Реферат по предмету "Психология"


Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе

Рефератна тему
 
Пенитенциарнаяпсихология и ее роль в современной реформе уголовно-исполнительной системы

Содержание
Введение
1. Пенитенциарная психология и ее роль всовременной реформе уголовно-исполнительной системы
1.1 Психологические аспекты проблемынаказания и исправления преступников
1.2 Психологические проблемы изученияличности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбываниянаказания
1.3 Социально-психологические явления всреде осужденных и профилактика их негативных влияний
Заключение
Список использованных источников

Введение
 
Пенитенциарнаяпсихология – раздел юридической психологии, где изучаютсяпсихологические аспекты эффективности различных видов наказания, психологияосужденных и их общностей, а также обосновываются меры по ресоциализации иреабилитации лиц, отбывающих наказания.
Объектомпенитенциарной психологии являются люди, находящиеся в условиях отбывания техили иных видов наказания и психологический анализ эффективности применения кним средств и методов исправительного и превентивного воздействия. В силумногоплановости и сложности проблем, решаемых исправительными учреждениями,предмет пенитенциарной психологии многократно расширялся за более чем столетнийпериод ее развития. В настоящее время в него включают вопросы, которые связаныс изучением фактов, закономерностей и механизмов проявлений психики уконкретных типов осужденных и их общностей на различных этапах отбываниянаказания, а также с разработкой научно обоснованных психологическихрекомендаций по оптимальному использованию условий и средств в ресоциализацииосужденных и в постпенитенциарной реабилитации лиц, отбывших наказание.[1]

1.Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе
Уголовно-исполнительнойсистемы
 
1.1Психологические аспекты проблемы наказания и исправления
Преступников
Спозиций психологической науки рассмотрение феномена наказания в трехракурсномплане (покарание и исправление преступников, профилактирование совершения новыхпреступлений) обосновывается спецификой психологических закономерностей имеханизмов необходимых при этом мер пенитенциарного воздействия. Впсихологическом аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностяхотрицательного подкрепления, только тогда будет действенной, если суд с учетомсубъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденногоизберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы неожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться кпозитивным самоизменениям. В этой связи выбор типа исправительного учреждения ссоответствующим режимом (общим, строгим, особым) позволяет действеннореализовать все его основные функции: карательную, воспитывающую иобеспечивающую. При этом карательная функция режима состоит в том, чтоосужденный изолируется от общества, находится под охраной и постояннымнадзором, в условиях принудительной регламентации его работы, учебы, общения идосуга, которые обеспечивают долговременное фрустрирование из-за лишения егоопределенных бытовых благ, ограничений в удовлетворении большинства базисныхфизиологических и социальных потребностей. Кара, заключенная в режиме,психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными.Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят отпенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социальногои семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретномучреждении и т.д. Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгаяорганизованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня,регламентированных условий отбывания наказания и пр.) со временем накладываетотпечаток на характер и в целом на поведение осужденного, приучая кдисциплинированности, аккуратности, исполнительности и др. Обеспечивающаяфункция режима проявляется в создании благоприятных условий для организациитруда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала исамодеятельных организаций осужденных, а также путем подключения различныхвнешних общественных объединений к работе в колониях[2].
Исправлениеосужденных в условиях отбывания наказания основывается на такой психологическойзакономерности человеческой психики, как способности ее претерпевать измененияпод воздействием специально организованной внешней среды. Еслицеленаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциалтаких средств как творческий и производительный труд, разнообразные формыобщего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы иобщественных воздействий, то можно вести речь не только о возможностиюридического исправления осужденных, но и их перевоспитания.
Средиосновных направлений ресоциализующей деятельности выступают следующие:
— психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявлениедефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психическойрегуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;
— разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповойпсихолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация;
— осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии дляосужденных, имеющих невротизацию и психопатические проявления, неадекватныепсихологические защиты и личностные акцентуации;
— разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбываниянаказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления ипредоставляющих возможности для личностного роста;
— всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных идругих связей, мобилизация их психической активности на выработку социальноположительных ценностных ориентаций и норм поведения, психологическойготовности к правопослушному поведению после освобождения.
Антирецидивныйэффект деятельности исправительных учреждений будет невысок не только из-занизкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишениясвободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовоевоспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, вобщегосударственнном масштабе системы постпенитенциарной реабилитации лиц,возвращающихся из исправительных учреждений.
Мерыспециальной превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются насоздании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого “психологического климата”, которые должны исключать или в значительной мерезатруднять совершения осужденными новых преступлений. Это обеспечивается нетолько за счет мероприятий, которые проводятся сотрудниками службы безопасностии оперативно-режимной работы исправительных учреждений, но и путемцеленаправленного управления как факторами, которые непосредственновоздействуют на осужденных в процессе реализации (воспитательный процесс и егометоды, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим ивозможности  прогрессивного отбывания наказания, труд и наличие в нем элементовтворчества и социальной полезности, возможности системы общего ипрофессионального развития), так и факторами факультативного характера (поддержание тесной связи с семьей, увлечения самодеятельным творчеством исамообразованием для повышения культурного уровня, активное участие вмероприятиях общественных и религиозных организаций и т.д.)
Постпенитенциарнаяреабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, базируется накомплексе мер: во — первых, по социальной реадаптации их к жизни в новыхусловиях на свободе, во-вторых, по социальному контролю и профилактикевероятности “ асоциальных срывов”, в том числе и совершения повторныхпреступлений.
Социальнаяреадаптация освободившихся из мест лишения свободы крайне нужна в связи с тем,что данные лица могут испытывать значительные психические перегрузки из-занарушенности прежних социальных и семейных связей, настороженности знакомых иотвержения их сотрудниками кадровых служб предприятий и учреждений, отсутствияжилья и бытовой неустроенности. Поэтому при отсутствии мероприятий поддержки иконкретной социальной помощи могут не только подавляться установки на новый, правопослушныйобраз жизни, но и возникать тягостные переживания своего одиночества ивраждебности к окружающим людям, в целом к обществу и его конкретным социальныминститутам. Как свидетельствуют результаты исследований, наибольшая вероятностьрецидивного срыва приходится на первый год после освобождения. Именно в данныйпериод требуется как социальный контроль, так и меры социальной коррекции исоциальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
Взарубежных странах, активно внедряющих пенитенциарную “реабилитационную модель”(США, Канада, отчасти Англия и Германия) вся деятельность по социальнойреабилитации освободившихся из мест лишения свободы координируется специальнымицентрами постпенитенциарной помощи. В их задачи входят вопросы потрудоустройству, проведению профессиональных и психологических консультаций идр. К социально-реабилитационной работе с бывшими заключенными также широкоподключаются общественные благотворительные организации, добровольные помощникии семьи-поручители из местных общин.
1.2Психологические проблемы изучения личности осужденных и
динамикиих психических состояний в процессе отбывания наказания
Лишениесвободы и помещение в исправительное учреждение (ИУ) –это всегда крах жизненных планов человека и резкая смена его образа жизни. Возникающиев связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления, которыев литературе часто называют “тюремным синдромом”, протекают на фоне необходимостиадаптации осужденных к условиям конкретного пенитенциарного учреждения.Обследования осужденных свидетельствуют, что наиболее острые негативныепсихические состояния осужденные испытывают в фазе первоначальной адаптации кусловиям отбывания наказания (первые 3-5 месяцев). Так, для впервые лишившихсясвободы типичны состояния фрустрации, депрессии, тоски. Внешне это можетпроявляться в апатии, отрешенности или в повышенной раздражительности по мелочам,агрессивности в отношении к окружающим (в том числе к сотрудникам учреждения)или к самому себе. Подобные проявления обусловлены как ломкой сложившихсястереотипов, так и затруднениями в общей ориентировке и утверждении в средеосужденных. При этом в зависимости от уровня криминализации личности,источников информации и субъектов “адаптационной поддержки” осужденные могутизбрать различные тактики вхождения в коллектив ИУ:
1)тактику поддержки актива и администрации;
2)тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негативной основе;
3)тактику выжидания;
4)тактику четкого нейтралитета;
5)тактику поиска покровителей;
6)тактику полной неадаптированности и самоагрессии. [3]
Учитываявозможность проявления осужденными указанных тактик, сотрудники исправительныхучреждений и должны строить индивидуальную работу с ними. При этом внимательноеотслеживание направленности внешней активности и характера переживанийосужденных, может позволить, во-первых, профилактировать возможныемежличностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотвратитьсуицидальные попытки, в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении кконкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания.
Примерночерез 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении (причем, в зависимостиот меры преодоления внутриличностных конфликтов и освоения требований внешнейсреды) для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации — “нивелировки”. Ее особенностью является то, что личностные реакции многихосужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируютсяи они все больше в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешнимпроявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т.д.)на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоениестереотипов “зоновского ролевого поведения”. Но наряду с этой тенденциейнаблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей напроизводстве, во время досуга, в построении отношений с “близкими по линиисудьбы” осужденными (“земляками”, “сверстниками” и т.п.).
Третьяфаза — “завершение адаптации”, наступающая обычно к концу первого годаотбывания наказания, характеризуется тем, что осужденные начинают ставить передсобой конкретные цели и стремятся их реализовывать в условиях учреждения, атакже жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На даннойфазе главная задача сотрудников ИУ состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденногонашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но ивыработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы(преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам,аморальные привычки и пр.). Кроме индивидуальной воспитательной работы сосужденными сотрудники исправительных учреждений (воспитатели, начальникиотрядов и др.) должны воздействовать на него и через позитивныесоциально-психологические явления (ритуалы, традиции, обычаи и т.д.), имеющиеместо в первичных общностях и коллективе учреждения.
Успешностьисправительных воздействий на осужденного во многом предопределяетсяпсихологической компетентностью сотрудников в вопросах стратификации(расслоения, поляризации) среды осужденных и наличием умений выявлять иучитывать их индивидуально-личностные особенности в построении взаимоотношенийи в воспитательной работе. Научные исследования и практика отечественныхисправительных учреждений свидетельствует, что в них расслоение осужденных наопределенные статусно-групповые категории происходит, прежде всего, взависимости от ориентации на групповые нормы — определенные правила, стандартыповедения, которые приняты в определенных группах и которым должно подчинятьсяповедение ее членов.
Еслиповедение осужденного, в первую очередь, регулируется нравственными и правовымиценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка,стремлением позитивно изменить себя, преодолеть преступные стереотипы иоказывать помощь администрации учреждения в противодействии насаждению в зоневоровских традиций. то данных осужденных относят к группе актива колонии. Этагруппа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активноучаствующих в трудовом процессе и общественной деятельности, в организациисамоуправления осужденных.
Однакосотрудники колоний встречаются и с фактами, когда в актив стремятся попастьосужденные, которые внутренне не раскаявшись в совершенном преступлении и неимея установки на ведение правопослушного образа жизни после освобождения, в тоже время в силу корыстных интересов (возможности использования предоставляемыхзаконом льгот и условно-досрочного освобождения) демонстрируют псевдоподдержкутребований администрации. Поэтому умение изобличить подобных типов людей сдвойной моралью и убедить их в пагубности последнего есть свидетельствопрофессионально-педагогического мастерства сотрудников пенитенциарныхучреждений.
Ковторой группе осужденных (причем, наиболее многочисленной) – “нейтралам” (или“пассиву”) – относят тех, кто, с одной стороны, внешне солидарен с официальныминормами и выполняет требования администрации (не нарушает режим, хорошотрудится и т.д.), а с другой – открыто не осуждает поведение нарушителейрежима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, т.к.считаются со многими неофициальными нормами, существующими в среде осужденных.Подобная двойственность в стратегии их поведения, когда поступки прежде всегозависят от создавшейся ситуации, требуют значительных воспитательных усилий состороны сотрудников исправительных учреждений. Ведь в зависимости от того, начью сторону удастся соориентировать “нейтралов”, во многом и будет зависетьдинамика развития оперативной обстановки в учреждении.
Ктретьей группе осужденных — “отрицаловке” (“блатарям”) — относятся те лица, длякоторых основным регулятором поведения выступают нормы, сформулированные в“воровском законе”:
— оппозиция, а порой и открытое противодействие администрации учреждения;
— уклонение от участия в общественно-полезном труде либо работа без усердия;
— стремление доминировать над другими осужденными и жить за их счет;
— материальная и физическая поддержка нарушителей режима (в том числе “подогрев”находящихся в ШИЗО и ПКТ);
— категорическое неучастие в работе самодеятельных организаций ипренебрежительное отношение к ним, борьба с активом за сферы влияния и т.д.
Впоследние годы наблюдается тенденция увеличения численности данной категорииосужденных. Это привело к повышению их агрессивности, моральному и физическомудавлению по отношению ко всем осужденным, которые не придерживаются “воровскогозакона”, усилению неповиновения администрации, организации побегов, захватовзаложников, массовых беспорядков.
Четвертаягруппа осужденных — “пренебрегаемые”. Это лица, чье поведение противоречит какофициальным (нравственно-правовым), так и неофициальным (“воровским”) нормам иобычаям.[4]
Отнесениеконкретных осужденных к определенным статусным категориям в зависимости от ихотношения к определенным ценностным нормам — это лишь первичная ориентация ипрогнозирование возможного направления их поведения. Полноценное осуществлениеиндивидуального подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных основано назнании индивидуальных особенностей их личности.
 

1.3Социально-психологические явления в среде осужденных и  профилактика ихнегативных влияний
Нахождениев местах лишения свободы зачастую не только разрушает сложившуюся ранее системуотношений человека с людьми, но и для преодоления чувства одиночества идефицита в общении подталкивает осужденных к поиску друзей, единомышленников. Витоге на основе общности интересов, чувства симпатии по схожести судеб,профессионального, криминального опыта или национальному признаку внутриисправительного учреждения и образуются неформальные малые группы осужденных.Они имеют разную численность, устойчивость и направленность по отношению кцелям исправительного учреждения и общим требованиям жизни в коллективеосужденных.
Функционированиюмалых групп осужденных присущ ряд особенностей:
— в них всегда складывается и существует определенная иерархическая структураотношений и зависимостей (“система ролей”);
— в них действуют свои ценностные ориентации, нормы и правила в регуляцииповедения ее членов;
— на основе групповой сплоченности демонстрируется избирательное отношение кдругим группам и конкретным типам осужденных;
— ведется активный поиск и коллективное обсуждение значимой информации, а такжевозможных групп новых действий;
— осуществляется поддержка своих членов в моральной и физической форме, а такжепродуктами питания, вещами и другими средствами, которые были приобретены в“зоновском ларьке”, получены в посылках и т.д.;
— реализуется активное стремление к совместному проведению досуга, а также кдругим формам жизнедеятельности в условиях лишения свободы.
Внаучных публикациях рассмотрение групп осужденных часто начинают с раскрытияфеноменов, присущих таким микрогруппам как “семья”. Это обычно стойкая малаягруппа, состоящая из двух или более осужденных, объединившихся на основе общихвзглядов и интересов (совместный досуг, питание, защита от посягательств ит.д.). Права и обязанности членов “семьи” обычно не имеют четкой регламентации,а определяются личностными качествами и авторитетом ее членов, и в первуюочередь ее лидера. Ведь в функции лидера “семьи” входит планирование икоординация всех ее действий, поддерживание и развитие групповых традиций иобычаев, представительство “семьи” в отношениях с другими группами, контроль заповедением членов группы, их поощрение или наказание, осуществление функции“арбитража” и пр.
Вусловиях исправительных учреждений могут возникать и более крупные по размерам,но “размытые” в плане разделяемых ценностей и норм общности осужденных, которыев специальной литературе называют “землячествами”, т.е. объединяющих лиц однойнациональности или “земляков”.
Нарядус указанными неформальными социальными группами — “семьями” и “землячествами” — в исправительных учреждениях на традициях “воровской идеи” всегда существовали икриминальные группировки осужденных. Внешне основывая свое существование на“субкультуре тюремной общины”, члены таких группировок в то же время стремятсяк авторитарной власти среди осужденных, открыто высказывают и демонстрируютнегативное отношение к режиму отбывания наказания, к труду, учебе,воспитательным мероприятиям, ведут запутывание и реальную борьбу за влияние всреде осужденных с представителями самодеятельных организаций.
Встатусно-иерархическом плане члены криминальных группировок в исправительномучреждении могут занимать места по следующим трем уровням. На высшем уровненаходится лидер, которого в различные периоды существования отечественныхисправительных учреждений называли “бывальцем”, “оборотным”, “иваном”,“блатарем”, “вором”, “положенцем”, “паханом” и т.д. Им, как правило, являетсялицо, заслужившее признание со стороны представителей уголовной среды: “вор взаконе” или “смотрящий” — криминальный авторитет, получивший мандат и имеющийподдержку от преступного сообщества на воле. Авторитет первых частоосновывается на “харизме” и ранее приобретенном статусе в уголовном мире, а увторых — тем, что они обладают общими субкультурными и специальными качествамикриминально типичной личности: более двух судимостей, своеобразный преступныйобраз жизни с разрывом всех обычных связей (семейных, культурных,национальных), тонкое знание особенностей отношений в среде осужденных,специфики профессиональной деятельности различных категорий сотрудниковисправительных учреждений и пр. Стремясь осуществлять “теневое” руководствовсеми осужденными, данные “криминально коронованные лидеры” свою властьпытаются утвердить не только на пропаганде “воровской идеи”, но и на различныхвидах принуждения, реализуемых с помощью членов подчиненной их единоличнойвласти криминальной группировки.
Навтором, среднем вслед за высшим, уровне в криминальном образовании утверждаютсялица из числа непосредственного окружения лидера, к которым чаще всего вспециальной литературе применяют термин “авторитеты”, а в среде осужденныхназывали в разные времена “козырными фрайерами”, “шерстяными” и т.д. Данныелица, обладают примерно такими же криминальными качествами как и лидер, в то жевремя по “воровскому кодексу” не имеют права свергать лидера, выдвигать иутверждать нового, т.к. их статус не утвержден решениями “блатных тюремныхсходок” или съездов “воров в законе” каждый из них, зная об этом (в том числе ио возложенных в последующем суровых наказаниях за нарушения правил криминальнойсубкультуры), всячески поддерживает лидера по руководству асоциальнойгруппировкой, в пропаганде и утверждении среди осужденных корпоративных законови правил преступного мира.
Натретьем низшем уровне в иерархии криминальной группировки находятся осужденные- исполнители. Их на блатном жаргоне часто именуют “пехотой”, “солдатами”, а всреде осужденных — “шестерками”. Они рассматриваются и используются“авторитетами” как подручные, прислуга, а поэтому не принимают практического участияв решении важных вопросов жизнедеятельности “блатного сообщества”. Составподобных лиц, крайне неустойчив, т.к. лидер и его приближение, использовав всеих возможности и связи (прием часто в качестве “средств воздействия” на другихосужденных), со временем теряют к ним интерес, отказываются от их услуг.
Прислабой дисциплине в исправительных учреждениях криминальные группировки могут,во-первых, пытаться распространить свое влияние на весь коллектив осужденных,внедряя “зоновские традиции и обычаи”, а во-вторых, за счет проведения”сходокавторитетов” добиваются сплочения и координации действий против администрацииисправительных учреждений. В последние годы в ряде мест лишения свободыкриминальные группировки представляют собой иерархически жестко структурированныеи наиболее соорганизованные сообщества, имеющие связь с внешней преступнойсредой. Они стремятся представить себя в виде руководящей “группы”,обеспечивающей внутренний порядок и выражающей иные интересы всех осужденных. Вэтой связи они в орбиту своих действий, прежде всего пытаются вовлечьосужденных из групп асоциальной направленности, которые входили до осуждения вкриминально-традиционные или уличные субкультурные образования (“братства”,“приблатненные”, “хорошие парни” и т.д.), а также отдельные земляческие инациональные неформальные образования с выраженной антиобщественной илипротивоправной ориентацией.Свое влияние криминальные группировки пытаютсяраспространить и на авторитетных нейтральных осужденных, стремясь их превратитьв “центовых” или “козырных мужиков”, взаимодействующих с “авторитетами”.[5]
Своюруководящую роль в исправительных учреждениях криминальные группировки частопытаются обеспечить, с одной стороны, за счет установления контроля ицеленаправленного распределения средств, поступающих в места лишения свободы,активного насаждения гипертрофированного понятия “арестантской чести”,организации “воровских судов” и жестокой расправы с отступниками от воровскойидеи или осужденными, творящими “беспредел”, а с другой стороны, за счет“показной лояльности” их лидеров к администрации учреждений и выбиванию от нееуступок по принципу “ты мне- я тебе”.
Чтобыусиленно противодействовать криминальным группировкам персонал исправительныхучреждений должен не только знать организационно-структурные и психологическиезакономерности возникновения и функционирования последних, но и хорошоразбираться в атрибутах насаждаемой ими в местах лишения свободы криминальнойсубкультуры.

Заключение
Внастоящее время психологами разработан ряд специальных методик для изученияэлементов криминальной субкультуры: методика пространственно-знаковойсоциометрии, психосемантический анализ арготизмов в среде осужденных,визуальная психодиагностика невербальных проявлений осужденных и пр.Представляется, что ознакомление с ними сотрудников пенитенциарных учрежденийбудет способствовать не только повышению их профессионально-психологическойкомпетенции, но и совершенствованию индивидуально-дифференцированного подхода квоспитательной работе с различными категориями осужденных.
Традиционнопредметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповыеэксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами основные детерминантызакономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются впроведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, атакже в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияниякриминальных группировок. При этом разложение малых групп отрицательнойнаправленности в исправительных учреждениях осуществляется через специальныевоздействия на их лидера, через выявление и пресечение противоправных каналов испособов криминогенного общения и взаимодействия членов асоциальной группы,через развенчание истинной сути воровских традиций и обычаев (например,“воровского общака, “прописки” и др.).
Кнастоящему времени пенитенциарные психологи разработали научно обоснованныерекомендации по воздействию на стихийные социально-психологические явления всреде осужденных по пресечению слухов, преодолению негативных последствий“зоновской моды”, воздействию на различные виды толпы и в ситуациях паникиосужденных.[6]
Вомногих научных юридических публикациях 90-х годов отстаивается мысль, чтогуманизация отечественной системы органов, исполняющих наказания,преимущественно связана с установленными в новом Уголовно-исполнительномкодексе РФ (1996г.), нормами ослабления режима отбывания наказаний, создающимиболее благоприятные жилищно-бытовые условия осужденным и рядом иных моментов,соответствующих стандартным минимальным правилам обращения с заключенными идругим документам, принятым ООН и ратифицированным российскими законодателями.Не подвергая сомнению целесообразность указанных мер, в то же времяпенитенциарные психологи обращают внимание на необходимость создания подлиннойгуманизации среды в местах лишения свободы. Последнее, по их мнению, может бытьдостигнуто не только лишь через приведение жизнедеятельности осужденных всоответствие с физическими, санитарно-бытовыми, экономическими и другиминормами, обеспечивающими “очеловеченные” условия отбывания наказания, но и сгуманистическим преобразованием психологии взаимоотношений в исправительномучреждении (причем, как между различными категориями осужденных, так и междуними и персоналом мест лишения свободы). [7]

Список использованных источников
1. Беличева С.А. Основы превентивнойпсихологии. М., 1993.
2. Башкатов И.П. Психология группнесовершеннолетних правонарушителей. М., 1993.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология.СПб., 1997.
4. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основыюридической психологии. Л., 1986.
5. Ратинов А.Р. Психологическое изучениеличности преступника. М., 1982.
6. Романов В.В. Юридическая психология.М., 1998.
7.Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.