Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности уверенной в себе личности

Психологические особенности уверенной в себе личности
Настоящеевеличие человека заключаются в осознании истинной цели жизни, основанной насамооценке и частном самоанализе, и в неизменном следовании принятым для себяправилам, без оглядки на то, что могут думать или говорить другие люди, и нато, совпадают ли его поступки с поступками остальных.
МаркАврелий
Организация деятельностив учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, на современномэтапе развития общества требует педагогов, обладающих уверенностью в себе.
Проблемауверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям изучается впсихологической теории и практике. Понятие «уверенность» присутствуетв большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов дляобозначения этого качества личности. В середине 20-го века психологи обнаружилисвязь неуверенности в себе с возникновением неврозов и соматическихзаболеваний. В результате к началу 70-х годов сформировалось представление обуверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себяопределенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицитнавыков социального поведения) и когнитивные компоненты.
Однимиз самых часто используемых определений уверенности в себе является определениеРюдигера и Риты Ульрих.
Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуумапредъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением идобиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относитсяспособность разрешать себе иметь запросы и требования (установки поотношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх изаторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).
 Первым,кто серьезно занялся изучением неуверенности в себе, и найти пути коррекции,лечения или ослабления ее невротизирующего влияния, был Андре Сальтер, владелеци главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Ссылаясьна теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности можетбыть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее кформированию «тормозной» личности, неспособной к открытому испонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной всамореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах сдругими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той илииной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основесвоего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристикздоровой, уверенной в себе личности.
Увереннуюличность характеризует:
· эмоциональностьречи,что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всехиспытываемых им чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытостьличности. С его точки зрения, уверенный человек чувства «называет своимиименами» и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться,что же именно за чувство стоит за его словами. Во-вторых, чувства уверенный всебе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли.В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые ониспытывает. Он не стремится скрыть или «смягчить» проявления своихкак позитивных, так и негативных чувств;
· экспрессивностьи конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств исоответствие между словами и невербальным поведением;
· прямоеи честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;
· использованиеместоимение «Я» в речи;
· способностьбез стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Им не свойственносамоуничижение и недооценка своих сил и качеств;
· способностьк импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.
Даннаяхарактеристика соответствует детям дошкольного возраста. Они эмоциональны,спонтанны, экспрессивны, открыты, веселы. Что же происходит по мере взросления?Куда исчезает естественное и уверенное поведение ребенка?
Относительнопричин возникновения неуверенности в себе существует нескольковзаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории«обучения на моделях» Альберта Бандуры. В соответствии с этойтеорией,новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенногоповедения возникает как результат подражания — копирования ребенком техстереотипов поведения, которые он наблюдает вокруг себя. Родители,родственники, друзья служат «моделями» для копирования. В результатеуверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий«слепок» образцов поведения, доминирующих в среде, окружающейребенка.
Другим,не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию«выученной беспомощности» Мартина Селигмана. Он предположил, чтона формирование личности ребенка влияют не только «модели», служащиедля копирования, но и реакция родителей, и шире – всей окружающей социальнойсреды – на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или непозволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разнымиреакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка иреакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, илинарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая«выученная беспомощность».
Селигманопределяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когдавнешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы ихпредотвратить или видоизменить. Чувство беспомощности возникает тогда,когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольныхдействий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что онипротекают независимо от нас (субъективные условия). В результате сопряжения вовремени активных произвольных действий и неконтролируемых последствий возникаетпечальный результат — теряется мотивация к любым действиям, предполагающимизменения во внешней среде.
Итак,выученная беспомощность возникает тогда, когда ребенок либо вообще не получаетникакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, гдевнимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получаетоднообразную негативную («все равно накажут») или однообразнуюпозитивную («маменькин сынок») обратную связь./>
Далее,еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостатокверы в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективностьвозникает в результате массированных негативных оценок со стороны близкихлюдей, воспитателей, учителей, которые в последствие видоизменяются внегативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативныесамооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другойстороны — вызывают негативные (неприятные) эмоции.
Изприведенных объяснений причин неуверенности, следует, что ребенок появляется насвет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическимиили психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают илиусложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственноформирования уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализации вформировании уверенности играют свою роль множество факторов, но в первуюочередь — разнообразие возможностей приобретения (копирования, обучения) новымсоциальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на этинавыки социального окружения.
Впротивном случае имеет место «негативный» вариант. Неуверенностьформируется в ситуации когда
· социальнаясреда, в которой рождается человек, крайне бедна впечатлениями и однообразна.Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен;
· социальнаясреда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественнонегативны;
· достиженияи успехи этой средой отрицаются, не замечаются или подвергаются критике;
· негативнаяобратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызываетпереживание неуспеха;
· негативныесамооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннегодиалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новымисторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений.
