Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма

План:
Введение
1. Информационные технологии всоциально-культурном сервисе и туризме
1.1 Понятие об информационныхтехнологиях
1.2 Классификация информационныхтехнологий
2. Тенденции информационной структурыпредприятия социально-культурного сервиса и туризма
2.1 Основные принципы
2.2 Влияние информационных технологийна развитие социально-культурного сервиса и туризма
Заключение
Список использованной литературы

Введение
«Модель информационной структуры предприятия социально-культурногосервиса и туризма» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работыактуальна потому, что вызывает огромный интерес в сфере связей собщественностью.
Начиная с 1960 годовбыстрое развитие информационных технологий распространилось почти на каждую сферудеятельности, и некоторые из наиболее плодотворных приложений появились вотраслях сферы обслуживания, в бухгалтерском учете, банковском деле и розничнойторговле, а также в гостиничном бизнесе. Более поздние разработки компьютернойтехники и программного обеспечения позволили широко использовать их в операцияхкак небольших, так и крупных гостиниц. Сейчас эта технология дает возможностьиметь быстродействующие, надежные и дешевые электронные устройства.
В структуре предприятийсоциально-культурного сервиса и туризма важны быстродействие и скорость новойтехнологии – при ответе гостям, агентам бюро путешествий и туроператорам,делающим запросы о наличии номеров, при осуществлении бронирования, присвязывании бронирования с регистрацией гостей, начислениях на гостей иокончательном расчете по счетам.
Информационная технологияточна, а точность очень важна в связи с общественностью. Продажа напитковвлияет на наличные или на счет гостя, запас спиртных напитков и анализ доходагостиницы: она оказывает влияние на все три аспекта в одинаковой степени.
Новая технологиястановится дешевой в использовании, дешевле обычных средств автоматизацииофисного труда, и при возрастании стоимости труда офисных служащих в гостиницахвозможности для экономии могут быть значительными.
Данная тема достаточноподробно освещена в научных трудах следующих авторов: Калашникова И.В.,Вострокнутова Е.А., Агеева Д.А. и др.
Актуальность данногоисследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотретьмодель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса итуризма.
Для достижения целинеобходимо решить следующие задачи:
1. Исследоватьинформационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме.
2. На основаниитеоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о тенденцияхинформационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.
3. Рассмотреть сущность испецифику влияние информационных технологий на развитие социально-культурногосервиса и туризма.
4. Систематизировать иобобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к даннойпроблеме.
5. Предложить собственноевиденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытияпоставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения,двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

1. Информационныетехнологии в социально-культурном сервисе и туризме
 
1.1 Понятие обинформационных технологиях
Любые управленческиеинформационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи,хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений.Информационные технологии представляют собой те средства и методы, с помощьюкоторых реализуются эти процедуры в различных информационных системах.
В системахорганизационного управления наиболее распространены автоматизированныеинформационные технологии, в которых выработка управляющего воздействиявозложена на человека — лицо, принимающее решение. К таким системам относятсяпрактически все информационные системы, используемые в областисоциально-культурного сервиса и туризма.
Современныеинформационные системы состоят из нескольких видов обеспечивающих подсистем, ккоторым относятся: техническое, программное, информационное, организационное,правовое и эргономическое обеспечения.[1]
Техническое обеспечениепредставляет собой комплекс технических средств, обеспечивающихфункционирование информационной системы. В него входят персональные компьютеры,периферийное оборудование (принтеры, сканеры, плоттеры и т.д.), средствакоммуникации и связи (модемы, сетевые платы и т.д.), а также средстваоргтехники (ксероксы, факсы и т.д.). Средства оргтехники целесообразно включатьв техническое обеспечение информационной системы, так как они органичновстраиваются в систему сбора, передачи и обработки информации и являютсянеотъемлемым атрибутом современного офиса. Кроме того, функции принтера,ксерокса, факса выполняет одно устройство. Выбор необходимого составатехнических средств должен определяться прежде всего функциональными задачамиинформационной системы и соответствующей предметной областью.
Программное обеспечение —это совокупность программ и документации на них, реализующих основные функцииинформационной системы. Рынок программного обеспечения, предназначенный дляреализации задач в области социально-культурного сервиса и туризма, достаточнообширен. Необходимость разработки собственного программного обеспечениявозникает только при решении уникальных задач.
Информационноеобеспечение представляет собой совокупность информационной базы предметнойобласти и средств и методов ее обработки. Создание информационной базы вобласти социально-культурного сервиса и туризма является одной из сложнейшихпроблем. Прежде всего встают вопросы проектирования информационной базы,которые являются определяющим условием успешной работы всей системы в будущем.Не менее трудоемкой задачей является наполнение информационной базы конкретнымиданными.
Организационноеобеспечение представляет собой комплекс методов и правил организации работы синформационной системой, а также описание должностных инструкций пользователейинформационной системы. В сложных информационных системах этот вид обеспеченияиграет весьма важную роль, так как он определяет порядок функционированияинформационной системы. Несоблюдение правил пользования информационной системойи невыполнение должностных инструкций могут привести к неадекватности базыданных и, как следствие, к принятию неправильных управленческих решений.
Правовое обеспечениевключает в себя комплекс правовых норм и прав пользователей информационнойсистемы. Эта подсистема обеспечивает ограничение доступа к данным различныхкатегорий пользователей, как правило, путем организации парольного доступа.Кроме того, в настоящее время одними из важнейших вопросов становятся проблемызащиты информации от несанкционированного доступа.
Эргономическоеобеспечение предполагает разработку рекомендаций и норм правильной организациирабочего места пользователя системы, в том числе правильное расположениекомпьютеров в помещении, соблюдение необходимого уровня освещенности,установление нормирования работы пользователя за компьютером и т. п.
К современным техническимсредствам реализации информационных технологий относятся: персональныекомпьютеры; локальные и глобальные вычислительные сети; коммуникационныесредства; телефонная техника; видеоинформационные системы и др. Современныеинформационные системы предполагают, как правило, интеграцию различныхпрограммных продуктов. В состав информационной системы входят средства длядокументационного обеспечения управления, информационной поддержки предметныхобластей, в частности социально-культурного сервиса и туризма, коммуникационноепрограммное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников идругие вспомогательные технологические продукты.
Внедрение информационныхтехнологий предполагает не только автоматизацию основных информационных бизнес-процессов,но иногда и их существенное изменение. Это связано с совершенствованиемдокументооборота в системе, а повышение надежности и оперативностипредоставления информации позволяет больше времени уделять ее анализу, а нерутинной обработке.[2]
Внедрение современныхинформационных технологий должно обеспечивать выполнение ряда требований, в томчисле наличие удобного и дружественного интерфейса, обеспечение безопасности спомощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационнымресурсам, поддержку распределенной обработки информации, использованиеархитектуры клиент-сервер, модульный принцип построения систем, поддержкутехнологий Интернет и т.д.
1.2 Классификацияинформационных технологий
Современная индустриясоциально-культурного сервиса и туризма за последние годы претерпела весьмасущественные изменения в связи с внедрением новых компьютерных технологий.Успешное функционирование любой фирмы на рынке туристского бизнеса практическинемыслимо без использования современных информационных технологий. Спецификатехнологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые вкратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств ивозможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование ибронирование мест, а также автоматизацию решения вспомогательных задач припредоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, какбилеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией идр.). Это достижимо при условии широкого использования в социально-культурномсервисе и туризме современных компьютерных технологий обработки и передачиинформации.
Индустриясоциально-культурного сервиса и туризма настолько многолика и многогранна, чтотребует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная отразработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизациюработы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальныхкомпьютерных сетей.
В настоящее времяформирование турпродукта предусматривает использование глобальныхраспределительных систем GDS (Global Distribution System), обеспечивающихбыстрое и удобное бронирование билетов на транспорте, резервирование мест вгостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательныеи спортивные программы и т. д.
В сфересоциально-культурного сервиса и туризма также широко распространен видеотекст,сочетающий возможности компьютерных систем резервирования, электронной почты,телекса, электронных газет.
информационный структурасервис туризм

 
2. Тенденцииинформационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма
 
2.1 Основные принципы
 
Изучениетенденций и закономерностей комплексного освоения, планирование положительныхрезультатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфересоциально-культурного сервиса и туризма. В качестве значимых признаков всоциально-культурном сервисе и туризме выделяют: источник идеи, степеньновизны, широту воздействия, масштабность, связность и инвестиционноенаполнение.[3]
Процессработоспособности в социально-культурном сервисе и туризме достаточноспецифичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, черезстепень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаряпринятию совместных решений туристскими организациями, органами управленияотраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественнымиорганизациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаряоценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектови объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенногосинергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферытуризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение новыхуслуг (продукта) в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) вдругой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научнообоснованной организации и управлении.
Основныепринципы социально-культурного сервиса и туризма:
1. Принципнаучности, заключающийся в использовании научных знаний и методов дляреализации инноваций.
2. Принципсистемности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития в регионе должнаучитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людейв отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые идругие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.
3. Принципсоответствия услуг потребностям. Предлагаются только те услуги, которыедействительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедритьорганизация.
4. Принциппозитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, непродуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно,во-первых, для клиента; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, длябиосферы и общества в целом.
5. Принципимманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимыхисследований, разработки и материализации используются инвестиционные ресурсы,эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью услуг.
6. Соответствиеинновационной деятельности и ее результатов уровню развития общества.
7. Принципсвязности. Процесс заканчивается появлением на рынке продукта, который долженна определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность(стимулировать идею) создания следующего нового продукта (услуги) иобеспечивать финансовую поддержку этого процесса.
8. Принцип безопасности.Любое предложение должно гарантировать отсутствие вреда для человека иокружающей его среды.
2.2 Влияниеинформационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма
Туристский бизнес,являясь одной из самых динамичных сфер экономики, представляет собой высоконасыщенную информационную отрасль. Другими словами, сбор, хранение, обработка ипередача актуальной информации являются важнейшим и необходимым условиемфункционирования любого туристского предприятия. Успех бизнеса некоторыхотраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией,от ее актуальности, своевременности получения, адекватности и полноты. В связис этим успешное развитие туристского бизнеса предполагает широкое использованиеновейших технологий как в области создания турпродукта, так и его продвиженияна рынок услуг.
Современные компьютерныетехнологии активно внедряются в сферу туристского бизнеса, и их применениестановится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любоготуристского предприятия. Индустрия туризма позволяет использовать всемногообразие компьютерных технологий, начиная от специализированных программныхпродуктов управления отдельной туристской фирмой до применения глобальныхкомпьютерных сетей.
Наибольшее влияниесовременные компьютерные технологии оказывают на продвижение туристскогопродукта (распространение и продажи). Прежде всего, это касается возможностиформирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта туристскогопродукта. Так, в области рекламы широкое распространение получила прямаярассылка туристской информации по электронной почте (direct-mail). В последниегоды большинство туристских предприятий создают свои собственные сайты вИнтернете, а также используют баннерную рекламу. Хотя эффективность этихканалов распространения туристского продукта в России не очень высока, этонаправление следует рассматривать как весьма перспективное.[4]
Одним из основныхнаправлений применения информационных технологий в туризме является внедрениемультимедийных технологий, в частности справочников и каталогов. В настоящеевремя туристские справочники и каталоги выпускаются в книжном исполнении, навидеокассетах, на лазерных дисках CD-ROM, в сети Интернет. Электронные каталогипозволяют виртуально путешествовать по предлагаемым маршрутам, просмотреть этимаршруты в активном режиме, получить информацию о стране, объектах по трассемаршрута, данные о гостиницах, кемпингах, мотелях и других средствахразмещения, ознакомиться с системой льгот и скидок, а также законодательством всфере туризма. Кроме того, в этих каталогах обычно приводятся информация оправилах оформления туристских документов, туристские формальности, моделиповедения туриста в экстремальных ситуациях и т.д. Клиент может спланироватьпрограмму тура, выбрать его по заданным оптимальным параметрам (цена, системальгот, система транспорта, сезон и др.).
Использованиемультимедийных технологий оперативно предоставляет потенциальному клиентуинформацию о любом интересующем его туре и тем самым позволяет быстро ибезошибочно выбрать подходящий турпродукт. При этом туроператор (турагент)имеет возможность при необходимости внести изменения в данный тур илисформировать новый эксклюзивный тур, произвести бронирование мест и продатьтуристу созданную в оперативном режиме туристскую услугу.

