Реферат по предмету "Психология"


Проблема взаимоотношения личности и коллектива

--PAGE_BREAK--Детский коллектив


     Развитый детский  коллектив  представляет  собой необходимое

 условие самоутверждения личности.  Ему присущи общность целей  и

 адекватность  мотивов предметно-практической совместной деятель-

 ности,  направленной на пользу общества, забота об общем резуль-

 тате,  определенные организация и характер общения, широкая сис-

 тема коллективных связей.  Наиболее развитые формы взаимоотноше-

 ний  детей  создаются в процессе целенаправленной организации их

 социально-одобряемой деятельности:  учебной,  организационно-об-

 щественной,  трудовой, художественной, спортивной и др. При этом

 придание основным типам деятельности детей определенной  целевой

 направленности, социальной значимости позволяет не только форми-

 ровать отношения детей внутри возрастных групп,  но и строить их

 на единой основе.  Сочетание взаимоответственности, с одной сто-

 роны,  а с другой — необходимости проявления самостоятельности в

 организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечи-

 вает условия для развития  подлинной  самостоятельности.  Макси-

 мальное развитие  самодеятельности  детей выступает определяющим

 признаком развитого детского коллектива.

     Социально признаваемая  деятельность как средство формирова-

 ния детского коллектива и определенных отношений его членов  мо-

 жет быть реализована в том случае,  если она соответствующим об-

 разом организована.

     Это должна быть такая организация, при которой:

     а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за-

 дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

     б) значимые  цели  этой деятельности имеют как общественный,

 так и личностный смысл;

     в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-

 ция  каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа-

 тов);

     г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея-

 тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,

 главное,  с позиции ее активного участника, действующего вначале

 для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для

 района, города, общества;

     д) деятельность эта направлена на благо  другим  людям,  об-

 ществу.  Именно  в развитых формах социально одобряемой деятель-

 ности формируется умение  ребенка  учитывать  интересы,  позицию

 другого  человека и соответственно этому ориентироваться в своем

 поведении.

     Как инструмент  воспитаний  детский  коллектив  организуется

 взрослым.  При этом важное значение приобретает вопрос о соотно-

 шении:  1) потребности детей в общении и 2) задач,  поставленных

 перед этим коллективом. Практически в любом организованном детс-

 ком объединении реально существует определенное сочетание данных

 двух факторов.  Однако наиболее широкие возможности  их  взаимо-

 действия создаются в условиях сформированного детского коллекти-

 ва.  Активно включая детей в решение социально важных задач, та-

 кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-

 ливает возможности развития индивида как личности. Психолого-пе-

 дагогическая  задача  при этом заключается в том,  чтобы детский

 коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-

 бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на

 второй план перед его социально  полезной  функцией.  Иначе  его

 воспитательное воздействие нивелируется,  заменяясь влиянием так

 называемых неофициальных, неформальных детских объединений.
     Детский коллектив,  существующий в современной общеобразова-

 тельной школе представляет собой многоплановую  систему,  внутри

 которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру

 и длительности существования.

     Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады-

 ваются между  детьми  в изменяющейся структуре постоянных и вре-

 менных объединений, что проводит всех школьников через положение

 руководителей и исполнителей,  формируя умения командовать това-

 рищами и подчиняться товарищу,  создавая развернутую сеть разно-

 образных связей, отношений.

     Особое место в креплении межколлективных связей занимает це-

 ленаправленное создание временных объединений, позволяющих орга-

 низовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча-

 ется выполнение  кратковременных дел.Психологическое своеобразие

 этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас-

 читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под

 воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-

 ся от  принятых норм поведения.  Кроме того детям легче осущест-

 влять самостоятельное руководство небольшим числом  сверстников.

 Но главное состоит в том,  что только в небольших группах каждый

 ребенок может  определить  для себя такое положение в совместной

 работе,  при котором он способен приложить все свои знания, силы

 и способности,  т.е.  возникает возможность для каждого выделить

 свою роль в общей деятельности,  в наибольшей степени адекватную

 его индивидуальным склонностям.

     К числу  важных  моментов  в организации детского коллектива

 относится  разновозрастное  построение  контактных   объединений

 школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру-

 ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замы-

 каться в кругу групповых интересов.  Ребенок испытывает  влияние

 каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же

 время сам воздействует на  окружающих,  оптимизируя  собственное

 развитие.

     Но этот  путь реализуется лишь в многоплановой системе детс-

 кого коллектива школы в целом,  где в сложных структурных связях

 находятся контактные коллективы,  разные по длительности сущест-

 вования, объему и содержанию деятельности.

 В общешкольном коллективе складывается совершенно особая  психо-

 логическая ситуация.  Наличие для детей разных возрастов и заня-

 тых разными видами деятельности  общих  интересов:  общешкольные
 дела,  взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков -

 создает возможности для установления  между  детьми  развернутых

 типов отношений.

     В частности  общешкольный  коллектив  обеспечивает единство,

 дружбу, товарищество старших и младших школьников.

     Ежегодно обновляясь,  общешкольный коллектив сохраняет в  то

 же время свои законы,  обычаи, традиции и требования. В этом от-

 ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-

 давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-

 вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол-

 лективе,  тем  прочнее спаяны контактные объединения детей;  чем

 значимее,  обширнее общая цель, зримее ее общественный характер,

 тем  прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.

 Целенаправленная организация разветвленного детского  коллектива

 обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор-

 мирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

     Коллективизм составляет  одно из определяющих отношений лич-

 ности в ее конкретной деятельности — творческое отношение к  об-

 щественной делу,  выражая потребность в деле, необходимом другим

 людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-

 тиве, акцентированном  лишь на достижении своих целей,  что таит

 опасность развития групповщины.  Нередко дети,  проявляя  внутри

 своего коллектива отношения товарищества,  взаимопомощи, ответс-

 твенности, не демонстрируют качеств коллективиста  за  пределами

 своего коллектива.

     В чем  причина  слабой сформированности коллективистских ка-

 честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно

 указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

     Формирование коллектива класса,  ученической бригады, несом-

 ненно,  способствуют воспитанию у детей определенных отношений к

 своему коллективу,  внутри коллектива.  Однако даже товарищеские

 отношения,  отношения  деловой независимости все же сами по себе

 не идентичны коллективистским качествам личности  отдельных  де-

 тей,  составляющих  коллектив.

 Коллективизм не может основываться лишь на делах своего  коллек-

 тива,  потому  что быть коллективистом — значит болеть не только

 за дела своего коллектива.  Главное в коллективизме — обществен-

 ная ориентация деятельности,  творческое отношение к любому дру-

 гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

     Поэтому формирование  подлинно коллективистских качеств лич

-

 ности предполагает «абстрагирование» от дел и целей  конкретного

 коллектива, связь  этих  дел  и  целей с более широкими задачами

 других коллективов,  образующих общество,  именно на этом пути у

 подростка, юноши формируется личная ответственность за общие де-

 ла. В этом плане показательны данные,  полученные в исследовании

 по выявлению  условий формирования коллективистских качеств лич-

 ности детей подросткового возраста.  Схематично эти исследования

 выглядят следующим образом.

                                                                            

     Возник, однако,  вопрос о степени сформированности коллекти-

 вистских качеств личности детей.  Для выяснения этого был прове-

 ден дополнительный  эксперимент.  Смысл его состоял в коссвенной

 проверке того,  как поведет себя каждый подросток в ситуации вы-

 бора между личной и социально значимой целью.  Оказалось, что те

 дети, которые длительно действовали в многоплановом  коллективе,

 ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели кон-

 тактных коллективов,  а на общее, общественно значимое дело, об-

 ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами.  Дея-

 тельность, выполняемая для общества,  была для них важна потому,

 что это  было связано с определением своего места в обществе,  с

 формированием самосознания.

     Следовательно задача  взрослых заключается в такой организа-

 ции просоциальной деятельности в условиях  детского  коллектива,

 которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу

 в широком плане.  Именно в этом  случае  происходит  становление

 личности ребенка,  для которого общественное дело — потребность.

 Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива,

 формировать отношения  детей не только к цели данного коллектива

 (при сохранении ее конкретной значимости),  но и к  общему  делу

 вообще.

     Полученные данные убеждают  в  необходимости  одновременного

 включения детей  в  специально  организованную «скользящую сеть»

 различных коллективов:

     а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-

 венных, спортивных, игровых;

     б) постоянных, сезонных, временных;

     в) одно- и разновозрастных;

     г) малочисленных и многочисленных.

     Такая подвижная  сеть  многоплановых коллективов при условии

 соподчинения социально значимых целей деятельности всех  коллек-
 тивов и  подчинения  решению  общей  задачи не позволяет ребенку

 замкнуться в кругу близких товарищей.

     Она непрерывно включает малый коллектив  в  большой,  группы

 детей одного возраста в разновозрастный коллектив,  создавая пе-

 реплетение взаимозависимостей,  разрывая рамки своего конкретно-

 го,  «нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. При-

 чем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует «то там, то

 тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формиро-

 ванию непосредственно-личностного общения детей в коллективе,  а

 с другой — обеспечивает осознание ребенком его  включенности  не

 только в данный коллектив, но и в общество.

     В частности,  большое число коллективов,  в  состав  которых

 ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из-

 вестную оппозицию,  а скользящие формы разнопланового коллектива

 эту возможность  исключают,  создавая условия для разнообразного

 общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,

 сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.

     Итак, формирование личности  человека-коллективиста  требует

 организации системы многопланового детского коллектива, системы,

 а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом

 важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-

 ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально

 заданного многопланового  коллектива  при  соподчиненности целей

 каждого конкретного коллектива решению общих социально  значимых

 задач. Необходимо подчеркнуть,  что воспитание детей в коллекти-

 ве, основу которого составляет система просоциальной деятельнос-

 ти — это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо-

 бый, качественно своеобразный подход  к  формированию  растущего

 человека как личности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.