Реферат по предмету "Психология"


Психолого-педагогические причины нервно-психических отклонений

Психолого-педагогическиепричины нервно-психических отклонений
 

 
Развитию нервно-психическихотклонений способствуют биологические, филогенетические и психологическиефакторы. Человеческое существо рождается биологически незавершенным и проходитдлительный период беспомощности и зависимости. Эта беспомощность создаетначальную ситуацию опасности и соответствующего страха утраты объекта, что всвою очередь порождает потребность человека быть любимым, которая никогда непроходит.
Неврозы у детей иподростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Какпсихогенные заболевания формирующейся личности, неврозы ваффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений,прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «Я», оптимальныхпутей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.
Первоначально неврозыпредставляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условияхнарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно являетсянаиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшуюпатогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он неспособен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Обародителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом ипридерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующегоопыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастныхпотребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое,психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего родаклинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихсянередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразныйклинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трехпоколений — прародителей, родителей и детей.
Невроз являетсяпсихогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказываетвлияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей испособствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. Кэтим факторам относятся причины социально-психологического,социально-культурного и социально-экономического характера.
Изсоциально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственногоребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько,недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты;одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило,матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье);перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивностьсовместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированностьсемьи в сфере внешних контактов.
К социально-культурнымфакторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе;ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью;некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностныхотношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядкиэмоционального напряжения.
Социально-экономическиефакторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодойсемьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка вясли или привлечение других лиц для ухода за ним.
Следует подчеркнутьнеблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятсяосвободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и неотвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному»положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщиныне придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считаютсемью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрывсемейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличениемпсихопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственнымидетьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки уработающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, чтотакже отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.
Увеличение числа неврозову взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозову детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно толькоодновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической ипсихопрофилактической помощи всем его участникам.
 
Возникновение школьныхневрозов
Для большинства детей ужесамо поступление в школу становится сложным испытанием. Многое зависит от того,как ребенок справляется с трудностями, какие способы решения проблем, связанныхс вхождением в школьную жизнь, выбирает он сам, к сожалению, часто эти проблемыостаются неразрешимыми. А при отсутствии помощи со стороны школьного психолога,педагога, родителей у таких детей и возникают различные формы «школьныхневрозов».
Мы рассматриваем«школьный невроз» не в узкомедицинском, а в более широком — психолого-педагогическом — аспекте. Диапазон их проявлений достаточно велик,что затрудняет выделение четких критериев диагностики. Можно выделить несколькогрупп детей.
Способы неадекватнойзащиты:
Первая группа – дети сявными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, ходят поклассу во время занятий. Грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивностьпо отношению не только к учителям, но и к одноклассникам. Учатся, как правило,плохо. Самооценка завышена. Чаще всего учителя относят их к педагогическизапущенным или даже к умственно отсталым.
Вторая группа — успевающие школьники, которые удовлетворительно вели себя на уроках, но врезультате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко,буквально на глазах, меняться. Появляется депрессия, апатия. Учителя говорят отаком ученике, что ею как будто подменили. Ребенок отказывается ходить в школу,начинает грубить, огрызается. У него могут возникнуть навязчивые явления,невротическая депрессия, проявляющаяся в сниженном фоне настроения, тревоге.Иногда дети этой группы теряют контакт с действительностью, уходят всобственные переживания, а подчас и вовсе отказываются разговаривать совзрослыми. Первое время педагоги стараются разобраться в причине изменений,однако чаще всего из-за нехватки времени перестают обращать внимание, зачисляяэтих детей в разряд трудновоспитуемых.
Третья группа — школьники, у которых при внешнем, кажущемся благополучии (хорошая успеваемость,удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоциональногонеблагополучия: боязнь отвечать у доски, а при устных ответах с места — треморрук. Говорят очень тихо. Плаксивы, всегда в стороне. У таких школьников — повышенный уровень тревожности, их самооценка, как правило, занижена, они оченьранимы. В силу застенчивости и повышенной тревожности они не могут проявить вполной мере свои способности, их потенциальные возможности могут полностьюраскрываться только в индивидуальной работе. Наиболее характерным для этойгруппы детей является фобический синдром (навязчивое переживание страха счеткой фабулой). Основные признаки патологических страхов — их беспричинность,длительность существования.
Можно выделить такжеособую группу страхов, вызванных боязнью оказаться не соответствующим той илииной деятельности, не оправдать ожидания окружающих. Для учителей эти дети непредставляют особого интереса, так как они не мешают на уроках, прилежны иудовлетворительно учатся. Все эти формы проявления неврозов выделены достаточноусловно. Исследования показывают, что агрессивность в первом случае,апатичность во втором и зажатость, и скованность в третьем — все это различныеспособы неадекватной психологической защиты, во многом зависящей от типа высшейнервной деятельности, от особенностей воспитания в семье и от самойпсихотравмирующей ситуации.
Традиционно педагогиобучают детей в системе сравнительных оценок (отмена отметок в начальных классахнекоторых школ все равно не исключает оценочного сравнения деятельностиучащихся). Когда учитель отмечает, кто лучше выполнил работу, кто-то хуже,когда кого-то хвалит за успехи, а на другого в лучшем случае не обращаетвнимания, то у этого «другого» формируется низкая самооценка. Ее приходитсякак-то компенсировать. Психологи давно доказали, что для успешного развитияребенка его не следует сравнивать с другим и детьми. Сравнение должно вестисьтолько по отношению к различным уровням достижений в той или иной деятельностиу конкретного ученика, тогда он, пожалуй, поймет, что если что-то не смогсделать сегодня, то, постаравшись, непременно научится этому завтра. Что жемешает учителям рассматривать каждого ученика с позиции «оптимистическоговзгляда на возможности его развития»? Признание такой позиции требует огромныхпрофессиональных и личностных усилий. А вот считать, что есть дети способные инеспособные, куда как легче и проще.
Безусловно, не у всехдетей, находящихся под отрицательным воздействием со стороны родителей ипедагогов, возникают болезненные реакции. Здесь мы сталкиваемся с проблемой ихустойчивости, эмоциональной толерантности и психологических особенностей.Основные признаки, предшествующие невротическим состояниям, – беспокойство, повышеннаятревожность, ранимость.
А. И. Захаров, описываяребенка, предрасположенного к неврозу, дает ему следующую характеристику:повышенно впечатлительный, эмоционально-чувствительный, ранимый, не сразураскрывающий себя, наивный, бесхитростный, непосредственный и доверчивый,добрый и отзывчивый, с выраженным чувством «Я».
А. Л. Гойсман,рассматривая черты невротической личности, выделяет такие характеристики, какповышенная амбициозность, эгоцентризм, высокий уровень самовнушаемости, низкаястепень самоконтроля .
А. И. Селецкий отмечает,что к неврозам предрасположены люди со слабым типом вьющей нервнойдеятельности, тревожно-мнительные, не уверенные в себе, с низкой самооценкой.
А вот, по мнению Н. С.Сазоновой, чаще всего неврозы возникают у людей с сильным, но неуравновешеннымтипом высшей нервной деятельности, чрезмерно уверенных в себе, преувеличивающихсвои возможности, ставящих перед собой, как правило, неразрешимые задачи,имеющие высокий уровень притязаний.
Самосознание и самооценкадетей, склонных к невротическим реакциям, отличается нестабильностью иконфликтностью. Ребенок остро переживает разрыв между «Я-реальным» (какой яглазами значимых близких мне людей), «Я-идеальным» (каким я хочу быть) и«Я-надуманным» (каким я хочу казаться). Многие испытывают затруднения вконтактах со сверстниками, болезненно переживая свое одиночество. Наблюденияпоказывают, что многое можно сделать, если вовремя обратить внимание на ребенкас первыми признаками невротических реакций.
Для профилактики икоррекции «школьных неврозов» необходимы комплексные меры. Это — ранняядиагностика развития личности, учет возрастных и индивидуальных особенностей ивозможностей и, наконец, постоянная работа с учителями и родителями в системепсихологической службы школы.

 
Рекомендации попрофилактике и коррекции школьных неврозов
Практически все неврозы ушкольников сопровождаются нежеланием посещать школу. Это же касается и всехдругих психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психическиеотклонения приводят к выраженной в той или иной степени социальнойдезадаптации. В природе еще не описано болезней, благодаря которым больнойчеловек был бы способен работать дольше и продуктивнее здоровых. У школьникасоциальная жизнь сводится главным образом к учебе. Если он серьезно заболел, тонеминуемо нарушается школьная адаптация и в некоторых случаях ученик перестаетпосещать школу. Это бывает и при многих неврозах, и при других психогенныхрасстройствах, о которых мы еще много будем говорить.
Бывает и иное: само посебе посещение школы неприятно ребенку, действует на него угнетающе, онизбегает посещать школу. Или оттого, что его там обидели, или учителя слишкомстроги (с его точки зрения), либо он не выучил урок и боится показать своюнесостоятельность, или, быть может, школьнику хочется идти по пути наименьшегосопротивления и он любой ценой не идет в школу? Вариантов человеческогоповедения тут бесконечное множество, и в этой книге речь идет только об ихпатологических проявлениях. Итак, у школьников практически не бывает выраженныхневрозов, которые бы не проявлялись в школе или не были связаны с еепосещением. Понятие школьного невроза недостаточно четко и дифференцированно:сюда включаются и всевозможные неврозы, и патохарактерологические расстройства,и все другое.
Современные условия жизнисемьи и школы, актуализирующие для большинства членов общества, независимо отих возраста, проблему выживания, оказывает существенное влияние наразвивающуюся личность школьника. Воплощение в личности этого влиянияопосредуется внутренними условиями психического развития, к которым, преждевсего, следует отнести особенности самой личности.
Касательно личностиподростка, находящегося на пороге зрелости, обладает психическим механизмомотражения трудностей жизнедеятельности, с которым связано ожидание ипредвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственнымивозможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для личностисобытий жизни, а также оценка их последствий. Эти механизмы тесно связаны смотивами деятельности и с самооценкой личности. Они активно участвуют вцелеполагании, в формировании задач, в мобилизации сил и средств для ихрешения.
С нашей точки зрения,широко известный в психологической литературе феномен личностной тревожностиявляется совокупностью жизненных проявлений данного механизма. В подростковомвозрасте он складывается с достаточной определенностью и отчетливо проявляетсебя, как психодинамический аспект эмоционально-волевой регуляции деятельности.
Следует предупредить, чтов психологической литературе такой взгляд на тревожность не являетсяобщепринятым. Формулируя его на основании проведенных нами исследований, мыотдаем себе отчет, что многие психологи понимают под тревожностью нечто иное:либо особое свойство личности, либо психическое состояние, возникающее в особых(экстремальных) условиях, либо эмоциональное переживание негативноймодальности. Такого рода понимание тревожности подчеркивает ее отношение не кцелостному личностному феномену и связанному с ним системно-организованному механизмупсихической регуляции, а только лишь к какому-то его частному фрагменту,отдельной стороне, единичному проявлению. Подросток с тревожным типом личностиобладает ярко выраженными мотивами избегания неудач, сниженной активностьюмотивационных тенденций к достижению успеха. Его самооценка неадекватнозанижена, притязания невысоки. Активность тревожных подростков на урокеснижена. Они склонны отказываться от выбора трудных учебных задач иориентироваться на легкие задачи. Неуверенность в выборе цели сопровождаетсявыраженной нерешительностью. Психические состояния, возникающие при подготовкек учебной работе и ее выполнении, характеризуются преобладанием эмоцийотрицательной модальности, слабой концентрированностью внимания, возникновениеммногочисленных ошибок памяти, затрудняющих фиксацию полезного опыта учебнойработы. Время выполнения учебных заданий значительно удлиняется.
При столкновении струдностями, с фактами неудач тревожный подросток склонен к ригидностицелеполагания, к неспособности проявлять тактическую гибкость в выборе целей исредств их достижения. Частое переживание неуспеха, в связи с отрицательнымисоциальными оценками результативности, приводит к выраженнойнеудовлетворенности и накоплению в эмоциональной памяти потенциально негативныхпереживаний. Представленная картина психической регуляции деятельностиподростка, характеризующаяся тревожным типом личности объясняет, почему онплохо усваивает знания по различным предметам школьной программы. Этообстоятельство дает основание для рекомендаций важных профилактических,коррекционных и развивающих мероприятий воспитательного характера, направленныхна развитие социально-адекватных мотивов и самооценки личности у тревожныхдетей.
Все это свидетельствует отом, что психолог, учитель, родители тревожного школьника должны быть озабоченыне столько стремлением снизить тревожность любыми возможными средствами, ностараться так преобразовать структуру тревожной личности, чтобы она могла сбольшей полнотой реализовывать свой богатый личностный потенциал, нерастрачивая его на неадекватные перенапряжения, негативные эмоциональныепереживания, страхи и т.п.
Трудности социальнойситуации развития личности ребенка с неврозом, вызванные егомалообщительностью, осложняются низким персональным статусом в классе. Дефектынравственного воспитания, слабая успеваемость и конфликтность общения вызываюту сверстников негативное отношение.
У многих детейдиагностируются невротические реакции (заикание, тики, ночной энурез,непроизвольные движения типа сосания пальца, грызение ногтей и т.п.),невротические переживания предметно-фиксированного страха, выраженной тревогиперед выполнением проверочных и контрольных работ, сопровождающейся резкимучащением сердцебиения. Невротизация личности, возникновение пограничных психическихзаболеваний, психосоматических расстройств — печальный факт, свидетельствующийоб утрате здоровья по причинам недостаточного внимания к проблемам тревожноготипа личности школьника.
Анализ данныхпрофилактической и коррекционной работы свидетельствует о том, что необходимоиметь стратегию работы с тревожным ребенком. Разумная требовательность корганизационным аспектам учебного труда, внушение уверенности и поддержка припостановке учебных задач, пристальное внимание к процессу их решения, своевременноеоказание помощи, вовлечение в активные творческие формы деятельности,содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряддругих средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами.
Необходимо использоватьбезоценочную систему обучения детей со школьными неврозами. Плохая оценка«толкает» ребенка к более сильному переживанию, провоцирует тревогу.Школьная отметка является слишком обобщенной оценкой, чтобы точно измеритьповедение учащихся и стимулировать их учебную деятельность. Более правильноиспользовать дифференцированную систему оценок (школьных отметок), в которыхбыли бы оценки за усилие, старание, прилежание и оценки за качестворезультата-ответа.
Повышению качестварегуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, спостепенным нарастанием трудности. Педагог должен постоянно подкреплять успехребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями,похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока,соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота онакоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах.Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения.Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей,коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационныхустановок и неадекватно заниженной самооценки.
Для детей с неврозамихарактерна узость круга общения и сфер жизнедеятельности, насыщенных общением.Нужны особые усилия психологов, педагогов, родителей для преодоленияпсихологического барьера малообщительности. Тренинг общения, созданиеблагоприятной социальной микросреды, меры по укреплению статусных позиций школьниковв учебной группе и во внешкольных коллективах могут быть широко использованы вцелях коррекции проявлений неврозов.
Для борьбы сневротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога, психолога и врача вделе профилактики и лечения неврозов. Роль психолога здесь весьма существенна:он осуществляет психодиагностику личностных детерминант невротическихрасстройств, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, следствиемкоторых и становится невроз.
Педагог предпринимаетнеобходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни,провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию. Врач лечитневроз, прибегая к широкому комплексу психогигиенических, психотерапевтическихи психофармакологических средств.
 

 
Вывод
 
Нервные дети – проблемастоль же непростая, сколь и актуальная для родителей и педагогов. Нервность –широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность,плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а также невропатию и невроз.Один ребенок рождается нервным, другой – становится таковым. На прием кпсихоневрологу приводят и трудных детей, т. е. детей с неблагоприятными чертамихарактера, которые затрудняют их адаптацию в жизни. Если нервный ребенок всегдатрудный, то трудный – не всегда нервный, хотя нервность нередко угрожает и ему.Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как ипричин, которые их вызывают, много. Наиболее частая причина того и другого –неправильное воспитание. В свою очередь, нервность и трудность осложняютвоспитание.
Термин «школьный невроз»употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуютна неосознанном уровне, проявляясь в виде соматических симптомов (рвота,головная боль, повышение температуры и т.п.) перед посещением школы.
Неблагоприятныйпсихологический климат влияет на возникновение у детей школьных неврозов. Какправило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязниходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т.е. отклоняющемся,дезадаптивным поведением.
«Парадоксальностьдидактогений, – пишет В.А. Сухомлинский, – заключается в том, что они бываюттолько в школе — в том священном месте, где гуманность должна стать важнейшейчертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем».
В.А. Сухомлинский втечение нескольких лет изучал школьные неврозы: «Болезненная реакция нервнойсистемы на несправедливость учителя у одних детей приобретает характервзвинченности, у других — это мания несправедливых обид и преследований, утретьих — озлобленность, у четвёртых — напускная беззаботность, у пятых — безучастность, крайняя угнетённость, у шестых — страх перед наказанием, передучителем, перед школой, у седьмых — кривлянье и паясничанье, у восьмых — ожесточённость, принимающая иногда патологические проявления».
Учителя часто не осознаютвлияния на учащихся негативной роли окриков, нетактичных слов, назидательнойинтонации. Тем не менее, психологи отмечают, что низкая тональность, спокойныеинтонации оказываются более действенными, в то время как напряжённый, резкийголос наталкивается на эмоциональное отчуждение.
Педагог, не учитывающийиндивидуальные особенности личности школьников, их наиболее уязвимые чертыхарактера, не соизмеряющий с этими особенностями свои действия и слова, можетстать непосредственной причиной возникновения дезадаптации, невроза уучащегося.

Список литературы:
1. Абульханова-СлавскаяК. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Адлер А. Практикаи теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
3. Захаров А.И.Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: 2000.
4. Неврозы ипограничные состояния / Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А. Е.Личко. – Л., 1972.
5. Пивоварова Г. Н. иСимеон Т. П. Неврозы детскогои подросткового возраста. – Петрозаводск, 2002
6. Ярошевский М. Г.История психологии. – М., 1976


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.