Реферат по предмету "Спорт"


Теоретические основы проведения обзорной экскурсии

--PAGE_BREAK--
                 1.2. История развития города Ессентуки





Вывод

 Мы узнали об истории развития г. Ессентуки. В Ессентуках жили, лечились, трудились учёные, писатели, служители искусства. Их разновременная деятельность и создала ту «живую ткань» прошедшего, которая легла в основу богатой истории культуры уникального курорта.
ГЛАВА 2.
 ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ ЕССЕНТУКИ
Тема экскурсии – Ессентуки – уникальный город-курорт, обратившийся по декрету В.И. Ленина из степной убогой станицы во всемирно известную современную здравницу.

Продолжительность – 3 часа.

В совместной экскурсионной прогулке мы будем проходить по улицам города, по аллеям парка. И каждый уголок – это событие, имя. Образ курорта в разные времена возникает через восприятие знаменитых наших гостей, через их труд и творчество. Даже сам факт посещения Ессентуков такими «великанами» мировой науки и культуры, как Гааз, Смирнов, Баталин, Рахманинов и Шаляпин, Горький и Станиславский делает мемориальными многие уголки города, обращает их в «памятные места», возвеличивает славу курорта.

Мы находимся на привокзальной площади. (Приложение 1) Здесь вы видите Дом быта, на третьем этаже располагаются Санаторно-курортное управление и Курортное бюро. Прямо перед нами здание из армянского туфа – Администрация Кавказских Минеральных Вод. Левее – северо-западный вход в Лечебный парк. Вниз уходит улица Интернациональная. Интернациональную улицу можно назвать главной магистралью города. Она делит его на курортную и городскую зоны. Начинается улица у Привокзальной площади и проходит по западной границе парка, мимо торгового центра города. Отсюда и начнется наша экскурсия.

        Театральная площадь. (Приложение 2)

Мы с вами спустились на центральную площадь города.Здесь издавна располагались различные учреждения, магазины. Центр города перестраивался и превратился в современный уголок города с широкими бульварами и прекрасными зданиями. Первенец этих больших строек – Универмаг. Напротив него – здание городского театра на 1500 мест. Слева вы видите здание гостиницы «Маяк», которое находится в настоящее время на реконструкции. Построена эта гостиница в 1903 году. Первоначальное ее название – «Метрополь».

Справа от гостиницы находится здание краеведческого музея.

Ессентукский краеведческий музей. (Приложение 3)

Начало ему было положено в 1936 г., когда энтузиаст-краевед              Н.М. Николаев с добровольными помощниками создал небольшой музей в здании, где сейчас находится электролечебница курорта.

Почти одновременно открылась еще одна музейная экспозиция, которая разместилась в кабинете истории местного педагогического училища. Инициатором ее создания был завуч В. П. Шпаковский.

Во время оккупации города обе музейные коллекции были разграблены. После войны В. П. Шпаковский, став директором педагогического училища, с помощью энтузиастов вновь создал здесь небольшую экспозицию.

С 1966 г. музею передали верхний этаж старинного здания по улице Кисловодской, 5. Музей назвали народным: много вещей и документов получено от жителей города и станицы Ессентукской.

Сейчас  в нем более 20 тыс. документов, фотографий, картин, вещей, в том числе личные вещи и документы комиссара продотряда Татьяны Соломахи, выдающегося хирурга В.И. Разумовского и другие. Интересен старинный, времен Елизаветы, мебельный гарнитур, доставленный из Петергофа в первые годы развития советских курортов. В основном фонде много археологических находок. Обширная экспозиция посвящена гражданской и Великой Отечественной войнам.

Дальше мы с вами пройдём к зданию театра-парка, которое было реконструировано и сейчас здесь располагаются картинные магазины и кафе.

     Ессентукский театр-парк. (Приложение 4)

Театр построен в 1901 г. С этим зданием связаны славные страницы русского театрального искусства.

С1901 г. здесь часто бывал великий реформатор театра                      К.С. Станиславский, и по его письмам можно восстановить облик курорта того времени и узнать имена замечательных деятелей культуры, с которыми он здесь встречался у источников. Из его писем мы узнаём, что тут лечились и выступали В. Н. Давыдов, балерина Е. В. Гельцер, О. В. Гзовская, многие артисты Московского Художественного и других столичных театров. Артист Александринского театра К.А. Варламов играл на сцене Ессентукского Театра-парка с известной драматической актрисой М. Г. Савиной в комедии Дьяченко «Тётенька». Также  в 1903 г. в пьесе Суворина «Вопрос» играла любимица русской молодёжи, крупнейшая актриса В.Ф. Комиссаржевская.

16 июля 1903 г. на представлении в театре пьесы М. Горького «Мещане» Станиславский неожиданно встретился с её автором, путешествовавшем в то время по Кавказу. В театральную историю Ессентуков вписано и выступление здесь в 1905 г. в маленьком цирке братьев Кузнецовых, смелого клоуна-сатирика и дрессировщика Анатолия Дурова. На сцене этого театра пели Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, выступал перед отдыхающими В. В. Маяковский. В Ессентуках бывали А. А. Яблочкина, певицы А. В. Нежданова и Н. П. Кошиц, дирижёры с мировым именем В. И. Сафонов и С. А. Кнушевицкий. В1916 г. газеты сообщали: «Из литераторов здесь  были Н. Тэффи, И. Северянин, С. Гусев-Оренбургский, А. Кугель, А. Аверченко, Л. Мунштейн и ещё артисты: В. Петина, Роб, Адельгейм. Особая страница в истории Ессентуков – приезд известного народовольца Михаила Фроленко.»

Сегодня много говориться о том, что лечение в Ессентуках носит комплексный характер, здесь используется климатолечение, грязелечение, водолечение, лечебное питание. Но, безусловно, главный фактор – внутреннее применение минеральных вод. Обратите ваше внимание на питьевую галерею источника №17, расположенную рядом со зданием театра-парка.

      

  Галерея источника №17. (Приложение 5)

Первое каменное капитальное строение в Ессентуках – галерея при источнике №17 – построена в 1847 – 1856 г.г. архитектором С. И. Уптоном, который жил и работал в 40-е годы XIX века. Для прогулок посетителей курорта в ненастную погоду Уптон построил Ессентукскую галерею. В архитектуре галереи просматриваются элементы мавританского стиля в отличие от Елизаветинской в Пятигорске и Нарзанной в Кисловодске, которые в архитектурном смысле решены в стиле романтической поздней готики.

Это был миниатюрный «Дворец здоровья». Стрельчатая, открытая часть галереи представляла собой аркаду стрельчатых  и красивых зубчатых арок.  Башенки в виде минаретов возведены были по углам здания. От главного фасада галереи шесть каменных ступеней вели к построенному Уптоном же каменному зданию соляно-щелочных ванн, не сохранившегося до нынешних времён. К сожалению, в 1901 г. к открытой, наиболее нарядной части галереи был пристроен летний театр, который совершенно изменил впечатление от здания, задуманного и построенного Уптоном. Галерея потеряла лёгкость и изящество, восточный оттенок красоты и превратилась в длинное закрытое одноэтажное здание. Но и сейчас оно остаётся самым старым капитальным бальнеологическим сооружением на Ессентукском курорте и замечательным архитектурным памятником. В 1873 г. с Урала привезли и установили рядом с галереей отлитую из чугуна ажурную беседку, где ещё в послевоенное время, в хорошую погоду, специальные служащие подавали курортникам стаканы с минеральной водой. В 1926 г. бювет источника №17 был помещён в центр галереи. В стенных нишах установлены статуи Афродиты, Венеры, Фортуны, Амазонки. В последующие реконструкции внутренняя часть галереи была отделана мрамором. В настоящее время она является одной из красивейших питьевых галерей КМВ и историческим памятником федерального значения.

          

  Нижние ванны. (Приложение 6)

Мы находимся в самом оживленном месте Нижнего парка. Здесь находится здание Нижних ванн. Оно привлекает внимание необычностью положения (под углом к аллее) и белым парадным видом.

Первое здание ванн построено архитектором Уптоном в 1866 году. По местоположению в нижней части парка его назвали Нижними ваннами. К 100-летию Кавминвод решено было выстроить в Ессентуках новое ванное здание. Начало строительства относится к 1901 г., проект составлен был архитектором-инженером И.И.Байковым. Срок возведения назначили очень сжатый, поэтому за основу пришлось взять фахверковый (каркасный) тип постройки. В июне 1902 г. ванны сдали в эксплуатацию.

В плане здание представляло собой два коридора, сходящиеся под прямым углом. Угол срезали и превратили в закрытую террасу главного входа.

В 1938 г. Нижние ванны были реконструированы. Проектом предусматривалось построить центральную двухэтажную часть здания с двумя одноэтажными, симметричными зданиями, из которых одно строилось вновь. Новое крыло и второй этаж выполнены в строгом классическом стиле. Главный фасад здания оформлен мощным портиком, поддерживаемым монументальными колоннами.

В двухэтажном здании весь первый этаж занимает центральный вестибюль, перспектива которого заканчивается двумя ажурными лестницами, ведущими на второй этаж. На этом этаже размещен оборудованный современный ингаляторий.

Далее мы пройдём с вами по нижней аллеи парка и остановимся у здания механотерапии.

                Здание механотерапии. (Приложение 7)

Мы с вами подошли к зданию механотерапии. Это строение с башенками, деревянной аркадой, балочными перекрытиями (типичная фахверковая постройка). Всего за 4 месяца было построено это изящное, легкое здание. Сочетание коричневых деревянных конструкций и розового заполнителя кирпича, угловые башни, купола на крыше, деревянные резные украшения, огромная красивая ваза в нише над главным входом – все это

делало его похожим на сказочный терем.

Время сооружения здания – 1902 г. Место оказалось слишком болотистым, землю надо было осушать на глубину до 3 м. В подвальном помещении должны были разместиться электромоторы и трансмиссии, поэтому стены подвала делали метровой толщины. Вокруг будущего здания пришлось рыть дренажные канавы. Все это усложнило и затянуло строительство. Выстроенный павильон стали именовать Цандеровским институтом механотерапии. Здание строили как лечебное учреждение курорта и предназначали для размещения в нем аппаратов, изобретенных шведским врачом Г. Цандером. Сейчас здесь действуют 64 аппарата разной конструкции для лечения бронхиальной астмы, плечевых и локтевых суставов, для вибрационного массажа позвоночника и др. Каждый из аппаратов имеет свое название. Делятся все аппараты на две группы. На одних больной тренируется сам («лодка», «насос») – это активный вид тренировки. Пассивный вид подразумевает лишь массаж, тряску («лошадь», «верблюд»), аппараты приводятся в движение электротоком.

Около здания механотерапии расположена скульптура «Мужичок». Это дипломная работа Л.К. Шодского. Она была выкуплена у него дирекцией КМВ в 1902 году. Раньше она стояла у бювета №1, у скульптуры орла, но в 1956 году переместили его сюда, как одно из украшений парка. Пройдёмте дальше по аллее парка.

Главный павильон источника №4. (Приложение 8)

Главный павильон источника №4 находится в центре аллеи источников. Бювет источника №4, пожалуй, самый людный и самый популярный. Здание построено по проекту архитектора Волеровского: наружные стены, ступени облицованы природным доломитом. Особое своеобразие ему придает керамическое панно.

Здание не только красиво, но и прекрасно оснащено технически. Вода сюда поступает из рядом расположенной скважины с глубины 187 м. После электроподогрева (природная температура этого источника 13 – 16 градусов С) она подается к многочисленным кранам, позволяющим без задержки получить воду. Нагрев ведется под строгим контролем и не выше +40 С. А в натуральном виде, как вы знаете, вода используется очень редко.

Бюветы источника №4 в лечебном парке. (Приложение 9)

Слово бювет — французского происхождения, переводится как «место для питья». Светлые и нарядные строения являются украшением парка и частью его истории. В том месте, где сейчас аллея источников, текла средь болотистых берегов речка Кислуша. Речку заключили в трубу, берега осушили, проложили пешеходную аллею и построили (с 1908 по 1912 гг.) по проекту архитектора Н.Н.Семенова летние бюветы для питья воды источника №4. Здесь, у подножия Щелочной горки, до наших дней сохранились бюветы 1, 3 и 4, постройки того времени.

Бювет 2 был выстроен с противоположной стороны аллеи в виде открытой галереи с колоннами. В 1936 г. между колоннами возвели стены, в проемы вставили большие застекленные рамы. На месте этого павильона в 1967г. соорудили питьевую галерею источника №4.

Все эти нарядные летнего типа павильоны и питьевые галереи — памятники архитектуры малых форм.

Также вы можете видеть на аллее плачущие гроты.

                 Плачущие гроты. ( Приложение 10)

Их два. Один расположен за Ореандой, если идти в нижнюю часть парка по главной аллее, мимо санатория имени Свердлова. Спустившись по ступенькам, справа видишь металлическую решетку с изображением капли. А за нею живые капли воды, падающие с земляного свода грота.

Прозрачные и звонкие, они привлекают внимание: грот плачет — точнее не скажешь. Просачивающаяся через незначительный почвенный слой влага, каплями падающая на дно грота, это поверхностного горизонта родниковая вода.

Другой Плачущий грот находится на аллее источников. Склон Щелочной горки здесь выложен декоративным камнем. Над гротом устроена площадка для духового оркестра, который выступает здесь в теплое время года.

       Верхние ванны. (Приложение 11)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.