Реферат по предмету "Психология"


Проблема агрессивности подростков из неблагополучных семей

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблемеагрессивности подростков из неблагополучных семей
1.1Психологическиеособенности подросткового возраста
1.2Проблема агрессивностиличности в современной психологии. Подростковая агрессивность
1.3 Психологические проблемы подростковиз семей с алкогольной зависимостью
Глава 2. Исследование агрессивности уподростков из алкогольнозависимых семей
2.1Описание методикиисследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Списоклитературы
Приложение
 

Введение
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современнойпсихологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантнымповедением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания,нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилосьдемонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайнихформах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличиласьпреступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло числотяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактовагрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникаютмежгрупповые и межличностные конфликты.
Проблема исследования агрессивности имеет давнюю историю. Многиеисследователи в нашей стране (Ю. Воронов, Е. Маринина, Ю.Б. Можгинский, А.А.Реан, О.О. Савина, Л. М. Семенюк, И.А. Фурманов) и за рубежом (А. Бандура, Р.Уолтерс) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, таккак проблема эта сложна и многогранна. В центре внимания исследователейоказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминантыагрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявленияагрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения,способы предотвращения агрессии.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многихпсихологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрацииагрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научногоопределения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивностиодной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической ипрактической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализациив детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятендля профилактики и коррекции агрессивного поведения. Этим и объясняетсяактуальность темы агрессии подростков.
В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большуюактуальность борьба с алкоголизмом. Это связано с тем, что данное заболеваниенаносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой,включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой,психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма.Родители, страдающие алкоголизмом, отличаются агрессивным поведением поотношению к своим детям, будучи в состоянии алкогольного опьянения. В своюочередь, дети наследуют механизмы агрессивного поведения, проявляя его в отношенияхсо взрослыми и сверстниками или по отношению к самим себе. Этим и объясняется актуальностьтемы агрессии подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Цель работы — изучить особенности проявления агрессивного поведения детейподросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, где родители(один из родителей) страдают алкогольной зависимостью.
Предмет исследования — психологические особенности агрессивного поведения подростков,воспитывающихся в семье с алкогольной зависимостью.
Объект исследования — дети подросткового возраста из неблагополучных семей(семей с алкогольной зависимостью).
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1.Изучитьтеоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из алкогольно зависимыхсемей.
2. Провестиисследование, направленное на определение уровня агрессивности у детей,воспитывающихся в алкогольно зависимой семье.
Гипотеза: уровень агрессивности будет выше у детей, которые воспитываютсяв алкогольно зависимой семье, чем у детей, воспитывающихся родителями, незлоупотребляющими алкоголем.
Характеристика выборки: в исследовании принимали участие 5 подростков 14 — 15 лет из алкогольно зависимых семей и 5 подростков 14 — 15 лет из семей, не злоупотребляющихалкоголем.
Методы исследования:
— наблюдение;
— беседа;
— методика «Агрессивность» Басса — Дарки.

