошибки. Но, как известно, математика подобна мукомолке – результат, которыйполучают «на выходе», зависит от запущенного сырья. Гербарт«запустил» фиктивный материал, и из его трудоемких расчетов наука ничего неизвлекла.
Другая картина, когда физиологи, проводя экспериментнад эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своихэкспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементамибестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы. Теперьпредметом математических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.
Первыйфундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики. Егоосновоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Онобратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств — физиологаЭрнста Вебера (1795-1878).
Эрнст Вебер: зарождение психофизики.
Веберзадался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъектуловил едва заметное в ощущении. Таким образом, акцент сместил­ся:предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата,его самого — зави­симость между континуумом ощущений и континуу­мом вызвающих их физических стимулов. Обнару­жилось, что междупервоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное(разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинаетзамечать, что ощуще­ние стало уже другим. Для слуховой чувствительно­сти, например,это отношение составляет 1/160, для ощущений веса— 1/30 и т. д.
Густав Теодор Фехнер: основыпсихофизики.
Немецкийфизик, психолог, философ, профессор физики Лейпцигского университета Г. Т.Фехнер из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительныхощущений при наблюдениях за Солн­цем, занялся философией, уделяя особое внима­ниепроблеме отношений между материальными и духовными явлениями. С улучшениемздоровья он стал изучать эти отношения экспериментально, применяяматематические методы. В центре его ин­тересов оказался давно установленныйрядом на­блюдателей факт различий между ощущениями в зависимости от того,какова первоначальная вели­чина вызывающих их раздражителей. Звон колоко­ла вдополнение к уже звучащему колоколу произ­ведет иное впечатление, чемприсоединение одно­го колокола к десяти. Занявшись изучением того, какизменяются ощущения различных модально­стей (опыты ставились над ощущениями,которые возникают при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятиипредметов на расстоянии, при вариациях в ихосвещенности и т. д.), Фехнер обратил внимание на то, что сходныеэксперимен­ты проводил за четверть века до него его соотечественник Э. Вебер,который ввел понятие об «едва заметном различии между ощущениями».Причем это «едва заметное различие» не является одина­ковым для всехвидов ощущений. Появилось пред­ставление о порогах ощущений, т. е. о величинераздражителя, меняющего ощущение. В тех случа­ях, когда минимальный прироствеличины раздра­жителя сопровождается едва заметным изменени­ем ощущения, сталиговорить о разностном поро­ге. Была установлена закономерность, гласящая: длятого чтобы интенсивность ощущения росла в ариф­метической прогрессии,необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего егостимула. Это отношение получило имя законаВебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначилследующим об­разом: интенсивностьощущения пропорциональ­на логарифму стимула (раздражителя). Фехнер тща­тельноразработал технику экспериментов для оп­ределения порогов ощущений с тем, чтобыможно было установить минимальное (едва заметное) раз­личие между ними. Фехнерупринадлежит и ряд дру­гих методов измерения ощущений (кожных, зри­тельных идр.).
Данноенаправление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержаниеопределя­лось экспериментальным изучением и измерением зависимости психическихсостояний от физических воздействий.
КнигаФехнера «Основы психофизики» имела клю­чевое значение для разработкипсихологии как са­мостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновьвозникающих лабораториях определение по­рогов и проверка закона Вебера-Фехнерастали од­ной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точноопределять закономерные от­ношения между психическим и физическим.
Нарядус психофизикой Фехнер стал создателем экспериментальной эстетики. Свой общийэкспери­ментально-математический подход он применил, к сравнению объектовискусства, пытаясь найти фор­мулу, которая позволила бы определить, какиеименно объекты и благодаря каким свойствам воспринима­ются как приятные, акакие не вызывают ощущения красоты. Фехнер занялся тщательным измерением книг,карт, окон, предметов домашнего обихода, а также произведений искусства (вчастности, изобра­жений Мадонны) в надежде найти те количествен­ные отношениямежду линиями, которые вызывают позитивные эстетические чувства.
РаботыФехнера стали образцом и для последую­щих поколений исследователей, которые, неогра­ничиваясь изучением психофизики в узком смысле слова, распространилиметодические приемы Фех­нера на проблемы психодиагностики, изучение кри­териевпринятия решений, эмоциональных состоя­ний у отдельных индивидов.
ВыведеннаяФехнером всеобщая формула, соглас­но которой интенсивность ощущения пропорцио­нальналогарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологиюстрогих математи­ческих мер.
