Реферат по предмету "Психология"


Психология в юриспруденции

1. Психология личности в системе
 
Говоря о личности человека вообще (в обиходе), мыподразумеваем своеобразное поведение, оригинальность мышления и т.д. Впсихологии существуют различные подходы к пониманию личности и до сих пор несоздано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ееопределение. Но можно с определенной долей истины свести эти подходы к такиммоментам, как:
некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое исоциальное окружение;
система черт, устойчивых особенностей, проявляющихся вповедении, высказываниях, внутреннем диалоге субъекта с самим собой;
определенный тип с характерными особенностями поведения;
система конструктов – элементарные единицы нашего восприятия,которые включают в себя факторы чисто оценочного характера (плохой, хороший ит.д.);
система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочениявнешних впечатлений и внутренних переживаний. Ориентировка на содержаниепотребностно-мотивационной сферы;
деятельное «Я» человека, система отношений, направленности;
потребности и способности индивида вызывать значимые изменения вфизическом и социальном окружении и т.д.
Однако в практическом плане описание личности необходимо приниматькак наличный факт и упростить описанное многообразие до уровняфеноменологической модели.
В организации проявления личности выделяются три главныесоставляющие:
 индивид;
 персона;
 индивидуальность.
Индивид – представитель вида homosapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий емугенотип. Это понятие указывает на связь человека с природой.
Персону образуютсоциально-типические черты личности, которые обусловлены сходным для большинствалюдей влиянием социального окружения.
Индивидуальность – этосвоеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность естьвнешнее проявление индивидуальности – как человек воспринимаетсяокружающими и как он на них воздействует. Как раз в этом определениисодержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяетразнообразные подходы к раскрытию понятия личности. Безусловно, чтобы понятьличность в качестве единого целого (биологического, психического исоциального), необходимо четко представлять себе, что при объяснении любыхпсихических явлений личность выступает как воедино связанная совокупностьвнутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. И вотподходим к основной формулировке психологии личности – внешнее действует черезвнутреннее, а внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет.
Данная концептуальная позиция психологии применяется втрансформированном виде в правовых науках (уголовное, гражданское право,криминология, криминалистика и т.д.). В юриспруденции используется болеерасши-ренное толкование содержания понятия «личность». Для юристов-практиков,правоведов понятия «личность субъекта правонарушения», «личность участниковгражданского процесса», «личность потерпевшего» и т.д. наполнены вполнеконкретным психологическим и правовым содержанием.
В подтверждение этого обратимся к УПК РФ, УК РФ, ГК РФ. Например,одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства являетсяпровозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности»(ст. 11 УПК РФ). Целый раздел (VII) Особенной части УК РФ посвящен«преступлениям против личности». В гражданском праве речь идет о защитедостоинства личности гражданина в случаях причинения ему морального вреда (ст. 150–152ГК РФ). И здесь мы подходим к пониманию личности, используемому в юридическойлитературе и правовых актах.
Личность – это человек со своими взглядами и убеждениями,проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологическихкачеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в тойили иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Необходимо подчеркнуть, что с целью оценки уровня сформированностиличности применяются следующие критерии (используют и вюриспруденции):
ощущение своего Я;
самооценка;
уровень притязаний субъекта (с одной стороны, уровеньтрудностей, преодоление которых является целью для субъекта, с другой –желаемый уровень самооценки);
самоуважение человека (соотношение собственных притязанийи реальных достижений).
Структура личности и ее содержание. Классификация личности
В своей повседневной практике юристу необходимо использоватьследующие подходы к познанию структуры и содержанию личности:
факторный анализ личности;
типологическое описание личности.
Факторный анализ личностизаключается в том, что наиболее общие, близко расположенные друг к другукачества, черты личности сводятся воедино в какой-то общий для них фактор. Издесь юристу-практику гораздо проще отыскать связи между свойствами характерасубъекта и его поступками, точнее составить прогноз его дальнейшего поведения,в том числе в критических ситуациях.
Типологическое описание личностипризвано помочь юристу-практику ориентироваться и применять в своейпрофессиональной деятельности следующие понятия:
«тип личности», под которым подразумевается определенная категориялюдей с ведущими, наиболее устойчивыми свойствами личности, сохраняющимисянезависимо от происходящих в жизни человека перемен.
Существует много типологических описаний личности. С точки зренияюридической психологии при прагматическом подходе можно выделить следующиетипологии:
типология по Э. Кречмеру. Зависимость строенияпсихики и ее заболеваний (шизофрения, депрессивный психоз и т.д.) от строениятела (пикническое, астеническое, атлетическое);
типология по К.Г. Юнгу. Она заключается вделении людей на интровертов и экстравертов. Интроверт – это типличности, интересы которой, ориентация в жизни обращены главным образом внутрь,к собственным идеям и образам. Это очень чувственный, малообщительный,сдержанный, необоснованно застенчивый индивид. Экстраверт ориентированна внешнее окружение, на объективный мир явлений. Это деятельный, активный,общительный и прагматичный индивид. Типология Юнга помогает юристу лучше понятьклиентов (подзащитных, свидетелей, обвиняемых), окружающих его людей, увидетьопределенные трудности, возникающие в системе «человек–право» и т.д.;
психологическая структура личности по К.К. Платонову. Насовременном этапе эта концепция оказывается наиболее полезнойправоведам-практикам. Динамическая структура личности состоит из четырехподструктур: подструктура направленности (мировоззрение, идейные убеждения);подструктура опыта (знания, навыки, умения); подструктура психической формыотражения (память, мышление, восприятие, эмоции); подструктура темперамента идругих биологически обусловленных свойств (возрастные, наследственные признаки,особенности нервной системы индивида).
Все эти подструктуры связаны между собой и проявляются в видеединого целого – личности.
2. Психические (познавательные) процессы психические состояния иправовая практика учет их закономерностей юристом в профессиональнойдеятельности и их психолого-правовая оценка
 
С помощью процессов ощущения и восприятия человек принимаетсигналы окружающей его действительности, отражает свойства, ощущает состояниесобственного организма.
Ощущения всегда эмоциональноокрашены и в них проявляются познавательные, регулятивные функции психики. Поклассификации их достаточно много: отражающие внешнюю среду, внутреннюю средуорганизма, кинестетические и др. Обычно возникает целая гамма ощущений, т.е.идет воздействие на многие анализаторы.
Юристу-практику необходимо всегда адекватно оценивать показаниясвидетелей, своих подзащитных и других участников гражданского (уголовного)процесса и для этого надо знать основные закономерности и свойства ощущений. Кним относятся: чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) иего характеристики – нижний порог и верхний порог чувствительности, а такжеразностный порог (минимальная величина различения силы двух раздражителей).
Юристу необходимо учитывать что:
 пороги чувствительности у людей индивидуальны;
 отклонения чувствительности от обычной нормы происходят вследствиеряда факторов – воздействие возрастных, психических раздражителей (шум, свет,болезни, наркотики, алкоголь), и это надо учитывать при работе с клиентами,свидетелями, во время психолого-следственных экспериментов;
 при анализе свидетельских показаний, основанных на ощущениях,необходимо различать истину и заблуждение.
Важное свойство ощущения – адаптация. В результатеадаптации ощущение или исчезает (к запаху, к шуму), или притупляется временно(световая адаптация). Это негативная адаптация. Позитивная адаптация – этокогда слабый раздражитель воздействует длительно и человек способен улавливатьслабейшие сигналы.
Ощущение обладает свойством сенсибилизации. Слабыераздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другиханализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные раздражители понижают ее.
Еще одно свойство – синестезия. Это означает, что,например, под воздействием звуковых раздражителей могут возникнуть зрительныеобразы и т.д.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый человекимеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности. В профессиональнойдеятельности юриста наиболее важными являются зрительные, слуховые ощущения,обоняние. Работники юстиции должны уметь управлять своими ощущениями –стимулировать положительные ощущения.
Восприятие – это психическийпроцесс отражения предметов и явлений, когда в сознании человека возникаетцелостный образ. Именно знание законов восприятия помогает юристу в его практическойработе гораздо лучше понимать механизм формирования показаний свидетеля,оценивать объективность притязаний клиента (в адвокатуре), выявлять в ходеведения дела психологические ошибки суда, следователей и, соответственно,давать профессиональные рекомендации. Юристу самому необходимо вырабатывать всебе наблюдательность, являющуюся производной от восприятия.
