Реферат по предмету "Психология"


Психологическая сущность экстремизма

Введение
Конфликты в ХХ в. стали основной причиной гибели людей:две мировые войны, локальные военные конфликты, тоталитарный режим, вооруженнаяборьба за власть, убийства. Медленное и неудержимое совершенствование и распространениеоружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют овозрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическаяборьба может являться одним из факторов развития конфликтов большинствагосударств, такая борьба не редко оказывает значительное влияние на качество ихдеятельности и атмосферы в обществе в целом.

Факторы конфликтогенности межличностного взаимодействия
Население России захлестнула волна преступности,наркомании и алкоголизма. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, сталоне до воспитания детей.
В крупных российских городах такие факторы как:отсутствие стабильности в социально-экономических условиях жизнедеятельностизначительной части граждан, при явном имущественном неравенстве социальныхслоев, резкое изменение информационного поля под воздействием средств массовойинформации, в результате которого у граждан формируется состояние повышеннойтревожности, ощущение постоянного дискомфорта влекут за собой увеличение числапсихических заболеваний, которые становятся затем причинами депрессии иагрессии и являются благодатной почвой для продуцирования насилия.
Влияние средств массовой информации, напримертелевидение, возможно, является одним из основных источников бесконечныхсериалов и фильмов об убийствах и терактах. Уже давно перестали подвергатьсяцензуре выражения актеров и ведущих телепрограмм, порнография становится всеболее доступна детям.
В современном мире чрезвычайное значение имеет процессобмена и восприятия информации, которые имеют не только социальные, нопсихологические процессы.
Конфликт представляет собой выводы, сделанные на основепротиворечий, при этом если противоречия уже проинтерпретированы как конфликт,то будут выбираться доказательства, поддерживающие этот вывод. Если ситуацияуже определена как конфликтная, то дальнейшее представление о ней будетформироваться с учетом этого определения, «подгоняться» под него,соответственно, развивая именно конфликтное взаимодействие.
Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные,частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные илиневербальные контакты и связи двух или более человек, вызывающие взаимныеизменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
При межличностном взаимодействии в социуме неизбежновозникают противоречия, но наличие противоречий еще не конфликт, конфликтвозникает в результате интерпретации противоречий как конфликт. Противоречия неопределяют конфликт, но из противоречий, осознанно или бессознательно, можнолегко «сконструировать» конфликт, придавая противоречиям соответствующеезначение
В зависимости от того, как индивид воспринимает конфликти интерпретирует поведение другого человека в конфликте, саму ситуацию вконфликте, свое поведение в конфликте, во многом зависит характер поведенияучастников в конфликте и исход конфликта в целом.
Конфликт, возможно, является причиной проявленияэкстремизма в обществе. Экстремизм в своем проявлении может угрожать единствуобщества. Страх невозможности реализовать чувство «мы» в общественно-полезнойдеятельности, манипулирование сознанием, рост числа психических расстройств,вызывающих агрессивность, ощущение социальной бесперспективности,ограниченность культурного уровня, взаимная нетерпимость, поклонениематериальным ценностям также являются факторами конфликтогенности в обществе.
Согласие в семье и с самим собой выступают важнейшимиусловиями счастливой жизни каждого человек, что говорит о решающей роликонфликтов в жизни отдельного человека, государства, общества, организации, семьии человечества в целом.

Представления студентов об экстремизме
Проблема экстремизма и радикальных методов веденияполитической борьбы существует примерно столько же, сколько и человеческиецивилизации. У любого народа, в любую историческую эпоху мы можем легко найтипроявления того, что сейчас принято называть экстремизмом. Сегодня «ликиэкстремизма» более чем разнообразны, а социальная острота данного явлениянеуклонно нарастает.
Но, не смотря на достаточно развернутую историю, егонаучная рефлексия, особенно в том, что касается психологических исоциально-психологических аспектов экстремизма, еще только начинается. Междутем, любые политические или социальные попытки преодоления угрозы экстремизмаочевидно должны исходить из знания о том, каков его образ в глазах простыхграждан, как они его представляют, что знают о н.м и какие эмоции он вызывает.Сухие сводки новостей, по сути, являются единственным общедоступным источникоминформации, в то время как пропаганда партий экстремистской направленностилегко может создать романтический образ борца за «светлое будущее», пополнивтем самым свои ряды и число сочувствующих, — ведь быстрые и радикальные способырешения общественных проблем могут увлечь за собой многих, особенно молодых.