Развитиепсихофизики начиналось с представле­ний о, казалось бы, локальных психическихфеноме­нах. Но она имела огромный методологический и ме­тодический резонанс вовсем корпусе психологиче­ского знания. В психологию внедрялись эксперимент,число, мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни,к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва за­метные различия междуявлениями.
Прорывот психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, чторазделил прин­ципы причинности и закономерности. Ведь психо­физиология быласильна выяснением причинной за­висимости субъективного факта (ощущения) от стро­енияоргана (нервных волокон), как этого требовало «анатомическое начало».Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телес­номсубстрате могут быть строго эмпирически от­крыты законы, которым подвластны ееявления.
Франц Дондерс: время реакции.
Старая психофизиология с ее «анатомическимначалом» расшатывалась самими физиологами еще с одной стороны. Голланд­скийфизиолог Ф. Дондерс (1818-1889) занялся экс­периментами по изучению скоростипротекания пси­хических процессов. Несколько раньше Г. Гельмгольцоткрыл скорость прохожденияимпульса по нерву. Это открытие относилось к процессу в организме. Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуе­мый выполнял задания, требовавшие от него возмож­ноболее быстрой реакции на один из нескольких раздражителей,выбора ответов на разные раздражи­телии т. д. Эти опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно изме­рить. При этом считалось само собой разумеющим­ся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе. Позже И. М. Сеченов, ссылаясьна изучение вре­мениреакции как процесса, требующего целостно­сти головного мозга, подчеркивал: «Психическаяде­ятельность каквсякое земное явление происходит во времени и пространстве».
Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии.
Центральнойфигурой в создании основ психологии как науки, имеющей собственный предмет, был Г.Гельмгольц (1821-
1894).Его разносторонний гений
преобразовал многие науки о
природе, в том числе науку о природепсихического.
Гельмгольц открыл закон сохраненияэнергии. Мы
все дети Солнца, говорил он, ибоживой организм, с
позиций физики, — это система, вкоторой нет ни­
чего кроме преобразований энергии. Тем самым из
науки изгонялось представление об особыхвитальныхсилах, отличающихповедение органических тел
от неорганических.Занимаясь изучением чувств, Гельмгольц при­нял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное),а анатомическое начало. Именно на последнееон опирался в своей концепции цвет­ногозрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение ко­торых волнамиразличной длины создает ощуще­ние основныхцветов: красного, зеленого и фиоле­тового.Такой способ объясненияоказался непригодным, когда Гельмгольцот ощущений перешел к анализу восприятияцелостных объектов в окружающем про­странстве.Это побудило его ввести два новых фактора:а) движения глазных мышц; б) подчиненность этих движений особымправилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Посколькуэти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их«бессознательны­ми умозаключениями». Таким образом, экспери­ментальнаяработа столкнула Гельмгольца с необ­ходимостью ввести новые причинные факторы.До того он относил к ним либопревращения физиче­ской энергии, либо зависимость ощущения от уст­ройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам»,кото­рыми наука улавливает жизненныепроцессы, при­соединялась третья.Источником психического (зри­тельного) образа выступал внешний объект, ввоз­можно более отчетливом видении которогосостояла решаемая глазом задача.Выходило, что причина пси­хическогоэффекта скрыта не в устройстве организ­ма,а вне его.
В опытах Гельмгольца между глазом и объектом ставилисьпризмы, искажавшие восприятие объекта. Однако организм посредством различныхприспособительных движений мышц стремился восстановить адекватныйобраз этого объекта. Получалось, что дви­жения мышц выполняют не чистомеханическую, а познавательную (даже логическую) работу.
В зоне научного анализа появилисьфеномены, свидетельствовавшие об особойформе причинности: не физической, нефизиолого-анатомической, а пси­хической.Опыты, показавшие, что образ в сознании порождается независимым от сознания механизмом, должны были привести к разделению психики и со­знания.
Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции.
Введениепсихического фактора какрегулятора поведения организмабыло связано с ра­ботаминемецкого физиолога Э. Пфлюгера (1829-1910). Он подверг эксперимен­тальнойкритике схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы благодаря связи с цен­тробежными производят одну и ту же стандартную мышечную реакцию.
Большие спорывызвали опыты Пфлюгера надля­гушкой, лишенной переднего мозга. Ее помещали вразличные условия, но она веласебя отнюдь не как рефлекторный автомат(как это следовало из тогдаш­него представления о рефлекторной душе).Если ее помешали на лабораторный стол, она ползала, если бросали в воду —плыла, т. е. вела себя соответст­венноизменившимся условиям.
