Реферат по предмету "Государство и право"


Монархическая форма правления: понятие и признаки

ВВЕДЕНИЕ
Изучение формы правлениягосударства как одного из элементов формы государства имеет важное значение,так как позволяет более детально разобраться в происходящих в государствепроцессах, понять общие закономерности возникновения и развития различныхсоциальных явлений.
В юридической литературепод формой правления понимают организацию верховной государственной власти, вособенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядокобразования этих органов, длительность и объем их полномочий, взаимоотношение снаселением, степень участия последнего в их формировании.
Глубокое и достаточноеобоснованное понимание формы правления как одной из характеристик устройствагосударства важно сейчас и для политической системы России, когда идет поискнаиболее эффективного варианта организации и осуществления государственнойвласти в стране.
Объектом исследованияданной работы является учение о государстве, предметом ее – монархическая формаправления государства.
Изучение монархическойформы правления позволяет уяснить, как в государствах с данной формой правлениясоздаются высшие органы государства; какой принцип лежит в основевзаимоотношений между высшими и другими государственными органами; как строятсяотношения между населением государства и верховной государственной властью; вкакой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права исвободы гражданина.
Позитивный опытустройства высших государственных органов, выявленный при изучении формправления в целом и монархии в частности, может быть использован многимигосударствами в дальнейшем при устройстве государственной власти в стране.
Выяснение принциповвзаимоотношений высших и других государственных органов, монарха и егоподданных, реалии возможности обеспечения прав граждан государства смонархической формой правления и является целью данной работы.
Для достиженияпоставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
— раскрыть сущностьмонархической формы правления;
— выявить признакимонархии;
— оценить достоинства инедостатки монархической формы правления;
— проследить историческиеразновидности монархии;
— исследоватьсуществующие виды монархической формы правления.
Методологическаяоснова исследования состояла в применении метода диалектики как общенаучногометода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического,технико-юридического, логического, системного анализа в их различном сочетании.Так, на основе сравнительно исторического метода проведен анализ историческихразновидностей монархии .
Такжебыли использованы следующие методы научного исследования:
— изучение монографических публикаций;
— изучение статей и сообщений в средствах массовой информации.
Впроцессе написания курсовой работы были использованы труды таких ученых как:Проценко Ю. П., Решетников Ф.М., Хропанюк В.Н., и другие.
 

ГЛАВА 1. МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ
 
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНРАХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
 
Аристотель разграничивалформы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная властьединолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия) или всемнаселением (демократия).
Указанный критерийостался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимостиот того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежитвыборному коллегиальному органу.
Таким образом, монархиейможно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемусяею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакойдругой властью, тогда как в республике она делегируется одному или несколькимлицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому ипринадлежит суверенитет. Указанное положение характеризует современнуюмонархию, однако в течение многих веков исторический опыт множества государствпородил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единойвыверенной формулой. Термин «монархия» греческого происхождения, означает«единовластие», «единодержавие»[1], хотя известны иисключения. Так, например, в Спарте существовало два царя. Полибий называетвластвование двух консулов в Древнем Риме монархией.
Монархия — формаправления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу- монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру,хану…) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти.[2]
Монархия является однойиз форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, какправило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, ане в порядке делегации. За редким исключением власть монарха являетсяпожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монархявляется по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности неподлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король — вВеликобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан — в Малайзии, Брунее,Омане, эмир — в Кувейте, ОАЭ, великий герцог — в Люксембурге, князь — вЛихтенштейне.
Престолонаследие — переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) кдругому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют триосновные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, чтонаследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из кругапрестолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система неисключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам:младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система неисключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линияхи во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полномпресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
В некоторых арабскихстранах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия,когда наследника избирает правящая семья.[3]
Другой важной формойправления является регентство — временное коллегиальное или единоличноеосуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительнойболезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.
В зависимости от принципанаследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархиидействует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отцак сыну или от брата к брату, как это было на Руси.
Гораздо чаще встречаетсяродовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царьдолжен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что онавтоматически наследовал престол.
Особая разновидностьмонархии — выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборнаямонархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африкедо сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а черезгод этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранногокороля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главойгосударства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием изпредставителей монархических штатов, входящих в федерацию.
Таким образом, исходя изсказанного можно сделать вывод, что сущность монархии состоит в том, что властьмонарха непроизводна – он не зависит ни от кого на земле, получая власть отБога. Это и может быть положено в качестве родового признака в определение: «Монархия– это форма государственного правления, в которой источником власти является Бог(самодержавие) или сам носитель государственной власти (самовластие), аоснованием власти служат ее нравственный авторитет в обществе и традиция, всилу чего власть наследственна и неотторжима».[4]

1.2 ПРИЗНАКИ МОНРАХИИ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Каковы общие чертымонархической формы правления, ее признаки независимо от ее разновидностей? Воглаве государства находится монарх, который пользуется своей властью понаследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархическойдинастии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть попринципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», какобыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания — «милостью Божиейи волей народа»)[5]. Монарх не несет никакойюридический ответственности за свои политические действия — в УтвержденнойГрамоте Великого Московского Земско-Поместного Собора от 21 февраля 1613 годана Михаила Романова возлагалась«ответственность в своих делах перед единым небесным царем».[6]В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монархвыступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иныепостановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главеисполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит правопомилования. На международной арене в сношениях с другими государствами монархединолично представляет свое государство. Он пользуется титулом (князя, герцога,короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственнойказны, имеет право на особую охрану.
При неограниченной, абсолютноймонархии, всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно инеограниченно (отсюда и название), независимо от какой-либо иной власти; приограниченной — посредством или при обязательном содействии каких-либо органовили властей, существующих независимо от монарха.
В дуалистическихмонархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаютсяисполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещатьответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов префектови т.п.), ему принадлежат право вето и право неограниченного роспускапарламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органагарантируется полномочием вотировать бюджет.
В парламентарныхмонархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главойгосударства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет правоотлагательного вето лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом.Повеления монарха приобретают юридическую силу лишь будучи контрассигнованнымисоответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено.Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, немогут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизньмонарха (брак, дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующеесяизвестной формулой: «Царствует, но не управляет». Сказанное не означает, чтофигура монарха становится чисто декоративной. [7]
Как показывает опытпоследнего времени монархическую форму правления, считавшуюся в советский период некоейполитико-правовой окаменелостью, не следует спешить списывать, как безнадежнуюархаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории, таит всебе немало жизненных потенций. После распада СССР некоторые страны СНГподумывали о введении монархического строя. В обстановке кризиса национально-этническихстолкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх — «отец нации», «стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какойпартии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, чтоособенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх — «символ единства нации и стабильного правового порядка». Нередко обращаются кпозитивному опыту решения многих проблем, найденному в рамках монархизма:экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национальногопредставительства и т.п.
Таким образом, можновыделить следующие основные признаки классической монархической формы правления:
— существованиеединоличного носителя верховной государственной власти;
— династическоенаследование верховной власти;
— пожизненнаяпринадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранениямонарха от власти ни при каких обстоятельствах;
— власть монархапредстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостьюБожией»);
— отсутствие юридическойответственности монарха за свои действия как главы государства.[8]
Возникнув в условияхрабовладельческого общества, монархия становится основной формойгосударственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, восновном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.
1.3 ДОСТОИНСТВА ИНЕДОСТАТКИ МОНАРХИИ
Как и любая формаправления монархическая имеет ряд достоинств и недостатков. Одним из главныхдостоинств монархии является способность сохранять неформальность отношениймонарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является болеедейственным символом единства. Правильно устроенная монархия может бытьсимволом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархиятакже может являться символом единства нации, общественной стабильности. Дажеформально конституционные, а фактически декоративные монархии (вродесовременной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию — символа и инструмента единства.
В сфере социальныхотношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например,верность — один из самых благородных критериев в отношениях между людьмии к тому же главная христианская добродетель. Если провестианализ слова «верноподданный», то главным, определяющим корнем его будет слово«верный». И. А. Ильин, известнейший мыслитель и правовед нашего века,провел такую границу: «Предел повиновения республиканца — правонеповиновения, предел повиновения монархиста — долг неповиновения».[9]
Наряду с этим одним изважных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения втех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.
Еще одним важнымдостоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболееталантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способностьгораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр (дажесамый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента,а следовательно, будет всячески придерживать его. Монарх социально выведен изконкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как длянего поражение страны — это угроза отречения, а гибель страны — гибель династиии, скорее всего, личная гибель монарха.
Монарха с детских летвоспитывают лучшие учителя, готовя к государственному правлению. Он получаетуникальное всестороннее образование, не имеющее аналогов в мире. Он не инженер,не врач, не физик, не биолог. Но одновременно знаток всех наук и искусств,пусть и не в выдающейся степени. Когда наследник займет трон после кончиныотца, он уже будет обладать необходимыми знаниями по управлению государством.За его плечами — опыт отцов с их достижениями и ошибками.
В своей деятельностимонарх последователен, ибо продолжает дела своих предшественников. Нетполитических шараханий, перестроек, скачков. Есть упорная, многовековая,постепенная работа по улучшению жизни своего народа. Одновременно монархготовит своего наследника к будущему правлению. Юный монарх сопровождаетгосударя в его поездках внутри страны и за рубежом, приобретая необходимый опытв государственных делах. Так не нарушается связь времен.
Монарх гораздо больше,чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемоеим государство. Монарха не заботят деньги и награды. Деньги ему не нужны, а всенаграды он уже имеет. Можнос уверенностью заключить, что в государственных делах монарх много мудрее,опытнее, дальновиднее, чем президенты демократических стран. Можно лисравнивать многоопытного царя с президентом, вчерашним актером или бизнесменом?Пройдет год-два, пока президент более или менее войдет в курс дела, за четырегода власти президент едва-едва начинает понимать, что к чему, но тут подходятновые выборы и очередной президент начинает руководить страной. Временноизбранный президент не может рассчитывать на долговременные программы, ибо удругого президента могут оказаться совсем иные планы.[10]
Русский правовед БорисЧичерин в числе прочих выделял и такие преимущества монархии:
1. Монархия понезависимости своей непричастна духу партий. Монарх стоит выше частныхинтересов; для него все классы, сословия, партии совершенно одинаковы. Он вотношении народа есть не личность, а идея.
2. В силу предыдущегомонархия наилучше обеспечивает порядок. Монарх есть наиболее справедливыйтретейский судья социальных столкновений.
3. Нет образа правленияболее пригодного к совершению крупных преобразований.
4. Крупной личности точнотакже легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно вмонархии.[11]
Широко распространенным,недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. НаРуси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственнымучреждением.
Нельзя забывать и ородственниках монарха. Прав у них намного больше с рождения, что противоречитпринципу «все люди рождаются свободными и равными». Часто также существуетсословное неравенство, то есть разные люди с рождения обладают разными правами.
Монарх не несетюридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что можетпривести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.
По мнению некоторыхученых, при монархии больше теоретической возможности для возникновениядиктатуры.[12]
При монархии плюрализмобеспечивается хуже, чем при других формах правления.
Основной же недостатокдинастической монархии — случайность рождения. При династическом наследованиинет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень частодинастические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять,например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала,сосредоточив вокруг себя все величие. К. Валишевский пишет в романе о ЕкатеринеII “Победоносная за границами империи, Екатерина внушала и внутри ея спервауважение, за тем и любовь к себе”.[13] Павел был полнойпротивоположностью своей матери. “Павел принес с собой на престол не обдуманнуюпрограмму, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств”.[14]Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием оекатерининской эпохе, тогда как правление Павла запечатлелось ощущением тяжкогогнета, безысходного мрака, обреченности.

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫМОНАРХИИ
2.2 ИСТОРИЧЕСКИЕРАЗНОВИДНОСТИ МОНАРХИИ
Монархическая формаправления весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась враннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватываливоеначальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводителидружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иныхсоциальных классовых движений.
Монархия как формаправления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость иизменчивость, благодаря которым ей и удалось “выжить” в современныхвысокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древниеразновидности монархий.
В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства — Вавилон, Индия, Египет, рабовладельческие античные, например, древнеримская монархия, феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные.
Патриархальная монархия (традиционная).
Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.
Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай — принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом — так она и воспринимается в христианском богословии.
Сакральная монархия — это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови.[15]
Древневосточная монархия.
Организацию государственнойвласти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.)называют восточной деспотией.
Деспотия — (от греч. despotia- неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти,реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.
Следует отметить, что деспотическоеправление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востокаи не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств былаиногда ограничена элементами республиканского правления: в древнем Шумере — избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собранияи совета знати; в древней Индии — наличие Совета царских чиновников и дажеотдельных государств, основанных на республиканской форме правления.
Сделав, таким образом,оговорку, можно дать следующее определение: восточная деспотия — такая формаправления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей.
Древнеримская монархия (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
Выступавшая в формеимперии, имеет в своем развитии два периода: принципат и доминат. Принципат — (от лат. principatus, princeps — первый, глава) форма рабовладельческоймонархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но властьфактически принадлежала одному человеку — принцепсу (первому в спискесенаторов). Доминат — (от лат. dominatus — господство) неограниченная монархия,установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (конец 3 в.).[16]
Феодальная(средневековая) монархия.
Феодальная монархияпоследовательно проходит три периода своего развития:
1. раннефеодальнаямонархия;
2.сословно-представительная монархия;
3. абсолютная монархия.
Раннефеодальная монархия какформа государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношенийу значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонскоегосударства, Великое Княжество Литовское).
Раннефеодальноегосударство характеризуется следующими признаками: раздробленность территории,слабость центральной власти, непрочность государственного устройства, наличиеостатков родового самоуправления.
По мере развитияфеодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьянепопадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже какносители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско,сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование насвоей территории и защищались от нападения извне.
Одновременно формировалсяаппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частнойвласти крупных феодалов.
Вследствие завоеваний слабоорганизованных народов возникли разновидности раннефеодального государства,носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана).
Создававшаяся в центресильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной инародным ополчением. Непрочность таких государственных образованийобуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованыиспользовать государственную власть в собственных экономических интересах, а нена благо государства в целом.
Поэтому и создавалиськрупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральнойвласти.
Таким образом, с развитиемкрупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи, и онараспадается на отдельные изолированные государства.
Сословно-представительная монархия — это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы — сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.
Сословно-представительныесобрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей третьего сословия(купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, какправило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью,контролем за финансами.
В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.
Абсолютная монархия представляетсобой разновидность монархической формы правления, характеризующуюсяюридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти(законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной)власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава самовластныймонарх который никому на свете о своих делах ответу дать не должен)[17].
Абсолютная монархиясвязана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещениявся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовалтак называемый «просвещенный абсолютизм», который означает лишь одно: на тронесидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один изпросветителей.
Тирания. По Аристотелю тирания есть искажение монархии. Тирания — власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: «Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники».[18]
Тирании часто являются следствием социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два исторических периода дали неимоверное количество тиранов. Первый — период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй — эпоха итальянского Возрождения.
 

2.2.            ВИДЫ МОНРАХИИ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
 
Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.
Как уже говорилось, абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной и духовной власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления — отсутствие каких–либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха.
Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного и экономически господствующего класса.[19] Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.
Облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. – боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии.
В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.[20]
Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия — особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
Ограниченная монархия.
Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной ( в эпоху капитализма).
Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно-представительная монархия — форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий, не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).[21]
Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.
Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства -монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который осуществляет законодательную функцию. Управление страной осуществляет монарх, перед которым, а не перед парламентом, несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.[22]
В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.
Парламентарная монархия — более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх лишь номинально выполняет свои функции.
В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как например, в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.[23]
2.3 МОНАРХИЯ СЕГОДНЯВпоследние годы интерес политиков к республиканской форме правления заметноснизился. Во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики,усиливается ностальгия по монархической системе, а государства, имеющиемонархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Многиелюди связывают с монархией стабильность и преемственность политической власти,которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается такихстран как Румыния, Болгария, а в какой то степени и России. В некоторыхстранах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят,как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой цельюбыла восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран,
В последнее время в средствах массовой информации политиками и учеными-правоведами часто высказывается мнение, что именно сейчас в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.
Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков, которые обращались с конституционной инициативой об изменении основного закона — Конституции по вопросу продления полномочий президента, «назначение-выборы» действующего президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.
Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы расставить все по своим местам, ведь как уже упоминалось, авторитет монарха полностью зависит от его государства.[24]
Сегодня в мире 44монархических государств: от второй по величине в мире Канады до крошечныхВатикана, Монако или Бутана. То есть каждое пятое государство мира. При этомсреди 71 государства мира, население которого живет «выше среднего», 28монархий – 39,5% или 64% монархических государств. Среди пяти самыхблагополучных государств мира 4 монархии: Норвегия, Канада, Австралия и Дания.Среди десяти самых благоприятных стран мира для ведения бизнеса семь монархий: НоваяЗеландия, Канада, Норвегия, Австралия, Дания, Великобритания и Япония.
 По уровню жизни в среднем монархии превосходят республики в 5 раз. Уровеньпреступности в среднем по республиканским странам в 5,5 раз выше, чем средимонархий. Три наименее криминализированные страны мира – монархии (Катар,Саудовская Аравия и Япония), а среди 40 самых криминальных стран мира толькотри монархии (Ямайка, Таиланд и Папуа-Новая Гвинея). По уровню развитияинноваций первые три места в мире занимают монархические государства.
Монархисты за последнеевремя одержали ряд убедительных побед на самых различных выборах. В 1999 годуна референдуме в Австралии народ с огромным перевесом голосов высказался засохранение монархии. Монархию учредило Западное Самоа. На референдуме в 2003году жители Лихтенштейна высказались за расширение полномочий своего Князя иусиление монархической власти.[25]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе былиисследованы сущность монархической формы правления, ее признаки, оценены достоинстваи недостатки монархической формы правления, прослежены историческиеразновидности монархии и исследованы существующие виды монархической формыправления.Поитогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Монархия имеет интереснуюсхему развития, которую можно представить (с некоторыми оговорками) следующимобразом. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следоваламонархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную.В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия былаликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемойограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазыразвития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархияявляется заключительной стадией развития этого института.
Данная тема была раскрытамногими философами и политологами различных времен. Первым из них былАристотель, который выделял монархию как одну из трех наилучших форм правления.
Монархия как формаправления существует уже много веков, и многие страны, имеющие монархов, ненамерены менять форму правления, дорожа своими традициями и историческисложившимися институтами.Монархическаяформа правления в настоящее время успешно развивается; примером тому служатмонархические государства по всему миру, и эти государства являются одними изсамых благополучных по уровню жизни населения, по степени криминальнойобстановки в стране, по уровню развития и внедрения инноваций, по возможностиведения частного бизнеса.
Важно отметить участиерелигиозного начала в существовании монархии, как государственной Верховнойвласти. Без религиозного начала единоличная власть, хотя бы и самогогениального человека, может быть только диктатурой, властью безграничной, но неверховной, а управительной, получившей все права лишь в качествепредставительства народной власти.
Но для того, чтобы онамогла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала,эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного,действительно существующего Бога.
Таким образом,необходимым условием существования и реального действия монархии являетсяистинная вера народа в Бога, в Божественное начало монарха.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров И.А. МонархииПерсидского залива. — М., 2000. – 284 с.
2. Аристотель Политика. — СПб.:изд-во Азбука, 2000. – 428 с.
3. Баглай. М.В, Лейбо Ю.И., ЭнтинЛ.М. Конституционное право зарубежных стран. — М.: изд-во Норма, 2000. — 369 с.
4. Валишевский К.Роман императрицы.Екатерина II.- С.-П., 1908. – 685 с.
5. Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. — М.: изд-во Юриспруденция, 2000. — 357 с.
6. Дементьев В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. – Ярославль, 2004. – 286 с.
7. Зернов И.Н. Монархия как высшаястадия демократии // Москва. -2008. — № 4. – 189 с.
8. Ильин И.А. О монархии иреспублике. Собрание сочинений в 10 т. — М.: Русская книга, 1994. — 467 с.
9. Ключевский В.О. Курс русской истории.- М., 1921. — 264 с.
10. Костомаров Н. И. Русская историяв жизнеописаниях ее главнейших деятелей. — М.: изд-во Мысль, 1993. — 452 с.
11. Лазарев В.В. Общая теория права игосударства. — М.: изд-во Юрист, 2001. – 305 с.
12. Любич А.А., Будущее за монархией// Литературная газета. – 2009. – 11 сентября.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 21. — М., 1995. — 457 с.
14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: изд-во Юристъ, 2001. — 426 с.
15. Пиголкин А.С. Общая теория государства и права. — М., 1997. -253 с.
16. Протасов В.Н. Теория права игосударства. — М.: изд-во Новый Юрист, 1999. – 412 с .
17. Проценко Ю. П. Образование иразвитие абсолютной монархии в России. Волгоград, 2004. – 264 с.
18. Решетников Ф.М. Правовые системыстран мира. – М.: изд-во Справочник, 1998. — 284 с.
19. Хропанюк В.Н. Теория государстваи права. – М.: изд-во ЮНИТА, 1995. 385 с.
20. ЧерниловскийЗ. М. Всеобщая история государства и права. — М.: изд-во Норма, 2002.- 382 с.
21. Чичерин Б.Н. Курс государственнойнауки. — М.:1998. — 294 с.
22. Чудаков М.Ф. Конституционноеправо зарубежных стран. — Минск, 1998. 334 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.