--PAGE_BREAK--Детский коллектив
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое
условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и
адекватность мотивов предметно-практической совместной деятель-
ности, направленной на пользу общества, забота об общем резуль-
тате, определенные организация и характер общения, широкая сис-
тема коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотноше-
ний детей создаются в процессе целенаправленной организации их
социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-об-
щественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом
придание основным типам деятельности детей определенной целевой
направленности, социальной значимости позволяет не только форми-
ровать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их
на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной сто-
роны, а с другой — необходимости проявления самостоятельности в
организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечи-
вает условия для развития подлинной самостоятельности. Макси-
мальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим
признаком развитого детского коллектива.
Социально признаваемая деятельность как средство формирова-
ния детского коллектива и определенных отношений его членов мо-
жет быть реализована в том случае, если она соответствующим об-
разом организована.
Это должна быть такая организация, при которой:
а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за-
дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;
б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный,
так и личностный смысл;
в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-
ция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа-
тов);
г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея-
тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,
главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале
для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для
района, города, общества;
д) деятельность эта направлена на благо другим людям, об-
ществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятель-
ности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию
другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем
поведении.
Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется
взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотно-
шении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных
перед этим коллективом. Практически в любом организованном детс-
ком объединении реально существует определенное сочетание данных
двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимо-
действия создаются в условиях сформированного детского коллекти-
ва. Активно включая детей в решение социально важных задач, та-
кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-
ливает возможности развития индивида как личности. Психолого-пе-
дагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский
коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-
бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на
второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его
воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так
называемых неофициальных, неформальных детских объединений.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразова-
тельной школе представляет собой многоплановую систему, внутри
которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру
и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады-
ваются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и вре-
менных объединений, что проводит всех школьников через положение
руководителей и исполнителей, формируя умения командовать това-
рищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно-
образных связей, отношений.
Особое место в креплении межколлективных связей занимает це-
ленаправленное создание временных объединений, позволяющих орга-
низовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча-
ется выполнение кратковременных дел.Психологическое своеобразие
этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас-
читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под
воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-
ся от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осущест-
влять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.
Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый
ребенок может определить для себя такое положение в совместной
работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы
и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить
свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную
его индивидуальным склонностям.
К числу важных моментов в организации детского коллектива
относится разновозрастное построение контактных объединений
школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру-
ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замы-
каться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние
каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же
время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное
развитие.
Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детс-
кого коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях
находятся контактные коллективы, разные по длительности сущест-
вования, объему и содержанию деятельности.
В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психо-
логическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и заня-
тых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные
дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков -
создает возможности для установления между детьми развернутых
типов отношений.
В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство,
дружбу, товарищество старших и младших школьников.
Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то
же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом от-
ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-
давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-
вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол-
лективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем
значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер,
тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.
Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива
обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор-
мирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм составляет одно из определяющих отношений лич-
ности в ее конкретной деятельности — творческое отношение к об-
щественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим
людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-
тиве, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит
опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри
своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответс-
твенности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами
своего коллектива.
В чем причина слабой сформированности коллективистских ка-
честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно
указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несом-
ненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к
своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские
отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе
не идентичны коллективистским качествам личности отдельных де-
тей, составляющих коллектив.
Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллек-
тива, потому что быть коллективистом — значит болеть не только
за дела своего коллектива. Главное в коллективизме — обществен-
ная ориентация деятельности, творческое отношение к любому дру-
гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.
Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств лич
-
ности предполагает «абстрагирование» от дел и целей конкретного
коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами
других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у
подростка, юноши формируется личная ответственность за общие де-
ла. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании
по выявлению условий формирования коллективистских качеств лич-
ности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования
выглядят следующим образом.
Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллекти-
вистских качеств личности детей. Для выяснения этого был прове-
ден дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в коссвенной
проверке того, как поведет себя каждый подросток в ситуации вы-
бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что те
дети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе,
ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели кон-
тактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело, об-
ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Дея-
тельность, выполняемая для общества, была для них важна потому,
что это было связано с определением своего места в обществе, с
формированием самосознания.
Следовательно задача взрослых заключается в такой организа-
ции просоциальной деятельности в условиях детского коллектива,
которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу
в широком плане. Именно в этом случае происходит становление
личности ребенка, для которого общественное дело — потребность.
Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива,
формировать отношения детей не только к цели данного коллектива
(при сохранении ее конкретной значимости), но и к общему делу
вообще.
Полученные данные убеждают в необходимости одновременного
включения детей в специально организованную «скользящую сеть»
различных коллективов:
а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-
венных, спортивных, игровых;
б) постоянных, сезонных, временных;
в) одно- и разновозрастных;
г) малочисленных и многочисленных.
Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии
соподчинения социально значимых целей деятельности всех коллек-
тивов и подчинения решению общей задачи не позволяет ребенку
замкнуться в кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы
детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая пе-
реплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретно-
го, «нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. При-
чем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует «то там, то
тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формиро-
ванию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а
с другой — обеспечивает осознание ребенком его включенности не
только в данный коллектив, но и в общество.
В частности, большое число коллективов, в состав которых
ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из-
вестную оппозицию, а скользящие формы разнопланового коллектива
эту возможность исключают, создавая условия для разнообразного
общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,
сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.
Итак, формирование личности человека-коллективиста требует
организации системы многопланового детского коллектива, системы,
а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом
важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-
ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально
заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей
каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых
задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллекти-
ве, основу которого составляет система просоциальной деятельнос-
ти — это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо-
бый, качественно своеобразный подход к формированию растущего
человека как личности.
продолжение
--PAGE_BREAK--