Пфлюгер объяснил это тем, что у лягушки име­етсясенсорная функция, которая и позволяет раз­личать условия среды исоответственно получен­ным извне сигналамменять поведение. Старые фи­зиологи насмехались над Пфлюгером, говоря,что он является сторонником учения о «спинномозго­вой душе». Новпоследствии выводы Пфлюгера былиподдержаны передовыми физиологами (в ча­стностиИ. М. Сеченовым), подчеркивавшими, что Пфлюгер доказал своими опытами различиемежду примитивной психикой (сенсорнойфункцией) и со­знанием.
Дарвин подверг анализу инстинкты как побуди­тельныесилы поведения, критикуя с фактами в ру­кахверсию об их разумности. Вместе с тем без этих слепых побуждений, корникоторых уходят в исто­рию вида, организм неможет выжить.
Полагая, что инстинкты связаны с эмоциями, Дарвинподошел к исследованию последних не с точки зрения их осознания субъектом, аопираясь на объективные наблюдения за выразительными движениями (о чем ужеговорилось выше). Тради­ционная психологиясчитала чувства элементами со­знания.Теперь же эмоции индивида выступили в качестветаких феноменов, которые, хотя и явля­ютсяпсихическими, первичны по отношению к со­знанию.
Разделениепсихики и сознания в исследованиях гипнологов.
Свою лепту в разграничение психики и сознания внесли иссле­дования гипноза. Поначалу они приобрели в Европе большую по­пулярность благодаря деятельно­сти австрийского врача Ф. Месме­ра,объяснявшего свои гипно­тические сеансыдействием магнитных истечений (флюидов).Затем, отвергнув месмеризм, английский хирургБрэд попытался трактовать гипноз физиоло­гически (и даже предложил термин «нейрогипноз»),однако в дальнейшем придал решающую роль пси­хологическому фактору. Будучи предметом интересамедиков, использую­щих его в своей практике, гипноз не только демон­стрировал факты психическирегулируемого поведе­ния с выключенным сознанием (поддерживая тем са­мым представление обессознательной психике), но требовал создания ситуации взаимодействия между врачом ипациентом («раппорт»). Обнажаемая гип­нозом бессознательная психика является социально-бессознательной, ибо онаинициируется и контро­лируется другим человеком.
Если Дарвин вывел психику запределы индивида к истории вида, то врачи-гипнотизеры — за пределы индивида кдругому индивиду. За всем этим возвы­шался «Монблан фактов».
На разных направленияхэкспериментальной ра­боты (Вебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер)складывались представления об особых зако­номерностях в факторах, отличных как от физио­логических,так и от тех, которые относились к психологиив качестве ветви философии (имеющей своим предметом явления сознания,изучаемые внутренним опытом). Наряду с лабораторной ра­ботой физиологов поизучению органов чувств и движений новуюпсихологию готовили успехи эво­люционной биологии и медицинскойпрактики, применявшей гипноз при лечении неврозов.От­крывался целый мир явлений, существующих не­зависимо от сознания субъекта, доступных такому же объективному изучению, как любые другие при­родные факты.
Опираясь на экспериментальныеи количествен­ные методы, исследователи установили, что в пси­хическом миредействуют собственные законы и при­чины. Это создало почву для отделенияпсихологии как от физиологии, так и от философии.
Следует различать реальнуюжизнь науки и ее от­ражение в теоретических программах. К семидеся­тым годам XIXвека появилась потребность в том,чтобы объединить разрозненные знания опсихике в отдельную, отличную отдругих, дисциплину.
Когда времясозрело, говорил Гете, яблоки пада­ют одновременно в разных садах.Теперь «созрело время для определения статуса психологии как са­мостоятельнойнауки—сразупочти одновременно сложилосьнесколько программ ее разработки. Они по-разному определяли предмет,методы и задачи психологии, направления ееразвития.
Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальнойпсихологии.
Немецкий психолог, физиолог, философВ. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И. Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, гдезанял должность преподавателя физиологии вкачестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге,Вундт создал здесь первую в мирелабораторию эксперименталь­ной психологии (1879), преобразованную затем в
институт.Занимаясьфизиологией, Вундт пришел к про­грамме разработки психологии как самостоятель­нойнауки, независимой от физиологии и филосо­фии (разделом которой ее было принятосчитать). В своей первой книге „Материалы к теории чувст­венноговосприятия“ (1862), опираясь нафакты, относящиеся к деятельности органовчувств и дви­жений, Вундт выдвинул идею создания экспери­ментальнойпсихологии, план которой был изло­жен в его „Лекциях о душе человека иживотных“. План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экс­периментального контролируемого наблюдения субъектаза собственными ощущениями, чувства­ми,представлениями; б) изучение»психологии на­родов", т. е. психологических аспектов культуры — языка,мифов, нравов.
