Реферат по предмету "Психология"


Трудовой пост, рабочее место и профессия

1.Трудовой пост и его структура
Ключевымкомпонентом основных понятий, характеризующих профессиональную трудовуюдеятельность, является «трудовой пост».
► Под трудовым постом понимаютограниченную вследствие разделения труда и зафиксированную документальнообласть приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта(материальных вешей, информации, услуг, функционально, эстетически и социальнополезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов)
Трудовойпост понимается как одна из форм существования профессии, как одна из ееподсистем. В свою очередь трудовой пост выступает как метасистема по отношениюк своей подсистеме — рабочему месту.
Характеристикипрофессии, трудового поста, рабочего места как системы определяются ихфункциональной динамичностью, обусловленностью как нормативными документами,так и объективными потребностями организации, индивидуальными особенностямиконкретных субъектов и социально-психологическими феноменами, возникающими привзаимодействии конкретных участников совместной профессиональной деятельности.
Рассмотримсодержание основных понятий. В совокупности своих различных признаков трудовойпост выступает многомерным и обладающим разными признаками системным образованием,основными составляющими которого являются:
1) социальнозаданные цели и представления о результате труда;
2) заданныйпредмет (исходные материалы, объекты, процессы — предметные, информационные, социальные,биологические);
3) системасредств труда;
4) системапрофессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
5) системаправ работника;
6) производственнаясреда (предметные и социальные условия труда)
Социальнозаданные цели и представления о результатах труда фиксируются посредством образцовсоответствующей работы, их документального описания, изображения,формулирования общего требования к ним. Однако не всегда подобные цели ирезультаты могут строго документально фиксироваться, отражаться вгосударственных стандартах. Результатом деятельности руководителя являетсяэффективное функционирование трудового коллектива; дирижера оркестра,вокального коллектива — художественное исполнение музыкальных произведений;пилота и штурмана самолета — оптимальный и безопасный полет. Понятно, что такиехарактеристики, как «эффективное», «художественное», «оптимальное»,раскрываются лишь в совокупности конкретных, не всегда объективно измеряемыхпризнаков. Субъективные оценки экспертов также далеко не всегда могут служитьнадежными критериями результата.
Последнееособенно показательно в тех видах деятельности, где продукт и результатявляются не заданными, а искомыми (например, в научной деятельности, вискусстве); где важен не только ближайший, но и отдаленный эффект (наука,воспитание, образование, государственная служба). Во многих случаях попыткажесткого «объективного» фиксирования результатов деятельностиприводит лишь к формализму.
Например,содержание труда государственного служащего не может быть адекватно отражено низанимаемой работником должностью, ни затраченным им рабочим временем, нинепосредственными результатами, отражаемыми в годовых отчетах. Как нипарадоксально, наиболее адекватно результаты государственного служащего каксубъекта труда часто выражаются в интегральных неформализованныххарактеристиках, таких как государственный подход, активная жизненная позиция,профессиональная компетентность и др.
Неотрицая роли алгоритмов труда, его эффективных технологий, трудовой дисциплиныи многого другого, что создает предпосылки и обеспечивает в итоге достижениепоставленных целей, получение социально ценного продукта, подчеркнем, что всложном труде, в высокопрофессиональной деятельности очень многое скрыто в ихнеформализованных элементах, не поддающихся прямой количественной оценке, апорою — и однозначной качественной (способной изменять свой «вес» и «знак»в разное историческое время).
Последнеев полной мере относится, пожалуй, ко всем социономическим профессиям и вбольшей или меньшей степени присуще разным профессиям типа «человек-техника»,«человек-знак», «человек-природа», «человек — художественный образ».
Предметтруда есть система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов,которыми человек должен практически или мысленно оперировать на определенномтрудовом посту
Предметтруда и исходные материалы наиболее четко фиксируются документами и традициями в массовыхпрофессиях, в профессиях, связанных с материальным производством. В рядепрофессий предметом труда могут выступать ситуации неопределенности — например,дорожные ситуации для водителя автомобиля. Предметом труда воспитателя является«состояние воспитанности» ребенка; тренера — состояние организма,тренированности и специальной подготовленности спортсмена; руководителя —состояние социально-психологического и профессионального развития трудовогоколлектива. В научной и художественной деятельности предмет труда — этонекоторый «исходный хаос» информации, эмоциональных впечатлений,который в процессе деятельности должен обрести определенную информационную илиэстетическую структуру, определяющую соответствующее функционирование, другимисловами — порождающую социально значимый продукт. Например, предметом трудагосударственного служащего является «состояние упорядоченности социальныхпроцессов», а результатом труда — уровень упорядоченности процессов.
