Реферат по предмету "Психология"


Теория поля Курта Левина

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал АГУ в г. Знаменске
Специальность: «Педагогика и психология»

Курсовая работа
по дисциплине «История психологии»
Тема: Теория поля К. Левина
Выполнила:
студентка 4 курса
Иващенко Эльмира Каировна
Проверил:
Варфоломеева Е.А.,
ст. преподаватель
Знаменск — 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Биография Курта Левина
Глава 2. Научная деятельность Курта Левина
2.1 Публикации Курта Левина на русском языке
Глава 3. Теория «поля» Курта Левина
3.1 Основные положения
3.2 Структурная часть теории поля
3.3 Динамическая часть теории поля
Глава 4. Экспериментальные работы в школе Левина
Глава 5. Вклад Курта Левина в развитие психологии
Заключение
Список литературы
Введение
 
"Старшие" науки- физика, химия — часто влияли на пути более молодых, предоставляя способыразмышления о естественных феноменах и их постижении. Когда в физике и химииразвиваются новые взгляды, почти неизбежно, с учетом базового единства всехнаук, что они будут переняты менее зрелыми науками применительно к ихспециализации. В начале десятых годов ХХ века психология вступила в периодоткрытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Это был кризисметодологических основ психологии, когда наука переросла возможности, допускавшиесяметодологией конца ХVII — начала XIX века. Выход из кризиса определялся поискомкак новых теоретических подходов к пониманию предмета психологии, так и новыхэкспериментальных методов исследования психики.
Первым важным проявлениемвлияния физической теории поля в психологии явилось движение, известное какгештальтпсихология, у истоков которого стоят три немецких психолога — МаксВертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка. При всех преобразованиях, которыеиспытывала психология, понятие о сознании сохраняло в основном прежние признаки.Хотя гештальтпсихология — теория общепсихологическая, она в первую очередьсвязана с проблемами восприятия, обучения, мышления, но не с личностью. Изменялисьвзгляды на его отношение к поведению, неосознаваемым психическим явлениям,социальным влияниям. Но новые представления о том, как само это сознаниеорганизовано, впервые сложилось с появлением на научной сцене школы, кредокоторой выразило понятие о «гештальте». Полевая теория личности — научная идея Курта Левина. Его теория испытала серьезное влияниегештальтпсихологии и психоанализа, но тем не менее абсолютно оригинальна.
Курт Левин (1890-1947) — представитель школы гештальтпсихологии. Теория «поля» К. Левина, также как теории других гештальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точныхнаук — физики, математики. Заинтересовавшись в университете психологией, Левинпытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ееобъективной и экспериментальной. В отличие от других представителейгештальтпсихологии, разрабатывавших проблемы восприятия (Коффка, Рубин), мышления(Кёлер, Вертгеймер, Дункер), психического развития (Коффка), распространилпринципы гештальтпсихологии на экспериментальное исследование личности — потребностей, аффектов, воли.
Цель работы — изучитьзначение теории «поля» К. Левина и ее влияние на развитиепсихологической науки.
Задачи:
Изучить биографию К. Левина.
Изучить научную деятельность К. Левинаи его теорию «поля».
Определить вклад К. Левина вдальнейшее развитие психологии.
Проанализировать возможностииспользования теории «поля» на практике.
Объект: Научнаядеятельность К. Левина.
Предмет: Теория «поля»К. Левина.
Глава 1. Биография Курта Левина
Курт Цадек Левин родился 2сентября 1890 года в деревушке прусской провинции Позен. Его отец ЛеопольдЛевин знал три языка, имел музыкальное образование и хорошо вел дела, владеянебольшой фермой и продовольственной лавкой. Курт родился вторым ребенком,кроме него в семье было еще трое детей: старшая сестра Герта и младшие братья,Игон и Фриц. Когда в 1905 году Курту исполнилось пятнадцать лет, их семьяпереехала в Берлин, чтобы дети могли учиться в гимназии и получить классическоеобразование. Оно включало в себя такие предметы, как математика, история,естественные науки, латынь, греческий и французский языки. В гимназии КуртЛевин полюбил греческую философию. Лучшие отметки он получал по рисованию,черчению, физике и математике.
Затем он поступил в университетФрайбурга, полагая изучать медицину, но вскоре отказался от этой идеи и,проведя семестр в Мюнхенском университете, в 1910 году вернулся в Берлин, чтобыизучать психологию в местном университете на философском факультете. Егоглавным учителем был Карл Штумпф, экспериментальный психолог с высокойрепутацией, у которого Курт Левин прослушал четырнадцать различных курсов попсихологической тематике. В Берлине Левин глубоко изучал физику и математику,что впоследствии сыграло роль в становлении его теории. В то время в немецкойакадемической психологии доминировали методы экспериментального исследованиячеловеческой психики, разработанные Вильгельмом Вундтом. Их «стерильность»,изолированность от социального контекста вызывали чувство неудовлетворения убудущего ученого. Уже на втором году обучения в Берлинском университете Левинрешил избрать карьеру университетского преподавателя.
Докторскую диссертацию попсихологии Курт Левин написал под руководством авторитетного немецкогопсихолога Карла Штумпфа и защитил ее 1914 году в Берлинском университете. Получивв 1914 году докторскую степень, Левин в течение четырех лет служил в пехотегерманской армии, проделав путь от рядового до лейтенанта. Воевал Курт Левин воФранции и России. Во время отпуска, в феврале 1918 года, он женился на своейоднокурснице, Марии Ландсберг, также докторе наук, а с августа, получивсерьезное ранение, провел восемь месяцев в госпитале.
Но и в период ожесточенныхвоенных действий ученый не перестает заниматься психологией. В 1917 году, вовремя отпуска, Курт Левин публикует свою статью «Ландшафт войны», вкоторой анализирует мироощущение солдата. Уже в этой ранней работе ониспользует понятия «жизненное пространство», «граница»,«направление», «зона», вошедшие впоследствии втерминологический аппарат его топологической теории поля. Статья была посвященасравнительному анализу жизненных пространств солдата и гражданского человека.
Войну Курт Левин закончил снесколькими наградами, среди которых была самая высокая в Германии — «Железныйкрест». Сразу после демобилизации Левин вернулся на работу в Берлинскийуниверситет. В 1921 году он становится ассистентом, а в 1922-м — приват-доцентом.Макс Вертгеймер и Вольфганг Келер, двое из трех основателей гештальтпсихологии,в то время также работали в Берлинском университете. В это время Левинпубликует две статьи, посвященные организационному поведению. Первая — обудовлетворенности сельского жителя своей жизнью, а вторая — критика системыуправления производством Тейлора. Изучение жизненного пространства людей,работающих на заводе, убедило Левина в необходимости учитывать при организациитруда психологическое поле каждого человека. Он писал: «Мы живем не длятого, чтобы производить, а производим для того, чтобы жить». В 1922 годуКурт Левин издает значительную для его последующей работы статью «Понятиепричинности в физике, биологии и науках, изучающих развитие человека». Именноэта статья считается первой вехой в создании психологической теории поля.
В 1926 году Левин получилпрофессорство. За время пребывания в Берлинском университете Левин и егостуденты опубликовали ряд блистательных экспериментальных и теоретических работ.Это — Анита Карстен из Финляндии; Дж.Ф. Браун, Д. МакКиннон, Д. Эдамс и Д. Кларки др. из Соединенных Штатов; Т. Дембо, Г.В. Биренбаум, Б. Зейгарник, М. Овсянкина- из России; а также студенты из Японии. Курта Левина отличала высокая эрудицияв самых различных областях человеческого знания: биологии, физике, математике,искусстве и литературе. Но на первом месте всегда была психология. Многовремени Курт Левин уделял работе со своими учениками. Эксперименты, проведенныеими под руководством Левина и получившие впоследствии всемирную известность,были всего лишь частью дипломных работ. Брак с Марией Ландсберг был омраченпериодами затяжных конфликтов. Возможно, именно благодаря этому этапу своейжизни Левин написал интересную статью «Предпосылки супружеских конфликтов».
Когда к власти пришел Гитлер,Левин работал по приглашению профессором в Стэндфордском университете. Онвернулся в Германию уладить свои дела, после чего возвратился в Соединенныештаты, где и прожил остаток жизни. Для англоязычных стран знакомство с теориямии экспериментами Курта Левина началось с публикации Дж.Ф. Брауна, одного из егопервых американских учеников. Статья называлась «Методы Курта Левина впсихологии действий и аффектов» и была издана в 1929 году. В том же году КуртЛевин выступил на Девятом Международном психологическом конгрессе, проходившемв стенах Йельского университета, США. Его доклад назывался «Эффектывлияний среды». Несмотря на то что Левин читал лекцию на немецком языке ииспользовал термины, заимствованные из физики, химии и математики, его теориябыла понятна всем.
В 1931 году Левину предложилиопубликовать статью в «Руководстве по детской психологии», где былипомещены работы известных в то время психологов, например Анны Фрейд. Послевыступления на психологическом конгрессе и англоязычных публикаций Курт Левинбыл приглашен в Стэнфордский университет на должность профессора. Результатомгерманского периода научного творчества Левина была разработка целостногоподхода к анализу явлений человеческого поведения, выраженного впсихологической теории поля. В это время им и его учениками был создан рядметодических приемов экспериментального исследования мотивационно-потребностнойи волевой сферы человеческого поведения.
Несмотря на некоторуюизвестность в психологических кругах Соединенных Штатов, начинать карьеру нановой родине Левину пришлось практически с нуля. Первым его исследованием в СШАстало изучение пищевых пристрастий детей, и проводилось оно, разумеется, врамках теории поля. В течение двух лет (1933-1935 гг.) он был профессоромдетской психологии Корнуэлльского университета, после чего был приглашен вГосударственный университет Айовы в качестве профессора психологии детскогоздоровья. Опубликовать две новые работы: «Динамическая теория личности»и «Принципы топологической психологии». Вместе с учениками Левинорганизовал дискуссионный клуб, участники которого встречались по вторникам. Тамвсе желающие посвящали время дискуссии относительно различных психологическихпроблем.
В 1939 году ученый на некотороевремя вернулся к своим ранним исследованиям поведения людей в ситуациипроизводства. Его ученик, а впоследствии биограф, Альберт Марроу пригласилучителя в свою фирму провести исследования с целью определения наилучшейстратегии внедрения технологических инноваций в производство. В 1940 году КуртЛевин получил американское гражданство. К тому времени он уже провел рядисследований и опубликовал несколько работ. В период Второй мировой войныученый работал в Центре стратегических исследований (будущее ЦРУ), гдезанимался проблемами пропаганды, военной морали, лидерства в подразделениях ивопросами реабилитации раненных солдат. Совместно с известным антропологомМаргарет Мид Левин исследовал актуальную для военного времени проблемузамещения в пищевом рационе мяса другими продуктами. В эти же годы онорганизовал Общество психологического исследования социальных проблем. Публикацииэтого общества, к которым проявлял интерес сам президент США, были посвященыпсихологическим аспектам войны и мира, бедности и предрассудков, а такжепроблемам семьи. В 1945 году Левин принял назначение на пост профессора ируководителя Исследовательского центра групповой динамики в Массачусетскомтехнологическом институте. В то же время он становится руководителем Комиссиипо общественным взаимоотношениям Американского еврейского конгресса, гдеосуществлялись исследования общественных проблем. Программа исследований,разработанная Левиным и его коллегами, реализовывалась по четырем основнымнаправлениям:
1) изучение способов увеличениягрупповой продуктивности и способов профилактики отвлечения группы отнамеченных целей;
2) исследования коммуникаций ираспространения слухов;
3) исследование социальноговосприятия и межличностных отношений (членство в группе, регуляция индивида ипр.);
4) исследование тренингалидерства (реализация этого направления привела к созданию НациональнойЛаборатории Тренинга в г. Бетеле).
Курт Левин скончался внезапно, ввозрасте 56 лет, от сердечного приступа. Это произошло в Ньютоквилле, штат Массачусетс,12 февраля 1947 года. Уложив вечером детей спать, он почувствовал боль в сердце.Приехавший врач диагностировал приступ и рекомендовал утром лечь наобследование в клинику. Через некоторое время последовал второй приступ,оказавшийся смертельным.
Для российских психологов имяЛевина несет в себе не только научное значение, но и специфический личностныйсмысл. Хотя до 2000 г. его работы (за исключением отдельных статей) не выходилина русском языке, исторически сложилось так, что он воспринимался у нас как внаибольшей степени «свой» из всех зарубежных классиков. В 30-е годыЛевин бывал в Москве, общался и переписывался с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией,которые планировали перевод его работ на русский. Тогда же некоторые ученикиЛевина, учившиеся у него в Берлине, приехали в Советский Союз и стали работатьу нас. Наиболее известна из них Б.В. Зейгарник, ставшая одним из ведущихпрофессоров факультета психологии МГУ.
Известность же Левина в нашейстране долгие годы ограничивалась посвященной ему небольшой книгой Б.В. Зейгарник,в которой излагались преимущественно его конкретно-теоретические положения иэкспериментальные подходы первого — берлинского — периода деятельности, а такжесокращенными переводами некоторых статей, включенных в хрестоматии по историипсихологии.
Только в 2000 г. началось болееполноценное знакомство российских читателей со взглядами Левина попервоисточникам. Оно началось с двух последних книг, появившихся на свет ужепосле его смерти и включавших избранные статьи американского периода егодеятельности: «Теория поля в социальных науках» и «Разрешениесоциальных конфликтов».
Глава 2. Научная деятельность Курта Левина
Гештальтпсихология берет своеначало с работы Макса Вертгеймера, посвященной исследованию восприятиякажущегося, или стробоскопического, движения. Этим экспериментом было показано,что целостность восприятия нельзя объяснить суммой отдельных элементов — ощущений.Сначала эти феномены объяснялись действием физиологических процессов. Но затем,перенеся многие интерпретации процессов восприятия на закономерности всейпсихики, гештальтпсихологи стали утверждать, что психика человека — целостноеобразование, основными компонентами которого являются фигуры. Они являютсячастью целого, структура которого гибка, т.к фигура может стать фоном инаоборот.
Гештальтпсихологи объяснялиполученные феномены спецификой устройства самого образа, который стремится быть«хорошим», отчетливым, замкнутым, и не давали причинного объясненияэтих явлений. Основные представители этого направления (М. Вертгеймер, В. Келлер,К. Коффка) переносили особенности восприятия и на особенности мыслительнойдеятельности, и на закономерности развития личности (К. Левин).
Ключевым понятием длягештальтпсихологов является понятие динамического поля, элементыкоторого взаимосвязаны, и изменение напряжения в одном из пунктов немедленнопорождает тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлениюдинамического равновесия. Проблема поля интересовала гештальтпсихологов в связис решением проблемы целостности психики и анализа психических феноменов спозиции распределения сил, динамики, направления движения.
Несмотря на некоторые общие идеис гештальтпсихологами, теорию поля Курта Левина следует отличать от этогонаправления. Главной категорией гештальпсихологов был образ, а для Левинатаким понятием стал мотив.
Теория К. Левина так же кактеории других гештальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук — физики,математики. После учебы в университетах Мюнхена и Берлина Левин в 1914 г. получилдокторскую степень. Приняв предложение преподавать психологию в психологическоминституте Берлинского университета, он сблизился с Коффкой, Келером иВертгеймером. Однако, в отличие от своих коллег, Левин сосредоточился нена исследовании когнитивных процессов, а на изучении личности человека. Послеэмиграции в США Левин преподавал в Стэнфордском и Корнельском университетах. Вэтот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в1945 г. возглавил исследовательский Центр групповой динамики при Массачусетскомтехнологическом институте. Хотя он был его директором всего три года, имяЛевина прочно связано с этим Центром, который и после его смерти продолжалработу по намеченным им программам.
После переезда в США Левин занималсяпроблемами групповой дифференциации, типологией стиля общения. Онпредположил, что группа также может быть рассмотрена как динамическая система,формирующая социальное поле, по аналогии с системой психологического поляличности. Социальное поведение людей в группы определяется взаимоотношениямивнутри ее, конкурирующие тенденциями, стремлениями отдельных членов группы,каналами общения. Иными словами, групповое поведение есть функция общегосостояния социального поля, как поведение человека является функциейпотребностей и психологического поля. Изучение групповой динамики и работыЛевина по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого членагруппы проложили дорогу в практику и таким приложениям социальной психологии,как Т-группы, тренинг сенситивности, институт лидерства.
Левину также принадлежитописание наиболее распространенных стилей общения — демократического,авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующихвыделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина сталиосновой нового направления в социальной психологии — процессы групповойдинамики. Социальная ситуация в Германии, а также некоторые фактыамериканской действительности послужили толчком для работ, посвященныхсовместному проживанию людей разной национальности и разного цвета кожи, атакже предотвращению расовых предрассудков у детей.
Исследования Левина помоглисоздать экспериментальные методы исследования в социальной психологии ипсихологии личности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этихобластях, хотя его последние работы получили более широкое распространение, чемработы по исследования мотивации. Социально-психологические эксперименты такжепомогли Левину, единственному из всех гештальтпсихологов создать новую научнуюшколу в США.
Курта Левина обычно неотносят к гештальтпсихологии как таковой, но считают, что многие идеигештальтпсихологии отразились и на его работах. В первую очередь речь идето феномене динамического поля и так называемом галилеевском способе мышления.
Библиография работ Левинаоткрывается статьей "Военный ландшафт" (1917). Нечастодебютная публикация молодого ученого оказывается настолько весомой, что сразуобеспечивает себе место в «Избранном». Эта статья носитфеноменологический характер и сразу задает лейтмотив будущих теоретических поисковЛевина, предвосхищая идеи «психологического поля» и действующих начеловека «психологических сил».
Приехав на то место, где Левинбыл во время военных действий, служа в армии в годы Первой мировой войны, онобнаруживает, что тот же ландшафт воспринимается совершенно иначе. Ситуациявоенных действий структурирует ситуацию одним образом, мирный контекстсовершенно другим. Описание военного ландшафта очень напоминает позднейшиеописания психологического поля — как всего, что существует для человека психологически(Левин говорит, в частности, о направленности ландшафта, граничной зоне, местахопасности, границе местности, и т.д.)
После «Военного ландшафта»Левин публикует ряд работ, распадающихся на две большие группы: экспериментальныелабораторные исследования классического типа и статьи по теории и методологиинауки (понятие родственности в биологии и физике, понятие возникновения вфизике, биологии и истории развития, идея и задача сравнительной теории науки).Он активно осваивает уже имеющиеся в психологии методы исследования испособы мышления и ищет недостающие методологические средства в физике,биологии и общей теории науки.
Результатом методологических итеоретических поисков Левина стала программа построения психологии «галилеевского»типа, реализованная в 1924 г. в цикле выполненных под его руководствомэкспериментальных исследований по психологии мотивации и аффектов и в первойкрупной теоретической работе Левина — "Намерение, воля и потребность"(1926).
Во второй половине 20-х годовЛевин резюмирует итоги своих поисков в двух принципиально важных методологическихработах: "Закон и эксперимент в психологии" (1927) и "Переходот аристотелевского способа мышления к галилеевскому в психологии и биологии"(1931). Психология в этот период видится Левину как часть биологии.
Ключевой идеей этого способамышления является принцип законосообразности психического и стремлениевывести законы психики, такие же строгие и всеобъемлющие, как и законыньютоново-галилеевской физики. В отличие от большинства современных емупсихологов, Левин считает: все без исключения — в том числе и «высшие»- психические явления закономерны и подлежат научному, в том числеэкспериментальному исследованию.
Другая его принципиальнаяметодологическая идея — важность индивидуального события, а не общегоусредненного «класса», стремление к полному описанию конкретногоиндивидуального случая. Трудность, однако, состоит в том, чтобы выделить всезаконы, действующие в индивидуальном случае и образующие лишь видимость единогопроцесса.
Еще одна важная методологическаяидея Левина — сдвиг акцента с «природы объекта» на анализ еговзаимосвязей и взаимоотношений с другими объектами, с его окружением. Однойиз кардинальных характеристик аристотелевского способа мышления былоприписывание свойств, которые проявляет объект, самому объекту, его природе. Галилейже поставил вопрос иначе: любой объект проявляет свои свойства вовзаимодействии с другими объектами, стало быть, свойства и есть характеристикаконкретных взаимодействий между объектами. Левин призвал приложить эту логикурассуждений к психологическим свойствам человека; результатом стала блестящаясерия экспериментов и новая теория поведенческой динамики.
Совокупность взаимосвязейэлементов внешней (объективной) и внутренней (психологической) ситуации Левинописывает с помощью заимствованного из физики понятия поля. Полехарактеризуется определенной топологией (в нем выделяются области, разделенныеграницами разной степени жесткости) и определенной динамикой сил, влияющих нанаходящегося в этом поле индивида, и существенно различающиеся в разных точкахполя. Поведение таким образом предстает как функция специфической констелляциисил поля, порождающих в индивиде напряженные системы, стремящиеся к своейразрядке. Именно закономерности возникновения, развития и исчезновения разногорода напряженных систем в психологическом поле лежат в основе всех психическихявлений.
Через пять лет после «Намерения,воли и потребности», в 1931 году, выходит вторая крупная работа Левина — "Психологическая ситуация награды и наказания". Отчасти онаносит феноменологический характер и несколько напоминает «Военный ландшафт»:как и в «Военном ландшафте», Левин обращается здесь к опытуповседневной жизни и детально анализирует обычную житейскую ситуацию. Однако, вотличие от «Военного ландшафта», здесь он дает не простофеноменологическое описание ситуаций обещания награды и угрозы наказания, апредлагает их типологический анализ. Левин выделяет несколько типов ситуацииобещания награды и угрозы наказания (обещание награды в ситуациях побуждения изапрета, угроза наказания в ситуации побуждения и запрета, явная и неявнаяугроза наказания) и сопоставляет их с ситуацией действия, вытекающего изинтересов самого ребенка. В этой работе Левин впервые, еще за несколько лет допереезда в США, начинает анализировать социальные отношения — отношения властивзрослого над ребенком, делая фундаментальный вывод о психологическойнеэффективности наказания.
В 1933 г. Левин пишет "Влияниесил окружающей среды на поведение и развитие ребенка", включенную в"Динамическую теорию личности". В значительной мере этоизложение для американского читателя тех идей и экспериментальных данных,которые были уже опубликованы Левином ранее. Цель работы — рассмотреть «психологическоевлияние окружения» на развитие ребенка. После «Динамической теорииличности» Левин публикует "Принципы топологической психологии"(1936), в которой продолжается движение в направлении формализации иматематизации. Содержательно к этому же этапу примыкают и опубликованные несколькимигодами позднее работы "Концептуальное представление и измерениепсихологических сил" (1938) и "Формализация и прогресс впсихологии" (1940). Левин вводит единый математический аппарат исистему понятий, вытекающую из построенной им математической модели (понятиясилы, напряжения, расстояния, барьера, локомоции), как связующее средство дляразных областей психологии.
В 1943 г. в статье "Определение«поля в данный момент времени»" Левин характеризует принцип«конструктивной методологии»: «Теорию поля, вероятно, лучшевсего характеризовать как метод, а именно метод анализирования причинных связейи построения научных конструктов». Согласно конструктивному подходу,идеальный научный концепт абстрагируется из связей других концептов. Приконструктивном подходе идеальный объект (научный концепт) не есть абстракция,пренебрегающая особенностями и деталями конкретных ей объектов, это скорееконцепт, имеющий своей целью демонстрацию необходимости проявления и связиименно тех особенностей, которые при аристотелевском подходе отбрасываются какслучайные ради сохранения фенотипического общего. Ядром теории поля, по словамЛевина, является скорее «взгляд на всю ситуацию целиком», чем почастям, или пункт за пунктом, или последовательный анализ переменных. Вместоредукции сложного интерактивного феномена до отдельных частей компонентов всякартина или вся ситуация воспринимается как целое со всеми ее целостнымиаспектами.
Развитию личности посвящена последняякрупная работа Левина: "Поведение и развитие ребенка как функция отситуации в целом" (1946). Эта работа представляет собой наиболееполное и целостное изложение того, что можно назвать «психологией стеоретико-полевой точки зрения». В этой работе он реализует «принциппоследовательного приближения» к анализу конкретной ситуации конкретногоребенка. Прежде всего формулируются основные методологические положения ипонятия: понятия жизненного пространства и психологического поля, принципобщезначимости закона, различение динамических и фенотипических свойств, понятиемакро — и микроскопических единиц анализа. Затем, переходя на более конкретныйуровень анализа, Левин излагает теорию поведения, определяемого индивидуальнымпсихологическим полем, в которую вошли в той или иной форме все проблемы,волновавшие его в разные периоды научной деятельности.
Непосредственными ученикамиКурта Левина были Фриц Хайдер (автор теории баланса), Леон Фестингер (автортеории когнитивного диссонанса), Блюма Зейгарник (исследование памяти, широкоизвестен так называемый эффект Зейгарник), Тамара Дембо (экспериментальныеисследования гнева), Роджер Бейкер (исследования психологии окружающей среды). Подруководством Курта Левина были проведены исследования, ставшие теперьхрестоматийными: «О забывании незавершенных и завершенных действий» (Б.В.Зейгарник); «О забывании намерений» (Г.В. Биренбаум); «Офрустрации» (Т. Д.ембо), «О „психическом пресыщении“»(А. Карстен); «Об уровне притязаний» (Ф. Хоппе). В результатеобобщения этих экспериментов появилась концепция «топологическойпсихологии».
 2.1Публикации Курта Левина на русском языке
Левин К. Теория поля всоциальных науках / [Пер.Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.
Левин К. Разрешение социальныхконфликтов / [Пер. с англ.И.Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000.
Левин К. Динамическая психология:Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой; [сост., пер. снем. и англ. яз. и науч. ред. Д.А. Деонтьева, Е.Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.
Глава 3. Теория «поля» Курта Левина
 3.1 Основные положения
Свою теорию личности Левинразрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теорияпсихологического поля». Он говорил: «Теория поля едва ли может бытьназвана теорией в обычном смысле. Скорее это набор принципов, подход, метод ицелый способ мышления, который относится к связи событий и ситуаций, в которыхэти события происходят». Идея «поля» порождена идеейэлектрического или магнитного поля, которая, в свою очередь, изначальноявлялась метафорой. То, что происходит с чем-либо, помещенным в это силовоеполе — это функция всех свойств поля, взятых как интерактивное динамическоецелое. Поле как целое также изменяется в результате включения в него чего-тонового.
Теория физических полей привелаЛевина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условияхвоздействия психологического поля, которое получило название годологическогопространства. Годологическое пространство заключает в себе все событияпрошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. С точкизрения психологии каждое из этих событий предопределяет поведение человека вконкретной ситуации. Таким образом, годологическое пространство формируетсяличностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическимокружением.
Левин высказал предположение осуществовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и егопсихологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникаетнапряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие квосстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепции мотивации.Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередование цикловвозникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтомувсякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то естьсостояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение ивосстановить внутреннее равновесие.
Он исходил из того, что личностьживет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждыйиз которых имеет определенный заряд (валентность). Основные положения этойконцепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935)и «Принципы топологической психологии» (1936), так как для объясненияон использовал понятия из топологии — науки о пространственных отношениях междуобъектами, а также математики и физики.
Основные принципы теории поля:
Применение конструктивного,или генетического, метода вместо классификационного. «Сущностьконструктивного метода состоит в представлении индивидуального случая с помощьюнебольшого количества конструктивных элементов. Такими элементами могут статьпсихологическая позиция, психологические силы и подобные понятия». Этотпринцип противопоставляется такому подходу, при котором игнорируютсяиндивидуальные особенности и используются общие законы и закономерности.
Анализ психологического поляс позиции целостности в противовес тому сложившемуся в психологииподходу, согласно которому изучаются отдельные элементы ситуации. «Вместотого, чтобы вычленять из ситуации тот или иной изолированный элемент,значимость которого невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом,теория поля, как правило, предпочитает начинать с характеристики ситуации вцелом. А уже после такого „анализа в первом приближении“ различныеаспекты и части ситуации подвергаются все более и более конкретному идетальному анализу».
Изучение ситуации не сфизической, а с психологической точки зрения, т.е. с точки зрения того,как она представлена субъекту. Этот подход используется в противовес идее бихевиоризмаобъяснять психические явления в «объективных физических» терминах. Левинутверждает, что одной из задач психологии является задача «найтиадекватные научные понятия, благодаря которым стало бы возможно такоепредставление сочетаний психологических факторов, чтобы из них можно было бывывести поведение данного индивида».
Исследование поведения сточки зрения актуально складывающихся обстоятельств и условий, внастоящем, в ситуации «здесь и сейчас». Это положениепротивопоставляется точке зрения З. Фрейда, согласно которой адекватный анализтрудностей человека должен строиться при учете его прошлого опыта, либоиспользуется как контрпозиция идее А. Адлера и гуманистических психологов (Г. Олпорта,К. Роджерса, А. Маслоу) об исследовании личности с точки зрения того, что онаожидает от будущего.
Изучение поведения с динамическойточки зрения, т.е. с точки зрения сил и напряжения психологического поля.
Математическое представлениепсихологических ситуаций (топологии и векторного анализа) для изложениярезультатов в строго логической последовательности. «Топологические ивекторные понятия в такой мере сочетают в себе аналитическую мощь и концептуальнуюточность, что это делает их… превосходящими подобные другие известные впсихологии концептуальные средства». Теорию поля можно разделить на двечасти — структурную, или топологическую, и динамическую, или векторную/>.
Парлетт Малькольм в статье«Раздумья о теории поля» в журнале «Журнал практическогопсихолога» №2-3, 2002 г. приводит свое видение принципов теории «поля»Левина:
Принцип организации. Пониманиеисходит из взгляда на всю ситуацию, тотальность сосуществования фактов. Левинпишет: «Возникнет ли определенный тип поведения или нет, зависит не отналичия или отсутствия одного факта или множества фактов, рассматриваемых вотдельности, но лишь в констелляции (структуре и силах) особого поля как целого.»Значение" единичного факта зависит от его положения в поле". Характеристикиобъектов определяются, скорее, общей организацией всецелого значения и смысла,«расставляющего акценты» на тех или иных конкретных особенностях.
Принцип единовременности. Этотпринцип указывает на факт того, что существует группа факторов в настоящемполе, которые определяют и «объясняют» поведение в настоящий момент. Неткакой-то особенной специфической связи с событием прошлого, которое во многихдругих системах расценивается как предопределяющее события настоящего.
Принцип сингулярности. Каждаяситуация и каждое поле «человек-ситуация» являются уникальными. Ипусть некоторые психологи пытаются отыскать нечто «общее», подвестиуникальный опыт под некие генерализованные законы, наш непосредственный личный опытсвидетельствует об ином. Обстоятельства никогда не бывают одинаковыми для всех,и у каждого человека неизбежно возникает своя перспектива и точка зрения, дажеесли несколько человек оказались в одном и том же месте в одно время.
Принцип изменяющегося процесса.Этот принцип относится к полю, подверженному постоянным изменениям: «нельзяв одну и ту же реку войти дважды». В то время как принцип сингулярностиакцентировал потребность в уникальном отношении к уникальному событию, принципизменяющегося процесса постулирует, что опыт скорее временен, чем постоянен. Ничтоне является зафиксированным или абсолютно статичным.
Принцип возможной значимости.Этот принцип утверждает, что ни одна часть целого поля не может бытьисключена заранее как внутренне незначимая, сколь обычной, мирской, вездесущей,несущественной она ни казалась бы. Все в поле является частью общей организациии потенциально значимо.
3.2 Структурная часть теории поля
 
Человек — замкнутая система,обладающая двумя свойствами — отделенностью от остального мира границейи включенностью в большее пространство. Он не может рассматриваться какавтономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемуюпсихологической средой. Психологическая среда и человек объединяются общимпонятием — жизненное пространство, которое рассматривается какпсихическая реальность, т.е. как тотальность возможных событий, способныхповлиять на поведение человека. Граница между жизненным пространством ивнешним миромпроницаема. Объекты, события, идеи, которые в данныймомент являются элементами жизненного пространства, могут в следующий моментстать элементами непсихологической среды (физической, социальной и др.), еслиперестают иметь какое-либо значение для человека, стремящегося удовлетворитьсвои потребности, снять напряжение.
Человек отделен отпсихологической среды границей, и сам обладает определенной структурой. Вструктуре личности выделяется внутренний регион и перцептуально-моторныйслой. Внутренний регион поделен на определенные ячейки, которые ассоциируютсяс потребностями человека. Перцептуально-моторный слой не дифференцирован иобеспечивает взаимодействие между внутриличностным регионом и средой.
Среда также дифференцированаи разделена на регионы, которые могут изменяться. Каждый субрегион содержитодин психологический факт (наблюдаемый или мысленный). Все воспринимаемое ивыводимое относится к фактам. Взаимодействие между фактами описывается каксобытие по следующим критериям: близости/удаленности регионов, прочности/слабостиграниц, текучести/ригидности.
Основное внимание уделяетсядинамическим аспектам поведения, поэтому Левин вводит понятия локомоции икоммуникации. Локомоция — это движение в психологической среде, этот тотпуть, который прокладывает человек через психологическую среду с цельюудовлетворения потребности. Движение может быть как физическим, так и мысленным.Коммуникация — взаимодействие между перцептуально-моторным слоем ивнутриличностным регионом. Коммуникация — это внутриличностная динамика. Возможностькоммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человекаболее гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьерыи находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Те квазипотребности,которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией,этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Квазипотребность — термин, выведенный Левином для обозначения потребностей, отличных отбиологических.
Динамика психологическойсреды в теории поля осуществляется четырьмя способами:
1) ценность региона можетменяться количественно, например, от положительного к более положительному, илиже качественно, от положительного к отрицательному;
2) векторы могут изменяться посиле, направлению;
3) границы могут становитьсяпрочнее или слабее, появляться или исчезать;
4) могут меняться «вещественные»свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды являетсярезультатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомоции иликогнитивных процессов.
Эта гибкость достигаетсяблагодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются наоснове связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом,человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, номожет менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет егоадаптационные возможности.
3.3 Динамическая часть теории поля
/>
Исходным моментом в созданииЛевиным теории мотивации стали представления о том, что сознаниедетерминировано двояко: процессом ассоциации и волей. Он рассматривал ихкак отдельные тенденции. Левин показал, что детерминирующая тенденция,называемая им квазипотребностью, не является частным случаем, а, наоборот, являетсядинамической предпосылкой любого поведения. Энергетическая составляющаяповедения всегда представляла для Левина центральное звено в объяснениинамерений и действий человека.
Тип энергии, осуществляющийпсихическую работу, Левин назвал психической энергией. Онавысвобождается, когда психическая система пытается вернуть равновесие,вызванное неуравновешенностью. Последняя связана с нарастанием напряжения водной части системы относительно других.
Первой сравнительно большойобщетеоретической работой Левина, в которой он предложил достаточно детальноразработанную общепсихологическую объяснительную модель поведенческой динамики,стала его книга «Намерение, воля и потребность», опиравшаяся нарезультаты первых экспериментов Овсянкиной, Зейгарник, Биренбаум, Карстен. Вэтой книге Левин, почти не дискутируя открыто с З. Фрейдом, предлагает весьмаубедительный ответ академической психологии на вызов Фрейда, первым обратившеговнимание на игнорировавшуюся до него область изучения побудительных силчеловеческих поступков.
Ключевые понятия Левина вынесеныв заголовок книги. Согласно Левину, основанием человеческой активности влюбых ее формах, будь то ассоциация, поступок, мышление, память, являетсянамерение — потребность. Потребности он рассматривает как напряженныесистемы, порождающие напряжение, разрядка которого происходит в действии принаступлении подходящего случая. Чтобы отличить свое понимание потребности отуже сложившегося в психологии и связанного главным образом с биологическими,врожденными потребностями, которые соотносятся с некоторыми внутреннимисостояниями, Левин называет их «квазипотребностями». В понятиеволевых процессов он включает спектр преднамеренных процессов разной степенипроизвольности, обращая внимание на такой их признак, как произвольноеконструирование будущего поля, в котором наступление самого действия должнопроизойти уже автоматически. Особое место занимает в модели Левина понятие ”Aufforderungscharakter", переводится этот термин какпобудительность (там, где есть квалификатор чего) или побудитель (там,где такого уточнения нет). Квазипотребности образуются в актуальной ситуациив связи с принятыми намерениями и проявляются в том, что определенные вещиили события приобретают побудительность, контакт с которыми влечет за собойтенденцию к определенным действиям. Констатируя известный факт, что мы всегдавоспринимаем предметы пристрастно, они обладают для нас определеннойэмоциональной окраской, Левин замечает, что помимо этого они как бы требуют отнас выполнения по отношению к себе определенной деятельности: «Хорошаяпогода и определенный ландшафт зовут нас на прогулку, ступеньки лестницыпобуждают двухлетнего ребенка подниматься и спускаться; двери — открывать изакрывать их». Побудительность может различаться по интенсивности и знаку(притягательный или отталкивающий), но это, по мнению Левина, не главное. Гораздоважнее то, что объекты побуждают к определенным, более или менееузкоочерченным действиям, которые могут быть чрезвычайно различными, дажеесли ограничиться только положительными побудителями. Приводимые Левином фактысвидетельствуют о прямой связи изменений побудительности объектов с динамикойпотребностей и квазипотребностей субъекта, а также его жизненных целей.
Левин дает богатое описаниефеноменологии побудительности, которая меняется в зависимости от ситуации, атакже в результате осуществления требуемых действий: насыщение ведет к потереобъектом и действием побудительности, а пресыщение выражается в сменеположительной побудительности на отрицательную; одновременно положительнуюпобудительность приобретают посторонние вещи и занятия, особенно в чем-топротивоположные исходному. Действия и их элементы также могут утрачивать своюестественную побудительность в результате автоматизации. И наоборот: сповышением интенсивности потребностей не только усиливается побудительностьотвечающих им объектов, но и расширяется круг таких объектов (голодный человекстановится менее привередливым).
Левин полагал, что личность — сложная энергетическая система, а тип энергии, осуществляющий психологическойработу, называется психической энергией. Психическая энергия высвобождается,когда человек пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состояниинеуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряженияв одной части системы относительно др. частей в результате внешней стимуляцииили внутренних изменений. Личность живет и развивается в психологическом полеокружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).Валентность — концептуальное свойство региона психологической среды, этоценность региона для человека. Его эксперименты доказывали, что для каждогочеловека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такиепредметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающуюсилу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности,которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающиенапряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворениюсобственной потребности. Левин различал два рода потребностей — биологическиеи социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравненийЛевина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле подвлиянием различных потребностей, показывает, что поведение являетсяодновременно функцией личности и психологического поля.
Для объяснения динамики Левиниспользует некоторые понятия. Напряжение — состояние внутриличностногорегиона относительно других внутриличностных регионов. Организм стремится квыравниванию напряжения данного региона по сравнению с другими. Психологическимсредством выравнивания напряжения является процесс — мышление,запоминание и др. Потребность — возрастание напряжения или высвобождениеэнергии во внутриличностном регионе. Потребности в структуре личности неизолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. Потребностиделятся на физиологические состояния (истинные потребности) и намерения, иликвазипотребности. Понятие потребности отражает внутреннее состояние индивида,состояние нужды, а понятие квазипотребности эквивалентно специфическомунамерению удовлетворить потребность. «Это значит, что к намерениювынуждены прибегать тогда, когда нет естественной потребности в выполнениисоответствующего действия, или даже когда налицо естественная потребностьпротивоположного характера».
Дифференциация — одно изключевых понятий теории «поля». и относится ко всем аспектамжизненного пространства. Например, для ребенка, по Левину, характерна большаяподверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ вовнутренней сфере, в измерении «реальность-нереальность» и вовременной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности теория«поля». определяет как организационную взаимозависимость. С приходомзрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическомокружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических иселективных отношений между напряженными системами.
Конечной целью всех психическихпроцессов является стремление вернуть человеку равновесие. Этот процесс можетосуществляться путем поиска определенных валентных объектов психологическойсреды, которые могут снять напряжение.
Левиновский подход отличало двамомента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотивазамкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда».Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределеннойконстанты, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть созданокак самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором,который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивациейпризнавался собственно психологический статус. Она не сводилась более кбиологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает своймотивационный потенциал.
Свое представление о мотивацииЛевин выводил из неразрывной связи субъекта и объекта. При этомпротивопоставление внутреннего и внешнего снималось, т.к они объявлялисьразными полюсами единого пространства — поля по Левину. Для гештальтпсихологовполе — это то, что воспринимается в качестве непосредственно данного сознанию. ДляЛевина поле — это структура, в которой совершается поведение. Онаохватывает мотивационные устремления индивида и одновременно объекты этихустремлений. Левин выводил поведение из факта взаимодействия личности и среды. Егоне интересовали объекты как вещи, а лишь то, в каком отношении они находятся кпотребностям личности. Мотивационные изменения выводились не извнутренних структур личности, а из особенностей самого поля, из динамикицелого.
Эти результаты сближают позициюЛевина с идеями Адлера и гуманистической психологией: важность сохраненияцелостности личности, ее Самости, необходимость осознания человеком структурысвоей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ инаправлений, говорит об актуальности данной проблемы, о том, что, осознаввлияние бессознательного на поведение, человечество приходит к мысли онеобходимости провести границу между человеком и другими живыми существами,понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия, которыевеликолепно объяснил психоанализ, но и основы его нравственности, доброты,культуры. Большое значение имело и стремление в новом мире, после войны,показавшей ничтожность и хрупкость человека, преодолеть складывающееся ощущениетипичности и взаимозаменяемости людей, доказать, что люди — целостные,уникальные системы, каждый из которых несет в себе свой внутренний мир, непохожий на мир других людей.
Глава 4. Экспериментальные работы в школе Левина
Хотя физика и выступает дляЛевина в качестве бесспорного образца научного мышления, однако мы видим, что всвоих реальных исследованиях уже в этот период он начинает отклоняться отфизического и вообще естественнонаучного способа мышления. Для физика Новоговремени индивидуальный случай важен как модельная ситуация, позволяющаяобнаружить действие общего закона. Для Левина же индивидуальный случай важенеще и сам по себе: ему важно понять конкретного ребенка, конкретногоиспытуемого. Это ярко демонстрируют эксперименты его учеников. Для эффекта Зейгарникоказалось существенным, воспринимает ли тот или иной испытуемый действие какзаконченное или как незаконченное. Карстен также обнаружила зависимостьдинамики насыщения от отношения испытуемого к экспериментальному заданию. Галилеюи в голову не могло прийти задаваться вопросом, как относится свободно падающийпредмет к ситуации эксперимента. Так, внимание к индивидуальному случаю влечетза собой реальный выход за пределы «галилеевского», т.е. естественнонаучногомышления. Более того, субъективное отношение испытуемых не только учитывалоськак переменная, оно управляло самим ходом исследования. В экспериментахберлинского периода еще сохраняются и определенные черты традиционногопсихологического эксперимента: экспериментатор дает испытуемому инструкцию,существует четко определенная ролевая позиция «испытуемого», используетсяподсчет средних значений, испытуемые не знают о реальной цели опытов.
Итак, наряду с основнымипринципами психологии «галилеевского» типа (принцип закономерностипсихического, принцип значимости индивидуального события, разведение гено — ифенотипа и выделение генотипа, проявляющегося в виде различных фенотипов) висследованиях этого периода реально применялся еще один принцип, которыйостался несформулированным: важность субъективного, того, каквоспринимает ситуацию сам «испытуемый» и как он к ней относится.
Одним из фундаментальныхвопросов, сформулированных К. Левиным, было предположение о том, что наличиепотребности влияет на осуществление намерения, в частности на результатызапоминания. Для проверки этого предположения был проведен экспериментодной из учениц К. Левина, Б.В. Зейгарник. Экспериментатор давал испытуемомуследующую инструкцию: «Сейчас вы получите ряд заданий, которые вам надобудет выполнить как можно лучше и быстрее». После этого испытуемомупоследовательно, одно за другим, предлагалось выполнить от 18 до 22 заданий,однако возможности довести до конца все задания ему не давали. Половину из нихэкспериментатор прерывал до их завершения. Завершенные и незавершенные действияследовали друг за другом в случайном порядке. Задания, которые должны быливыполнить испытуемые, относились к ручному труду (например, склеиваниекоробочек, лепка фигурки любого животного), к интеллектуальным задачам. Крометого, были задания и такого характера, как, например, записать тексткакого-нибудь стихотворения. Большинство из них занимало от 3 до 5 минутвремени. Исследование проводилось в несколько серий с тем, чтобыпроконтролировать влияние побочных переменных (поведения экспериментатора,влияния установки на результаты эксперимента, влияния эмоциональной окраскинезаконченных действий на запоминание и проч.). Был сделан общий вывод о том,что незаконченные действия запоминаются в два раза лучше законченных. Решающеезначение в опытах Б.В. Зейгарник принадлежало не эмоциональной окраске илизначимости задания, не шоковому эффекту от прерывания, а квазипотребности,возникшей при образовании намерения. Этой квазипотребности соответствуетнапряжение, которое действует не только в направлении осуществления исходногонамерения (закончить задание), но и влияет на воспроизведение. Результатыполучили название "эффект Зейгарник".
Похожий эффект можно былонаблюдать в экспериментах М. Овсянкиной, которые показали, что при аналогичнойорганизации опытного исследования, когда испытуемому после его окончания незадавали вопросов, а просто наблюдали за его поведением, было выявлено, что онвозвращался к незаконченным заданиям с целью их завершения. Эти данныедоказывали предположение К. Левина, что цель организма состоит восуществлении редукции напряжения, вызванной квазипотребностью, и в стремленииизбавиться от него путем выполнения незавершенного.
Самый распространенный способудовлетворения потребности осуществляется с помощью подходящей локомоции впсихологической среде. Тем не менее, этот путь не всегда возможен в силуотсутствия подходящего объекта. В этом случае напряжение может быть снято спомощью замещающей деятельности. Эксперименты Лисснера показали, что замещающаядеятельность отличается такими признаками, как идентичность незавершенномудействию и трудность выполнения.
Исследуя формирование замещающихдействий, Левин разработал серию экспериментов, в которых детей просиливыполнить определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду илиубрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то значимый для негоприз, поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание взрослого. Вконтрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тотмомент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл все посуду. Дети,как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, чтокто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания вадрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятамвыполнить другое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая,что оно тоже значимо для них. Большинство детей мгновенно переключались нановое задание, происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности.Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность иприспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность такихдетей увеличивались, а не уменьшались со временем.
В экспериментах Малер былообнаружено, что степень удовлетворения потребности бывает разной в зависимостиот того, на каком уровне реальности выполняется завершение действия. В качествеуровней реальности были выбраны — физическое действие, вербальное поведение (проговаривание)и воображаемое действие. Именно реальное действие с предметами позволяетчеловеку максимально эффективно снизить напряжение, возникшее в результатесформированной квазипотребности.
Потребность может принимать одноиз трех состояний: состояние «голода», состояние «насыщения»и состояние «пресыщения». Поведение возможно только тогда, когда учеловека есть в нем потребность. Отсутствие потребности («насыщение»),а уж тем более пресыщение должны приводить к прекращению поведения. Вэкспериментах Аниты Карстен, в которых испытуемых просили выполнять задание (например,рисовать кружочки) без указания на то, сколько времени это нужно делать, былопоказано, что часть испытуемых, действительно, прекращала выполнение задания, ачасть продолжала. Можно было бы предположить, что вторая часть испытуемыхопровергала предположение Левина о детерминации поведения потребностнымсостоянием человека. Но оказалось, что эти данные также подтверждают гипотезу. Продолжениезадания было подкреплено либо изменением характера операций (расположениекружочков на листе за счет, например, их группировки и проч), либо изменениемпотребности (стремление действовать в соответствии с инструкцией замещалось наустановку «А теперь посмотрим кто кого»).
Левин пришел к мнению, что нетолько неврозы, но и особенности когнитивных процессов, такие виды активности,как сохранение, забывание, волевое поведение, связаны с разрядкой илинапряжением потребностей. В многочисленных экспериментах Левина и его учениковбыло доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чемреализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу,исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и егоспособностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, чтоумственно отсталые люди совершенно не способны к замещению.
По Левину, поведение понималоськак результат взаимодействия внутренних (квазипотребностей, намерений, целей) ивнешних (феноменального поля и валентных объектов) условий. Исследования Левинадоказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и еепредвосхищение, предметы, существующие только в сознании ребенка, могутопределять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения даетвозможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающихпредметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение онназывал волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влияниемнепосредственного сиюминутного ощущения.
Для человека типичным являетсяволевое поведение, т.е. действия, вызванные собственными интересами инамерениями. Но иногда поведение становится «полевым», тогда действиячеловека управляются не смыслом, а силами поля: предметы провоцируют его надействия с ними (например, в колокольчик хочется позвонить, карандашомпорисовать, газету полистать и т.д.). Полевое поведение обусловленообстоятельствами, условиями ситуации и состоянием испытуемого, который в данныймомент снижает ценность своих собственных потребностей.
В книге «Теория поля иобучение» (1942) Левин раскрыл содержание важного для него понятия временнойперспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространствеи служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Появлениевременной перспективы позволяет людям преодолеть давление окружающего поля, чтоособенно важно в тех случаях, когда они находятся в ситуации выбора. Демонстрируятрудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провелнесколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень».В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взглядот понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как для этогонужно было повернуться к нему спиной.
Эти исследования легли в основуразработанной им теории конфликтов. Он выявил и описал три типаконфликтов: «стремление-стремление», «избегание-избегание»,«стремление-избегание». В его экспериментах на вызванную агрессиюбыло доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызватьконфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии — против себя,других, ситуации.
Работы Левина раскрывали изначение системы воспитательных приемов для формирования личности ребенка,развития у него способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая системыприменяемых взрослым наказаний и поощрений, Левин писал, что при наказании заневыполнение неприятного для ребенка задания дети попадают в ситуациюфрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательнойвалентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принятьнаказание, или выполнить неприятное задание, однако намного легче для негопостараться выйти из поля, пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии. Поэтомусистема наказаний, с точки зрения Левина, не способствует развитию волевогоповедения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей, болеепозитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т.е. запредметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающийположительные эмоции, что помогает детям заполнить неприятное задание. Однаконаиболее оптимальна система, при которой детям дается возможность выстроитьвременную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля и показать имзначение трудного в данный момент задания, превратив тем самым отрицательнуювалентность в положительную.
Критические оценки увлеченностиК. Левина динамическими аспектами поведения привели его к необходимостиисследовать его содержательные элементы, в частности то, на что это поведениенаправлено, или его цели. Эксперименты Хоппе, в которых испытуемых просилисказать, сколько колец они смогут набросить на стержни, расположенные наподвижной ленте, показали, что повторение этого вопроса, чередуемое с реальнымидействиями испытуемых, набрасывающих кольца на стержни, давало результаты,которые оценивались по нескольким показателям. Первым из них был уровеньпритязаний — низкий, средний и высокий. Вторым показателем была адекватностьпритязаний. Адекватность определяется тем, что испытуемый выбирает более легкоезадание после неудачи и более сложное после удачи. Третьим показателем была динамикапритязаний, которая определялась или резким, скачкообразным, или болееплавным переходом от одного уровня трудности целей к другому. Все трипоказателя позволяли оценить внутренний потенциал человека, его уверенность всебе и адекватность поведения при достижении или не достижении цели.
Открытые им понятия уровняпритязанийи аффекта неадекватности, который проявляется при попыткахдоказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе,сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегосяповедения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицательноевлияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, таккак в обоих случаях нарушается возможность установления устойчивого равновесиясо средой.
Эксперименты в школе КуртаЛевина никогда не проводились ради самого экспериментирования. Они служили темматериалом, с помощью которого проверялись гипотезы, они отражали реальность всамом что ни на есть точном к ней приближении. Блюма Вульфовна Зейгарникговорила, что у Левина «эксперимент превратился из способа доказательствав ситуацию, в особого рода деятельность». «В эксперименте у негопроисходило формирование определенной жизненной ситуации, своеобразного „драматическогосегмента“, по выражению Политцера. Не просто формировалось отношениеэкспериментатор-испытуемый, не просто осуществлялось принятие цели и искалисьпути решения задачи, — в его эксперименте возникали реальные эмоции, реальныеситуации, реальное поведение, возникал какой-то реальный пласт жизни со всемисвоими нюансами».
Работы Левина позволилипроанализировать факторы, лежащие в основе волевого, собственно личностногоповедения человека, позволяющие ему преодолеть давление среды, других людей,обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная активность иадекватность представлений о себе, обеспечивающие возможность не только понятьсебя и ситуацию, но и встать над ней, реализовав свои квазипотребности.
Школа Курта Левина позволила:
Расширить понятийный аппаратпсихологической науки за счет введения таких новых терминов, какквазипотребность, полевое поведение, уровень притязаний.
По-новому взглянуть на проблемумотива, представленную в другой системе координат — «личность-среда».
Определить роль и местопсихологического эксперимента в научном исследовании.
Глава 5. Вклад Курта Левина в развитие психологии
Для психологии XXIв. значение и актуальность созданного Левином 50-80 лет тому назад,определяется прежде всего тем, что Левин принадлежал к числу не столь уж многихпсихологов ХХ в., работавших методологически осознанно и осмысленно. С самогоначала его работы в области психологии проблема методологии, т.е. вопрос о том,каким должно быть научное психологическое мышление, находится в центре егоинтересов и продолжает занимать это центральное место до самого конца. Благодаряэтому Левину удалось не только резко расширить сферу экспериментальнойпсихологии, включив в нее целые области, ранее считавшиеся недоступнымистрого научному изучению — процессы эмоций и образования намерения, волю ипостановку целей, стиль лидерства и групповую атмосферу, проблемы власти исоциальных изменений и т.д. (этот перечень можно продолжать очень долго), — нои создать к концу жизни такой способ психологического мышления, который ещедалеко не полностью освоен современной психологией и до сих пор не исчерпалсвоих эвристических возможностей. Мы до сих пор находим у него полезные ответына многие психологические задачи, с которыми сталкиваемся, но наиболее ценное вего работах — не сами ответы, а способы решения.
Возможно, что главнымдостижениемЛевина является разработка теории и методологии,позволяющих связать знание с практическим действием. Руководители, работающиена «переднем крае» решения проблем, нередко оказываются не всостоянии оценить реальный вклад теоретиков социального поведения, даже еслиони своими результатами способствуют анализу и преодолению кризисных ситуаций. ОднакоКурт Левин активно выступал против подобного мнения, заявляя и нагляднодоказывая, что с практической точки зрения нет ничего более ценного, чемхорошая теория.
Исследования и теоретическиеразработки ученого, посвященные мотивации и анализу человеческого поведения,стимулировали развитие различных отраслей как практической, так и академическойпсихологии. Большая доля методологии современных социальных наук строится наразработках Курта Левина. Его по праву можно назвать одним из крупнейшихпсихологов XX века. «Левин был способен обобщать и согласовывать междусобой порой противоречащие друг другу подходы на основе действенного (прикладного)исследования»
Курт Левин был одним из самыхразносторонних и склонных к новаторству специалистов в области социальных наукв XX в. Его работы интересны специалистам различных областей теории и практикименеджмента — например, осуществления организационных изменений, разрешенияконфликтов, мотивации и лидерства. При этом он был одним из первых, ктопопытался построить мосты между различными социальными науками, включая иэкономикс.
Теория «поля» внесласущественный вклад в понимание регрессии в развитии личности и выделиларетрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в историижизни человека и регрессию как переход на более примитивную форму поведениянезависимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.
Она породила множество метод,разработок, экспериментов и эмпирических исследований в области психологии личностиXX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Д.ембо, Фестингер, 1944), прерваннойдеятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психологическогопресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Д.ембо, Левин, 1941), конфликта(Левин, 1951, Н. Смит, 1968). Влияние теории «поля» представлено: втеории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает иразрабатывает идеи уровня притязаний, в исследованиях открытого и закрытогосознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидныхбарьеров теории «поля»; в теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957,1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация,предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; втеории социальной перцепции и межличностных отношений Ф. Хайдера (1958). Убедительностьтеории «поля», жизненность исследований, эвристическая сила сделалиее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в современной психологии.
Материал исследований К. Левина,особенно методики, в многочисленных модификациях продолжают использоваться и внастоящее время. В то же время стало очевидным, что в динамическом подходе К. Левинак изучению мотивационно-потребностых процессов личности недостаточнораскрывается роль сознания и интеллекта.
В американский периоддеятельности Левин отходит от интрапсихологических проблем и обращается кинтерперсональным отношениям. Особенно большое внимание уделяется вопросамлидерства, их типов (демократическое, авторитарное), проблеме групповойатмосферы, группового стандарта. В 1945 г. Левин возглавил Центр групповойдинамики. Здесь разрабатывались проблемы, связанные с промышленной практикой; производительностьтруда в группе, коммуникация, социальная перцепция, взаимоотношения междугруппами и т.д. После его смерти этот Центр продолжил работу в намеченныхЛевином областях.
Влияние трудов Курта Левина вРоссии: работы Левина оказали заметное влияние на становление психологиидеятельности в России. Влияние его идей на работы Выготского хорошо заметнов «Истории развития высших психических функций». В меньшей степениэто можно сказать про работы А.Р. Лурии. Но наиболее сильное влияние Левиноказал на теоретические идеи А.Н. Леонтьева, хотя нам не известны свидетельстваоб их личных встречах или даже переписке.А.Н. Леонтьев нигде не ссылается наЛевина, за исключением работы «Психологическое исследование деятельности иинтересов посетителей ЦПКиО им. Горького», написанной в 1935 году иопубликованной лишь в 1999, хотя те, кто был знаком с Алексеем Николаевичемлично, помнят, что словосочетание «полевое поведение» входило в числоизлюбленных им обиходных выражений. Теоретический базис исследования,проведенного в ЦПКиО, представляет собой любопытный и довольно органичныйсинтез динамической теории Левина и собственных идей Леонтьева. Левиновскиеидеи побудительности объектов окружения и давления напряженныхквазипотребностных систем плавно перетекают в деятельностные и культурно-историческиеидеи о формировании структур развивающейся деятельности через целенаправленнуюорганизацию среды; квазиестественный эксперимент левиновского типаоборачивается психотехнической стратегией Выготского.
Отсутствие ссылок Леонтьева наЛевина вполне объяснимо — враги тогда определялись по географическому признаку,и начиная с середины 30-х годов ссылаться на какие бы то ни было западныеисточники было попросту опасно. В начале 40-х годов Леонтьев выстраивает идеюдеятельностного подхода, ссылаясь на марксистскую философию и идеи Левина изего книги «Намерения, воля и потребность». Среди идей, высказанныхЛевином и получивших дальнейшее развитие в деятельностном подходе, — интерпретацияпсихических процессов как жизненных процессов, представление об органедействия, идея опредмечивания потребностей и развития потребностей через ихпредметы, описание автоматизации операций. Все эти идеи получили развитиеименно в деятельностном подходе Леонтьева. Леонтьев же разработал рядвосходящих к Левину идей о динамике деятельности гораздо дальше и глубже, чемсам Левин. Достаточно упомянуть концепцию личностного смысла, которуюправомерно рассматривать как развитие качественных аспектов, содержавшихся влевиновском понятии побудительности, в то время как сам Левин, напротив,двинулся в направлении формализации количественных аспектов побудительности.
«Топологическая теорияЛевина предлагала схему, которая порождала дискуссии и исследования. Еготеоретический подход не был жестким и ограниченным. Он отличался от теорийусловных рефлексов и научения...»
«Целью Левина былопримирить гуманистические понятия личности, у которой есть цели, мотивы,чувство самости, которая создана для общественного мира и которая осуществляетвыбор, со строгой философией науки, которая основывалась на Кассирере и Новыхфизиках того времени».
Заключение
Курт Левин, несомненно, оказалбольшое влияние на развитие современной психологии и социологии. Он не толькорасширил суть эксперимента и включил в него области, ранее считавшиесянедоступными для эмпирического познания: эмоции, волю, намерения, лидерство,групповую атмосферу, — но разработал совершенно новый способ научного мышления,призванный детально и точно, не пропуская отклоняющихся от общей схемы явлений,описать суть происходящего. Ученый стремился сделать науку близкой к запросампрактики.
Его теория «поля» являетсяорганическим продолжением разработанной им методологии. Она сочетает в себедетальность точных наук и широту охвата гуманитарных наук. Теорию «поля»нельзя назвать просто теорией, правильнее было бы назвать ее картиной мира, т.кее сфера действия простирается от экономики, менеджмента и групповых процессовдо отдельной личности каждого человека, его самореализации, мотивов ипотребностей. Теория «поля» может эффективно использоваться вразличных тренингах, а также в качестве самопомощи.
Наследие Курта Левина не вполной мере осознано и освоено на сегодняшний день. Его труды стимулировали ипродолжают стимулировать развитие академической и практической психологии.
Список литературы
1.   personpsy2005. narod.ru/literature/harl07. htm
2.   www.hrm.ru/db/hrm/Lewin_Kurt/glossary.html
3.   www.psychology-online.net/articles/doc-962.html
4.  Анцыферова Л.И. О теории личности Курта Левина // «Вопросыпсихологии» № 6.1960.
5.  Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. К.:«Рута», 2001.
6.  Гришина Н.В. Курт Левин: жизнь и судьба // Левин К. Разрешениесоциальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000.
7.  Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности6 Учебник длявузов. — 4-е изд., перераб. — М.: академический проект; Екатеринбург: Деловаякнига, 2002. — 528 с.
8.  Ждан А.Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
9.  Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во Моск. Ун-та,1981.
10.     История психологии (10-е — 30-е гг. период открытого кризиса): Тексты /Под ред.П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан.3-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 480 с.
11.     Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. Перевод И.Б. Гриншпун.C. S. Hall, G. Lindsey. Theories of Personality. N. Y.: JohnWiley and Sons, 1970; М.: «КСП+», 1997.
12.     Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматияпо истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-хгодов XX века). — М.: Изд-во МГУ, 1980а. — 296 с.
13.     Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000.
14.     Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. — СПб.: Сенсор,2000б. — 368 с. (Сер. «Мастерская психологии и психотерапии»).
15.     Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний // Психологияличности. Тексты.М., МГУ, 1982. С.86-93.
16.     Левин Курт.д.инамическая психология. М.: Смысл, 2001
17.     Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 544с.
18.     Парлетт Малькольм. Раздумья о теории поля. // «Журнал практическогопсихолога» №2-3, 2002 г.
19.     Психологический словарь / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-еизд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с, ил.
20.     Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общей ред. Б.Д. Карвасарского — СПб.: ПитерКом, 1999. — 752 с: (Сер. «Мастера психологии»).
21.     Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория ипрактика Пер. с англ. / Общ ред. и вступ. ст. Л.П. Петровской. — 2-е изд. — М.:Прогресс, 1993. — 368 с., ил.
22.     Фрейджер Р.,Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост.4-е изд. Пер. с англ. (Robert B. Cialdini. Influence. Science and Practice, 4thed., 2001). М.: Изд. «Мир», 2004,2095 с.
23.     Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург:Деловая книга, 2000. — 448 с.
24.     Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. — СПб.:Евразия, 1998. — 528 с., ил.
25.     Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учебноепособие для высших учебных заведений. — 2-е изд. — М.: Издательский центр«Академия», 1997. — 416 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.