Реферат по предмету "Психология"


Характер и темперамент

Пензенскийгосударственный университет
Курсовая работа
на тему
«Характер и темперамент»
по дисциплине «Психологияи педагогика»
Выполнила:
студентка группы 06зэн61
Шаланина Н.А.
Проверила: Логинова О.А.
Пенза,2008

Содержание работы
Введение
1. Отличительныепризнаки характера
2. Формированиехарактера
3. Темперамент
4. Четыретипа темперамента
Заключение
Литература
 

Введение
История учения о характере показывает значительное разнообразиедаже в исходных, позициях при определении этой важнейшей стороны личности.
Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческимученым и философом, другом Аристотеля Теофрастом (1У—Ш вв. до н. э.)Слово «характер» по-гречески означает «черта», «примета», «признак»,«особенность» Сохранился небольшой трактат Теофраста о характерах, в которомописаны под углом зрения сатирика и моралиста 30 характеров. Описание каждогохарактера дано под знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты:«притворство», «лесть», «скучный рассказчик» и т.п.
В общем, или широком, смысле слова под характером человека надопонимать индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразныепсихологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Из этогоопределения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются ввиду все его индивидуально выраженные и своеобразные психологические черты.Характеризовать человека всегда означает дать психологию его какиндивидуальности, выделить не сумму ее качеств, а те черты, которые отличаютданного, человека от других людей и вместе с тем структурно целостны, т. е.представляют собой известное единство.
При данном определении характера в широком смысле слова кхарактеру можно относить и качества темперамента и способности, если ониявляются ярко выраженными индивидуальными чертами и при этом воздействующими наповедение человека.
Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой,зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшейдеятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и впроцессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказатьо характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека.Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохоподдаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены преждевсего не на изменения, а на выявления и осознание особенностей своеготемперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые наибольшейстепени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
 