Итак,предметом труда является некоторая предметная область, набор взаимосвязанныхпризнаков и свойств объектов, процессов, явлений.
Средствомтруда может выступать объективная реальность, позволяющая человекувзаимодействовать с предметом труда в соответствии с его целью В качестве средств труда педагога,руководителя, госслужащего (вообще представителей профессий типа «человек-человек»,«человек — социальная группа») выступают не только образцы, эталоны,методические руководства, но и организм в целом и отдельные органы. Например,голос — его интонации, тон, громкость, — субъективно воспринимаемый кактребовательный, строгий, доброжелательный, расширяет диапазон управленческихвоздействий. В качестве эффективного средства управленческого труда могутвыступать мимика, поза, жесты и другие невербальные средства учителя,преподавателя, тренера, дирижера, режиссера, руководителя.
Вбольшей или меньшей степени это присуще и представителям других типовпрофессий. Тон и мимика при беседе врача с пациентом способствуют выздоровлениюили, напротив, усугублению заболевания. Невербальное поведение инженера,обслуживающего компьютеры в организации, может способствовать или препятствоватьактивности использования сотрудниками возможностей техники и программногообеспечения.
В целомсредства труда можно разделить на внешние (по отношению к сознанию субъекта) ивнутренние (особенности психической деятельности), а их общую классификациюпредставить в следующем виде.
I. Вещественныесредства, орудия труда:
1) средстваприема, получения информации (приборы, дающие информацию в виде условныхсигналов, в виде изображения);
2) средстваобработки информации;
3) средствапередачи информации;
4) средстваосуществления практических действий в биологических, технических, знаковыхсистемах и системах художественного отображения действительности (ручныесредства труда, машины с ручным управлением, автоматизированные иавтоматические системы).
И. Внешниефункциональные средства труда:
1) выразительныесредства поведения и речи человека (в работе руководителя, госслужащего,педагога, актера, радио- и телеведущего);
2) организмчеловека (тренер, артист балета, цирка);
3) группафункционирующих людей (в работе руководителя, дирижера, режиссера).
III. Внутренниефункциональные средства труда:
1) знания,умения, навыки;
2) образы,цели, представления о результатах деятельности;
3) мотивытруда;
4) личностныеи интеллектуальные особенности, или — шире — личностный и профессиональныйпотенциал
Соотношениевнутренних и внешних средств труда, как правило, характеризуется «обратнойпропорцией»: чем менее выражены или представлены внешние средства труда,тем более сложны и тонко дифференцированы внутренние средства.
Системаобязанностей субъекта труда, характеризующая трудовой пост, задает требования и предписывает основныеформы активности (функции) трудящегося.
Под трудовымифункциями можно понимать любые процессы активности людей, упорядоченные всоответствии с целями и обстоятельствами их труда
Трудовыефункции субъектов деятельности характеризуются исторической изменчивостью. Вначальный период истории человек использовал физическую силу групп людей иживотных для поднятия и перемещения груза — транспортную функцию. В настоящеевремя один человек (водитель, крановщик) с помощью механических средствспособен перемещать такой же груз или даже систему грузов (операторавтоматизированной линии, машинист локомотива). Трудовые функции часто можноперераспределять внутри рабочего коллектива (в бригаде, экипаже) — каксобственно исполнительские, так и управленческие — в масштабе определеннойуправленческой структуры Трудовые функции могут быть внешне наблюдаемыми илинеявными (мысленная переработка информации, волевые усилия по саморегуляциипсихического и функционального состояний). Так, например, руководительколлектива может сохранять внешнее спокойствие, не демонстрировать своисомнения, принимая то или иное решение, ровно реагировать при несправедливойоценки его труда вышестоящими руководителями и пр.; менеджер по продажам —терпеливо разъяснять клиенту преимущества своего товара, мягко преодолеватьпсихологические барьеры в переговорах; шлифовщик алмазов и гравер — долгосидеть неподвижно, не приступая к работе до тех пор, пока не соберется, ненастроится.
