Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Физиология эмоций

Cодержание
Введение………………………..…………………………………………………… 3
Функции эмоций …….….………………………………………………............… 5
Физиологическое выражение эмоций …………………………………………… 9
Нейроанатомия эмоций ………….……………………………………………… 11
Нейрохимия эмоций ……………………………………………………………… 15
Список литературы ………………….…………………………………………… 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Эмоциональный компонент выполняет особую функцию вструктуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важнуюроль в определении направленности поведения и способов его реализации.
Эмоция – особая форма психического отражения,которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления,а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что ониотражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленнуюотношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняютфункции связи между действительностью и потребностями.
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводутого, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существуетнесколько точек зрения. Приведем три из них.
Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличатьэмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода,жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделениедостаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связисубъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, болисубъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных,болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются какощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов,поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоциипротивопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении.Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогдакак голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами.Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражениеопределенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующихрецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменениявнутренней среды.
Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так,П.Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний— от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названыэмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущуюдеятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоцииразвиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению среальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровняадаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногдарадость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией,когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями:свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержныйсмех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному вактивационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуютлокальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Ихпоявление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.
Не все субъективные переживания относятся к эмоциями по классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева. Он различает три видаэмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты — этосильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания,сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами,затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например,социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов являетсято, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличиеот аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние,иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочноеличностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому ониспособны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которыереально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых иливоображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемыепредметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаныс представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном(например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувствавыражают устойчивые эмоциональные отношения.
Таким образом, наименее ясным остается вопрос овзаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостьюсубъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенностькоторых менее выражена. Последние характерны для очень широкого классасостояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д.Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеетсяобщий, единый нейрофизиологический механизм?
Ряд экспериментальных данных, полученных методамипсихосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.
 
Функции эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что онипозволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшуюпотребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевуюпотребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мыоцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или —ощущение сытости.
Существуют несколько функций эмоций: отражательная(оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщеннойоценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почтимгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые имвыполняются, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредностьвоздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определеналокализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека,получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находиттакое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Эмоциональные оценочные способности человекаформируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и врезультате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми,в частности через восприятие произведений искусства, средства массовойинформации.
Оценочная или отражательная функция эмоциинепосредственно связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфордскомусловарю английского языка слово “эмоция” произошло от французского глагола“mouvoir”, означающего “приводить в движение”. Его начали употреблять в XVIIв., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей.Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворениепотребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворенияпотребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций.Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессахобучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрееи надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработатьусловные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличиемотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода.Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением ещенедостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третийкомпонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующуюпотребность,— пища. В опытах Т.Н.Ониани, который сочетал внешний стимул сэлектрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошкипотребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания истраха. А условных рефлексов еды получить не удалось главная причина — электрическаястимуляция лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, несодержала награды — удовлетворения потребности.
Также не удается выработать условно-рефлекторныйголод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные сигналы ссостоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановкуэксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха иизбегания. Т.е. индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которойживотное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакцияуменьшает страх.
Таким образом, реальным подкреплением для выработкиусловного рефлекса (классического и инструментального) является награда.Наградой голодному животному может быть пища. Само болевое раздражение неявляется наградой, ее дает лишь освобождение, избегание его. Получение наградыассоциируется с возникновением положительных эмоций. Поэтому «толькоинтеграция голодового возбуждения с возбуждением от фактора, способногоудовлетворить данную потребность, т.е. механизм, генерирующий положительнуюэмоцию, обеспечивает выработку условного рефлекса» (Симонов П.В.Мотивированный мозг. М., 1987).
. Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно былаисследована на экспериментальной модели «эмоционального резонанса»,предложенной П.В. Симоновым. Было обнаружено, что эмоциональные реакции однихживотных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состоянийдругих особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводиттипичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательныхэмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций внаиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. Вопытах Л.А.Преображенской, в которых собака-«жертва» подвергаласьнаказанию электрически током на глазах у собаки-«наблюдателя», упоследней возрастала частота сердцебиения и увеличивалась синхронизациягиппокампального тета-ритма. Это указывает на появление у нее негативногоэмоционального напряжения. В таких условиях собака-«наблюдатель»способна выработать избегательный инструментальный рефлекс (в виде подъемалапы), прекращающий подачу тока собаке-«жертве». Выработка такогоинструментального рефлекса у собаки-«наблюдателя» сопровождаетсяснижением у нее ЧСС и уменьшением гиппокампального тета-ритма, т.е.исчезновением отрицательного эмоционального состояния. Следовательно,предотвращение отрицательного эмоционального напряжения и служит ей тойнаградой, на которой и вырабатывается данный условный инструментальный рефлекс.
В естественных условиях деятельность человека иповедение животных определяются многими потребностями разного уровня. Ихвзаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональныхпереживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силойи могут определять выбор поведения.
Переключательная функция эмоций особенно яркообнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяетсядоминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьбамежду естественным для человека инстинктом самосохранения и социальнойпотребностью следовать определенной этической норме, она переживается в формеборьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силыпобуждений, от личностных установок.
Рассмотрим коммуникативную функцию эмоций.Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать своипереживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям,объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонацииявляются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столькомыслей, сколько эмоций.
Существуют генетически заданные универсальныекомплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основныхфундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакцийподтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих(улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящимималенькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячихстановится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она нетолько не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимическиедвижения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят отобучения и воспитания.
Физиологи нашли, что выразительные движения животныхуправляются самостоятельным нейрофизиологическим механизмом. Стимулируяэлектрическим током различные точки гипоталамуса у бодрствующих кошек,исследователи смогли обнаружить два типа агрессивного поведения:«аффективную агрессию» и «хладнокровное» нападение. Дляэтого они помещали кошку в одну в одну клетку с крысой и изучали влияниестимуляции гипоталамуса кошки на ее поведение. При стимуляции одних точекгипоталамуса у кошки при виде крысы возникает аффективная агрессия. Онанабрасывается на крысу с выпущенными когтями, шипением, т.е. ее поведениевключает поведенческие реакции, демонстрирующие агрессию, которые обычно служатдля устрашения в борьбе за первенство или за территорию. При«хладнокровном» нападении, которое наблюдается при стимуляции другойгруппы точек гипоталамуса, кошка ловит крысу и хватает ее зубами без каких-либозвуков или внешних эмоциональных проявлений, т.е. ее хищническое поведение несопровождается демонстрацией агрессии. Наконец, еще раз изменив локализациюэлектрода, у кошки можно вызвать поведение ярости без нападения. Таким образом,демонстративные реакции животных, выражающие эмоциональное состояние, могутбыть включены в поведение животного, а могут и не быть использованы. Центры илигруппа центров, ответственных за выражение эмоций, находятся в гипоталамусе.
Коммуникативная функция эмоций предполагает наличиене только специального нейрофизиологического механизма, обуславливающегоосуществление внешнего проявления эмоций, но и механизма, позволяющего читатьсмысл этих выразительных движений. И такой механизм найден. Исследованийнейронной активности у обезьян показало, что в основе идентификации эмоций помимике лица лежит активность отдельных нейронов, селективно реагирующих наэмоциональное выражение. Нейроны, реагирующие на лица с выражением угрозы,обнаружены в верхней височной коре и в миндалине у обезьян. Не все проявленияэмоций одинаково легко идентифицируются. Легче распознается ужас (57%испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). По ряду данных,наибольшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Идентификация эмоцийвозрастает вследствие научения. Однако некоторые эмоции начинают хорошораспознаваться уже в самом раннем возрасте. 50% детей в возрасте до 3 летраспознавали реакцию смеха на фотографиях актеров, а эмоцию боли в возрасте 5-6лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
Физиологическое выражениеэмоций
Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях:мимике, жестах, но и в уровне тонического напряжения мышц. В клинике мышечныйтонус часто используется как мера аффекта. Многие рассматривают повышенныймышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния(дискомфорта), состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна, генерализована,захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счетеона ведет к тремору и хаотичным, неуправляемым движениям.
Лица, страдающие от различных конфликтов и особеннос невротическими отклонениями, характеризуются, как правило, большейскованностью движений, чем другие. Р.Мальмо с сотрудниками показали, чтомышечная напряженность у психических больных выше, чем в контрольной группе.Особенно она высока у психоневротиков с преобладанием патологическойтревожности. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этойнапряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учатрасслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанныес ними нарушения.
Одним из наиболее чувствительных индикаторовизменения эмоционального состояния человека является его голос. Разработаныспециальные методы, позволяющие по голосу распознавать возникновениеэмоциональных переживаний, а также дифференцировать их по знаку (наположительные и отрицательные). Для этого голос человека, записанный намагнитную ленту, подвергается частотному анализу. С помощью ЭВМ речевой сигналразлагается в частотный спектр. Установлено, что по мере возрастания эмоциональногонапряжения ширина частотного спектра произносимых слов и звуков расширяется исдвигается в область более высокочастотных составляющих. При этом дляотрицательных эмоций спектральная энергия концентрируется в болеенизкочастотной части смещенного спектра, а для положительных эмоций — в еговысокочастотной зоне. Эти сдвиги в спектре речевого сигнала могут быть вызваныдаже очень большой физической нагрузкой. Этот метод позволяет в 90% случаевправильно определять увеличение эмоционального напряжения, что делает егоособенно перспективным для изучения состояний человека.
Важным компонентом эмоция являются измененияактивности вегетативной нервной системы. Вегетативные проявления эмоций весьмаразнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР), частоты сердечных сокращений,кровяного давления, расширение и сужение сосудов, температуры кожи,гормональный и химический состав крови и др. Известно, что во время яростиповышается уровень норадреналина и адреналина в крови, учащается ритм сердца,перераспределяется кровоток в пользу мышц и головного мозга, расширяютсязрачки. Благодаря этим эффектам животное подготавливается к интенсивнойфизической деятельности, необходимой для выживания.
Особую группу эмоциональных реакций составляютизменения биотоков головного мозга. Физиологи считают, что у животныхЭЭГ-коррелятом эмоционального напряжения является ритм настораживания (илигиппокампальный тета-ритм), пейсмекер которого расположен в перегородке. Егоусиление и синхронизация наблюдаются при появлении у животного оборонительного,ориентировочно-исследовательского поведения. Гиппокампальный тета-ритмусиливается также во время парадоксального сна, одной из особенностей которогоявляется резкое возрастание эмоциональной напряженности. У человека такогояркого ЭЭГ-показателя эмоционального состояния, каким является гиппокампальныйтета-ритм животного, найти не удается. Ритм, подобный гиппокампальномутета-ритму, у человека вообще плохо выражен. Лишь во время выполнения некоторыхсловесных операций и письма в гиппокампе человека удается наблюдать возрастаниерегулярности, частоты и амплитуды тета-ритма.
Эмоциональные состояния человека находят отражение вЭЭГ скорее всего в изменении соотношения основных ритмов: дельта, тета, альфа ибета. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают влобных областях. По некоторым данным у лиц с доминированием положительныхэмоций регистрируются альфа-ритм и медленные составляющие ЭЭГ, а у лиц спреобладанием гнева — бета-активность.
П.Я.Баланов, В.Л.Деглин и Н.Н. Николаенко длярегуляции эмоциональных состояний у больных применяли электросудорожную терапиюметодом униполярных припадков, которые вызываются наложением электрораздраженияна одну сторону головы — правую или левую. Они нашли, что положительные эмоциональныесостояния связаны с усилением альфа-активности в левом полушарии, аотрицательные эмоциональные состояния — с усилением альфа-активности в правом иусилением дельта-активности в левом полушарии.
Кроме того, появление эмоциональных состоянийсопровождается изменениями электрической активности миндалины. У пациентов свживленными электродами в миндалину при обсуждении эмоционально окрашенныхсобытий обнаружено усиление в ее электрической активности высокочастотныхколебаний. У больных с височной эпилепсией, для которых характерны выраженныеэмоциональные нарушения в виде повышенной раздражительности, злобности,грубости, в дорзомедиальной части миндалины зарегистрирована эпилептическаяэлектрическая активность. Разрушение этого отдела миндалины делает пациентанеагрессивным.
Нейроанатомия эмоций
Структурная основа эмоций (по Дж.Пейпецу, 1937)
Сведения об анатомическом субстрате развития тех илидругих эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различныхотделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи соперациями на мозге и проведением различных лечебных процедур.
Первая наиболее стройная концепция, связывающаяэмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. Ипринадлежит американскому невропатологу Дж.Пейпецу. Изучая эмоциональныерасстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинулгипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга иобразующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутуюцепь и включает: гипоталамус — передневентральное ядро таламуса — пояснуюизвилину — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила названиекруга Пейпеца (см. рисунок). Позднее П.Мак-Лин в 1952 г., учитывая, что пояснаяизвилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее исвязанные с ней другие структуры мозга лимбической системой (limbus — край).Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Сигналы от негоследуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных имоторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса черезколлатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этомупути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий.
Поясная извилина, по Дж.Пейпецу, является субстратомосознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы дляэмоциональных сигналов, подобно тому как зрительная кора имеет входы длязрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновьдостигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепьзамыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания,возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса длявисцерального и моторного выражения эмоций.
Однако сегодня красивая гипотеза Дж.Пейпеца приходитв противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампаи таламуса в возникновении эмоций. У человека стимуляция гиппокампаэлектрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.)Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.
Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связьс эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Крометого, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в составкруга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди нихособая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головногомозга.
Велика роль гипоталамуса как в развитиимотивационного поведения, так и в развитии связанных с ним эмоций. Гипоталамус,где сосредоточены двойные центры, регулирующие запуск и прекращение основныхтипов врожденного поведения, большинством исследователей рассматривается какисполнительная система, в которой интегрируются вегетативные и двигательныепроявления мотивации, и в том числе эмоций. В составе эмоции принято выделятьсобственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральноевыражение. Возможность их появления независимо друг от друга указывает наотносительную самостоятельность их механизмов. Диссоциация эмоциональногопереживания и его выражения в двигательных и вегетативных реакциях обнаруженапри некоторых поражениях ствола мозга. Она выступает в так называемых псевдоэффектах:интенсивные мимические и вегетативные реакции, характерные для плача или смеха,могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.
Важные эмоциогенные свойства обнаруживает миндалина.У высших животных она расположена в коре, в основании височной доли. Удалениеминдалины нарушает механизмы эмоций. По данным В.М.Смирнова, электрическаястимуляция миндалины у пациентов вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редкоудовольствия. Ярость и страх вызываются раздражением различных отделов миндалины.Опыты с двусторонним удалением миндалины в основном свидетельствуют о сниженииагрессивности животного. Отношение миндалины к агрессивному поведениюубедительно продемонстрировано К.Прибрамом в опытах на обезьянах в колониимакак-резусов. После двустороннего удаления миндалины у вожака стаи Дейва,который отличался властностью и занимал высшую ступень зоосоциальной иерархии,он потерял агрессивность и переместился на самую низшую ступень зоосоциальнойлестницы. Его место занял наиболее агрессивный, который до операции был вторымв иерархии (Зик). А бывший лидер превратился в покорное, испуганное животное.
По мнению ряда исследователей, эмоциональные функцииминдалины реализуются на сравнительно поздних этапах поведения, после того какактуализированные потребности уже трансформировались в соответствующийэмоциональные состояния. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденныеконкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения. Миндалинаполучает обширную информацию о внешнем мире. Ее нейроны реагируют на световое,звуковое и кожное раздражение.
Кроме того, в регуляции эмоций особое значение имеютлобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениямэмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома:эмоциональная тупость и растормаживания низших эмоций и влечений. При этом впервую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальнымиотношениями, творчеством. Удаление у обезьян височных полюсов ведет кподавлению их агрессивности и страха. Передняя лимбическая кора контролируетэмоциональные интонации; выразительность речи у человека и обезьяны. Последвустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоциональноневыразительной.
Согласно современным данным поясная извилина имеетдвусторонние связи со многими подкорковыми структурами (перегородкой, верхнимибуграми четверохолмия, голубым пятном и др.), а также с различными областямикоры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либодругого отдела мозга. Существует даже предположение о высшей координирующейфункции поясной извилины в отношении эмоций.
В настоящее время накоплено большое числоэкспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга врегуляции эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружилосуществование эмоциональной асимметрии мозга. По данным В.Л.Деглина, временноевыключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг вэмоциональной сфере “правополушарного человека” в сторону отрицательных эмоций.Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется наплохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположныйэффект — улучшение эмоционального состояния. Т.А.Доброхотова и Н.Н.Брагинаустановили, что больные с поражениями в левом полушарии тревожны, озабочены.Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональноесостояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влияниемалкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушариемозга.
Демонстрация фильмов разного содержания с помощьюконтактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушариебыстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое — на слайды радостногосодержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоциональновыразительные лица независимо от качества эмоции.
Распознавание мимики в большей степени связано сфункцией правого полушария. Оно ухудшается при поражении правого полушария.Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональнойинтонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоцииулучшается распознавание эмоциональной окраски голоса.
Выключение левого полушария делает ситуациюнепонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной.Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, чтовызывает преобладание положительных эмоций.
Эмоциональная асимметрия мозга характерна и длянормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характернаповышенная тревожность, нейротизм. Преобладание функций левого полушария,определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, сочетаетсяс низкими значениями тревожности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нейрохимия эмоций
Возникновение любой эмоции имеет в своей основеактивацию различных групп биологически активных веществ в их сложномвзаимодействии. Модальность, качество эмоций, их интенсивность определяются взаимоотношениемнорадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергическойсистем, а также целым рядом нейропептидов, включая эндогенные опиаты.
Важную роль в развитии патологии настроения иаффектов играют биогенные амины (серотонин, дофамин, норадреналин).
По мнению С. Кети, с ростом концентрации серотонинав мозге настроение у человека поднимается, а его недостаток вызывает состояниедепрессии. Положительный эффект электрошоковой терапии, в 80% случаевустраняющей депрессию у пациентов, связан с усилением синтеза и ростомнорадреналина в мозге. Вещества, которые улучшают настроение, увеличиваютсодержание норадреналина и дофамина в нервных окончаниях. Результатыобследования мозга больных, покончивших с собой в состоянии депрессии, показали,что он обеднен как норадреналином, так и серотонином. Причем дефицитнорадреналина проявляется депрессией тоски, а недостаток серотонина —депрессией тревоги. Нарушения в функционировании холинергической системы ведутк психозу с преимущественным поражением интеллектуальных (информационных)процессов. Холинергическая система обеспечивает информационные компонентыповедения. Холинолитики — вещества, снижающие уровень активностихолинергической системы, ухудшают выполнение пищедобывательного поведения, нарушаютсовершенство и точность двигательных рефлексов избегания, но не устраняютреакцию на боль и не снимают чувства голода.
Состояние агрессивностизависит от соотношенияактивности холинергической и норадренергической систем. Повышение агрессивностиобъясняется ростом концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияниясеротонина. У агрессивных мышей замечен пониженный уровень содержаниясеротонина в гипоталамусе, миндалине и в гиппокампе. Введение серотонинаугнетает агрессивность животного.
Хорошей экспериментальной моделью для изучениябиохимической природы эмоций является феномен самостимуляции мозга. Методикудля самораздражения мозга была разработана Дж.Олдсом и П.Милнером. Наиболееподробную карту точек самораздражения в мозге крысы составил Дж.Олдс.Оказалось, что самый сильный эффект самораздражения связан с гипоталамусом,медиальным переднемозговым пучком и перегородкой. При электрическойсамостимуляции мозга через вживленные электроды животные проявляют удивительнуюнастойчивость в стремлении продолжить самораздражение. Значит, даннаясамостимуляция сопровождается положительным эмоциями, которые животноестремится продлить. Все пункты самостимуляции объединяет то, что они совпадаютс локализацией норадренергических и дофаминергических структур. Следовательно,феномен самораздражения связан с участием двух основных систем:норадренергической и дофаминергической.
В феномене самостимуляции выделяют мотивационный иподкрепляющий (награждающий) компоненты. Предполагают, что норадреналин связан спобуждающим, мотивирующим компонентом в реакции самораздражения, а дофамин — сподкрепляющим, “награждающим” эффектом, возникающим в результате самостимуляциии сопровождающимся положительным эмоциональным переживанием.
На основе данных о механизмах самораздражениябольшинство исследователей склоняется к мнению, что возникновения положительныхэмоций связано с активацией специального механизма вознаграждения (“награды”).Основой этого механизма является катехоламинергическая система.
Таким образом, современные данные указывают нажесткую зависимость наших настроений и переживаний от биохимического состававнутренней среды мозга. Мозг располагает специальной системой — биохимическиманализатором эмоций. Этот анализатор имеет свои рецепторы и детекторы, он анализируетбиохимический состав внутренней среды мозга и интерпретирует его в категорияхэмоций и настроения.
В настоящее время повышенный интерес вызываетконцепция Дж.Пейпеца об особых функциях поясной извилины, которую онрассматривает как орган, в котором формируется субъективное, осознанноеэмоциональное переживание. Возможно, именно здесь представлен корковый уровеньэмоционального анализатора. Обратная связь поясной извилины с гипоталамусом,которая утверждается в концепции «круга Пейпеца», дает основаниевидеть в ней путь, через который осуществляется влияние осознанногосубъективного пер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.