Дальневосточный государственныйуниверситет путей сообщения
Кафедра «Психология»
Контрольная работа
по дисциплине: «Психология»
Тема: «Познавательные процессы: мышление,речь»
Хабаровск
2010
Содержание
Введение
1. Понятие о мышлении
2. Операция мышления. Виды мышления
3. Мышление как вид познания
4. Соотношение понятий «мышление» и«интеллект»
5. Мышление и творчество
6. Мышление и речь
Заключение
Список литературы
Введение
Психические процессыявляются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психическихпроцессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своейсовокупности психическую деятельность человека.Психические процессы, с помощью которых формируютсяобразы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутреннейсреды, называются познавательными психическими процессами.Познавательные процессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память –формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.Именнопознавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний обокружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который приналичии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многихвозможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движениев рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему вформе знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет. Самадеятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер,благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании,форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
Познавая и преобразуямир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями.Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознанииопосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признакивнутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокромуасфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – вовсех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляяфакты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений.Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав наМарсе, многое узнал о нем.
Замечая связи междуявлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельноосваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, оносуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формируетструктуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоныиндивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
1. Понятие о мышлении
Венцом эволюционного иисторического развития познавательных процессов человека является его способностьмыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границысвоего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого»уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные образы, создаваемые спомощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, то естьвысокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, даютвозможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить своеповедение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события. Придаваядвижениям определенное направление в пространстве, и регулируя их силу искорость, чувственные образы в то же время, будучи жестко «привязанными» кобъекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости его продвижения,создают и определенные ограничения в познании окружающего мира. В этих образахокружающий мир предстает, так сказать, в нетронутом виде. Для того, чтобыпроникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые от непосредственноговзора связи и отношения внутри них и между ними, необходимо активно в нихвмешаться, произвести с ними некие физические или мысленные манипуляции, врезультате которых эти скрытые связи и отношения становятся явными. Такоепостижение этих связей раздвигает границы наличной ситуации не только в томсмысле, что мы знаем, что воспринимаемые здесь и сейчас объекты и событияявляются лишь ничтожной частью всего сущего в безграничном пространстве ивремени; но и в том, что мы своим умственным взором можем «увидеть» то, то недано невооруженному мыслью глазу, уху, обонянию и т.д. Такой умственный образокружающего мира, сплетаясь с его чувственным образом, максимально отражаетокружающий мир, хотя в то же время может порождать и химеры. С помощью мышлениячеловек познает окружающий мир во всем многообразии, свойствах и отношениях.
Преимущества, которыедает человеку мышление, заключаются также в том, что с его помощью он может,«не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении,«проиграть в уме» различные варианты возможных (и невозможных) событий, которыев действительности нигде и никогда не происходили; предвосхитить наступлениенаиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент вданном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям,спланировать их и корректировать их в процессе их осуществления, то естьмышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций — функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления человек познаетне только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но исоздает его.
Мышление являетсяпредметом исследования многих дисциплин: философии, в рамках которойисследуются общие отношения меду мышлением и материей; социологии, гдеизучается зависимость мышления от социальной структуры общества и процесса егоразвития; логики, которая исследует закономерные связи между такими основнымиформами мышления, как понятие, суждение и умозаключение; физиологии и другихнаук. Реально совершающееся мышление может быть, и часто бывает, неправильным сточки зрения формальной логики. Оно может определяться субъективнымипристрастиями, быть непоследовательным, свернутым, в процессе его осуществлениямогут допускаться логические ошибки, но именно это живое, обусловленноесобственно психологическими факторами мышления и интересует психологов. Приизучении мышления конкретных людей в конкретных обстоятельствах были полученыочень важные факты. В частности, было обнаружено, что с точки зрения достиженияконечного результата, «ошибка»- понятие, весьма относительное, так как именно«ошибка» может выполнять очень важную подготовительную функцию при решениизадач. Если логика изучает отношения между готовыми, уже сформированнымипонятиями, то психологию интересует также сам по себе процесс формированияпонятий, при котором может происходить, например, приписывание вещамотсутствующих у них свойств. Кроме того, психологию интересуют не толькоразвитые формы мышления, основанные на оперировании понятиями, но и болеепростые его формы. Основной тезис о взаимосвязи психических явлений реализуетсяв исследовании влияния на мышление других психических процессов, состояний исвойств личности, таких как эмоции, установки, характер, личностныеособенности.
Под мышлением мы понимаемнечто, происходящее где-то «внутри», в психической сфере, и то психическое«нечто» влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретаетнешаблонный, нестандартный, неповторяющийся характер. Когда мы наблюдаемоднообразное поведение, слышим давно известные истины, знаем, что человек слеповерит во что-то, мы говорим, что здесь нет и намека на мысль. Приспособительнаяизменчивость поведения животных в некоторых ситуациях также побуждает наспредполагать наличие в нем разумной основы.
Приспособление кокружающей среде может осуществляться двумя принципиально различными путями: а)путем выполнения автоматизированных, жестко запрограммированных действий, независящих от меняющихся обстоятельств; б) путем выработки в данных, конкретныхситуациях новых индивидуальных форм поведения, учитывающих изменившиесяусловия. В связи с тем, что никакая заранее подготовленная (врожденная)программа поведения не может полностью соответствовать изменяющимся условиямсреды, любое поведение, основанное на психическом отражении, можно считатьразумным, то есть целесообразным, где разумное означаетиндивидуально-изменчивое и приспособленное к конкретным обстоятельствам (О.К.Тихомиров). В более узком смысле, под разумным понимают нахождение отходныхпутей и использование орудий. Даже у животных всякое поведение представляетсобой сплав врожденных и индивидуально-изменчивых форм поведения. [13, с.77]
Несмотря на то, что попризнаку индивидуального приспособления к изменяющимся условиям междуповедением животных и человека имеется много общего, поведение человека,основанное на мышлении, и разумное поведение животных отличаются друг от другасущественно и принципиально. Главное отличие в том, что поведение животных — приспособительное, поведение человека – приспособительно преобразующее. Впроцессе преобразующей деятельности человека мышление выступает как средствопостановки цели и как аппарат для подготовки целенаправленных действий. То идругое возможно только на основе использования языка как средства, в котором вобобщенной форме закреплены наиболее общие свойства предметов и явлений иотношения между ними. Формирования языка, существующего в речевой форме иявляющегося средством общения, в свою очередь возможно только в социальнойсреде. Спецификой отражения на уровне мышления является отражение именноотношений между объектами и признаками внутри них, оно требуется, в том числе идля осуществления обобщений. Специфическое отражение указанных отношений вмышлении психологически представлено в феномене понимания. До тех пор,пока эти отношения не будут поняты субъектом, их отражение в психике будетпредставлено только на сенсорно — перцептивном уровне, как это случается привосприятии речевых звуков — можно услышать фразу, произнесенную на родномязыке, но не понять ничего.
Человеческое мышление,обладая всеми присущими ему специфическими свойствами, не обнаруживающимися врассудочной деятельности животных, не является в то же время внезапно возникшимфеноменом и имеет определенные предпосылки — биологические и социальные.
В качестве исходных условийдля возникновения мышления выступают две формы деятельности: предметнаядеятельность и общение. Внутри этих условий – совместных действий с предметом –в формировании мышления участвуют как собственно биологические, так исоциальные предпосылки. В качестве биологической предпосылки выступает развитоевосприятие, которое дает субъекту максимально адекватный образ объекта, безчего невозможна адекватная манипуляция им и, соответственно, невозможноотражение связей как внутри объекта, так и между объектами. Без регулирующейфункции образов невозможны также первичные исходные формы предметнойдеятельности и общения: без наличных образов люди, образно говоря, просто ненашли бы ни объекта для совместных действий, ни друг друга. В свою очередь,совместная предметная деятельность и общение, развиваясь, становятся мощнойдвижущей силой и главным фактором развития мышления. Исключительно мощнымсредством формирования мышления, таким образом, является вовсе не созерцание, адеятельность, действие, которое, по образному выражению С.Л. Рубинштейна, «какбы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем».Разламывая кость, раскалывая орех, копая землю, бросая камень, царапая ипробивая мягкое твердым, человек постигает открывающиеся при этом связи междуобъектами.
Исходной предпосылкой дляразвития мышления является непосредственная преобразующая активность отдельногоиндивида. Данная активность приводит к формированию первой фазы всего процесса- формированию и совершенствованию специальных органов действия. У человекатаким органом является рука. Совершенствование руки заключалось в постепенномприобретении ею такой формы, при которой один палец противопоставлен остальным,что способствует совершению разнообразных и тонких действий. Вторая фазаопределяется тем, что действие становится орудийным и коммуникативно-опосредованным,то есть, и сами орудия, и цели, и значение действия определяются совместно сдругими людьми. Далее орудийная коммуникативно-опосредованная деятельность самастановится главным фактором становления мыслительных процессов. Обе фазы этогопроцесса переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Наблюдения за детьми,которых воспитали животные, полностью подтверждают эти представления: у нихморфологически (биологически) развитый орган действий – рука – вдействительности не является таковым или является только отчасти, в той же мереу них оказывается неразвитым и мышление.
Итак, на начальных этапахмощным средством развития мышления является практическое действие. В дальнейшем,при развитом мышлении, уже мысль становится средством организации действия,предваряющим его фактором, выполняющим программирующую и регулирующую функцию.При этом, практическое действие не утрачивает своего значения и продолжаетвыполнять роль одного из основных средств совершенствования мысли. Об этомследует помнить каждому, кто в своем интеллектуальном развитии не желаетостанавливаться на достигнутом.[5, с.65]
2. Операции мышления.Виды мышления
Для того, чтобы вычленитьи понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо произвестикакие-то действия-операции соотнесения элементов друг с другом.
Мыслительные,производимые с помощью физических или умственных действий операции соотнесения:
· сравнение, спомощью которого вскрываются отношения сходства или различия;
· анализ — расчленение целостной структуры объекта;
· синтез — воссоединение элементов в целостную структуру;
· абстракция иобобщение — выделение общих признаков объекта, отделение их от единичных,случайных и поверхностных;
· конкретизация — операция, обратная абстрагирующему обобщению, то есть возврат к осмысливаемомуобъекту во всей полноте его индивидуальной специфичности.
В связи с тем, чтонекоторые из этих операций соотнесения можно производить не только с понятиями,но и с объектами и их образами, мышление имеет различные виды.
Мышление подразделяетсяна виды в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач,степени развернутости и осознанности производимых операций, преследуемых приэтом целей и качества получаемого результата.
Теоретическое и практическое мышление.
Теоретическое мышлениенаправлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно оперирует наиболееобщими категориями и понятиями. Всякого рода научные концепции, теории,методологические основания науки являются продуктом этого вида мышления.Теоретическое мышление составляет основу научного творчества.
Основная задачапрактического мышления — подготовка физических преобразований действительности,то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий ипреобразований. Его способность заключается в том, что оно часто развертываетсяв условиях дефицита времени, а также в том, что в условиях практическойдеятельности его субъект обладает ограниченными возможностями для проверки гипотез.После того как вы со своими грибами упали в реку с неправильно рассчитанного исделанного плавательного средства, бессмысленно составлять план переправы черезреку.
Теоретическое и эмпирическое мышлениеотличаются друг от друга по характеру понятий, которыми мышление оперирует.Теоретическое мышление оперирует по возможности точно определенными понятиями,относительно которых степень согласия людей достаточно высока. Эмпирическоемышление- это мышление интуитивно и ситуативно определяемыми понятиями, крометого, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может бытьнизкая степень согласованности.
Продуктивное ирепродуктивное мышление. Продуктивное мышление порождает новые знания, новый материальный илиидеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого,делающего новое открытие, писателя, создающего новое произведение, художника,пишущего новую картину. Репродуктивное — это мышление, повторно открывающее ужеизвестные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано.Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решаюттипичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем,поэтому данный вид мышления также называют нетворческим.
Различают также интуитивноеи аналитическое мышление. Аналитическое мышление развернуто вовремени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления вдостаточной мере осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышлениесвернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в немотсутствуют этапы, и наконец, его процесс осознается в минимальной степени.
Очень важным с точкизрения приспособительных функций мышления является его деление на реалистическоеи аутистическое. Реалистическое мышление основывается на реальныхзнаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важнымипотребностями и обстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а еготечение осознанно контролируется и направляется. Аутистическое мышлениеосновывается на произвольных, иррациональных допущениях при игнорированииреальных фактов. Основной его движущей и направляющей силой являются плохоосознаваемые или неосознаваемые желания или страхи. Оно плохо контролируетсясознанием.
Наглядно-действенное — мышление, которое сводится креальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации(обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, азадача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальнымиматериальными предметами. Этот вид мышления можно наблюдать уже у детей раннеговозраста, начиная с 6-8-го месяца жизни.
Наглядно-образныммышлением называютмышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными,материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этихпредметов.
Словесно-логическоемышление — высшийвид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не ссамими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает вовнутреннем, умственном плане. [12, с.269]
3. Мышление как видпознания
Мышление рассматриваюткак вид познания. Познание с психологической точки зрения предстает каксоздание представлений о внешнем мире, его репрезентации, модели или образа.Чтобы добраться на работу, нам нужна определенная пространственнаярепрезентация пути между домом и работой. Чтобы понять то, что рассказывают налекции про войны Александра Македонского, нужно создать определеннуюрепрезентацию побед великого полководца.
Однако мышление — это ещене все познание. Человек, который увидел в небе самолет, также создаетрепрезентацию увиденного. Однако эта репрезентация является результатом немышления, а восприятия. Поэтому мышление определяют не просто как познание, акак специальное познание, «опосредованное и обобщенное». Что это означает?Возьмем пример, который часто используют. Выглянув на улицу, человек видит, чтокрыша соседнего дома мокрая. Это акт восприятия. Если же человек по виду мокройкрыши делает вывод, что прошел дождь, то мы имеем дело с актом мышления, хотя идостаточно простым. Мышление является опосредованным в том смысле, что оновыходит за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводимзаключение о другом. В случае мышления, таким образом, мы имеем дело не простос созданием репрезентации на основании наблюдения внешнего мира. Процессмышления значительно сложнее: сначала создается репрезентация внешних условий,а затем из нее выводится следующая репрезентация. В частности, в нашем примеречеловек создает сначала первую репрезентацию, принадлежащую к сфере восприятия(образ мокрой крыши), а затем выводит из нее вторую репрезентацию (недавнопрошел дождь). Французский исследователь Ж. Пиаже пользуется понятием«интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», тоимеет в виду лишь определенную трактовку мышления, главным образом то, котороепредставлено в трудах представителей вюрцбургской школы, к которой он относилсякритически. Давая определение интеллекта, Пиаже рассматривает такую еготрактовку, как «психическая адаптация к новым условиям», как «акт внезапногопонимания».
4. Соотношение понятий«мышление» и «интеллект»
Мышление и интеллект — близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенностиинтеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается.Таким образом выделяется проблематика развития интеллекта. Термин «мышление»соответствует в нашей обиходной речи слову «обдумывание» или (менее нормативно,но, возможно, точнее) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность.Обдумывание — это процесс. Решая задачи, мы думаем, а не «обдумываем» — этосфера психологии мышления, а не интеллекта. Итак, оба условия выражают разныеаспекты того же явления. Интеллектуальный человек — тот, который способен косуществлению процессов мышления. Интеллект — способность к мышлению. Мышление- процесс, в котором реализуется интеллект. ИНТЕЛЛЕКТ — это определеннаястепень способности человека решать задачи и проблемы соответствующейсложности. С этих позиций можно говорить об уровне развития интеллекта. Он, пологике, может быть низким, средним и высоким (или начальным, низким, средним,достаточно высоким и высоким). Мышление и интеллект издавна считают важнейшимии характерными чертами человека. Недаром для определения вида современногочеловека используется термин «homo sapiens» — человек разумный. Тот же, ктопотерял разум, кажется нам искалеченным в самой человеческой сути. Возникаетеще один, на наш взгляд, важный вопрос: одинаково ли проявляется интеллект вразличных аспектах жизнедеятельности? Как показывают исследования — нет.Личность может значительно отличаться интеллектом в разных отраслях, например,науке (физике) и быть совершенно беспомощной в жизненных ситуациях. Это наблюдалосьпри переходе от социалистической к рыночной экономике после распада СоветскогоСоюза. Кроме этого, она может успешно решать сложные проблемы в области,например механики, и быть совершенно неспособной руководить научным коллективомили принимать элементарные решения в области финансов. Поэтому целесообразноговорить об интеллекте научном, профессиональном, жизненном, семейном, общемуправленческом, политическом, социальном и т.п.
5. Мышление итворчество
Мышление тесным образомсвязано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзяотождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в своюочередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении,искусстве и т.д. Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделалДж. Гилфорд. Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное.Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верногоответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество всеравно ограничено. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления,идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальныеи неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативностикак общей творческой способности. Дж. Гилфорд выявил четыре основныхособенности креативности:
1. оригинальность — способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы.Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличноеот других решение;
2. семантическую гибкость- способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новоеиспользование, расширять функциональное применение на практике;
3. образную адаптивнуюгибкость — способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видетьего новые, скрытые от наблюдения стороны;
4. семантическуюспонтанную гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи внеопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентировдля этих идей.
Впоследствиипредпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но онивнесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.
Процесс творчествавключает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутыхидей и выбора из нескольких идей лучших. В жизненных ситуациях не всегдаприсутствуют все названные этапы творческого процесса. Поэтому ситуации можноразделить исходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, вкоторых требуется проявить способность к генерации идей (первый этаптворческого процесса), — критерием выполнения таких заданий выступаетколичество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основномтребуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи (второй этаптворчества). В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждойиз идей, найти способы усиления «положительных» эффектов и способы минимизацииотрицательных. Наконец, существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможныеальтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.
Сегодня психологиубеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развитьсоответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, ипреодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называютсячетыре внутренних барьера к творчеству.
Конформизм — желание бытьпохожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы невыделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детскимопытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.
Ригидность — трудностьпереключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность непозволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном,знакомом.
Желание найти ответнемедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческойпаузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения надпроблемой, отдохнуть. Если же человек во что бы то ни стало стремиться решитьпроблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.
Цензура — внутренняякритика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитаютждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственноерешение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется удетей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонныкритиковать любые действия ребенка.
Существуют дваконкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий.Критическое мышление представляет собой такое мышление, которое направлено навыявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано нес оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, сгенерацией собственных оригинальных идей. Человек, у которого слишком выраженакритическая тенденция, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы могтворить. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышлениедоминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки всобственных суждениях и оценках. Выход из этого положения состоит в том, чтобыодновременно развивать у ребенка как критическое, так и творческое мышление,заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодическисменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказываетсясобственная идея, то он сам должен ее критически измыслить. Если оригинальная,новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимообязательно предложить свое решение. В жизни большинства людей, для того чтобыих творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетаниетворческого и критического мышления. Психологи не только пытаются выяснить, какчеловек решает новые и творческие задачи, но и ищут возможности повышениятворческого потенциала личности. Среди предлагаемых способов особуюпопулярность завоевали метод «мозгового штурма» А.Осборна и метод «синектики»Дж.Гордона. В основе метода «мозгового штурма» лежит идея о том, что процессвыдвижения гипотез необходимо отделить от их оценки. В повседневной жизни нашиоценки часто сдерживают полет нашей фантазии и воображения, не дают смелым иноваторским идеям «прорваться» в сознание. Поэтому отказ от оценки и критики в«мозговом штурме» помогает найти оригинальные решения. Обычно в методе«мозгового штурма» различают три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей.Во время разминки людям предлагают несложные, часто шуточные задания типа «Какперенести воду в решете?». В фазе генерации идей людям предлагается проблемнаяситуация, нуждающаяся в разрешении. Поощряются любые идеи, даже шуточные. Всеидеи фиксируются. Обычно наиболее эффективно действует группа из 6-8 человек.На третьем этапе группа экспертов оценивает каждую из предлагаемых идей иотбирает перспективные. Метод синектики разрабатывался как модификация метода«мозгового штурма», но в процессе практического использования выяснилось, чтоон подходит не только для группового решения, но и для индивидуального. В немиспользуется основное свойство аналогий — сравнение какого-то сложного объекта(процесса) с простым. При этом лучше осознаются и понимаются свойства сложногообъекта. Различают прямую, личную, символическую и фантастическую аналогии.Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнениеисследуемого объекта с хорошо знакомыми нам объектами и процессами. Особуюценность аналогия имеет тогда, когда предметы для сравнения берутся изсовершенно других областей знаний и практической деятельности. Например, можнопредставить знакомого человека в виде домашней утвари — чайника или пылесоса.Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя на местоизучаемого объекта. Так, конструктор машины может представить себя в видевтулки или шестерни, архитектор моста — в виде несущей конструкции этого моста.При этом лучше осознаются силы, которые действуют на данный объект, и отчетливопроявляются его сильные и слабые стороны. Символическая аналогия позволяетотобразить изучаемый объект в символической форме, подобрать такие символы(знаки), которые лучше выражают его основные закономерности. Примером могутслужить задания на нахождение предметов, символизирующих ту или иную профессию.Фантастическая аналогия предполагает сравнение исследуемых объектов сосказочными, фантастическими персонажами. Она позволяет сконцентрироваться напока еще невозможных, но желаемых свойствах и признаках. Вполне вероятно, чтомысль о самолете родилась на основе сказочного прототипа ковра-самолета.Использование метода синектики предполагает активное включение воображения впроцесс решения задач.
6. Мышление и речь
Для мыслительнойдеятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием,но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь отпознаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксироватьпредставление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в словенеобходимую материальную оболочку, в которой она и становится непосредственнойдействительностью для ее субъекта, других людей и нас самих. Человеческоемышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается внеразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или инаямысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем большесовершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, темотчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Формулируя свои размышлениявслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование,закрепление, фиксирование мысли в словах помогает задержать внимание наразличных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому еепониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое,последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильноесопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессемышления. В слове заключены важнейшие предпосылки дискурсивного, т.е.рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированиюи закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть.Она прочно фиксируется в речевой формулировке — устной или даже письменной.Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться кэтой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести сдругими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшимусловием их формирования.
Вопрос о связи мышления иречи является для психологии крайне важным. Он привлекал к себе внимание ученыхна протяжении всей истории развития психологических исследований. Предлагаемыерешения были различными — от полного разделения речи и мышления и признания ихсовершенно независимыми друг от друга функциями до столь же однозначного и безусловногоих соединения вплоть до абсолютного отождествления. Современная психологиярассматривает мышление и речь как неразрывно связанные, но в то же времясамостоятельные реальности. Значительный вклад в решение проблемы соотношениямышления и речи внес Л.С. Выготский. Он писал: «Слово так же относится к речи,как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самомпростом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — этоне ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет:оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и,следовательно, выступает как акт мышления. Но слово — это также и средствообщения, поэтому оно входит в состав речи. Именно в значении слова завязан узелтого единства, которое мы называем речевым мышлением». С точки зрения Л.С.Выготского, первоначально мышление и речь выполняли различные функции иразвивались относительно самостоятельно. В филогенезе и онтогенезе мышления иречи отчетливо выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта идоинтеллектуальная фаза в развитии речи. У маленьких детей и высших животныхобнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением, — выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живогосущества, но не являющиеся знаком или обобщением, — в свою очередь есть такиевиды мышления, которые не связаны с речью. Л.С. Выготский считал, что ввозрасте около двух лет наступает критический, переломный момент: речь становитсяинтеллектуальной, а мышление — речевым.
Признаками наступленияперелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширениесловарного запаса ребенка и стремительное увеличение коммуникативного словаря.Ребенок впервые открывает для себя символическую функцию речи, осознаетобобщающее значение слова как средства общения и начинает пользоваться им какдля коммуникации, так и для решения задач. Ребенок начинает называть Разныепредметы одним и тем же словом — это прямое доказательство того, что онусваивает понятия. В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов иявлений. Если бы мы стремились назвать каждое из них отдельным словом, то тотсловарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы необозримым, асам язык — недоступным человеку. Такой язык не мог бы служить средствомкоммуникации.
Однако нам нетнеобходимости придумывать специфическое название, отдельное слово для каждогоотдельно существующего предмета или явления. В своем общении и мышлении мывполне обходимся словарным запасом, количество слов в котором намного меньшечисла обозначаемых с их помощью предметов и явлений. Это возможно потому, чтокаждое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету, а кцелому классу однотипных предметов, выделяемых по совокупности общих,специфических и существенных признаков. Понятие определяется как формамышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов иявлений, выраженная словом или группой слов. Понятие позволяет обобщать и углублятьзнания об объекте, выходя в его познании за пределы непосредственновоспринимаемого. Понятие выступает как важный элемент не только мышления иречи, но и восприятия, внимания, памяти. Оно придает всем этим процессамизбирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета илиявления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем,воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно черезорганы чувств.
Из множества качеств исвойств, заключенных в слове-понятии, ребенок сначала усваивает лишь те,которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующимипредметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, имусваивается более глубокий смысл понятия, включая и те качества соответствующихпредметов, которые прямо не воспринимаются. Процесс формирования понятияначинается задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активнымлишь тогда, когда ребенок уже достаточно овладел речью как средством общения и развилсвой практический интеллект. Первое слово ребенка выступает по своему значениюкак целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенокпередает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речиребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованиючастных смысловых единиц, таких как отдельные слова. В начальный и конечныймоменты развитие семантической и физической (звуковой) сторон речи идетразными, как бы противоположными путями.
Смысловая сторона речиразрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторонаразвивается от части, к целому, от слова к предложению. Для понимания отношениямысли к слову важное значение имеет внутренняя речь. В отличие от внешней речиона обладает особым синтаксисом. Превращение внешней речи во внутреннююпроисходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращаетсяподлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.Основной синтаксической формой внутренней речи является предикативность.Примеры предикативности обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг другалюдей, «без слов» понимающих, о чем идет речь. Таким людям нет, например,никакой необходимости в том, чтобы всегда называть предмет разговора, указыватьв каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: в большинствеслучаев оно им хорошо известно. Еще одной особенностью семантики внутреннейречи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с ихсущественным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащаетсядвойным смыслом, взятым по отдельности от каждого объединенного в нем слова.Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целоговысказывания.
Слово во внутренней речиявляется «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этотсмысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не однопредложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов,совершенно не похожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мыпользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ееособенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления,«опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речьесть процесс мышления чистыми значениями. Промежуточное положение между внешнейи внутренней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь.
Это речь, направленная нена партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает втрехлетнем возрасте, когда дети, играя, как бы разговаривают сами с собой.Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложнуюинтеллектуальную задачу, размышляет вслух, произнося в процессе работы какие-тофразы, понятные только ему самому. При возникновении затруднений в деятельностичеловека активность его эгоцентрической речи возрастает. Эгоцентрическая речьвыступает как внешняя по форме и внутренняя по по ее психологическому значению.
По мере развитиявнутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание еевнешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С. Выготский, как наусиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речивнутренней.
Заключение
Открываемые мышлениемсвойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешноприспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иныефакты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания,являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-тослучая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего вказалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления.Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классыпредметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление,будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляетобобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается приэтом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемымобъектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действиячеловека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходедействий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемогов ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явленияи сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результатекоторой достигается познание, открытие существенно нового.
Список литературы
1. Дружинин В.Н. Психология общихспособностей. СПб 1999. Гл. 13 и 35.
2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология: Учебник. М., 2004. Гл.9.
3. Рубинштейн C.Л. Основы общейпсихологии. СПб., 1998.
4. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.М., 1996.
5. Тихомиров O.K. Психология мышления.М., 1984.
6. М.И Еникеев, Общая и социальнаяпсихология. — М., 2002.
7. Р.С. Немов, Психология, словарь –справочник (в 2-х частях). — М., 2003, ч.1.
8. Психология, под редакциейА.В.Крылова. — М., 2001.
9. Л.Б. Ительсон, Лекции по общейпсихологии. — М.,2000.
10. В.Г. Крысько, Психология ипедагогика в схемах и таблицах. — М., 2000.
11. Энциклопедия психологическихтестов (в 2-х частях), ч. 2. — М., 2000.