Реферат по предмету "Психология"


Проблема взаимоотношения личности и коллектива

--PAGE_BREAK--Детский коллектив


     Развитый детский  коллектив  представляет  собой необходимое

 условие самоутверждения личности.  Ему присущи общность целей  и

 адекватность  мотивов предметно-практической совместной деятель-

 ности,  направленной на пользу общества, забота об общем резуль-

 тате,  определенные организация и характер общения, широкая сис-

 тема коллективных связей.  Наиболее развитые формы взаимоотноше-

 ний  детей  создаются в процессе целенаправленной организации их

 социально-одобряемой деятельности:  учебной,  организационно-об-

 щественной,  трудовой, художественной, спортивной и др. При этом

 придание основным типам деятельности детей определенной  целевой

 направленности, социальной значимости позволяет не только форми-

 ровать отношения детей внутри возрастных групп,  но и строить их

 на единой основе.  Сочетание взаимоответственности, с одной сто-

 роны,  а с другой — необходимости проявления самостоятельности в

 организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечи-

 вает условия для развития  подлинной  самостоятельности.  Макси-

 мальное развитие  самодеятельности  детей выступает определяющим

 признаком развитого детского коллектива.

     Социально признаваемая  деятельность как средство формирова-

 ния детского коллектива и определенных отношений его членов  мо-

 жет быть реализована в том случае,  если она соответствующим об-

 разом организована.

     Это должна быть такая организация, при которой:

     а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за-

 дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

     б) значимые  цели  этой деятельности имеют как общественный,

 так и личностный смысл;

     в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-

 ция  каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа-

 тов);

     г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея-

 тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,

 главное,  с позиции ее активного участника, действующего вначале

 для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для

 района, города, общества;

     д) деятельность эта направлена на благо  другим  людям,  об-

 ществу.  Именно  в развитых формах социально одобряемой деятель-

 ности формируется умение  ребенка  учитывать  интересы,  позицию

 другого  человека и соответственно этому ориентироваться в своем

 поведении.

     Как инструмент  воспитаний  детский  коллектив  организуется

 взрослым.  При этом важное значение приобретает вопрос о соотно-

 шении:  1) потребности детей в общении и 2) задач,  поставленных

 перед этим коллективом. Практически в любом организованном детс-

 ком объединении реально существует определенное сочетание данных

 двух факторов.  Однако наиболее широкие возможности  их  взаимо-

 действия создаются в условиях сформированного детского коллекти-

 ва.  Активно включая детей в решение социально важных задач, та-

 кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-

 ливает возможности развития индивида как личности. Психолого-пе-

 дагогическая  задача  при этом заключается в том,  чтобы детский

 коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-

 бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на

 второй план перед его социально  полезной  функцией.  Иначе  его

 воспитательное воздействие нивелируется,  заменяясь влиянием так

 называемых неофициальных, неформальных детских объединений.
     Детский коллектив,  существующий в современной общеобразова-

 тельной школе представляет собой многоплановую  систему,  внутри

 которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру

 и длительности существования.

     Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады-

 ваются между  детьми  в изменяющейся структуре постоянных и вре-

 менных объединений, что проводит всех школьников через положение

 руководителей и исполнителей,  формируя умения командовать това-

 рищами и подчиняться товарищу,  создавая развернутую сеть разно-

 образных связей, отношений.

     Особое место в креплении межколлективных связей занимает це-

 ленаправленное создание временных объединений, позволяющих орга-

 низовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча-

 ется выполнение  кратковременных дел.Психологическое своеобразие

 этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас-

 читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под

 воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-

 ся от  принятых норм поведения.  Кроме того детям легче осущест-

 влять самостоятельное руководство небольшим числом  сверстников.

 Но главное состоит в том,  что только в небольших группах каждый

 ребенок может  определить  для себя такое положение в совместной

 работе,  при котором он способен приложить все свои знания, силы

 и способности,  т.е.  возникает возможность для каждого выделить

 свою роль в общей деятельности,  в наибольшей степени адекватную

 его индивидуальным склонностям.

     К числу  важных  моментов  в организации детского коллектива

 относится  разновозрастное  построение  контактных   объединений

 школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру-

 ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замы-

 каться в кругу групповых интересов.  Ребенок испытывает  влияние

 каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же

 время сам воздействует на  окружающих,  оптимизируя  собственное

 развитие.

     Но этот  путь реализуется лишь в многоплановой системе детс-

 кого коллектива школы в целом,  где в сложных структурных связях

 находятся контактные коллективы,  разные по длительности сущест-

 вования, объему и содержанию деятельности.

 В общешкольном коллективе складывается совершенно особая  психо-

 логическая ситуация.  Наличие для детей разных возрастов и заня-

 тых разными видами деятельности  общих  интересов:  общешкольные
 дела,  взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков -

 создает возможности для установления  между  детьми  развернутых

 типов отношений.

     В частности  общешкольный  коллектив  обеспечивает единство,

 дружбу, товарищество старших и младших школьников.

     Ежегодно обновляясь,  общешкольный коллектив сохраняет в  то

 же время свои законы,  обычаи, традиции и требования. В этом от-

 ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-

 давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-

 вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол-

 лективе,  тем  прочнее спаяны контактные объединения детей;  чем

 значимее,  обширнее общая цель, зримее ее общественный характер,

 тем  прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.

 Целенаправленная организация разветвленного детского  коллектива

 обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор-

 мирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

     Коллективизм составляет  одно из определяющих отношений лич-

 ности в ее конкретной деятельности — творческое отношение к  об-

 щественной делу,  выражая потребность в деле, необходимом другим

 людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-

 тиве, акцентированном  лишь на достижении своих целей,  что таит

 опасность развития групповщины.  Нередко дети,  проявляя  внутри

 своего коллектива отношения товарищества,  взаимопомощи, ответс-

 твенности, не демонстрируют качеств коллективиста  за  пределами

 своего коллектива.

     В чем  причина  слабой сформированности коллективистских ка-

 честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно

 указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

     Формирование коллектива класса,  ученической бригады, несом-

 ненно,  способствуют воспитанию у детей определенных отношений к

 своему коллективу,  внутри коллектива.  Однако даже товарищеские

 отношения,  отношения  деловой независимости все же сами по себе

 не идентичны коллективистским качествам личности  отдельных  де-

 тей,  составляющих  коллектив.

 Коллективизм не может основываться лишь на делах своего  коллек-

 тива,  потому  что быть коллективистом — значит болеть не только

 за дела своего коллектива.  Главное в коллективизме — обществен-

 ная ориентация деятельности,  творческое отношение к любому дру-

 гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

     Поэтому формирование  подлинно коллективистских качеств лич

-

 ности предполагает «абстрагирование» от дел и целей  конкретного

 коллектива, связь  этих  дел  и  целей с более широкими задачами

 других коллективов,  образующих общество,  именно на этом пути у

 подростка, юноши формируется личная ответственность за общие де-

 ла. В этом плане показательны данные,  полученные в исследовании

 по выявлению  условий формирования коллективистских качеств лич-

 ности детей подросткового возраста.  Схематично эти исследования

 выглядят следующим образом.

                                                                            

     Возник, однако,  вопрос о степени сформированности коллекти-

 вистских качеств личности детей.  Для выяснения этого был прове-

 ден дополнительный  эксперимент.  Смысл его состоял в коссвенной

 проверке того,  как поведет себя каждый подросток в ситуации вы-

 бора между личной и социально значимой целью.  Оказалось, что те

 дети, которые длительно действовали в многоплановом  коллективе,

 ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели кон-

 тактных коллективов,  а на общее, общественно значимое дело, об-

 ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами.  Дея-

 тельность, выполняемая для общества,  была для них важна потому,

 что это  было связано с определением своего места в обществе,  с

 формированием самосознания.

     Следовательно задача  взрослых заключается в такой организа-

 ции просоциальной деятельности в условиях  детского  коллектива,

 которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу

 в широком плане.  Именно в этом  случае  происходит  становление

 личности ребенка,  для которого общественное дело — потребность.

 Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива,

 формировать отношения  детей не только к цели данного коллектива

 (при сохранении ее конкретной значимости),  но и к  общему  делу

 вообще.

     Полученные данные убеждают  в  необходимости  одновременного

 включения детей  в  специально  организованную «скользящую сеть»

 различных коллективов:

     а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-

 венных, спортивных, игровых;

     б) постоянных, сезонных, временных;

     в) одно- и разновозрастных;

     г) малочисленных и многочисленных.

     Такая подвижная  сеть  многоплановых коллективов при условии

 соподчинения социально значимых целей деятельности всех  коллек-
 тивов и  подчинения  решению  общей  задачи не позволяет ребенку

 замкнуться в кругу близких товарищей.

     Она непрерывно включает малый коллектив  в  большой,  группы

 детей одного возраста в разновозрастный коллектив,  создавая пе-

 реплетение взаимозависимостей,  разрывая рамки своего конкретно-

 го,  «нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. При-

 чем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует «то там, то

 тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формиро-

 ванию непосредственно-личностного общения детей в коллективе,  а

 с другой — обеспечивает осознание ребенком его  включенности  не

 только в данный коллектив, но и в общество.

     В частности,  большое число коллективов,  в  состав  которых

 ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из-

 вестную оппозицию,  а скользящие формы разнопланового коллектива

 эту возможность  исключают,  создавая условия для разнообразного

 общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,

 сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.

     Итак, формирование личности  человека-коллективиста  требует

 организации системы многопланового детского коллектива, системы,

 а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом

 важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-

 ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально

 заданного многопланового  коллектива  при  соподчиненности целей

 каждого конкретного коллектива решению общих социально  значимых

 задач. Необходимо подчеркнуть,  что воспитание детей в коллекти-

 ве, основу которого составляет система просоциальной деятельнос-

 ти — это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо-

 бый, качественно своеобразный подход  к  формированию  растущего

 человека как личности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Баранов, Пётр Ионович
Реферат George Orwell Essay Research Paper Table Of
Реферат Определение варианта пополнения флота судоходной компании
Реферат Аршакиды цари Парфии
Реферат Методические указания по курсу "Математика" для студентов I курса исторического факультета
Реферат Ущелье "Ала-Арча"
Реферат Даосизм і конфуціанство як релігійні течії
Реферат Аналіз діяльності ВАТ Київський маргариновий завод
Реферат Геометрия на сфере
Реферат Античная программа построения наук
Реферат Осада Торна 1813
Реферат Жизнь для книги - Иван Дмитриевич Сытин
Реферат Роль государства в трансформационной экономике
Реферат «Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе» «Сон Обломова» это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова
Реферат Характеристика избирательных систем