Игнорированиевнутренней логики составляющих труда, расплывчатое представление о трудовыхфункциях субъектов и соответственно их неадекватное отражение в служебныхобязанностях крайне отрицательно сказываются на конечных результатах труда.Типичный пример — труд водителей автотранспорта. Неучтенное время наобслуживание техники в автотранспортных предприятиях, нерегламентированностьтрудовых функций водителей, объективная сложность разделения обязанностейводителя и автослесаря, усугубляемые некоторыми элементами российскойнациональной культуры, игнорирование и недооценка профилактических мероприятий,времени эксплуатации техники и многое другое имеют соответствующие следствия:низкую управляемость транспортным предприятием, низкую производственнуюдисциплину, использование транспорта в личных целях и т. д.
Под обязанностямипонимают отображение трудовых функций в нормативных документах (инструкциях,предписаниях)
Необходимоотметить, что предписания, нормативные акты, инструкции часто не могут отразитьвсю специфику реальности и таким образом совпасть с выполняемыми вдействительности трудовыми функциями субъекта, что может быть источникомобъективных конфликтов. Вероятность конфликтов отчасти снимается посредствомуравновешивания обязанностей, системой прав работника.
Праваработника, характеризующие определенный рабочий пост, могут быть представленыобъективно (в юридических и нормативных документах) и субъективно. Чем болеерегламентирована деятельность, чем менее выражена «зона самостоятельности»,тем, как правило, менее субъективно привлекательна она для человека. Последнееявляется серьезным фактором, влияющим на эффективность труда, удовлетворенностьрезультатами своей деятельности, производственный травматизм, появлениепрофессиональных заболеваний.
Проблемаоценки и регламентации труда всегда будет оставаться крайне актуальной.Поскольку труд есть не только экономическая категория, но и культурное явление,всегда будет сохраняться историческая изменчивость оценок результатов труда идеятельности его субъекта, изменение равновесия и преобладания одних «трудовыхфункций», «служебных обязанностей» и «прав работника»над другими. Эта динамика со временем становится все более многозначной в тойстепени, в которой возрастают уровень образования и профессионализма работника,а сам он все более выступает не в ограниченной роли «субъекта», нотакже в роли «личности» и «индивидуальности».
2.Системный подход в исследовании предмета психологии труда
Под системой(от греч. systema — составленное из частей,соединенное) понимают совокупность элементов, находящихся в отношениях и связяхмежду собой и образующих определенную целостность, единство.
Изучениеэтого феномена позволяет выявлять множество его важных атрибутов и особенностей,проявляющихся в появлении новых — «системных» — качеств, ранее неприсущих исходным составляющим, компонентам системы («целое большесоставляющих его частей»).
Внастоящей работе мы ограничимся предельно упрощенным определением понятия «система»и выделим лишь две ее особенности:
1) возникновениекачественно новых, «системных» свойств, не присущих составляющим еекомпонентам в отдельности, своеобразно объединяющих их и придающих всей ихорганизации совершенно новые качества;
2) разныепо своей природе изначальные качества компонентов, составляющих систему, носогласованно взаимодействующие друг с другом, более того — взаимодополняющиедруг друга в их происхождении и функционировании.
Рассматриваясистему в методологическом и онтологическом аспектах, необходимо раскрытьсодержание еще нескольких понятий, связанных с системным подходом к анализуявлений, процессов, закономерностей.
►Компонент — наименьшаярассматриваемая часть системы, выступающая в ее масштабе как предел анализасистемы в целом, но в то же время такая часть целого, которая реально являетсяее значительной подсистемой и потенциально может рассматриваться как целостнаясистема, но уже в другом масштабе анализа.
К слову,под элементом подразумевается «предел делимости» системы.
Привлечениепонятий «система», «структура», «функциональнаясистема» и других предполагает хорошее знание читателем теории вопроса.Допуская, что этого в должной степени в момент знакомства с книгой может и небыть, автор с сожалением ограничивается лишь некоторыми комментариями иконстатацией факта существования в науке такого подхода к изучению фактовреальности.
► Под структурой понимают: 1)устойчивость, инвариантность; 2) внутреннюю организацию; 3) совокупность невсех, а лишь некоторых связей, отношений, элементов, компонентов, определяющихкачество данной организации, системы.
Другимисловами, система как таковая может быть гибкой, изменяться в определенныхпределах, в определенных границах, но выход за пределы этих границ естьразрушение структуры, он приводит к потере системой ее системных качеств, т. е.необратимому разрушению самой системы
Вкачестве примера, наиболее близкого к обсуждаемой нами теме, приведем примерестественной биологической системы — организм человека как субъект деятельностис его «парадоксами», «нетождественностью» компонентов идругими «несоответствиями». Под организмом мы подразумеваем «индивидныеособенности» человека как субъекта деятельности по Б. Г. Ананьеву
Итак,организм человека есть единство и определенный баланс «живого»(костная и мышечная система, внутренние органы, гормональная, сердечнососудистая,дыхательная, центральная нервная и вегетативная системы и т. д.) и «мертвого»(волосы, ногти, поверхностный слой кожи, отмирающие клетки, ткани, органы).Функции «мертвого» — сохранять и защищать «живое» отжесткости внешней среды в жизнедеятельности организма человека, обеспечиватьрезервы функционирования организма в экстремальных условиях. Далее — разныеподсистемы функционируют и развиваются в разных временных периодах. Так, костнаясистема есть активная и живая ткань, но достаточно «инертная»; вчастности, ее клетки заменяются всего лишь несколько раз в течение жизничеловека. В то же время «время жизни» клеток крови около одногомесяца; блокирование функционирования выделительных систем более чем на однисутки приводит к отравлению организма, а прекращение деятельности дыхательнойсистемы на 4-5 минут приводит к необратимой патологии высших отделов головногомозга.
Ноименно такое различие исходных компонентов и создает целое, которое большесоставляющих его элементов, то целое, которое способно автономно существовать иэффективно работать для достижения целей ее отдельных, частных функциональныхсистем. Важнейшей целью главной функциональной системы — организма в целом —является «инструментальное обеспечение» исходными, первоначальнымисредствами социальной активности человека как субъекта труда, как активногосубъекта своей жизнедеятельности.
Сущностьструктуры организма есть защита системы от разрушения, т. е. организма в целом.Иллюстрацией одного из механизмов такой защиты может быть теория функциональныхсистем П. К. Анохина [135]. Если главная цель организма — выживание во внешнейсреде, следовательно, все подчинено именно этой цели.
Так,например, предотвратить нарушение кровоснабжения головного мозга (наиболееуязвимого звена системы) при серьезном ранении и, следовательно, значительнойпотери крови можно просто и экономно («экологично») — потерейсознания. Другими словами, человек обездвижен, на какое-то время «выключен»из предшествующей социальной активности; внешне он воспринимается беспомощным,его тело — даже безжизненным. Интенсивность метаболизма организма в этомсостоянии минимальна, активизируются ресурсы депонированной крови, которойдостаточно для поддержания экономного функционирования центральной нервнойсистемы. В последующие несколько минут происходит коагуляция (свертывание)крови и закупорка кровеносных сосудов на поверхности раны.
Такимобразом, функция структуры — защита организма как системы в существующем состояниии его сохранение для будущей активности. Напомним: цель системы «организм»есть выживание во внешней среде, но не подвиги, не рекорды, не социальныенаграды и признание, не авторитет — все это «цели» других систем.Понятно, что есть вполне определенные «количественные границы»структуры, обеспечивающей существование системы «организм»(температура, время, количество потери крови, активность коагуляции и др.).
Другимпримером системного анализа может выступать система «человек как субъекттруда». Компонентами этой системы выступают организм человека — егоанатомия, физиология, психика (рассмотренная выше система «организм»в данном масштабе выступает уже в качестве подсистемы более общей метасистемы «субъект»),а также специфические условия трудовой деятельности субъекта, их объективная исубъективная логика, или «правила», «алгоритмы деятельности»,психология профессионала (профессиональные знания, умения, навыки, когнитивныесхемы, стереотипы восприятия, стереотипы мышления и многое другое).
Важнейшейцелью такой функциональной системы — «человека как субъекта труда» —является обеспечение всеми необходимыми ресурсами жизнедеятельностичеловеческого рода, к которому принадлежит субъект-деятель, а также метасистемы— человечества в целом.
Повторим:цель системы «организм» есть выживание во внешней среде. Даннойсистеме все иное — несвойственно. Для нее не существуют как актуальные, темболее как детерминанты, реалии других систем, например системы «личность»(самооценка, социальное одобрение, престиж, авторитет, успех, признание и др.).Именно поэтому есть четкая иерархия во взаимодействии функциональных систем1,и она отнюдь не примитивна. Напротив! Скажем так: именно наличие действительновысокой цели, действительно значимого мотива системы «личность»способно управлять даже физиологией системы «организм».
Пример:известный ученый-психолог В. С. Мерлин, тяжело болевший, умер лишь после того,как выправил последние гранки своей последней книги «Очерки интегральногоисследования индивидуальности»
Анализ «парадоксов»системы на примере организма человека как субъекта деятельности можнопродолжить. Однако в кратком учебном пособии мы используем его лишь какиллюстрацию, поясняющую многое из недосказанного в отношении основных ключевыхрабочих понятий нашей дисциплины («субъект», «труд», «профессия»,«трудовой пост», «рабочее место» и др.).
Такимобразом, система — это всегда совокупность возможностей и совокупность жеограничении, это сфера жизнедеятельности и механизмы ее блокирования, сферапроявления, «форма власти» системы над субъектом с ее достоинствами инедостатками. Профессия как система характеризуется столь же сложными инеоднозначными отношениями со своими компонентами. Их мы рассмотрим в следующемразделе главы. Во многих отношениях профессия выступает именно как функциональнаясистема.
3.Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место
Профессиякак система далеко выходит за пределы трудового поста, включая в свой составкачественно новые компоненты. Понятие про-
Естьпринципиальные различия между очень популярной в настоящее время концепцией самоактуалпзацииА. Масло}' и, увы, подзабытой теорией функциональных систем П. К. Анохина,крупного отечественного ученого. Автор настоятельно рекомендует пытливомучитателю познакомиться с фундаментальными работами нашего соотечественника.
Профессияможет быть представленав четырех основных аспектах социальных отношений, или как четыре ее основныхкомпонента.
1. Областьприложения сил человека как субъекта труда, ограниченный вид трудовойдеятельности (вследствие исторического разделения труда).
2. Общностьлюдей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно-полезныйхарактер.
3. Подготовленность(знания, умения, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способенвыполнять соответствующие трудовые функции.
4. Деятельностьпрофессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемыхпрофессионально.
5. Деятельность,выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающеечеловеку возможность удовлетворять свои насущные потребности, выступающеенеобходимым условием его всестороннего развития.
6. Деятельность,дающая человеку определенный социальный и общественный статус (дело человека,работа — как главная, самая актуальная визитная карточка, во многом формирующая«Я-концепцию» множеством «составляющих» профессии:должность, стаж, квалификация, высшие профессиональные достижения, пережитыеэкстремальные ситуации, травмы
Профессиякак социальнофиксированная область возможного выполнения трудовых функций существует в формераспределенных в обществе множества трудовых постов, каждый из которыхпредставлен конкретными рабочими местами с их специфическими особенностями
Профессиякак общность людей относительнонезависима от существующей системы трудовых постов — люди не перестают бытьчленами данной общности в свободное от работы время, при перемене места работыи пр. Как представители данной профессии, люди характеризуются определеннымсоциально- и профессионально-типичным складом сознания, личности.Профессионалы, специалисты, сотрудники — это всегда контактные социальныегруппы. Следовательно, здесь мы имеем и все соответствующиесоциально-психологические феномены (групповые нормы, одобряемые ценности,санкции, лидерство, референтные группы и др.).
В связис этим выбор профессии — это не только предпочтение и способность выполнятьсоответствующие трудовые функции, но и принятие соответствующего образа мыслейи образа жизни (яркий пример — присяга у военнослужащих или клятва Гиппократа уврачей). Так, военнослужащий юридически обязан в любых обстоятельствахпредпринять действия к пресечению нарушений общественного порядка; врач, где быон ни находился, оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, кем бы он нибыл.
Профессиональнаяподготовленность, профессиональная квалификация раскрываются посредством изучения психологическихфеноменов профессионализма, структуры профессионального мастерства, «внутренних»(личностных) и «внешних» (средовых) условий его формирования,профессионального образования, индивидуального стиля деятельности.
В деятельностипрофессионала как процессе реализации трудовых функций, профессиональновыполняемых на соответствующем трудовом посту в совокупности конкретныхособенностей определенного рабочего места, воплощаются разные составляющиепрофессии, высшие цели, смыслы деятельности человека как субъекта, еговоплощение в продуктах труда как личности, как индивидуальности.
Деятельность,выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, задает таким образом целую системутехнологических, финансовых, эстетических, этических и других критериев оценкиколичества и качества труда, с одной стороны, развивающих всю системуобщественных отношений, с другой — следующей за ними.
Трудоваядеятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус, — на первый взгляд не самая значимаяхарактеристика труда, но выступающая важнейшей «составляющей»личности, элементом «Я-концепции», настоятельно заявляющая о себе прилюбых изменениях привычной, внешней социальной пли внутренней, психологическойсреды человека (возрастные и профессиональные кризисы, решения вопросов окарьере, о семье, ситуация безработицы и т. д.).
Раскрываясущность феномена «профессия», Н. С. Пряжников различает несколькосмежных понятий.
1. Профессия— группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность —врач-терапевт, хирург, окулист; профессия — учитель, специальность — учительгеографии, истории...).
2. Квалификация— уровень профессионального мастерства. Различают формальную квалификацию,выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категорияхи т. п., и реальную квалификацию — уровень мастерства, который человекдействительно может проявлять. 3. Должность — наименее объективно и документальнофиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться сквалификацией («младший научный сотрудник»), с временнымиобязанностями (и. о. заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом(психолог в организации)
То, чтов науке называют «система», всегда есть интеграция и баланс «живого»и «мертвого», прогрессивного и регрессивного, гибкого и инертного(средства труда, технологии, традиции, культурные эталоны, стереотипывосприятия, каноны, принципы, алгоритмы деятельности, знания, ценности и др.).В этом отношении профессия как система — не исключение из правил. Именно баланси активное взаимодействие компонентов «прошлого» и «настоящего»определяют историческую стабильность и социальную жизнеспособность профессии
Матрицапрофессионального поведения — это нечто большее, чем честолюбивые мечты отдельного человека, чеместественное желание «легких побед», успехов, успехов и успехов. Этоименно то целое, которое больше своих частей («рациональности», «правил»и др.). Поэтому внешние «парадоксы» профессии при внимательномизучении могут выступать как ее истинные системные качества, отражающие «целое»,еще, быть может, и не отрефлексированное наукой на данном этапе ее развития.
Продолжимнаш анализ проблемы. «Личность» как система более высокого порядка,чем система «субъект», также снимает ряд отношений и закономерностей(например, гуморальной саморегуляции: интерес к делу, чувство долга могутснижать и отсрочивать чувство усталости, даже изменять сам характерфизиологического утомления организма).
Аналогичносистема «индивидуальность» доминирует над системой «личность»:одно из ее проявлений — «надситуативная активность» (А. В.Петровский). (Обстоятельный анализ этих феноменов дается в учебных курсах «Психологияпрофессионализма», «Психология творчества» и др.)
Профессиякак система болеевысокого порядка диалектически «снимает» ряд процессов,закономерностей, «правил» подчиненных ей подсистем — трудового постаи рабочего места (например, предписаний конкретных служебных инструкций, требованийгрупповых норм, принятых в данном трудовом коллективе, правил и алгоритмовработы и др.).
Профессиякак система значительно более тесно связана с личностью, с индивидуальностьючеловека, смыслом его жизни, миссией, чем другие ее подсистемы (трудовой пост ирабочее место) и их составляющие — конкретные профессиональные обязанности,требования оптимальности деятельности и — шире — адаптации к конкретнымусловиям труда и жизнедеятельности.
Рабочееместо субъект часто и сравнительно легко может изменять. Совершенно иначестроятся отношения человека с профессией в целом, особенно с профессией в еевысшем смысле — с профессиональным призванием, нередко конфликтующим иотвергающим факторы социальной оптимальности адаптации, «ситуативнойактивности», «законопослушного» поведения.
Внаучной литературе, как правило, недостаточно внимания уделяется такой «единице»труда, как рабочее место. Особенности рабочего места сравнительно с другими «единицами»труда — профессией и трудовым постом таковы:
1) высокаядинамичность технологий профессиональной деятельности;
2) высокаядинамичность (изменчивость, гибкость) служебных обязанностей субъекта наконкретном рабочем месте;
3) предельнаяспецифичность трудовых действий и операций и соответственно служебныхобязанностей;
4) высокаязначимость организационных факторов (корпоративная культура, стиль руководства,уровни служебной иерархии, стадии развития организации, психологический климат,групповые нормы, характер совместной и индивидуальной деятельности,индивидуальные особенности партнеров и др.);
5) воздействиевнешних факторов среды (историческая эпоха, культура и субкультура региона,социально-экономическое положение в стране, развитие демократическихинститутов, рынок рабочей силы, уровень безработицы, престиж профессии и др.);
6) высокаязначимость индивидуальных особенностей субъекта (образование, уровеньпрофессионализма, мотивация труда, особенности личности и др.).
Такимобразом, понятие «рабочее место» отражает наиболее динамичную частьметасистемы «труд». Соответственно под рабочим местом будем пониматьтрудовой пост, заданный и ограниченный совокупностью специфических условий;реальное пространство трудовой деятельности субъекта, определяемое конкретными физическими,организационными, социальными, психологическими, этическими и правовымифакторами.
Посуществу, понятия «профессия», «трудовой пост», «рабочееместо» — это пересекающиеся множества. Рассмотрим это явление на примерах.Абсолютное большинство профессий (строитель, врач, инкассатор, психолог) —системы различных трудовых постов. Например, профессия врач воплощена в таких трудовыхпостах, как хирург, педиатр, терапевт, окулист и пр. Как правило, различается исодержание деятельности врача на разных рабочих местах: педиатр в поликлинике истационаре (клинике); хирурги обычно специализируются — по сердечнососудистымзаболеваниям или болезням опорно-двигательного аппарата, серьезно различаетсядеятельность хирурга-травматолога и хирурга-окулиста в связи с особенностямифункциональных систем организма и используемых в профессиональной деятельноститехнических средств и технологий.
Деятельностьинкассатора качественно различается в зависимости от трудового поста: начальникучастка (заместитель) — типичная деятельность руководителя низового звена;оперативный дежурный — типичная деятельность операторского типа; инкассатор —деятельность по непосредственной реализации социально оформленной функции какпроцесс инкассации торговых точек и других объектов; даже постводителя-инкассатора обретает характерные профессиональные признаки При этом наразных рабочих местах совокупность конкретных местных особенностей искладывающихся технологий приводит к качественному различию процессовдеятельности в большом городе и малонаселенной сельской местности. Этопроисходит вследствие неизбежной специализации в крупных подразделениях иорганизациях (перевозка ценностей Центрального банка РФ осуществляется иначе,чем ординарная инкассация). Серьезно разнится деятельность оператора взависимости от количества контролируемых им объектов, их удаленности отучастка, особенностей средств связи и др.
Какправило, профессия объединяет в себе представителей разных специальностей,занимающих разные трудовые посты и конкретные рабочие места. В медицине давнооформилась технологическая цепочка: врач — лаборант — техник-ренгенолог (илиспециалист, обслуживающий другие технические средства диагностики). Невозможнообеспечить скорую медицинскую помощь без врача и водителя автомобиля. В сфереуправленческой деятельности в связи с возрастанием ее объективной сложности изначимости принимаемых решений также наблюдается усложнение технологическойцепочки: руководитель — заместитель — секретарь — помощник — советник — эксперт— руководитель среднего звена — руководитель низового звена — исполнитель.
В границахпрофессии люди, занимающие разные трудовые посты, должны иметь соответствующуюпрофессиональную подготовку: главный врач (согласно трудовому посту —руководитель) должен быть врачом по образованию, а руководитель техническогоотдела той же клиники — инженером; государственный служащий — иметь адекватнуюпрофессиональную подготовку и диплом о высшем образовании по соответствующейспециальности или по специальности «государственное управление» и т.п.
Профессия,естественно, выделяетсякак единая сфера социальной деятельности ее представителей с общим для нихзаконодательным оформлением (с соответствующими правами, обязанностями,социальными льготами), но в то же время затруднительно составить единые акты,определяющие их профессиональные обязанности и права на конкретных рабочихместах.
Взавершение обзора еще раз вернемся к системе научных понятий нашей дисциплины.В рамках профессиональной деятельности как одного из видов квалифицированноготруда, имеющего качественно различную социальную, историческую, культурную иквалификационную метрику результатов труда субъекта, целесообразно оперироватьболее частными понятиями: профессия — специальность — специализация.
Но трудесть явление более сложное, чем профессиональная деятельность. Он интегрирует всебе историю и культуру человечества. Поэтому психология труда как наука отруде оперирует цепочками разных по содержанию и генезису научных понятий,предполагающими и учитывающими множество взаимосвязанных реалий жизни человека,например: труд — профессия — трудовой пост — рабочее место. Именно потому, чтовзаимоотношения подсистем таких понятий довольно сложны, учеными чащеиспользуется предельно сжатая формулировка самой научной дисциплины (психологиятруда есть комплекс наук о труде как деятельности и человеке как его субъекте),которой соответствует предельно сжатая ее формула: система — субъект — объект.
Серьезныеразличия вышеуказанных систем очевидны во многих аспектах. Так, например,совершенно разный социальный статус, самооценку, самоотношение, самовосприятиеимеют люди, работающие по избранной ими специальности, по специальности, несоответствующей их образованию, желанию, призванию, а также люди, в силу техили иных причин лишенные самой возможности трудиться, вынужденные бытьбезработными.
4.Парадигмы психологии труда
Естьдостаточно оснований говорить об очевидной диалектике процессов развития,дифференциации и интеграции феноменов «профессия», «рабочееместо» и «трудовой пост». Например, если в начале XX в. врач, инженер, архитектор идругие специалисты, имеющие высшее образование, часто выступали какпрофессионалы-универсалы, то в середине того же века уже доминировала тенденцияузкой специализации, а в конце столетия стали обозначаться некоторые тенденцииновой интеграции (двойные специальности врачей, учителей и т. д. при полученииими высшего образования, новые требования при профессиональной переподготовке ипр.).
Дифференциациярабочих мест и трудовых постов как одно из условий машинного и в целомпромышленного производства, как один из мощнейших потенциаловсоциально-экономического развития общества, открытый в XV-XVI вв.,потенциал, довольно эффективно используемый до середины XX в., во второй его половине сталобнаруживать свои ограничения. Их научная рефлексия получала разныенаименования (человеческий фактор, ошибка человека, монотония, профессиональнаядеформация личности, синдром выгорания и др.).
Конструктивныерешения данной проблемы с 1960-х гг. находили свое воплощение в активнойинтеграции части трудовых функций субъектов, в обеспечении гибкоститехнологических линий, гибкости графиков работы отдельных субъектов; с 1980-хгг. — в компьютеризации, в активном использовании оргтехники, различных каналови средств деловой коммуникации, в становлении гибких структур управления(делегирование обязанностей, временные проектные группы, латентныеуправленческие команды и др.), в развитии и расширении сферысоциально-психологической активности — расширении форм участия работников вжизнедеятельности организации, в активном использовании разнообразных средств иформ восстановления и профессиональной реабилитации как вне трудовых процессов,вне стен организации, так и «внутри» (комнаты психологическойразгрузки, комнаты отдыха, комнаты для переговоров, места для чая/ кофе в офисеи др.).
Периодическиеизменения структуры трудовых функций субъекта и — более широко — структурыэргатических функций, очевидно, есть атрибут труда как квалифицированнойпрофессиональной деятельности. В начале XIX в. лишь заявившая о себе идея объединения умственногои физического труда к концу XX в.стала объективной необходимостью для поддержания полноценной жизнедеятельностичеловека как субъекта труда.
Вышеназванныепроцессы относятся к полюсу «объект». На втором полюсе системы, наполюсе «субъекта», аналогичные процессы интеграции стали проявлятьсяв становлении к 1980-м гг. как нормы периодической (4-6 лет) смены человекомместа работы, должности, организации, специальности.
И в «теории»,и на практике с 1990-х гг. все чаще говорят о целесообразности гибкой ивариативной профессиональной карьеры, модульной системе профессиональнойподготовки, становлении систем постоянной профессиональной переподготовки.
Цеховойпринцип, наследование родственниками средств труда, сферы деятельности,охваченного «сегмента рынка», строго заданной социальной ниши, дажесуществование рабочих династий все более уходят в прошлое.

Списоклитературы
·         Бодров В. А. Психология профессиональнойдеятельности. М., 2001. Иванова
·         Пряжников Н. С,Пряжникова Е. Ю. Психологиятруда и человеческого достоинства. М, 2001.
·         Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональнаяпсихология. М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :