Реферат по предмету "История"


Становление России

 Сергей Елишев

Этногенез великорусского этноса, ведущего этноса в русском суперэтносе берет своё начало в конце XII – начале XIII веков и напрямую связан с возвышения Владимиро-Суздальского княжества. Именно в это время произошёл пассионарный толчок, ознаменовавший собой появление на Руси людей с новым стереотипом, доминантой поведения, свидетельствующих о начале зарождения нового этноса. Этноса, инкубационный период которого накладывается на стадию обскурации славяноруссов (наших прямых и основных предков), и исторически совпал с окончательным раздроблением Руси[1] на ряд земель – Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородскую и Псковскую республики, и чередой нашествий иноземцев. Другими предками русских, помимо славян являлись угро-финны и балты.

Л.Н. Гумилёв в своей книге «От Руси до России» говорит, что необходимо чётко «различать историю Древней Киевской Руси (с IX до XIII века, включая и историю Новгорода до его падения в XV веке) и историю Московской Руси (с XIII столетия до наших дней)»[2], поскольку речь в данном случае идёт не только об истории разных стран (Руси и России), но и об истории разных народов (славяноруссов и великорусов), один из которых (русские) становится наследником второго (славяноруссов), завершающего свой процесс этногенеза.

Разница между этими народами и стадиями этногенеза в которых они находились в тот период, хорошо видна и проявляется в присущем им стереотипе поведения и господствующих императивах. Славянорусы Домонгольской Руси, этногенез которых начался в последние века до нашей эры в чрезвычайно спокойной обстановке на обширных и малонаселённых местах, как и кельты (один из их вероятных предков), всегда отличались крайне ослабленным государственным инстинктом. У них отсутствовало стремление к созданию единого централизованного государства, что и получило своё отображение в государственном устройстве Древней Руси, представляющей собой конфедерацию суверенных и независимых друг от друга государств-княжеств. Попытки Андрея Боголюбского и Всеволода III – Большое Гнездо создать единую централизованную державу (федерацию княжеств) – окончились прахом. Их сородичи-современники, в соответствии с присущим для стадии обскурации характерным императивом и стереотипом поведения, попросту не понимали их.

А значит, с утратой пассионарности, уже были готовы к завоеванию и подчинению их более «молодыми» этносами. Этим обстоятельством и объясняются череда нашествий иноземцев с Запада, а также неожиданно лёгкое подчинение Орде: ведь численность монгольского войска была крайне мала. Да вот только сил сопротивляться захватчикам у славяноруссов уже не было. Последнее государственное образование славяноруссов, утративших свой заряд пассионарности, представляла собой Новгородская республика, включенная в состав Московского государства Иваном III. Именно эту дату можно назвать как знаковую дату, обозначающую завершение процесса этногенеза славяноруссов. Хотя есть версия, что некоторые части славяноруссов сохранились и до наших дней. Речь идёт о карпатских гуцулах и закарпатских русинах – субэтносах русского народа, представляющих собой по своей сути реликты (субэтносы в стадии гомеостаза) славянорусского этноса.

Зарождающийся русский этнос, в отличие от славяноруссов, напротив, складывался в крайне неблагоприятных внешнеполитических условиях, непрекращающегося давления с Запада и Востока, Ордынского владычества и подчинения западнорусских земель Литовскому и Польскому государствам. Борьбы за существование, будущее своего народа. В силу чего у русских изначально наличествовала установка на создание единого централизованного государства и был сильно развит государственный инстинкт.

Знаковой фигурой в этом ключе является фигура Святого благоверного князя Александра Невского (одного из первых русских), отличавшегося от своих высокопоставленных современников не только своим нестандартным поведением, жертвенным служением Отечеству, но и очень глубокой и верной оценкой геополитических и политических реалий своего времени. Сделанный святым благоверным князем исторический и культурный выбор в пользу союзнических отношений с народами Азии (Ордой), на основании национальной и религиозной терпимости, способствовал не только сохранению культурного своеобразия, возрождению единого государства, но и создал благоприятные условия для прохождения инкубационной стадии этногенеза русского народа, что в условиях утраты славянорусским этносом внутриэтнической солидарности и агрессивной политики Запада, было особенно актуально. Именно этот выбор предопределил появление на обломках, уже начавшей распадаться Руси, новой страны, с конца XV века, именуемой Россией.

Следует отметить, что включение ряда территорий Древней Руси в сферу влияния Орды, вошедших в неё на основании принципа отношений сюзеренитета – вассалитета, исторически способствовало тому, что зарождающееся на обломках Древней Руси новое русское государство не только органично вписалось в систему устройства Орды (евразийской протоимперии Чингизидов), тем самым, защитив себя от агрессивной политики Запада, но и после вырождения и распада Орды, явилось его естественным геополитическим наследником.

Постепенно на осколках Древней Руси образовались новые центры (Московское, Тверское, Рязанское, Смоленское, Суздальско-Нижегородское и другие княжества). Естественно, они сразу же вступили в борьбу между собой за лидирующее положение, как центра зарождающейся державы.

В результате долгой и кровопролитной борьбы лидирующее положение заняло Московское княжество – Московская Русь. Первоначально в 1301 году к нему была присоединена Коломна, затем в 1302 году – Переславль-Залеский. В 1303 году – Можайск, в 1328 году – Углич, в 1339 году – Серпухов, в 1341 году – Юрьев-Польский. Затем – ряд рязанских земель, Дмитров, Владимир, Галич и многие другие. С 1330-х годов московские князья, опираясь на поддержку ордынских ханов, за редким исключением, фактически являются постоянными держателями великокняжеского ярлыка.

Решающую роль в победе Москвы сыграла, однако, не удачная политика московских князей (дружба князей с ханами, фактическая монополизация права на сбор дани («выхода») как налога со всех русских княжеств в Орду, умелая внутренняя политика), а поддержка Православной Церкви. Церковь была заинтересована в создании сильного централизованного государства на обломках Древней Руси. Уже с XIII века готовя союзника, а к концу XIV – восприемника наследия Византийской империи. Сделанный иерархами Церкви выбор в пользу Московской династии оказался определяющим в этой борьбе. После переезда митрополита в Москву в 1328 году, Москва приобретает официальный статус духовного центра Северо-Восточных земель. После смерти Ивана Калиты митрополит Алексей становится фактическим правителем Московского княжества. В этот период окончательно оформился принцип строительства Московского государства – принцип этнической терпимости.

В зарождающемся Московском государстве, испытывающем постоянном нехватку людских ресурсов, с радостью принимали всех приходящих из чужих земель (как беженцев от религиозных, политических гонений из Орды, Литвы, или других государств, так и простых переселенцев с близлежащих земель). Подбор в категорию служилых людей и к занятию той или иной должности, положению в обществе, здесь осуществлялся исключительно, исходя из личных и деловых качеств человека. Естественно, это неизбежно способствовало большому притоку в Московское государство пассионарных особей, людей энергичных и принципиальных. В результате в Москве из множества субстратов сложилась новая этническая общность, объединяющим началом для которой – явилась Православная вера. Добровольное крещение открывало дорогу беженцу из Орды или Литвы не только на государственную службу, но и давало возможность занять почетное положёние в обществе, вступить в брак. Как отмечает Л.Н. Гумилёв, «татары-золотоордынцы, бежавшие после переворота Узбека в Москву, составили костяк русского конного войска, которое впоследствии и обеспечило победу на Куликовом поле»[3]. Деятельность Святого преподобного Сергия Радонежского и других православных сподвижников способствовала формированию у этой новой этнической общности своего национального идеала – идеала «Святой Руси». «Святая Русь» - сложившийся к XIV столетию русский национальный идеал, аналогичный подобным идеальным образам «Прекрасной Франции» и «Доброй старой Англии». Характерно в этом ключе и то, что центром духовной и культурной жизни Московской Руси, в отличие от Древней Руси, становятся не города, а общежительные монастыри, основанные и обустраиваемые Сергием Радонежским, его сподвижниками и учениками.

В 1380 году на Куликовом поле свершившийся факт образования новой этнической общности, с благословения Сергия Радонежского, получил своё видимое воплощение в действиях объединенного воинства разных княжеств, пришедших защищать единую Святую Русь от басурман и латинян.

Верность русского этноса своему национальному идеалу (Святой Руси) и Православию предопределила и результат противостояния Московской Руси с Литвой, которую можно рассматривать как борьбу двух «молодых» (находящихся в стадии подъема) народов за будущий центр империи – защитницы православных христиан. Ведь в состав Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтистского вошли большая часть южных и западнорусских земель. Нетвердость в вере литовских князей, а в последствие и их выбор в пользу католичества и унии с Польшей, ознаменовали собой их поражение в этом противостоянии и поглощение этого государства Речью Посполитой. Однако жители этих территорий (за которыми с середины XIVпо XVI веказакрепилось наименование Малой[4]Руси), сохраняя верность Православию, испытывали естественное стремление к воссоединению их с Московским государством (Великой Русью), что также сказалось на последующем ходе событий.

В XV - XVI веках постепенно в состав Московского государства входят все земли Древней Руси, за исключением части захваченной Польшей, образуя единое русское государство. В его состав входит Нижний Новгород, Муром, Ростов Великий, Новгород Великий, Тверь, Вятка, Звенигород, Вязьма, Псков и другие. Резко возросли территория и численность населения русского государства.

В 1480 году Россия перестаёт платить «ордынский выход», официально выйдя из сферы влияния уже фактически распавшейся Орды. В правление Ивана III официально формулируется и имперская идея. Идея об особой миссии Московского государства, как восприемницы Римской (Византийской) империи – защитницы вселенского Православия. Монах Псково-Елизаровского монастыря Филофей, говорит о Москве, как о «Третьем Риме», центре восточнохристианского мира и православной империи, защитницы православных народов. С 1497 года великий князь московский Иван III стал именоваться «самодержцем всея Руси».

2009

Примечания

[1]Следует отметить, что употребление слова Русь в наименовании разных областей нашей страны является очень распространённым явлением. Так в разное время выделялись и обозначались собственно Русь (Днепровская Русь, включающую в себя Киевское, Черниговское и Переяславское княжества), Великая, Малая, Белая, Червонная (Галицкое княжество), Угорская (Подкарпатье), Залеская Русь (Центральная Европейская часть России).

[2]Л.Н. Гумилев «От Руси до России», М., «Ди Дик», 1995, стр. 307.

[3]Л.Н. Гумилев «От Руси до России», М., «Ди Дик», 1995, стр. 161.

[4]Следует сказать, что наименования Малая и Великая Русь вошли в повсеместное употребление в политической, церковной и общественной практике по аналогии с употреблением византийцами терминов «Малая Эллада» (собственно Греция) и «Великая Греция» (колониями Греции в Средиземноморье). Наименование Малая Русь представляет собой обозначение культурного ядра, сердцевины земель «откуда есть и пошло» государство. Наименование «Великая Россия» - обозначение периферии, всех остальных русских земель.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Массовое убийство на военной базе Форт-Худ
Реферат Rustlers Of Panther Gap Essay Research Paper
Реферат Международные морские перевозки
Реферат Атеизм на новые рубежи
Реферат Sports Supplements Essay Research Paper Athletes are
Реферат Основы дидактики высшей школы
Реферат Стихотворение Н.А.Заболоцкого Гроза идет. Восприятие, истолкование, оценка.
Реферат Бюджетна система України Місцеві бюджети
Реферат Атеросклероз и роль перекисного окисления липидов
Реферат Функции и методология экономической теории Модели экономики
Реферат Екологічна та енергетична безпека України
Реферат Конституционный Суд РФ
Реферат Інформація про результати діяльності інституту громадського суспільства срмго «Українська молодь – Христові» протягом 2010 року
Реферат Проблемы гражданско правового статуса военных организаций в систем
Реферат Правоотношение: понятие, признаки, категории