Реферат по предмету "Психология"


Психические состояния человека

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Кафедрафилософии, истории и права
Контрольнаяработа
По психологиии педагогике
Вариант №18
Работа выполнена:Семеновой Дарьей Андреевной
Барнаул 2010

Оглавление
1. Определение психических состояний
2. Вопрос 1. Охарактеризуйте типичныеположительные психические состояния человека
3. Вопрос 2. Рассмотритеотрицательные психические состояния
4. Вопрос 3. Тест
Список литературы

1. Определение психических состояний
Психические состоянияпредставляют собой целостные характеристики психической деятельности заопределенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в егоотношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можновыделить три общих измерения: мотивационно-побудительное,эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступаетпервое измерение).
Наряду с психическимисостояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, то естьпсихические состояния отдельных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов,обществ). В социологической и социально-психологической литературе специальнорассматриваются два вида таких состояний ─ общественное мнение иобщественное настроение.
Психические состояниячеловеческих общностей характеризуются целым рядом признаков, не свойственныхвообще или свойственных в меньшей степени состояниям индивида; массовидность;ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества;«заразительность», то есть способность к быстрой иррадиации (распространению);«эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности;информативность, тенденция к закреплению.
Психические состояниячеловека характеризуются целостностью, подвижностью и относительнойустойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности,индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Каждому психическомусостоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность ─неуверенность, активность ─ пассивность, фрустрация ─ толерантностьи т. д.).
В зависимости от влиянияна личность, психические состояния человека делятся на: положительные иотрицательные, стенические и астенические.
Возникновение ипротекание психических состояний человека зависят от его индивидуальныхпсихических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психическихсостояний, жизненного опыта, (в том числе профессионального), возраста,физического состояния, конкретной ситуации и т.д.
Однако можно выделитьтипичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственныебольшинству людей, как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), таки в профессиональной деятельности. Сюда следует отнести психические состоянияпрофессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояниерадости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д. [Психология и педагогика (РадугинА.А.) стр.110-112]
Вопрос 1. Охарактеризуйтетипичные положительные психические состояния человека
Типично положительнымисостояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многиедругие состояния, имеющие яркую положительную окраску. Они характеризуютсяулыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятияокружающими, уверенностью в себе и спокойствием, ощущением способностисправиться с жизненными проблемами. Аргайл и др. выделили 3 группы факторовположительных эмоциональных состояний, такие как полнота переживаний и ихглубина; успех; чувство привязанности к людям. Полнота переживаний имеет многообщего с «пиковыми переживаниями» или «моментами наиболееполного ощущения счастья и самореализации» (Маслоу). Это состояниехарактеризуется как полная вовлеченность, погруженность в какую-либодеятельность — трудовую или досуговую. Источником этой вовлеченности являетсяравновесие между сложностью деятельности и умениями человека. Если проблема,которую предстоит решить, слишком сложна, появляется чувство беспокойства, еслислишком проста, то чувство скуки.
Положительно окрашенноеэмоциональное состояние влияет на протекание практически всех психическихпроцессов и поведение человека. Так, если в момент заучивания испытуемыенаходились в состоянии удовольствия, радости, то доля последующеговоспроизведения заученных слов составляла 78%, если же в состоянииподавленности, депрессии, то только 34%. Известно, что успех в решенииинтеллектуального теста положительно влияет на успешность решения последующихзаданий, неуспех — отрицательно. Стимулирование положительных эмоций приводит коригинальным и разнообразным словесным ассоциациям, способствует творческойотдаче и благоприятно влияет на решение задач. Многие эксперименты показали,что счастливые люди проявляют большую готовность прийти на помощь другим. Так,в одном из экспериментов 47% испытуемых, положительно окрашенные, эмоциональныесостояния которых были вызваны воспоминаниями о счастливых эпизодах их жизни, сготовностью согласились сдать свою кровь, в то время как в контрольной группена это согласились лишь 17%. Многие исследования свидетельствуют о том, чтолюди, находящиеся в хорошем расположении духа, склонны более положительнооценивать свое окружение (Аргайл).
