Эссе на тему
«Особенности современнойситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского»
В настоящеевремя наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленноемногообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основнойзадачей психологии является учение законов психической деятельности в ееразвитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронтпсихологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новыегипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломовв книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуясовременное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастаетпотребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблемпсихологической науки и ее общей теории».
Областьявлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния исвойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарногоразличения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, доборьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, аописание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают,и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемыхявлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работане исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемыхзнаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том,чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникаютметодологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается нанечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подменытеоретического знания эмпирическим.
Я считаю, чтоосновная заслуга Выготского заключается в том, что он «напрочь» разрушилтрадиционную предметную область психологии, так как Лев Семёнович опирался наестественнонаучную парадигму в психологии.
Как известно,прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической(мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизнисущественно изменилась. Она все более становится областью особойпрофессиональной практической деятельности в системе образования, впромышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д.Включение психологической науки в решение практических задач существенноизменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требуетпсихологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферахжизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческогофактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий кругсоциально-психологических, психологических и психофизиологических свойств,которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретнойдеятельности.
Исследованиепрактически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и допсихических свойств личности, – направленное на раскрытие объективных законов,которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научнойбазы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения ивоспитания.
Знаменательно,что за выбором Льва Семёновича той или иной исследовательской стратегии впсихологии стоит, во-первых, определенное понимание характера связитеоретической психологии с практикой, во-вторых, определенное решение проблемыпредмета психологической науки. Так переориентация методологии психологии напринцип практики (психотехническая парадигма) направлена на устранение разрывамежду теоретической и практической психологией. В качестве предметаисследования в этом случае выступает психотехническая деятельность поорганизации и реорганизации сознания человека. Реализация естественнонаучнойпарадигмы (в ее нынешнем виде) в большей степени способствует параллельному иотносительно независимому существованию фундаментальной и прикладнойпсихологии, порождая проблему приложения теоретических знаний на практике.
Сравнение виденияпсихологии Выготским с видениями его предшественников и современников приводит меняк выводу об особой роли Л.С. Выготского в истории психологической науки,заключающейся в открытии новой эпохи в развитии психологии – эпохи «неклассическойпсихологии. Суть осуществленного Выготским переворота в психологической наукеоценивается при этом по-разному.