Реферат по предмету "Психология"


Роль деятельности в психическом развитии ребенка в теории А.Н. Леонтьева

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
Кафедра«Психология»
Контрольная работа
по дисциплиневозрастная психология
Тема: Рольдеятельности в психическом развитии ребенка в теории А.Н. Леонтьева.
Выполнила:
Проверила:

Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….3
Развитие психики ребенка………………………………………………………..5
Учение А.Н. Леонтьева…………………………………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………….16
Литература……………………………………………………………………….18

Введение
Введение в психологическую науку категории деятельностьявилось результатом усилий многих советских исследователей-марксистов. Одним изэтих замечательных ученых был А.Н. Леонтьев, именно его учение будетрассматриваться в данной работе. Но, в начале приведем краткую историческую справкупо появлению деятельностной теории.
Теория деятельности создается давно, еефилософско-социологическое обоснование приходится на XIX в., а психологическиеаспекты деятельности были раскрыты уже в XX в. усилиями выдающихся российскихученых С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Так называемый «деятельностный»подход получил в нашей психологии довольно широкое распространение. Введениекатегории деятельности в психологию, по словам А.Н. Леонтьева меняет, весьпонятийный срой, психологического знания. Но чтобы это действительно произошло,необходимо изучать эту категорию, это явление во всей ее полноте: со стороны ееструктуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах.
В психологии выделяют существенное различие междупонятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка«об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие«деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей егодействительности. Невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта,минуя его собственную деятельность. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, введениепонятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее насубъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем естьпроцесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого напроцессы психического развития не может быть осуществлено без реальнойдеятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будетосуществлена, зависит процесс самого развития. Таким образом, исследованияотечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическомразвитии. И это был выход из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития — это самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а фактынаследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не сутьпроцесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Следующий шагсвязан с ответом на вопрос о том, остается ли эта деятельность одной и той жена протяжении детского развития или нет. А.Н.Леонтьев разработал идеюЛ.С.Выготского о ведущем типе деятельности.
Благодаря работам Леонтьева, ведущая деятельностьрассматривается как критерий периодизации психического развития, как показательпсихологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем,что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности,перестраиваются основные психические процессы и происходят измененияпсихологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержаниеи форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, вкоторых протекает развитие ребенка.

Развитие психики ребенка
Прежде чем непосредственно перейти к понятиюдеятельностный подход к анализу психического развития ребенка, следуетрассмотреть, что же такое психическое развитие.
Постараемся, прежде всего, представить себе картину техизменений в целом, которые характеризуют психическое развитие ребенка вграницах стадии. Первое и самое общее положение, которое можно здесь выдвинутьсостоит в том, что наблюдаемые в границах каждой стадии изменения процессовпсихической жизни ребенка происходит независимо одно от другого, а внутреннесвязаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельныхлиний развития отдельных процессов (восприятия, памяти, мышления и т.п.). Хотяэти линия развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзянепосредственно найти тех отношений, которые движут их развитием.
В целом можно следующим образом охарактеризовать общуюкартину развития отдельных процессов психической жизни ребенка внутри стадии.Развитие ведущей деятельности, характеризующей данную стадию, и связанное с нейразвитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение в егосознании новых целей, формирование отвечающих им новых действий. Так какдальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже владеетребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, товозникает известное несоответствие между тем и другим, которое разрешаетсяпутем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развития новыхдействий. Каждая деятельность ребенка отражает не только его отношение кпредметной действительности, в каждой его деятельности объективно выражаютсятакже и существующие общественные отношения.
Развиваясь, ребенок превращается в члена общества,несущего все обязанности, который оно на него возлагает. Последовательныестадии в его развитии и являются не чем иным как отдельные ступени этогопревращения. Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системеобщественных отношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их.Развитие его сознания находит в изменении мотивации деятельности; прежниемотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие кпереосмыслению его прежних действий. Та деятельность, которая прежде игралаведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникаетновая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития.
Такие переходы в противоположность внутристадиальнымизменениям идут дальше — от изменения действий операции. Функция к изменениюдеятельности в целом. Итак, какой бы частый процесс психической жизни ребенкамы не взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас косновным видам деятельности ребенка к побуждающим их мотивам, а следовательно ик тому, какой смысл открывается ребенку в предметах, явлениях окружающего мира.С этой стороны содержание психического развития ребенка и состоит именно в том,что меняется место частных психических процессов в деятельности ребенка, а отэтого зависят его особенности, которые эти частные процессы приобретают наразных ступенях развития.
Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:
психология – это конкретная наука о порождении,функционировании и строении психического отражения реальности, котороеопосредует жизнь индивидов;
объективным критерием психики является способность живыхорганизмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные)воздействия;
абиотические воздействия выполняют сигнальную функцию поотношению к биологически значимым раздражителям:
раздражимость – это способность живых организмовреагировать на биологически значимые воздействия, а чувствительность – этоспособность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, нообъективно связанные с биологическими свойствами;
в эволюционном развитии психики выделяются три стадии: 1)стадия злементарной сенсорной психики, 2) стадия перцептивной психики, 3)стадия интеллекта;
развитие психики животных – это процесс развитиядеятельности;
особенностями деятельности животных являются:
а) вся активность животных определяется биологическимимоделями;
б) вся деятельность животных ограничена рамками наглядныхконкретных ситуаций;
в) основу поведения животных во всех сферах жизни,включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение уних ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которомувидовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существованияиндивида;
г) у животных отсутствует закрепление, накопление ипередача опыта в материальной форме, т.е. в форме материальной культуры;
деятельность субъекта является тем содержательнымпроцессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным мироми который опосредует связи между объектом и воздействующим на него субъектом;
деятельность человека включена в систему общественныхотношений и условий;
основной характеристикой деятельности является еепредметность; деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляетсяему;
деятельность – это процесс взаимодействия живого существас окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимыепотребности;
сознание не может рассматриваться как замкнутое в самомсебе: оно должно быть введено в деятельность субъекта;
поведение, деятельность нельзя рассматривать в отрыве отсознания человека (принцип единства сознания и поведения, сознания идеятельности);
деятельность это активный, целенаправленный процесс(принцип активности деятельности);
действия человека предметны; они реализуют социальныецели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальнойобусловленности).
А.Н. Леонтьев о структуре деятельности
деятельность человека имеет сложное иерархическоестроение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (илиособых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV –уровень психофизиологических функций;
деятельность человека неразрывно связана с егопотребностями и мотивами. Потребность – это состояние человека, выражающее егозависимость от материальных и духовных предметов и условий существования,находящихся вне индивида. В психологии потребность человека рассматривается какпереживание нужды в том, что необходимо для продолжения жизни его организма иразвития его личности. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение копределенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется даннаядеятельность. Мотив по А.Н. Леонтьеву – это опредмеченая потребность;
деятельность как целое – это единица жизни человека,активно отвечающая определенному мотиву;
тот или иной мотив побуждает человека к постановкезадачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенныхусловиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получениепредмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель –это представляемый им мыслимый результат деятельности;
действие как составная часть деятельности отвечаетосознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепидействий;
деятельность и действие жестко не связаны между собой.Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и тоже действие может входить в различные виды деятельности;
действие, имея определенную цель, осуществляется разнымиспособами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается.Способы осуществления. действия называются операциями. Операции – это преобразованные,ставшие автоматизированными действия, которые, как правило, не осознаются.Например: когда ребенок учится писать буквы, это написание буквы является длянего действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но,овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ длянаписания слов и, следовательно, написание букв превращается из действия воперацию;
операции бывают двух видов: первые возникают из действияпутем их автоматизации, вторые возникают путем адаптации, прилаживания кокружающим условиям, путем непосредственного подражания;
цель, данная в определенных условиях, в теориидеятельности называется задачей;
соотношение структурного и мотивационного компонентовдеятельности представлено.
А.Н. Леонтьев о трансформации деятельности
деятельность может утратить свой мотив и превратиться вдействие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Вданном случае говорят об укрупнении единиц деятельности. Например, при обученииуправлению автомобилем первоначально каждая операция (например, переключениепередач) формируется как действие, подчиненное сознательной цели. В дальнейшемэто действие (переключение передач) включается в другое действие, имеющеесложный операционный состав, например, в действие изменения режима движения.Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения –операцией, его реализующей, оно уже перестает осуществляться в качестве особогоцеленаправленного процесса: его цель не выделяется. Для сознания водителяпереключение передач в нормальных условиях как бы вовсе не существует;
результаты составляющих деятельность действий принекоторых условиях оказываются более значительными, чем мотив деятельности, вкоторую они включены. Тогда действие становится деятельностью. В данном случаеговорят о дроблении единиц деятельности на более мелкие единицы. Так, ребенокможет своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того,чтобы пойти гулять. Но при систематическом обучении и получении положительныхотметок за свою работу повышающих его ученический «престиж», у негопробуждается интерес к изучаемым предметам, и он начинает готовить теперьуроки, чтобы лучше разобраться в содержании материала. Действие приготовленияуроков обрело свой мотив и стало деятельностью. Этот обще-психологическиймеханизм развития действия А.Н. Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель» (илипревращением цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранеепобуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретаетсамостоятельную силу, т.е. сама становится мотивом. Дробление единицдеятельности может проявляться и в превращения операций в действия. Например, входе разговора человек не может найти нужного слова, т.е. то, что былооперацией, стало действием, подчиненным осознаваемой цели.
А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания
сознание в своей непосредственности есть открывающаясясубъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;
первоначально сознание существует лишь в формепсихического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность жеостается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознаниястановится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через нихи собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь спомощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождениявнутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание– образ становится также сознанием – деятельностью. Именно в этой своей полнотесознание и начинает казаться эмансипированным от внешней,чувственно-практической деятельности, более того, – управляющим ею;
другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходеисторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитностисознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих егоиндивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознаниятолько и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, вкоторые вовлечен индивид;
структура сознания включает: чувственную ткань сознания,значения и личностные смыслы;
чувственная ткань сознания образует чувственный составконкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей впамяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются посвоей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшейустойчивостью и т.д.;
особая функция чувственных образов сознания состоит втом, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейсясубъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступаетсубъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное«поле» и объект его деятельности;
чувственные образы представляют всеобщую формупсихического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однакоу человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – своюозначенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.
значения преломляют мир в сознании человека, Хотяносителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковымизначениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, впроцессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;
в значениях представлена преобразованная и свернутая вматерии идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей иотношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами посебе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, стольже «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежитза ними;
следует различать осознаваемое объективное значение и егозначение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другимисловами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретногочеловека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие отзначений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;
сознание человека, как и сама его деятельность неявляется неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это неплоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связьотдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное вобщее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе.Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.
А.Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов
мотивы могут осознаваться, но, как правило, неосознаются, т.е. все мотивы можно разбить на два больших класса ―осознаваемые и неосознаваемые;
осознание мотивов – это особая деятельность, особаявнутренняя работа;
неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особыхформах – в форме эмоций и в форме личностных смыслов. Эмоции – это отражениеотношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотивадеятельность проходит успешно, возникают положительные эмции, если неуспешноотрицательные. Личностный смысл – это переживание повышенной субъективнойзначимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущегомотива;
мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычноиерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проявляются вситуациях конфликта мотивов.
А.Н. Леонтьев о соотношении внутренней и внешнейдеятельности
внутренние действия – это действия, подготавливающиевнешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможностьдостаточно быстро выбирать нужное действие, дают человеку возможность избежатьгрубых, а иногда и роковых ошибок;
внутренняя деятельность имеет принципиально то жестроение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формойпротекания (принцип единства внутренней в внешней деятельности);
внутренняя деятельность произошла из внешней практическойдеятельности путем процесса интериоризации (или переноса соответствующихдействий в умственный план, т.е. их усвоения);
внутренние действия производятся не с реальнымипредметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленныйрезультат;
для успешного воспроизведения какого-либо действия «вуме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначалареальный результат. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняетсвоего принципиального строения, сильно трансформируется, сокращается, чтопозволяет осуществлять ее значительно быстрее.
А.Н. Леонтьев о личности
личность ≠ индивид; это особое качество, котороеприобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных посвоей природе, в которые индивид вовлекается;
личность есть системное и поэтому сверхчувственноекачество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесныйиндивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, этисвойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционированияличности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долюиндивида;
с этой точки зрения проблема личности образует новоепсихологическое измерение:
а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследованиятех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;
б) это исследование его места, позиции в системеобщественных связей, общений, которые открываются ему;
в) это исследование того, что, ради чего и как используетчеловек доставшееся ему от рождения и приобретенное им;
антропологические свойства индивида выступают не какопределяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданныеусловия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не еепсихологические черты, а лишь формы и способы их проявления;
личностью не рождаются, личностью становятся;
личность есть относительно поздний продуктобщественно-исторического и онтогенетического развития человека;
личность есть специальное человеческое образование;
реальным базисом личности человека является совокупностьего общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются егодеятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей
становление личности – это становление связной системыличностных смыслов:
существуют три основных параметра личности:
1) широта связей человека с миром;
2) степень их иерархизованности и
3) их общая структура;
личность рождается дважды:
а) первое рождение относится к дошкольному возрасту изнаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами,первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;
б) второе рождение личности начинается в подростковомвозрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать своимотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.Второе рождение личности предполагает наличие самосознания.

Заключение
Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельностиявляется важнейшим достижением советской психологической науки. На материалетеоретических и экспериментальных исследований он показал объяснительную силудеятельности для понимания центральных психологических проблем: сущности иразвития психики сознания, функционирования различных форм психическогоотражения личности.
Согласно этой концепции, деятельность субъекта являетсятем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъектас предметным миром и который опосредствует связи между воздействующим объектоми субъектом. Деятельность включена в систему общественных условий. Основнойхарактеристикой деятельности является ее предметность – деятельностьопределяется предметом, подчиняется, уподобляется ему: предметный мир «втягивается»в деятельность и отражается в его образе, в том числе вэмоционально-потребностной сфере. Образ порождается предметной деятельностью.Таким образом, психика рассматривается как процессы субъективного отраженияобъективного мира порождаемые материальной практической деятельностью. Формойсуществования образа в индивидуальном сознании являются значения языка.
Деятельность имеет сложную структуру: различаютсядеятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель,операции и соответствующие им способы осуществления действия, физиологическиемеханизмы, реализаторы деятельности. Между компонентами деятельности существуютпереходы и трансформации. Анализ образующих деятельность единиц привел к выводуо единстве строения внешней и внутренней деятельности в форме которойсуществует психическое. Показаны переходы от внешней деятельности к внутренней(интериоризация) и от внутренней – к внешней (экстериоризация).
Деятельность предполагает субъекта деятельности,личность. В контексте теории деятельности различаются образования «индивид» и«личность». Личность является продуктом всех отношений человека к миру,реализуемых совокупностью всех разнообразных деятельностей. Основнымипараметрами личности являются широта связей человека с миром, степень ихиерархизированности и общая их структура. Подход к изучению личности с позициитеории деятельности успешно развивался в советской психологии и активноиспользуется и разрабатывается в наше время.

Литература
1.        Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. М. 1998, с. 346
2.        Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
3.        Эльконин Б.Д. Психология развития, М. 2001, 142 с.
4.        Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.: Изд. ЛГУ,1968- 338 с.
5.        Выготский Л.С… История развития высших психических функций // Собр.соч.: В 6т.Т.3,. М., 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.