 
Заключение
 
Подводя итог работы,можно сделать следующие выводы.
Сферасоциально-культурного сервиса и туризма сегодня одна из наиболее перспективныхи прибыльных, которая постоянно развивается, несмотря на различные препятствияполитического, экономического и социального характера. Туристский бизнес вомногих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрениисовременных передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложенияи предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.
Работникисоциально-культурного сервиса и туризма имеют дело с многообразием форм иметодов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитиетуристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей,совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения ихассортимента.
Ежедневновнедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, какнаучно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества.Инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма иногда возникаютсовершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе.
Такжеважна роль государства в развитии социально-культурного сервиса и туризма, аразработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направленийносит жизненный характер.
В областисоциально-культурного сервиса и туризма происходят кардинальные изменения.Современный уровень развития турбизнеса и жесткая конкуренция в этой областипридают особую важность информационным системам туристских агентств.Функциональные возможности этих систем должны обеспечивать ввод, редактированиеи хранение информации о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок,предусматривать вывод информации в форме различных документов: анкет, ваучеров,списков туристов, описаний туров, гостиниц; рассчитывать стоимость туров сучетом курса валют, скидок, контролировать оплату туров, формированиефинансовой отчетности, перевод экспорт-импорт данных в другие программныепродукты (Word, Excel, бухгалтерские программы) и прочие возможности. Этисистемы не только ускоряют процесс расчетов и формирование документов, но имогут уменьшать стоимость услуг (турпакета), выбрав оптимальный по цене вариантдоставки клиентов, размещения и т. п. Заказ на разработку уникальнойинформационной системы автоматизации офиса стоит достаточно дорого, да и внастоящее время в этом нет особой необходимости, так как существует ряд хорошозарекомендовавших себя программных продуктов.
Применение информационныхсистем в области социально-культурного сервиса и туризма приводит ксущественным изменениям в менеджменте, а также повышает качество обслуживания.

Список использованнойлитературы:
1.  Агеев Д.А. Тенденции информационнойструктуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Проспект»,2004
2.  Биржаков М.Б. Основные принципыинформационной структуры предприятия социально-культурного сервиса. СПб.:«Питер -М», 2005
3.  Вострокнутов Е.А. Влияние информационныхтехнологий на развитие социально-культурного сервиса. СПб.: «Коммерсант», 2007
4.  Головоченков В.С. Основыинформационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.М.: «Бином», 2004
5.  Ефимова О.К. Понятие обинформационных технологиях. М.: «АСТ», 2004
6.  Калашников И.В. Принципыинформационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.М.: «Наука», 2003
7.  Ляпина И.Ю. Организациясоциально-культурного сервиса и туризма. М.: «Академия», 2006
8.  Медлик С.И. Влияние информационныхтехнологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма. М.:«ЮНИТИ-ДАНА», 2003
9.  Сергеева И.И. Классификацияинформационных технологий в сфере социально-культурного сервиса и туризма.СПб.: «Питер», 2006
10.  Степанов А.Н. Модель информационнойструктуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. СПб.: «Питер»,2005
11.  Тарасова Н.В. Информационныетехнологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: «ИНФРА – М», 2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.