1. Отличительные признаки характера
Разные люди в одних и тех же обстоятельствах проявляют разныесвойства личности. Например, при общении с новыми незнакомыми людьми одниробки, застенчивы, сдержанны, молчаливы; другие—самоуверенны, оживленны,разговорчивы. Эти различия объясняются, с одной стороны, отношением человека клюдям, с другой стороны—индивидуальными особенностями темперамента ипсихических процессов. Так как эти различия определяются отношениями личности,мы вправе обозначить их как свойства личности. Но в отношениях личности всегдасодержится нечто социально-типичное. Между тем в описанных различияхпроявляется индивидуальное своеобразие личности. Поэтому такие индивидуальныеразличия личности, которые проявляются лишь в определенных обстоятельствах, мыобозначаем как свойство характера. Из сказанного вытекает и другой признакхарактера. Одни и тот же человек проявляет робость и застенчивость: втруде—добросовестность, тщательность, методичность; в обращении со своимивещами—аккуратность, бережливость и т. д. 
Так как свойства характера обусловлены социально-типичнымиотношениями личности, то обнаруживаются они не в любых ситуациях, а лишь в социально-типичных.Например, индивидуальные различия между людьми проявляются и в том, какониедят, ходят, танцуют и т. д. Но в таких индивидуальных различиях характер непроявляется, потому что отношение к еде, ходьбе или танцам не являетсясоциально-типичным. Между тем различия в общении с людьми, в труде, в учении,действительно, обусловлены характером, потому что отношения к труду, людям, учению—социально-типичны.Социально-типичными являются только такие ситуации, которые имеют существенноеобщественное значение. Именно поэтому в таких ситуациях проявляютсясоциально-типичные отношения личности.
Итак,характер—это индивидуальность личности. Свойства характера — такиеиндивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются лишь втипичных ситуациях в зависимости от социально-типичных отношений личности, содной стороны, и от свойств индивидуума, с другой. Из этого определения вытекает,что свойства характера следует отличать от таких индивидуальных психическихсвойств, которые проявляются относительно независимо от специфическогосодержания социально-типичных отношений личности и от какой-либо ситуации. Кпоследним относятся свойства темперамента и индивидуальные качественныеособенности психических процессов.
Следует отличить свойства характера и от психических состояний.Так же, как и свойства характера, психические состояния проявляются вопределенной ситуации и притом различным образом у разных людей в зависимостиот свойств темперамента. Но в отличие от свойств характера, психическиесостояния не зависят от устойчивого и постоянного отношения к ситуации. Эторазличие лучше всего обнаруживается, если мы сравним тревожность как психическоесостояние и тревожность как свойство характера. Тревожность проявляется вдвигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении, эмоциональныхдепрессивных реакциях, состоянии напряжения и т. п. Как психическое состояниетревожность проявляется в любой трудной и напряженной ситуации.
В исследованиях нашей лаборатории показатели тревожностикоррелируют со слабостью нервных процессов относительно возбуждения и с их инертностью(В.В. Белоус, 1967; Л.Д. Василенко, 1967). Следовательно, она присуща людяммеланхолического темперамента.
Вместе с тем,существует такая тревожность, которая проявляется не в любой трудной инапряженной ситуации, а в ситуации, создающей угрозу для социальной оценкиличности и обусловленной отношением к этой ситуации. Так, в исследованиях Н. С.Уткиной установлено, что контрольная работа в школе, по сравнению стренировочной работой, у учеников слабого типа с активными положительнымимотивами учения высылает характерные для тревожности проявлениянервно-психического напряжения (повышенную отвлекаемость внимания). Между тем уучеников слабого типа с малоактивными учебными мотивами вызываетнервно-психического напряжения и, следовательно, не является угрожающей.Благодаря такой двоякой обусловленности отношения личности, с одной стороны, исвойствами темперамента, с другой, такую тревожность в ситуации угрозы длярепутации или в ситуации общения с людьми следует понимать как свойствохарактера.
Из сказанного вытекает, что свойство характера не толькоотличается от психического состояния большей устойчивостью и постоянством (Н.Д. Левитов, 1964), но и обусловлено устойчивым отношением личности. Поэтомунельзя рассматривать психические состояния как переходную онтогенетическуюступень к свойствам характера. Психическое состояние не может само собой, помере того, как оно становится все более привычным, устойчивым и постоянным,превратиться в свойство характера необходимо условие возникновения свойства характера— формирование устойчивого отношения личности.
Свойство характера следует отличать от ситуативного типа поведения(В.Н. Мясшцев, 1960). Так же, как и свойство характера, ситуативный типповедения характеризует индивидуальное своеобразие поведения в определеннойситуации. Ситуативный тип поведения, как и свойство характера, в отличии отпсихического состояния, обусловлен отношением к данной ситуации. Отличиесвойства характера в том, что оно обусловлено не любым, а лишь социально — типичным отношением. В качестве одной из иллюстраций ситуативного типаповедения можно указать на индивидуальные различия в выражении фрустрации. Подфрустрацией понимают состояние человека или животного при такомнеудовлетворении каких-либо активных мотивов, которые превосходят порог еготерпимости. В таком состоянии одни люди стремятся «сорвать зло» на ком-либо,даже если он не является подлинным виновником неудовлетворения. Другие склоннывинить во всем происшедшем самих себя и проявляют депрессивные реакции. Третьистараются понизить значение неприятности или стараются не замечать ее(Розенцвейг, 1934).
Эти индивидуальные различия проявляются лишь в ситуациинеудовлетворения и при достаточно активном отношении к этой ситуации. Однакотакое состояние неудовлетворения может возникнуть при самых различных мотивах иотношениях личности. Это может быть неудовлетворение учебных, игровых, трудовыхмотивов или даже органических влечений. Поэтому в отношении к ситуациифрустрации нет чего-либо социально-типичного.
Более того, такие ситуации и соответствующие реакции на нихприсущи не только человеку, но и животным. Поэтому индивидуальные различияреакций фрустрации определяют ситуативный тип поведения, а не свойствохарактера.
Однако, если эти индивидуальные особенности фрустрации проявляютсяи трудовой ситуации при отрицательной оценке труда и не проявляются при материальныхлишениях, то они уже определяют не ситуативный тин поведения, а свойствохарактера. Отсюда опять-таки вытекает, что ситуативный тип поведения нельзярассматривать как переходную степень к свойству характера. Для того чтобывозникло свойство характера, недостаточно, чтобы ситуативный тин поведения сталболее прочным и устойчивым. Необходимо, чтобы он был обусловлен социально-типичнымотношением личности.
Определение каждого отдельного свойства характера должнораскрывать общую закономерность его структуры. Для того чтобы ее раскрыть,необходимо и достаточно обозначить: 1) ситуации, в которых проявляется данноесвойство характера; 2) социально-типичные отношения, которые его определяют; 3)типичные свойства индивидуума, которые лежат в его основе.
Все этиусловия, определяющие структуру свойства характера,—это общие, типическиеусловия и потому могут быть обозначены соответствующими общими понятиями —словами. Например, «общительность в узком кругу близких и хорошо знакомыхлюдей, проявляемая по типу флегматического темперамента», или«дисциплинированность на уроке, проявляемая по типу холерическоготемперамента», или «нетерпимость к пониженной оценке труда, проявляемая вофрустрированных реакциях депрессивного типа».
 