Врезультате неуверенный человек меньшего достигает в жизни. Сама жизнь, любаяформа активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, этипереживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и егоблизких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут иработают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В такомобществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергиитратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей дляосуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного(достаточно болезненного) мира.
Одиниз учеников и сотрудников Сальтера – Джозеф Вольпе обнаружил, что существеннуюроль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемыйчеловеком в определенных ситуациях.
· Однаждывозникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальнымиситуациями и затем подкрепляет сам себя.
· Страхснижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх.
· Страхсоздает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи ещебольше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведениевыучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится,распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется всамых различных формах и в самых разных ситуациях.
ДжозефВольпе выделил и подробно описал страхи.
· страхкритики;
· страхбыть отвергнутым;
· страхоказаться в центре внимания;
· страхпоказаться неполноценным;
· страхначальства;
· страхновых ситуаций;
·  страхпредъявлять претензии или не суметь отказать в требовании;
· страхне суметь сказать «нет».
Втой или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любогочеловека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становитсядоминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Психологи изГермании — Рита и Рюдигер Ульрихи обнаружили, что чувства вины и стыда такжеиграют существенную роль в возникновении неуверенности – наряду с дефицитомнавыков социального поведения.
РайнерЗигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении. Онпоказывает, что социальный страх при определенных условиях провоцируетнекоторые негативные самовербализации («Я с этим не справлюсь...»,«Это выше моих сил» и т.д). Внимание человека при этомконцентрируется на негативных установках, и тормозят уверенное поведение.Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. Неприятноепереживание сохраняется в виде мысленных образов и эмоциональных реакций.Возникшая ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в своюочередь вызывает неуверенность.
Кромеэтого, прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себевопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, менявоспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативныхоценок, «нарушенного образа себя», собственные достижениянедооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычнонегативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели.
Неуверенность характеризуется:
· недостаточноясными формулировками намерений;
· неполнымипланами действий;
· негативнойоценкой результатов действий, приводящих к возникновению «дефектных»или «дефицитных» стереотипов поведения.
Такимобразом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне,самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведениечеловека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.
Исходяиз этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себеесть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидомсобственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых длянего целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формированиятакого рода оценок служит позитивный опыт решения социальных задач и успешногодостижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формированияуверенности в себе важна субъективная позитивная оценка результатов собственныхдействий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивныеоценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков испособностей определяют социальную смелость в постановке новых целей иопределении задач, а также инициативу, с которой человек берется за ихвыполнение. Особое отношение к уверенным и неувереннымпроявлениям индивидуальности имеют многочисленные культурные исоциально-политические предпосылки. Общественные цели и коллективнаяответственность за результаты действий в недавний период истории ценились вышеличных целей и личной ответственности. Использование местоимение «Я»- достаточно неудобная форма выражения в обществе, где правила партия,состоящая из «мы». И если случалось говорить «я», то после «я»приходилось постоянно добавлять «от лица нашей организации», «я,как и весь народ, как и все люди моего города, как и все прогрессивноечеловечество». Так ведь удобно, выгодно, социально одобряемо, нормативно иникакой личной ответственности. «Я» – последняя буква в алфавите»,повторяли учителя.
Нотакое утверждение ложно и малопродуктивно. Люди – это множество «я». Прогрессивноечеловечество составляют разные люди, с разными «я», с разноймотивацией и с разной степенью согласия с принятым в качестве нормативногомнением. Более того, именно мнение меньшинства, а в решающие моменты истории — и отдельных лиц, которое даже лексически трудно выразить в безличной форме илиот третьего лица («есть мнение», «некоторые полагают»),часто оказывает решающее влияние на принятие наиболее творческих и продуктивныхрешений. Иногда случается, что личные мнения, сомнения, желания и ценности непринимаются социальным окружением. И это приводит к санкциям со сторонысоциального окружения. Иными словами: хорошо ли это – в явной и открытой форме говоритьо своих желаниях, мнениях и чувствах? Не получается ли так, что человекуверенный в себе – это человек переоценивающий свои возможности и не умеющийутаивать свои эмоции и чувства? Действительно, уверенность в себе — этопереоценка позитивных сторон своих навыков, способностей, переоценка шансов,которые нам предоставляет окружающий нас мир, это вера в себя (Ромек, 1996). Но– парадокс: именно эта позитивная оценка позволяет ее обладателю браться замногое и многого достигать в тот момент, когда неуверенный постоянносомневается и не может принять решение.
