Содержание
Введение
Глава I. Теоретическая часть
I.I Мотивация достижения успеха
I.II Агрессивное поведение
I.III Теоретическое обоснование исследования
Глава II. Эмпирическая часть
II.I Проведение исследования
II.II Обработка результатов
II.III Практическая значимость исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальностьисследования. Портрет современного успешного человека достаточно противоречив.Однако в нём ярко выделяется две черты: настойчивость и агрессия. Без наличияэтих качеств, достаточно сложно, почти невозможно, выдержать конкурентнуюборьбу и вывести свой бизнес на широкий рынок.
Успешныебизнесмены – это люди, чётко видящие цель, не замечающие неудач, твёрдо идущиек своей целее, сменная на своём пути возникающие препятствия. Исходя из этого,они агрессивны. Именно агрессия будет вести человека вперёд, помогатьпреодолевать появляющиеся на пути развития бизнеса препятствия, постоянностремиться к большему, на удар со стороны конкурентов отвечать своим ударом.
Наблюдая затакими людьми и тем, чего они добились в жизни, естественно отметить, чтомотивация, направленная на достижение успеха и руководящая их поступками,отличается от мотивации большинства. Их мотивация и агрессия, подкрепляя другдруга толкают людей на бурную, порой, рискованную деятельность, направленную надостижение максимально возможного результата.
Исходя извсего вышесказанного, автор курсовой обуславливает актуальность работы снеобходимостью изучения психологического портрета современного бизнесмена вусловиях конкурентной борьбы, выставляя одним из критериев этого портретавзаимосвязь: мотивация-агрессия.
Проблемой особого видамотивации – мотивацией достижения – занимались многие психологи. Первым из нихбыл Г.Мюррей. Затем появились работы американского ученого Д. МакКлелланда, который полагает, чтопотребность в достижении «является бессознательным побуждением к болеесовершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Согласно взглядамХекхаузена, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимальновысокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут бытьприменены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может,следовательно, привести или к успеху, или к неудаче».
Вотечественной психологии одними из наиболее авторитетных авторов по даннойпроблематике являются Т. О. Гордеева иМ. Ш. Магомед-Эминов.
Одно изнаиболее известных определений агрессии было предложено Басом в 1961 году.Однако затем, более полным определением стало определение Фешбаха и Берковича.
Существуеттакже третья точка зрения, высказанная Зильманном в 1979 году.
Объектомработы является мотивация достижения человека.
Предметработы: роль личностной агрессии в мотивации достижения успеха.
В связи свышесказанным, автором ставится следующая цель:
· Выявить взаимосвязь личностной агрессии и мотивации достиженияуспеха.
Такжевыдвигаются нижеизложенные задачи:
· Рассмотреть особенности мотивации достижения успеха
· Установить роль агрессии в мотивации достижении успеха
В связи сэтим выдвигается следующая гипотеза:
· Чем выше уровень агрессии, тем выше уровень мотивации достиженияуспеха.
Глава I. Теоретическая часть
I.I Мотивация достижения успеха
Мотивация (лат. moveo – двигаю) —теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет,достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представленасубъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либоположительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либоотрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознаниямотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленнуюкатегориальную систему, требуется особая работа.
Мотивациядостижения успеха— это специфический вид мотивации человека.
Первым,кто выделил подобный вид мотивации, был Г.Мюррей.Мюррей дал следующее определение:
«справлятьсяс чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями,манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро инезависимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигатьвысокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими ипревосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применениюсвоих способностей»
Далееразработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами.Американский ученый Д. МакКлелланд полагает, что потребность в достижении«является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижениюстандарта совершенства».
Характернымичертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает: 1) предпочтениеработать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решатьзадачи средней степени трудности) 2) мотивация достижения не всегда приводит кболее высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда естьследствие актуализированного мотива достижения 3) взятие на себя личнойответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренногориска, и если успех не зависит от случайности 4) предпочтение адекватнойобратной связи о результатах своих действий 5) стремятся к поиску болееэффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству
Иныепредставления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам,мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокимиспособности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть примененыкритерии успешности и где выполнение подобной деятельности может,следовательно, привести или к успеху, или к неудаче». Характерные признакимотивации достижения: 1) сама идея достижения предполагает две возможности:достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижениявыражена ориентация на достижение успеха 2) мотивация достижения проявляетсятогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования.Задачи должны быть средней степени трудности 3) мотивация достиженияориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом длямотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей» 4) для людей свысокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиями доведение их до конца.
Вотечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по даннойпроблематике является Т.О. Гордеева.Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности.
Достиженческаядеятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованиемсубъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такаядеятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/илибыстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребностив достижении, росте и самосовершенствовании».
Такжев отечественной психологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяетмотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воединоаффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности вситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особыеструктурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессемотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение иинициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели исоответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнениядействия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы,направленные на прекращение действия или смену одного действия другим)
Такимобразом, мотивация достижения является достаточно разработанной темой. Еёзанимались многие видные деятели психологии. Мотивация достижения успехаявляется важным критерием при оценке и прогнозировании дальнейшего карьерногороста кандидата на должность.
