Реферат по предмету "Психология"


Ценности и ценностные ориентации личности

Содержание
Введение… 2
1. Ценностив жизни человека и общества… 3
1.1Понятие ценности и ее характеристика. Ценности и оценки… 3
2.Классификация ценностей… 7
2.1Ценностные ориентации и их социальная обусловленность… 7
3. Ценностныеориентации личности… 13
Заключение… 16
Списоклитературы… 17

Введение
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека иобщества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образжизни, уровень выделения человека из животного мира.
Особую значимость проблема ценностей приобретает впереходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальныепреобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, темсамым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычныеценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даженавязываются представителями различных партий, общественных и религиозныхорганизаций, движений.
Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношениеценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какиевторостепенными — являются сегодня жизненно важными.

1. Ценности в жизни человека и общества
1.1 Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценностии оценки
Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общейтеории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего, разберемся всмысле основного понятия данной теории — категории ценность. Этимологическийсмысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценностьесть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы,и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры[1]. Однакосодержание понятия «ценность», его природа не такие уж простые, как это можетпоказаться с позиции обыденного сознания.
В чем же философский смысл понятия «ценность»?
1. Ценность социальна по своей сути и имеетобъектно-субъектный характер.
Известно, что там, где нет общества, нет и основанийговорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без ихсвязи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Такимобразом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальныйхарактер. Это относится не только к очеловеченной природе, т. е. ко всейцивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природнымобъектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Землезадолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческогообщества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизнилюдей.
2. Ценность возникает в ходе практической деятельностичеловека.
Любая деятельность человека начинается с определенияцели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель — этопредставление человека о конечном результате деятельности, достижение которойпозволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом,уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своейдеятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности,направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностныйдля него.
Конечно, не все результаты и не всякой человеческойдеятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социальнозначимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюдаотносятся не только вещи но и идеи,отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и добротучеловеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красотумира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.
3. Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия«значимость».
Ценность соотносится с понятием «значимость», однако нетождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженностиценностного отношения. Что-то нас трогаетбольше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимостьможет иметь характер не только ценности,но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны,преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но этиявления не принято называть ценностями.
Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем«ценность». Ценность — это положительная значимость. Явления, играющиеотрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться какотрицательные значимости. Итак, ценность — это не всякая значимость, а лишь та,которая играет положительную роль в жизничеловека, его объединений или общества в целом.
4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами:функциональным значением и личностным смыслом.
Что это за свойства? Функциональное значение ценности —это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей,которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеихарактерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.
Личностный смысл ценности — это ее отношение кпотребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяетсяобъектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самогочеловека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природнойпотребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому онпринадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит навещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение дляего жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах ихродовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом.
В то же время следует отметить, что смысл ценностей длялюдей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач.Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижнымпредметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающийвладельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получениядополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предметсвязан с различными потребностями.
5. Ценности по природе своей объективны.
Это положение может вызвать возражение. Ведь ранееотмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности.Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е.рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещьутрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служитьудовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи сего потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.
И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение еев нечто односторонне зависимое отсознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна,и это ее свойство коренится впредметно-практической деятельностисубъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людейспецифически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря,предметно-практическая деятельность — основа того, что вещи, предметыокружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, обществаопределенное объективное значение, т. е.ценность.
Таким образом, ценность — это объективная значимостьмногообразных компонентовдействительности, содержание которых определяется потребностями и интересамисубъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение.

