Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические вопросы особенностейпсихических расстройств несовершеннолетних осужденных. …………………………………………..….6
1.1. Понятие психических расстройств.Особенности подростковых психических расстройств………………………………………………………...6
1.2. Особенности личности несовершеннолетнегоосуждённого…………….14
1.3. Понятие пенитенциарного стресса.Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств……………………………………..21
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1. База и методы………………………………………………………………..34
2.2. Анализ полученных данных………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………...…..47
Литература
Введение
Вопрос влиянияпенитенциарного стресса на формирование различных психических расстройствдовольно актуален в нашей стране, т.к. привлечение подростка к уголовнойответственности, применение меры пресечения, связанной с содержанием вучреждениях УИС, ожидание и вынесение приговора, исполнение уголовногонаказания в виде лишения свободы, являются для него сильными психотравмирующимиобстоятельствами, исключительно угрожающего характера, которые могут привестик возникновению ассоциированных со стрессом психогений, (тем боле что сампубертатный возраст является фактором риска психогенно обусловленныхрасстройств).
Ассоциированные спенитенциарным стрессом психические расстройства и их последствиярассматриваются современными исследователями в качестве самостоятельнойпроблемы, имеющей чрезвычайно важное медицинское, судебно- психиатрическое,социальное и пенитенциарное значение. Внимание к данной теме обусловлено нетолько тем, что ассоциированные с ним психические расстройства широкораспространены среди подростков, содержащихся в уголовно- исполнительнойсистеме, но и тем, что они «оставляют глубокий след в психике подростка»,способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими инегативно влиять на достижение целей уголовного наказания. Диагностика этихсостояний зачастую затруднена в связи с синдромальным полиморфизмом,патодинамическими особенностями клинических проявлений, кратковременностью ипролонгированностью течения, присоединением личностного, поведенческого и эмоциональногоответа с дезорганизацией психической деятельности, высокой долей органическихпоражений и нарушений психического развития у подростков с противоправной активностью.Также актуальность и индивидуальность выбранной темы может заключаться в том,что вопрос формирования пенитенциарного стресса у осуждённых в нашей стране ещёдо конца не освещён и не раскрыт.
Объект исследования: подростковыепсихические расстройства.
Предмет: психическиерасстройства у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом.
Цель данной работы: изучитьсвязь пенитенциарного стресса и психических расстройств у подростков,находящихся в местах лишения свободы.
Для достижения целинеобходимо рассмотреть следующие задачи:
1) Рассмотретьпонятие и особенности психических расстройств у подростков.
2) Рассмотретьособенности личности несовершеннолетнего осуждённого.
3) Датьпонятие пенитенциарного стресса, определить его роль в формировании психическихрасстройств.
4) Провестиэкспериментальное исследование
Выдвигается следующаягипотеза: в процессе отбывания наказания проявления психических расстройствсглаживаются, т.е. выраженность симптомов постстрессовых нарушений снижается,выраженность внешнеобвиняющих механизмов защиты снижается.
Контр- гипотеза:проявления психических расстройств у осужденных в процессе отбывания наказанияне снижаются, пенитенциарный стресс остаётся в течении всего периода отбываниянаказания.
Методологическаяоснова: личностный подход, психоаналитическая концепция, рассматривающая рользащитных механизмов.
Теоретическая основа: идеиМакушкина Е.В., Чибисова И.А., Котенёва И.О.
В исследовании былииспользованы следующие методы:
1) Анализтеоретических источников по проблеме исследования.
2) Методыпсихологической диагностики: были применены «восьми цветовой тест Люшера»,опросник травматического стресса — Котенёв И.О., личностный опросник Плутчика,Келлермана, Конте- LSY.
3) Методыматематической и статистической обработки эмпирических данных: был применён