Курсовая работа
Психологические особенности агрессивного поведения детейподросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы-интерната
Содержание
Введение
1. Агрессия как психологический феномен
1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основныетеоретические подходы
1.2 Причины агрессии, ее виды имеханизм действия
2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1 Основные психологические особенности подростков
2.2 Подростковый кризис
3. Агрессивное поведение у подростков
3.1 Специфика агрессии в подростковом возрасте
4. Экспериментальное исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста
4.1 Постановка проблемы и организация её исследования
4.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Приложение
Введение
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблемсовременной психологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних сдевиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм,наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилосьдемонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайнихформах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличиласьпреступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло числотяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактовагрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникаютмежгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи внашей стране (Воронов Ю., Маринина Е., Можгинский Ю.Б., Реан А.А., Савина О.О.,Семенюк Л.М., Фурманов И. А) и за рубежом (Бандура А., Уолтерс Р) занималисьпроблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна имногогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре вниманияисследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальныедетерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия,определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенностиагрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью,затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайновысокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного иадекватного научного определения этого сложного феномена делают проблемуисследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современногомира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе раннейсоциализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболееблагоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темыагрессии подростков.
Цель работы — изучить особенности проявления агрессивногоповедения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условияхшколы-интерната.
Предмет исследования — психологические особенностиагрессивного поведения детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования — дети подросткового возраста из школы- интерната (5 человек) и дети, воспитывающиеся в семье (5 человек).
Базой экспериментального исследования являются подростки — учащиесяспециальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интерната II вида г. СоветскаКировской области и подростки — учащиеся МОУ средней общеобразовательной школыс углублённым изучением отдельных предметов №1 г. Советска Кировской области.
Гипотеза: уровень агрессивности будет выше у детей, которыеобучаются в школе — интернате.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующиезадачи:
1. Изучить состояние проблемы по психолого-педагогическойлитературе.
2. Определить уровень агрессивности у детей, воспитывающихсяв семье и в условиях школы — интерната.
3. Разработать методические рекомендации по снижениюагрессивности у подростков.
4. Разработать методы профилактики и коррекции агрессивногоповедения у подростков.
Методы исследования:
В ходе изучения данной проблемы использовали различныеметоды — наблюдение, беседа, тестирование. В процессе тестирования былоопрошено 5 подростков, которые учатся в 8 классе в общеобразовательной школе, и5 подростков с нарушениями слуха (тугоухость III — IV степени), которые учатсяв 8 классе в школе — интернате (слухопротезированы современными цифровымиаппаратами).
1. Агрессия как психологический феномен1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основныетеоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуетсяпо-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей даватьнегативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивнойстороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии сосновными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивногоповедения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление ксамоутверждению. (Bender L)
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки,разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческаяагрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы впопытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H)
Агрессия — реакция, в результате которой другой организмполучает болевые стимулы. (Buss A)
Агрессия — физическое действие или угроза такого действия состороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическуюприспособленность другой особи. (Uilson) [11]
Агрессия — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим,поведение. [7]
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большиегруппы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях,нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом планеразличаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальнаяагрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но«так пришлось» или «было необходимо действовать». В данномслучае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия — это тедействия, которые имеют осознанный мотив — причинение вреда или ущерба [1].
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческаясоставляющая).Р. Бэрон и Д. Ричардсон [6,12] дают такое определение: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вредадругому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов:
агрессия обязательно подразумевает преднамеренное,целенаправленное причинение вреда жертве;
в качестве агрессии может рассматриваться только такоеповедение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
жертва должна обладать мотивацией избежания подобногообращения с собой.
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцеваи И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения,которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будетагрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвыпоследствия, и когда нарушаются нормы поведения [6].
В 1939 г. Дж. Доллардом была предложена теория фрустрации — агрессии,в которой утверждается что [6,12]:
фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
агрессия всегда является результатом фрустрации.
В свете теории социального научения, предложенной Бандурой,агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, котороеусваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формысоциального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию каксоциальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложныенавыки, требующие всестороннего научения” [1]. Например, чтобы осуществитьагрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения прифизическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать,какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Посколькуэти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепцииагрессии, можно принять за рабочее следующее обобщающее определение этогоявления: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление илипричинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия — это модельповедения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется снегативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремлениенавредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние наагрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием дляподобного поведения.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и«агрессивность». Агрессия — это поведение (индивидуальное иликоллективное), направленное на нанесение физического, либо психологическоговреда или ущерба. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности,выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать иинтерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости ивхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общуютенденцию поведения.
Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянныйхарактер, они устойчивы. Человек склонен «тиражировать» удачные моделиповедения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности,поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широкоиспользуемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессиядля них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Онаглубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведениячрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечатьударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия,направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелоговзгляда на жизнь и отношения с другими людьми.1.2 Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пыталисьобъяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой уживотных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности».Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению,считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные ифизиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятсяполовые гормоны.
Согласно теории фрустрации, агрессия — это не автоматическивозникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий,возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступлениесостояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых,агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегдавлечет за собой агрессию.
Другой взгляд на происхождение агрессивного поведенияпредставлена в теории социального научения. Для того чтобы агрессивноеповедение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобысуществовало два условия [6]: первое — чтобы препятствие, возникшее на путицеленаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе — чтобыв качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.
Самая современная точка зрения на происхождение агрессивногоповедения связана с когнитивной теорией научения.
Агрессивные действия рассматриваются не только как результатфрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивноеповедение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных идругих процессов [8]:
1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведениякак положительных.
2. Наличие фрустрации.
3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта илистресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочетизбавиться.
4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения,способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия — неоднороднапо своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во — первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряднемаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от другаэкспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессияпредставляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный ибыстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательноподвергается нападению.
Наиболее важно различение враждебной и инструментальнойагрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в товремя как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, аагрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случаешантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет наиндивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстнойи бескорыстной агрессии.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различныхисточниках, необходимо выделить следующие [6,8]:
Физическая агрессия (нападение) — использование физическойсилы против другого лица.
Косвенная агрессия — действия, как окольными путяминаправленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого ненаправленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу,хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как черезформу (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы,проклятия, ругань).
Склонность к раздражению — готовность к проявлению прималейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычнонаправленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивногосопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленныечувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению клюдям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Различают агрессию и по механизму возникновения и действия,а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценкичеловеком ситуации, в частности — намерений, приписываемых другому лицу,возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели врезультате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороныдругих людей и самооценки [6].
Рассмотрим их более подробно, т.к именно эти факторы иопределяют агрессивное поведение у человека.
Намерение: когда человек видит, что другой собираетсянапасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего тообстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения ивраждебные по отношению к себе планы.
Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивноеповедение [1]: Пока субъект располагает возможностями совершения прямойагрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятностинанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играютнезначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в томслучае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатораагрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогдаможет пос-ледовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственностиагрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивныедействия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качествеожидания последствий результата действия — одним из решающих детерминантов
Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенностиконтекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следуетприписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если влабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будетповышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в томслучае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.
Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессиирезультатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии,восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражениясопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшимнадежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Самооценка: Процессысамооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта,уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты,которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Еслив результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления илинамеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувствособственного достоинства (его нормативный уровень), то агрес-сия будет нацеленана восстановление своего достоинства осуществлением возмездия [11].
Итак, в самых общих чертах алгоритм развития агрессивногоцикла выглядит так: в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно неоформленные для самого больного процессы отклонения от нормального ходабиологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации,направленных на преодоление возникших патологических изменений.
2. Общая характеристика подросткового возраста2.1 Основные психологические особенности подростков
Подростковый возраст — это граница между детством и взрослойжизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественнойжизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялсяособыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новыйсоциальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучениемдетей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет,но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходомв 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенкаотражено в его названиях: «переходный», «переломный»,«трудный», «критический». В них зафиксирована сложность иважность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходомот одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляетосновное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период- физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениямпроисходит становление качественно новых образований, появляются элементывзрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений свзрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, содержанияморально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Вповседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: былпослушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным — сталнеуравновешенным; был робким, излишне застенчивым — стал самостоятельным и решительными т.д.
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основныехарактеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизмвозникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Первая общая закономерность и острая проблема подростковоговозраста — это перестройка отношений с родителями, переход от детскойзависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковыйвозраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возрастасвязано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим- половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства,вступление в мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными ифизиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения,неосознанное половое влечение, а также эмоциональном — чувствительные изменения.
Второй момент — окончание детства и переход в мир взрослыхсвязан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления врассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно исоздает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальнаяжесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой,но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует налюбой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И этосоздает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляетего жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкимилюдьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческихотношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнутьвсё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила вего сознании, критерий его суждений и оценок [4].
Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, пожизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуяпротив лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же времянуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергаяавторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он могбы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства иот мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутреннеодинаковых друг другу.
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, вовремя переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найтисебя. Переходный возраст — самый короткий период жизни, но очень важный. Иважно без особых травм пережить его.
Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретениеподростка — открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемысамосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизнинаходится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поисксебя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемойреальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Дляподростка внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективногоопыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способностьпогружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целыймир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не какпроизводные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного«я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулируетподростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. «Открытиесвоего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оновызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознаниемсвоей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувствоодиночества. Подростковое „я“ еще неопределенно, диффузно, ононередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты,которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда — растет потребность в общении иодновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознаниесвоей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для раннейюности чувство одиночества или страх одиночества» [3].
Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповымобразом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда несовпадает с этим образом полностью.
«Свойственное многим старшеклассникам преувеличениесобственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценойослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек,тем больше он находит различий между собой и „усредненным“ сверстником.Отсюда — напряженная потребность в психологической интимности, которая была быодновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознаниесвоей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманиюсвоей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми» [3].
Но как осознание своей единственности и особенности приводитк открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости временисталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятиемсмерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Невсе юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающихпереживаний в повседневность, у других все сводится к возрождениюиррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости временинередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том,что время остановилось. Подросток попеременно чувствует себя то очень молодым,то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковомувозрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайнесубъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередкоотождествляется с неподвижностью и обыденностью.
Еще одна характеристика, относящаяся к подростковомувозрасту — это большое значение, которое подростки придают своей внешности,причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастуюзавышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности,принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний.На первый план выступают другие свойства личности — умственные способности,волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность иотношения с окружающими.
С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценкивзрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чемюношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не являетсялинейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки.Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в егосамооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старшихклассах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстникови самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых — учеба, спорт, какие-то любительские занятия — может быть совершенно разной. Эторезко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражаетрост самостоятельности, дифференциации интересов и т.д. Подростковыесамоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, онигруппируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенностьуровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценкупорождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.
Повышение степени осознанности своих переживаний нередкосопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом,озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит наокружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.
Таким образом, говоря о подростковом периоде развитиячеловека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудностьэтого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подростковоговозраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковойидентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условийформирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка вбудущем.2.2 Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста — это кризис идентичности(термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождаетчеловека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежитличностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становлениеидентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношескомвозрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению ккоторым растущий человек должен выработать определенные позиции» [10]. Сложностьзадачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, втом, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять своисобственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленностьжизни. Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенноговыбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительноразных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную исоциальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два видахарактеристик: положительного — каким человек должен стать и отрицательного — какимчеловек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фонесоциально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопониманияс близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выборобразцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. Принеблагоприятной ситуации, чем нереальнее эти образцы, тем сложнее переживаетсяподростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими» [10].Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневымпроцессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз,различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспектаразвития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей,переживаемых личностью.
Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов сокружающими в этом возрасте — переоценка своих возросших возможностей, котораяопределяется стремлением к известной независимости и самостоятельности,болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению квзрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство,принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинамичастых конфликтов в подростковом возрасте.
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется вбоязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности всебольше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе,начинается определяться, прежде всего, отношением и оценками товарищей [6].
Интенсивно формируются нравственные понятия, представления,убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своемповедении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм,совпадающие с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в личности является развитиесамосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествамсвоей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя,разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется подвлиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль вформировании самооценки играет успешная деятельность [2].
Подростковый кризис также понимается как состояние, вкотором могут возникать искажения отношений подростка с действительностью (Н. Remschmidt,1992). Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживаниеотчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности отмира.
Деперсонализация является ключевым феноменом кризисаличности. Она охватывает широкий круг расстройств — от ослабления образногокомпонента восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаевбредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации какглубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения собственнойволи, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением «правовогочувства», способности различать добро и зло, справедливость и подлость и т.д.
Применительно к понятию кризиса личности деперсонализациявыступает, прежде всего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процессоткрытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение междупреувеличенной самооценкой и оценкой окружающими ведет к противоречивымпубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к зависимости отних.
Подросток ощущает себя незащищенным, сомневающимся в своейидентичности и автономности, он лишен чувства последовательности и связанностисвоих действий. Это приводит к тому, что его жизнь направлена на самосохранениесебя, а обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие его существованию.
Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира,обеспокоенность тем, что этот мир может быть утерян, составляют основупостоянного стресса.
С кризисными процессами самосознания тесно связаныспецифически подростковые реакции группирования, значение которых вформировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, поройстоль же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятножестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненноважную для них связь собственного Я с группой.
Итак, кризис подросткового возраста — абсолютно нормальноеявление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторыхнеблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит кагрессивному поведению.
3. Агрессивное поведение у подростков3.1 Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития,проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любыепсихопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутуюстадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подростковогокризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чегокакой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживатьсявообще.
Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка являетсядля его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным,ничем не объяснимым.
В теориях возникновения агрессии у подростков мы можемвыделить две основные тенденции [8].
Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, вкотором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функциональногосостояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигаетсядинамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмомагрессии является патологическое личностное развитие, особенно в периоджизненных кризисов.
Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в полезрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своейнепонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являютсяследствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Частопризнаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения квосприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности отмира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утратыцелостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и удевочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнемпроявления агрессивного поведения. Так установлено [11], что у мальчиковимеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек такжеобнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведенияотмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени выраженности различных компонентовагрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболеевыражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек- к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиковнаиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная- физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме инепосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именновербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной.
Становление агрессивного поведения у подростков — сложныйпроцесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяетсявлиянием семьи, сверстников, учебным заведением, а также массовой информации.
Многочисленные исследования [1] показали, что для семей, изкоторых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения междучленами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия»,дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют»их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выясненияотношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов уродителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используютотрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают ихсвоим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожиетенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверноустановлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышаетагрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствуетразвитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическуюагрессию в жизненный стиль личности [1].
На становление агрессивного поведения влияют степеньсплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характервзаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства.Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны,сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получаютсведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себяагрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однакоте, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством вклассе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди другихагрессивных сверстников.
Один из самых спорных источников обучения агрессии — средствамассовой информации. После многолетних исследований с использованием самыхразнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснилистепень влияния СМИ на агрессивное поведение.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должныучитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом привзаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чемпотом корректировать агрессивное поведение.
Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно вроссийских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формированииновых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и спозиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения ипринципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики икоррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попыталисьрешить в настоящей курсовой работе.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленногона оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающемуподобного обращения.
Период взросления, подростковый возраст, сам по себе неявляясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологическихпроблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненногосостояния, требующего вмешательства специалистов — психологов и психиатров. Поэтомуизучение особенностей подросткового возраста необходимо для пониманияпсихологии агрессии в подростковом возрасте.
Причины, по которым подростки совершают агрессивныепоступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходеработы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведениеподростка, а именно:
врожденные побуждения или задатки;
потребности, активизируемые внешними стимулами;
познавательные и эмоциональные процессы;
актуальные социальные условия в сочетании с предшествующимнаучением.
Основными факторами, определяющими формирование детскойагрессивности являются: семья, сверстники, та среда, в которой они находятся,средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведениюпосредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивныхдействий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодоепоколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может статьврожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму,поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение даннойтемы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровнепрактической работы с подростками.
4. Экспериментальное исследование агрессивногоповедения детей подросткового возраста4.1 Постановка проблемы и организация еёисследования
Цель работы — изучить особенности проявления агрессивногоповедения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условияхшколы — интерната.
Предмет исследования — психологические особенностиагрессивного поведения детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования — дети подросткового возраста из школы- интерната (5 человек) и дети, воспитывающиеся в семье (5 человек).
Базой экспериментального исследования являются подростки — учащиесяспециальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интерната II вида г. СоветскаКировской области и подростки — учащиеся в МОУ средняя общеобразовательнаяшкола с углублённым изучением отдельных предметов №1 г. Советска Кировскойобласти.
Гипотеза: уровень агрессивности будет выше у детей, которыеобучаются в школе — интернате.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующиезадачи:
1. изучить уровень проявления агрессивности у детейподросткового возраста, воспитывающихся в семье, и у детей — воспитанниковшколы — интерната;
2. сопоставить данные по проявлению агрессивностиподростков, воспитывающихся в семье и школе — интернате.
3. Разработать методические рекомендации по снижениюагрессивности у подростков.
Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения уподростков.
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждениястановления агрессивных форм поведения является развитие мотивациипривязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, вниманияи одобрения окружающих, и в первую очередь — собственных родителей. В качествевторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособлениеребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить,что важным условием развития агрессии является не только социальное научениекак таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви ипри постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоихродителей.
Игнорирование актов агрессивного поведения как способпредупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даженастораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практикапсихологического консультирования и некоторые специальные исследованияпоказывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опаснымипоследствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения,превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано стем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то всилу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно необязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже неограничивается семьей — подкрепление может быть найдено на стороне. В томчисле, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных(не справедливых) действий родителей». А, кроме того, в силу выраженной вподростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробоватьсоциальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границыдопустимого в своем поведении, — отсутствие реакции взрослых на актыагрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплениемагрессии.
Активное наказание также рассматривается в качестве способаторможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные такимспособом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться вситуациях, где угроза наказания слабее.
Воспитательно-профилактическая деятельность не можетограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции,применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления исоциально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, котораявызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего [11].
Профилактика и предупреждение девиантного поведениянесовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологическинеобходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должнарешаться в следующих основных направлениях:
выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующихвоздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения вразвитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этихнеблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
современная диагностика асоциальных отклонений в поведениинесовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборевоспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекцииотклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализаиндивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогическихфакторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних,с учётом которых должна строиться и осуществлятьсявоспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннеевыявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера ихвозникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанспредотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальныхпризнаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующихразвитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хроническиенарушения поведения.
Таким образом, для профилактики агрессивного поведениянеобходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия сдругими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решенияконфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтомуэтому следует особое внимание, в частности в рамках школы.
Метод исследования.
Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождаетряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы не допустимо применятьметоды, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому применяютсясравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективныеметодики, тесты, наблюдения.
Для изучения уровня проявления агрессивности был использованметод тестирования (опросник Басса — Дарки).
Цель: получить информацию для предварительногопсихологического анализа.
Оборудование: бланк с вопросами и ответами.
В тестировании принимали участие 5 подростков, которыеучатся в 9 классе в общеобразовательной школе, и 5 подростков с нарушениямислуха, которые учатся в 8 классе в школе — интернате.4.2 Анализ полученных результатов
Исследование было спланировано и проведено в 2 этапа.
1. Определить уровень агрессивной мотивации у детей,воспитывающихся в семье и в условиях школы — интерната.
2. Сопоставить полученные данные.
Для определения уровня агрессивной мотивации был использованопросник Басса — Дарки.
Результаты тестирования представлены на таблице 1, нагистограммах 1,2
Таблица 1.
Учащиеся общеобразовательной
школы, % Катя С. Яна М. Вова Н. Настя К. Оля Т. №1 Физическая агрессия 20 30 20 30 30 №2 Косвенная агрессия 44 33 55 33 44 №3 Раздражение 45 36 18 18 27 №4 Негативизм 60 80 20 60 100 №5 Обида 38 38 13 13 38 №6 Подозрительность 40 40 20 30 40 №7 Вербальная агрессия 38 31 23 31 23 №8 Чувство вины 78 56 33 56 33 Агрессивность 34 32 31 31 31 Учащиеся коррекционной школы — интерната II вида,% Ф.И. Марина М. Ксения М. Андрей Н. Виктор У. Оля А. №1 Физическая агрессия 40 30 70 40 40 №2 Косвенная агрессия 22 33 33 33 55 №3 Раздражение 27 45 63 36 36 №4 Негативизм 60 80 80 100 30 №5 Обида 75 62 62 75 62 №6 Подозрительность 60 60 50 60 50 №7 Вербальная агрессия 46 69 61 61 69 №8 Чувство вины 67 78 67 89 78 Агрессивность 38 47 56 47 56
По результатам тестирования детей, воспитывающихся в семье,показатель агрессивности (сумма показателей физической, косвенной и вербальнойагрессии), индекс враждебности (сумма показателей подозрительности и обиды),показатель уровня агрессивной мотивации (УАМ) (сумма показателей физическойагрессии, вербальной агрессии и раздражения) находятся в норме, никакихотклонений в ходе исследования не было замечено. При этом необходимо учитывать,что УАМ примерно равен агрессивности. В данном случае у 40% исследуемых детей,которые воспитываются в семье, имеется потенциал агрессии, т.к УАМ>Агрессивности,а у остальных (60%) идёт подавление личности — УАМ
По результатам тестирования детей, воспитывающихся в школе — интернате было выявлено, что все показатели так же находятся в норме, но у всехдетей (100%) имеется потенциал агрессии.
Отсюда следует, что в школе — интернате созданыблагоприятные условия для обучения и воспитания детей. Каждый ребёнок имеетпсихолого — медико-педагогическое сопровождение, которое даёт возможностьсоциально адаптировать детей перед выпуском из школы. Но было замечено, что увсех детей, которые принимали участие в тестировании, имеется потенциалагрессии. Это объясняется тем, что дети находятся вдали от родителей, скучают,многие из неблагополучных семей, в силу дефекта, у детей имеется задержкапсихического развития. Поэтому система воспитательной работы должна всяческиспособствовать созданию условий приближенных к домашним, должны бытьдоверительные отношения детей с педагогами.
Можно сделать следующие выводы:
1. В результате исследования было определено, что уровеньпроявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихсяв школе — интернате и в семье находится в норме.
2. Но у всех детей, воспитывающихся в школе — интернатеимеется потенциал агрессии.
Из полученных результатов видно, что наша гипотеза неподтвердилась. Уровень агрессивной мотивации находится в норме у детей,воспитывающихся в школе — интернате и дома.
Но всё же, условия интернатного типа в некоторых случаяхсоздают почву для формирования агрессии детей. Но любое агрессивное поведениеможно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений изменениемпсихосоматического состояния в ситуации проявления гнева.
Заключение
Таким образом, агрессия — это любая форма поведения,нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия — это модельповедения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативнымиэмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить илиоскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивноеповедение, но их наличие не является необходимым условием для подобногоповедения.
Подростковая агрессивность есть комплексное личностноеобразование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические(нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), таки социально — психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушениеэмоциональных связей в системе детско — родительских отношений, особенностистиля воспитания).
Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность,самоуверенность, распоясность, несдержанность. Общаясь с ними педагог долженбыть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, чтопрекрасно понимает внутреннее состояние драчуна: ведь, терроризируя других, оннередко сам страдает от собственной упрямости, несдержанности. Даже причинивболь другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувстводосады, неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренниепереживания ребёнка, подсказать ему, что будет трудно справиться собственнымисилами, что педагоги, родители, друзья — его союзники в решении внутреннихпроблем. Ребёнок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть болеесдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться отплохих поступков.
Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью,должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить своюработу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для негоситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, внастроении детей.
Приложение
Методические рекомендации по снижению агрессивности уподростков.
Упражнение.
Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядкигнева и агрессивности.
Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила — былаядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись егодоброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить и обижать людей,и змея решила жить по — новому, не нанося ущерба никому. Но как только людиузнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её хвост и издеватьсянад ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: „Япросил, чтобы перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил,чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!“
Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла вответ!»
Далее участникам предлагают рассмотреть фотографии людей,которые вызывают у них злость, ненависть, желание обидеть. Затем им даетсяустановка мысленным взором увидеть, как они выражают свои чувства к человеку,на которого разгневаны: не сдерживать себя и делать всё, что захочется. Когдаупражнение заканчивается, проводится групповая беседа, в ходе которойвыясняется, что было легко выполнить, а что — трудно. Что понравилось, а чтонет.
Таким образом, детям демонстрируются модели агрессивногоповедения, которые не приносят вреда, а приводят к разрядке накопившейсяэнергии по отношению к человеку, вызывающему неприязнь.
Игра — «Ящик с „обидками“.
Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.
Цель: посредством активных действий выплеснуть своинегативные переживания.
Материалы: картонный ящик и газета.
Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Онипадают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты икидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можнопосоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.
Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе сним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, чтоон всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда сновапочувствует сильное напряжение и желание злиться.
Игра „крикни громче!“
Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализоватьвербальную агрессию.
Данное упражнение является одним из методов, применяемых,когда ребёнок часто использует ненормативную лексику либо просто обзывается. Методикаможет быть использована как родителями, так и психологами.
При очередной ситуации, когда ребёнок применил какие либо»обзывательства", родителю (или психологу) обязательно нужновыяснить, насколько ребёнок вообще понимает значение тех слов, которыепроизносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:
Почему он употребляет именно эти слова?
Чем они ему нравятся? Что для него значат?
Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которымадресуются ругательства.
Предложить ребёнку решить эту проблему, заинтриговав еготем, что предложить прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова,сколько хочет, и его никто не будет там за это ругать.
На следующий день или в ближайшее время после такогоразговора предложить ему прогуляться в лес. Привести ребёнка на какую-нибудь,достаточно дальнюю полянку (где вас никто не сможет услышать), остановившись посередине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громкопроизносить все ругательства, какие хочет.
После этого, постараться сделать так, чтобы ребёнок произнёсвсе известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливаяих громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, чторебёнок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. Поокончанию данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умееткричать, и скажите, что вы вместе с ним придёте сюда снова, если у неговозникнет желание воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто, какбудто ничего и не было, вернуться домой. Желательно об этом случае не кому нерассказывать, чтобы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашеннуюситуацию.
Правила подавления агрессивного поведения, разработанные длядетей:
Необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовалгнев;
Не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
подумать, что будет потом, представить последствия своегоповедения;
каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, еслидень прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
тренировать волю.
Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:
не фиксировать внимание всех на нежелательном поведенииребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние;
наиболее адекватное поведение взрослого — это вескоеосуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка;
старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии испокойно, тактично её устранить;
давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоциичерез игры и релаксационный тренинг;
старайтесь лишний раз приласкать ребёнка, показав, что еготоже ценят, что он вам нужен;
реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги вповедении ребёнка, даже если они незначительные.