I.II Агрессивное поведение
Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влияниемвнутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяяживотным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейшие проявляют способностьперемещаться в ответ на раздражители среды[3] У многоклеточныхорганизмов поведение находится под контролем нервной системы.
«Агрессия – это любое поведение, содержащееугрозу или наносящее ущерб другим»
Такое определение термина «Агрессия» былопредложено Басом (Buss, 1961). Но, в том случае, если мы принимаем такоеобъяснение, любая ситуация, повлекшая за собой ущерб других людей, должна бытьрасценена как агрессия. Но как же тогда быть с несчастными случаями,автокатастрофами, совершенными, например, в нетрезвом виде. Ведь человекзаранее не предполагал совершить злодеяние против кого-либо. Просто таксложились обстоятельства.
В таком случае, определение, предложенноенесколькими известными исследователями (Berkowitz, 1974-1981 и Feshbach, 1970)гораздо полнее раскрывает смысл данного термина. По их мнению, «чтобы те, илииные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерениеобиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Существует также третья точка зрения, высказаннаяЗильманном (Zillmann, 1979), которая ограничивает употребление термина «агрессия»попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Однако, в этомплане, к результатам подобной агрессии можно отнести лишь физическую боль. Новедь есть еще и психологическая, вызванная, например, тяжелымиоскорблениями,криками, словесным прессингом. Тогда, по определению Зильманна, целая частьагрессии просто выпадает из понимания.
Однако, несмотря на значительные разногласия,относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных науксклоняются к принятию определения, близкого ко второму. Таким образом, внастоящее время большинством принимается следующее определение:
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленногона оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающемуподобного обращения.
На первый взгляд, это определение кажется простыми откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позицииобыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, чтооно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.
Однако,следует понимать, что агрессия – это не «зло»,проявление агрессии не является однозначно негативным фактором.
Доброкачественная агрессия:
Механизм оборонительнойагрессии «вмонтирован» в мозг человека и животного и призван охранятьих жизненно важные интересы от угрозы. Если бы человеческая агрессивностьнаходилась на таком же уровне, как у других млекопитающих (например, хотя бынаших ближайших родственников — шимпанзе), то человеческое общество было бысравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картинуневероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходитагрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположностьбольшинству животных человек — настоящий «убийца».
Как объяснить эту«гиперагрессивность»? И какого она происхождения — того же самого,что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческийдеструктивный потенциал?
В пользу первой гипотезысвидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженнуюдеструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, этослучается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можносделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, чточеловек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности(перенаселение и т.д.), но и сделал эти условия не исключением, а нормой жизни.А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высокимпотенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческомобществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде ихобитания.
Злокачественная агрессия:
От деструктивностиследует отличать некоторые известные с давних пор эмоциональные состояния,которые современному исследователю нередко кажутся доказательством прирожденнойдеструктивности человека. Серьезный анализ показывает, что они хотя и приводятк деструктивным действиям, но не обусловлены страстью к разрушению.
Примером такогоэмоционального состояния может быть желание, обозначаемое как «жаждакрови». Практически пролить кровь человека — означает убить его; поэтомувыражения «убивать» и «проливать кровь» употребляются влитературе как синонимы. Возникает вопрос: может быть, в древности существоваликакие-то ритуалы, связанные с проливанием крови, а не с жаждой убивать?
Применение крови врелигиозных целях хорошо известно. Священники храма в Иерусалиме, совершаябогослужение, разбрызгивали кровь убитых животных. Жрецы ацтеков приносили вжертву богам еще трепещущие сердца своих жертв. Во многих ритуальных обрядахбратские узы символически скреплялись кровью.
Таким образом, нужнопредостеречь читателя от того, чтобы любое разрушительное поведение слишкомпоспешно объявлять следствием врожденной деструктивности, вместо того чтобывыяснить для себя, как часто за таким поведением стоят религиозные и другиевовсе не разрушительные мотивы. Ибо в противном случае стирается грань междуритуальным кровопролитием и настоящей жестокостью и не получает должной оценкиподлинная деструктивность, к анализу которой мы сейчас переходим.
Таким образом,агрессивное поведение – это природообоснованное инстинктивное поведение,присущее живому организму, защищающему свою территорию и свою жизнь.
I.III Теоретическое обоснование
Каждыйновый век, сменяя предыдущий, диктует свои требования к мировоззрению ивзглядам людей. Появляются новые убеждения, понятия, критерии оценки. Исходя изэтого, изменяется понятие моды, претерпевают значительные изменения научная ифилософские мысли. Порою меняется сама структура жизни, объясняемая принятиемнового уклада существования. И, соответственно, каждый новый век подразумеваетсвои критерии успешности.
Сегодня,почти основным показателем успеха являются деньги. Человек, добившийся большихсредств к существованию – успешен. Однако, прошли те времена, когда можно былоразбогатеть, занимаясь каким-либо ремеслом, пусть даже и в одиночестве, тоесть, делая что-то своими руками в своей мастерской. Сегодня тон задаётконкуренция. Все области и сферы труда давно поделены на рынке сбыта. А этозначит, что чтобы удержать на плаву свой бизнес, необходимо выдержать серьёзнуюконкурентную борьбу. Нужно иметь определённый склад ума, чтобы выстоять, когдамногие делают, порою, всё что угодно, только бы обанкротить бизнес новогоигрока. В таком случае, не обойтись без таких качеств, как хитрость, остротаума, Нужно обладать конгруэнтным мышлением, и иметь чёткую ориентированность нарезультат. Не обойтись без амбиций, тщеславия, а как двигательный механизмвсего этого – агрессия.
Именно агрессиябудет вести человека вперёд, помогать преодолевать появляющиеся на путиразвития бизнеса препятствия, постоянно стремиться к большему, на удар состороны конкурентов отвечать своим ударом. Фактически, агрессия приводитчеловека к самобытному и, конечно, стилизованному, но всё таки поведениюхищника. «Ешь, или будешь съеден сам» — к сожалению, эта «животная» поговоркаотлично отражает ситуацию в человеческом мире бизнеса. Холодный расчёт,подкрепляемый внутренней, не нуждающейся в подкреплении, агрессией – возможноединственный рецепт успешного бизнеса.
Тогда чтоже получается: те, кто неагрессивен, никогда не добьются уверенного положения вжизни? Едва ли это так. Люди с пониженной агрессией – отличные исполнители,аналитики, прогнозисты, даже руководители. Но руководители не высшего звена.Высшее звено предполагает самостоятельный дрейф на просторах бизнеса, умение нетолько принимать ответственные решения, но и не бояться отвечать за них.
А чтозначит проявление агрессии в повседневной жизни людей? Это значит, что люди небояться и не видят ничего дурного в нарушении установленных социумом норм иправил, не только в межличностных, но и административных и даже уголовныхотношениях.
Наблюдая затакими людьми и тем, чего они добились в жизни, естественно отметить, чтомотивация, направленная на достижение успеха и руководящая их поступками,отличается от мотивации большинства. Их мотивация и агрессия, подкрепляя другдруга толкают людей на бурную, порой, рискованную деятельность, направленную надостижение максимально возможного результата.
Такимобразом, автор работы считает необходимым выявить наличие взаимосвязи междуагрессией и мотивацией на достижение успеха именно в ключе развитиясовременного бизнеса.
Глава II. Эмпирическая часть
II.I Проведение исследования
Дляпроверки своей гипотезы, автором работы была взята группа человек, состоящая издесяти испытуемых. Исследование проводилось в индивидуальном порядке, т.е.отдельно с каждым испытуемым, в удобное для него время и в комфортном месте,дабы исключить, или свести к минимуму внешние воздействия.
Тестированияпроходили по одному принципу: встреча с испытуемым назначалась на обеденноевремя его рабочей деятельности, чтобы психофизиологически человек оставался всвоём обычном рабочем тонусе, что позволяло выявить его рабочее, то естьосновное отношение к агрессии и мотивации достижения.
Послекороткого вступления, в котором автор работы описывал суть и значимость своейработы, испытуемому предлагалось пройти по очереди две методики. Первая из них –это тест на мотивацию достижения успеха, предложенный Элерсом. Он предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном,мотивационной направленности личности на достижение успеха. Стимульный материалпредставляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать одиниз 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам.Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов,совпадающих с ключом.
Затем,после прохождения указанного теста, испытуемому предлагалось пройти ещё одинтест, на агрессивность. Этим тестом являлся ест руки Вагнера, предназначенный,в первую очередь, для диагностики агрессивности. Опубликован Б. Брайклином,З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
Порядоктестов не случаен. Если тест Элерса является достаточно простым в заполненииопросником (ответить да\нет на предложенные вопросы), то тест руки Вагнераявляется проективным методом и требует некоего полёта фантазии, отвлечения отнасущных проблем, хоть и диагностирует отношение к ним. Поэтому в качестверазминки и отвлечения от предшествующей деятельности и настройки натестирование давался вначале более простой тест Элерса. А затем – тест руки.
Затем,после прохождения, испытуемого благодарили и, в качестве снятия напряжённости,заводился разговор на отвлечённые темы. Однако, строго соблюдалось одноправило: сначала методики, а потом разговоры, чтобы не сбить человека с деловойволны, и чётко проследить его тенденции в агрессии и мотивации достиженияуспеха.
Такимобразом, с помощью двух тестов автор работы пытался максимально объективнопроследить показатели агрессии и мотивации достижения успеха именно в контекстетрудовой деятельности испытуемых.
II.II Обработка результатов
Полученныебаллы по тесту Элерса обрабатывались в соответствии с ключом методики,подразумевающую оценку 32 из предложенных 41 высказываний. Ответы ключаразделены по принципу да\нет. При совпадении данного испытуемым ответа сключом, начислялся один бал, что означает мотивацию достижения успеха. Затем,баллы совпадающих с ключом вопросов складывались, из чего и получался результатметодики.
Данные,полученные по тесту Вагнера обрабатывались в соответствии с девятью критериями,являющимися основаниями, для разделения ответов испытуемого на несколькокатегорий:
Коммуникация
Указание
Агрессия
Страх
Активная безличность
Описание
Эмоциональность
Зависимость
Пассивная безличность
Затем,используя формулу:
А = (Агрессия +Указание) — (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость)
где А –итоговый показатель агрессии, а остальные числа соответствовали количествамответов, которые дал испытуемый в каждой из категорий, высчитывался итоговыйпоказатель агрессии.№ испытуемого Элерс Вагнер 1 12 -3 2 18 1 3 10 -1 4 17 5 11 -2 6 15 -2 7 22 3 8 19 9 18 10 14 -1
Послеинтерпретации обеих методик, полученные по ним данные сводились в таблицуиспытуемый\его результаты по двум методикам.
Затем,получив два ряда данных, для сравнения и выявления взаимосвязи, мы используем методранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) инаправление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями(иерархиями) признаков. Делается это затем, что наша гипотеза звучит следующимобразом: чем выше уровень агрессии, тем выше уровень мотивации достиженияуспеха – однако, чтобы говорить о повышенном уровне значений по одной методикев зависимости от другой, необходимо, сначала, эту связь установить саму посебе. Для этого и используется метод ранговой корреляции Спирмена.
Использованиеданного метода подразумевает наличие двух проверяемых гипотез, из которых однапринимается, а другая, соответственно, отвергается. Исходя из нашей гипотезы,мы разбиваем её на две подгипотезы: Н1 и Н0.
Н0: Взаимосвязьмежду критериями (показатель агрессии и мотивации достижения успеха)отсутствует или статистически незначима.
Н1:Взаимосвязь между критериями (показатель агрессии и мотивации достиженияуспеха) существует и статистически значима.
Дляполучения данных по вышеупомянутому критерию, необходимо предпринять следующиешаги
1. Определить, какие два признака или две иерархии признаков будутучаствовать в сопоставлении как переменные A и B.
2. Проранжировать значения переменной A, начисляя ранг 1 наименьшемузначению, в соответствии с правилами ранжирования. Занести ранги в первыйстолбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
3. Проранжировать значения переменной B, в соответствии с теми жеправилами. Занести ранги во второй столбец таблицы по порядку номеровиспытуемых или признаков.
4. Подсчитать разности d между рангами A и B по каждой строке таблицыи занести в третий столбец таблицы.
5. Занести каждую разность в квадрат: d2. Эти значениязанести в четвертый столбец таблицы.
6. Подсчитать сумму d2.
7. При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки:
/>
где a — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду A;
b — объемкаждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду B.
8. Рассчитать коэффициент ранговой корреляции rs поформуле:
a. при отсутствии одинаковых рангов
/>
b. при наличии одинаковых рангов
/>
где sum(d2)- сумма квадратов разностей между рангами;
Taи Tb — поправки на одинаковые ранги;
N — количество испытуемых или признаков, участвовавших в ранжировании.
9. Определить по таблице критические значения rs дляданного N. Если rs превышает критическое значение или по крайнеймере равен ему, корреляция достоверно отличается от 0.
Исходя изэтого, были выполнены следующие операции, с использованием полученных данных.
1)Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведенподсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3)Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4)Подсчитана сумма квадратов;
5)Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
/>
6)Определены критические значения.N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А — ранг В)
d2 1 12 3 -3 1 2 4 2 18 7.5 1 9 -1.5 2.25 3 10 1 -1 4.5 -3.5 12.25 4 17 6 7 -1 1 5 11 2 -2 2.5 -0.5 0.25 6 15 5 -2 2.5 2.5 6.25 7 22 10 3 10 8 19 9 7 2 4 9 18 7.5 7 0.5 0.25 10 14 4 -1 4.5 -0.5 0.25 Суммы 55 55 30.5
Результат:rs = 0.815
Критическиезначения для N = 10N p 0.05 0.01 10 0.64 0.79
Ответ: Н0отвергается. Корреляция между А и В статистическизначима.
Полученныйрезультат соответствует нашему предположению о том, что взаимосвязь междуполученными данными по двум методикам существует. Следовательно, следующимшагом будет проверка нашей непосредственной гипотезы о том, что чем вышепоказатель уровня агрессии, тем выше будет мотивация достижения успеха. Дляэтого мы используем U-критерий Манна — Уитни — статистический критерий,используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либопризнака, измеренного количественно, который позволяет выявлять различия взначении параметра между малыми выборками.
Для этого, необходимопредпринять следующие шаги:
1. Составить единый ранжированный ряд из обеих сопоставляемых выборок,расставив их элементы по степени нарастания признака и приписав меньшемузначению меньший ранг. Общее количество рангов получится равным:
N = n1 + n2,
где n1— количество единиц в первой выборке, а n2 — количество единиц вовторой выборке.
2. Разделить единый ранжированный ряд на два, состоящиесоответственно из единиц первой и второй выборок. Подсчитать отдельно суммурангов, пришедшихся на долю элементов первой выборки, и отдельно — на долюэлементов второй выборки. Определить большую из двух ранговых сумм (Tx),соответствующую выборке с nx единиц.
3. Определить значение U-критерия Манна — Уитни по формуле:
/>
4. По таблице для избранного уровня статистической значимости определитькритическое значение критерия для данных n1 и n2. Еслиполученное значение U меньшетабличного или равно ему, то признается наличиесущественного различия между уровнем признака в рассматриваемых выборках(принимается альтернативная гипотеза). Если же полученное значение U большетабличного, принимается нулевая гипотеза. Достоверность различий тем выше, чемменьше значение U.
5. При справедливости нулевой гипотезы критерий имеет математическоеожидание /> и дисперсию /> и при достаточно большомобъёме выборочных данных /> распределёнпрактически нормально.
В качествеоснования для разделения нашей выборки на две группы мы взяли данные поагрессии. В первой группе находятся испытуемые с умеренным показателемагрессии. Во второй – испытуемые, показавшие высокий уровень агрессии – от 0 ивыше.
Следуявышеизложенным инструкциям, мы получили следующие результаты:№ Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2 1 12 3 18 7.5 2 10 1 17 6 3 11 2 22 10 4 15 5 19 9 5 14 4 18 7.5 Суммы: 15 40
Критическиезначения
UКр p≤0.01 p≤0.05 1 4
Осьзначимости:
/>
Полученноеэмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.
По даннымвыполненной методики, данные двух групп различаются в значительной степени, чтоговорит нам о том, что у людей с низкой агрессией наблюдается и более низкийуровень мотивации достижения успеха. А значит, наша гипотеза, звучащаяследующим образом: чем выше уровень агрессии,тем выше уровень мотивации достижения успеха – подтвердилась.
Поставленныезадачи решены, цели достигнуты.
II.III Практическая значимость
Исходя изполученных результатов, мы выявили, что чем выше у человека выражена агрессия,тем выше и него развита мотивация достижения успеха. Однако, значит ли это впрактическом плане то, что для повышения уровня мотивации у человека, сначаланеобходимо сделать его более агрессивным? Едва ли следует использоватьпсихологию для повышения личностной агрессии. Нет. Речь идёт о врождённыхсоотношениях качеств. Когда мы говорим о тренинге по мотивации, то предполагаемработу с базовой уверенностью, установками, стимулами, убеждениями и т.д. Засчёт этого мы поднимаем мотивацию человека. Или предлагаем конструктивныеизменения в деятельности. Однако никогда речь не стояла об агрессии.
Поэтому,придя к выводу о вышеупомянутой взаимосвязи и проанализировав психологическую работув направлении мотивации, автор пришёл к выводу о некоем животном инстинкте.Тандемом эти качества идут с рождения, естественно, они обусловлены животныминстинктом выживания: надо быть агрессивным и добиваться своего, чтобы выжить.Современное общество, старается снивелировать этот эффект, заглушая в сознанииестественную агрессию. Однако то, что обусловлено природой не так-то легкозаглушить.
В качестве примененияна практике, всё таки следует отметить порою возникающую необходимость оценкиагрессивности кандидата, а порою и предпочтения более агрессивного кандидата.Следует это делать в том случае, когда речь идёт о назначении на сложную,требующую решительных действий, ответственную должность, например, только приразвитии компании и «отвоёвывания» её своего сегмента рынка и, как следствие,жёсткой конкурентной борьбы.
Заключение
Авторомработы было предположено наличие взаимосвязи между уровнем агрессии имотивацией достижения успеха. Основываясь на наблюдениях, автор предположил,что чем выше уровень агрессии у человека, тем выше будет и уровень мотивациидостижения успеха. Вывод этот был сделан на основании наблюдения за поведениемлюдей, достигших определённого положения и достатка. Как правило, агрессия в ихповедении стала синонимом успеха среди простых обывателей. Достаточно частоможно услышать фразу: «Мы люди простые, скромные, нам ничего такого не надо».От других же людей: «Мне надо то, то, то и то. Я хочу быть лучшим, я хочу бытьпервым». Нетрудно догадаться, у кого в данной ситуации есть больше шансовдобиться успеха.
Поэтому,изучив такой феномен, как мотивация достижения успеха (Г.Мюррей. Мюррей, Д. МакКлелланд, Х. Хекхаузен, Т. О. Гордеева, М. Ш.Магомед-Эминов) и происхождение такого особого вида поведения, как агрессия (Buss, Berkowitz иFeshbach, Зильманн), автор работы пришёл к выводу, что изучать взаимосвязь этихявлений оправдано. В следствии чего, был проведён эксперимент по сравнению ивыявлению взаимосвязи таких качеств личности, как агрессия и мотивациядостижения успеха. Для этого сначала была выявлена сама взаимосвязь, а затемдоказано, что повышенный уровень агрессии влечёт за собой повышение уровнямотивации.
Таким образом, агрессиястановится одним из определяющих качеств успеха в современном обществе в целом,и бизнесе в частности.
Список литературы
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияниявоспитания и семейных отношений. — М., 1999.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.,1997.
3. Гордеева Т.О. Психология мотивациидостижения М., 2006
4. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия.Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем.СПб., 2000.
5. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологическийпрактикум. Межличностные отношения. – «Речь»- Санкт-Петербург. 2003.
6. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современнойпсихологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
7. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений удетей и подростков. – Минск. 1999.
8. Лоренц К. Агрессия (так называемое«зло»): Пер. с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс»,«Универс», 1994.
9. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы»автореф. дис., М., 1987
10. Макклелланд Д… Мотивация человека СПб., 2007
11. Murray H.A. Explorations inpersonality New York; Oxford Press, 1938
12. Сидоренко Е. В. Методы математическойобработки в психологии — CПб.: ООО «Речь», 2001, с.223.
13. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В.Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. –«Тесей». 1999.
14. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения – СПб, 2001
15. Хекхаузен Х. Агрессия.// Мотивация идеятельность. — М., 1986, т. 1, с. 365-405.
16. Разрешение конфликтов. Сборник игр и упражнений.– Минск. 1996.
Приложение
МЕТОДИКАДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА Т.ЭЛЕРСА
Цель:Диагностика мотивации к достижению успеха.
Экспериментальныйматериал: опросник, бланк ответов (протокол), «ключ».
Инструкция:«Опросник, который Вы сейчас будете заполнять, диагностирует Вашу мотивацию кдостижению успеха. Вам необходимо ответить «ДА» («+») или «НЕТ» («-») на 41вопрос. Ответ внесите в ответный лист, в клеточку с соответствующим номером».
ТЕКСТОПРОСНИКА
1. Когдаимеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложитьна определенное время.
2. Я легкораздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
3. Когда яработаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4. Когдавозникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним изпоследних.
5. Когда уменя два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. Внекоторые дни мои успехи ниже средних.
7. Поотношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8. Я болеедоброжелателен, чем другие.
9. Когда яотказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, чтов нем я добился бы успеха.
10. Впроцессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11. Усердие– это не основная моя черта.
12. Моидостижения в труде не всегда одинаковы.
13. Менябольше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14.Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю,что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16.Препятствия делают мои решения более твердыми.
17. У менялегко вызвать честолюбие.
18. Когда яработаю без вдохновения, это обычно заметно.
19. Привыполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20. Иногдая откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужнополагаться только на самого себя.
22. В жизнимало вещей, более важных, чем деньги.
23. Всегда,когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менеечестолюбив, чем многие другие.
25. В концеотпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
26. Когда ярасположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мнепроще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда уменя нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мнеприходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
30. Когдамне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Моидрузья иногда считают меня ленивым.
32. Моиуспехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33.Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34. Иногдане знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когдачто-то не ладится, я нетерпелив.
36. Яобычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда яработаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работыдругих.
38. Многое,за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Язавидую людям, которые не загружены работой.
40. Я незавидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Когда яуверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я идувплоть до крайних мер.
«КЛЮЧ»Ответ Вопросы опросника «ДА» («+») 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. «НЕТ» («-») 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Не учитываются 1,11, 12, 19, 28, 33, 34, 35, 40.
Обработкарезультатов: За совпадение ответа с «ключом» начисляется 1 балл. Полученныебаллы суммируются. Таким образом, определяется уровень мотивации к достижениюуспеха.
БЛАНКОТВЕТОВ (ПРОТОКОЛ)
к методике«Диагностика мотивации к достижению успеха»:1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 -
Ключ.МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА Т.ЭЛЕРСА
— от 1 до10 баллов: низкая мотивация к достижению успеха;
— от 11 до16 баллов: средний уровень мотивации к достижению успеха;
— от 17 до20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха;
— свыше 21балла: слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха.
ТЕСТ РУКИВАГНЕРА
Особоеместо в диагностике психических состояний личности занимают проективныеметодики, в которых оценка состояния основана не столько на характеристикахпротекания деятельности в процессе выполнения тестовых заданий, сколько наанализе ее результатов.
К методикамтакого типа относится тест руки Вагнера, предназначенный, в первую очередь, длядиагностики агрессивности. Опубликован Б. Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнеромв 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
Втеоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитиефункции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки ввосприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия.Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагаяобследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разныедействия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
В обыденномязыке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которыенарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группылюдей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению егонамерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению.
Такого родаантисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории такиеразличные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание ибандитское нападение.
Психологическийподход к пониманию агрессии и агрессивности долгое время определялся какконцепцией влечения, так и теориями, рассматривающими агрессию как последствиефрустрации (Д. Доллард, С. Розенцвейг и др.). В конце 50-х годов публикации А. Бандурыи Р. Вальтера, А. Басса, А. Берковица, К. Лоренца, Дж. Скотта и др. по агрессиии агрессивности вызвали большой поток экспериментальных и теоретических работпо данной теме.
Анализосновных взглядов на содержание понятия «агрессия» позволяет понимать ее какмотивированное разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правиламсуществования людей в обществе, наносит вред объектам нападения (одушевленным инеодушевленным), причиняет физический ущерб или вызывает психический дискомфорт(отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность ит.д.).
1Диагностика агрессивности: Тест руки Вагнера. Мн., 1996.
Агрессивныедействия могут выступать в качестве:
1) средствадостижения какой-либо значимой цели;
2) какспособ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребностии переключения деятельности;
3) какспособ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессияявляется одним из частых способов решения проблем, возникающих в трудныхфрустрационных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.
Как и любоедругое поведение, агрессия возникает в результате сложного мотивационногосостояния, в котором можно выделить как побуждающий (гнев, враждебность ит.п.), так и тормозящий (культурные стереотипы, страх последствий агрессии ит.п.) компоненты. Агрессивность, как интерактивную характеристикумотивационного состояния, можно определить как соотношение побуждающих итормозящих агрессию актуальных мотивов. В зависимости от изменения состоянияагрессивность может либо возрастать, либо уменьшаться и, в пределе, исчезать. Взависимости от частоты и длительности переживания, а также разнообразияситуаций, в которых человек переживает состояния, характеризующиеся сильнойагрессивностью и, главное, проявляет агрессию в поведении/можно говорить обольшей или меньшей выраженности агрессивности как устойчивой личностнойдиспозиции.
Методическийприем, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемогопросят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде«стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущегокакой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента вконтекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активностипроисходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличнымсостоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.
Э. Вагнер(1978) на основе изучения основных работ, выполненных с помощью теста руки,сделал вывод о его высокой валидности и надежности, особенно при работе сдетьми и подростками.
Методикаможет использоваться для обследования как взрослых, так и детей.
2. Порядокпроведения
Послерассмотрения теоретических положений студентам предлагается практическоезнакомство, с тестом руки Вагнера.
Инструкция:«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашемумнению, делает эта рука?»
Еслииспытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете,что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человекетакой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить»;
Стимульныйматериал — стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобнопустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представитькисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются вопределенной последовательности и положении. Для достижения действительногопонимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый незапугивается и не провоцируется нужный ответ. При нечетком и недвусмысленномответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязываютникаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действиявстречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. Держатьрисунок-карточку можно в любом положении. Число вариантов ответов по карточкене ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивлениеиспытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответовменьше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображениюруки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляетсяего обозначение со знаком х4, т.е. этот единственный безальтернативный ответоценивается в четыре балла вместо одного, и это еще не самая большая оценкапроявленной безапеляционности.
Важно вовсех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимальноснижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то,что-то, кому-то» и т.п.
Все ответыфиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, вкотором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявлениястимула до начала ответа.
Чем болеетщательно проведено тестирование, тем меньше в протоколе содержится ответов снеопределенным толкованием, тем легче последующая обработка протокола идостовернее полученные результаты.
После того,как протокол заполнен, каждый студент проводит обработку своих ответов и даетпсихологическую интерпретацию полученных данных.
Выполненнаяна практическом занятии работа дает возможность закрепить теоретические знания,ознакомиться с проективной методикой изучения агрессивности — тестом рукиВагнера, скорректировать представление о самом себе, а также применять даннуюметодику в дальнейшей практической деятельности.
3.Показатели и интерпретация
Приобработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11категорий.
1. АГРЕССИЯ(А). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активнозахватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая,дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).
2. УКАЗАНИЕ(У). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет,препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, даетуказание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «Выйди вон», милиционеростанавливает машину и т.п.).
3. СТРАХ(С). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица илистремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься вкачестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаютсяответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, ноне для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).
4.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (Э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки кдругим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительноеотношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу;рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).
5.КОММУНИКАЦИЯ (К). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается ккому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнерынаходятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов,показывает дорогу и т.п.).
6.ЗАВИСИМОСТЬ (3). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует вкоммуникативном действии в позиции «снизу», успех которого зависит отблагожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честьофицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней;человек останавливает попутную машину и т.п.).
7.ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ (Д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвуетв явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром,показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).
8.УВЕЧНОСТЬ (Ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либодействиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).
9. АКТИВНАЯБЕЗЛИЧНОСТЬ (АБ). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией;однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие(вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).
10.ПАССИВНАЯ БЕЗЛИЧИОСТЬ (ПБ). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденциик действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но приэтом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая;спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; ит.п.).
11.ОПИСАНИЕ (О) В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемыеею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человекат.п.).
Прикатегоризации возможна определенная однозначность, однако предполагается, чтоона не очень существенно влияет на окончательную интерпретацию. Ниже дляиллюстрации приводится примерная форма протокола.
В первойколонке указывают номер карточки. Во второй — дается время первой реакций накарточку в секундах. В третьей — приводятся все ответы испытуемого. В четвертой- результаты категоризации ответов. Если экспериментатору приходится обращатьсяк испытуемому с уточнениями — это обозначается (Об).
ФОРМАПРОТОКОЛА
Цель:изучение агрессивных тенденций в поведении
Методика:тест руки Вагнера
Экспериментатор:Петров О.Д.
Испытуемый:Сергей А.
Пол:мужской
Возраст: 21год
Образование:студент 3 курса, педагог
Датаобследования: 21 ноября 1994 года
Максимальноечисло баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыреответа на каждую карточку, — 40. Однако испытуемый может давать больше ответовпо одним категориям и меньше по другим. В приведенном примере мы имеем большечетырех высказываний по категориям «Агрессия», «Указание», «Коммуникация» и неимеем высказываний по категориям «Демонстративность» и «Увечность».
Ответы,относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: каксвязанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности,нежеланием приспособиться к окружению.
Категорииответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражаюттенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; приэтом вероятность агрессивного поведения незначительна.
Ответы,относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценкевероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в даннойобласти поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивыагрессивного поведения.
Категории«Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют,так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.
Суммарныйбалл агрессивности вычисляется, по формуле:
А =(Агрессия + Указание) — (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость),
личностнаяагрессия мотивация успех
т.е.количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путемвычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям.
Первый членформулы характеризует агрессивные тенденции, второй — тенденции, сдерживающиеагрессивное поведение.
Сокращеннаяинтерпретация результатов теста основывается на сравнении суммарного балла стестовыми нормами и принятии решения об уровне агрессивности и актуальномсостоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получитьпри анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системедиспозиций. Информационной в плане прогноза агрессивного поведения являетсядоля ответов в категории «Агрессия» по отношению к суммарному количествуответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла.
Такимобразом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальнойкооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответовна фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностноевзаимодействие. В рассматриваемом примере А=(6+9)-(3+2+11+2)=-3, т.е. установкина социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными,доминантными тенденциями.
Важно, чтозначение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию иагрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются конфронтации, чтопобуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувствособственной неполноценности, зависимости или потребность в теплых, дружескихконтактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеетпринципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можнополучить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии(категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).
Средниезначения агрессивности и ее среднеквадратические отклонения по группамподростков и взрослых
№ Экспериментальныегруппы
Среднее значение Среднеквадратическое отклонение Числоиспытуемых
1 Взрослые -0,93 7,79 30
2 Подростки -0,56 10,44 30
3 Хулиганы 1,84 1,80 19
4 Психопаты 2,87 2,38 15
Вотечественных исследованиях работа с тестом руки только начинается. Приведенныев табл.1 среднегрупповые значения агрессивности и среднеквадратическиеотклонения по группам подростков и взрослых могут быть условно использованы вкачестве нормы.
Кромеданных об уровне агрессивности, с помощью теста руки можно получить многодополнительной информации, характеризующей текущее психическое состояниеобследуемого. Для этого проводится анализ по всем категориям теста иопределяется процентное соотношение ответов по отдельным категориям.
Полнаяинтерпретация всех ответов проводится при диагностике в индивидуальном семейномконсультировании, при профотборе, в клинической практике и т.д., т.е. в техслучаях, когда психолога интересует не только степень агрессивности, но идиспозиционная структура актуального психического состояния в целом.
Интереснаяинформация может быть получена при анализе ответов по тем категориям, которыене входят в подсчет суммарного балла агрессивности.
1. Высокийпроцент ответов по категории «Демон-стративность» свидетельствует о проявленияхистеро-идности, демонстративности (особенно у испытуемых мужского пола).
2.Повышенный удельный вес ответов по категориям «Зависимость», «Увечность» и«Пассивность» характерен для больных с органической патологией мозга.
3.Увеличение процента ответов по категории «Увечность» (если для этого нетобъективных предпосылок) свидетельствует о наличии у испытуемогоипохондрических переживаний.
4. Снижениечисла ответов по категориям «Активная безличность» и «Пассивная безличность»интерпретируется как проявление гиперсензитивности испытуемого, т.е. лишьнемногие внешние стимулы являются для него нейтральными и безличными.
5. В томслучае когда большую часть: занимают ответы по категориям «Описание»,«Пассивная безличность», можно сделать вывод о значительном снижении общего уровняактивности испытуемого. Такое состояние может быть следствием астении, либопроявлением более глубоких изменений энергетики.
6. Снижениечисла ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», связанных спроцессом обучения, говорит о необходимости обратить внимание психолога насферу социальных контактов испытуемого, позволяет предположить наличиесложностей в этой области, отгороженности от окружающих, либо аутизации.
Анализданных по выделенным параметрам имеет качественный характер и долженпроизводится с большой осторожностью при достаточном опыте работы с методикой.
Областиприменения
Использованиетеста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностикеагрессивности, упои в некоторых других случаях.
1. Длядиагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется.Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная накарточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашегодруга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант даетвозможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности(положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом,можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
2. Для диагностикикандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестированиявыявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» иодновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, томожно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позициюбудущего руководителя. При отсутствии ответов по категориям «Указание» и«Агрессия» и одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и«Страх» кандидат, скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, неспособный отстаивать свою позицию.
3. Длядиагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытогоагрессивного поведения в криминальной психологии при проведениисудебно-психологической экспертизы.
Важноотметить, что отрицательное отношение к самому понятию «агрессивность», помнению Н.А.Ратиновой 1989 г.), является скорее данью культурной традиции,нежели отражает реальную роль этого качества в жизни людей и общества.Потребности индивидуального развития и общественной практики с неизбежностьюформируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий,преодолению того, что мешает достижению поставленных целей. Гармоничноеразвитая личность должна неизменно обладать определенной степеньюагрессивности, которая, в частности, повышает устойчивость личностнойнаправленности. Едва ли можно признать оправданным отождествление в обыденномсознании агрессивности со «злонамеренной активностью». Само агрессивное(деструктивное) поведение злонамеренностью не обладает; таковым его делаетмотив деятельности, те ценности, на реализацию которых оно направлено.
Такимобразом» та или иная оценка агрессии и агрессивности как психического состоянияличности приобретает смысл только в контексте социальной направленностиличности и осуществляемой ею деятельности.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>