Относительновыражения эмоций: уверенный в себе человек часто выражает эмоции, и чувства докоторых другим и дела нет. Но именно это помогает ему стать душой компании,заводить новых друзей, спасает от одиночества и т.д.
Можноли добиться самоуважения, не унижая при этом других? Можно ли быть уверенным всебе и не разрушать веру в себя у других? Существуют ли способы уважительногоотношения к себе и к другим? Конечно, можно, конечно, существуют. Вот только необладаем мы чувством уверенности в себе и не владеем мы способами уважительноговзаимодействия, и потому других научить не можем. Сама среда, сам социум ипринятые в нем нормы «не настроены» на уверенность в себе исамоутверждение.
Существуетмножество фактов, затрудняющих, формирование самоуважения и уверенности в себе:
· репрессивныйхарактер всех правил и установлений, чаще всего не предусматривающих системыпоощрений;
· шаткостьзаконодательной базы, не обеспечивающей защиту личных прав;
· слабаясистема защиты интеллектуальной собственности и собственности вообще,пренебрежение личной собственностью. Кроме этого, уверенность в себе с большимтрудом вписывается в современную систему ценностей школы, в системусоциализации и часто понимается почти как полный аналог самоуверенности,наглости и агрессивности.
Довольнодолго агрессивность и наглость с одной стороны, и неуверенность и пассивность — с другой пытались представить и анализировать как некоторые полярные качества,неприемлемые с этической, медицинской и экономической точки зрения. Множествораз было доказано, что агрессивность и неуверенность негативно сказываются наздоровье, как физическом, так и социальном, на экономических показателях, науровне дохода семьи и т.д. Развитие этой линии исследований привело к одномуважному результату: неуверенность и агрессивность стали пониматься какдве разные формы проявления отсутствия уверенности в себе.
Еслипартнер унижает других, хамит, грубит и такое поведение становится стилем егожизни – это свидетельство личной неуверенности. Можно с уверенностью сказать,что унижают от недостатка воспитания и от неспособности достичь своих целейдругим способом. В то же время как уверенность в себепозволяет обрести такое качество личности, как социальная компетентность.Социальная компетентность определяется как особый навык, умение находитькомпромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умениемдобиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этомправа других на осуществление желаний их собственных. Предполагается, что есливо всех действиях и вербализациях человек ограничивается осведомлением других освоих правах и желаниях, и не допускает при этом никакого давления напартнеров, то это уже само предоставляет партнеру право согласиться илиотвергнуть просьбу или требование.
Социальнаякомпетентность — есть результат особого стиля уверенного поведения, при которомнавыки уверенности (различные в сфере официальных и межличностных отношений)автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения сучетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы иусловия) контекста (Ромек, 1996). Такое понимание соотношения уверенности всебе, агрессивности и социальной компетентности, стало основой решенияэтической проблемы самоутверждения, так или иначе затрагивающего личныеинтересы других людей или общественные интересы.
Социальнокомпетентные люди обладают определенными коммуникативными способностями:
· Способностьоткрыто говорить о своих желаниях и требованиях.
Употребление«Мы» не способствует открытому выражению потребностей, желаний, и,тем более, – требований. Многим придется отказываться от личных желаний впользу мнения и желаний большинства. Трудно вообразить себе такой сплоченныйколлектив, в котором бы общие цели максимально соответствовали потребностямотдельных его участников (люди все-таки — разные).
· Способностьсказать «Нет». И с этим навыком возникают определенные проблемы, оченьпохожие на только что описанные. Единодушное коллективное «Нет» оченьтруднодостижимо. Желания, цели, ценности, уровень интеллекта и т. д. – все индивидуально.
· Способностьоткрыто говорить о своих чувствах.
Выражениесвоих собственных чувств открыто, не используя местоимения «Я» невозможно.Поколению, привыкшему к «Мы» сложно выражать личные чувства.
· Способностьустанавливать, поддерживать и заканчивать разговор.
Существенныехарактеристики уверенного поведения.
1. Оптимизми само-эффективность (Селигман, 1975; Бандура, 1977).
Инымисловами эту характеристику человека можно обозначить как чувство уверенности всебе: вера в доброе, лучшее, светлое. Этот комплекс эмоционально-когнитивныххарактеристик описывается следующим образом: в большинстве моментов временичеловек высоко (позитивно) оценивает свои навыки и способности, вероятностьосуществления желаний и достижения личных целей. Успехи считаются личнойзаслугой, недостатки приписываются временному неблагоприятному стечениюобстоятельств. Привычные позитивные оценки препятствуют самоуничижению в любыхего формах и унижению других людей.
2. Открытость.
Всежелания, чувства, просьбы, требования и претензии выражаются в открытой форме,от первого лица. Приказы, советы, наставления, обобщенные оценкипереформулируются в «Я-высказывания». Такого рода вербализации мало укого вызывают категорические возражения, препятствуют недопониманию и ложнымистолкованиям. На этом пункте сходятся большинство психологов, используя иныесинонимичные наименования (конгруэнтность, истинность, самотождественность ит.д.)
3. Спонтанность.
Действиясовершаются спонтанно, без долгого обдумывания и откладывания решающегоразговора. Возможные недоразумения разрешаются не в результате интриг искандалов, а в открытом и честном разговоре. Реакция на разное поведениеокружающих разная и сиюминутная (неотсроченная).
4. Принятие.
Открытые,спонтанные и уместные высказывания и действия других людей (вне зависимости отих «полярности») принимаются всерьез и сопровождаются адекватнойвнутреннему ощущению реакцией. Более того, поддерживаются именно спонтанные иоткрытые реакции. Этика уверенного поведения заключается в том, что,отличающиеся друг от друга потребности, мнения и права разных людейвыслушиваются, принимаются и сопоставляются с целью поиска наиболее приемлемойдля всех формы их удовлетворения, принятия или защиты. Решение этой задачи вовсе усложняющемся мире продолжается, и процесс поиска добавляет всем членамобщества социальной компетентности, оптимизма и веры в себя. Сможем ли мы освободиться от стереотиповнеуверенного поведения?Сможем ли помочь ребенку обрестиуверенность в себе, чтобы уверенно идти по жизни?Все зависит от нас самих.Древняя мудрость гласит «Загляни в себя.Там неисчерпаемый источник добра и благополучия. Он никогда не иссякнет,сколько бы ты ни пил из него».Интересно поразмышлять и познатьсебяУпражнение 1. «Картинаприятного события»
Нарисуйте для себякартину предстоящего приятного события, а потом сделайте эту картину ярче изаметьте, как меняются ваши ощущения. Большинство людей сильнее реагируют наболее яркие картины; некоторые сильнее реагируют на более тусклые изображения.
Теперь возьмите приятноевоспоминание из своего прошлого и буквально сделайте цвета ярче и контрастнее.Как наличие «яркого прошлого» меняет интенсивность вашей реакции на него? Если,раскрашивая свое воспоминание в более яркие цвета, вы не замечаете разницы вощущениях — попробуйте увидеть его в черно-белом варианте. В то время какизображение теряет свой цвет, ваша реакция, скорее всего, ослабевает.
Упражнение 2. «Добавьтенемного света в свою жизнь»
Подумайте о другомприятном переживании, и буквально осыпьте этот образ маленькими сияющимиискорками — и обратите внимание, как это влияет на вашу эмоциональную реакцию. Упражнение 3. «Оставьтесвое прошлое позади»
Выберите воспоминание,которое все еще заставляет вас плохо себя чувствовать, а потом отметьте, где выего сейчас видите и насколько далеко от вас расположено изображение. Возможно,оно находится перед вами, довольно близко. Теперь возьмите этот образ ифизически отодвиньте его далеко за себя. Как это меняет ваше отношение к этомувоспоминанию?
Упражнение 4. «Новое убеждение»
Сформулируйте новоеубеждение, которое вы хотели бы иметь вместо того, которое у вас сейчас есть ивам не нравится?» Это убеждение нужно предъявлять в позитивных терминах, безотрицаний. «Я могу научиться меняться», «Я способна менять свое поведение», «Яверю, что могу изменяться», «Я верю, что могу быть здоровой, могу обрестисмелость» — это полезные, позитивные убеждения. Убеждение сформулировано плохо,если в нем есть какие-либо отрицания (не буду болеть, не буду бояться). Вера впозитивные убеждения мобилизуют новые способности, и на место старых убежденийпридет новая вера и новые возможности.
(Ричард Бэндлер НЛП перевод).

Литература:
Майерс Д. Социальнаяпсихология, С.-П., Питер-Пресс, 1997.
Петровский А.В.,Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978.
Майерс Д. Социальнаяпсихология. С.-Петербург: Питер. 1997. С.75 — 79.
Зелигман М. Какнаучиться оптимизму. Москва: Вече. 1997. С. 10-113.
Социальнаяпсихология личности в вопросах и ответах: Учебн. пособие / под ред.В.А.Лабунской, М.: Гардарики, 1999, ISBN 5-7975-0123-6, c.207-226
Ромек В.Г. Журнал практическогопсихолога, №9, 1999, с.3-4
Ромек В.Г. Понятиеуверенности в себе в современной социальной психологии // Психологическийвестник Ростовского государственного университета, Выпуск 1, Часть 2, Изд-воРГУ, 1996, с.132-146.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.