Реферат по предмету "Психология"


Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский государственный гуманитарный университет
Кафедра психологии
Курсовая работа
по теме: “ Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте”
Выполнил студент
IV курса естественно – географического факультета
очной формы обучения
Шахова Елена Сергеевна
Научный руководитель
ассистент кафедры психологии
Сергеева Кристина Владимировна
Владимир 2008

Содержание
Введение
Глава I.Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста
Глава II.Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методыисследования
2.1 Методикасоциально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса
2.2. Исследование конфликтности уподростков
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический список
Введение
 
Актуальность исследования. Однойиз актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденцийв подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность,особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализпроблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Подростковый возраст – это возрастсерьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка.Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не толькопроисходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но ивозникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этогосложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строенииличности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность,повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложностии противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий ихразвития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления,создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности иконфликтности.
В последнее время взрослые все чащеоказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящиена их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологическихзнаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделатьменее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родителии школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности вэтом возрасте. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подросткапозволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы.
Методологической основой исследованияявились работы Д.И.Фельдштейна, А.Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияниелинии воспитания в семье и школе на конфликтность детей. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский,И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологиюагрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Цель работы: изучить особенностиконфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.        Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2.        Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
3.        Сформулировать рекомендации по воспитательной и психо-коррекционной работес конфликтными подростками.
Гипотеза исследования: в подростковомвозрасте наблюдается повышенная конфликтность.
Методы исследования:
I.    Теоретическийанализ литературных источников.
II.   Тестирование.
1.        Опросник А. Баса – А. Дарки
2.        Опросник К. Томаса
Эмпирическая база исследования:В исследовании приняли участие учащиеся девятого класса МОУ СОШ №15 г. Владимирв количестве 30 человек.
Практическая значимость. Проведенноеисследование может быть использовано педагогами и воспитателями школ, работающимив среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологамидля составления программ психо-коррекционной работы с подростками.
Глава I. Теоретико-методологическийанализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
 1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
Один из возможных вариантов определенияконфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описываетсякак «предельный случай обострения противоречия» (Философская энциклопедия, 1964,с. 55).
Тогда, например, социальный конфликтможет быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий,выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств,социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностьюили существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» (Социологическийсловарь, 1991, с. 80). А.Г. Здравомыслов, автор наиболее фундаментальной отечественноймонографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что «конфликт – это важнейшаясторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия.Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социальногодействия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересамии потребностями» (Здравомыслов, 1995, с. 94). Р. Дарендорф, наиболее известный западныйисследователь социального конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами,которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные(«явные») противоположности».
«Психологический словарь» определяетконфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональнымипереживаниями» (Психологический словарь, 1983, с. 161). А.Я Анцупов и А.И. Шипиловпредлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способразрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийсяв противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями»(Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004).
Б.И. Хасан, один из известных отечественныхисследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт –это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменномвиде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этогоспециальной организации».
Вместе с тем любой конфликт представляетсобой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящиеценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своегоразрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении.Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя иявляет» (Хасан, 1996, с. 33).
Если исходить из психологическойсущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций,возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.
Ситуация может быть рассмотренакак сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представленыв виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации.
По мнению Б. Шведина, трудная ситуация– это «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности».Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивовличности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональнымивозможностями человека.
Общие признаки трудной ситуации:
— наличие трудности, осознание личностьюугрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
— состояние психической напряженностикак реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;
— заметное изменение привычных параметровдеятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».
Основными видами трудных ситуацийявляются трудные ситуации деятельности, бытийные, социального взаимодействия и внутриличностногоплана.
Одним из основных признаков труднойситуации служат препятствия, которые рассматриваются как угроза реализации мотивов,поставленных целей.
В зависимости от того, как воспринимаетсяугроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1) трудность как потенциальнаяугроза (проблемные ситуации деятельности, бытийные ситуации неизвестности, проблемныеситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);
2) трудность как непосредственная,уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности,бытийные ситуации опасности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностныеконфликты); потерь.(Анцупов А.Я, Шипилов А.И.,2004)
В трудной ситуации социального взаимодействиядругой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствиедля реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Этовызывает психическую напряженность.
Рассмотрим основные трудные ситуациисоциального взаимодействия. Проблемная ситуация характеризуется наличиемпротиворечия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействиядруг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая являетсяосновой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.(Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.)
Предконфликтная ситуация отличаетсяот проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или однойиз сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение моральногоили физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношенияк другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.
Для конфликтной ситуации свойственныпротиводействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защитусвоих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему моральногоили материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативныеэмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируютв определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидивамобилизуются для достижения победы над оппонентом. (Здравомыслов А.Г. Социологияконфликтов – М., Аспект-Пресс,1996)
Трудные ситуации внутриличностногоплана.
Они представляют собой психическиесостояния различной интенсивности, вызванные противоречивостью чувств, затянувшейсяборьбой различных сторон внутреннего мира личности, и задерживающие принятие решения.Основные из них – внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы.
Внутриличностные затруднения –относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психическиесостояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствия решения проблемы.
Внутриличностные конфликты– наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностногоконфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологическойустойчивости.
Внутриличностные (жизненные) кризисывыступают как особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиесязаметными психологическими изменениями.
Человек, находящийся в трудной ситуации,получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутреннихсостояниях; о результатах своих собственных действий. Обработка этой информацииосуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результатыобработки этой информации влияют на поведение личности в трудной ситуации. По мнениюВ. Мерлина, когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкиваетсяс противодействием. В результате различных внешний и внутренних противодействийвозникает трудная ситуация. Если в стремления личности включено собственное «Я»,то такая угроза воспринимается как личная.
По мнению некоторых специалистов(например, Н. Наенко), трудная ситуация порождается преимущественно объективнымиобстоятельствами. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004).
Типы поведенческого реагированиясубъекта на трудную ситуацию.
Активный тип реагированияна трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к труднойситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить какконструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможныхвариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышениеэффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности,спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению кдругому или самому себе, ухудшение функционирования и т.д., нервные вспышки, истерическиереакции).
Пассивный тип поведения, деятельностии общения в трудной ситуации может быть реализован также в двух формах: как приспособлениеи как уход из ситуации. Приспособление рассматривается как отказ от отстаиванияинтересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижениеэффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям,и др.
Уход из ситуации реализуется в такихповеденческих проявлениях, как: избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи,уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.д. (Гришина Н.В.,2005).
Основные виды классификации конфликтов
Один из существенных признаков конфликта– характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующиестороны, решающим образом зависят характеристики конфликта.
Важнейшей особенностью конфликтаявляетсяхарактер потребности человека, за удовлетворение которой он борется.Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархическисвязанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасностии защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. Вслучае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт.Если использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей и представитьих в виде материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будетиметь вид:

/>

Важной характеристикой конфликтаявляется острота противодействия участвующих в нем сторон. В западной конфликтологииэта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основаниювыделают конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкойинтенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивностизавершается физическим уничтожением одной из сторон. (Андреев В.И. Основы педагогическойконфликтологии. — М., 1995.)
В зависимости от сфер жизнедеятельностичеловека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные,трудовые, политические и др.
Существенной количественной характеристикойконфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность.В общественном транспорте конфликт может длиться десятки секунд.
Каждый конфликт имеет конструктивныеи деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементовв конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные инегативныепоследствия одновременно, и деструктивные.
Конфликты можно классифицироватьв зависимости от степени разработанности нормативных способов их разрешения(АнцуповА.Я., Шипилов А.И., 2004).
Причины возникновения конфликтов
Возникновение и развитие конфликтовобусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих,социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основномобъективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный.
К числу объективных причин конфликтовможно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей,которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок. Объективные причиныприводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтнойситуации.
Субъективные причины конфликтовв основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов,которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другойспособ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссноерешение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентомобоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия.Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтногоили одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которыхчеловек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективныйхарактер.
Вторая группа объективных причинконфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизмаприсущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческиепричины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов,групп.
Структурно-организационнные причиныконфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности,которой она занимается.
Чем больше структура организациине соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее эффективнофункционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтоввозникает в ее коллективах.
Функционально-организационныепричины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организациис внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками.Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемымзадачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системыболее высокого порядка. Эффективная работа организации невозможна без отлаженныхфункциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам.
Личностно-функциональные причиныконфликтов связаны с неполным соответствие работника по профессиональным, нравственными другим качествам требованиям занимаемой должности.
Ситуационно-управленческие причиныконфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненнымив процессе решения управленческих и других задач. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004).
Социально-психологические причиныконфликтов
К числу социально-психологическихотносятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействиемлюдей, фактором их включения в социальные группы.
Одной из таких причин являются возможныезначительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповойкоммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без нередкосущественных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касаетсяпроблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации содержится на уровнебессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-заограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка временине высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаиваетсяговорящим, если ему сообщать эту информацию невыгодно. Из того, что сказано, многоене усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания.Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, о оценивает, делая выводы, отличающиеся(а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.
Неправильное понимание людьми другдруга может быть основной причиной конфликтов либо усложняет разрешение социальныхпротиворечий, возникших по иным причинам. Более подробно информационное взаимодействиеоппонентов рассмотрено в гл.
Второй типичной социально-психологическойпричиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействиедвух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могутиграть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию.(Гришина Н.В.,2005).
Личностные причины конфликтов
Личностные причины конфликтов связаныпрежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Ониобусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействияс другими людьми и окружающей средой.
Если говорить о причинах конфликтов,которые в большей степени можно отнести к психологическим, то важной среди них являетсяоценка поведения другого как недопустимого. В процессе социального взаимодействияу человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения,деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию.Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательнымии недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностейчеловека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию,особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнераукладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжаетсябесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтнойситуации, а недопустимое – к конфликту. (Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов)
Структура конфликта.
Конфликт как многомерное явлениеимеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивыхсвязей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличиеот других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамическивзаимосвязанная целостная система и процесс.
Кроме понятия «конфликт» часто используетсяи «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтнаяситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный«фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структураконфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.
Каждая конфликтная ситуация имеетобъективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнемс объективного содержания конфликтной ситуации. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004).
Участники конфликта.
В любом социальном конфликте, будьто межличностный или межгосударственный конфликт, основные действующие лица – люди.Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте),как официальные лица или как юридические лица. Они могут образовывать различныегруппировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.
Основные участники конфликта.Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта,которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действиядруг против друга.
Противоборствующие стороны– ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон исходит из конфликта, тоон прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым,то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, чтоинтересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.
Часто в конфликте можно выделитьсторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициаторомконфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому,это не очень удачное понятие, так как априори несет определенную негативную смысловуюнагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что онанеправа.
Часто выделяют такую характеристикуоппонента, как его ранг. Ранг оппонента – это уровень возможностей оппонентапо реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельностиего структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальныевозможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия.Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.
Группы поддержки.Практическивсегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представленыотдельными индивидами, группами. Активными действиями, либо только своим присутствием,молчаливой поддержкой они могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта,его исход.
Группы поддержки могут быть представленыдрузьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегамипо работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов.В межгрупповых и межгосударственных конфликтах – это государства, различные межгосударственныеобъединения, общественные организации, средства массовой информации.
Другие участники. В даннуюгруппу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результатыконфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – лицо, организацияили государство, подталкивающие другого участника к конфликту. Сам подстрекательможет затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязатьконфликт и его развитие. Организатор – лицо или группа, планирующие конфликт,различные пути обеспечения и охраны участников, и др. (Гришина Н.В.,2005).
Предмет конфликта.
Ядром любого конфликта является противоречие.В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте,отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу.В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает иобостряется противоречие.
В большинстве случаев суть противоречияв конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют такимпонятием, как предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основногопротиворечия конфликта.
Предмет конфликта – это объективносуществующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие,из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. (ЗдравомысловА.Г. Социология конфликтов–М., Аспект-Пресс,1996)
Объект конфликта.
Еще одним непременным атрибутом конфликтаявляется его объект. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная(власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованиюкоторой стремятся оба оппонента.
Чтобы стать объектом конфликта, элементматериальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных,групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятсяк контролю над ним. Поэтому некоторые авторы считают, что объект конфликта долженбыть неделим. Однако объект конфликта может быть как неделимым, так и делимым. Условиемдля конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта,желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает болееширокий спектр вариантов разрешения конфликта, т.е. для конструктивного разрешенияконфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.
Обязательно ли наличие объекта вконфликте? Существует мнение, что конфликт может и не иметь объекта. Наряду с «объектными»выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремленияхк контролю над чем-то.
Важно уметь выделить объект конфликта,чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделениеложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы. (Анцупов А.Я.,Шипилов А.И., 2004).
Психологические компоненты конфликта.
Важными психологическими составляющимиконфликтной ситуации являются мотивы. Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлениюв конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешнихи внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Мотивы выражаютсяв их целях. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результатеконфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной,групповой значимости) результат. Базисными побудителями активности оппонента в конфликтеявляются его потребности, интересы, ценности. .
Последним элементом является позиция.Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаясяв соответствующем поведении и поступках.
Конфликтное поведение. Состоитиз противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуютсяскрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевойсферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересовкаждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальнуюреальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в большой степени влияют другна друга, вытекают из предыдущих действий другого, т.е. взаимообусловливаются, тов любом конфликте они приобретают характер взаимодействия. (Здравомыслов А.Г. Социологияконфликтов–М., Аспект-Пресс,1996)
Конфликтное поведение имеет своипринципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных принциповконфликтного противоборства выделают: концентрацию сил; координацию сил; нанесениеудара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времении др.
Стратегия поведения в конфликтерассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установкана определенные формы поведения в ситуации конфликта. Выделяют следующие стратегии:соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.
Достичь своих целей в конфликте человекможет с помощью: противоборства («борьба»), отстаивания своей позиции на основенорм и правил («право»), манипуляции другим («хитрость») и открытого разговора («диалог»).
Нормативная стратегия представляетсобой линию поведения, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетаниис уважением к личности оппонента. Конфронтационная (или агрессивная) стратегиярассматривается как конфликтный тип поведения. Она предполагает активное использованиеугроз, психологического давления, оскорблений, блокирующих действий, физическогои морального насилия.
Манипулятивнаястратегияпредусматривает достижение поставленных целей путем косвенного психологическоговоздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действоватьв нужном для манипулятора направлении.
Переговорнаястратегияпредполагает реализацию стремления личности обсуждать проблему, вести активный диалогпо поиску компромисса, двигаться к разрешению противоречия путем уступок (одностороннихили обоюдных), а также находить такое решение, которое устраивает обе стороны. (ГришинаН.В.,2005).
 1.2. Психологические особенности подросткового возраста
 
Подростковый возраст имеет важноезначение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяетсяобъём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходятощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновениемновых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовываетсяобщая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всёэто происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка,на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистамикак переходный, сложный, трудный, критический. Это словно второе рождение,писал В.А. Сухомлинский: «И глаза не те, и голос уже не тот, и это самое главное- восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересывсё качественно иное». Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими,противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия,отклонение от общественных правил. В.А. Сухомлинский, выделяя такие противоречияв духовном развитии подростка, считал их естественными, соответствующими этому периодувозрастного развития ребенка. Это непримиримость к злу, неправде, готовность боротьсяс несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желаниебыть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательномувоздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать.Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это богатствожеланий, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении.Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическаявосторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достиженийи легкомысленное отношение к учебе. (Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., 2003).
Такое поведение и отношение к тому,что подростка окружает, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом психофизиологическихпричин, обусловленных возрастными изменениями. В связи с неравномерностью ростаи развития у подростков наступают временная дисгармония в координации движений,определенная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие измененияпараметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, которыйподростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вестисебя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются.
В связи с быстрым развитием возникаюттрудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтомудля подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепадывызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Вообщев подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этомуследует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическими физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму « гормональнуюбурю». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающеепроцесс полового созревания. Половое созревание зависит от эндокринных измененийв организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа,стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложноевзаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическоеи физиологическое развитие. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорцийтела. В первую очередь увеличивается длина рук, затем ног. Появляются вторичныеполовые признаки – внешние признаки полового созревания. У мальчиков меняется голос(КулагинаИ.Ю., Колюцкий В.Н., 2003).
Все эти процессы перестройки организмадлительные и нелегкие, но совершено необходимые для превращения ребенка во взрослогочеловека, во взрослую личность, становятся причиной и основой подросткового кризиса.
Благодаря бурному росту и перестройкеорганизма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируетсяновый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенкомостро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональностьчастей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскуючистоту, излишний вес или худоба-всё расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности,замкнутости, даже к неврозу. (Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.)
Тяжёлые эмоциональные реакции насвою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкимивзрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот,бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающиеребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
На образ физического «Я» и самосознаниев целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываютсяв наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможностиличностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверенныв себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны.Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности,увереннее в отношениях со сверстницами. (Мухина В.С. Возрастная психология.)
Одновременно с внешними, объективнымипроявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себекак взрослому. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованиемподросткового возраста. Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Онопроявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендуетна равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию.Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградитькакие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности,отношений со сверстниками, может быть – учебы. Чувство взрослости связано с этическиминормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный«кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношенияхсо сверстниками. На вооружение берутся чисто внешние сторонывзрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений.Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности,пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя.Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят кразногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуацийможно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психического развитияребенка.
Наряду с чувством взрослости Д.Б.Эльконинымрассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казатьсяи считаться взрослым. Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того,в какой сфере пытается утвердится подросток, какой характер приобретает его самостоятельность.Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторонавзрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству.Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен ребенок,- признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста.После поисков себя, личностной нестабильности у ребенка формируется «Я — концепция»- система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Подростокоткрывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новымиотношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подростокхочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел быбыть. Образы «Я», которые подросток создает в своем сознании, разнообразны– они отражают все богатство его жизни.
Физическое «Я» т.е. представленияо собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях,о силе характера, общительности, доброте, соединяясь, образуют большой пласт «Я– концепции» — так называемое реальное «Я». Познание себя, своих качеств приводитк формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я – концепции». С нимсвязаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать,какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности.(Мухина В.С. Возрастная психология.)
Подросток – еще не цельная зрелаяличность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично.Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подростковоговозраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплиментили насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточностабилизируется, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит,часто включаются механизмы психологической защиты. Помимо реального «Я», «Я – концепция»включает в себя «Я – идеальное». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознаниисвоих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемыйподростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводитк неуверенности в себе.
Подросток обладает сильными потребностямив самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражаетсяв стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразныхувлечениях. Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подростковоговозраста. Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Ведущей деятельностьюв этот период становится интимно – личностное общение. (Крутецкий В.А. Психологияподростка. – М., 1965.)
В подростковом возрасте продолжаетразвиваться теоретическое рефлексивное мышление. На основе общих посылок он строитгипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико – дедуктивно. Подросток не толькодает правильное решение, но и логически обосновывает его. Он умеет оперировать гипотезами,решая интеллектуальные задачи. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления.Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшаяинтеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Активно осваиваютсямнемонические приемы. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения.Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.
Таким образом, подростковый возрастхарактеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подросткиплохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивностии конфликтности.
 1.3. Конфликтность, как особенность протекания подростковоговозраста
Все физиологические особенности подростковоговозраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразованийсопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь.После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурными сложным. Это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта противстарших, возраст сильных эмоций и переживаний. Развитие на этом этапе идет быстрымитемпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главнаяособенность подростка — личностная нестабильность. Анна Фрейд так описала эту особенность:«Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственнымпредметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодовсвоей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступаютв страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно,как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества,а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинениемизбранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти». (Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н., 2003).
Тревожащие моменты в поведении частиподростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимаютустойчивый характер обычно в процессе стихийно — группового общения, складывающегосяв разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихсяна почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием некакой-либо генетической предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступаетлишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношенийвзрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. Отношения взрослыхк растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя кконфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности,самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, подростокпротестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживостипоступков. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых.Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, нои среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитиюсоциальной активности подростка – он ребенок и должен слушаться. В результате междувзрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который,многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковомвозрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутреннихи внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальныйход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновенияи проявлении конфликтности.
У ребенка в подростковом возрастепроисходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занятьновую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этомсоциальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становятсядля него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подросткомчувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростковлежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, егопринуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.).( Крутецкий В.А. Психологияподростка. – М., 1965.)
Выделяют четыре группы подростковна основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности. Первуюгруппу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных,примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформацияценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость,отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны,циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладаетфизическая агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированнымипотребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, ониотличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положениеза счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая сменанастроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления омужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применениюфизической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Третьюгруппу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивнымипотребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностьюинтересов, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху,апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность. В четвертуюгруппу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями,но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругомобщения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Дляэтих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальнаяагрессивность и негативизм. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивногоповедения подростков.)
Агрессивность в личностных характеристикахподростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых,из – за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующемповедении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природныеособенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующиеформированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумениесдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психическойорганизацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани ипр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворитьсвои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кромедраки, или, по крайней мере, словесных угроз. Наиболее полную картину сущности агрессивногоповедения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играютчувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п.Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями,выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и т.д. (АндреевВ.И. Основы педагогической конфликтологии)
В современном обществе проблема агрессивногоповедения является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Психологивыделяют следующие формы агрессивных реакций:
Физическая агрессия (нападение)– использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия,окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни накого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).
Вербальная агрессия – выражениенегативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Склонность к раздражению –готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционнаяманера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.
Обида – зависть и ненавистьк окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительныеили мнимые страдания.
Подозрительность – недовериеи осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намереныпричинить вред. (А. Басс, А. Дарки)
Агрессивные подростки, как правило,имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития,неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостьюнравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций. Они эмоционально грубы,озлобленны против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдаетсякрайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимальноотрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находитьвыход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами,регулирующими поведение. Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуальнои социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа,демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятсяв некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивыев целях и средствах компании подростков.
Личность подростка формируется несама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которойподросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи. Настановление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близостьмежду родителями и детьми, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стильсемейного руководства. Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивноговоздействия на растущих детей.(Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровьедетей.)
Семья не выполняет такие важнейшиефункции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности.Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различнымивидами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию;другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья – переоценивает ребенкаи недостаточно его контролирует. Подростки, которые встречаются с насилием у себядома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивномуповедению. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственныхпредставлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способсамоутверждения, что связано с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следуетотметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерамкак конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствамиинформации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивныеформы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средствомдемонстрации своей значимости. Это проявляется и желании занять определенное местов референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которогонельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятсяразличные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивностьчасто рассматриваются как доказательства «бывалости», «мужественности». (АндреевВ.И. Основы педагогической конфликтологии)
Имеющий место отрицательный микроклиматво многих семьях, как и системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых,обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной частиподростков, стремления делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективныепредпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительныхдействий.
Интенсивное развитие самосознанияи критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживаетпротиворечия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представленияо себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношенияк себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярныхкачеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность,развязность и застенчивость. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивногоповедения подростков.)
