Реферат по предмету "Психология"


Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска

Реферат по теме:ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕНАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.Функциональная несостоятельность семей группы риска
Одной из важнейших и сложнейших задач профилактикипреступности несовершеннолетних является оздоровление условий семейноговоспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением.
Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителейи благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают,что «трудные» воспитываются в существенно более неблагоприятныхсемейных условия, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятныхфакторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполнаясемья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды иориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическаянесостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье, Так, порезультатам исследования роли семьи в правовой социализациинесовершеннолетних" проведенного Л. И. Аувяэртом в Эстонии [19], лишьнемногим более половины несовершеннолетних правонарушителей проживало с обоимиродителями, в то время как среди правопослушных обследованных 4/5 проживало собоими родителями. Существенная разница отмечалась также и вобщеобразовательном уровне родителей. Половина родителей правонарушителей — неквалифицированные рабочие, 1/3 — квалифицированные рабочие, 1/10 — ИТР ислужащие. В то время как у половины законопослушных несовершеннолетних родители- высококвалифицированные рабочие, у каждого пятого — ИТР, служащий. Этирезультаты не расходятся с данными об условиях семейного воспитания несовершеннолетнихправонарушителей, полученными В.К. Андриенко в Москве, С.Д. Арзуманяном вАрмении, Л.М. Зюбиным и Т.Н. Курбатовой в Санкт-Петербурге" К.Е. Игошевыми А.С. Белкиным в Екатеринбурге и другими авторами. Близкие результаты былиполучены также в ходе нашего исследования, в процессе которого были изученыусловия семейного воспитания трех групп несовершеннолетних по 500 человеккаждая (группа социально запущенных, группа педагогически запушенныхнесовершеннолетних и в качестве контрольной группы — благополучные учащиесятого же возраста), Ниже в таблицах 1-4 приведены результаты этого исследования.
 
Таблица 1 — Характеристика состава семей, %
Группы исследуемых подростков
Наличие родителей
Число детей в семье
Отец и мать
Мать и отчим
Одна мать
Один отец
Нет родителей
1
2
3
4
5 и более Благополучные учащиеся 80 7,5 12, 5 - - 22,5 60 13 2 2,5 Педагогически запущенные 60 10 25 2, 5 2, 5 25 40 15 10 10 Социально запушенные 28, 5 21, 4 38 7,4 4, 7 33,7 35,7 19 7,1 4,5
Таблица 2 — Уровень образования родителей, %
Группы исследуемых подростков
Высшее у обоих родителей
Высшее у одного из родителей
Среднее у обоих родителей
Среднее у одного из родителей
Оба родителя не имеют среднего образования Благополучные учащиеся 12,5 30 45 9 3,7 Педагогически запущенные 7,5 12,5 40 20 20 Социально запущенные 4,3 7,2 9,5 47,6 31,4
Как видно из приведенных выше данных, в различных группахисследуемых подростков проявляются весьма значительные различия и в составесемьи, прежде всего, в таком важном показателе, как наличие обоих родителей, ив общеобразовательном уровне родителей. При этом показатели ухудшаются по меревозрастания социальной дезадаптации несовершеннолетних. Если подавляющеебольшинство благополучных (80%) воспитываются в полных семьях, то средипедагогически запущенных таких только 60%, а среди социально запущенных ещеменьше — 28,5%, Аналогичная картина и в характеристике общеобразовательногоуровня родителей. Большинство родителей благополучных учащихся имеет высшее илисреднее образование (87,5%), среди родителей педагогически запущенных этакатегория снижается до 60%, а у социально запущенных составляет только 21,4%.Родители большинства социально запущенных не имеют среднего образования.
Многодетные семьи, насчитывающие 3 и более детей, среди семейблагополучных школьников составляют 17,5%, в то время как среди педагогически исоциально запущенных их практически в два раза больше (35% и 30,6%).
Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличиеили отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях семейноговоспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовныепотребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнятьфункции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, какобразование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью нехарактеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношенияматериальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата иэмоциональных отношений. Поэтому социально-психологические факторы семейноговоспитания также изучались в процессе воспитательно-профилактической работы спомощью учителей, сотрудников ИДН, шефов, закрепленных за трудными подростками.
Ниже в табл. 3, 4 представлены социально-психологическиехарактеристики образа жизни семьи и характера эмоциональных отношений в семье.

Таблица 3 — Характеристика образа жизни семей, %
Группы исследуемых подростков
Здоровый образ жизни
Один из родителей склонен к злоупотреблению алкоголем
Эпизодические запои, скандалы
Частые запои, дебоши
Алкоголизм, аморальный образ жизни Благополучные учащиеся 93,8 6,2 - - - Педагогически запушенные 60,8 27,5 5,2 3,0 2,3 Социально запущенные 23,8 57 9,5 2,5 7,2
 
Таблица 4 — Характер эмоциональных отношений в семье, %
Группы исследуемых подростков
Атмосфера дружбы и взаимопонимания
Ровные отношения без эмоц. близости
Эпизод. конфликты, холодность
Эмоц, отчужденные отношения
Напряженно-конфликтные отношения Благополучные учащиеся 65 33,7 1,3 - - Педагогически запушенные 12,5 55 22,5 7,5 2,5 Социально запушенные - 28,6 42,8 16,6 12
Как видно из приведенных выше табл. 9, 10, семьипедагогически и социально запущенных подростков по сравнению с благополучнымитакже существенно проигрывают по общим социально-психологическим ипсихолого-педагогическим условиям семейного воспитания.
Если здоровый образ жизни без злоупотребления алкоголем,семейных скандалов, дебошей ведут 93,8 % из семей благополучных подростков, тосреди педагогически и социально запущенных здоровый образ жизни ведутсоответственно 60,8% и 23,8% родителей. В то же время у социально запущенныхподростков почти в каждой пятой семье имели место эпизодические или постоянныезапои родителей с семейными скандалами, дебошами, аморальным образом жизни ит.д.
Наблюдается также существенная разница и в характереэмоциональных отношений. В 65% семей благополучных подростков отмечается, чтоотношения в семье характеризует эмоциональная близость, атмосфера дружбы ивзаимопонимания, среди педагогически запущенных таких только 12,5%, а средисоциально запущенных таких семей не наблюдалось вообще. То есть даже в техсемьях педагогически и социально запущенных подростков, в которых родителиведут здоровый образ жизни, нет эмоциональной близости между членами семьи,отношения холодные, отчужденные, а то и конфликтно-напряженные, В настоящеевремя не только в криминологических, но и в медико-социальных исследованияхнакоплен достаточно большой и убедительный материал, свидетельствующий оботрицательном влиянии семейных факторов социального риска на репродуктивныефункции семьи, на физическое, психическое и социальное здоровье детей, на ихвзаимосвязь с повышенной заболеваемостью детей и различными формамиотклоняющегося поведения детей и подростков.
Так, поданным ВНИИ социальной гигиены и организацииздравоохранения им. И.А. Семашко, заболеваемость детей до 14 лет включительноиз семей с одним фактором социального риска составляет 2622, 2 на 1000 детскогонаселения, с сочетанием таких факторов — 2715, 3 и в семьях с их отсутствием — 2281. Доля детей первого года жизни" заболевших впервые в возрасте до трехмесяцев, соответственно составляет 58,9%, 74,4% и 46,3%.
Таким образом, исходя из результатов криминологических,психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделитьследующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся нарепродуктивных функциях семьи:
·     социально-экономическиефакторы (низкийматериальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
·     медико-санитарныефакторы (экологическинеблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощеннаянаследственность, вредные производственные условия родителей и особенноматери" антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами,неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
·     социально-демографическиефакторы (неполнаялибо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторнымибраками и сводными детьми);
·     социально-психологическиефакторы (семьи сдеструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей идетей, педагогической несостоятельностью родителей и их низкимобщеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
·     криминальныефакторы (алкоголизм,наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши,проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных ксубкультуре преступного мира).
Наличие того или иного фактора социального риска не означаетобязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишьуказывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторысоциального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно ипостоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют своевлияние. Так, довольно стабильной среди семей подростков-правонарушителейявляется доля семей с низким прожиточным уровнем. По сравнительным результатамисследования в 1975 году, среди правонарушителей 41% составляли подростки,воспитывающиеся в семьях, где доход на одного человека равнялся или был меньшепрожиточного уровня (50 р.), в то время как среди семей благополучныхсверстников таких было только 4%. По результатам исследования 1989 года,проведенном в Ревденском училище, 40% среди содержавшихся здесьправонарушителей также были из семей с минимальным прожиточным уровнем (70 р. иниже).
Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, чтоособенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкийпрожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным иобщеобразовательным уровнем родителей, то есть, иными словами, в семье, имеющейскромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительнобольше шансов воспитать нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненныйуровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.Не случайно до 8- 10% правонарушителей воспитываются в семьях, доход которых вдва и более раза превышает средне-минимальный прожиточный уровень, и причинысемейного неблагополучия кроются отнюдь не в низком уровне жизни.
Поэтому, наряду с необходимостью создания материальныхусловий существования для воспитания детей в семье (оказание материальнойпомощи малообеспеченным, многодетным, неполным семьям, создание дополнительныхрабочих мест для подростков, молодежи, для матерей, имеющих детей), длясоциального оздоровления подрастающего поколения особо важным является созданиенадлежащих социокультурных условий, характеризующих как общество в целом, так икаждую отдельную семью.
Среди функционально несостоятельных, не справляющихся своспитанием детей семей от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиесянеблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемыеконфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогическинесостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей,неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самыеразнообразные неправильные стили детско-родительских отношений;жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный,непоследовательный, отстранение-равнодушный, попустительски-снисходительный идр. Как правило, родители с социально-психологическими ипсихолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятсяобращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда безпомощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенностисвоего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегосявнутрисемейного, школьного или другого конфликта. Создание сети службсоциально-психологической помощи смогло бы в значительной степени помочь этимсемьям и детям.
Вместе с тем, есть значительное число не осознающих своипроблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожаютжизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторамириска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизнине создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокоеобращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков впреступную и антиобщественную деятельность. Очевидно, что дети из таких семейнуждаются в мерах социально-правовой охраны, которые надежнее всего могутоказать сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних, участковыемилиционеры, представители правоохранительных органов.
Особую заботу в качестве объектов социальной охраны и защитыдолжны составить семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Срединих значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, семей снесовершеннолетними либо учащимися родителями, юными, не достигшимисовершеннолетнего возраста одинокими матерями, родителями-инвалидами,хронически больными, нетрудоспособными людьми, которые нуждаются как вматериальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.
Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе сними проблема беженцев выдвинули весьма острую проблему социальной помощи иподдержки семей беженцев, социально-психологической поддержки детей из этихсемей. Хотя в целом каждая функционально несостоятельная семья, несправляющаяся с задачами воспитания, может характеризоваться сразу несколькимифакторами риска, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, тем не менее,по характеру преобладающих, доминирующих неблагоприятных воздействий,оказываемых семьей как институтом социализации на личность ребенка, можновыделить семьи с так называемым прямым и косвенным десоциализирующим влиянием.Иначе говоря, семьи, где прямо демонстрируются образцы асоциального поведения иантиобщественные ориентации, убеждения родителей, и семьи, которые ведутздоровый образ жизни, позитивно социально ориентированы, но, в связи сразличными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениямивнутрисемейного характера утратили свое влияние на детей, не способны выполнятьсоциализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Характердесоциализирующего влияния семьи в первую очередь должен выступать критериемдифференциации деятельности самых различных социальных институтов и ведомств,призванных заниматься с функционально несостоятельными семьями./> 2.Предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний семьи
С учетом достаточно большого количества причин,обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьмаразнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Мы, в своюочередь, в качестве системообразующего критерия при составлении типологиифункционально несостоятельных семей используем характер десоциализирующеговлияния, оказываемого такими семьями на своих детей.
Как было сказано выше, семьи с прямым десоциализирующимвлиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации,выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнестикриминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска,и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественнымиустановками и ориентациями.
Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытываютзатруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера,выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это такназываемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще всилу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию надетей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьяхиз-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей,отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится подугрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях),воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение.В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полнаясоциальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и откриминализирующего влияния преступных образований. К сожалению, ввиду того, чтоне ведется систематического социального обследования и социального патронажасемей, имеющих детей, наше общество не располагает достоверными данными околичестве детей, нуждающихся в общественно-государственном попечении. Однако,учитывая, что среди детей, содержащихся в детских домах и школах-интернатах,численность которых составляет около 300 000 человек, почти 90% — социальныесироты, можно косвенно представить, каких огромных размеров достигает этосоциальное бедствие. Вместе с тем, отдельные региональные исследования показывают,что далеко не все безнадзорные дети своевременно выявляются и им оказываетсянеобходимая социальная помощь. Обследовав около 1000 детей, стоящих на учете винспекциях по делам несовершеннолетних Тюмени и Тюменской области, мыобнаружили, что около 30% из них воспитываются, по сути дела, без родительскогопопечения. Экстраполяция этих данных позволяет сделать вывод, что лишь по однойобласти детей — социальных сирот, остро нуждающихся вгосударственно-общественном попечении, в конце 80-х годов насчитывалось околотрех тысяч.
Учитывая, что межнациональные конфликты наводнили странусотнями тысяч беженцев, а острейший социально-экономический кризис повлекинфляцию и обнищание двух третей населения, ситуация существенно обострилась иможно предположить, что количество детей — социальных сирот резко возросло.Однако статистика свидетельствует, что меры государственной защиты по отношениюк таким детям еще более ослабли. За годы перестройки (с 1986 по 1991) по Россиипочти на 100 000 сократилось число детей, проживающих в детских домах ишколах-интернатах, и за это же время лишь на 12 000 выросло число детей,усыновленных либо переданных на воспитание в другие семьи. Таким образом,основная масса социальных сирот осталась не выявленной и лишенной необходимой социальнойпомощи, В 2,5 раза снизилось число дел о лишении родительских прав,рассматриваемых в судах, на 36,1 % уменьшилось число семей, стоящих на учете вмилиции за отрицательное влияние на своих детей. Уменьшается число лиц,привлеченных к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних впреступную деятельность.
Одновременно с этим неумолимо растут цифры, свидетельствующиео росте девиаций среди несовершеннолетних за последние 5 лет: на 34,6% вырослапреступность несовершеннолетних и в два раза по темпам обогнала рост взрослойпреступности. По данным официальной справки о жестоком обращении с детьми,подготовленной Прокуратурой СССР в начале 1991 года, самоубийства находятся натретьем месте (после туберкулеза и травматизма) среди причин детскойсмертности. Все это является результатом несрабатывания институтов социальнойзащиты детства, свидетельствует о необходимости скорейшего и широкого внедренияв практику института социальных работников, ориентированных на работу с детьмии семьями группы социального риска.
Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность,которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними целесообразновозложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, вменив имсоциальный патронаж и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальныхсемей. Тем более что криминогенная опасность таких семей распространяется нетолько на собственных детей. Вокруг таких домов, как правило, возникают целыекомпании соседских ребят, которые благодаря взрослым приобщаются к алкоголю,бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре.
Приведем несколько примеров криминально-аморальной семьи.
Николай Ф., несмотря на то, что ему 13 лет, учится в 3классе, более трех лет стоит на учете в ИДН за систематические пропускизанятий, бродяжничество. Последние два года в школе практически не учится, домапоявляется эпизодически, проводит время в компании уличных друзей. Семья приэтом оказывает только негативное влияние на ребенка. Родители считают, что разу них по три класса образования, то и сыну вполне этого достаточно. Мать и отец- алкоголики, работают дворниками, в доме сплошная антисанитария, В доме нетнеобходимой мебели, посуды, постельного белья, часто нет продуктов питания.Родители периодически страдают запоями, мать во время пьяных загулов, несчитаясь с мужем и детьми, приводит в дом посторонних мужчин либо сама надлительное время исчезает из дому. Кроме Николай, в семье еще двое младшихдетей. Все меры административного и общественного воздействия на семью в данномслучае оказались бездейственны, необходимо одно — изъятие детей из такой явнотлетворной обстановки и передача на государственно-общественное попечение. Этиединственно возможные в данном случае меры ни инспектором, ни комиссией поделам несовершеннолетних своевременно не предпринимались. Инспекция ждалаинициативы со стороны школы, школа — со стороны инспекции. В результате дляНиколая время непоправимо упущено. Это же при такой нерешительности ожидает иего младших братьев.
Вот еще примеры криминально-аморальных семей, в которых такжедальнейшее пребывание ребенка невозможно.
Александр Т., 12 лет, учится плохо, систематическипрогуливает, бродяжничает, совершает мелкие кражи. Мать умерла, подросток живетс отцом, который воспитанием ребенка не занимается. Недавно из мест лишениясвободы вернулся старший брат. На квартире постоянно собирается либо пьянаякомпания отца, либо дружки бра та. Ясно, что такая обстановка является опаснойкриминогенной средой как для Александра, так и для его друзей. Однако вопрос опередаче Александра в интернат по тем же причинам решался в течение почти 2лет.
Дима Н., 9 лет. Родители пили запоем, дебоширили, отецосужден, мать постоянно нигде не работает, ведет аморальный образ жизни, живетза счет часто сменяющихся сожителей, часто и надолго уходит из дому, бросаетребенка без присмотра, на попечительство соседей либо престарелой беспомощнойбабушки. Мальчик не имеет самых элементарных условий для жизни и учебы, нередкоостается голодным. Решение вопроса о передаче Димы в интернат также былонеоправданно затянуто.
Рассмотренные примеры позволяют составить довольно отчетливоепредставление о криминально-аморальных семьях и необходимых по отношению к ниммерах профилактического воздействия. Своевременные и решительные меры, принятыепо отношению к таким семьям, смогли бы существенно снизить их опасноекриминогенное влияние на своих и чужих детей. Однако этого не происходит,поскольку органы профилактики не имеют четкого представления, кто из них в первуюочередь должен заниматься подобными семьями. Достаточно сказать, что прианкетном опросе 60% опрошенных сотрудников ИДН оставили этот вопрос без ответа.Таким образом, не только четко не определены органы и социальные институты, вкомпетенцию которых входит социально-правовая охрана и поддержка детей,лишившихся родительского попечения из-за аморального поведения и социальнойдеградации родителей, но и не отработана в достаточной мере нормативно-правоваябаза охраны и защиты детства. Как правило, у нас прибегают лишь к крайней мере- лишению родительских прав, в то время как менее болезненны для детей и болееэффективны по влиянию на опустившихся родителей были бы меры временного изъятиядетей из аморальных семей с временной передачей их на воспитание в другие семьилибо детские дома. Создание сети социальных приютов и нормативно-правовоеобеспечение их деятельности также позволило бы расширить возможности социальнойпомощи детям и подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации и вынужденныхскрываться в приютах.
Иные превентивные меры должны быть применены к семьям, вкоторых функциональная несостоятельность имеет другие причины.
Так, например, асоциально-аморальные семьи, которые хотя иотносятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее, всоответствии со своими специфическими социально-психологическимихарактеристиками требуют иного подхода.
На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относятсемьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу«цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы иограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполнеблагопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подмененыисключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами ихдостижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодарясвоим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямоедесоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взглядыи ценностные ориентации.
В качестве примера асоциально-аморальной семьи может служитьсемья Наташи К. (15 лет, 8 класс). Наташа состоит на учете за развратноеаморальное поведение, неоднократно задерживалась дружинниками в пьяном виде вкомпании таких же пьяных подростков. Учится плохо, крайне груба в отношении кучителям, одноклассникам, жестока, высокомерна с подругами, избивает сверстниц.Живет с мамой, торговым работником. Мама относится к числу людей, «умеющихжить», дома — полный достаток, ковры, хрусталь, дорогие веши. С отцомНаташина мама разошлась, поскольку он не одобрял ее моральной неразборчивости,а она соответственно относила его к числу неудачников, называла«рохлей» и т.д.
Для мамы Наташи характерно циничное отношение к духовнымценностям и моральным качествам людей. Все достоинства личности определяютсявозможностями достать, иметь и т.д.
Дочь в цинизме превзошла мать, не имеет авторитетов, оченьгруба с матерью, которая потеряла все возможности воздействовать на поведениедочери. Прибегает к крайним мерам, избивает дочь, закрывает ее на ключ вквартире.
Вышеназванная категория семей не так уж часто встречается впревентивной практике. По нашим данным, среди состоящих на учете в ИДНподростков 10-15% из асоциально-аморальных семей. Однако эта категория семей иподростков особенно трудна для коррекционно-профилактической работы,
Вряд ли правомерна здесь точка зрения тех, кто считаетнеобходимым изымать детей из асоциально-аморальных семей. Несмотря нанегативное влияние, которое оказывается на детей такими родителями, какправило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из этихсемей. Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни,стремление родителей заботиться о своих детях. По отношению к таким родителям иих детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах«обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которыедостаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходитпереосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существеннымнедостатком методов обратной социализации является их запоздалость, прозрениечасто наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личностиподростка.
Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирующимвлиянием — конфликтные и педагогически несостоятельные.
Конфликтная семья, в которой по различным психологическимпричинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуваженияи взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.
Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, гдеповышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, таки «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение,стремление избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семьяотрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причинойразличных асоциальных проявлений.
Вот, например, семья Эдика Ф., 15 лет, который третий голсостоит на учете в ИДН, плохо учится, дерзит учителям, дерется с малышами,забирает у них деньги, рано приобщился к курению, выпивает, плохо поддастсяперевоспитанию" Внешне сю семья выглядит вполне благополучной, хорошаяквартира, полный достаток, родители ведут трезвый образ жизни, хорошие производственники,проявляют заботу о детях. Мать работает заведующей отделом в промтоварноммагазине, отец — мастер на за доле. Однако отношения между родителями весьмаотчужденные, по типу скрытого хронического конфликта. Мать обвиняет отца внеумении жить, отец, в свою очередь, подозревает жену в супружеской неверности,во всех перепалках предпочитает отмалчиваться, допоздна задерживается на работеи приходит домой только ночевать. Практически не разговаривает ни с детьми. Нис женой. В доме тягостная, гнетущая атмосфера, которая тяжело сказывается надетях, делает их «колючими», невосприимчивыми к педагогическимвоздействиям учителей, общественных воспитателей, закрепленных в ИДН.
Вот другой пример — семья Димы Л., 5 кл., 11 лет, состоит научете за систематические пропуски, пренебрежение к учебе, бродяжничество. Отец- шофер, мать — домохозяйка. Семья живет в рабочем общежитии. Привычный способобщения родителей — скандал. Инициатор скандалов — мать. Переходит на крик повсякому поводу и без повода, своим соседям, не стесняясь, рассказывает о всехпровинностях мужа и сына, постоянно жалуется на мужа, недовольна им, Димабуквально не имеет дома спокойной минуты, чтобы готовить уроки, отдыхать. Онпредпочитает проводить время на улице, куда убегает также и из школы в том случае,когда не выучит уроков, что, естественно, Случается с ним весьма часто.
Как видим, в конфликтных семьях десоциализирующее влияниепроявляется не прямо через образцы аморального поведения или антиобщественныеубеждения родителей, здесь имеет место косвенное десоциализирующее влияние,оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений родителей.
В работе с семьями, где отношения супругов хроническиосложнены и находятся фактически на грани распада, учитель, социальныйработник, практический психолог, по сути дела, должны выполнятьпсихотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо,внимательно выслушав обе стороны, попытаться, по возможности, погаситьнеудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострениюотношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего, на основеинтересов ребенка,
С конфликтными семьями нужна кропотливая индивидуальнаяработа по оздоровлению взаимоотношений супругов, требующая большого такта,мудрости, хорошего знания жизни, профессионализма. Взаимоотношения супруговвряд ли можно поправить публичными разбирательствами на комиссии и по местуработы, и к такому роду воздействия нужно переходить в крайних, исключительныхслучаях при явно неправильном, агрессивном поведении одного из супругов.
Среди семей подростков, состоящих на учете в ИДН, наиболеераспространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых приотносительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущиеправильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильноформируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогическиепросчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведениидетей. По данным нашего исследования, среди состоящих на учете в среднем 45 — 60% подростков — из педагогически несостоятельных семей.
Педагогически несостоятельные, как и конфликтные, семьи неоказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формированиеантиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что засчет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесьутрачивается воспитательная роль семьи, иона по степени своего воздействияначинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятнуюроль.
Педагогически несостоятельная семья, прежде всего, нуждаетсяв психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характеравзаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих ихкосвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи, прежде всего, нуждаются впомощи психолога, способного помочь родителям проанализировать проблемнуюситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребенком. Этупомощь могут оказать также социальные педагоги и опытные учителя, которыехорошо знают индивидуальные особенности детей и подростков, условия ихсемейного воспитания и имеют достаточную психолого-педагогическуюподготовленность./> 3.Типичные ошибки семейного воспитания
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываютсянаиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий,оказавших негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятныефакторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительноеи близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и сдетьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись впроцессе индивидуальной социально-педагогической работы с «трудными»подростками и их семьями позволили выделить следующие наиболее типичные,неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельныхсемьях, не справляющихся с воспитанием детей.
Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, невидят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либорассуждают так: «Мы сами такими же были. Педагогу, психологу в подобныхслучаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение такихродителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведенииребенка. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определеннаячасть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу „нашребенок всегда прав“. Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем,кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подросткомтяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжаютискать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелымидефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаютсяперевоспитанию.
Демонстративный стиль,когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своегоребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличиваястепень их опасности, вслух заявляют, что сын растет „бандитом“ ипрочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за своипоступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходитозлобление по отношению к взрослым, родителям.
Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям,подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностьюизолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролироватьсвободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.
Так, в этом отношении показателен пример повеления мамы ДимыС., стоящего на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, оченьзамкнут, неразговорчив. Мама обеспокоена фактом постановки на учет, стремитсяни на минуту не выпускать его из виду.
После учебы мальчик должен идти к ней на работу, где под ееприсмотром готовит уроки. Затем они возвращаются домой, мама не оставляет сынав комнате даже наедине с закрепленным за ним воспитателем. Всегда присутствуетпри их разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые воспитатель задастподростку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает Димуна улицу. Мальчик растет хмурым, необщительным, замкнутым. Всегда смотритисподлобья, напоминает затравленного зверька, никого не любит, ни к кому неиспытывает привязанностей, озлоблен.
Жестко-авторитарный стильприсущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилюотношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избитьребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием — физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными,жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представителиорганов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей,применяя при этом вес доступные средства воздействия — от убеждения доадминистративно-уголовного принуждения, защищающего ребенка от жестокости.
Увещевательный стиль. Впротивоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляютпо отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать,бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий инаказаний. Дети в таких семьях, что называется, „садятся на голову“,возникают ситуации из известной басни Крылова „А Васька слушает, даест“. От социального педагога в данном случае нужна твердость,требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частностимать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать ненаходит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака,равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самимсебе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с больювоспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие подростки сблагодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение состороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним сбольшой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.
Воспитание по типу „кумир семьи“ часто возникает по отношению к „поздним детям“,когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокойженщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихотивыполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которогостановятся сами же родители.
Непоследовательный стиль — когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания дляосуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкиеэмоциональные перепады в отношениях с детьми — от наказания, слез, ругани доумилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительскоговлияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым,пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая,последовательная линия поведения воспитателя, психолога.
Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичныеошибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда педагога, психолога этиошибки не представляют трудности в различении. Однако исправить их гораздотруднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитаниячаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы итяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебныеотношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание Взаимноеотчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходитдо того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по деламнесовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, вспецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной,поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшаясвоевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренностиконфликтов и взаимной неприязни.
К человеческим отношениям, в том числе и к семейным, так же,как и к чувствам, их окрашивающим, требуются постоянное внимание и немалый»труд души" для их своевременного восстановления, иначе однаждызакравшаяся неприязнь, враждебность, конфликтность разъедают теплотуродственных отношений, становятся необратимыми и создают в доме невыносимую дляребенка атмосферу.
Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон всемейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношенийматери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образомопределяет характер и судьбу уже взрослых детей.
Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерноедоминирование матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многихженщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение депривирует психическоеразвитие детей и чревато разными неприятными последствиями, В том случае"если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести кнервно-психическим заболеваниям. Американские психологи, исследовавшие условиясемейного воспитания детей с нервно-психическими заболеваниями, пришли квыводу, что для этих семей характерно однотипное поведение матерей, которые вотношениях с детьми придерживались принципа жесткого доминирования и тотальногоконтроля, свои браки считали неудачными, проповедовали жертвенное отношение ксемье, к детям [178, с. 464].
В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы,доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектамэмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии,агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям.
При проведении судебно-психологических экспертиз авторуприходилось встречаться с такого рода несовершеннолетними, совершившимижестокое преступление и проявлявшими полное безразличие, равнодушие к своимжертвам, к страданию своих родных и даже к собственной судьбе. У истоковформирования подобных тяжелейших дефектов эмоциональной сферы стояла, какправило, чрезмерно авторитарная мать, которая немало по своему вложила сил иэнергии в воспитание сына. Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляютсяв системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужнаособенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемыеродительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так ичрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
Вопрос о физических наказаниях детей, который однозначнорешается в условиях школьного воспитания, не находит, увы, такого простого иоднозначного ответа в семье. Повышенная эмоциональность в отношениях родителейи детей выражается как в проявлениях нежности, поцелуях, поглаживаниях, так и ввспышках гнева, шлепках, одергиваниях и прочем. Как пишет в своей книге«Нестандартный ребенок» известный психотерапевт Вл. Леви, «ещевопрос, что предпочтет ребенок: получить раз-другой в месяц пару шлепков иликаждый божий день слушать бесконечный крик». То есть автор допускаетвозможность физического наказания в семье, но при этом в категорической формезапрещает родителям:
— шлепать детей младше 3 лет (обобщенная реакция, подавлениеактивности, невроз страха, угроза развитию);
— наказывать ребенка 7 лет и старше в присутствии постороннихи особенно сверстников (публичное унижение);
— наказывать с применением силы за любую вину девочку старше10 лет и мальчика старше 14 лет (новое качество психики);
— угрожать или наказывать орудием, усиливающим боль, страх(ремень, палка, линейка, сковородка);
— причинять боль и страх каким-либо иным насильственнымдействием (выкручиванием ушей, щипком) — это уже из области садизма;
— наказывать хладнокровно, без гнева: рассудочная экзекуцияабсолютно недопустима;
— систематически угрожать наказанием [95, с. 156 — 157].
Эти советы полезно помнить и родителям, и тем, кто вынужденисправлять дефекты семейной педагогики и их печальные последствия.
Вообще педагогическая несостоятельность семьи должнапредупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органовпрофилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством можносчитать тот психолого-педагогический ликбез, который проводится для родителей влучших школах еще до того, как ребенок переступает их порог. Так, в свое времяВ. А. Сухомлинский начинал педагогическое просвещение молодоженов на этапе,когда они только готовились к появлению ребенка.
В воспитательно-профилактической работе с функциональнонесостоятельными семьями особенно важна своевременность и слаженность действийвсех звеньев профилактической системы, умение найти подход не только к«трудному», но и к его родителям.
На практике нередко случается, что вместо того, чтобывыступать единым фронтом, семья и школа занимают по отношению друг к другуоткрыто непримиримую позицию, что в конечном счете только осложняет положениеподростка. Такая настороженность, непонимание в отношениях возникают врезультате тога, что учитель становится источником только отрицательных эмоцийу родителей, источником лишь неприятной информации о поведении их ребенка. Всеэто приводит к тому, что постепенно родители избегают всякого общения,взаимодействия со школой.
Важнейшим условием успешной работы по оздоровлению условийсемейного воспитания «трудных» является взаимоуважение идоверительность в отношениях родителей и тех, кто пытается помочь им впреодолении затруднений в воспитании, в установлении здоровой домашнейатмосферы.
Общественному воспитателю, инспектору, учителю приустановлении доверительных отношений с родителями полезно опираться нарекомендации психологов, в частности, специально разработанную Л. Б, Филоновымметодику установления доверительных отношений между людьми в процессе общения[171 1.
Согласно этим рекомендациям, контактное взаимодействиепедагога, психолога и родителей должно складываться из шести стадий. Наначальных стадиях необходимо завоевывать доверие родителей, в период сближенияследует исходить из того, что родители идут охотнее на контакт с темидолжностными лицами, которые при первой встрече одобрительно отзываются об ихдетях. Поэтому педагог перед общением с родителями должен «снять» с себявсякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем такиеположительные качества, которые даже для родителей являются«открытием». Итогом и результатом контактов на этой стадии должнобыть снятие напряжения в общении, которое до этого было источником неприятныхсостояний родителей, У родителей формируется представление" что педагогспособен правильно понять их ребенка и родительские чувства по отношению к немуи оказать реальную помощь.
Затем общение идет по пути расширения тем доверительныхбесед, создастся своеобразная эмоционально насыщенная среда, в которой педагог,психолог становится необходим родителям как слушатель, понимающий,сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личностиподростка и условий его воспитания.
Если первые стадии взаимодействия являются периодомнакопления «чистых» согласий и положительных эмоций от обсужденияпроблем воспитания, то последующие стадии, когда доверие достигнуто, посвященывыявлению рассогласований, тех объективных причин, которые мешают успешномувзаимодействию сторон. На данной стадии родителям сообщается о том, какиенегативные качества и особенности поведения подростка более всего вызываютбеспокойство.
Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активноевзаимодействие семьи и представителей превентивных служб.
Здесь описан один из возможных путей установлениядоверительных здоровых отношений с родителями, которые, разумеется, могутразвиваться далеко не всегда и не со всеми родителями. Из перечисленных вышетипов неблагополучных семей методика контактного взаимодействия в первуюочередь применима к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, где основнымдефектом семейного воспитания являются неправильно сложившиеся взаимоотношенияв семье. Частично методика взаимодействия облегчает поиски взаимоотношения вработе с асоциально-аморальными семьями.
Степень доверия к превентивным социально-психологическимслужбам повышает принцип добровольности и анонимности обращения. Чтобыобратиться к психологу, вовсе не обязательно становиться на учет в инспекцию икомиссию по делам несовершеннолетних и тем более предавать огласке своисемейные проблемы.
Психологические службы, обеспечивающие помощь семье и детям,помогут разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понятьиндивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей искорректировать свою позицию, провести социально-психологические тренинги,формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей,взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологическуюкоррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудниковинспекций по делам несовершеннолетних, то есть тех, чья практическаядеятельность непосредственно связана с «трудными» детьми, подросткамии неблагополучными семьями.
Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметнуюпользу в работе с криминально-аморальными семьями, где степень моральнойдеградации родителей такова, что увещевания и меры психологического воздействияоказываются безуспешными в плане избавления людей от их пороков: пьянства,развратного образа жизни, жестокости, скандальности и прочего. В данном случае,как мы уже отметили выше, требуются решительные меры по изоляции детей открайне нездоровой домашней обстановки и оказанию социально-правовой помощи.
Таким образом, выбор способов коррекционно-профилактическойработы с функционально несостоятельными семьями начинается с изучения ивыявления семейного неблагополучия и определяется характером этогонеблагополучия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.