ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (НГПИ)
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ
ЗАЧЕТНАЯРАБОТА
ПО ИСТОРИИВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психоаналитическаяконцепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)
Выполнила:
студентка 63 гр. III курса
дошк.факультета
Джундза А. П.
Проверила:
Латыпова А. Ф.
г. НабережныеЧелны
2008
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………...2
2. Теория З. Фрейда………………………………………………………....3
3. Аналитическаяпсихология К. Юнга…………………………………...12
4. Индивидуальнаяпсихология А. Адлера……………………………….18
5. Список литературы………………………………………………………25
6. Приложение
1. Введение
В начале XX в. психология переживаласерьезный методологический кризис, связанный с трудностями поиска объективныхметодов исследования психики. В результате дискуссий ученые приходили к мнениюо невозможности найти общее понимание того, что же является цельюпсихологических исследований, что должна изучать психологическая наука и спомощью каких методов. Поэтому, прежде единая, психология разделилась на отдельныешколы, которые по-разному рассматривают предмет психологии и предлагают разныеметоды исследования психики, в том числе и психического развития детей.
Разным было и само понимание психическогоразвития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих егопротеканию. Исходя из взглядов на эти важнейшие проблемы, ученые строили своиконцепции о роли наследственности и среды в развитии детей, значении общения иобучения в оптимизации этого процесса. В то же время подходы к пониманию детскойпсихики вытекали из общепсихологических постулатов определенной школы, что идает возможность объединить концепции разных психологов, работавших в руслеединого психологического направления.
Психоанализ (или глубинная психология) —одно из первых психологических направлений, появившихся в результате разделенияпсихологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе были глубинныеструктуры психики, а методом их исследования — разработанный этой школойпсихоанализ.
Во многом повлиял на дальнейшее развитиесовременной психологии, а быть может, и направил ее по определенному путиавстрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) (5, с. 135).
2. Теория З. Фрейда
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинскийфакультет Венского университета, на который и поступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многомопределила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основпсихики, его внимание к сексуальным и физиологическим факторам,определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 летдокторскую степень, Фрейд вследствие материальныхзатруднений вынужден был заняться частной практикой.Вначале он работал хирургом, однако, прослушав курс психиатрии,заинтересовался этой областью, прежде всего связью междупсихическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного положения лектора в Венском университете.
При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж вклинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрылавпервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко нагляднодемонстрировал роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращениив Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследоватьдинамику истерии, опубликовав несколькоработ на эту тему. Однако постепенно он отошел от Брейера, которыйнастороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальнымиотклонениями. Так же настороженноБрейер отнесся и к новому, предложенномуФрейдом вместо гипноза методу лечения истерии — психоанализу, хотяи соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируясвой научный путь, Фрейд писал, что онбоялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самогоэтого открытия, той ответственности,которая с ним связана. Фрейд считал, что в отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Воспоминаниядетства и сложные семейныеотношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважавший авторитарного отца, всегдадержал сторону мягкой и любящей матери,в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителемвызвало и двойное отношение Фрейда кучителям — с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой — желание найтисвой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенновырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теорииличности.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировалв дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга«Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положениясвоей концепции, дополненные в его последующихкнигах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921). Постепенноего идеи получили признание. В1910г. Стенли Холл пригласил Фрейда прочитать лекции в Америке, где его теория приобрела особуюпопулярность. Его работы сталипереводить на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывался кружок его почитателей и последователей, в который вошли К. Юнг, А.Адлер, Ш. Ференци, О. Ранк,К.Абрахам. После организациипсихоаналитического общества в Вене его филиалы открылись во всем мире,психоаналитическое движение расширялось,приобретая все больше сторонников. В то же время Фрейд становился всеболее ортодоксальным и догматичным в своихвзглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей концепции, пресекал все попытки самостоятельнойразработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемыеего учениками. Это привело котдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей — Адлера, Юнга, Ранка.
По мере роста известности Фрейда росло иколичество критических работ, направленных против его взглядов.В 1933 г. нацисты сожгли его книги в Берлине. После захватанемцами Австрии положение Фрейда стало опасным, он подвергалсяпреследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную суммуденег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые разрешилиему уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессировала,не помогали никакие операции и лекарства, и в 1939 г. он умер,оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований икритики.
Взгляды Фрейда можно разделить на триобласти — это метод лечения функциональных психическихзаболеваний, теория личностии теорияобщества, при этом стержнем всей системы являются его взглядына развитие и структуру личности человека.
Как уже говорилось, с его точки зрения,развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей,преимущественно враждебной, среде. Эта биологическаядетерминация и направляет процесс становления психики. Движущимисилами психического развития служат врожденныеибессознательные влечения(или чувства, как уболее поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа,основой психического развития является не интеллектуальнаясфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательноеже развитие есть как бы следствие мотивационного.
Фрейд считал, что психика состоит из трехслоев — сознательного, предсознательногои бессознательного,в которых и располагаются основные структуры личности. Приэтом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступноосознанию практически ни при каких условиях. Содержаниепредсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это итребует от него значительных усилий.
В бессознательном слое располагается одна изструктур личности — Ид, которая фактически являетсяэнергетической основой психического развития, так как в нейрасполагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся ксвоему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельностьсубъекта.Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения — инстинкт жизни и инстинктсмерти, которыенаходятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального,биологического внутреннегоконфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только" с тем, что борьба между влечениями, какправило, происходит в бессознательномслое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременнымдействием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда, врожденные влеченияпредставляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующаянашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователииногда называли его теорию динамической (или дажегидравлической), подразумевая, что психическая энергиястремится к разрядке (т. е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по всему континууму. Именно поэтому фрустрациявлеченияприводит к неврозу,так как при этом невозможна разрядка. На основании данных положений разрабатывалась идея катарсическогоочищения (разрядки)в сеансе психоанализа и идеятрансфера, т. е. переноса, обменаэнергией между пациентом и психоаналитиком.
Либидо, окотором так много писали сам Фрейд и его ученики, и является тойспецифической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд недал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он такжесчитал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинамреализовать в своей деятельности,вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.
Вторая структура личности — Эго, помнению Фрейда, также является врожденной и располагается как всознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мывсегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Еслисодержание Идв процессе жизни ребенка расширяется, тосодержание Эго, наоборот, сужается, так какребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством«Я»», включая в себя весь окружающий мир. Со временем онначинает осознавать границу между собой и окружающим миром,локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объём Эго.
Третья структура личности — Супер-Эго— неврожденная, она формируется в процессе жизниребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близкимвзрослым своего пола, черты и качества которого и становятсясодержанием Супер-Эго, В процессе идентификации у детей формируетсятакже эдипов комплекс(у мальчиков) или комплексЭлектры(у девочек), т. е. комплекс амбивалентныхчувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремяструктурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только ихсодержание, но и направления их развития противоположны друг другу.Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человекутакие желания, которые практически невыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входятсовесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых вданном обществе. Таким образом, Эгостановится как бы ареной борьбы противоречивыхтенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в которомпостоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении,снижая устойчивость к неврозам.Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой ипатологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает ихпотенциальными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическоездоровье зависит от механизмов психологической защиты,которые помогают человеку если не предотвратить (так как этофактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид иСупер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которыхявляются вытеснение,регрессия, рационализация, проекцияи сублимация.
Вытеснение— самыйнеэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного инеосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности,но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется вбессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себезнать в виде символов, наполняющихнаши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнениюФрейда, не есть непосредственноеотражение вытесненного желания, а представляет собой его трансформацию. Поэтому он придавал такое значениепсихопатологии обыденнойжизни, т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. ОтношениеФрейда к символике было одной изпричин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символоми стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.
Регрессия и рационализацияявляютсяболее успешными видами защиты, так как они позволяют хотя бычастичную разрядку энергии, содержащейся в желаниях человека. Приэтом регрессия представляет собой более примитивный способреализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек можетначать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить взлых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д.,причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, чтодаже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана состремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ейдобропорядочный вид. Поэтому человек, не осознаваяреальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, номорально приемлемыми мотивами.
При проекциичеловекприписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае,когда субъект, которому было приписанокакое-либо чувство, своим поведением подтверждаетсделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешниепо отношению к нему и не пугаться их.Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма позволило вдальнейшем разработать так называемыепроективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончитьнеоконченные фразы или рассказы либосоставить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.
Наиболее эффективным механизмом защитыявляется сублимация, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, вдругое русло, реализовать ее, вчастности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрениярассматривал произведения искусства, научные открытия. Успех творческой деятельности объясняется тем, чтов ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис,или очищение человека от нее. На основеэтого подхода к сублимации позднее впсихоанализе были разработаны основы терапии искусством — арт-терапии.
Либидозная энергия,которая связана с инстинктом жизни, является также основой развитияличности, характера человека, и, исходя из закономерностей ееразвития, Фрейд создал свою периодизацию. Он считал, что впроцессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг отдруга способом фиксации либидо, способом удовлетворенияинстинкта жизни. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именноспособом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в постороннихобъектах. На этих основаниях он выделял три больших этапа,разделяющихся на несколько стадий.
Первый этап — либидо-объект — характерен тем, что ребенок нуждается в постороннемобъекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носитназвание оральной стадии, так как удовлетворениепроисходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит втом случае, если ребенок в данный период не смог реализовать своилибидозные желания (например, ему не давали соски). Для этого типаличности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность,зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такаязависимость может выражаться как в конформном, так и внегативном поведении.
Второй этап, который длится до начала половогосозревания, называется либидо-субъекти характеризуетсятем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешнийобъект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарциссизма, считая,что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация насебя, стремление использовать окружающихдля удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность отних. Этап нарциссизма состоит изнескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, — анальная, прикоторой ребенок не только учится определеннымнавыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадииформирует анальныйхарактер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью.
С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическуюстадию, на которой дети начинаютосознавать свои сексуальные отличия,интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которыевпервые начинают осознавать своюнеполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообщехарактерна для людей, фиксированныхна этой стадии. В этот период растет напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которомуревнует родителя противоположногопола. Напряженность ослабевает к шести годам,когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до началаполового созревания, дети обращаютбольшое внимание на учебу, спорт, игры.
Третий этап начинается в подростковомвозрасте и называется, как и первый, либидо-объект,так как для удовлетворения либидозного влечениячеловеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной,так как для разрядки либидозной энергии человек ищетспособы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.
Подчеркивая значение родителей в развитииличности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них вомногом зависит способ прохождения этих периодов психическогоразвития, а травмы, полученные при общении со взрослым в первыегоды жизни, являются причиной психических и социальныхотклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее. Либидозную энергию Фрейд считал основой развитияне только индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, ккоторому мужчины испытывают эдиповкомплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходятвражда, кровь и междоусобица, онослабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которыеначинают регулировать социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейдасоздали систему этнопсихологическихконцепций, которая объясняла особенности психикиразличных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуреобщества, служат основой какиндивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования неподтвердили эту часть теории Фрейда,выявив более сложные и неоднозначные факторы формирования личности ребенка и развития культуры и общества в целом.
Если теория культуры не нашла широкогораспространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временемстал очень популярным.
Психоанализ занимал важнейшее место в теорииФрейда. Именно для объяснения действия этого метода и были созданыостальныечасти его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирующееположение которого он признает, безусловно. При этом между ними устанавливается канал, по которомупроисходит беспрепятственный обменэнергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает емуопределенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходитна основе символическойинтерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения, о которомговорили выше. При этом врач непросто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, иобеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациентосознает свое бессознательное иосвобождается от него. Так как основа выздоровления при этом связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той,которая основана на равноправномотношении пациента и врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получилинаучное признание, а многие его положения сегодня кажутсяпринадлежащими скорее истории, чем современной психологии,невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие нетолько психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии.Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этомего огромная заслуга перед человечеством.
Дальнейшее развитие психоанализа связано сименами ближайших учеников Фрейда, прежде всего стеоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.
3. Аналитическая психология Юнга
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг(1875-1961)окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известногопсихиатра П. Жане, он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабораторию.В это же время он познакомился с первыми работами Фрейда,открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающеевлияние на его научные взгляды. Сам же Фрейд в одно время считалименно Юнга своим первым учеником и последователем. Однако вскоревыяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, междуними существуют и значительные разногласия, примирить которые им неудалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом канализу бессознательного, так как Юнг, в отличие от Фрейда,утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмомФрейда, Юнг считал либидо обобщеннойпсихической энергией, которая может принимать различные формы. Не менеезначимыми были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейдсчитал, что символы, используемыечеловеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком,замещает что-то другое, а символявляется самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек вданный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов илиассоциаций, разрабатываемойФрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.
Определенные расхождения существовали и повопросу психокоррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента отпсихотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т. е. онпридерживался концепции директивной терапии. В то же время Юнг,хотя и поддерживал директивность отношений в начале курсапсихотерапии, считал, что зависимость пациента от врача должна уменьшатьсясо временем, особенно в последней фазе терапии, которую онназывал трансформацией.
Окончательный разрыв между ними произошел в1912г., после того как Юнг опубликовал свою книгу «Символытрансформации». Разрыв был болезненным для обеих сторон, особенно для Юнга, но он не мог отступить от тех положений, которыесчитал важными для своей теории/Постепенноон пришел к мысли о том, что его интерпретациясимвола дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не толькоевропейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это и привело Юнга к одному изважнейших его открытий — существованию коллективного бессознательного. Его теория, названная аналитической психологией, изложена им в книгах«Психологические типы» (1921), «Избранныетруды по аналитической психологии» (1939), «Подход к бессознательному»(1961), получивших широкое распространение ипринесших Юнгу заслуженную славу.
Юнг считал, что структура личности состоит изтрех частей — коллективногобессознательного, индивидуальногобессознательногоисознания.Если индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чистоличностные прижизненные приобретения, то коллективноебессознательное — своего рода «память поколений», то психологическоенаследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что«содержание коллективного бессознательного лишьв минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальнымприобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».
Содержание коллективного бессознательногосостоит из архетипов— форм,организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнгчасто называл архетипы первичными образами, таккак они связаны с мифическими и сказочными темами. Он такжесчитал, что архетипы организовывают не только индивидуальную,но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, егорелигии, определяя психологию народа, его самосознание). Через актуализациюопределенных архетипов культура оказывает влияние и на становлениеиндивидуальной психики человека.
Основными архетипами индивидуальной психикиЮнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму,или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальныеглавные архетипы, которые с трудом рефлексируютсясамим человеком.
Эгоявляется центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта вединое целое, формируя из нихцелостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эгостремится противостоять всему, что угрожаетхрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную частьдуши.
Персона— этота часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотимбыть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичныедля нас роли, стиль поведения и одежду, способы выражения.Персона оказывает и позитивное, и негативное влияние на нашуличность. Доминирующая персона может подавить индивидуальностьчеловека, развивать в нем конформизм, стремление слиться стой ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищаетнас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихсяпроникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно снезнакомыми людьми.
Теньпредставляетсобой центр личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашемвнешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует тевпечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом,содержанием тени являются те стремления, которые отрицаютсячеловеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества.При этом чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем большесодержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять вбессознательное все большее количество желаний.
Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдомво многом касались именно роли Тени в структуре личности, так какЮнг считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, аФрейд ставил Тень в центр личности, делал центром своих исследований именноее содержание. В то же время Юнг не считал возможным простоизбавиться от Тени, не признавать ее, так как она — законнаячасть личности и человек без Тени так же неполноценен, как и бездругих частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как разне замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношениек ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг называеттехникой обращенияс Тенью) помогают преодолеть ее негативноевлияние.
Анима(умужчины) или Анимус(у женщины) — это те части души, которыеотражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На ихразвитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика иотец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение итворчество человека, так как является источником проекций, новых образовв душе человека.
Самость, сточки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всейличности, а не только ее сознательной или бессознательной части,это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение втом, что он не противопоставляет разные части души(сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы онидополняли друг друга. В процессе развития личность обретаетвсе большую целостность, Самость и, индивидуализируясь,становится все более свободной в своем выражении и самопознании.
Идеи о необходимости сохранения целостностии индивидуализациипри развитии личности развивались Юнгом уже в 50-60-е годы под влиянием новых тенденций в понимании личности, в том числе в русле гуманистической психологии. К этомуже времени относятся его положения ороли сознания в духовном росте и организацииповедения. Такая трансформация некоторых положений психоанализа,принимавшихся и Юнгом в начале века, была для него особенно важна, так как онпостоянно подчеркивал открытость своейконцепции для всего нового, в отличие от ортодоксальности теории Фрейда.
Исходя из структуры души, Юнг создал своютипологию личности, выделив два типа — экстравертови интровертов.Интроверты в процессе индивидуализации обращаютбольше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений.Экстраверты, наоборот, большеориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в отличиеот интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм иправил поведения. Если для интроверта опасностьпредставляет полный разрыв контактов с внешним миром, то дляэкстравертов не меньшая опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты — фанатиками.
Однако Самость, стремление к целостностиличности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две части души, два типа как бы делят сферы своеговлияния. Как правило, экстравертыхорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другойстороной своей личности,интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитываютмнения и позиции других людей, стараются настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительнодля интроверта, который исходиттолько из своих позиций и не может выстроить адекватную линию поведения,понять точку зрения собеседника. Онлибо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он,наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемаясторона личности, он — мягкий,заботливый и теплый семьянин. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводыссылками на ту или иную историческуюличность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичнымэкстравертам, а Достоевского — кинтровертам.
Типология Юнга базируется на двух основаниях- доминировании экстра-интровертности и развитии четырех основныхпсихических процессов: мышления, чувствования, интуиции иощущений. У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или инойпроцесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализируетпуть развития человека. При этом он считал мышление ичувствование альтернативными способами принятия решения. Таккак мышление ориентировано на логические посылки, мыслящиелюди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядоки системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимаютрешения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитаялюбые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.
Если мышление и чувства характеризуютактивных людей, способных по той или иной причине принимать решения, тоощущение и интуиция характеризуют, скорее, способы полученияинформации, и люди, у которых доминируют эти типы психическихпроцессов, более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственныйопыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют нанепосредственную ситуацию, в то время как интуитивные типы — напрошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, чтопроисходит в настоящем. Хотя все эти функции присутствуют в каждомчеловеке, доминирует одна из них, которая частично дополняетсявторой функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна изэтих функций, тем более бессознательными и дополняющими — остальные функции.Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждыеему, но и как прямо враждебные.
Хотя главным содержанием души Юнг считал еебессознательные структуры, он не только не отрицал возможность ихосознания, но и считал этот процесс очень важным для личностногороста человека. К одному из вариантов такого осознания себяотносится психотерапия, в которой врач является помощникомпациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнгосознавал сложность символической интерпретации и доказывалнеобходимость отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом при ихинтерпретации. Его анализ символов и их возможнойинтерпретации — одно из значительных достижений теории Юнга.В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивалсвою теорию как открытую систему, которая может восприниматьновую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и вэтом — еще одно достоинство его теории.
4. Индивидуальная психология Адлера
Еще дальше, чем теория Юнга, отстоит отпозиции Фрейда индивидуальная психология Альфреда Адлера(1870-1937).Адлер, который в детстве часто и тяжело болел, надеялся,что выбор профессии врача поможет ему и его близким в борьбе с недугами. Окончивмедицинскийфакультет Венского университета, он практиковал как врач-офтальмолог. Однако вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятийАдлера стала смещаться в сторонупсихиатрии и неврологии.
В 1902 г. Адлер стал одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя новогопсихологического направления — Фрейда. В 1910 г. по предложению Фрейда он возглавил Венское психоаналитическое общество. Однако вскоре Адлерначал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда.Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить своивзгляды, что он и сделал в 1911 г., отказавшись затем от постапрезидента общества. Спустя некоторое время он официально оборвалсвои связи с психоанализом, вышел из общества со своими сторонниками иорганизовал собственную группу, получившую название Ассоциацияиндивидуальной психологии.
После первой мировой войны он заинтересовалсявопросами образования, основал первую воспитательную клинику врамках венской системы школьного образования, а затем иэкспериментальную школу, которая претворила в жизнь его идеи вобласти образования. Особое значение Адлер придавал занятиям сучителями, так как полагал, что чрезвычайно важно работать стеми, кто формируетумы и характеры юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры для детей при школах, где дети и их родителимогли получить нужный им совет ипомощь. К 1930 г. только в Вене было 30 таких центров.
В 1935 г. он переехал в США, где продолжал работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессорамедицинской психологии. Индивидуальная психология Адлера,интерес к которой несколько снизился после его смерти в 1937 г., снова оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлиявна формирование гуманистической психологии и нового подходак проблеме личности.
Адлер стал основателем нового,социально-психологического подхода к исследованию психики человека.Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся сФрейдом. Его теория, изложенная в книгах «О нервномхарактере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии»(1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляетсобой совершенно новое направление, очень мало связанное склассическим психоанализом и составляющее целостную системуразвития личности.
Главная идея Адлера заключалась в том, что онотрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательныхвлечений в личности и поведении человека, влечений, которыепротивопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, неврожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми,стимулирующее социальные контакты и ориентацию на другихлюдей, -вот та главная сила, которая определяет поведение и жизньчеловека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее,объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали,что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одномуприроду, которая оказывает влияние на формирование личности. Приэтом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам,Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественныхинтересов.
В то же время Адлер был единственным, ктосчитал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить вцелостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд впринципе отвергал идею об уникальности каждой человеческойличности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя ипришел к идее о целостности и Самости личности, нозначительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальностиличности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.
Не менее важна и введенная им идея отворческом «Я». В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденныхвлечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданномнаправлении, «Я» Адлера представляет собой субъективнуюи индивидуализированную систему, которая может менять направлениеразвития личности, интерпретируя жизненный опыт человекаи придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимаетпоиски такого опыта, который может облегчить конкретному человекусоздать его собственный, уникальный стиль жизни.
Теория личности Адлера представляет собойхорошо структурированную систему и покоится на нескольких,основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и путиразвития личности:
1) фиктивный финализм,
2) стремление к превосходству,
3) чувство неполноценности икомпенсации,
4) общественный интерес,
5) стиль жизни,
6) творческое «Я».
Идея фиктивного финализма была заимствованаАдлером у известного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего,что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которыеорганизуют и систематизируют реальность, детерминируянаше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступковопределяются в большей степенинадеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполнереальным стимулом, определяющимустремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущеетакими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невыполнимо,и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.
Адлер считал, что большое значение вформировании структуры личности человека имеют его семья, люди,которые его окружают в первые годы жизни. Значение социальногоокружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых впсихоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не сготовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которыеформируются на протяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.
Развивая идею о стиле жизни, формирующемповедение человека, Адлер исходил из того, что это тадетерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека.Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трехврожденных бессознательных чувств, составляющих структуру«Я»/Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиляжизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остатьсянеразвитым. Эта неразвитостьчувства общности становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека.Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженныхдетей, растущих с холодными,отгороженными от них матерями, чувство общностине развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью непереносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развитиячувства общности определяет системупредставлений о себе и мире, котораясоздается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста,провоцирует развитие неврозов. /
Формируя свой жизненный стиль, человек фактическисам является творцом своей личности, которую он создает из сырогоматериала наследственности и опыта. Творческое «Я», окотором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, которыйвоздействует на факты окружающей действительности и трансформируетэти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную,единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое«Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно твориткак саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Такимобразом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели,стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают человеческой личности уникальность,сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности,самостоятельно и творчески создающиесвою жизнь.
Если чувство общности определяет направлениежизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательныхчувства — неполноценности и стремления к превосходству — представляют собой источникиэнергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувстваявляются позитивными, это стимулы для личностного роста,самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека,вызывая в нем желание, преодолеть свой недостаток, то стремление кпревосходству вызывает желание быть лучше всех, не толькопреодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Этичувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не толькоиндивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодарясамосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует испециальный механизм, помогающий развитию этих чувств, — компенсация.
Адлер выделил четыре основных видакомпенсации — неполную компенсацию, полную компенсацию,сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь.Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем иуровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну изпервых типологий развития личности.
Он считал, что развитое чувство общности,определяя социальный стиль жизни, позволяет ребенку создатьдостаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети снеполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как онимогут компенсироваться при помощи других людей, сверстников, откоторых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно прифизических дефектах, которые часто не дают возможностиполной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляцииребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.
В случае сверхкомпенсации такие людистараются обратить свои знания и умения на пользу людям, ихстремление к превосходству не превращается в агрессию противлюдей. Примером такой сверхкомпенсации превосходства присоциальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен,преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший своюфизическую слабость, многие другие замечательные люди, не обязательношироко известные, но приносящие пользу окружающим.
В то же время при неразвитом чувствеобщности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различныеневротические комплексы, которые приводят к отклонениям вразвитии его личности. Так, неполная компенсация способствуетвозникновению комплекса неполноценности, который делаетнеадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делаяребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические,часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок, также как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своимнедостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми егоокружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливаетличностный рост и формирует неадекватную,завистливую, эгоистическую личность.
В случае сверхкомпенсации у детей снеразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованиютрансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания дляприобретения власти над людьми, дляпорабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. При этомтакже формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стильжизни. Подобные люди — тираны и агрессоры,они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими,мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиляжизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. Приэтом, с точки зрения Адлера,наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время какотверженным детям в большей степениприсущи комплексы вины и неполноценности.
Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах,преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать сдругими. Только в сотрудничестве человекможет преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад вразвитие общества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими,он никогда не станет невротиком, в товремя как недостаток кооперацииесть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни.
Хотя не все теоретические положения Адлера,главным образом связанные с типологией личности детей,очередностью их рождения, нашли свое подтверждение в дальнейшихэкспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувстваобщности и индивидуального стиля жизни в формировании личностиребенка, особенно мысль о компенсации как основном механизмепсихического развития и коррекции поведения, сталанеоценимым вкладом в психологию.
Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию,так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозови закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет детям преодолеть ихкомплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающихих взрослых. При этом спонтанная игра детей уже являетсяхорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуютсяпреодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитиеигры должно осуществляться и направляться взрослым.
Теория Адлера стала своеобразной антитезойфрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическуюпсихологию, психотерапию и психологию личности.
Список литературы:
1. Кулагина И. Ю.,Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.М., 2005, с. 464
2. Мухина В. С.Возрастная психология. М., 1997, с.432
3. Дарвиш О. Б.Возрастная психология. М., 2005, с. 264
4. Обухова Л. Ф.Возрастная психология. М., 1996, с. 374
5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998, с. 272
6. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 5 изд., 2006, с. 544