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков изнеблагополучных семей
 
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Согласно многим периодизациям психического развития личности,подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет —периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастныхпериодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности ифизиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.
По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрастеничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остаетсяпрежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивенииродителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании.Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новыезначения и смыслы.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что междуним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношенияхсо старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, исоциально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится кней и претендует на равные со взрослым права. Новая позиция проявляется вразных сферах, чаще всего — вовнешнем облике, в манерах.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает ичувство взрослости — отношениеподростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то меревзрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральнымновообразованием подросткового возраста.
Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковаятенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желаниевыглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика уокружающих[1] Стремление к взрослости исамостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием илидаже неспособностью взрослых (прежде всего — родителей) понять и принять это.
Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попыткиокружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить ихправовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковомвозрасте.
Для подросткового возраста часто характерным является определенноеотчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такоеповедение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя,необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызываютогромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых наопределенный период времени становится очень сильным. В отношениях сосверстниками подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особуюшколу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом,подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстникамиразвиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.
Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье,оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиляотношений подростка к другим людям, в частности сверстникам. Авторитарный типсемейного воспитания приводит к тому, что подросток, где, как ему кажется, онненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу,нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такойподросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен.Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении сосверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет васоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемогоповедения. Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет наформирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степениспособствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальнойответственности. [2] К концу подросткового возрастарасстановка акцентов вновь изменяется. Так, подросток к 15 годам уже становится более взрослым,ответственным. Взрослый для него начинает играть роль помощника и наставника. Вучителях ребята уже ценят не только личностные качества, но и профессионализм,разумную требовательность. Начинает разрушаться внутригрупповое общение сосверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основеэмоциональной, интеллектуальной близости подростков.[3] В отрочестве меняется внутренняяпозиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младшихклассах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, тотеперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения сосверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса вотрочестве.[4] Однако, придавая особое значениеобщению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток уже готов ктем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственныхглазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подросткастановятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку этоимпонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогаетему.
Важным стимулом к учению подростков является стремление занятьопределенное положение в классе, добиться признания сверстников. В концеотрочества многие подростки испытывают потребность в профессиональномсамоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое местов жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес кпредмету, и прагматическая цель —необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебныезаведения.
Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационнаяобъединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В. В.Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. «Осознаваясоциальную значимость собственного участия в реализации этих видовдеятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развиваютсредства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимойдеятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстникамии взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению исамоуважению, согласно выбранному идеалу».[5] В деятельности общения, а такжеобщественно значимой деятельности происходят и возрастные психологическиеизменения у подростка.
Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретаетспособность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям (стадия формальных операцийпо Ж. Пиаже), которые мало доступны детям более младшего возраста. Часто периодстановления этой способности характеризуется феноменом теоретизирования. Задачашкольного психолога — показатьучителям и родителям значимость этого феномена для личностного развитияподростков. Это связано с тем, «что он совпадает с периодом развития самосознания.В это время подростки начинают активно интересоваться проблемами общения,самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д.Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находярешения вопросов, стоящих перед ними».[6]
В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергаетсяличность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки,формируется чувство взрослости и др.
Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью ксамонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. Наоснове рефлексии развивается самосознание — главная черта психологии подростка по сравнению с ребенкоммладшего школьного возраста.
Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости — стремление быть и считатьсявзрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростковсобственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание,несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.
У подростка также происходит формирование «Я — концепции» — системы внутренне согласованныхпредставлений о себе. При этом процесс формирования «образа — Я» сопровождаетсясильным аффективным переживанием. Особого внимания заслуживает эмоциональныйкомпонент самооценки подростка. Развитие самооценки связано с анализом своихпереживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами:собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свойвнутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны инеповторимы. Подобные мысли повышают у них обостренное чувство одиночества. Вконце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представление о себестабилизируется и образует целостную систему — «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» можетформироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае этоважнейший этап в развитии самосознания.
В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они ещенеустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне. Такназываемая сенсорная жажда —потребность в получении новых ощущений, с одной стороны, способствует развитиюлюбознательности, с другой —быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.
Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся среднихклассов интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются встарших классах в период профессионального самоопределения.
Эмоциональная сфера подростков характеризуется поношеннойчувствительностью. У подростков повышается тревожность в сфере общения сосверстниками, со взрослыми.[7]
Типичными чертами подростков, переживающих пубертатный кризис, такжеявляются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Эмоцииподростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста.Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интересподростков к своей внешности составляет часть психосексуального развитияребенка в этом возрасте.
Психологические задачи подросткового возраста могут быть определены какзадачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической(интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этоговозраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основныхпотребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической исексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которуюподростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости иэмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, впроверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитиисобственного Я.[8]
Период взросления, подростковый возраст, будучи кризисным, можетспровоцировать возникновение глубоких психологических проблем, в том числеразвитие агрессивности у детей данного возраста.
Таким образом, подростковый возраст — период активного формирования мировоззрения человека — системы взглядов надействительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуетсясамооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности вцелом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста,а ведущей деятельностью — общение и общественно значимая деятельность. Из-занепонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этимвозникает неудовлетворенность в общении, которая компенсируется в общении сосверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль.
1.2 Проблема агрессивности личности в современной психологии. Подростковаяагрессивность
Агрессивность –«враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденциюпричинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающемумиру».[9]
Агрессивность [от лат. aggressio — нападать] также определяется как стабильная, устойчивая характеристика,свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенностьличности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которогоявляется причинение объекту физического или психологического вреда. Подобныйфизический или психологический ущерб, который наносит или готова нанестиагрессивная личность, может быть «частичным», «локальным»,а порой и «абсолютным», когда речь идет об уничтожении объектаагрессии, будь то личность или общность людей, либо какой-то неодушевленныйобъект агрессивного нападения. Агрессивность в ряде случаев можетрассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и какконкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, имвызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта. В логикепротивоправного поступка в этом случае для его оценки требуется заключениесудебно-психологической экспертизы. При этом необходимо понимать, чтоагрессивность на протяжении тысячелетий играла одну из решающих ролей впроцессе выживания человека. Меняющиеся нормы реагирования на проявлениеагрессивности, содержание и степень жесткости суждений по поводу подобнойповеденческой активности в существенной мере отражались в том, что традиционнорассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, чтоагрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактномповедении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческаяособь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает. Именнов связи с этим проблематика агрессивности и агрессивного поведения наиболееполно разработана в рамках концепции социального научения (А. Бандура и др.).
Важно различать понятия «агрессия и „агрессивность“.
Под агрессией, по Фромму, понимаются „любые действия, которыепричиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей илиживотному“.[10]
Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся вготовности к агрессии. [11]
Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий,причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовностьличности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретироватьповедение другого соответствующим образом.
Различие понятий „агрессия“ и „агрессивность“ ведет кважным выводам. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъектадействительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивностьчеловека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление — непроявление агрессивности как личностного свойства в определенных актахповедения всегда является результатом сложного взаимодейстия трансситуативных иситуационных факторов.
В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе этихдействий лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивнойличности первенство принадлежит личностным качествам. Агрессия, таким образом, бываетситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Ситуативная агрессивностьпроявляется эпизодически, в то время, как личностная агрессивность является устойчивойиндивидуальной чертой поведения, выступающей везде и всегда, где для этогоскладываются подходящие условия. Агрессивность как свойство личности, поддаетсяизмерению, изучению и при необходимости – психологической коррекции.
В качестве черты личности агрессивность может быть тесно связана сжестокостью, но не совпадать с ней. Если жестокость всегда порицаема, тоагрессивность часто принимает социально приемлемые формы, например в спорте.Агрессивные действия требуются и от военных. Агрессивность как психологическоеявление в нравственном плане нейтральна в том смысле, что она может приводитькак к социально одобряемому, так и к противоправному поведению.
Агрессивный человек может быть и не жестоким, если в его действиях нетмотива причинения страданий и мучений ради них самих. Жестокий человек всегдаагрессивен.
Жестокое агрессивное поведение может реализоваться и в форме действия, ив форме бездействия, а нежестокое агрессивное поведение — только в формедействия.
Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений:от демонстрации неприязни и недоброжелательности до словесных оскорблений(»вербальная агрессия") и применения грубой физической силы(«физическая агрессия»).
Выделяют следующие виды агрессивных реакций:
— физическаяагрессия (нападение);
— косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);
— склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств прималейшем возбуждении);
— негативизм (оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивлениядо активной борьбы);
— обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванная действительными ивымышленными сведениями);
— подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения,что все другие люди приносят вред или планируют его;
— вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму — ссора, крик, визг, — так и через содержание — угроза, проклятие, ругань). [12]
Все многообразие форм проявления агрессии можно разделить на агрессию,направленную на других и аутоагрессию — агрессию, направленную на себя.
Каждый человек обладает определенной степенью агрессии. Отсутствие ееприводит к пассивности и конформности. Чрезмерное ее развитие начинает определятьвесь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к партнерствуи кооперации.
Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняютпричины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связываютагрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивноеповедение трактуется как непосредственная реакция на фрустрацию (Дж.Доллард,Л.Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социальногонаучения (А.Бандура), имеется также множество модификаций и разновидностей этихподходов. Существующие экспериментальные данные в той или иной мереподтверждают все основные теории агрессии. Это говорит о многоаспектности имногоплановости феномена агрессии, о полифакторной обусловленности агрессии,как поведенческого акта, и агрессивности, как свойства личности. Однакоэкспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теориясоциального научения .
Социализация агрессии, по определению А. Реана, «есть процесс ирезультат усвоения навыков агрессивного поведения и развития агрессивнойготовности личности в ходе приобретения индивидом социального опыта.» [13]
Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения науровне ее социальной активности. Отрицательное отношение к себе, его низкоесамоуважение может компенсироваться человеком благодаря совершению имасоциальных поступков, актов агрессии. Человек, защищающий отношение к себе спомощью агрессии, не способен включиться во взаимодействие на «равных».Объяснением этому служит отсутствие у него устойчивой личностной позиции,поглощенность «ущербностью» собственного «Я».[14]
Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, вкотором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяетсявлиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации.
Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкрепленийтак же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, настановление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близостимежду родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами,а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад,чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склоны к агрессивномуповедению.
Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками.Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Игра сосверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например,пущенные в ход кулаки или оскорбления). Шумные игры — в которых подросткитолкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить другдругу какой-то вред — фактически могут оказаться сравнительно«безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кточрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своейвозрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдутдрузей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создаетдополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимноеусиление агрессивности ее членов.
У детей один из главных путей научения агрессивному поведению — наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себядома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивномуповедению.
Один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовойинформации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразныхметодов и приемов наука все еще не выяснила степень влияния СМИ на агрессивноеповедение.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек,существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявленияагрессивного поведения. Так установлено[11], что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика:наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.[15]
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивногоповедения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выраженасклонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — кпрямой вербальной и к косвенной вербальной.
Таким образом, следует различать агрессию и агрессивность. агрессия есть совокупностьопределенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивностьобеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, восприниматьи интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняютпричины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболееподтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.
Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения науровне ее социальной активности.
Агрессивное поведение подростков определяется влиянием семьи,сверстников, а также средств массовой информации.
1.3 Психологические проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научнойлитературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья,дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья.
Неблагополучная семья – этосемья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основныесемейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результатечего появляются «трудные дети»[16].
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
1) семьис явной формой неблагополучия, в которых формы семейного неблагополучия имеютярко выраженный характер: семьи с алкогольной зависимостью, конфликтные семьи,проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи снедостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи) ;
2) семьисо скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельныесемьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся собщечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.[17]
Особую группу неблагополучных семей составляют семьи с алкогольнойзависимостью.
Алкоголизм-это «болезненное пристрастие к алкоголю, развивающеесявследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социальноценных духовных и физических качеств». [18]
Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье алкоголиканеблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьяхскладывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучениедетей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствиевзаимопонимания — все это ведет к умственной ограниченности и психофизическомунедоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем,показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательноевлияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостныхалкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредностиалкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянствадействует в совокупности с большим количеством других факторов.
Кроме того, детальный анализ особенностей развития этих так называемых«нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой иличностных сферах.
Несмотря на большое разнообразие направлений и характера психического ифизического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и егообщие закономерности.
Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии:преждевременным родам, отставанию в физическом развитии ребенка.
40-60% детейалкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью.
Нарушение умственного развития детей, чьи родители страдают алкоголизмом,могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развитияцентральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственноотсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормальноразвивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературеобозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которыхотмечается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение,синтез.
Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детейспособствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Этослучаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальныйобраз жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянныепримеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.
Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостатокзаботы и ласки, непредсказуемость поведения родителей, жизнь в состояниипостоянного страха) провоцируют формирование специфических черт характера,обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ надействие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутреннийконфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных,аффективно окрашенных отношений к близким людям. При семейном алкоголизмеподобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственноеотношение к пьющему отцу или матери, либо сочетание обиды и любви к родителям,злоупотребляющим алкоголем.[19]
Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления иххарактера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети изсемей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность способствуетзапоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду,оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может отталкиватьсяв своих действиях и поступках от настоящего. Почти все дети алкоголиков немогут идентифицировать или выразить свои чувства
Они с рождения ощущают диссонанс между поведением родителей и уверениямиих, что «все в порядке», «ничего не произошло». Они учатся не замечать, нереагировать на чувства других, свои переживания стараются держать в себе.
Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые всостоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями, нередко и бьют…Но ни родителям, ни в среде сверстников они никогда не скажут о своихстраданиях. Дети убеждены, что то, о чем не высказано вслух, не существует.
Дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью,обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств ипереживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качестводетерминируется, по мнению Л.И. Захарова, повышенной эмоциональнойчувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, илипередачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостьюкакой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущныхпотребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствиемвнутреннего единства. [20]
Неразрешимые для детей переживания обусловлены хроническойпсихотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. Наэтом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенностьжизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе свнутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств вцелом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненногоопыта.
Положение осложняется тем, что дети, подростки могут из-за своегоограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений всемье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическоенапряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительныевозможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешитьтравмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя,сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах ивозможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е.развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособности быть собой средидругих.
Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения удетей и подростков. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы поведения детейалкоголиков. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всеговозникают при наличии алкоголизма у одного из родителей. Ребенок становитсягрубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциямипротеста могут появляться пассивные реакции, когда подросток уходит из дома,боясь родителей, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками.На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушениясна, неустойчивость настроения. Более резким проявлением пассивного протестаявляются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженноечувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попыткиносят демонстративный характер. [21]
Другой формой нарушения поведения детей и подростков при семейномалкоголизме является имитационное поведение. У подростков в силу их обшейневротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеетсяповышенная склонность к возникновению социально отрицательных формимитационного поведения, таких, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкоеворовство, бродяжничество, различные формы агрессивного поведения.
В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудностиповедения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычногоповеденческого стереотипа.
Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойкихпатологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.
Таким образом, особую проблему в настоящее время представляет собойсемейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своемуздоровью, но и здоровью детей. Почти все подростки из алкогольных семей страдаютотклонениями в психическом развитии, так как воспитываются в условияхпостоянного страха, скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а частожестокости и насилия с их стороны. В итоге подростки вырастают нервными,эмоционально неустойчивыми, с заниженной самооценкой, с различными формамипатологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют воспитаниеи обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет имуспешно адаптироваться к социальной среде.

Глава 2. Исследование агрессивности у подростков из алкогольно зависимых семей
 
2.1 Описание методики исследования
 
Цель исследования — изучить особенности проявления агрессивного поведениядетей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, гдеродители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью.
Предмет исследования — психологические особенности агрессивного поведения подростков,воспитывающихся в семье с алкогольной зависимостью.
Объект исследования — дети подросткового возраста из неблагополучных семей(семей с алкогольной зависимостью).
Гипотеза: уровень агрессивности будет выше у детей, которые воспитываютсяв алкогольно зависимой семье, чем у детей, воспитывающихся родителями, незлоупотребляющими алкоголем.
Характеристика выборки: в исследовании принимали участие 5 подростков 14 — 15 лет из алкогольно зависимых семей и 5 подростков 14 — 15 лет из семей, не злоупотребляющихалкоголем.
Методика «Агрессивность» Басса — Дарки [22]
Методика используется для исследования уровня проявления и основных видовагрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессеобучения или работы.
Методика позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявленияагрессии и враждебности. Под агрессивностью авторами методики понимаетсясвойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, восновном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается какреакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового,юношеского возраста и взрослых.
Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяютследующие 8 видов реакций:
Физическая агрессия —использование физической силы против другого лица.
Косвенная — агрессия,окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.
Раздражение — готовность кпроявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость,грубость).
Негативизм — оппозиционнаяманера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы противустановившихся обычаев и законов.
Обида — зависть и ненависть к окружающим задействительные и вымышленные действия.
Подозрительность — вдиапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том,что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия —выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и черезсодержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины — выражаетвозможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, чтопоступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений.Ответы оцениваются по 8 шкалам.
В результате выявляется индекс враждебности и индекс агрессивности.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индексагрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности являетсявеличина ее индекса, равная 21±4, авраждебности — 7±3.
2.2 Результаты исследования
Результаты исследования показали тенденцию преобладания у детей изалкогольно зависимых семей всех показателей агрессивности (См. приложение).
В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы получилирезультаты по двум основным показателям:
Индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 — обида и 6 -подозрительность. Это реакция, развивающая негативныечувства и негативные оценки людей и событий.
Индекс агрессивности, которая включает в себя шкалы 1 — физическая агрессия, 3 -раздражение, 7 — вербальная агрессия. Это выражение негативных чувствпри малейшем возбуждении вербально или физически.
У детей из семей, где злоупотребляют алкоголем, показатель индекса враждебности в среднемв норме — 8,2.
У 20 % детей из алкогольно зависимых семейиндекс враждебности превышает норму, у 80% он в норме.
У детей из семей, где злоупотребляют алкоголем, показатель индексаагрессивности превышает норму — 26,4
60% детейиз алкогольно зависимых семей имеют оценки превышающие норму, 40 % имеют величину индекса, непревышающую норму.
У детей из обычных семей индекс враждебности в среднем нормальный — 8,2.
У 100 %индекс враждебности внорме.
У детей из обычных семей индекс агрессивности в среднем в норме — 26,4.
20 % детейимеют оценки, превышающие норму, 80 % имеютвеличину индекса, являющуюся нормальной.
Таким образом, у детей из алкогольно зависимых семей в среднем нормальныйиндекс враждебности и высокий индекс агрессивности; у детей из семей, в которыхне злоупотребляют алкоголем, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.
У детей из алкогольно зависимых семей в большей степени выраженывраждебность (на 20 %) иагрессивность (на 40 %).

Заключение
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление илипричинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а неэмоция или мотив.
Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, апричинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушениямотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально- психологические факторы (дезинтеграция семьи, в том числе в результате еёалкоголизации, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительскихотношений, особенности стиля воспитания).
Исследование агрессивности у детей из алкогольно зависимых семей выявилоу них в среднем нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности;у детей из семей, в которых не злоупотребляют алкоголем, нормальные индекс враждебностии индекс агрессивности.
У детей из алкогольно зависимых семей в большей степени выраженывраждебность и агрессивность.
Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность,самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними педагог должен быть подчеркнутомягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимаетвнутреннее состояние агрессивного подростка: ведь, терроризируя других, оннередко сам страдает от собственной несдержанности. Даже причинив боль другому,утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады,неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренниепереживания ребёнка, помочь ему почувствовать, что его любят, ценят, хотятвидеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужноизбавляться от плохих поступков.
Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен бытьвнимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так,чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Долженобращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей.
Необходима также комплексная работа психолога, социального работника идр. с алкогольно зависимой семьёй.

Список литературы
1.Бандура, А. Подростковаяагрессия. — М., 1999.
2.Возрастно-психологическийподход в консультировании детей и подростков: / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И.Захаровой, О.А. Карабановой и др. — М.: «Академия», 2002.
3.Еникеев М.И. Общая исоциальная психология. — М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000.
4.Кон И.С. Психологиястаршеклассника. — М.: Просвещение,1980.
5.Кон И.С. Психологияранней юности .- М.: Аст — Пресс, 1989.
6.Кулагина И.Ю. Возрастная психология(развитие ребенка от рождения до 17 лет.- М.: «УРАО», 1998
7.Можгинский Ю.Б. Агрессияподростков: эмоциональный и кризисный механизм. — СПб.: Питер, 1999.
8.Мухина В.С. Возрастнаяпсихология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: «Академия», 1997.
9.Паренс Г. Агрессия нашихдетей. — М., 1997.
10.Психология человека отрождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана — СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2002.
11.Реан А.А. Агрессия иагрессивность личности // Психологический журнал.- 1996. — №5. С. 3-18.
12.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.Проблемы становления личности. — М., 2004.
13.Рождественская Н.А. Какпонять подростка. — М.: Российское психологическое общество, 1998.
14.Семенюк Л.М.Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия егокоррекции. — М., 1996.
15.Фурманов И.А. Детскаяагрессивность. — Мн.: 1996.
16.Ярославцев И.В. Алкогольи семья. – М.: Прогресс, 2003.

Приложение
Методика «Агрессивность» Басса — Дарки
Дети из алкогольно зависимых семей№ п/п Фа Ка Р Н О П Ва Чв Ив Иа 1 10 6 6 5 2 3 10 6 5 26 2 10 5 9 5 4 4 12 7 9 31 3 6 6 6 5 4 5 9 2 8 21 4 9 4 8 4 3 4 10 3 7 27 5 10 6 8 7 5 7 9 8 12 27 ср. зн. 9 5,4 7,4 5,2 3,6 4,6 10 5,2 8,2 26,4
Дети из семей, где не злоупотребляют алкоголем№ п/п Фа Ка Р Н О П Ва Чв Ив Иа 1 6 4 5 3 3 6 6 5 9 17 2 9 4 8 3 3 6 9 5 9 26 3 6 3 7 7 4 4 4 3 8 17 4 4 8 5 5 6 3 8 6 9 17 5 9 6 8 7 5 3 5 8 8 22 ср. зн. 6,8 5 6,6 5 4,2 4,4 6,6 5,4 8,6 19,8


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.