2. Классификация ценностей
2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность
В окружающей действительности мало явлений, безразличныхдля людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения.Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческихпоступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельногочеловека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным.Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере еежизненных ценностей, жизненных интересов.
Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызываетнеобходимость в их определенной классификации.
Следует отметить, что единого подхода к решению этойпроблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся вразличных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификациюценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностейв жизни общества.
В соответствии с основными сферами общественной жизниобычно различают три группы ценностей:
материальные,
социально-политические
духовные.
Материальные ценности — это ценностнозначимые природныеобъекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественныеблага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результатечеловеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.
Социально-политические ценности — это ценностное значениесоциальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. Ксоциально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо,содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивноезначение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплениюмира и сотрудничества между народами и т. д.
Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторонаявлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовнымиценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, праваи т. д.
При всем своем различии материальные,социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом извидов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которыеможно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Этопрежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых —жизнь, здоровье, свобода и т. п.
Второе основание классификации ценностей — по субъектам.Здесь различают ценности:
индивидуальные,
групповые
общечеловеческие.
Индивидуальная, или личностная, ценность — это ценностнаязначимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность посвоей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет,явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида.Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другимииндивидуальными особенностями людей.
Если же мы говорим о групповых или общечеловеческихценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление положительнооценивает не один индивид, а некая их совокупность.
Групповые ценности — это ценностная значимость предметов,явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудовогоколлектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение дляжизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в негоиндивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.
Общечеловеческие ценности — это ценностная значимостьпредметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностямотносятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы,разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятсяобщечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения(социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т.п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности иценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер:проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка идр.
С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизниобщества и человека, их можно разделить на три следующие группы:
1. Ценности,имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, безкоторых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода.К этой группе относится большинство какматериальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо длянормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, безчего общество не может функционировать и развиваться.
3. Высшие ценности — это предельные по своей значимостиценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высшихценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальнаяжизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходомза рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чемопределяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вотпочему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.
К высшим ценностям относится часть материальных, духовныхи социально-политических ценностей. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества;представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе илюбви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание,познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценностисамоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств(честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.
Классификация ценностей по разным основаниям диалектична,т. е. она не является жесткой и неподвижной. Во-первых, с изменением условийценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие.Во-вторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот,утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние ценности. В-третьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи ивзаимодействии друг с другом не только в рамках какого-либо вида, но и междувидами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, всвою очередь, следует различать множество разновидностей. Например, в группедуховных ценностей можно четко выделить моральные ценности, эстетические,познавательные (гносеологические) и др.
Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют:жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и свободу какценность.
Жизнь относится к наивысшим ценностям потому, что внежизни человека вообще нет и не может быть ценностей. Для индивида жизньвыступает как самая высокая ценность, благо безотносительно к чему бы то нибыло. В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом ивершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизнибудут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку.
Если в первом случае ценность жизни рассматривается виндивидуальном аспекте, то во втором — в социальном аспекте, т. е. здесьзначимость жизни определяется не длясамого индивида, а для общества.
Вопрос о том, является ли сам человек ценностью, имеетдве стороны: 1) в чем для него состоит ценность другого человека и человекавообще? 2) в чем ценность его собственной жизни? Ответ на эти вопросы не можетбыть однозначным. Дело в том, что интерес индивида к другим людям зависит нетолько от того, каковы люди, но и того, каков он сам. К этому следует добавить,что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и самого человека находится в прямой зависимости от историческихусловий. Например, в Средние века убийство феодалом своего крепостного несчиталось грехом и не каралось. В настоящее же время право на жизнь признано закаждым, и нет страны, в которой бы убийство не каралось так или иначе. Итак,человек — это особая, абсолютная ценность. С его интересами соотносятся всеиные ценности.
Теперь о здоровье как ценности. Здоровье — естественная,абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней виерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависитуровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность вздоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так иобществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье иобщественное здоровье, или здоровье населения.
Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизничеловека и общества. Так, полнота и интенсивность жизни конкретного человеканаходятся в непосредственной зависимости от уровня его здоровья, его«качественных» характеристик. В свою очередь, здоровье населения оказываетбольшое влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественноготруда и тем самым на динамику экономического развития общества.
Большое значение для человека имеет свобода как ценность.Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении:свобода — это способность человека действовать в соответствии со своимиинтересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Свобода всегда и всюду остается величайшей ценностью. Каки в других случаях, свобода становится ценностью, если человек ее осознает.Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя как равного с другимилюдьми, там нет ни подлинной самооценки, ни человеческого достоинства.Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы наиболее полнопроявляется в период резких социальных трансформаций.
Свобода — право всех людей в равной мере пользоватьсядостижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой.Свобода есть выбор. И как каждый выбор,осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением одной изальтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не становилсяограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоватьсяважным правилом: всякий раз, делая выбор, следует стремиться к тому, чтобыперспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человекувыявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.
Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациямиличности.

3. Ценностные ориентации личности
Понятие ценностных ориентаций личности было введено внаучный лексикон в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким,которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности,регулирующую ее поведение[2].В качестве таковой ценностная ориентация и стала предметом исследований.Появилось множество различных толкований. Мы будем ориентироваться на следующееопределение.
Ценностные ориентации — это важнейшие элементы структурыличности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью егопереживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида отнезначимого, несущественного.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностныхориентации образует своего рода осьсознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственностьопределенного вида поведения идеятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. Всилу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим,детерминирующим мотивацию личности.
Развитые ценностные ориентации — признак зрелостиличности, показатель меры ее социальности. Важнейшими ценностными ориентациямиличности являются патриотизм, коллективизм, гуманизм, творчество.
Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностныхориентаций определяет такие качества личности, как ценность, надежность,верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имяэтих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижениицели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательностьв поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма(свойства детского возраста), господства внешних стимулов над внутреннейструктурой личности. Формирование личностной ценностной структуры индивидавыступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которогочеловек становится полноправным членом общества во всей полноте социальныхвзаимоотношений.
Система личностных ценностей складывается в процесседеятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей,объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Какправило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, ониотражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным факторомсоциальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.
Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляциисоциального поведения индивида.[3]Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложнойсистемой различных диспозиционных образований, организованных иерархически,которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системывключает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрениявключенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, вкоторых действует индивид и которые “встречаются” с определеннымипотребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение идеятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется навысшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личностив наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражаетсяотношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этихцелей.
Многие исследователи придавали большое значениесформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Якобсон П.М.,выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии еесоциальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности,связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правилобщества.[4]
Таким образом, формирование системы ценностных ориентацийличности является для различных исследователей предметом пристального вниманияи разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значениеприобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенезасвязан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает ихфункционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие нанаправленность личности, ее активную социальную позицию.

Заключение
Ценности — это определенная нормативная категория,объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения,стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории являются:благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье,уважение и т. д.
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека иобщества, но не сами по себе, а лишь на фоне сложившейся системы ценностныхориентации.
Все многообразие ценностей можно классифицировать по тремоснованиям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизниобщества. В соответствии с основными сферами общественной жизни различают тригруппы ценностей: материальные,социально-политические и духовные.
По субъектам различают ценности: индивидуальные,групповые и общечеловеческие.
С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизниобщества и человека, их можно разделить на три следующие группы: ценности,имеющие второстепенное значение для человека и общества, ценности повседневногоспроса и повседневного обихода и высшие ценности.
Наивысшими ценностями для человека являются: жизнь какценность, здоровье как ценность и свобода как ценность.

Список литературы
1.        Американская социологическая мысль: Тексты. М., Изд-во МГУ, 2004;
2.        Блюмкин В.А. Мир моральныхценностей. М., 2001.
3.        Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
4.        Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей//Философские науки. 2007. № 1. С. 11—18.
5.        Малахов В.А. Ценность как категориякультуры // Философская мысль, 2002. № 5. С. 76-85.
6.        Ручка А.А. Социальные нормы и ценности. Киев, 2006.
7.        Шибутани Т.; Социальная психология. Ростов н\Д., 2003.
8.        Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М. Наука, 1994.
9.        Якобсон И.С. Психология человека. М., Изд-во Мысль, 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :