Реферат по предмету "Психология"


Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
КарагандинскийГосударственный Университет им. Е.А. БукетоваКУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Общая психология»
 
Тема:«Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека»
Выполнила:
ст-ка гр. ПиП-12
Шварц Ольга
Караганда –2008

/>Содержание
памятьфизиологический запоминание
Введение
Глава 1. Память, её особенности иклассификация видов
1.1 Определение памяти и еёфизиологический механизм
1.2 Процессы памяти
1.3 Влияние различных видовдеятельности на запоминание
Глава 2. Методы и приёмы улучшенияпамяти человека
2.1 Упражнения для развития памяти поФ.Лёзеру
2.2 Основные принципы запоминанияновой информации
2.3 Приемы и упражнения для развитияпамяти, облегчения процессов запоминания
Заключение
Список используемой литературы         34
/>/>Введение
Память – один из самых сложных и достаточно изученных  процессоввключающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памятиМнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук иискусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаемпримеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Приведёмнесколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир, А.Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количествосолдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладалзнаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысячжителей греческой столицы Афин. Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал таблицулогарифмов. Современник А.Ф.Иоффе – академик А.А.Чаплыгин мог на спор выучитьлюбую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пятьназад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший памятник индейскойлитературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памятииндейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысячстрок. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.
Современный крупнейшийматематик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что впринципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единицинформации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию,содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственнойбиблиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своейпамяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей ипамять мы используем на ничтожную долю своей мощности.
Природа отпустила каждомуколоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, чтопросто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматьсяинтеллектуальной гимнастикой.
Все впечатления, которыечеловек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются,закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.
Память есть у всех живыхсуществ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека.Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, необладает ни одно живое существо в мире.
Более точно и строгопамять человека можно определить, как психофизиологические и культурныепроцессы, выполняющим свою функцию запоминания, сохранения и воспроизведенияинформации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только посвоей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разныхлюдей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают,но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненнуюинформацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди,которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, чтокогда — то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативнаявиды памяти.
Актуальность памяти, её развития исовершенствования не проходит со временем, а лишь возрастает. Всё большееколичество информации наваливается на современного человека, из-за большихобъёмов всё труднее становится процесс её усваивания.
Поэтому в психологиипамять рассматривается как компонент общих и специальных способностей. Прифакторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, какпервичная умственная способность.
Память входит в структуруинтеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости,является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальныхумений”. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминаниемспециальных музыкальных способностей, а математическая память включена вструктуру математических способностей.
Память считается одним изнаиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучениезакономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем.
Высоких успехов визучении памяти добились английские психологи XVIII-XIX вв. собравшие  большойэкспериментальный  материал, давший возможность сформулировать целый рядтеоретических положений. Хотя попытки подойти к пониманию памяти мы находим ужеу Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном сфилософской позиции.
Целью данной курсовойработы является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достиженияданной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определениечеловеческой памяти, описать её физиологические механизм.
2. Описать методикисовершенствования и оценки памяти.
Предмет исследования –психологические особенности памяти.
Объект исследования –способы улучшения памяти человека.
/>/>Глава 1. Память, её особенности иклассификация видов/>/>1.1 Определение памяти и её физиологический механизм
Говоря очеловеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как«память», «воспоминания». Человек всегда стремился кразвитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимоеусловие для научения и приобретения знаний.  Без памяти невозможно накопление исохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтомуизучение механизмов памяти всегда занимало умы учёных. С. Л. Рубинштейн как-тосказал: “Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бымертво  для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом”. (23, 190)
Память существуют у всехживых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человектакже обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью,чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания ихранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи,тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастическиевозможности. Что же такое сама память?
Память — это психическое свойствочеловека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, ивоспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память- это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая нетолько само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение вовремени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем,что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательныевозможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире,которые возникают у человека. (19, 107)
Еще один важный факт:память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта, интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствахи эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память оконкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, который состоит изцелого ряда специальных факторов памяти, которые мы и рассмотрим.
Наиболее важные черты,неотъемлемые характеристики памяти,  это: длительность, быстрота(запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этиххарактеристик зависит то, насколько продуктивная память человека.
1. Объем—  способность одновременно сохранятьзначительный объем информации. Средний объем памяти  — 7 элементов (единиц)информации.
2. Быстротазапоминания  -отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощьюспециального тренирования памяти.
3. Точность —  точность проявляется в припоминаниифактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержанияинформации. Эта черта очень важна в обучении
4. Длительность – способность в течении долгоговремени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество:некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя,некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеетвыборочный характер.
5. Готовность квоспроизведению -способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именноблагодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенныйраньше опыт.
Вопрос о механизмахпамяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.
- Физиологи говорято том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей(ассоциаций);
- Биохимики – сизменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимическихструктур;
- Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера  деятельности человека инаправленности личности;
Когда мы говорим омеханизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходитлюбой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии еевоспроизвести. Основные процессы памяти — это запоминание, сохранение,воспроизведение и забывание.
Запоминание — главный процесс памяти. От него зависит  полнота, точность, прочность и продолжительностьхранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит ввиде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминаети воспроизводит без особых усилий. Забывание — это обычно непроизводныйпроцесс. (9, 83)
Теперь подробнее о каждомпроцессе:
1. Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит кпеременам внервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторныесвязи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа досих пор не совсем ясна. Запоминание может быть как произвольным,запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека.Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая частьинформации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходитьдвумя способами:  через механическое фиксирование. или быть смысловым(логическим).  Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучшихрезультатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя наосновании материала мы запоминаем его.
2. Сохранение- когда следы  памяти не исчезают, а фиксируются  в нервных сплетениях, дажепосле того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому«банк информации» постоянно возрастает.  Не вся информациясохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьивообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психическогоотношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.
3. Воспроизведение- этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов.Благодаря этой фазе информация извлекается из «огромной»библиотеки" памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:
- Узнавание -  приповторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями,которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органычувств в настоящий момент.
- Припоминание — наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются тевозбудители, которые действовали на человека в заданое время, хотя сейчас они ине действуют.
- Репродукция илиреминисценция — самый сложный этап, когда в памяти уже конкретновосстанавливает необходимый материал. До этого он уже различаем, обновляется всознании, но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы ненаблюдаете сейчас: например написать, рассказать, нарисовать.
4. Забывание- процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различиемежду оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить,что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Быловыяснено, что  наибольший объем материала забывается  в первый день послезапоминания. Забывание может быть как полезным так и вредным, помогая или мешаячеловеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что онозабирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускаетперенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целыеблоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим длянормальной плодотворной жизни.
Есть несколько теорий,почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не можетисчерпывающе объяснить явление забывания.
1) Теория систематической деформации следов памяти -  говорит, что перемены в памятисвязаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходятспонтанные безконтрольные перемены.
2) Теорияретроактивного и проактивного торможения говорит, что любое получение новогоматериала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях. (ретроактивное)Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процессдальнейшего обучения и воссоздания нового материала.(проактивное забывание)
3) Теориямотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет назабывание. (например человек намеренно забывает о болезненной информации,которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучениюименно этой теории и изучению мотивированного забывания. По мнению Фрейда,когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с цельюизбавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.(2, 125) 1.2 Процессы памяти
Сохранениев памяти какой-то информации включает три процесса.Первый из них — это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй — это собственно хранениеинформации и ее связываниес той, которая уже есть в памяти. И, наконец,третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бызнать, что именно мы действительно запомнили.
Запоминание
Первоначальная форма запоминания— так называемое не преднамеренноеили непроизвольное запоминание, т. е. запоминание беззаранее поставленнойцели, без использования каких-либо приемов. Это простоезапечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс,происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.
Непроизвольно запоминается многое из того, счем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневнойжизни, поступки людей,содержание кинофильмов, книг, считанные без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они напоминаются одинаково хорошо. Лучшевсего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с егоинтересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольноезапоминание носит избирательный характер, определяетсяотношение к окружающему.
Отнепроизвольного напоминания надо отличать произвольное (преднамеренное)запоминание, характеризующеесятем, что человек ставит перед собой, определенную цель — запомнить то, что намечено, и используетспециальныеприемы запоминания. Произвольное запоминания представляет собойособую и сложную умственную деятельность,подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемыедля того, чтобы лучше достичь этой цели.
Впроцессе обучения преднамеренное запоминаниенередко принимает форму заучивания, т.е. мнoroкpaтнoroповторения учебного материала до полного ибезошибочного его запоминания. Так, например,заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.д. Поставленная цель — запомнить — играет важную роль, определяя собой всю деятельностьзапоминания. При прочих равных условияхпроизвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания. (17, 68)
Многоеиз, того, что воспринимаетсяв жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задачазапомнить. И в то же время, если доставить перед собой эту задачу и выполнить вce необходимыедля ее реализации действия, запоминание протекает сотносительно большим успехом и оказываетсядостаточно прочным. Большое значение при этом имеет постановка не только общей задачи(запомнить то, что воспринимается), но 6олеечастных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только основное,главные мысли, наиболее существенные факты, в других — запомнить дословно,в-третьих, — точно запомнить последовательность фактов и т.д.
Механическое и осмысленное запоминание
Успехзапоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливаетсячеловеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в какомони воспринимались, без каких-либо преобразований.Механическое запоминание опирается на пространственнуюи временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано напонимании внутренних логических связей междучастями материала. Оно опирается главным образомна обобщенные связи второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленноезапоминание во многораз продуктивнее механического. Механическое запоминаниенеэкономно, требует многих повторений; механическизаученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленноезапоминание требует от человеказначительно меньше усилий и времени и более действенно.(16, 32)
Узнаваниеи воспроизведение.
Эффективностьизвлечения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организованматериал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основетой структуры, и составе, которой она запоминалась. Идет ли речь о том, чтобыназвать пятый месяц года, вспомнить, кто такой Фрейд или что такое теорияотносительности, — в каждом из этих случаев приходится обращаться к томуконтексту, в который «встроен» извлекаемый из памяти элемент. Так, первомслучае, очевидно, потребуется пересчитать все месяцы, начиная с января (или,наоборот, в обратном порядке — с июня, если мы знаем, что это шестой месяц); вовтором случае надо будет вспомнить эпоху и родину ученого и ту область, вкоторой он работал, а в третьем — вспомнить особенности именно той из множестватеорий, о которой требуется рассказать.
Навсе это, разумеется, наслаивается содержимое эпизодической памяти, в которойхранятся те события, что происходили в момент кодирования искомых элементов,или те воспоминания о прошлом, которые в то время возникали.
Именнопотому, что в извлеченииинформации из памяти столь важную роль играет контекст, нам всегда легче узнать какой-то элемент среди других,предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без каких-либо опорных точек или объектов для сравнения. Это касается людейвсех возрастов, но в наибольшей степени — пожилых.Видимое ослабление памяти (особеннократковременной) у стариков, которые часто видят вэтом начало «склероза», нередко бывает связано не с нарушение самой памяти, а суменьшением способности извлекать из нее информацию. Очевидным подтверждением этого служит тот факт, что способность к узнаванию практически не изменяется.
Всеэти соображения — одна из причин того, что именно узнавание, а не вспоминаниесчитают более чувствительным показателем фактическогообъема усвоенного материала. Поэтому тесты на выбор правильных ответов вернееотражают уровень знаний, чем прямые вопросы, при которых подчас можно отделатьсяпростым повторением заученных слов из лекции или учебника.
Узнаваниекакого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходитвосприятие объекта, которое сформировалось человекаранее или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категорииобъектов. Заметив в небе движущуюся точку, человекотмечает про себя: «Это — птица или самолет»; темсамым он относит восприятие к одной из двух категорий предметов (птицы —летающие машины). Узнавание бывает разным по, степениточности и полноты. Наименьшая степень узнаванияпроявляется в «чувстве знакомости», когда человекне может точно узнать признака объекта, но уверен,что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания, или полное узнавание, не вызывает у воспринимающего субъекта никаких сомнений в знании объекта восприятия; при полном узнавании человекбезошибочно относит объект, к определеннойкатегории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним.
Воспроизведение отличаетсяот восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне  его. Воспроизведение образа объекта труднее чемузнавание. Так, человеку легче узнать текст книгипри повторном его чтении (при повторномвосприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновлениенервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.
Воспроизведениеможет проходить в виде последовательногоприпоминания, это — активный волевой процесс. Припоминания что-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные спредметом воспроизведения, но это действие носит иной характер, чем перебор информации,зафиксированной в запоминающем устройстве кибернетической машины. Припоминание учеловека происходит по законам ассоциации,сокращенно, в то время как машина вынужденаперебирать всю информацию до тех пор, пока не «наткнется»на нужный факт.
Припоминаниюматериала помогают вопросы. Вопросы вызывают промежуточные ассоциации, подводящие людей все ближе к цели. Однако вопросы могут и мешать припоминанию, если они заданы неумело и порождают побочные ассоциации. Припоминание требует сосредоточенности внимания, оно совершается иногда с большим трудом. Воспроизведение может быть произвольным инепроизвольным. Припоминание — это произвольное преднамеренное воспроизведение:человек заранее имеет цель вспомнить и для этогоприменяет усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой.Основой его являются ассоциации по смежности во времена или в пространстве, в некоторых случаях такжеассоциации по сходству и контрасту.
Различ/>аютвоспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведениепротекает без промежуточных ассоциаций (таквоспроизводится, например, заученная таблица умножения). При опосредованном воспроизведениичеловек опирается на промежуточные ассоциации — слова, образы, чувства,действия, с которыми связан объектвоспроизведения.