Радость — одна изосновных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения,удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека.Радость считается противоположной грусти, печали. Радость может отделяться отудовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более«высокое» чувство, в противопоставлении «душа» — «тело» связывается с душой, аудовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом.
Счастье — психологическоесостояние, при котором человек испытывает удовлетворенность собственным бытием,внутренняя гармония. Разделяются: эпизодическая удовлетворенность по случаюконкретных событий жизни и интегральная характеристика того, насколькоудовлетворение данной актуализированной потребности не противоречит возможностиудовлетворить другие потребности. [Каретко М.А. О счастье. 1992. №1. С. 186]
Любовь — чувство,свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другомучеловеку или объекту.
Способность к любви увысших животных может проявляться в форме привязанности, сложныхвзаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна ипока не подтверждена.
Любовь — одна изфундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любвии её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам илитературным памятникам, известным человеку.
Любовь рассматриваетсятакже как философская категория, в виде субъектного отношения, интимногоизбирательного чувства, направленного на предмет любви.
В учебной ипрофессиональной деятельности положительными психическими состояниями являются:профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение и решительность.
Профессиональнаязаинтересованность − психическое состояние, для которого характерны:осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать оней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на кругеобъектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинаютзанимать господствующее положение в сознании специалиста.
Творческое вдохновение −психическое состояние, выражающееся в творческом подъеме; обострениивосприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного;возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальныхвпечатлений и т. [http://5ballov.qip.ru]
Решительность −психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его висполнение. Однако решительность − это ни в коем случае не спешка,торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми условиямирешительности являются широта мышления, проницательность, мужество, большойжизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же«решительность», как и нерешительность, то есть психическое состояние,характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение иведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреватынеблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе ипрофессиональным, ошибкам. [Психология и педагогика (Радугин А.А.) стр.114]
Таким образом, мы видим,что стенические психические состояния сопровождаются положительными эмоциями,характеризуются повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения,радостного волнения, подъёма, бодрости). При переживании дыхание становитсяглубоким и лёгким, сердце работает энергичнее, в глазах появляется блеск,корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения действий, требующихзатраты большей, чем обычно энергии. Они активны, переживаются с положительнымэмоциональным тоном, уверенностью и хорошим расположением духа. Человек полонсил и готов прийти на помощь другому.

Вопрос 2. Рассмотритеотрицательные психические состояния
Наряду с положительными(стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могутвозникать и отрицательные (астенические). Например, нерешительность появляетсяне только при отсутствии самостоятельности, уверенности в себе, но и из-зановизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации. Экстремальныеусловия приводят к состояниям психической напряженности.
Психологи также говорят осостоянии сугубо операционной (операторной, деловой) напряженности, котораявозникает в результате сложности выполняемой деятельности (это трудностисенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательнойкоординации, интеллектуальная нагрузка и т. д.), и эмоциональной напряженности,вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в томчисле с больными, правонарушителями и т. д.).
Необходимо также отметить,что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определённогоэмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимымусловием продуктивной интеллектуальной деятельности т. к. сознательной оценкевсегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отборагипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальноерешение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основногопринципа решения задач.
Выступая против ошибочныхвербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию«коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.
Предварительноеэмоциональное переживание ситуации позволяет человеку:
а) почувствовать, чтовыполняемая им деятельность является «его деятельностью»;
б) как бы дистанционнооценивать условия протекания планируемой деятельности, т.е. осуществлять такназываемое предварительное «эмоциональное планирование».
Здесь даже отрицательныеэмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходитвзаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаясяпродуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация,порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс)эмоции.
Стресс − неспецифическийответ организма на любое предъявленное ему требование (Селье). Пофизиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, цельюкоторого является сохранение морфофункционального единства организма иобеспечение оптимальных возможностей для удовлетворения имеющихся потребностей.Под неспецифическим ответом Селье понимал стереотипный ответ организма,независимый от природы раздражителя. Лазарус разводит понятия физиологическогои психологического стресса. Они отличаются по особенностям стимула, механизмувозникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стрессхарактеризуется нарушением гомеостаза, он вызывается непосредственным действиемнеблагоприятного фактора на организм (например, погружение в ледяную воду,перегрев организма и пр.). Восстановление гомеостатических функцийобеспечивается висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которыеобусловливают стереотипный характер реакций, однозначно обусловленныххарактером стрессора. Поэтому при физиологическом стрессе реакции стереотипны ипредсказуемы. Иначе обстоит дело при психологическом стрессе. Анализпсихологического стресса требует учета таких факторов, как значимость ситуациидля субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Поэтому припсихологическом стрессе реакции индивидуальны и не всегда предсказуемы."… Решающим фактором, определяющим механизмы формирования психическихсостояний, отражающим процесс адаптации к сложным условиям у человека, являетсяне столько объективная сущность «опасности», «сложности»,«трудности» ситуации, сколько ее субъективная, личная оценкачеловеком" (Немчин).
Любая нормальнаядеятельность человека может вызвать значительный стресс, не причинив при этомвреда организму. Более того, умеренный стресс (состояния нервно-психическогонапряжения I, II и отчасти III уровня) мобилизуют защитные силы организма и,как было показано в ряде исследований, оказывают тренирующий эффект, переводяорганизм на новый уровень адаптации. Вредоносным является дистресс, или вредныйстресс, по терминологии Селье. Состояние психоэмоциональной напряженности,психоэмоционального стресса, фрустрации, аффекта можно отнести к дистрессовымсостояниям.
Фрустрация – психическоесостояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению целисталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или воспринимаютсяим как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышениеактивации подкорковых образований, возникает сильный эмоциональный дискомфорт.При высокой толерантности (устойчивости) по отношению к фрустраторам поведениечеловека остается в пределах адаптивной нормы, человек демонстрируетконструктивное, разрешающее ситуацию поведение. При низкой толерантности могутпроявляться различные формы неконструктивного поведения. Наиболее частойреакцией является агрессия, которая имеет разное направление. Агрессия,направленная на внешние объекты: словесный отпор, обвинения, оскорбление,физические нападки на человека, который вызвал фрустрацию. Агрессия,направленная на себя: самообвинение, самобичевание, чувство вины. Можетпроисходить смещение агрессии на других лиц или на неодушевленные предметы,тогда человек «выливает свой гнев» на ни в чем не повинных членовсемьи или бьет посуду.
Состояние тревогивозникает в ситуациях неопределенности, когда характер или время возникновенияугрозы не поддается предсказанию. Тревога — сигнал опасности, которая еще нереализована. Состояние тревоги переживается как чувство диффузного опасения,как неопределенное беспокойство — «свободноплавающая тревога».Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности,побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняетадаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревогинеадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения иведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженнымнарушениям психики и поведения. При изучении тревоги выделяют тревогу, какличностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям,проявляющимся в неуверенности в будущем, и актуальную тревогу, входящую вструктуру психического состояния в данный конкретный момент (Спилбергер,Ханин). Березин, основываясь на экспериментальных исследованиях и клиническихнаблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда. Этот рядвключает в себя следующие аффективные феномены.
1. Ощущение внутреннейнапряженности. Создавая напряженность, настороженность, этот уровень тревогиимеет наиболее адаптивное значение, поскольку включает механизмы адаптации,модифицирует активность личности и не сопровождается нарушениями интеграцииповедения.
2. Гиперестезическиереакции. При нарастании тревоги ранее нейтральные стимулы приобретаютзначимость, им придается отрицательная эмоциональная окраска, утрачиваетсядифференциация значимых и незначимых стимулов, в результате чего множествособытий внешней среды становятся значимыми для субъекта, а это, в свою очередь,еще больше усиливает тревогу).
3. Собственно тревогахарактеризуется появлением ощущения неопределенной угрозы, неясной опасности.Признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы ипредсказать время ее возникновения. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу,может быть связана с отсутствием или бедностью информации, с неадекватностью еелогической переработки или неосознаванием факторов, вызывающих тревогу.
4. Страх.Неосознаваемость причин тревоги, отсутствие ее связи с объектом делаютневозможным организацию деятельности по устранению или предотвращению угрозы. Врезультате неопределенная угроза начинает конкретизироваться, происходитсмещение тревоги к конкретным объектам, которые начинают расцениваться какугрожающие, хотя это может и не соответствовать действительности. Такаяконкретизированная тревога представляет собой страх.
5. Ощущениенеотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревогиприводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы. А этовызывает потребность в двигательной разрядке, которая проявляется в следующемшестом феномене — тревожно-боязливом возбуждении, на этой стадии дезорганизацияповедения достигает максимума, возможность целенаправленной деятельностиисчезает.
Все эти феноменыпроявляются по-разному в зависимости от стабильности психического состояния.
Депрессия — временное,постоянное или периодически проявляющееся состояние тоски, душевнойподавленности. Характеризуется снижением нервно-психического тонуса,обусловленного негативным восприятием реальности и самого себя. Депрессивныесостояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть близких, разрывдружеских или любовных отношений. Депрессивное состояние сопровождаетсяпсихофизиологическими нарушениями (утратой энергии, мышечной слабостью),ощущением пустоты и бессмысленности, чувством вины, одиночества, беспомощности(Василюк). Для депрессивного состояния характерна мрачная оценка прошлого инастоящего, пессимизм в оценке будущего.
Агрессия −проявлениев чувствах и действиях индивида или социальной группы враждебности.Враждебность может быть направлена на себя (нанесение психического вреда себе:самообвинение, самоунижение или физического вреда: телесные повреждения,самоубийство) или на окружение физическое, социальное. В зависимости отмотивов, лежащих в основе агрессии, различают: реактивную агрессию (порожденаопасностью утраты жизни, свободы, имущества); компенсаторную агрессию(вызывается неспособностью человека применять свои силы для достижения цели изаменяет продуктивную деятельность агрессией). Существуют также виды агрессии,ориентированные против жизни, которые обусловлены патологией психики(некрофилия, нарциссизм и др.).
Персеверация и ригидность
Заканчивая разговор оботрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека впроцессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться насостояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г.Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительномного общего. Однако персеверация — пассивное состояние, возникающее поинерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригидность — более активноесостояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству.Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношениеили установку человека к изменениям.
Говоря о вредеперсеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления,необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные)люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-заинертности, «застойности», вторые — вследствие такой«подвижности», которая мешает сохранить необходимые для работы мыслиопорные пункты. [Психологияи педагогика (Радугин А.А) стр. 119]
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод, что отрицательные психические состояния психическиесостояния противоположны стеническим. В отличие от них, астенические состояниясопровождаются отрицательными эмоциями, самобичеванием, нежеланием общаться. Человекиспытывает дискомфорт, неуверенность, незащищенность. Человек чувствует себяподавленным. Уровень работоспособности падает.
Однако, есть и такиелюди, которым нравится испытывать страх, особенно наглядно проявляется прикатании людей на американских горках или при спуске на лыжах с крутого склона ит. д. Здесь удовольствие возникает не только от переживания страха и сознания егобезопасности, но и от физических ощущений.
Вопрос 3. Тест
Укажите, какоепсихологическое понятие характеризуется как «эмоциональное состояние,возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности,крушением надежд».
а) аффект
б) фрустрация
в) стеническая эмоция
Ответ: б) фрустрация.
психическое состояние эмоциональныйастенический

Список литературы
1) Радугин А.А. Психология ипедагогика.
2) Каретко М.А. О счастье. 1992. №1.С. 186
Ресурсы интернета:
1) bookap.info
2) ru.wikipedia.org
3) 5ballov.qip.ru
4) www.psyhoslovar.ru/article_18.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.