Следуяэтому замыслу, Вундт первоначально со­средоточился на изучении сознания субъекта, оп­ределивпсихологию как науку о «непосредствен­номопыте». Он назвал ее физиологической психо­логией,поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредствомспециальных экс­периментальных процедур, большинство которых былоразработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так какпродуктом деятель­ности этих органов являются осознаваемые субъектомпсихическиеобразы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались какособый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задачаусматри­валась в том, чтобы эти образы тщательно анали­зировать, выделяяисходные, простейшие элемен­ты, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов зна­ния:психофизики, изучающей на основе экспери­ментаи с помощью количественных методов за­кономерные отношения между физическимираз­дражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъектана предъявляемые стимулы.
К томувремени английским ученым Гальтоном была предпринята попыткаэкспериментально изу­чить, какие ассоциации может вызвать у человека сло­во какособый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек отвечает самымиразличными реакциями, притом не только словесными, но и об­разными. Этопобудило Гальтона заняться класси­фикацией реакций, подсчетом ихколичества, време­ни,протекающего от предъявления слова дореак­ции на него, и т. д. И в этом случае применялись количественные методы.
Объединив все этинаправления, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда какпрежде эксперименты ставились только наживотных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полу­ченные результаты были им изложены в книге«Ос­новы физиологическойпсихологии» (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обу­чалисьне только у самого Вундта, но и в других центрах,где появились специалисты по новой дис­циплине— экспериментальной психологии.
«Отцом»экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта.
Задача психологии, как и всех других наук, со­стоит,по Вундту, в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б)установить харак­тер связи между ними ив) найти законы этой свя­зи.Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигаетсяпутем интрос­пекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением.Интроспекция — особая проце­дура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие какпсихический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является непсихическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться отвсего внешнего, чтобы добраться до исконной«материи» сознания.Последняя состоит из элементарных, далеенеразложимых «нитей составных частей». Им присущи такие качества, как модальность и ин­тенсивность. К элементам сознания относятся так­жечувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувствоимеет три изме­рения: а) удовольствия — неудовольствия, б) на­пряженности— расслабленности, в) возбужденно­сти— успокоения. Простые чувства какпсихиче­ские элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, нолюбое из них может быть оха­рактеризовано вовсех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальныхработ, в которых наряду с даннымиинтроспекции были ис­пользованытакже объективные показатели изме­ненийфизиологических состояний человека приэмоциях.
Согласно Вундту, экспериментальному изучению подлежаттолько элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Чтоже касается более сложных форм психической жизни, то здесь экспериментсо всеми его преимуществами, доказан­ными прогрессом науки, непригоден.Это убеждение Вундта было развеяно дальнейшими событиями в пси­хологии. Ужеближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы, какмышление и воля, так же открыты для экспериментального ана­лиза, как иэлементарные.
С внедрением в психологию эксперимента откры­вается перваяглава ее летописи в качестве самосто­ятельной науки. Именно благодаряэксперименту по­иск причинных связей и зависимостей в психологии приобрелтвердую почву. Наметилась перспектива ма­тематически точной формулировкиреальных (а не воображаемых, как у Гербарта) психологических за­кономерностей.
Опыт радикально изменил критерии научности психологическогознания. К нему стали предъявлять­ся требования воспроизводимости вусловиях, кото­рые могут быть вновь созданы любым другим иссле­дователем.Объективность, повторяемость, проверя­емость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отне­сения в разряд научных.
Герман Эббингауз: метод бессмысленныхслогов.
Г. Эббингауз (1850-1909) обу­чался в университетах Галле и Берлина сначала по специально­сти история ифилология, за­тем — философия. Доцент, затемпрофессор университетов в Бер­лине, Бреслау, Галле, где он организовал неболь­шую лабораторию экспериментальной психологии, он создал первую профессиональную организацию немецких психологов «Немецкое общество экспе­риментальной психологии» и (совместно с А.Кенигом) «Журнал психологии и физиологии орга­нов чувств» (1890), поддержанный какфизиолога­ми, так и психологами.
Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в раз­витииэкспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой наукисчитались процессы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.