К свойствам восприятия относятся: предметность, целостность,структурность. Для юриста главное – знать и помнить, что восприятиеосуществляется не путем копирования или точного измерения объекта, ауподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки объекта(человек, предметы доказательства и т.д.), а лишь те, на которые пал выбор. Иименно в этом случае выбранные элементы, которым было отдано предпочтение,будут переоцениваться в сравнении со всеми остальными (например, те признаки,на основании которых можно доказать невиновность клиента). Кроме того, надоиметь в виду, что человек при недостатке информации стремится восполнитьнедостающие элементы восприятия объекта, что иногда приводит к ошибочнымсуждениям. Необходимо всегда выяснять у клиентов, на чем основаны ихутверждения.
Осмысленность восприятияподразумевает процесс изучения объекта, его сущности, переход образа восприятияв продукт мышления. В данном случае юристу необходимо иметь в виду, что человек(и часто) видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В первуюочередь это касается самого юриста при ведении различных дел.
Особое место среди свойств восприятия занимает апперцепция.Это зависимость восприятия от факторов психической жизни человека – его опыта,интересов и т.д. Другими словами, в течение жизни у человека накапливается банкгипотез в процессе восприятия, и они-то и позволяют реагировать на действиявсевозможных раздражителей путем выбора из банка той гипотезы, которая болеевсего соответствует качественным характеристикам очередного стимула(раздражителя). Юристу-практику необходимо учитывать, что контакт с новымобъектом (число свидетелей, выбор нужной реакции на показания и т.д.) требуетдвух-трех этапов решения определенной юридической задачи.
К прочим свойствам восприятия относятся: константность,иллюзорность (искажения), изменение в пространстве и времени. Все этисвойства восприятия проявляются достаточно часто при рассмотрениипсихологических особенностей проведения правовых (судебных, защитных и т.д.)действий.
2. Память – сложное психическое явление, которое состоит вспособности человека сохранять в сознании и воспроизводить различныеобстоятельства, имевшие место в прошлом. Память связана с восприятием и другимиформами сознания личности. И именно она играет важнейшую роль в развитиисамосознания человека, а правосознание личности – необходимая составная частьполноценной личности.
В профессиональной деятельности юриста память выполняет достаточноширокие функции. Она должна отличаться большим объемом, прочностью запоминания,точностью воспроизведения различных деталей правопрводства и достаточноймобилизационной готовностью припомнить необходимые сведения, причем в нужныймомент.
Юрист-практик должен и обязан уметь извлекать из памятисвидетелей, потерпевших, клиентов необходимую информацию, и, естественно, ондолжен обладать и пользоваться знаниями о закономерностях запоминания, сохраненияи воспроизведения. И это качество является очень важным в деятельностиследователя, судьи, адвоката. Существуют следующие виды памяти:
образная (самый активныйвид памяти свидетелей, клиентов и т.д.);
двигательная (памятьочередности действий свидетелей и т.д.);
эмоциональная;
вербально логическая – этоведущий тип памяти, основанный на наших мыслях, выраженных в словесной форме;
непроизвольная;
произвольная (этот видпамяти самый продуктивный, так как он опосредован целями и задачамизапечатлеть, сохранить факты);
кратковременная,долговременная, оперативная.
Юристу в своей профессиональной деятельности необходимо обращатьвнимание на следующие закономерности памяти, которые в свою очередьскладываются из процессов запоминания, воспроизведения, забывания:
для адвокатской(следственной) практики интерес представляет запоминание в виде наглядных(эйдетических) образов, т.е. человек отлично и непроизвольно запоминает объекти затем подробно его воспроизводит;
необходимо учитывать«эффект Зейгарник» – незавершенные, прерванные действия запоминаются в два разачаще, чем законченные (случаи со свидетелями, объективная оценка их показаний ит.д.);
учитывать особенностивоспроизведения – реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памятиновых смысловых связей (повторные правовые опросы и т.д.);
учитывать процессызабывания у людей с определенными нарушениями психической деятельности;
использовать приемыактивизации памяти участников гражданского (уголовного) процесса.
Среди познавательных процессов высшим и наиболее сложным являетсяуровень логического познания (мышление), влияющий на формирование личности. Сточки зрения психологии мышление – это опосредованное отражение в сознаниичеловека существенных свойств, связей и отношений предметов и явленийокружающего мира. В мысли, понятии отражаются не только форма, но и сущностьобъектов, их внутренние связи и закономерности развития.
В юридической практике приходится решать, практически всегда,нестандартные задачи, которые допускают различные варианты и выбор оптимальногопути достижения цели. И именно этот фактор побуждает юриста к активноймыслительной деятельности, носящей чисто социальный характер.
Юрист-практик должен в полном объеме представлять и использовать вработе различные виды мышления. Эти виды включают в себя: наглядное,практическое и вербально логическое (дискурсивное) мышления. Предметноемышление юриста основано на навыках, опыте (социальном и профессиональном).В процессе дискурсивного мышления формируются понятия, делаются выводы,решаются сложные теоретические задачи. Это основное средство познавательнойдеятельности юриста. Оно всегда облечено в языковую форму. Вот почемуюрист-практик, и особенно адвокат, должен следить, как и о чем говорит участникгражданского (уголовного) процесса, составлять соответствующее мнение охарактере его мыслительной деятельности, оценивать уровень его интеллекта.Велика роль дискурсивного мышления в работе адвоката – при доказывании невиновностисубъекта, установлении причин противоправных действий и т.д.
Необходимо обратить внимание на то, что юрист в своей практикеприменяет (это одно из проявлений дискурсивного мышления) рефлексивныерассуждения. Так, адвокат создает динамическую модель поведенияподзащитного, имитирует ход мысли и принимает решение. Это позволяет адвокатуправильно принимать свои решения и влиять на решения подзащитного.Юрист-практик значительно сокращает путь к истине, если избегает механическогоперебора всех возможных вариантов.
Чтобы рациональнее решить стоящие перед юристом задачи, емунеобходимо последовательно пройти ряд этапов:
подготовительный:осознание цели деятельности, формулировка вопросов, которые надо решить;
ориентирование в условияхзадачи: ознакомление с материалами дела, исходными данными и т.д. Выдвижениеверсий;
определение путей, средстви методов решения задачи;
решение задачи.Применительно к различным юридическим ситуациям адвокат (следователь) используетте или иные тактические комбинации в виде определенной совокупностиследственно-опосредованных действий;
сопоставление полученныхрезультатов с исходными условиями задачи.
Мышление юриста-профессионала характеризуется следующимикачествами: познавательной активностью, широтой и глубиной, прогностичностью,гибкостью и самостоятельностью мышления.
Воображение занимает промежуточное положение между памятью имышлением. Оно необходимо в проблемной юридической ситуации. С помощьювоображения, компенсирующего недостаток фактографического материала, адвокату(следователю) удается активизировать мышление, найти правильное решение,прогнозировать конечные результаты. В правоприменительной деятельности другихсубъектов юридического процесса – свидетелей, подзащитных и т.д., чаще проявляетсяактивное, воссоздающее воображение.
Необходимо отметить, что положительное влияние на развитие иплодотворность воображения юриста-практика оказывают приобретенные знания,опыт, чтение художественной литературы и т.д.
3. В профессиональной деятельности юриста, безусловно, требуетсяпонимание особого класса психических явлений, включающих в себя: эмоции,чувства, тревогу, страх, стресс, фрустрацию, аффект. Юрист должен грамотнооценить эти явления, когда необходимо изучить поведение субъекта различных правоотношений:при разрешении гражданско-правовых споров, в практике борьбы с противоправнымидействиями, когда необходимо назначить наказание, а также при изучении мотивов,которые объясняют, почему человек совершил противозаконное действие.
К простейшим проявлениям психики относятся эмоции и чувства.
Эмоции – это кратковременныепереживания человека, которые выражают его отношение к происходящему.
В юридической практике необходимо учитывать следующее:
выход эмоций из-подконтроля оказывает сильное воздействие на поведение человека, настроение,мышление;
эмоции могут переходить вчувство враждебности, которое лежит в основе противоправного поведения;
в ситуациях, имеющихнеопределенный характер, субъект испытывает амбивалентные эмоциональныесостояния (повышенная тревога, напряженность и т.д.).
Самому юристу-практику также необходимо владеть языком эмоций ичувств. Это способствует распознаванию эмоциональных состояний клиента ивыразительности форм реагирования на происходящее в процессе коммуникаций.
Кратко рассмотрим состояния эмоциональной напряженности, которыеактивно влияют на поведение лиц, участвующих в системе «человек–право»:тревога, страх, стресс и его разновидности – фрустрация, аффект, страдание.Состояние тревоги возникает в результате предчувствия илинеопределенной, необратимо приближающейся опасности.
