Реферат по предмету "Психология"


Стрессоустойчивость в деловом общении

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Кафедрафилософии и социологии
Контрольнаяработа
По деловомуобщению
На тему: «Стрессоустойчивость в деловом общении»
Проверил:
Абаджи Ольга Викторовна
Выполнил:
Ст-ка Савенкова Анна Васильевна
Учетно-статистический фк-т

План
Введение
1. Формирование стрессоустойчивости вповседневной жизни
2. Влияние самооценки настрессоустойчивость
3. Тест
Заключение
Литература

Введение
В современных условиях напервое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровьеявляется одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множествафакторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья,большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокийуровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения,развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей инепременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов,происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, нанервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоциональногонапряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различныхзаболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранениипсихического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека.Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемойизнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом путиважно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждатьвозникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя исвое взаимодействие с внешним миром. Социальные взаимоотношения могутспособствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здоровогоповедения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а такжевлиять на физиологические показатели здоровья.

1. Формированиестрессоустойчивости в повседневной жизни
Стресс – это повышенное напряжениепсихофизиологических ресурсов человека, проявляющееся как в острых, так и вхронических негативных переживаниях. Развитие стресса во многом определяетсяособенностями субъективного отношения человека к той ситуации, в которой онживет и работает, а также накопленными в его опыте способами преодолениязатруднений. Проще стресс можно определить как неадекватную реакцию личности нате или иные проявления, внутренние и внешние, которые, собственно, и выступаюткак раздражители или стрессоры. Ключевую роль в процессе возникновения стрессаиграет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. Слово«стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Внаучный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса какприспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов(стрессогенов). Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ееведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находятобъяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции навозникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр. Поклассическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответоморганизма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляетсобой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностейи приспособление к возросшим требованиям.
Каждый изсобственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать все, чтоугодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п.Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему.Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реальногосуществования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая егореальности, он закономерно превращается в стрессор. Не принимая реальности,личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания,внутреннее психическое напряжение, а в дальнейшем тягостное психологическоесостояние, болезни, преждевременное старение и смерть.
За последние20 лет в ходе реализуемой программы исследования стрессоустойчивости былоохвачено более 73 тыс. человек, проживающих на территории стран СНГ. При этомудалось построить многофакторную математическую модель, позволяющую описывать,объяснять и предсказывать поведение людей в разнообразных стрессовых ситуациях.Не вдаваясь в детали и подробности, прежде всего, можно отметить то, что болеевысокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которыхпреобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностейматериального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости иформированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появленииособого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемоесвойство жизни вообще. Это данность мира, которую невозможно изменить. Измножества изученных черт и свойств личности наиболее мощными факторамиповышения уровня стрессоустойчивости являются:
— общийэнергетический потенциал личности,
— уровеньразвития интуиции,
— уровеньразвития логических способностей,
— эмоциональная зрелость личности (эмоциональная устойчивость и уровеньэмоционального контроля),
— пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям),
— тип темперамента,
— уровеньразвития рефлексии и др.
Уровеньстрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Подвоздействием различных факторов он может как повышаться, так и понижаться.Последнее активно используется организаторами так называемых деструктивныхкультов (церковь свидетелей Иеговы, Белое Братство, церковь «Новая жизнь»,различные антисциентистские и псевдорелигиозные секты и т.п.). Разрушая системуценностей и привычную картину мира человека, они в десятки раз снижают присущийему уровень эмоциональной устойчивости и защищенности, и, в конечном счете,стрессоустойчивости. При этом различные страхи становятся главным инструментомманипулирования.
Таким образом,можно сделать вывод: уровень стрессоустойчивости зависит от психическогоздоровья, психического равновесия человека. Следовательно для формированиястрессоустойчивости необходимо развивать и укреплять «внутренние силы»индивида. Для этого существуют различные программы, центры, где психологи,психотерапевты проводят консультации, тренинги и т.д. Для самостоятельнойработы над собой существует специальная литература, а самым ценным лекарством «отнервов», по мнению психологов, является отдых и положительные эмоции.
2. Влияниесамооценки на стрессойстойчивость
Стрессоустойчивость – это культура отношения к себе:понимание своих состояний, формирующихся в процессе повседневной жизни,понимание механизмов, причин и последствий развития стресса, знание способовуправления собственным состоянием и умением эти способы реализовывать.
Человек напротяжении всей жизни каждый день сталкивается со стрессами разных уровнейтяжести. Для того чтобы справиться хотя бы с некоторыми из них без ущерба дляпсихического здоровья значительную роль играют личные убеждения, егомировоззрение, привычки, умение управлять своими эмоциями.
Как правило, несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, чтоесть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и нам самим. Здесьтакже коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса:чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка.Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или заниженная оценканами собственных способностей и возможностей? Как показывают многочисленныепсихологические исследования на эту тему, у большинства из нас существует некоенеосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически повсем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы всеразом быть выше среднего? Ясно, что это — иллюзия. Она помогает нам сохранитьоптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняети неприятности в виде стрессов oт «завышенных ожиданий» или «рухнувшейнадежды». Да и знаменитый «кризис среднего возраста» имеет однимиз своих оснований все ту же завышенную самооценку. А это материя весьма тонкая ипрактически никак от нас не зависимая. Следовательно, гораздо лучше реалистически оценитьсвои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) исформировать соответствующим уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он былчуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка.
Существуетзнаменитая «формула самоуважения» У. Джемса, изкоторой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха(числитель) и притязаний (знаменатель). Если результаттакого «деления» невысок, может оказаться полезным подумать опонижении уровня своих притязаний.
Однакозанижать свои притязания чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому жестрессу, но уже по другой причине — из-за заниженной самооценки. Ощущениесвоего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблагоприятноскладывающиеся обстоятельства стрессогенны не менее завышенных притязаний.Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств-профилактикистрессов. Действовать рекомендуется на трех уровнях:
-        телесном — займитесь своим здоровьем, режимомпитания, внешним видом и т.д.;
— эмоциональном — ищите эмоционально-комфортные длясебя ситуации, обеспечьте себе хоть чуть-чутьощутимый успех в каком-нибудь занятии,создавайте себе и другим маленькие праздники и пр.;
— рассудочном — примите и полюбите себятакими, каковы вы есть! Речь, разумеется, не о нарциссическом самолюбовании, а об ощущенииценности и неповторимости собственной жизни.
Все этонастолько просто и очевидно, что остаётся толькоудивляться: откуда же у нас столько стрессов, связанных с заниженнойсамооценкой? Ответ, впрочем, не менееочевиден: виноваты все те же инертность, лень, неверие в то, что достаточнопростыми средствами можно достичь серьезных результатов. Если мы не предпринимаемникаких усилий по улучшению наших дел, то сами собой они никак не улучшатся. Ностоит нам начать работать над собой или обстоятельствами, как та же самая силаинерции начнёт поддерживать наши усилия, сохранять их энергию и постоянство.Активность преодоления сложных жизненных проблем, жизнестойкость не даются самисобой. Не жалеть усилий для их формирования в себе – вот, по сути, и весь «секрет»обретения стрессоустойчивости.
3. Тест
Проанализируйте,какие из перечисленных утверждений являются ложными:
а) «стресс— это удел слабых людей»;
б) «яне могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы»;
в) «явсегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс»;
г) «вселюди реагируют на стресс одинаково»;
д) «пристрессе все, что нужно сделать, — это прежде всего расслабиться»;
е) «важнейшеемероприятие в борьбе со стрессом — это психотерапия».
Ответ:а), б), д).
Намой взгляд данные утверждения являются неверными т.к. :
а)стрессам подвержены все люди независимо от отношения к действительности,настроения, темперамента и т.д. различие лишь в том, что стрессы бывают разнымии «порог чувствительности» у каждого человека свой. Следовательно, иреакция на один и тот же раздражитель может быть разная;
б)необходимо стараться настроить себя на противостояние стрессу, работать надсобой. Это не значит, что стрессов больше не будет, скорее поменяется отношениечеловека к различного рода неприятностям;
д)расслабление – не единственный способ выхода из сложной эмоциональной ситуациии не всегда эффективный. Необходимо использовать и другие методы.

Заключение
Слово «стресс»в переводе с английского означает «напряжение». Он широкоиспользуется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладываетсянесколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такогосостояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Онобъединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями ипоследствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной иответственной производственной задачей, опасной ситуацией.
В деловойсреде стресс является обязательным спутником конфликтов, которые периодическиназревают в любом коллективе. Признаки стресса проявляются мгновенно:нервозность, вспыльчивость, раздражённость, а в итоге — опустошённость и общеенедомогание. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Можно, но при соблюденииусловий:
— точномопределении природы стресса и стадии его развития;
— отчётливомпредставлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовойситуации;
— готовностик активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.
Интенсивноеизучение различных форм стресса, способов защиты от него, его негативноговлияния на жизнедеятельность и здоровье человека является одним из доминирующихнаправлений прикладных психологических исследований на протяжении последнихтрех десятилетий.

Литература
1. Конфликтология / Под ред. В.В.Ратникова. — М.: ЮНИТИ, 2005.
2. Кузнецов И. Деловая этика и деловой этикет. – М.: Феникс,2007.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для студентоввузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 5-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.