Воспроизведение учебного материаламожет осуществляться после его полного заучивания ив его процессе, (в виде пересказывания) с целью самоконтроля. Опыт говорит отом, что заучивание, сопровождаемое многократнымвоспроизведением, эффективнее, чем многократное чтение учебного материала безсамоконтроля. (26, 63)
Забывание
Как уже отмечалось, нельзяговорить о памяти, не касаясь при этом забывания и его причин. Забывание можетбыть связано с различными факторами. К ним относится, например, возраст, в которомзапоминается то или иное событие,  неиспользование усвоенного материала или,наконец, характер этого материала. Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешаютпредшествующие или последующие события. Забываниеможет быть связано и снекоторыми бессознательнымимотивациями. Наконец, целые «блоки памяти»стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе илимозговых травм, приводящих к утрате функции некоторыхтканей.
Забываниевыражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании ивоспроизведении. Физиологической основой забывания являютсянекоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервныхсвязей. Чащевсего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.
Отполного воспроизведения до полного забыванияимеются промежуточные стадииузнавания. Некоторые исследователи называют их«уровнями памяти». Таких уровней 3:
1) память воспроизводящая,
2) память опознающая,
3) память облегчающая./>
Например,человек заучил стихотворение. Если через некоторое время он может воспроизвести его безошибочно, — это первыйуровень памяти, самыйвысокий, если он не может припомнит заученное, нолегко опознает (узнает) стихотворение в книге илина слух, — это второй уровень памяти; если же учащийся не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворения, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем впервый раз, — то третий уровень.
Забывание проявляется в схематизации материала,отбрасывании отдельных частей его, иногдасущественных, сведения новых представлений кпривычным старым представлениям. Для борьбы с забыванием надо знатьзакономерности его протекания. Эти закономерностиследующие.
Забываниепротекает во времени неравномерно. Наибольшаяпотеря материала происходит сразу же после еговосприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Так, опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленныхслогов забывание достигает 56%, в дальнейшемоноидет медленнее забываниеосмысленного материала подчинено той жезакономерности.
Забывание протекают быстрее,если материал недостаточно понят человеком.Забывание происходит быстрее, еслиматериалнеинтересен человеку,не связан непосредственно  его практическими потребностями. Этим объясняется т факт, что взрослые люди лучше помнят то, чтоотносится к их профессии, что связано с их жизненными интересам. Люди хорошо помнят материал, который их увлекает и быстро забывают то,что их не интересует. Воспитание у детей познавательных интересов — одно изусловий прочности знанийучащихся. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степенитрудности его усвоения./>/> 1.3 Влияниеразличных видов деятельности на запоминание
Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро имедленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстрозаучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время какмедленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике названныхгрупп ещё и то, что быстро заучивающие быстро и забывают, а медленнозаучивающие забывают медленно, то станет ясно, что для оценки качества памяти вцелом, применять какой либо один показатель нельзя. Поэтому необходимоотметить, что память людей различается по нескольким параметрам: скорости,прочности, длительности, точности, объему заполнения. Все эти количественныехарактеристики памяти по существу и качественным различиям.
Т.е. говоря о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общуюнедифференцированную характеристику  памяти можно выделить также уровеньразвития у каждого человека по ее видам.
Так, например, словесно – логическая память на знание в речевой форме,логические схемы, математическую символику человека с хорошо развитым этоговида памяти легко запоминает слова идеи, логические конструкции. Запоминаемыйматериал часто не вызывает зрительных ассоциаций, такой человек легкозапоминает фамилии, имена и отчества. Но образная идентификация моделиосуществляется с большими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан соскладом ума человека, склонного к философским обобщениям и теоретическимрассуждениям.
Говоря об образной памяти на представление необходимо также подчеркнутьчто её уровень развития неодинаков также для различных модальностей, т. едоминирование отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной,двигательной и других не одинаково, также как и их функционирование.
По этой причине в положении о совпадении свойств быстрого заучения ибыстрого забывания, а медленного заучивания и медленного забывания следуетвнести оговорку. Т.к среди прочих есть и также, которые медленно заучивают ибыстро забывают, и одаренные с очень хорошей памятью, быстро заучивают имедленно забывают.
Иногда одному человеку, для того чтобы лучше запомнить материалнеобходимо его прочесть, т. к. при запоминании и воспроизведении ему легчеопираться на зрительную память то другому легче опираться на слуховую память иакустические образы.
Третьему легче запоминать и воспроизводить движение и ему можнорекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либодвижениями.
Чистые виды памяти в смысле безусловного доминирования одного изперечисленных крайне редки. Чаще всего можно столкнутся cразличными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной памяти. Типичными ихсмешениями является: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, слуховая — двигательная. Однако у большинства людей все же доминирующей выступаетзрительная память.
Наибольшее развитие у человека обычно достигают те виды памяти, которыечаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладываетпрофессиональная деятельность. Например: у учёных отмечается очень хорошаясмысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. Уактёров и врачей хорошо развита память на лица.
Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека,  егоэмоциональном  настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что икак человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит ототношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяетизбирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что нам интересно иэмоционально значимо. Существенную роль в запоминании может играть общеесостояние личности в момент запечатления, а также её физическое состояние вцелом, доказательством этому служит болезненное нарушение памяти. В такихслучаях происходит характерное расстройство памяти, которое в своихособенностях отражает расстройства личности больного. Известный исследовательрасстройства памяти Т. Рибо писал по этому поводу, что наша более или менеепредставление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, ипитается его, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас жеменяется представление человека о самом себе. Существует, не очень заметная, нопохожая на заметное расстройство человеческой памяти, которое мы не замечаемтак же, как акцентуации характера. Также расстройства в жизни  встречаютсяочень часто, поэтому важно иметь представление о таких типичных нарушениях.
По динамике протекания мнемических процессов амнезия делится наретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляетсобой забывание прошлых событий, антероградная – невозможность запоминания набудущее; ретрардиванная амнезия – вид изменения памяти связанный с сохранениемв памяти событий, переживаемых во время болезни и последующим их забыванием.Ещё один вид амнезии это прогрессивная амнезия – проявляется в постепенном ухудшении памяти, до её полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.
Далее говоря о памяти, возникает вопрос, является ли память признакомбольшого интеллекта. В действительности же есть огромное количество людей,которые отличаются феноменальной памятью, но не отличаются глубокиминтеллектом, т.к. феноменальная память не всегда служит истинным критерием ума.
Справедливо и другое утверждение совсем не обязательно быть человекомсредних или ниже средних способностей, чтобы обладать феноменальной памятью,так например, по истине великие математики как А.М.Ампер, Джон Уоллес, КарлФридрих Гаусс, также обладали феноменальной памятью. Но память, помогая им вработе, отнюдь не была причиной их гениальности. (28, 143)
И все же нужно сказать, что память и интеллект тесно взаимосвязаны, т.к.чем одарённей человек умственно, тем лучше у него память. Так, например, запасслов человека является довольно хорошим показателем, как памяти, так и ума.Известно, что люди с бедным опытом тяготеют к механическому запоминанию.
Любая работа научного характера способствует улучшению памяти, т.к.обогащает новыми категориями, точками зрения, исходя из которых можно,классифицируя запоминать факты и явления. Таким образом, память нельзя оторватьот других психических процессов, в том числе и от мышления, с которым она тесносвязана, т. к. в большинстве случаев при хорошем интеллекте мы имеем хорошуюпамять. При прочих равных обстоятельствах память является ценным качеством.Этот параллелизм, однако не обязателен. Приводится ряд исследований, в том числеизвестного психолога Оффнера, который доказал меньший объём запоминания, болеенизкий темп запоминания и меньшую точность воспроизведения у слабоумных. Памятьу слабоумных носит чисто механический характер, без включения в этот процесскакой-либо интеллектуальной проработки полученной информации. Память слабоумныхпочти не отражает специфические особенности человеческой памяти, ееопосредованный характер и наиболее существенные её качества заключаются в том,что человек своими знаниями владеет и может ими пользоваться. Механическаяпамять наблюдается у умственно отсталых людей и не несёт в себе высшихпроявлений памяти и не может быть разумно использована. Эксперименты,проводимые с детьми школьниками, Х. Эббенгаузом в Бреснавской гимназиипоказали, что элементы памяти заключённые в немедленном воспроизведении рядапростых относительных впечатлений в среднем не лучше чем у одарённых детей.Правда есть ряд других исследований, которые устанавливают лучшую память уболее одарённых детей. Исследования, проведённые во Франции, показали,одарённые ученики имели более сильную память, успех в школьных занятиях уучеников сильно расходился между собой. Так как у некоторых хороших учениковобнаружилась неудовлетворительная память, а у некоторых средне одарённых, памятьоказалась очень хорошей. (27, 86)
Если верно то, что одарённость и память идут не параллельно, то и однаодарённость без памяти являлась бы по образному выражению, полководцем безвойска или живописцем без красок. Поэтому на вопрос о том, почему у одногочеловека память лучше другого, или почему один человек бывает умнее другого.Можно сказать, что это пока физиологическая тайна.
Возможно, в исключительных случаях мозг может иметь такое строение, чтоопределенный вид долговременной памяти, например, на числа возникает с особойлёгкостью и поэтому есть люди, которые помнят имена и не помнят лица. Инаоборот рассеянные учёные помнят до мельчайших подробностей аспекты своегопредмета, но с трудом вспоминают свой домашний адрес.
Однако следует подчеркнуть, что возможности памяти только отчастиотражают врожденные свойства человеческого мозга. В значительной степени памятьможно развить путём систематической тренировки и об этом свидетельствуют многиеприводимые примеры. Несомненное значение, особенно для высших проявленийпамяти, имеет и общий уровень эрудиции человека, позволяющий связывать каждыйновый факт с имеющимися знаниями.
/>/>Глава 2.Методы и приёмы улучшения памяти человека/>/> 2.1 Упражнениядля развития  памяти по Ф.Лёзеру/> Тренировка запоминаниялогически не связанного текста
Нижеприведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которыеследует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый долженнаписать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считаетсяправильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.
1.Украинец                  11. Масло
2.Экономка                 12. Бумага
3.Каша                        13. Сладости
4.Татуировка              14. Логика
5.Нейрон                     15. Социализм
6.Любовь                     16. Глагол
7.Ножницы                  17. Прорыв
8.Совесть                     18. Дезертир
9.Словарь                   19. Свеча
10.Глина                      20. Вишня
Эффективностьзапоминания вычисляется по формуле:
Числоправильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем %эффективного запоминания./>Запоминание чисел
За40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этогонаписать все, что вы запомнили.
1.43                    11. 37
2.57                    12. 38
3.12                    13. 86
4.33                    14. 56
5.81                    15. 47
6.72                    16. 6
7.15                    17. 78
8.44                    18. 61
9.96                    19. 83
10.7                    20. 73
Эффективностьзапоминания в % вычисляется по формуле:
Количествоправильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100./>Запоминание лиц с именами и фамилиями
Запомнитьпредлагается 0 фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. Послеэтого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, ион должен «опознать» их. Эффективность запоминания определяется поаналогичной формуле./>Запоминание логически связанного материала
Предлагаетсязапомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (ониприведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через 1минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений.
«Роботы,которым доступны определенные поведенческие реакции. РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬСОЗНАНИЕ (1), создавая программы для его развития. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛАПОВЕДЕНИЯ (2). ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (4)? ДЕОНТОЛОГИЯили логика норм поведения ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5). СОВРЕМЕННАЯЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6). ОБЩЕСТВОНЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без подобных норм. ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ,ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9). Это является АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ(10).
Эффективностьзапоминания в % выражается формулой:
Числоправильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на100.
Средняяпродуктивность запоминания
Средняяпродуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений.Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4).
Например:          упр.№ 1……..%
упр.№ 2……..%
упр.№ 3……..%
упр.№ 4……..%
Суммаэтих % делится на 4
В результате рядаисследований установлено, что при 90-100% эффективности запоминания памятьчеловека можно квалифицировать как отличную, при 70-90% — как очень хорошую,при 50-70% — как хорошую, при 30-50% — как удовлетворительную, при 10-30% — какплохую и при 0-10% — как очень плохую.
Присистематической тренировке, если даже программа составлена самим тренирующимся,память постепенно улучшается./>Тренировка концентрации внимания
Длятренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его наизбранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этомпредмете. Запоминать следует существенную информацию о каком — либо событии,игнорируя несущественную.
Лёзеррекомендует с целью тренировки делать описание какой-либо картины, постоянноего детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающихфакторов (шум и пр.) (9, 59)

/>/>2.2 Основные принципы запоминания новой информации
Информация,поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь междусобытиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи междудвумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связьмежду этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочномузапоминанию. Вот некоторые примеры:
АльбертЭйнштейн — один из величайших физиков. Смысловое значение  здесь состоит в том,что он создал теорию относительности.
Ассоциативныесвязи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаютсянадолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное — кусокмасла на Луне.
Структурныесвязи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для болеелегкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д.Можно рифмовать некоторые слова./>Метод ассоциации
Методомассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицеронпри подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакимизаписями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминалпредварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал сопределенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводилассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминалипредметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своейречи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.
Существуетпростейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти спривлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольносвязать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесьтренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно — числового запоминания. За этим упражнением должно следовать другое такое же,тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можновыработать феноменальную память. (25, 59)/>Запоминание лиц
Частомы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старымизнакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще,кто они такие.
Чтобызапомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание наформу, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у другихлюдей и пр./>Запоминание имен
Первоеусловие для запоминания имени — оно должно быть произнесено громко и отчетливо.Его следует повторить раз — другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторыепользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому онопринадлежит, с эго характерными приметами и т.д./>Общие условия успешного запоминания
1.Когда материал интересен для запоминающего.
2.Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которойотносится заучиваемый материал.
3.Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту ипрочность запоминания.
4.Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
5. Когда при заучиванииматериала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), онвнимательно прочитан один — два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты изатем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
6.Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, котороетребуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятьючеловек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов — после 17повторений, 24 слова — после 40 повторений).
7.Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
8.Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерываетсяпаузами отдыха 10-15 минут./>/> 2.3 Приемы иупражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания
Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развитияпамяти, облегчения запоминания.
1. Образование смысловых фраз из начальных буквзапоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — опоследовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, встроки, связанные определенным ритмом или рифмой.
3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучныхслов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова— чтобы запомнить медицинские термины, «супинация» и «пронация», используютсозвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила» ).
4. Нужно находить яркие, необычные образы, картинки,которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить.Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда,жук — запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого,фантастического мультфильма, где стройный франт — «карандаш» в «очках» подходитк полной даме «люстре», на которую шаловливо влезает «стул», на обивке которогосверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно.Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильноискажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы, в активном действии(«карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менятьместами функции предметов («стул» на даме «люстре»).
5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите своюкомнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить,расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию высможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где выих расположили при предыдущем «обходе».
6. При запоминании цифр, чисел можно использоватьприемы: а) выявить 'арифметическую зависимость между группами цифр в числе,например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; б) выделитьзнакомые числа — например, в числе 859314 выделить 85 — год рождения брата, 314— первые цифры числа «пи» и т. д.; в) «метод зацепок» — замена цифр образами.Например, 0 — круг, 1 — карандаш, 2 — очки, 3 — люстра, 4— стул, 5 — звезда, 6— жук, 7 — неделя, 8— паук и т. д. Можно заменять цифры, буквами и словами.Например, замена цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными буквами в названии этихцифр: 1 — один — Н, 2 — два, В. 3 — три — Р. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменитьначальными согласными в их названии: 4 — 4,5  Π-6 — Щ, 7— С, 9-Д.
Замена словами: 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 — В (Вой).3 —Ρ (аРия), 4 Ч (оЧи), 5 — Π (Πα), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы).8 —M (яМа), 9 — Д (яД). 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь,15 — аНаПа, 16 — НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19— АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22ВиВа, 23 — ВаР,… ЗА — РеПа, ..., 44 — ЧаЧа, ..„ 56 — ПаШа,… 67 — иШиаС,… 78 — СоМ, .„, 84 — МяЧ,… 93 — ДаР. ..., 99 — ДуШа, 100 — НаЛиЛ и т. д.
Например, Вам надо запомнить телефон 9486138, то 94 — ДаЧа, 86 — МыШа, 13 —НоРа, 8 — яМа, — легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму» —этот номер Вы. уже не перепутаете.
7. Метод тренировки зрительной памяти — методАйвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьтемысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этогообраза, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза ипостарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторитенесколько раз.
8. Запоминание слов связыванием их в рассказ.
Исходные положения:
· образы должны быть яркими,четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении;
· они должны быть в движении;
· связка между ними может быть ввиде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе»похожести".
Пример запоминания логически не связанных слов (дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик,резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет,тетрадь, носки, воздух).
Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинаетрасти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ.Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз,превращаясь в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, котораяпревращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите иотламываете у нее один край — получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаетерасчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оностекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы беретеРЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда онападает вниз — разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Выпытаетесь ее поднять — не получается. Тогда открываете ее и из не прямо на Васвыезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ.Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. Ион начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которыхльется вода. Вам становится холодно от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Выподпрыгиваете, хватаетесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись наземлю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикрепленнуюогромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудныйкарман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать наноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону,сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают излампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но онвдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич,который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себеHОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.
9. Связка слов через сокращение образов (методзапоминания).
Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е.слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахиваябольшими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием вобразе большего объема первого слова.
10. Оживление (метод запоминания).
Попробуйте представить какого-либо зверя, животное.теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живетсвоей жизнью в Вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами,переходите к оживленным предметам по той же схеме. Упражнение выполняетсясначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно представлять, что Выкасаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйтевыполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле.Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предметами.
11. Взаимодействие с образами (метод запоминания).
Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац(5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим ввиде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце,представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться внем, жить. Представьте, что этот предмет — Вы, и начинайте составлять рассказ,оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, изкоторых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании«похожести»: цвета, каких-либо общих черт, формы, тяжести материала ит.д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70и переходите к следующему упражнению.
12. «Перетекание»
Представьте два предмета (лучше, если потренироватьсяна слайдах). На основании «похожести» какой-либо черты из одного предметаобразуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, месторасположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основеперетекания пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня,если тренироваться по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время ихзапоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем наоснове «похожести» из одного предмета образовывать другой. Например,арбуз — книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нееначинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причемстраницы того же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).
/>/>Заключение
Память во многом облегчает обучение, поэтому нужно заметить, что хорошаяпамять сама по себе является интеллектуальной способностью человека, то памятьи интеллект идут параллельно т.к. например словарный запас человека являетсяхорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна отпсихических процессов и в том числе от мышления. Поэтому можно чётко выявитьиндивидуальные особенности памяти каждого испытуемого, у одного она лучшедругого, но это преимущество во многом определяется тем, по каким видамдеятельности занимается данный человек. Один хорошо играет на фортепьяно, т.е.учится музыке другой любит рисовать. Поэтому всё же в значительной степенипамять можно развивать путём систематических тренировок. Для этого и предлагаютследующие рекомендации,  которые помогут улучшить тот вид памяти, которыйявляется менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять ипомнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные процессы,связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая памятьи скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественномуиспользования этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованнойпамяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизнилогической памяти замедляется развитие механической памяти. Жалобы на память вэтом возрасте встречаются чаще чем у младших школьников. Наряду с этимпоявляется интерес, как улучшить запоминание.
А.Н.Леонтьев показал, что с увеличением возраста идет постепенноеулучшение непосредственного запоминания, причём быстрее, чем опосредственного иближе к подростковому и юношескому возрасту. Прирост продуктивностинепосредственного запоминания замедляется и за одно с этим увеличиваетсяпродуктивность опосредованного запоминания.
С возрастом отношения между памятью и мышлением меняются. Мышление в этомвозрасте тесно связано с  памятью, мыслить, значит  вспоминать, т.е.запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутризапоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материалапо этим отношениям.
Воспитаниюположительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практическойработы человека: порядок на рабочем месте, планирование,самоконтроль, использование разумных способовзапоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношениек своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы изаимствовать у других людей приемы эффективные ит.п. Некоторые индивидуальные различия в памятитесно связаны со специальными механизмами,защищающими мозг от лишней информации. Степеньактивности указанных механизмов y разных людейразлична. Защитой мозга от ненужной информацииобъясняется, в частности, явление гипнопедии, т.e. обучение восне. В состоянии сна некоторые механизмы,защищающие мозг от избыточной информации, выключаются,поэтому запоминание происходит быстрее.
Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, еслиэто не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальныхупражнений, улучшить память можно благодаря постоянному  заучиваниюстихотворений.
Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи,выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить ссобой записные книжки.
/>/>Список используемой литературы
1. «Лабораторный практикум по общей и социальной психологии» под ред.В.П.Роминых. Чебоксары 1998г.
2. Блюм Д. Психоаналитические теории личности, М.,1999.
3. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях вонтогенезе // Вопросы психологии 2000
4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.:Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.
5. Веккер Л.М. Психические процессы. ВЗТ. – Т.1. – Л., 1974.
6. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций  //Психология эмоций: Тесты. М., 1993 .
7. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика”1980 г.
8. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1980.
9. Даниел Лапп “Улучшение памяти в любом возрасте” Мир 1993 г.
10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности:Учебник. М.: Учебная литература, 1997.
11. Джемс У. Психология под ред.Л.А.Петровской  Москва 1991
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Питер. 2001.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
14. Изард Кэрол Е. Эмоции человека. — Санкт-Петербург,  2000.
15. Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей, экспериментальной иприкладной психологии,  «Питер», Санкт-Петербург, 2000,
16. Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти” М 1989 г.
17. Лядиус А.Р. “Память в процессе развития” М 1990 г.
18. Мнемоника. Методическое пособие
19. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 том. М. Изд. центр “Владос” 1999г.
20. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986
21. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А.,Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.
22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред.А.А.Крылова, С.А.Маничева. Питер. 2000.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989.
24. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону,«Феникс», 1996
25. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: – Вып. 6 – М., 1978
26. Хванливин М.М. “Функциональная и структурная организация памяти в нормеи патологии” М 1999 г.
27. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.
28. Шаталов В.В. Память и возможности ее развития, Киев 1997, Флорес Ц.Хрестоматия по общей психологии // Психология памяти—МГУ, 1979


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.