2.Формирование характера
Среди свойств индивидуума, в зависимости от которых формируютсясвойства характера, существенную роль, как мы видели, играет тип темперамента,имеющий наследственное происхождение. Отсюда, естественно, возникает вопрос,какова вообще роль наследственности в формировании характера?        Наиболеенадежный путь для разрешения вопроса о роли наследственности и формированиихарактера — это сравнение их развития у гомозиготных и гетерозиготных близнецовприпрочих равных условиях. В силу физиологических причин наследственныесвойства гомозиготных близнецов одинаковы. Одинаковость же условий воспитанияэлиминируется благодаря сравнению с гетерозиготными близнецами, у которыхусловия воспитания в такой же степени сходны, как и у гомозиготных, нонаследственные свойства различны.
Рольнаследственных задатков проявляется лишь в том, что обусловленныйнаследственностью тип темперамента благоприятствует или противодействуетформированию определенных свойств характера. Но необходимое и определяющееусловие их возникновения—соответствующие внешне социальные условия и условиявоспитания. Вместе с тем, свойства характера не представляют собой пассивногоотражения условий развития и воспитания. Это хорошо обнаруживается висследовании Зазо и Готшальдта. Зазо, наблюдая гомозиготных близнецов вмладенческом и дошкольном возрасте в совместных играх и занятиях, обнаружилмежду ними резкие различия в отношениях властвования—подчинения, активности,инициативности и пассивности. Такие же данные о различиях в свойствах характеранашел и Готшальдт при изучении гомозиготных близнецов в родной семье. Готшальдобъясняет это обостренным у близнецов стремлением не походить друг на друга иискать индивидуальные способы самовыражения. Такое стремление в особенностивыражено в подростковом возрасте в период усиления самосознания. В этомобъяснении свойства характера определяются не внешними социальными условиями иусловиями воспитания, а имманентной тенденцией личности к индивидуализации.Сматериалистической точки зрения такое объяснение неприемлемо. Кроме того, сэтой точки зрения едва ли можно объяснить различия в свойствах характера угомозиготных близнецов в младенческом и младшем дошкольном возрасте, когда стремлениек подражанию и конформизм выражены и наибольшей степени.
По отношению к гомозиготным близнецам такое объяснение,естественно, имеет совершенно гипотетический характер. Однако по отношению кразвитию характера у взрослого человека доминирующая роль активных действий ипоступков, в его формировании подтверждается экспериментальными фактами. Так, вклиническим исследовании таким методом изучались изменения характера,происходившие в результате острого психологического конфликта—инвалидности,отрицательной оценки или недооценки трудовой деятельное и т. п. При одинаковыхвнешних причинах психологического конфликта в результате его у разных людейнаблюдались изменения характера в противоположном направлении. Например, средиослепших в результате ранения на фронте одни озлоблялись, замыкались,опускались на более низкий моральный уровень. Другие, наоборот, становилисьобщительными, отзывчивыми, изменялись и расширялись их интеллектуальныеинтересы, повышался уровень активности.
Такие же различия в изменении характера наблюдались впсихологических конфликтах, возникших вследствие отрицательной социальнойоценки или недооценки труда. Эти различия в изменениях характера были связаны сисходом психологического конфликта, т. е. с теми действиями и поступками, припомощи которых человек разрешал конфликтную ситуацию. Разумеется, поступокчеловека в критических обстоятельствах прежде всего зависит от всегопредшествующего развития личности и от условий воспитания. Однако даже принаиболее благоприятных условиях развития и воспитания, в зависимости отбесконечного многообразия сочетаний внешних внутренних условий, одни и тот жечеловек может решиться на очень различные поступки.
О том же свидетельствуют факты, изложенные при рассмотренииусловий формирования личности в обществе в коллективе. Формирование личности целымрядом субъективных факторов, таких, как осознание рациональное обоснованиесоциальной оценки, соотношение общественного значения и личностного смысладеятельности, самосознание и самооценка личности. Лишь благодаря этимопосредующим субъективным факторам реактивные изменения отношениях личности, возникшиев ответ на социальные воз действия, превращаются в активные, устойчивые ипостоянные свойства личности. Но все эти субъективные факторы формированияличности и составляют те условия, которые определяю активный характердеятельности человека, его действия и поступки.
Таким образом, и эта группа фактов подтверждает, что свойствахарактера, как и свойства личности в целом, не представляют собой пассивныйслепок внешних социальных условий жизни и воспитания. Они формируются вактивной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков. Впроцессе такой активной деятельности, вместе с тем, и те автоматизмы поведения,привычки и установки, благодаря которым свойства характера приобретают большуюопределенность, активность, устойчивость и постоянство. Особое значение вформировании характера имеют действия и поступки в конфликтных ситуациях, взависимости от которых находится исход и разрешение психологического конфликта.Как показывает исследование этих конфликтов, изменения характера в такихслучаях в особенности глубоки и устойчивы.
Но критические обстоятельства повторяются в течение всей жизничеловека. Мы теряем своих близких или подвергаемся несправедливым обидам,попадаем в сложную трудовую ситуацию и т. п. В каждом таком случае, в зависимостиот того, на какой поступок решится человек, зависит, как сложится его характери дальнейшая жизнь. Мы сами создаем свой характер своими поступками напротяжении жизни.
 