Юристу необходимо принимать во внимание огромную рольсубъективного фактора, влияющего на состояние тревожности и, соответственно, наповедение человека – участника процесса. Кроме того, тревога может быть сильнымфактором в жизни, оставаясь в то же самое время не осознанной человеком.Тревога может привести к патологическим нарушениям психики (психическомурасстройству). Юристу необходимо учитывать эти факторы при оценке психическогосостояния виновного, подзащитного, свидетеля и т.д. Например, это касаетсяразрешения гражданско-правовых споров, связанных с компенсацией моральноговреда субъекту, перенесшему нравственные и физические страдания (см. ст. 151,1101 ГК РФ). В судопроизводстве оценка тревожности того или иного участникапроцесса проводится с учетом личности субъекта, его социального статуса,самооценки и т.д. Юрист должен учитывать, что есть фактор личностной тревожности,носящей константный характер, и фактор ситуативной тревожности (временноесостояние психики).
Страх является эмоциональнойреакцией на конкретную, объективно существующую угрозу. Страх – это проявлениеинстинкта самосохранения.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Основнымипричинами появления страха являются: ощущение приближающейся неудачи, чувствособственной беспомощности, беззащитности, непреодолимой опасности для себя исвоих близких.
Особой разновидностью страха являются фобии – навязчивость,неадекватные переживания, которые имеют в своей основе боязнь конкретногосодержания (открытого, закрытого пространства, высоты, животных и т.д.).
Юристу-практику надо иметь в виду, что субъект (подзащитный,гражданский истец и т.д.) действительно пережил состояние страха, если в ходерассмотрения уголовных дел установлено, что преступление сопровождалосьугрозами, запугиванием. При разрешении гражданско-правовых споров признаютсянедействительными различные сделки, совершенные под влиянием угроз.
Появление страха, безусловно, связано с детерминантами, т.е.своего рода «природными стимулами», которые унаследованы или приобретены нажизненном пути. При оценке различных действий субъекта в системе«человек–право» юристу необходимо знать последствия переживания страха:
снижение остротывосприятия;
нарушение мышления;
искажение оценкирасстояния между предметами;
фрагментарностьвоспоминаний;
суженность сознания(растерянность, непонимание происходящего).
Знание следующих факторов имеет большое значение при расследованиипротивоправных действий:
внезапно возникшее сильноедушевное потрясение;
временное особоепсихическое состояние как обстоятельство, смягчающее наказание;
превышение пределовнеобходимой обороны;
экстремальные случаи напроизводстве (диспетчер на железной дороге, оператор в воинской части и т.д.).
Стресс – это состояние психическойнапряженности, которое обусловлено приспособлением психики человека, егоорганизма к сложным, изменяющимся условиям жизнедеятельности. Такими условиями(в юридической практике) могут быть как обстоятельства, связанные с совершениемпротивоправных действий, так и сама процедура ведения дела, вызывающаясостояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля,подзащитного, но часто и у следователя, адвоката, судьи.
Особенность стресса заключается в его противоречивости: оноказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на человека:
положительный(мобилизующий) эффект стресса имеет известные пределы, стимулируя большуюэффективность жизнедеятельности субъекта;
длительное нахождение подстрессом приводит к срыву деятельности организма, т.е. оказывает деструктивное воздействиена психику (гнев, ярость, страдания, депрессия).
Юрист должен понимать причины возникновения стресса и учитывать еговлияние при рассмотрении дел (гражданских и уголовных):
стресс часто связан срешением очень трудных и важных для субъекта задач;
стресс нередко проявляетсяфизически (в виде шума, зрительного воздействия, одиночества, конфликта и т.д.);
переживание стрессасвязано с психофизиологическими особенностями человека (запас устойчивости кстрессу – уровень толерантности).
Юристу необходимо руководствоваться при установлении факта стрессаследующим:
у субъекта в стрессовомсостоянии заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора и наблюдаетсятенденция к завышению этой оценки;
в гражданско-правовыхвопросах (заключение сделок, контрактов, хозяйственных договоров) в стрессовомсостоянии субъект допускает так называемые «сделки с пороками воли».
Особо следует подчеркнуть, что в современных условиях большоезначение приобретают постстрессовые нарушения психики как следствие пережитогосубъектом события, выходящего за пределы обычного опыта жизни (экологическиекатастрофы, боевые действия, теракты, вооруженные нападения и т.д.). У людей спостстрессовыми расстройствами обнаруживаются признаки социальной дезадаптации(обособленность, неадекватная реакция на окружающее: шутка воспринимается какоскорбление, повышенная конфликтность). Именно в этих особенностяхпостстрессового состояния следует искать объяснение противоправных поступков вформе конфликтов. Учитывая сильное воздействие стрессогенных факторов напсихику человека, законодатель оставил возможность судам с учетомобстоятельства дела, личности подзащитного смягчать меру наказания.
Фрустрацию называют стрессомрухнувшей надежды. Она выражается в характерных особенностях переживаний иповедения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями, возникающими напути к поставленной цели.
Необходимо четко различать конструктивное и деструктивноевоздействие фрустрации на человека. Признаки конструктивной фрустрации:
зависимость сложностипоставленной задачи от большой интенсификации усилий;
замена средств достиженияцели, пересмотр предыдущих действий;
замена цели (в состояниифрустрации субъект идет на поиск альтернативной цели, что возможно путемдостижения компромисса).
Признаки деструктивной фрустрации:
низкий порог толерантностик фрустрации;
нарушение тонкойкоординации усилий, направленных на достижение цели;
ограниченность, непозволяющая субъекту видеть альтернативные пути достижения цели или другуюподходящую цель;
эмоциональное возбуждение.
Эмоциональная реакция при фрустрации:
агрессивность по отношениюк совершенно посторонним предметам;
депрессия.
Юристу-практику следует помнить, что реакции агрессивногохарактера чаще всего наблюдаются у людей несдержанных, грубых, склонных кпсихопатии. Он должен обладать высоким уровнем фрустрационной устойчивости, таккак работа адвоката, следователя, судьи сопровождается большиминервно-психическими перегрузками, связанными с принятием решений. Знаниепсихологических мотивов возникновения фрустрации помогает юристу понятьпобудительные причины противоправных действий против личности. Фрустрация можетпривести к эмоциональным срывам, одной из форм которых является аффект.
Аффект: на это эмоциональноесостояние давно обращают внимание юристы. Понятие аффекта зафиксировано вправовых нормах (ст. 107, 113 УК РФ). Аффект – это кратковременныйэмоциональный процесс взрывного характера, который быстро овладевает субъектом,очень бурно протекает и характеризуется значительными изменениями сознания иснижением контроля над волей. Юристу следует отличать патологический аффектот собственно аффекта (называется «физиологический» аффект).
Знание определенных признаков аффекта помогает суду, следователю,адвокату путем работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми собратьнеобходимую информацию и произвести анализ содеянного человеком в состоянииаффекта.
Признаки аффекта:
внезапность возникновенияаффективного возбуждения для самого субъекта;
интенсивностьэмоциональных переживаний (проявляется в зажиме мышечной системы);
взрывной характер эмоциональнойразрядки;
изменение сознания, его«суженность» и концентрация мышления на аффективных переживаниях, которые идутв ущерб собственным интересам и планам самого субъекта;
частичная амнезия(забывание) происшедшего;
внешние признаки(эффектная мимика, прерывистая речь, измененный тембр голоса и т.д.);
снижение самоконтроля;
постаффективное истощениенервной системы, упадок сил, оглушенность, заторможенность.
Для правильного решения вопроса о том, находился ли подзащитный (обвиняемый)в состоянии аффекта, помимо вышеперечисленных признаков юристу необходимоисследовать:
характер аффектогеннойситуации;
индивидуально-психологическиеособенности личности субъекта;
психофизиологическоесостояние субъекта накануне противоправных действий;
особенности поведенияподозреваемого (подзащитного) сразу после свершения действия противоправногохарактера.
За последние годы накоплен очень большой опыт установления аффектау субъектов, участвующих в правоприменительной деятельности. Создана солиднаяметодическая база, разработаны рекомендации для диагностики аффекта. Такимобразом, психическая установка сопровождает любую познавательную деятельностьчеловека, в том числе и судебную, оказывая на нее как положительное, так иотрицательное влияние. Она предшествует решениям, которые принимаются под еевоздействием.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.