С социально-психологической точки зрения важной проблемойявляется именно субъективная представленность экстремизма в массовом сознании.Наше эмпирическое исследование было посвящено анализу представлений обэкстремизме в молодежной среде и на данном этапе носило поисковый характер. Вкачестве основной методики исследования использовалась методика П. Вержеса,традиционно применяющаяся при анализе социальных представлений. Полученныймассив ассоциаций обрабатывался методом контент-анализа. Респондентамивыступили студенты 2-го – 3-го курсов РГГУ (всего 112 человек). Были полученыследующие результаты.
По всему массиву данных преобладают слова-ассоциации,связанные с терроризмом, войной и политикой, составляющие 27% всех ответов.Второй по выраженности является категория, отражающая эмоции, чувства иэмоционально окрашенные оценки, составляя 23% от всех ответов, при этомоценочные суждения встречаются в 2 раза чаще, чем собственно индивидуальныечувства и эмоции. Интересно при этом, что с точки зрения «знака» переживаний,ассоциативно связанных с понятием экстремизма, в равной степени присутствуюткак негативные, так и нейтрально/позитивные переживания. Ассоциации, связанныес обстоятельствами экстремистских действий (место действия, атрибуты) иупоминания субъектов экстремизма (как групповых, так и индивидуальных, какперсонифицированных, так и неперсонифицированных) оказались представленыпримерно в равных долях (12% и 11%). Обращает на себя внимание тот факт, что13% всех полученных ассоциаций свидетельствовали о непонимании и/или путанице впонятиях у респондентов — экстремизм ошибочно принимали за экстремальные видыспорта, специфический образ жизни и приравнивали к «экстриму».
Анализ по рангам показал следующее. Первый ранг в равныхдолях (по 14%) имели категории «терроризм» и «экстрим», отсутствовалипозитивные чувства и оценки, а негативные чувства и оценки составляли 12%.Примерно в равных долях, по 11% и 9%, присутствовали характеристики социальныхотношений (указания на политические идеологии – например, расизм, фашизм, мусульманскийэкстремизм; указания на социальные конфликты – например, война, террор,геноцид), и межличностных отношений (например: насилие, нетерпимость,несогласие и т.д.), а выраженность категории «обстоятельства» составляла 10%.На последних рангах: преобладало упоминание «обстоятельств» – 23%. Также вравных долях были представлены негативные и нейтральные чувства и оценки (по14%). Характеристики социальных отношений были в 2 раза менее выражены, чемхарактеристики межличностных отношений (7% против 14%), а ассоциации,свидетельствующие о непонимании респондентами понятия экстремизм,отсутствовали.
Согласно методике П. Вержеса мы можем вычленить изполученных ассоциаций подобие «ядра» социальных представлений, куда входятвысокочастотные и перворанговые ассоциации, а также «периферию» — низкочастотные и низкоранговые ассоциации, данные респондентами. Полученное«ядро» составили ассоциации связанные с войной, терроризмом и политикой иэмоциональные переживания с ними связанные, «периферию» же составили ассоциации,указывающие на различных субъектов экстремизма, а также на его обстоятельства иатрибуты.
Представляется, что, несмотря на небольшие выборку иметодическую оснащенность исследования, можно уже сделать некоторые выводы. Всознании молодых экстремизм напрямую связывается с войной и терроризмом, ноодновременно эмоции и ценностные суждения, ему сопутствующие, отличаютсядостаточной противоречивостью. Это может быть связано как с характером оценок,даваемых экстремизму современными СМИ, так и с политической пассивностью нашихреспондентов. В то же время тот факт, что ни одна из выделенных категорийконтент-анализа не составляет абсолютного большинства, можно интерпретироватькак отсутствие сложившегося «ядра» социальных представлений об экстремизме. Хотяинформации об экстремизме во всех его проявлениях в средствах массовойинформации сегодня более чем достаточно, а экстремизм и терроризм, как одна изего разновидностей, повсеместно позиционируются политиками как одна изглобальных проблем человечества, представления о н.м в массовом сознании ещедалеки от сформированности. Соответственно, их еще. вполне можно изменить,манипулятивно направив в то или иное русло, — например, придав посредством СМИэкстремизму позитивный, романтический образ борьбы, «вызова» повседневности,возможности испытать себя. Опасность подобной манипуляции подкрепляется теснойассоциативной «связкой» в сознании молодежи понятий экстремизма и экстрима.
Переживание террористической угрозы
В последние годы в России периодически происходяттеррористические акты, сопровождающиеся массовой гибелью людей. Директор ФСБ РФАлександр Бортников в докладе на заседании Национального антитеррористическогокомитета указал, что 80% террористических проявлений в стране приходится наЮжный федеральный округ.
В связи с этим актуальным является изучение переживаниятеррористической угрозы жителями Южного федерального округа. При этом особыйинтерес представляет Краснодарский край, где количество терактов не так велико,как, например, в Дагестане или в Чеченской республике, но близость к «горячимточкам» создает постоянную угрозу проявления терроризма. Именно поэтому цельюнашего исследования является изучение переживания террористической угрозыжителями Краснодарского края.
В исследовании приняли участие 163 студента и 156школьников из Краснодара, Новороссийска и Сочи. Эти категории респондентоввыбраны не случайно. Во-первых, молодежь является наиболее социально активнойчастью населения, а во-вторых, взгляды этих людей на жизнь и политическуюситуацию в стране находятся в стадии формирования и могут быть неоднозначны,чем представляют для нас интерес. При этом взгляды школьников в силу возрастапредположительно окажутся более радикальными по сравнению с взглядамистудентов.
Количество студентов и школьников в каждом из городовбыло примерно одинаково. Средний возраст студентов – 18-21 год, средний возрастшкольников – 15-17 лет. Среди студентов 131 девушка и 31 молодой человек. Средишкольников 95 девочек и 59 мальчиков. Не указали своей половой принадлежностиодин студент и два школьника.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Незаконченные предложения», касающаясяфеномена терроризма и проблем безопасности;
2. Методика «Суждения», содержащая десять вопросов отерроризме и связанных с ним явлениях с двумя вариантами ответов в каждом.
В соответствии с целью нашего исследования из методики«Незаконченные предложения» нами были выбраны пункты «Когда я узнаю отеррористическом акте…», «Больше всего я боюсь...», «Когда я нахожусь в толпе…»и «Места большого скопления людей…».
Анализ пункта «Когда я узнаю о террористическом акте…»показал, что 19% студентов и 9% школьников из Краснодарского края при сообщениио теракте испытывают страх. При этом студенты в 7% случаев указывали на появлениеужаса, а школьники в 6,5% случаев сообщали об испуге и панике, охватывающих их,когда они узнают о террористическом акте.
Также в результате анализа этого пункта было выявлено,что достаточно часто и студенты (43%), и школьники (53%) продолжали предложение«Когда я узнаю о террористическом акте…» так, как будто находятся в ситуациитеракта или теракт происходит где-то рядом с ними. Самым популярным ответом наэто незаконченное предложение как среди студентов (14%), так и среди школьников(28%) был ответ «Сообщу в правоохранительные органы».
Этот факт представляется нам особенно интересным в планеизучения отношения общества к террористическим актам, поскольку показываетбольшую включенность этих людей в ситуацию теракта. В дальнейших исследованияхмы планируем сравнить этот показатель с показателями жителей районов, гдесуществует меньшая угроза терактов.
В результате анализа пункта «Больше всего я боюсь…» быловыявлено, что ответы на него связаны с терроризмом у 53% опрошенных студентов и34% школьников. При этом, представительницы женского пола, как среди студентов(56,5%), так и среди школьников (34%) боятся терактов сильнее по сравнению спредставителями мужского пола (42% случаев среди студентов и в 32% случаевсреди школьников). Самым типичным ответом как среди студентов (37%), так исреди школьников (26%) был ответ «Боюсь, что я или мои близкие станут жертвамитеракта».
Анализ пункта «Когда я нахожусь в толпе…» показал, что66% студентов и 56% школьников, находясь в толпе, испытывают дискомфорт, внимательноотносятся к подозрительным людям и бесхозным предметам. Наиболее типичнымиответами на этот пункт среди студентов (36%) и среди школьников (22%) был ответ«Проявляю осмотрительность». При этом 3% студентов и 4% школьников прямоуказали, что, находясь в толпе, опасаются терактов.
В ответе на пункт «Места большого скопления людей…» 30%студентов и 13% школьников назвали эти места потенциально опасными, при этом29% студентов и 17% школьников прямо указали на места большого скопления людейкак наиболее вероятные для совершения терактов. Наиболее типичными ответами наэтот пункт как среди студентов, так и среди школьников были ответы: «Местабольшого скопления людей опасны» и «Места большого скопления людей –потенциальные места для совершения теракта».
В методике «Суждения» для анализа эмоциональногоотношения респондентов к терроризму нами были выбраны два пункта. А именно:
1. 1) Не стоит посещать места, где существует напряженностьмежду разными группами людей.
2) Террористический акт может случиться когда и гдеугодно — это не должно влиять на наши решения о поездках.
2. 1) Не стоит появляться в местах, где проходятразличные политические акции.
2) Нужно обязательно участвовать в политических акциях,если они соответствуют твоим убеждениям.
Анализ первого пункта выявил, что 44% студентов и 41%школьников из Краснодарского края считают, что не стоит посещать места, гдесуществует напряженность между разными группами людей. А 56% студентов и 59%школьников считают, что террористический акт может случиться когда и гдеугодно, и его возможность не должна влиять на их решения о поездках.
Анализ второго пункта показал, что 55,5% студентов и 60%школьников считают, что не стоит появляться в местах, где проходят различныеполитические акции. В то время как 54,5% студентов и 40% школьниковпридерживаются позиции активного участия в политических акциях, соответствующихих убеждениям.
Итак, наше исследование в определенной степени раскрылохарактер переживания террористической угрозы представителями молодежи Краснодарскогокрая. А именно, были выявлены некоторые тенденции, указывающие на существованиеу участников исследования эмоциональной напряженности в отношениитеррористических актов. Также в ходе исследования нами были рассмотреныразличия в переживании террористической угрозы студентами и школьниками.
Семья играет важную роль в жизни каждого человека иобщества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества,когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи,морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современногобытия, семья, как уникальный посредник между интересами личности и общества,оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Одним из способов сниженияконфликтогенности в обществе, возможно, может выступать такой фактор каккультивирование семьи и семейных ценностей.

Заключение
Таким образом, полученные в ходе пилотажного исследованиярезультаты заставляют нас продолжать работу в выбранном направлении, в котороммы видим следующие возможные приоритеты исследования и анализа. Так, необходимопровести более масштабное исследование социальных представлений (на разныхсоциальных группах и с большим количеством респондентов), а также провестиконтент-анализ сайтов и литературы экстремисткой направленности для выявленияхарактера их самопрезентаций и образа экстремизма у самих деятелей данныхорганизаций. Возможен также анализ образа экстремизма посредствомконтент-анализа соответствующих публикаций в официальных СМИ для определенияего возможного влияния на массовое сознание.

Список литературы
1.        Андреева Г.М. Психология социального познания, Учебное пособие длястудентов вузов, Москва, 2005
2.        Гришина Н.В. Психология конфликта, СПб, 2008
3.        В.Н. Непопалов «Основы конфликтного поведения», Москва 2003, Кафедрапсихологии, РГУФКСТ
4.        Быховец Ю. В. Представления о террористическом акте и переживаниетеррористической угрозы жителями разных регионов РФ – Автореферат диссертациина соискание степени кандидата психологических наук. – М, 2007 г.
5.        www.nak.fsb.ru/nac/media/terrorism_today/history.htm (Сайт Национальногоантитеррористического комитета)
6.        www.rbcdaily.ru/2008/07/04/focus/358308 (Сайт газеты «РБК Daily»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.