Реферат по предмету "Психология"


Психика, ее структура. Личность и развитие. Мораль и нравственность

РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОНЯТИЙНЫЙДИКТАНТ:
«Психикаи её структура. Биологические и социальные факторы развития психики»
«Личность,индивид, индивидуальность»
«Развитие,воспитание, обучение»
«Духовностьи нравственность, личность, мораль»

2009

Психика
 
Психика (от др.-греч. {, ψυχή}«дыхание, душа») – особая сторона жизнедеятельности животных и человека и ихвзаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальностиили совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации,субъективные ощущения, эмоции, память и т.п.). Психика находится вовзаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается поряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция,коммуникативность, адаптация и т.д. Психика проявляется на определённой ступенибиологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики – сознание.Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия. –это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активномотображении субъектом объективного мира, построении неотчуждаемой от негосубъективной картины этого мира и регулировании на этой основе своего поведенияи деятельности.
Структура – в структурной схеме психики выделены три уровня:сознательный, подсознательный и бессознательный. З. Фрейд сравнил сознаниес айсбергом, на 9/10 погруженным в море бессознательного. Но скорее его можноизобразить в виде острова, погруженного в море неосознаваемого. Внизу следуетпоместить механизмы неосознаваемые сознательных действий: это – техническиеисполнители, «чернорабочие» сознания, многие из них образуются путем передачифункций сознания на неосознаваемые уровни. На одном уровне с процессамисознания можно поместить побудители неосознаваемые сознательных действий. Онитого же ранга, что и осознаваемые побудители, но качественно отличаются тем,что вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и временами порываются всознание в особой символической форме. Наконец, процессы надсознательныенаходятся над «островом»: они развертываются в форме длительной и напряженнойработы сознания, результат коей некий интегральный итог – возвращается всознание как новая творческая идея, новые отношения, чувство или жизненнаяустановка, – и меняет дальнейшее течение сознания.
Высшиепсихические функции – прижизненно формирующиеся под воздействием внешних средств,прежде всего речи, сложные психические процессы. Первоначально высшиепсихические функции существуют как форма взаимодействия между людьми и лишьпозже – как полностью внутренний процесс. Превращение внешних средствосуществления психического процесса во внутренний носит названиеинтериоризации. Сначала – это развернутая внешне предметная деятельность, затемпоявляются умственные действия. Высшим психическим функциям свойственны:опосредованность, произвольность, осознанность, пластичность. В основе теориивысших психических функций лежит положение марксизма обобщественно-историческом происхождении психики человека. Эта теория уязвима втом отношении, что в ней отделены генетический и социальный факторы развитияпсихики, которые в единстве обусловливают возможность спонтанного, изнутридетерминированного формирования воображения, внимания, произвольногозапоминания и других психических процессов.
 
Личность,индивид, индивидуальность
 
Личность (Person; Personlichkeit) – аспекты или ипостаси души,обитающей в действительном мире; для развивающейся личности существеннымявляется отделение от коллективных ценностей, в частности от унаследованных илиуже реализованных персоной.
Личность– феномен общественногоразвития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.Структура личности – целостное системное образование, совокупность социальнозначимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся впроцессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательногосубъекта деятельности и общения. Личность – саморегулируемая динамическаяфункциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств,отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневымобразованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивидадругими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле – личность,это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Вструктуру личности входят и все психологические характеристики человека, и всеморфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обменавеществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе,видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узкомсмысле – определяемое включенностью в общественные отношения системное качествоиндивида, формируемое в деятельности совместной и общении.
Индивид, индивидуальное (Individ; Individual) – единичное, ни накого не похожее существо. Отличается от существа коллективного.
Индивид (индивидуум) – согласно А.Н. Леонтьеву – об индивидеговорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. Впонятии выражаются по крайней мере, два основных признака:
1)неделимость, или целостность субъекта;
2)наличие у него особенных – индивидуальных – свойств, отличающих его от другихпредставителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеетсвой генотип. Индивидуальные гонотипические свойства в ходе жизни развиваются ипреобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются другот друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическимисвойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью. 1. Человек какединичное природное существо, продукт развития филогенетического ионтогенетического, единства врожденного и приобретенного (-> генотип;фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и пр.).2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной(биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знакии через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Обазначения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности иобособленности. Самые общие характеристики индивида:
1)целостность психофизиологической организации; этот признак указывает насистемность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующимижизненные отношения индивида;
2)устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранностьосновных отношений индивида к действительности, предполагая, однакосуществование моментов пластичности, гибкости, вариативности;
3)активность – обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектическисочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственныхвоздействий.
Индивидуальность (Individuality;Individualist) – качества или характеристики, отличающие одну личность от другой,– любое психологическое своеобразие и особенность индивида (см. также индивид).
Индивидуальность – 1. Человек, характеризуемый со стороны своихсоциально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личностииндивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, вспецифике интересов, качеств процессов перцептивных (-> восприятие) иинтеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма,предпосылка формирования человеческой индивидуальности – анатомо-физиологическиезадатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественнообусловленный характер, порождая широкую вариативность проявленийиндивидуальности. 2. Понятие психологии экспериментальной, означающееуникальный набор более или менее стандартных психологических качеств,свойственных отдельному человеку.
Социализация – пропитываниечеловека обществом. Процесс усвоения индивидом окружающих его образцовповедения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков.Социализация позволяет обществу получить адекватного человека, а человекупозволяет успешно функционировать в данном обществе. Социализация происходиткак стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятияодобрения / неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение,реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».Основные способы и механизмы социализации в детском возрасте – игра, подражание,стремление быть «как все». Одним из результатов социализации является то, чточеловек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собойразумеющееся и не подлежащее сомнению./> www.psychologos.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit§ion=1Минусы социализации и что с этим делать
Социализацияделает ребенка – человеком, но и она же может вместо личности сформировать изнего бездумного винтика, массовую личность, живущую и думающую по шаблону.В социализации есть две стороны: что внушает (вставляет ребенку) общество и чтоделает с этим ребенок. Если в обществе – культура свободы, творчества ипозитива, то такая социализация помогает ребенку стать свободным, творческим ипозитивным, хотя бы ребенок к этому и не был изначально склонен. Если жеобщество (или конкретная семья) другие, с установками, например «не думай»,«будь как все», «не высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то этоподталкивает ребенка к таким, малотворческим установкам. С другой стороны, детирождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью, онв любом обществе будет личностью, просто в разной степени и за разную цену (иногдаза это приходится платить счастьем или жизнью). Если же ребенок родилсяведомым, конформистом, склонным к шаблону и полениться (в том числе ленитьсядумать), то трудно от него ожидать свободы творчества, если уж только сильноподнажать и заставить.
 
Развитие,воспитание, обучение
 
Развитие
1.Усиление, укрепление.
2.Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности,культурности и пр.
3.Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровнячего-либо.
4.Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией.
5.Расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо.
6.Процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественномусостоянию, от простого – к сложному, от низшего – к высшему.
Воспитание – Формирование, обучениекого-либо. Совокупность моральных, интеллектуальных и культурных приобретенийчеловека. Самые важные и заметные компоненты воспитания мы получаем отродителей или от тех, кто их заменяет, а также от наших учителей ивоспитателей. Влияние всех этих личностей играет доминирующую роль вформировании нашего способа мышления, действия, реагирования и даже поведения впродолжение всей жизни. Вырастая в семье, дети получают одинаковое воспитание,ведь одни и те же родители служат для них моделями. Почему же у детей бываетстоль различное поведение? Это зависит от темперамента каждого индивида, атакже от того, что каждому предстоит прожить и узнать в соответствии с его планомжизни. Необходимо усвоить, что воспитание составляет часть общего укладажизни людей, явление такого же порядка, как и система ценностей, и изменяетсяпо мере эволюции общества. Система воспитания (семейная или школьная) до сихпор, к сожалению, остается жестко контролирующей, властной, на граниавторитаризма. Не случайно современная молодежь так активно противится этойсистеме. НОВЫЕ дети, все новые личности не желают больше воспитываться вотжившей системе, которая уже не отвечает потребностям нашего времени. Онипредпочитают получатьобразование. Они обожаютучиться, но им необходимо чувствовать, что знания помогают в жизни и что никтоим эти знания не навязывает. Новые дети обладают достаточно сильнойспособностью различения, чтобы понимать, что им полезно, а что нет. Мирвзрослых, работающих в сфере воспитания (семья и школа), переживает сильныйдефицит Доверия к современным детям. В действительности же воспитыватьсегодня легче, чем в прежние времена. Если основываться на критериях новойэпохи – Эры Водолея, – все становится проще.
 
Духовность,нравственность, мораль
 
Мораль – понятие, посредствомкоторого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки,характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человекпроявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо).В русской культуре были предложения вообще не использовать в русском языке слова«мораль», которое имеет иностранное происхождение, – оно происходит от латинскогослова «moralis», что означает «нравственный». В современном русском языке и в современнойэтике обычно слова «нравственность» и «мораль» рассматривают как синонимы, или жеспециально оговаривают, если разделяют их по значению. Мораль есть совокупностьценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений,действий.
Нравственность есть «внутренние, духовныекачества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения,определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённымдуховным качествам человека, а также к определённым нормам и принципамповедения, т.е. к определённой форме сознания.
Духовность – высший уровеньразвития и саморегуляции зрелой личности, на котором основнымимотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшиечеловеческие ценности. Для духовного внутреннего мира индивидуума характернацельность, невыводимая из его отдельных элементов и основанная на смысловыхсвязях между ними, а также телеологичность (целенаправленность,интенциональность). Общим для многих подходов исследования духовности является:признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественнымиили космическими силами. Духовность является не структурой, а, наряду сосвободой и ответственностью, способом существования человека, достигшеголичностной зрелости. На уровне духовности на смену иерархии узколичныхпотребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизньбольшинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентныхдуховных ценностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающимэгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается ксозидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя засвои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне.Таким образом, духовность выступает предпосылкой личностной свободы иавтономии. Вне теологической трактовки духовность в обыденном сознаниипонимается как высокоразвитая форма психического, как высоконравственное началов психической жизни, как стремление к идеалу, способность к самоанализупоступков и переживаний и т.п. В этом случае обычно противопоставляютдуховность (высокую культуру чувств, мыслей и поступков) и бездуховность (ихнизкую культуру, приземленность, корыстную направленность и т.п.).
Духовность-лучшее лекарство, которымдолжен обладать каждый, но к сожалению этим обладает только мельчайшая частьнаселения…
Духовность – понятие весьмаэфемерное, но очень важное для темы социальных процессов. Есть, например, такоеопределение: духовность человека определяется ценностями. Чем меньшепредпочтений он оказывает материальным ценностям, тем выше духовность.
Духовностьиндивида «измеряется» количеством времени пребывания в состоянии одухотворенности.Духовность,таким образом, – это способность быть в состоянии одухотворенности.
Одухотворенность – это пребываниеиндивида в его «рекорде», где он переживает состояние возвышенности всех своихдуховных и нравственных сил. Это состояние вдохновения и самого высокогодоступного индивиду смысла. Оно может быть не видно со стороны, но хорошоизвестно ему самому. Оно не зависит ни от религиозности, ни от мировоззрения,не связано напрямую с ценностями и творческими занятиями человека. У всякогоесть свой духовный рекорд. Он знает минуты жизни, за которые ему не стыдно и вкоторых он был воистину человеком. Однако индивид по большей части находится всостоянии, далеком от своего рекорда. Но когда ему удается вновь там оказаться,– это и называется одухотворенностью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.