Реферат по предмету "Разное"


Www lekcii at ua Культорология предмет культурологии

www.lekcii.at.uaКульторологияПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ1. Понятие и сущность культуры. Понятие «культура» латинского происхождения и использовалось вначале для определения процесса обработки земли. То есть, как воздействие человека на природу. Впоследствии этим термином определялось и воздействие человека на человека, то есть — воспитание, образование. Поэтому культура — это то, что создано человеком, а не природой. В узком смысле, в обыденном сознании культура понимается как искусство, театр, образование, т.е. как духовная культура. В широком смысле культура понимается как противоположность природе, совокупность результатов человеческой деятельности.Культурология — наука о культуре, её сущности, тенденциях развития и способах овладения. Она изучает факты и явления культуры, материальные и нематериальные носители культуры, тенденции развития мировой культуры и особенности национальной, культурно-исторические типы человеческой жизнедеятельности и другое.2. ^ Функции культурологи. — человекообразующая реализуется через приобщение человека к культуре. Каждый человек становится культурным тогда, когда овладевает средствами пользования достижениями общества. — преобразующая является средством развития человеческого общества, даёт возможность сделать мир людей, который отличается от мира природы. — рекреативная позволяет человеку восстановить свои силы путём посещения театров, храмов, стадионов, карнавалов и т.д. — познавательная даёт возможность познать мир и самого себя. — мировоззренческая формирует духовный мир человека. — коммуникативная (информативная) позволяет передавать исторический опыт поколений и на этой основе формирует различные типы общения. — оценочно-нормативная создает систему ценностей и норм, которые служат регуляторами общественных отношений. — интегративная выражается в способности культуры объединять людей независимо от их мировоззренческой и идеологической ориентации, национальной принадлежности в народы, страны, мировое сообщество.^ Формы существования культуры:В зависимости от того, кто создает культуру или кто потребляет , и каков её уровень различают элитарную, народную и массовую.— элитарная (высокая) создается профессиональными творцами по заказу элиты. Это классическая музыка, литература и т.д.— народная создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это мифы, легенды, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры — фольклор, он всегда связан с той или иной местностью.— массовая культура возникла в связи с технизацией общества. Ее характеризует общедоступность, развлекательность, зрелищность. Она не имеет классовых или религиозных признаков. Рассчитана на средний уровень широкой публики. Призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей и снимать психологическое напряжение.^ Типология культуры:Тип культуры определяется по ее носителю, т.е. кому она принадлежит.— мировая — синтез лучших достижений человечества.— национальная — синтез культур различных классов, слоев и групп (того или иного) общества.— доминирующая — совокупность ценностей, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.— субкультура — культура национальных меньшинств, демографических (возраст, пол), социальных (социальное происхождение), профессиональных групп.— контркультура — протест, противопоставление образцам господствующей культуры (хиппи, панки и т.д.)^ ПРИРОДА И КУЛЬТУРА Изучение этой темы позволит 1). глубже уяснить сущность культуры (ибо еще греческий философ Демокрит считал культуру «второй природой»); 2). понять серьёзность угрожающих человечеству экологических проблем.^ И человек, и культура «продукты» длительной природной эволюции. Не случайно поэтому природные факторы играли важную роль в возникновении и развитии отдельных цивилизаций. Культура не может существовать, как и человек, вне природы. Они лишь преобразуют то, что дает природа. Важно поэтому гармоническое существование природы, человека и культуры. Человек, порвав с природой, противопоставив себя ей, породил серьёзные проблемы, от решения которых зависит судьба человечества. Известные выражения:«культура, — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…оставляет после себя пустыню» (К.Маркс).«природа может обойтись и без культуры…Но культура без природы быстро исчерпает себя» (М.Пришвин) подтверждают необходимость изменения отношений «природа-человек-культура». Из того, о чем было написано выше, вытекает важность научного направления «экология» и её составляющей «экологической культуры».Экология — наука, изучающая взаимодействия общества (человека и созданной им культуры) и природы с целью сохранения окружающей среды. В широком смысле экологию рассматривают как научную основу стратегии выживания человечества.^ Экологическая культура — культура экологической деятельности. Её задание — ввести знания об отношениях природы и человека в систему ценностей культуры. Экологическая культура предполагает гармонию трех видов взаимодействия человека и природы:использование природных богатств;охрану природы как среды существования человека;разумное регулирование природных процессов, их охрану и восстановление.Для этого необходимо изменить все виды жизнедеятельности человека, его менталитет, желания, идеалы. То есть изменить в целом мировоззрение человека. Новое мировоззрение требует создание новой экологической идеологии (система взглядов и идей, в которых проявляются отношения людей к действительности, т.е. наше отношение к действительности). Экологическая идеология — это идеология жизни, единения человека с природой, при котором человеку нужно будет отказаться от личных потребностей. Диалог «природа-культура» может быть основой стабильности существования человека, общества, а, следовательно, и самой культуры.^ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ РОДОПЛЕМЕННОГО СТРОЯ) Первобытная культура сыграла важную роль для будущего развития человечества. Именно с этого периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство. Начался этот период не менее 1,5 миллионов лет назад, а закончился в границах последних 5 тысяч лет.Периодизация:I Каменный век, в котором выделяется три этапа: 1.палеолит 2. мезолит 3. неолитII Бронзовый векIII Железный век. Одним из важных и завершающих этапов каменного века был неолит (новый камень) — время грандиозных перемен в экономике: а). возникает новая техника обработки камня (шлифование, сверление); б). люди переходят к оседлости, появляются новые отрасли хозяйства — скотоводство и земледелие^ . Переход человечества от присваивающего типа деятельности (охота, собирательство, ловля рыбы) к производящему (разведение скота, выращивание сельхозпродуктов) называют неолитической революцией. Все это способствовало резкому приросту населения, который ученые называют демографической революцией. Улучшение условий существования первобытных людей способствовали развитию мышления и интеллекта. Исторически первой формой мышления и сознания, и культуры традиционно считается миф (предание, сказание, повествование). В первобытном обществе миф представлял собой основной способ понимания мира. В мифе переплетены элементы религии, философии, науки, искусства. Миф сохраняется и сейчас в форме существенных элементов современного мышления, а мифологические образы укоренены в неосознанных основах человеческой души.^ КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Ранними цивилизациями называют страны Древнего Востока: Египет, Месопотамию, Индию, Китай.Своеобразие восточной цивилизации можно понять через сравнение ее с западной (страны и народы, воспринявшие ценности Древней Греции и Древнего Рима, т.е. античные ценности). — государства на западе возникли в результате осуществления человеческой воли. На Востоке — в ответ на вызов конкретных природных условий; — абсолютное преобладание государства над обществом (людьми). В восточных деспотиях страх перед всесилием власти объединяется с безграничной верой в руководителя (царя, фараона, императора) и чиновников. Бог — египетский фараон, бог — шумерский царь, сын божественных небес — китайский император. Лишь в индии кастовое устройство общества поддерживало стабильность государства; — в культуре Древнего Востока преобладает приверженность традиции (на западе преобладает новаторство); — отличие восточных цивилизаций от западных в устойчивости. На западе движение вперед сопровождается крахом (разрушением) предыдущих ценностей, политических и экономических структур.. развитие на Востоке — это сплошная (общая) линия. Ни смена династий, ни вторжение иностранцев, ни восстания не изменяли основ восточных цивилизаций; — на Востоке велика роль религии. Буддизм в Индии, даосизм в Китае. Позже на Восток придет ислам. — на Востоке отсутствует понятие прошлого и будущего, а есть настоящее время и время мифическое; — в отличие от Запада на Востоке отсутствие понятие свободы и демократии. Восточный человек не свободен, а обязан. Он живет строго определенным образом; — культура на Востоке была элитарной.Египет Особенности древнеегипетской культуры:Иероглифическое письмо (алфавит в III тысячелетии возник до н.э., состоит из 24 согласных букв).Религиозные представления обожествляли природу и земную власть. Осирис — бог умирающей и воскресающей природы, его сестра и жена Исида, бог солнца Ра — символизировали для египтян мировой порядок.Художественный стиль — канон (просуществовал почти 3 тысячи лет не изменяясь) — это особая система изображения объемного тела на плоскости, подчеркивание социального положения и прославление фараона.^ Месопотамская цивилизация Возникла на Ближнем Востоке между Тигром и Ефратом. Наиболее важными городами–государствами были Шумер (5 тыс. до н.э.)и Вавилон (2 тыс. лет до н.э.). В Шумере возникла клинопись (письмо), положившее начало всей письменности. Здесь строили культовые сооружения из кирпича в виде ступенчатых башен — зиккураты. Изобрели колеса, изготавливали цветное стекло, создали первую профессиональную армию и первые правовые кодексы. Шумер — современная часть южного Ирана. Культура Вавилонии переняла эстафету от шумерской культуры. Вавилон — первый город мирового значения в истории человечества (53 больших храма, 55 небольших храмов, 300 малых святилищ, 380 жертвенников). Все архитектурные сооружения украшены архитектурами, рельефами. Самое известное Эсагила — 90-метровая башня — зиккурат в честь бога Мардука. Здесь находится второе из семи чудес света Сады Семирамиды, построенные по указу царя Навуходоносора. Известными являются и законы царя Хамураппи, при котором Вавилония переживала расцвет.Индия В III тысячелетие до н.э. на Индостанском полуострове возникла Хараппская цивилизация (Хараппы принадлежали к одной из веток негроидной расы). Со II тыс. начинается колонизация арийских племен. Поэтому культура Индии — это синтез культур. Вероучениями Индии является индуизм (священное писание — веды), и буддизм (священное книга «Трипитака» — три корзины закона). Индию отличает кастовое деление6 общества (особая система сословных различий). Переход из одной касты в другую или браки запрещались. Индийцы были учителями арабов и других народов средней Азии. Арабские цифры возникли в Индии.Китай Первые землевладельческие цивилизации возникли в конце III — начало II тыс. до н.э. В древности каждая китайская община имела своих богов. Но с VI ст. до н.э. формируются религии: 1). Даосизм — Дао — всеобщий закон, всемогущий творец мира, но бесформенный и безымянный; 2). конфуцианство. Конфуций создал учение мудрости жизни. Преимуществом конфуцианства было стремление объединить государственность и человечность. Именно поэтому оно является основой китайского образа жизни. В духовной культуре особое место занимают «китайские церемонии», которые заменили религиозно–мифологическое восприятие мира. В Китае боги не очеловечивались, это были божества–символы. Они (китайцы) обожествляли и почитали природу (культ Неба, Поднебесной, а правитель — сын Неба и управляет Поднебесной). Значимыми, важными в Китае были семья и культ предков. Поэтому не создавали сколько-нибудь значимых храмовых хозяйств. В Китае самый длинный канал, соединяющий Пекин и Ханьчжоу и самая большая «Великая Китайская стена». И то и другое строили сотнями лет. Китай родина сейсмографа, спидометра, бумаги, шелка, книгопечатания. Достижением материальной культуры было лаковое производство.^ АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА Под античной культурой понимают культуру Древней Греции и Древнего Рима. Древняя Греция (Эллада) является колыбелью европейской цивилизации. Секрет величия греков в том, что они умело заимствовали научные и технические достижения других народов. Основой греческой цивилизации была торговля и политическая жизнь полисов. Полис — особое устройство города-государства, представляющее собой элементарное экономическое единство города и сельской округи. В Греции возникла философия, театр, деньги. Здесь медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа. Здесь возникла историческая наука, «отцом» которой считают Геродота. При воспитании детей обязательной была музыка, поэтому от греков вся музыкальная терминология. География — Страбон, геометрия — Эвклид, один из основных законов гидростатики открыл Архимед. Трагедия — Эсхил, Софокл, комедия — Аристофан. Пять из семи чудес света возникли в Греции. А греческая мифология подарила нам слова типа «яблоко раздора», «Ахиллесова пята», «Лебединая песня» и т.д.^ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИСредневековая культура Термин “средние века” введён в научный оборот в 15 веке в эпоху Возрождения и означал период глубокого культурного упадка в противовес высокому взлёту античной культуры. Современная наука рассматривает Средневековье как исторически закономерную составную часть развития европейской культуры. Средневековая культура (5–17в.в) включает в себя: 1.Культуру Византии; 2. Культуру западной Европы; 3.Культуру государств, образованных Южными и восточными славянами (Киевская Русь, Чешское и Польское государства, Болгарское царство). История Византии (395–1453г.г) началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал г. Константинополь, основанный в 324 г.императором Константином. На месте древней греческой колонии. Отсюда и название нового государства. В 1453 Константинополь разгромили турки и Византия прекратила свое существование. В начале своего существования империя обладала огромной территорией (Малая Азия, Балканский полуостров, Сирия, Палестина, Египет, острова Кипр и Крит). Население достигало примерно 30-35 млн. человек и состояло из различных этических групп. Со временем территория Византии менялась, постепенно распадалась из-за многочисленных войн, которые вела сама или подвергалась нападениям. Будучи наследницей греко-католического мира, Византия была могущественным средневековым государством, обладающим значительными ресурсами, мощным экономическим потенциалом. В Византии сложился культ императора, отсюда пышный сложный ритуал дворцовой жизни. Второй крупной силой после императора была церковь. Несмотря на существующую гармонизацию отношений государства (императора) и церкви были и напряженные периоды во взаимоотношениях между ними и даже конфликты. Например, период «иконоборства». В 730году был положен запрет на поклонение иконам. Это была попытка воспротивиться упрочению власти церкви. Государственная власть победила, в 843 году иконопочитание было восстановлено. Но церковь Византии во все оставшееся время не имела экономической мощи и находилась в зависимости государства. В художественной культуре Византии слиты (объединены) два начала, две основы: зрелищность и духовность. Сама церемония богослужения представляла собой вид тонкого искусства, поэтому византийскую церковь современники называли «бестелесным и духовным театром». Главными византийской живописи были: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), икона, книжная миниатюра. Мозаика — выразительные картины, составленные из кусочков смальты (сплав стекла с минеральными красками). Фреска — стенная роспись по сырой штукатурке красками, разведенными водой. Иконопись — писание икон, вид живописи на религиозные темы, выполненные на деревянной доске или холсте первоначально в технике энкаустики (восковая живопись, выполненная расплавленными красками), затем темперы (связывающим веществом красок являются эмульсии из цельного яйца, желтка, водного раствора клея с маслом и др.), позже масляной живописи. Книжная миниатюра — писание книг с иллюстрациями, выполняемыми тонкой кистью, малых размеров. Частое использование краской дало название краски — миниума (minium — киноварь (минерал класса сульфидов с красными зернами), сурик (природный пигмент красного цвета). Необычайной тонкости в Византии достигли ювелирные ремесла. Процветало искусство эмалей, инкрустации из драгоценных камней, резьба по кости. Развивались науки. Лев Математик (IX ст.) заложил основы алгебры, использовал буквенные изображения. В VII был изобретен «греческий огонь» — смесь нефти, гашеной извести и различных смол.^ Особенности западноевропейской культуры эпохи средневековья связаны с феодализмом. Основные черты феодализма — натуральное хозяйство, институт (система) вассальной зависимости, сословный строй. Сословия — большие социальные слои, положение, права и обязанности которых закреплялись традициями, законами и передавались по наследству (духовенство, дворянство (рыцарство) и остальные жители, названные позднее «третьим сословием» или «народом». Т.о. феодализм породил новую систему человеческих взаимоотношений — сословно-корпоративное общество. Важнейшим фактором формирования западноевропейской средневековой культуры были христианская религия и церковь. Религия стала основным элементом мировоззрения средневековой Европы, пронизывали все сферы жизни общества. Основными центрами христианской культуры были монастыри. Школы, которые были при монастырях и использовались для обучения священнослужителей, впоследствии станут базой для создания университетов. Обучение в них проходило в форме лекций и диспутов и на латыни. Поэтому степень бакалавра получала треть студентов, а степень магистра только каждый шестнадцатый. Возникновение интеллектуальной элиты в средневековом обществе связывают с вагантами. Так называли французских школяров (студентов), которые бродили по всей Европе в поисках нового места учебы или работы. Определенное представление об их творчестве дает Международный гимн студенчества «Гаудеамус». В эпоху Средневековья сформировалась рыцарская культура (как субкультура). Рыцарская поэзия и роман положили начало всей европейской литературе и поэзии. Куртуазность — вежливость, вычурность — сложный комплекс ритуалов, обычаев. Манер, придворных и военных развлечений. Составной частью рыцарской культуры были рыцарские турниры (соревнования и бои). Средневековье — это крестовые походы на Восток. С первого крестового похода (1096 год) начинается западноевропейская экспансия на другие историко-культурные регионы. Важное место в культуре средневековья занимает народная культура (коллективный труд в средневековых ремесленных мастерских, здесь же и возникло понятие «шедевр» — доведенное до артистизма ремесло, оппозиционность по отношению к официальной культуре). Составными частями народной культуры был фольклор и карнавал (народные празднества). Карнавалы даже выделились в карнавальную культуру (субкультуру). Карнавал — это другая жизнь народа, временное освобождение от существующих привилегий, норм и запретов. В европейской культуре средневековья сформировались два художественных стиля: — романских, создавший храм-крепость и замок крепость. Романское искусство пронизывает дух воинственности и потребности самозащиты (возвышающееся на холме, со сторожевыми башнями, толстыми стенами и окнами-бойницами). — готический, появление которого связано с жизнью средневекового города-коммуны, с его борьбой за независимость. Готические соборы и ратуши необозримы, ассиметричны, высоки, с тянущимися к небу стрелами башен и башенок (Собор Парижской богоматери).Возрождение Возрождение — переходная эпоха от средневековой культуры к культуре Нового Времени, которая характеризуется обращением к культурному наследию античности. Эпоха Возрождения — это время развития внутри феодального строя капиталистических отношений. Ведущая роль в обществе переходит от дворянства к людям определенных профессий — философам, филологам, поэтам, инженерам и т.д. Эти люди изучали все человеческое, отсюда название их — гуманисты и их идеологии — гуманизма. Гуманистическая идеология Возрождения разрушала монополию церкви католической и стимулировала появление ереси (дословно выбираю, убеждаю) — точка зрения, оспаривающая религиозный догмат. Ереси имели не только антицерковную направленность, но и отражали протест новых, антифеодальных сил. Борьбу с ересями вела инквизиция. Ее деятельность была одной из причин упадка культуры Возрождения. В эпоху Возрождения, которая стала качественно новым этапов в развитии материальной и духовной культуры, активно развивается общественно-политическая мысль. Никколо Макиавелян в книге «Государь» обосновывает идею классовой борьбы, которая по сути до 1985 года была двигателем истории. В эту эпоху своим корнями уходят социалистические идеи (книга «Утопия» Томаса Мора и «Город солнца» Томмазо Кампанелла). Эпоха Возрождения дала миру огромное созвездие поэтов, писателей, драматургов, архитекторов, скульпторов, живописцев: Данте Алигьери «Божественная комедия», Франческо Петрарка «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», Джованни Боккаччо «Декамерон», Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот», Феликс Лопе де Вега «Собака на сене», Уильям Шекспир «Гамлет», «Много шума из ничего» и др., Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Мона Лиза», Рафаэль «Сикстинская мадонна», Микеланджело Буонаротти «Давид», «Моисей». Этот перечень можно было еще продолжать.Реформация Реформация — название широкого общественно-политического и религиозного движения, которое в начале XVI века охватило почти всю Европу, сыграло значительную роль в становлении буржуазно-демократических обществ и создании основ новой европейской культуры. Была направлена против католической церкви, на утверждение протестантской, буржуазной. Идеологами реформационного движения были: Мартин Лютер — основатель немецкого протестантизма,. Выступал против внешней обрядовости католической церкви. Заложил основы протестантской этики, в основе которой уважение к труду, жизненный аскетизм, аккуратность, добропорядочность, моральность. Перевел Библию. Жан Кальвин — французский теолог, способствовал радикализации Реформации, превращение её на идеологию первых буржуазных революций в Голландии и Англии. Реформационное движение способствовало освобождению науки и культуры от идеологической тирании католической церкви, избавлению человека от власти римской курии, воспитанию духа накопительства, своеобразной этики труда, развитию повсеместного образования. Одним из результатов Реформации было также выделение третьей разновидности христианства — протестантизма, в котором большими конфессиями стали лютеранство (Германия), кальвинизм (Франция), англиканство (Англия). Реформация дала мощный толчок возникновению буржуазной цивилизации и национальных государств.^ ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ XVII-XIX ВЕКОВ Новое время — это период утверждения и господства капиталистического способа производства. Рубежом, с которого начинается отсчет Нового Времени, считается Английская буржуазная революция 1642-1648 годов. В политической жизни завершается процесс формирования крупных национальных государств на основе абсолютистских монархий. С точки зрения развития культуры Новое Время принципиально отличается от всех предшествующих этапов конкретным содержанием и способом существования, так и ролью, местом в системе общественных отношений. В XVII веке наука отделяется от искусства, приобретает свое предметное пространство (становится самостоятельной областью) и начинается ее институализация (специализация). В сознании людей все более утверждается надежда на возможность улучшения жизни с помощью научных знаний. Выражение французского философа Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» и немецкого ученого Гегеля «все есть разум» полно характеризуют этот период. XVII век время утверждения рационалистического мировидения, как выражение теоретического сознания нового класса — буржуазии. Отныне только разум признается основой познания и поведения человека. В XVII- XVIII веках обосновывается две формы познавательной деятельности: рационализм (Рене Декарт), где источником познания признается разум, строго логическое рассуждение, и эмпиризм, где критерием истины выдвигается опыт, практика (Френсис Бекон). Эти новые представления, а также потребности развития производительных сил явились основой процесса становления науки и техники, поразительных научных открытий, которые были осуществлены в XVII веке: изобретен микроскоп; изучено строение мельчайших организмов; открыты физиологические процессы и система кровообращения (Уильям Гарвей); открыта необъятная Вселенная (Г.Галилей); дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон и Лейбниц); законы движения и всемирного тяготения; учение о свете (волновая теория Христиана Гюйгенса); теория атмосферного электричества (Вениамин Франклин и Ломоносов); открыты углекислый газ, водород, кислород; разработана химическая терминология. При работе над созданием паровой машины было достигнуто единство науки и производства.^ В силу всего этого XVIII столетие складывается в Европе новая мировоззренческая ситуация, основой которой становятся идеи просветительства. Отсюда название эпохи Просвещение. Просветительство исповедовало настоящий культ разума. Атмосфера научного поиска, углубление знаний о природе привели к разграничению области веры и области науки, послужившие основой секуляризации (секулярис — светский, мирской) общества. Была отторгнута церковная и монастырская собственность, изъяты из церковного ведения школьное образование и регистрация актов гражданского состояния.Просвещение XVIII века рассматривалось не только как распространение знаний, а и как моральное, гражданское воспитание. Поэтому идеи просветительств положили тому социальному подъему, который завершится Французской буржуазной революцией (1789-1794 гг.). Отличительной чертой людей XVIII века была свобода мысли. На передний план выдвигаются моральные характеристики человека, его индивидуальность, то есть личное самосознание. Пробуждение личного самосознания ведет к возможности подвергать критике государственные и общественные порядки. Идеи общественного равенства и личной свободы овладели буржуазией, которая не довольствовалась своим положением. Это и стало причиной возникновения идеологии либерализма (в переводе с латинского свободный).^ В интересах буржуазии возникает и новая наука — политэкономия. Адам Смит и Давид Риккардо положили начало трудовой теории стоимости, свободной торговли. XIX век продолжал жить теми же идеями и умонастроениями, что и век Просвещения. Неудача Великой буржуазной революции во Франции поколебала оптимистическое видение будущего, веру в силу науки и разума. Но именно Французская революция и последующие за ей события возбудили в Европе национальный вопрос. Империя Наполеона вызвала ненависть к чужеземцам, стремление к национальной независимости и культурному обособлению. Культура нации приобретает этические и эстетические формы, с особыми нравственными качествами. Культура достигла своей зрелости, хотя со второй половины 50-ых годов намечаются кризисные тенденции.^ Художественная жизнь эпохи Нового времени отличается насыщенностью и разнообразием. Бурные социальные процессы и смена традиционных взглядов на мир проявились в сложности и противоречивости общественного сознания, мироощущении человека. Это обусловило разнообразие художественных стилей и направлений. Значительное место в XVII веке принадлежит барокко (с итальянского — странный, вычурный, причудливый). Как культурно-историческая эпоха барокко фиксирует острую внутреннюю противоречивость жизни конца XVI – начало XVIII веков. Реформация и Контрреформация, утверждение нового капиталистического способа производства стали причиной дисгармонии общественной жизни, кризисного сознания господствующего сословия, утраты ощущения прочности, стабильности. Эпоха барокко началась в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Для барокко характерны экспрессия, взволнованность, напряженная динамичность, театральность, патетика. Основу искусства барокко составляет принцип контрастов. В архитектуре — пышность, декоративность, парадность фасадов и интерьеров зданий. В скульптуре — изысканность линий, в живописи — цветовая насыщенность, в поэзии и прозе — использование метафор и гипербол, стремление сделать сложной и затрудненной манеру выражения своих мыслей. В русле барокко возник новый музыкально-театральный жанр — опера, родившаяся в Италии (во Флоренции). В числе её создателей был музыкант и теоретик музыки Винченцо Галилей, отец знаменитого ученого. Параллельно с барокко существовал классицизм (с итальянского — первоклассный, образцовый). Классицизм как художественное направление тесно связан с принципами рационализма в мышлении. В системе классицизма разум становится мерой реальности и критерием оценки любых проявлений культурной жизни, критерием прекрасного. Художественные принципы классицизма основываются на идее разумности, упорядоченности, «правильности». Возникновение классицизма связано со становлением абсолютизма. Высшим достижением этого направления были драматургия и театр (Корнель, Мольер, Расин). Три первые четверти XVIII столетия в западноевропейском искусстве был распространен стиль рококо, которому присущи манерность, декоративная театральность, «легковесность». Лозунг эстетики рококо — «искусство для наслаждения» — достаточно точно и красноречиво выражало мироощущения дореволюционной аристократии, которая жила «одним днем» под известным девизом Людовика XV «После нас — хоть потоп». На рубеже XVIII-XIX веков складывается новое художественное направление — романтизм. Художники романтического направления метались в поисках выхода из трагического разлада между идеалами и действительностью. Романтический порыв к борьбе, свободе характерен для всей поэзии XIX века. Для поэтов-романтиков характерно обращение к народному творчеству. Романтический герой оказывается вырванным из привычной, обыденной жизни и поставленным в чрезвычайные обстоятельства, в которых раскрывается мощь его духа. Это герой гордого одиночества и неприятия мира из-за его несовершенства. Наряду с романтизмом в 40-е годы XIX века складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Главной его особенностью является отражение действительной жизни, связи личных судеб людей, их чувств, мыслей, с конкретными историческими условиями. Это трезвое искусство «утраченных иллюзий». Не случайно, поэтому на передний план выдвигается социальный роман. Европейский реализм выводит на арену искусства людей дела, мир предпринимательства и бизнеса, нового героя — буржуа. Но его интересуют и судьбы обыкновенного человека, счастье и несчастья массы людей и, вместо изображения романтических героев, он обращается к описанию толпы, жизни людей, составляющих массу. С конца 50-х годов XIX века искусство Западной Европы вступает в эпоху декаденса (упадок). Этот термин использовался для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX века, отмеченными настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества.^ КУЛЬТУРА РОССИИ В истории русской культуры выделяют Киевский, Московский и Петербургский этапы. Древняя русская история есть история страны, которая колонизуется. История России — история постоянного движения населения, перемещения политических, хозяйственных и культурных центров, столиц. Характер и направление колонизации определяют содержание истории России много больше, чем социально-экономические сдвиги, политические и идеологические перемены. «Культурный код», определяющий путь России, складывается из нескольких предпосылок: природно-географических (преобладание восточной экспансии и изоляция от Западного мира); социально-экономических (экстенсивный путь развития за счет пространственного расширения, а не концентрация усилий по интенсификации цивилизованной и культурной работы. За 400 дореволюционных лет территория России увеличилась в 36 раз); религиозных (основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры определялись православным христианством). Россия как бы «застряла» между основными цивилизациями, её специфика в существовании элементов различных цивилизаций в едином теле страны. Исследователи пишут о недостаточной сформированности души русского человека. Именно в этой недооформленности и заключается различие человека русской культу


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.