Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Экономические системы как объект макроэкономики

Содержание

1. Введение
3
2. Виды экономических систем
5
3. Рыночная экономика
6
4. Командно-административная система
13
5. Равновесие экономических систем
18
5. Заключение
21
6. Библиография
22


Введение
Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономическиесистемы. В современной экономической науке понятие экономическая системаозначает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе наоснове действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.Системы отличаются под ходом и методами решения основных экономическихвопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многиезакономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможносуществование региональных моделей, различия между которыми обуславливаютсяуровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями иобычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью игеографическим положением.
Основными элементами экономической системы являются социально-экономическиеотношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизми конкретные экономические связи между субъектами экономики.
В последние полтора-два столетия развития человеческого общества вмире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливовыделяются две рыночные системы — рынок свободной конкуренции (чистыйкапитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и двенерыночные системы — командно-административная и традиционная. В следующемразделе мы рассмотрим некоторые из них.
Вот уже 12 лет наша страна осуществляет переход к рыночнойэкономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемынам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой вэкономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночногохозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, чтозарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинногостроя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата историярынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачисостоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсыстоль громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нетисторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требованиявремени рыночный механизм современного западного общества.
Возникает также вопрос, на какие именно рельсы переводить. На рельсысвободного капитализма? Или на социально-рыночные?
Прежде чем начать, следует дать полное определение категории«экономическая система». Экономическая система — исторически возникшая илиустановленная, действующая в стране совокупность принципов, правил,законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основныхэкономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения,обмена и потребления экономического продукта.
Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы безслабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободнаярыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты,которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, какфункционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пятифундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должнанаходить ответы. Вот эти вопросы:
1.   
2.   
3.   
4.   
5.   
Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, чтоимеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то естьмного разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения воценках эффективности рыночной системы.

Виды экономических систем
Каждая новая формация, каждая новая цивилизация вносила свой вклад вэкономическую теорию. В результате, на сегодняшний день ученые насчитываютоколо 10 видов экономических систем. Многие из них уже отжили свое инеприменимы в условиях современного мира (натуральное хозяйство, традиционнаяэкономика и т.д.), другие являются весьма перспективными и без сомнения будутиспользоваться еще много лет (социально-рыночная система).
Разные экономические системы мира различаются между собой по своимидеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренныеразличия следующие:
a)   
b)   
Необходимо выделить следующие экономические системы:
·        экономическаясистема, в которой производственные решения контролируются теми, ктоинвестирует капитал в частный бизнес. При этом акционерные компанииконтролируются акционерами, а мелкие и неакционерные предприятия — ихсобственниками)*
·        экономическая система, при которой основные ресурсы находятся в частнойсобственности, но правительство в широких масштабах направляет и регулируетэкономический процесс)*
·        экономическая система, сочетающая элементы капитализма игосударственного регулирования)*
·        экономическая система, в которой производственные решения должны сообщаконтролироваться всеми гражданами, исходя из предположения безграничностиресурсов и технологических возможностей, позволяющих удовлетворить любыепотребности)*
·        экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практикуиспользования ограниченных ресурсов)*
·        тип хозяйственных отношений, при которых продукты труда производятсядля удовлетворения потребностей самих производителей. С развитием общественногоразделения труда натуральное хозяйство вытесняется товарным хозяйством)*
В данной работе не имеет смысла говорить о традиционной экономике,натуральном хозяйстве, так как эти системы давно отжили и не применимы всовременном динамичном мире. Поэтому рассмотрим подробней две экономическиесистемы, которые существуют в мире на сегодняшний день: рыночную экономическуюсистему (включая ее разновидности) и командно-административную.

Рыночная экономика
Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегдадолжны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономи­койсвободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современнойрыночной экономикой, которая является наиболее распрост­раненной и на сегодня.Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продуктконвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличиеогромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнестиэту сис­тему к рыночным.
Само слово «рынок» в русском языке является очень емким.Можно выделить несколько значений:
Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производс­тваи обращения, совокупность отношений обмена товаров.
Рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, ба­лансспроса и предложения.
Рынок — сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и меж­дуними, связывающая производителей и потребителей продукции.
Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественноговоспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Приходитсяслышать, что рынок — одно из важнейших достижений челове­ческой цивилизации, нодостигнуто оно было путем невероятно длитель­ного процесса.
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сло­жиласьв XVIII в. и прекратиласвое существование к началу XXв. Ус­ловиями ее формирования стали три исторических явления:
1)   
2)   
3)   
Главная отличительная черта свободной рыночной  экономики: государство не играет никакойроли в распределении ресурсов.  Все,абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов принимаются до­машнимихозяйствами и предприятиями на рынках, свободных от како­го-то бы ни былогосударственного вмешательства. При этом ни отдель­ные люди, не организации незанимаются специально решением вопросов что? как? и для кого? Сложнейшаяструктура связей между субъектами экономики осуществляется без принуждения илицентрализованного руко­водства.
Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственностьна инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоя­тельных продавцов ипокупателей каждого товара, и как уже было ска­зано, исключительно рыночноерегулирование макроэкономической дея­тельности.
На первый взгляд может показаться, что экономика, в которой каж­дыйпреследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной.Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателейшколы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде «Богатствонародов». У Смита мы можем встретить в этой связи термин «невидимаярука». Что он означает? Смит говорит от том, что в экономике свободногорынка отдельные индивиды, руководс­твуясь собственными интересами, направляютсяневидимой рукой, дейс­твующей в целях реализации интересов общества в целом.
Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен сущест­вуетдо сих пор, пусть и с «примешиванием» государственного регули­рования,является, на наш взгляд главным достоинством любой рыночной системы. Такуюсвободную систему никто не изобрел, и тем не менее она функционирует, решая самуюсложную из проблем человечества, ко­торая охватывает тысячи переменных иотношений, и модели которой да­ют лишь самое отдаленное представление овсеобщем ее характере. Как же рыночная экономика отвечает на классическуютриаду вопросов? Что? решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами;покупатель сам решает, что ему стоит покупать, производитель же должен ориенти­роватьсяна спрос. Как? решается производителем, который, действуя в своих локальныхинтересах, стремится к получению максимального дохо­да; в условиях конкурентнойборьбы это ведет к появлению определен­ных выгод для покупателя. Для кого?решается в пользу потребителей с наибольшими покупательскими возможностями.
Приведем пример, иллюстрирующий действие «невидимой руки»Смита. Возьмем тривиальную забегаловку, владельца которой интересуют, ес­тественно,собственные прибыли, нежели решение тройки классических вопросов. Владелецстремится к снижению своих издержек, и корректи­рует процесс своегопроизводства. Для того, чтобы максимизировать прибыль, меню забегаловки должносостоять из тех блюд, которые будут покупаться. Предположим, владельцу удалосьизобрести новый рецепт или вообще новое блюдо, которое имеет большуюпопулярность. Доходы забегаловки растут, но при этом выигрывает и покупатель, иобщество в целом, так как поле приемлемого выбора для него расширяется. В этомпроцессе ведущую роль играют цены, отражающие ценность произво­димого продукта.
Цены в экономике свободной конкуренции опосредуют решение главныхвопросов любой системы: что? как? для кого? Главным процессом здесь являетсясоотношение спроса и предположения и установление равновес­ной цены товара.
Однако не стоит превозносить до небес рыночную экономику свобод­нойконкуренции хотя бы потому, что она фактически никогда не функ­ционировала вчистом виде. Несмотря на всю привлекательность аргу­ментов Адама Смита, чисторыночных экономик не существует. Государс­тво вмешивается в деятельность рынковмногими средствами и по многим причинам. Почти все государства играют важнуюроль в решении вопроса для кого? обеспечивая жизнь тех, кто рискует простоумереть с голо­ду, а также в решении проблем экономических кризисов, таких, какбезработица и инфляция. Объектом приложения государственного регул­ированияэкономики является так называемый «магический четыреху­гольник»:инфляция — безработица — темпы роста — уравновешенность платежного баланса.Меры принимаемые государством для регулирования, чрезвычайно разнообразны:налоговая политика, антимонопольная поли­тика, прямое регулирование цен,создание правовой базы экономики, дотирование нерентабельных отраслей, науки,обороны, протекционист­ская политика (создание условий дляконкурентоспособности националь­ного капитала), социальное обеспечение низшихслоев общественной пи­рамиды, экологическая политика.
С конца XIXв. происходит в глобальном масштабе расширение госу­дарственного вмешательствав экономику. Затем, с развитием науч­но-технической революции и производственнойи социальной инфраструк­туры этот процесс ускорился. В результате ко второйполовине XX в.формируются новые хозяйственный механизм, организационные формы, экономическиесвязи между субъектами, то есть новая система: совре­менная рыночная экономика(современный капитализм). Это оказалось возможным потому, что рыночная системаявляется самой гибкой, спо­собной к внутренним и даже революционнымперестройкам и изменениям.
Основные отличия рыночнойэкономики свободной конкуренции от современного капитализма:
Основные черты
Капитализм XVIII
XIX вв.
Капитализм XX в.
Масштабы обобществления про­изводства
Обобществление производ­ства в рамках предприятия
Обобществление и огосудаствление части производства в нацио­нальном и интернацио­нальном масштабах
Преобладающая форма собствен­ности
Экономическая деятельность единоличных предпринимате­лей-капиталистов
Экономическая деятель­ность на базе коллек­тивной частной и госу­дарственной собствен­ности
Регулирование экономики
Саморегулирование индиви­дуальных капиталов на ос­нове свободного рынка при слабом вмешательстве госу­дарства
Активное государствен­ное регулирование на­циональной экономики для стимулирования потребительского спро­са и предложения, пре­дотвращения кризисов и безработицы и т.п.
Социальные гара­нтии
Социальная незащищенность граждан в случаях безрабо­тицы, болезни и старости
Создание государствен­ных и частных фондов социального страхова­ния и обеспечения
Надо четко представлять, что по своей сути экономика свободнойконкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, аследовательно, и неосуществимый вариант развития. Они су­ществуют лишь в формемоделей, которые помогают понять закономернос­ти развития систем, которыеявляются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современногокапитализма.
Главная черта смешанной экономики: и      государство, и частный сектор (предприятия и потребители)играют важную роль в ответах на воп­росы что? как? и для кого? В нейполучают довольно широкое распрост­ранение плановые методы: намикроэкономическом уровне как планы раз­вития отдельных фирм на основемаркетинговых исследований, на макро­уровне — как конкретное государственноевмешательство. Планы — ре­зультат приспособления субъектов экономики ктребованиям рынка. Пла­ны разных экономических уровней влияют на структуру иколичество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общест­веннымпотребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компанийтакже на основе анализа перспективности отраслей. В то же время но­вейшиеотрасли науки и техники являются, как правило, малопривлека­тельными длякапиталовложений, так как не несут моментальных прибы­лей, поэтому ихфинансирование осуществляется также за счет бюджет­ных ассигнований инациональных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы«Эврика» и «Эсприт»).
Распределение созданного ВНП также ведется при помощи государс­твенноговмешательства, которое направлено на развитие медицины, пе­реподготовку кадров,социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностьювыделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитойрыночной экономикой.
Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многимнаправлениям, оказывая существенное влияние на экономику, ко­торое резковозрастает в периоды кризисов (например, «новый курс» Кейнса припрезиденте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическуютройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчасдовольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимсяна тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современнойкапиталистической сис­теме?
Самая важная функция рынка — регулирующая. Она связана с воздейс­твиемрынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, безкоторой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет ростпроизводительности труда, повышение качества. На мак­роуровне конкуренцияобеспечивает приток капиталов в наиболее перс­пективные для получения прибылиотрасли. Одной из главных задач го­сударства является поддержание работы этогомеханизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса ипредложения. Вкупе это и дает эффект «невидимой руки» Адама Смита.
Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихсяценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникамтоварооборота информацию об общественно необходимом коли­честве, ассортименте икачестве товаров и услуг.
Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбораконкретным покупателем конкретного продавца и наоборот.  Эта функция может быть реализована лишь нарынке с достаточно развитой конкурен­цией.
Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественнойстоимости того или иного товара или услуги — меновое соотношение, устанавливаетсвязь между стоимостью и ценой, которая чутко реагиру­ет на изменения условий.
Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жесткоотбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений.В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, ноэто приносит в конечном счете повышение об­щей устойчивости национальнойэкономики в целом.
Современная рыночная экономика проявляется через разные моделиразвития. Наиболее известными из них являются:
·        американская.  Основана на всемерном поощрениипредприниматель­ской инициативы, обогащения наиболее активной части населения,высо­ком уровне производительности труда. Задача социального равенства неставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защи­той(льготы, пособия и т.д.);
·        японская.Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, засчет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышениеспроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высокомсамосознании народа, готов­ностью идти на определенные материальные жертвы радипроцветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считаютнациональной японской чертой);
·        шведская.Отличается высоким уровнем социальной политики, нап­равленной на сокращениеимущественной пропасти путем перераспределе­ния национального дохода в пользунаименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-хгг. около 70% ВВП. Ес­тественно, что это возможно только в условиях жесткойфискальной по­литики. Функция производства в такой модели ложится напредпринима­теля, а функция обеспечения высокого уровня жизни — на государство.
·        немецкая.Государство в такой модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.Особой поддержкой пользуется mittelschtand — мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляютсявозможности для устойчивого развития.
Несмотряна то, что по сравнению со всеми остальными рыночная система оказалась наиболеегибкой, она все же имеет ряд недостатков, которые, в свою очередь, играютзначительную негативную роль в эко­номической жизни общества. К основнымпроблемам меновой системы эко­номики относятся, прежде всего, проблемы,связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости иперераспределе­ния доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономикустра­ны необходимо активное вмешательство государства. Государственноерегулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собойсистему типовых мер законодательного, исполнительного и конт­ролирующегохарактера, направленную на стабилизацию и приспособление существующейсоциально-экономической системы к изменяющимся услови­ям.
Еслисформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать оследующих вещах:
1)   тенденция к самопроизвольному установлениюравновесия в эконо­мике, как правило, прокладывает себе путь через постоянныенарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безрабо­тицуи т.д.;
2)   рынок — жестокая система в социальном плане;
3)   рынок не обеспечивает решения экологическихпроблем, не стиму­лирует развитие фундаментальной науки, культуры.
Монополизм.Как уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можносудить по разрушению рыночных механизмов, тормо­жению НТП, удержанию высокихцен.
Добившисьдоминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяяразличные методы конкуренции, например, от­резая соперников от кредитных исырьевых источников, используя цено­вую конкуренцию, призывая на помощьгосударство и т.д.
Разрушениерынков монополистами не сулит экономике ничего хороше­го. Подавляя стимул ктехнологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайнорасточительной, развивающейся главным образом за счет привлечениядополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для полученияприбыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективныетехнологии, снижать затраты и рас­ширять сбыт, достаточно установитьмонопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и стем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качествоснизится. В мо­нополизированной экономике цены слабо реагируют на колебанияпотреб­ностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спро­са кпроизводству. В результате потребители надолго остаются наедине со своимипотребностями, без необходимых им товаров и услуг.
Такимобразом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причемнаиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведенияи оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новыхрынков формируются государс­твенные структуры, одной из главных задач которыхстановится поддер­жание высокой конкурентности рынков.
Рыноки конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет ихисторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальнойсилой, которая препятствовала тотальной моно­полизации экономики.
Встранах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизмасохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность засоздание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав назащиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свойэкономический по­тенциал, нашло действенные средства антимонопольнойпрофилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур.Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функциигосударства.
Внастоящее время, в период перехода к рынку отечественные моно­полистическиеструктуры, не готовые к открытой и честной конкурен­ции, оказываютпротиводействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметнаповышенная активность новых негосу­дарственных финансовых групп, болезненнореагирующих на любые попыт­ки государства ограничить их монополистическоеповедение, формирую­щих свои механизмы давления на власть. Известно, например,как нега­тивно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всейсферой оптовой торговли, встретили украинские законодательные акты,направленные на предотвращение монополизации этого рынка.
Взависимости от степени нарушения свободной конкуренции различа­ют следующиевиды несовершенной конкуренции: чистая монополия, оли­гополия имонополистическая конкуренция.
Чистаямонополия выступает как антипод совершенной конкуренции. Единственныйпроизводитель в отсутствие конкурентов выпускает уни­кальный продукт, неимеющий близких заменителей. Монополист осущест­вляет контроль рыночной цены иобъема продаж.
Дляолигополии характерно наличие нескольких производителей, за­висимых друг отдруга. Обычно лидирующая в отрасли компания назнача­ет цену, на которуюориентируются все остальные. При установлении цены возможен негласный сговор.Наличие всего нескольких фирм свиде­тельствует о барьерах, препятствующихпроникновению в отрасль других конкурентов.
Наиболееблизка к совершенной монополистическая конкуренция среди нескольких десятковконкурентов, выпускающих дифференцированный про­дукт (зубную пасту, учебники,обслуживание в парикмахерских, магази­нах розничной торговли). В этих условияхзначительную роль играет торговая марка. Предпочитая продукт именно этой фирмы,потребитель согласен уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма в некото­рыхпределах может контролировать рыночную цену. При данном типе конкуренции фирмыдостаточно независимы друг от друга.

Командно-административная экономическая система
Полярной альтернативой чистому  капитализму  является командная экономика, высшим воплощением которой мыслится коммунизм. Этусисте­му характеризуют общественнаясобственность практически на все мате­риальные ресурсы и коллективное принятиеэкономических решений пос­редством централизованного экономическогопланирования, монополиза­ция ибюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объ­емаиспользуемых ресурсов, структуры и распределения продукции, ор­ганизациипроизводства, принимаются центральным плановым органом.
Предприятия являются собственностью государства и осуществляютпроизводство на основе государственных директив. Иными словами, про­изводственныепланы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем планконтролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждомупредприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Рабочиезакреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану погеографическим регионам.
Соотношение в национальном продукте средств производства и средс­твпотребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется ираспределение потребительских товаров среди населе­ния. Средства производствараспределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов,устанавливаемых центральным плановым ор­ганом.
Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары сле­дуетпроизводить, как их следует производить и для кого, то есть са­мостоятельноотвечает на классическую тройку вопросов. Все его реше­ния носят директивныйхарактер. Опора исключительно на централизо­ванное планирование являетсяхарактерной чертой командной экономики.
     Рассмотримкривуюпроизводственныхвозможностей:
 SHAPE * MERGEFORMAT
A
O
M
C
При данном уровне производственных возможностей экономики цент­ральныйплановый орган должен выбрать точку на PPF. Этот выбор пада­ет на точку А с выпуском оборудования,равным ОМ, и выпуском потре­бительских товаров, равных ОС. Точке Асоответствует некое распреде­ление факторов производства среди отраслей и фирмв экономике. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, какпотребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике.
Рисунок поможет описать проблемы, которые должны решаться плано­выморганом. На кривой PPF(граница производственных возможностей) нанесены блага, которые могут бытьпроизведены экономикой. Выбор делается между производством потребительскихтоваров и оборудования. Чем больше производится оборудования, тем выше уровеньбудущего про­изводства и тем ниже уровень сегодняшнего потребления.
Для решения вопроса о том, что производить, плановый орган выби­раетточку на кривой PPF.Предположим, он выбирает точку А. На осно­ве чего делается такой выбор?Возможно, плановый орган выбирает та­кую точку на кривой, которая, как онполагает (или как полагает его политическая партия), благоприятна для страны.
Если выбор точки А означает, что большая часть ВНП направляется наинвестирование, плановый орган пытается ускорить развитие эконо­микипосредством быстрого увеличения массы основного капитала. Но это одновременноозначает и сокращение текущего потребления. Возмож­но, плановый орган считает,что он выбирает то, что выбрали бы и потребители, если бы имели право выбора.Но в любом случае не потре­бители, а плановый орган выбирает положение,соответствующее точке А.
Выбирая, что производить, уже в некоторой степени решил, для когопроизводить. Если точка А подразумевает высокий объем производстваоборудования, такой план не сможет одновременно обеспечить и высокий уровеньдушевого потребления. Совокупное потребление, выделенное на этот год, находитсяна уровне ОС. Возникает также вопрос: каким об­разом совокупный объем текущегопотребления должен быть распределен среди населения? Распределение может бытьравным, т.е. все граждане получат одинаковое количество хлеба, конфет,теннисных ракеток и мя­са. Возможно, правительственные чиновники получатбольше. Или, воз­можно, центральный плановый орган примет в расчет то, что улюдей должны быть стимулы к труду, и решит, что люди должны получать тембольше, чем больше они работают. Центральному плановому органу при­ходится всеэто подробно расписывать.
Затем он должен точно определить, как производить потребительскиетовары и оборудование. Для каждой точки на PPF имеется некое распре­деление факторов производства. Оногарантирует производство экономи­кой нужного количества потребительских товарови оборудования. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях,оборудова­ние должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган дол­женразработать метод распределения заданий по производству среди различных фабрикв каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каж­дая фабрика имеет всенеобходимые факторы производства для выполне­ния поставленных перед нейпроизводственных задач.
Все это сложно. Однако теперь примем во внимание, что рисунок вогромной степени упрощает ситуацию, принимая в расчет существование всего двухтоваров. В действительности же необходимо производить сотни тысяч различныхтоваров и распределять по рабочим местам мил­лионы работников, среди которых,кроме того, нужно распределить про­изводственные и потребительские товары.
На практике центральное планирования возможно благодаря двум фак­там.Во-первых, проблему не нужно решать каждый день заново. Функци­онирующаяэкономика, способная производить определенные товары, уже существует, при этомтруд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий иотраслей. Планирующие органы могут начи­нать не с нуля, а с уже сложившегосяположения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов.Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Этоозначает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских то­варови перемещение их в производство оборудования. Как результат — совокупноетекущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредствомсокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться накаждого работника.
Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда.Может иметь место так называемый итеративный (повторяющийся) про­цесс, приреализации которого ц


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.