3. Темперамент
 
Еще самые древние учения о темпераменте сближали его со строениемтела и устанавливали те ткани или жидкости в организме, которые якобы являютсяносителями темперамента. Так, господство одного темперамента связывалось спреобладанием желчи в организме, другого — с преобладанием крови и т. д.Впоследствии выделились иные факты того же самого порядка; так, Лесгафтуказывал на решающее значение, которое имеет для темперамента широта просвета итолщина стенок сосудов у различных людей. Другие авторы сближали темперамент сразными внутренними тканями организма, но при всем различии этих взглядов ихобъединяло общее убеждение, что источники особенностей темперамента следуетискать в индивидуальных особенностях строения тела.           Некоторымиисследователями это учение было оставлено и основательно забыто, и на его местовыдвинута теория относительно чисто психической сущности темперамента, котораяпыталась объяснить разницу в темпераментах разным соотношением психических силв организме как страстей низких и высоких, желании чувственных и идеальных,представлении отвлеченных и конкретных. Надо сказать, что если первые попыткиобъяснения темперамента были бесплодны потому, что они никогда не моглизащитить и наглядно подтвердить предполагаемую ими связь, то вторые оказалисьбесплодными по своей природе, потому что искомое они выдавали за решение ипроблему делали ответом. В самом деле, объяснять темперамент через различныесоединения психических свойств значит объяснять idem per idem (то же через тоже), потому что вся проблема темперамента только в том и заключается, чтобыобъяснить наличие и преобладание в психике одного человека одних страстей ипредставлений, а в психике другого — других. Логический круг являлся неизбежнымпороком почти всех психологических теорий темперамента, и это способствовалотому, что проблема как-то отошла на задний план в научной психологии, сделаласьпредметом полубеллетристического и полуантропологического описания, или вовсене находила места в серьезных психологических системах, или трактоваласьмимоходом и недостаточно глубоко.
4. Четыре типа темперамента
В традиционной психологии издавна описание темперамента обычноохватывает четыре типа, в основу которых положено древнее учение относительноосновных типов человеческого поведения. Эти типы описываются самым различнымобразом, но при всех вариациях в их определении незыблемыми остаются двеосновные черты: известная телесная выразительность каждого из типов, тообстоятельство, что рисунком можно иллюстрировать темперамент, а такжеизвестный характер движений и их темпа как основа перехода от внешнегоповеления человека к толкованию его психики. Вот краткая сводка четырех типов,составленная Корниловым применительно к детям:
Детальная характеристика этих темпераментов.
Вот ребенок сангвинического темперамента: он худощав, строен,изящен. В своих движениях он слишком быстр и подвижен, даже суетлив; онхватается с горячностью за всякое новое предприятие, но, не имея настойчивостидовести его до конца, быстро к нему охладевает. Ум его живой и острый, нонедостаточно глубокий и вдумчивый. Его чувства быстро нарастают, но онизахватывают его слишком поверхностно; он жизнерадостен, любит наслаждения истремитсяк ним. В общем, милое, прелестное дитя, без тревожных дум обудущем, без глубоких сожалений о прошлом.
Несколькоиного склада ребенок флегматического темперамента. Физически Упитанный, онмедлителен в своих движениях, даже инертен и ленив. Его ум последовательный,вдумчивый и наблюдательный, блещет осведомленностью в ущерб оригинальности итворчеству. Его чувства не горячи, но постоянны; в общем — добродушное,уравновешенное дитя, так мало доставляющее хлопот своим родителям ивоспитателям.
Полную противоположность этим двум слабым типам детей составляютдва остальных — сильных типа. Вот ребенок холерического типа. Худощавый истройный, он слишком решителен и быстр, а потому часто опрометчив в своихдвижениях. Он смел, настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. Егоострый, проницательный и насмешливый ум слишком категоричен в своих выводах.Его чувства слишком страстны и резки в проявлении своих симпатий и антипатий.Он властолюбив, мстителен и склонен ко всякого рода борьбе. Ребенок наиболеебеспокойный и наименее уравновешенный, доставляющий так много забот своимруководителям, но зато при благоприятных условиях воспитания многообещающий вбудущем.
Иного склада ребенок меланхолического темперамента: сумрачный и непо летам серьезный, он медлителен и основателен в проявлениях своей воли. Ссильным, глубоким и вдумчивым умом, он непреклонен и настойчив до фанатизма всвоих излюбленных взглядах. Крайне впечатлительный, мрачный и замкнутый, онредко проявляет свои чувства. Это рано состарившееся дитя, так мало похожее нажизнерадостного ребенка, внушает своим руководителям и невольное уважение, изатаенную боязнь за его будущее» (К.Н. Корнилов, 1921, с. 131 — 132).
Для того чтобы перейти от таких слишком общих и отвлеченныхописаний темперамента к более точному его исследованию, необходимо найти какой-нибудьосновной признак, в котором темперамент реализовывался бы с исчерпывающей,несомненной полнотой и достоверностью, и обратиться к объективному изучениюэтих внешних симптомов темперамента.
Уже из предыдущего ясно, что в конечном счете мы определяемтемперамент по типу движения, которое производится нашими органами, или, иначе,по возможности или готовности движений, которые мы угадываем в чертах тела.Следовательно, за основу наших наблюдений следует взять акт реакции какосновной и целостный элемент, из которого составляются все формы поведения.Связывая темперамент с типом реакции, мы приобретаем сразу для суждения об этомвопросе громадный экспериментально-психологический материал о временнойдинамической характеристике реакции.
Давно установлено, что каждый из нас обладает свойственным емупривычным темпом реагирования, и в этом отношении можно разделить люде и похарактеру их реакции на быстрых и медленных. Дальнейшая дифференцировка можетбыть достигнута, если ввести новый момент в характеристику реакции:динамичности или силы, и тогда из перекрестного сочетания обоих моментовестественно получаются четыре основных типа человеческого поведения, которыеКорниловым характеризуются как: 1) лица с природной склонностью к быстрому исильному способу реагирования — мускульно-активный тип; 2) лица с природнойсклонностью к быстрому и слабому способу реагирования — мускульно-пассивныйтип; 3) лица с природной склонностью к медленному и сильному способуреагирования — сенсорно-активный тип; 4) лица с природной склонностью кмедленному и слабому способу реагирования — сенсорно пассивный тип.
Легко заметить, что эти четыре типа, установленные совершенно вневсякой зависимости от учения о темпераментах, совершенно другим, научнымметодом приводят к тому же самому и в своих конечных выводах совершенносовпадают с классическим учением о темпераменте.
Очевидно, что сангвиниками и называли и называют обычно людей мускульно-пассивноготипа, реагирующих быстро, возбуждающихся легко, но не доводящих своих реакцийдо полной силы и выразительности и погасающих так же быстро, как ивоспламеняющихся. Характеристика холерика совпадает с типом мускульно-активным— реакции сильной и быстрой, и недаром этот темперамент приписывался великим иэнергичным историческим деятелям, людям настойчивости и воли. Меланхоликреагирует медленно и сильно и совпадает с сенсорно-активным типом.
Отсюда постоянная как бы замедленность, загруженность или задержкаи напряженность в меланхолических темпераментах, их способность в течение многихлет привязываться к одной мысли или идее, их видимая неподвижность, сисвязанная в лице с какой-то суровой решимостью и мужественным напряжением. Инаконец, флегматики — лица с природной склонностью к реакции замедленной иослабленной, люди сенсорно-пассивного типа.
Установление таких четырех типов, если даже смотреть на них совсей придирчивостью и относиться к ним только как к предварительной иориентировочной научной схеме, обладает тем неоспоримым достоинством, чтопереводит вопрос на объективную почву и позволяет изучать темперамент состороны его податливости воспитательным воздействиям.
Вопросом чрезвычайно сложным является определение границперевоспитания темперамента, и только с переходом к исследованию его со стороныреакции можно экспериментально изучить, возможен ли переход лиц с природнойсклонностью к одному из названных четырех типов реагирования.
К другому типу в результате воспитательной выучки, упражнения,перемены установки и т. д. При этом общие выводы экспериментальных исследованийпоказали, что все правила перевоспитания темпераментов могут быть охваченыодним общим законом, имеющим первостепенное значение для педагогики.
Всякий человек легко переходит от ослабленного к усиленному типуреакции, т. е. от пассивного к активному способу реагирования и от замедленногок ускоренному. Обратный переход от быстрого к медленному и от сильного к ослабленномутипу оказывается чрезвычайно затруднительным и в целом ряде случаев почтиневозможным. Отсюда делается совершенно понятным, что легче всего поддаютсяперевоспитанию лица сенсорно-пассивного типа, т. е. флегматики, которые легкоусваивают форму поведения активных холерических натур. Таковы, по выражениюодного из психологов, все «подставные» исторические фигуры, о которых он оченьостроумно говорит, что это флегматики, притворившиеся холериками. Возможен исредний переход от флегматического темперамента к меланхолическому илисангвиническому, так как каждый из них связан с изменением только одногохарактерного момента в возможном и доступном перевоспитанию направлении.Флегматики при ускорении движений легко переходят в сангвиников, а при усилениисвоих реакций приближаются к меланхолическому типу.
Труднее всего поддается перевоспитанию группа холерическихтемпераментов, и чего никогда нельзя сделать из холерика — это приучить его кхладнокровию при каких бы то ни было обстоятельствах жизни. Но и переходные кфлегматическому темпераменту формы остаются почти недостижимыми для холерика, ион всегда принадлежит к числу трудно воспитываемых детей. В педагогическойлитературе детей именно такого типа и называют не ладящими со средой илинепокорными характерами. Промежуточное место в смысле перевоспитания занимаютдва других темперамента, которые, грубо говоря, можно считатьперевоспитываемыми только наполовину: меланхолический темперамент легкоприближается к холерическому при условии убыстрения его реакции исангвинический темперамент при некоторых условиях может легко сойти захолерический. Сангвиник, научившийся сильно чувствовать и властно говорить,узнавший в первый раз, что значит сильно хотеть и добиваться своего, уже неможет ни но каким признакам быть отличен от холерика.

Заключение
Характернередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют этипонятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношенияхарактера и темперамента можно выделить четыре основных:
— отождествление характера и темперамента (Э Кречмер, А.Ружицкий);
— противопоставление характера и темперамента, подчеркиваниеантагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус);
— признание темперамента элементом характера, его ядром,неизменной частью (С-Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
— признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г. Ананьев).
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений,следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимостьот физиологических особенностей человека- Формирование характера существеннозависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервнойсистемы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент ужедостаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента.Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность илитрудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д.Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствамитемперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темпераментамогут способствовать или противодействовать формированию тех или иных чертхарактера.
Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречиес характером.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестаетбыть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамическойстороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойствхарактера, определенной скорости протекания психических процессов и проявленийличности, определенной характеристике выразительных движений и действийличности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формированиехарактера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов,образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. Наформирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихсяситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятсявозбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общеефункциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль вобразовании динамических стереотипов также определяющую роль в образованиидинамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляютсоциальные воздействия.
Чертытемперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом вцелостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральнуюхарактеристику его индивидуальности.

Литература
 
1.  В.А.Крутецкий Психология. Просвещение. Москва 1988г.
2.  СоветскийЭнциклопедический Словарь. Москва 1981
3.  СимоновП. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность.
«Наука»,М. 1984г..
4.  Л.А.Венгер, В.С. Мухина. Психология. Просвещение… Москва 1988г.
5.Ф.Н.Гоноболин. Психология. Просвещение. М.1973г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.