Реферат по предмету "Психология"


Психология на рубеже ХІХ-ХХ вв.

Содержание
Введение. 2
1. Психология на рубеже XIX-XX вв. 3
2. Бихевиоризм. 6
3. Гуманистическая психология. 8
Заключение. 11
Список литературы… 13

Введение
Современную психологию от «старой» философии отличают,прежде всего, методы исследования. До последней четверти XIX века философыизучали человеческую природу, основываясь на собственном ограниченном опыте, спомощью размышлений, интуиции, обобщений, а затем начали использовать тщательноконтролируемое наблюдение и экспериментирование, оттачивая исследовательскиеметода с целью достижения большей объективности.
Интерпретировать процесс развития психологии можноразлично. С одной стороны, с позиций «персоналистического» подхода, историяпсихологии может рассматриваться как цепь достижений отдельных личностей: всеперемены в науке обусловлены влиянием уникальных людей, способных в одиночкуопределять и изменять ход истории. С другой стороны, с позиций«натуралистического» подхода, «дух времени» определяет возможность илиневозможность самореализации того или иного гения; наука существует в контекстедуховной окружающей среды.
До настоящего времени психология развивается каксвоеобразная система психологических школ. Психологическая школа – группаученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемамина базе определенной системы идей. Таким образом, психология находится еще вдопарадигматической стадии развития: пока еще ни одна из точек зрения не смоглаобъединить все существующие платформы.
Цель данной работы – рассмотреть историческую психологиюХХ века.
Задачи:
изучить психологию на рубеже ХIХ – ХХ вв.
рассмотреть теорию бихевиористов;
изучить гуманистическую психологию.

1. Психология на рубеже XIX-XXвв.
Рубеж веков стал временем разделения прежде единойпсихологии на ряд школ. В центре внимания психологов оставались преимущественнопознавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманиемместа этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласиябыли связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментальногоизучения.
Вюрцбургская школа в психологии была основана немецкимученым О. Кюльпе (1852-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был ученикомВундта. В 1894 г., получив приглашение от университета Вюрцбурга, он переехал вэтот город и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию.
В первые годы своей деятельности он частичносовершенствовал интроспективный метод. Изменение инструкции испытуемому передначалом эксперимента привело к тому, что главное внимание экспериментаторовбыло сконцентрировано уже не на результатах деятельности (скорости ответа, еготочности и т. д.), а на ее процессе. Поставив перед испытуемым задачу инаблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучениепроцесса мышления.
Было опровергнуто мнение Вундта о том, чтоэкспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы ичто сознание представляет собой сенсорную мозаику, комплексы взаимосвязанныхсенсорных элементов – ощущений и представлений. Изменилось прежнеепредставление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены- умственные образы.
Эти выводы направили Кюльпе на разработку собственнойпрограммы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали егоученики[1].
В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось привзвешивании предметов сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и отом, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Мессера было проследить затем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке междувосприятием слова стимула и ответной словесной реакцией. Эти экспериментыдоказали наличие несенсорных компонентов в сознании, и наличие нового,неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления.
Экспериментальное исследование мышления, начатое вВюрцбюргской школе, было продолжено другими исследователями и стало одной изсамых обширных областей экспериментальной психологии. Однако первые материалыполучили именно Кюльпе и его сотрудники, главными достижениями которых сталораспространение экспериментального метода на высшие психические процессы(мышление и волю). В экспериментах, проводимых в Вюрцбюргской школе, быловпервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый кчувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и отустановки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, чтопсихологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом,изучение мышления стало приобретать психологические контуры.
В психологии на первый план вышла проблема исследованиясодержания не структуры, но функций психики, которые бы раскрыли именнопсихологические особенности взаимосвязи живого организма со средой. Отвергаявзгляд на сознание как устройство «из кирпичей и цемента», ученые,разрабатывавшие новое направление в психологии — функционализм, приходили квыводу о необходимости изучать динамику психических процессов и факторов,обусловливающих их ориентацию на определенную цель.
Практически одновременно с положениями Вундта идея о том,что каждый психический акт имеет определенную направленность на объектывнешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано (1838-1917). Начавсвою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-занесогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет,где стал профессором философии (1873). Брентано предложил свою концепцию психологии,противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта («Исследованияпо психологии органов чувств» (1907) и «О классификации психических феноменов»(1911)).
Главной для новой психологии он считал проблему сознания,необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия.Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постояннуюнаправленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознанияБрентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическомуявлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления отфизических.
Хотя многие европейские ученые использовали положенияБрентано и функциональной психологии в своих исследованиях, настоящий расцветэтой школы связан с американской психологией, прежде всего с работами У.Джемса.
Американские функционалисты рассматривали функцию какдеятельность, охватывающую и сознание, и поведение. Это отличало их позицию отпозиции европейских психологов, анализирующих в первую очередь акты (функции)сознания. Общее в обеих школах – утверждение интенциональности,целенаправленности действий. Объективный психологический анализ этойнаправленности не мог быть осуществлен ни путем наблюдения или самонаблюдения,ни путем тех экспериментов, которые в то время существовали в психологии. Этово многом определило позицию последователей американского функционализма — бихевиористов, которые предложили полностью исключить сознание из предметапсихологии, ограничившись изучением самого акта поведения, связи между стимуломи реакцией, которую он вызывает[2].
2. Бихевиоризм
Бихевиоризм определил облик американской психологии XXвека. Его основатель Джон Уотсон (1878—1958) сформулировал кредо бихевиоризма:«Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от английского —поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализповедения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешненаблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, — неподлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, ихнельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучитьневозможно, т. е. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать,регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы,ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается втом, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказыватьопределенную реакцию[3].
И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не чтоиное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та илииная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула«стимул — реакция» S — R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффектаТорндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкреплениеможет быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальноевознаграждение и т. и.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача,критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего изожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего,избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.
Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все то,чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки,сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способностьпластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания,сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — организованнаяи относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основуотносительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям,изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего,как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на теили иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можнопрограммировать человека на требуемое поведение.
В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948)подверг сомнению схему S — R как слишком упрощенную и ввел между этими членамиважную переменную I — психические процессы данного индивида, зависящие от егонаследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимулаS — I — R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении— в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главныхпричин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностьюподражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могутбыть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют нетолько внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своегоповедения путем самостоятельной оценки[4].

3. Гуманистическая психология
В 60-е годы ХХ века возникло новое направление,получившее название «гуманистическая психология». Свою задачу его создателивидели в выходе за пределы дилеммы «бихевиоризм-психоанализ», открыть новыйвзгляд на природу психики человека.
Основные принципы гуманистической психологии:
подчеркивается роль сознательного опыта;
утверждается целостный характер природы человека;
акцент на свободе воли, творческой силе личности;
принимаются во внимание все факторы и обстоятельстважизни индивида.
Положения гуманистической психологии формировались вболее ранних психологических концепциях. Франц Брентано (1838-1917) считал, чтопсихология должна изучать процесс сознания, возражал против «молекулярного»подхода. Освальд Кюльпе (1862-1915) спорил с Вундтом, утверждая, что имыслительные процессы могут быть исследованы экспериментально. Вильям Джеймсписал, что сознание – важнейшая функция человеческой психики. При этом человек– не только рациональное, но и импульсивное, эмоциональное существо. Сознаниесуществует в виде непрерывного течения («поток сознания»); главное впсихической деятельности – «цель» сознания.
Гештальтпсихология подчеркивала необходимость целостногоподхода к изучению сознания. Ученые, принадлежащие к психоаналитической школе,- Адлер, Хорни, Эриксон, Олпорт, — указывали (в отличие от Фрейда), что человекобладает сознанием и свободой воли, в этом его сущность. Помимо прошлого, егохарактеризуют цели и надежды на будущее; человек сам формирует свое «я».
Появление гуманистической психологии отражало растущуюпотребность уравновесить механистический и материалистический характер всейзападной культуры в целом, особенно обнажившийся в начале 60-х годов. Это быловремя «контркультуры», движения хиппи, поколения с острой потребностью вличностной реализации (свобода, сексуальная революция, коммуны, наркотики,гедонизм, «сиюминутность» существования).
Гуманистическая психология отвергала представление очеловеке как о существе, поведение которого полностью детерминировано стимуламивнешней среды (бихевиоризм), и критиковала элементы жесткого детерминизма впсихоанализе Фрейда (преувеличение роли бессознательного, игнорированиесознательного, преимущественный интерес к невротикам). Гуманистическаяпсихология была направлена на исследование душевного здоровья, позитивныхкачеств личности.
Абрахам Маслоу интересовался проблемами высших достиженийчеловека. Он считал, что каждый человек обладает врожденным стремлением ксамоактуализации – наиболее полному раскрытию способностей, реализациипотенциала человека.
Для того чтобы эта потребность проявилась, человек преждедолжен удовлетворить все потребности более «низкого» уровня Маслоу выстраиваетиерархию потребностей, рисуя их «пирамиду»:
Карл Роджерс (1902-1987) – автор метода «личностноориентированной» терапии. Он полагал, что человек, благодаря своему разуму, всостоянии самостоятельно менять характер своего поведения. Пациент не обреченвечно находиться под властью бессознательного или детских переживаний. Личностьопределяется настоящим, она формируется под влиянием сознательных оценокпроисходящего.
По мнению Роджерса, стремление к самоактуализации носитврожденный характер, его развитию могут способствовать или препятствоватьдетские переживания и процесс научения.
Роджерс считал, что самоактуализация – это несвершившийся факт, а постоянный процесс (название его самой известной работы –«Становись личностью»).
Особенно активно «гуманистическая терапия», или «терапияразвития», проводилась в 60-70-е годы. Пациентами были люди с нормальнымуровнем психического здоровья. Основная задача такой терапии – поднять уровеньосознанности поведения пациента, помочь откорректировать отношение к себе иокружающим, освободить его скрытый творческий потенциал и способность ксаморазвитию[5].

Заключение
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальныхнаучно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов,кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента дляизучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии каксамостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкогоученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в миреэкспериментальную психологическую лабораторию.
Но идея разложения психики на простейшие элементыоказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложныесостояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознанияпрактически перестала существовать.
У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль ввыживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том,чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либоповторяя уже выработанные формы доведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств,либо осваивая новые действия, если того требует ситуация.
Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., чтопсихология получит право называться наукой, когда будет применять объективныеэкспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведениечеловека, возникающее в той или иной ситуации.
Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение:объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действийчеловека, процессов, событии; открытие закономерностей научения, образованиянавыков, реакций, поведения.
Гуманистическая психология — ее виднейшие представителиГ. А. Мюррей, К.Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследованийсчитают здоровую творческую личность человека.
Целью такой личности является не потребность вгомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация,рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделенпотенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост,высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисныепотребности человека.

Список литературы
1.        Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Просвещение,1994.
2.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
3.        Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. – М.:Школьная пресса, 2001.
4.        Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
5.        Шкуратов В.А. Историческая психология. – М.: Смысл, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.