Мальчики и девочки по – разному проявляютагрессивность. Наибольшей агрессивностью отличаются 12-15-летние подростки – мальчики.У них преобладает физическая агрессия, которая с возрастом затухает, а у девочекс возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К 15-18 годам у мальчиков происходитвсплеск вербальной агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идет значительноеувеличение ее у девочек. Негативизм значительно проявляют мальчики во все возрастныепериоды. (Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. )
Таким образом, проведенный анализлитературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышеннаяагрессивность и конфликтность, вторые обусловлены спецификой протекания данноговозрастного периода. Однако, данное утверждение не означает, что это неизменноеявление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативностьпротекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий такихкак, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье,отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучениесуществующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер поснижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.Глава II. Исследование конфликтногоповедения у старших подростков. Организация и методы исследования
Проведенныйтеоретико-методологический анализ литературы по проблеме подростковой агрессивностивыявил недостаточную разработанность вопроса развития агрессии в старшем школьномвозрасте. Большинство исследований указывают лишь на причины появления отклоняющегосяповедения и не выявляют особенности агрессивного поведения в данный период. Приэтом учителями и психологами школ отмечается все возрастающая эмоциональная нестабильность,неуравновешенность и общая агрессивность подростков.
В связис этим основной целью эмпирического исследования явилось изучениеособенностей агрессивного поведения старших школьников и возможностей ее коррекции.
Цель конкретизироваласьчерез постановку ряда эмпирических задач:
1.        Исследовать уровень агрессивности и особенностиагрессивного поведения старших школьников.
2.        Сформулировать рекомендации для родителейи учителей по работе с агрессивными детьми.
3.        Разработать комплекс занятий по снижениюуровня агрессии и освоению конструктивных способов управления агрессией.
В исследованииприняли участие 30 старших школьников 9-го класса в возрасте 15-17 лет средней общеобразовательнойшколы №15 г. Владимира. Из них 15 мальчиков, 15 девочек. Для реализации поставленныхзадач применялись следующие психодиагностические методики:
ОпросникА. Басса – А. Дарки для диагностики состоянияагрессии (адаптация А.К. Осницкого) [8]. Авторыданной методики понимают под агрессивностью свойство личности, характеризующеесяналичием деструктивных тенденций, в основном в области субъект-субъектных отношений.Как всякое свойство, агрессивность имеет различную степень выраженности: от почтиполного ее отсутствия до максимального развития. Каждая личность обладает определеннойстепенью агрессивности. Чрезмерное ее развитие определяет облик личности, котораяможет стать конфликтной, жестокой, поведение ее принимает социально неодобряемыеформы. Определив уровень таких деструктивных тенденций, которые сопряжены с эмоциональнымипереживаниями, гневом, враждебностью, можно с большой степенью вероятности прогнозироватьпроявление агрессии. Это понимание агрессии положили в основу своей методики А.Басс и А. Дарки. При этом они разделяли агрессию и враждебность, которую понималикак реакцию, развивающую негативные оценки людей и событий.
Исходяиз положений теоретической части данной методики, все агрессивные проявления подразделяютсяна два основных типа:
— мотивационнаяагрессия, или агрессия как самоценность;
— инструментальнаяагрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявлятьсякак под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями:гнев, враждебность).
В большейстепени значимы проявления мотивационной агрессии как прямое проявление реализацииприсущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких тенденций, можнос большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационнойагрессии. Опросник Басса – Дарки и является одной из таких диагностических процедур.Создавая опросник, А. Басс и А. Дарки решили учесть различные формы агрессивныхреакций. А. Басс, отдавая предпочтение бихевиоральному аспекту гипотезы «фрустрации– агрессии», предлагал разграничивать две реакции: реакцию, проявляющуюся «внешне»,активно по отношению к конкретным лицам, которую он определил термином «агрессия»,и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивуюпозицию по отношению к окружающим, — такая реакция определяется А. Бассом как «враждебность».
А. Басси А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1.     Физическая агрессия.
2.     Косвенная агрессия.
3.     Раздражение.
4.     Негативизм.
5.     Обида.
6.     Подозрительность.
7.     Вербальная агрессия.
8.     Чувство вины.
Опросниксостоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Физическаяагрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуютсуммарных индекс агрессивных реакций; а обида и подозрительность – индекс враждебности.
При составленииопросника А. Басса и А. Дарки пользовались следующими принципами:
1.     Вопрос может относиться только к одной формеагрессии.
2.     Вопросы были сформулированы таким образом,чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения или неодобрения.
МетодикаБасса – Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения.Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий подростковагрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе стем эта методика позволяет получать данные о готовности подростков действовать вопределенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяютсделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выборспособов с реально действующими смыслообразующими мотивами.
ОпросникБасса – Дарки является наиболее приемлемым инструментом для измерения агрессии уподростков с девиантными формами поведения.
Из проективныхметодик в соответствии с целями и задачами исследования применялись: тест «Рука»и рисуночный тест фрустрации С. Розенцвейга.2.1 Методикасоциально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса
Тест предназначен для изучения личностнойпредрасположенности к конфликтному поведению человека. В своем подходе К. Томасделает акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. На ранних стадиях- изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», этот термин подразумевает,что конфликт можно и необходимо разрешить. Целью разрешения конфликтов, таким образом,было некоторое бесконфликтное состояние, где люди взаимодействуют в полной гармонии.
В последнее время произошло существенноеизменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оновызвано, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: во-первых, осознанием тщетностиусилий по полной элиминации конфликтов, а во-вторых, увеличением числа исследований,указывающих на позитивные функции конфликтов. Поэтому акценты должны быть смещеныс элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим необходимосконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формыповедения в конфликтных ситуациях характерны для людей, каким образом можно стимулироватьпродуктивное поведение.
Для описания типов поведения применяетсядвухмерная модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в нейявляются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам людей, вовлеченныхв конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственныхинтересов.
Соответственно выделяются следующиеспособы регулирования конфликтов:
Соперничество (конкуренция) как стремлениедобиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Приспособление, означающее, напротив,принесение в жертву собственных интересов.
Компромисс.
Избегание, для которого характернокак отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижениюсобственных целей.
Сотрудничество, когда участники ситуацииприходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Предполагается, что при избеганииконфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, какконкуренция, приспособление и компромисс, один участник оказывается в выигрыше,а другой проигрывает либо проигрывают оба, так как идут на уступки. И только присотрудничестве обе стороны оказываются в выигрыше.
В опроснике каждый из пяти перечисленныхвариантов описывается двенадцатью суждениями о поведении человека в конфликтнойситуации. Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить,к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждоеиз двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным дляхарактеристики его поведения.
Количество баллов, набранных испытуемымпо каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлениюсоответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тест можно использовать при групповыхобследованиях и индивидуально.
Количество баллов, набранных индивидомпо каждой шкале, дает представление о выраженности у испытуемого тенденций к проявлениюсоответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Выбранные методики валидны, стандартизированы,являются классическими методиками изучения агрессивных тенденций, соответствуютвозрастным нормам и задачам исследования.2.2. Исследование конфликтности у подростков
На первом этапе исследовался общийуровень агрессивности и конфликтности, а также выявлялись конкретные виды агрессивныхтенденций, вызывающие конфликты по методике А. Басса — А. Дарки. Результаты представленыв таблице № 1 приложения 1 и диаграммах № 1,2.
Диаграмма 1
Агрессивность подростков по методикеА. Баса-А. Дарки
/>
По результатам исследования выявлено,что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии.Вербальнаяагрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержаниесловесных ответов. Дети, вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т.е.выражают свою агрессию через слова. Скорее всего это происходит из – за того, чтоподростки в силу своего возраста часто бывают слишком возбуждены и вследствие этогораздражительны.
Еще одной ярко выраженной тенденциейу подростков является высокая раздражимость.Раздражительность – готовностьк проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Подростковыйвозраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения,подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны. В основе этого лежитфизиологическая перестройка всего организма.
Однако, следует отметить, что подростковыйвозраст также сензитивен для развития эмпатии – способности сопереживать, сочувствовать,и рефлексии – способности понимать и осознавать собственное состояние, чувства,эмоции. Поэтому проявляемая агрессия не может не вызывать чувство вины, котороеявляется одной из выраженных особенностей подростков.
Поиски друга, неуверенность в себеи окружающих, неустойчивость характера приводят к развитию подозрительности — недовериии осторожности по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намереныпричинить вред.
В результате у подростков повышаетсяфизическая и косвенная агрессия, то есть они часто выражают агрессию на других людейокольными путями в виде сплетен, злобных шуток. Также в их поведении присутствуютне направленные порывы ярости – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами,битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью,однако, в некоторых случаях они могут переходить и в физическую агрессию — использованиифизической силы против другого лица.
Наименее представлен у подростковнегативизм и обида, значит можно сделать вывод, что дети позитивно относятся к окружающим.
Методика позволяет определить общийуровень агрессивности и враждебности, путем подсчет соответствующих индексов.
Диаграмма2
Уровень агрессивности и враждебностиподростковпо методике А. Баса – А. Дарки
/>
По данным исследования видно, чтоу подростков наиболее выражена агрессивность, т.е. дети не владеют адекватными способамиповедения, это внутреннее состояние неумения контролировать свои эмоции, а не отрицательноеотношение к миру. Таким образом, по результатам исследования выявлено, что у подростковнаблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причинойвозникновения конфликтов. Наиболее часто конфликты возникают вследствие того, чтодети подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию,что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии.Практически не выражены в поведение такие виды агрессивного поведения как обидаи негативизм.
Далее исследовались стратегии поведенияподростков в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса. Результаты представленыв таблице №2 приложения 1 и диаграммах № 3,4.

Диаграмма 3
Выраженность стратегий поведенияв конфликтных ситуациях у подростков по методике К. Томаса.
/>
Наиболее представлены две противоположныестратегии – соперничество и сотрудничество. Соперничество (конкуренция) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество,когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересыобеих сторон. Наличие противоположных тенденций в поведении говорит о том, что подростки,скорее всего, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственныечувства, что и приводит к возникновению конфликтов, а глубокого отрицательного отношенияк окружающему миру у них нет.
Таким образом, можно сделать вывод,что у подростков наблюдается неустойчивое поведение, они часто мечутся, то естьповедение в подростковом возрасте неоднозначное.
Представляется интересным рассмотрениетипологии типов поведения в конфликтных ситуациях (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4
Представленность подростковс различными типами поведения в конфликте по методике К. Томаса.
/>
Представленная диаграмма свидетельствуето том, что 27% подростков предпочитают стратегию соперничества.
Они стремятсядобиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23% готовы к сотрудничеству тоесть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.20% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствиестремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.Около 17% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта,достигнутое путем взаимных уступок.
Остальные 13% подростков предпочитаютстратегию приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Таким образом, проведенное исследованиепоказало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии сотрудничестваи соперничества, и практически не встречаются стратегии избегания и компромисса.
2.3. Анализ результатов и выводы
Конфликт – это важнейшая сторонавзаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это формаотношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия,мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами ипотребностями. Один из существенных признаков конфликта – характер и особенностиучаствующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающимобразом зависят характеристики конфликта. Важнейшей особенностью конфликта являетсяхарактер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Причиныконфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями егоучастников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человекав ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Характер поведениязависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психическогосостояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальнойситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательногоили допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведениеможет привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое – к конфликту.
Проведенное исследование показало,что у подростков наблюдается повышенный уровень агрессивности и конфликтности, большаячасть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи сэтим в учебно-воспитательном процессе в школе особое внимание при работе с подросткамидолжно уделяться предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Учителяи родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентнымипри встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которыеиспытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать,каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. В соответствии с этимизнаниями должен строиться воспитательный процесс, который должен быть направленна уменьшение агрессивности и конфликтности. В школе этот процесс должен быть связанс работой школьного психолога, который обязан проводить коррекционные тренинги сучащимися. Также от учителей требуется включение таких подростков в социально значимую,общественно оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать,пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективныепредпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности.Эта деятельность становится интересной и значимой для подростка, если она приноситэмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели, при этом необходимовключать ребенка в позицию активного участника. Учителя должны таким образом организовыватьвоспитательную работу, чтобы предоставить подросткам возможность удовлетворить своиинтересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самогосебя и быть оцененным другими, и наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношенийсо сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Кроме этого, необходимовключать подростков в общественно полезную и трудовую деятельность, которая решаетзадачи развития познавательного интереса к различным видам труда, формирования основкультуры умственного и физического труда, воспитания высоких моральных качеств,целеустремленности, долга и ответственности.
Заключение
Одной из актуальных проблем средиродителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подростковоговозраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенокна протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Детиначинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируюткак у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственноэто сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннююдисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этомсложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим,дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность,жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивостиособенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникатьситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективныепредпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Конфликт – это такая характеристикавзаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируюти взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе стем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то естьвоплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можносчитать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременнодолжно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий,буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействиев виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересовпутем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материальногоущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определенииповедения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуютсядля достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленныхдействий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятияпроцессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередованиевзаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничениеинтересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Подростковый возраст отличается конфликтностью.Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитиемпсихики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его переходаиз состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковыйвозраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохоконтролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивностии конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода.Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий.В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтностии разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивностив подростковом звене.
В ходе проведенного исследованиябыли выявлены основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивностии враждебности, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков.Изучение конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровнивербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызываету них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков предпочитают стратегиюсоперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. Всоответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендациидля родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в началеисследования гипотеза о том, что в подростковом возрасте наблюдается повышеннаяконфликтность, — подтвердилась.Библиографический список
1.        Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.
2.        Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.
3.        Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.
4.        Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.,2004.
5.        Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007
6.        Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989.
7.        Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.
8.        Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000.
9.        Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005.
10.      Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.,1994.
11.      Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.
12.      Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996.
13.      Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки сегодня — М.,2002.
14.      Конфликтология / Под ред. А.С. Карилина – СПб., 1999
15.      Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб.,2005
16.      Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1сентября» №2 2008.
17.      Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.
18.      Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.
19.      Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.
20.      Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.– М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :