Реферат по предмету "Психология"


Направления современной нейропсихологии

МОСКОВСКИЙПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
ПО КЛИНИЧЕСКОЙПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ:
Нейропсихологияи ее направления
Студентка:
КондратьеваД.А.
Группа:
22ПМ/4-08
Преподаватель:Шипкова К.М.
МОСКВА 2006

Содержание
Предметнейропсихологии……………………………………………..3
Направлениясовременной нейропсихологии………………………11
Литература……………………………………………………………..15

Предмет нейропсихологии.
Нейропсихология— это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материалелокальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она — пограничнаянаука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии),анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесновзаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций иих восстановления при локальных поражениях головного мозга.
Сферапрактического применения нейропсихологии постоянно расширяется.Нейропсихологический подход оказался весьма продуктивным для изучения различныхпроблем: типологии нормы, развития психики в онтогенезе, особенностей нарушенийпсихики при пограничных состояниях ЦНС, динамики психических функций подвлиянием психофармакологических воздействий, изменений психических функций ввозрасте инволюции, межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия идр.
Основателемнейропсихологии является А. Р. Лурия (1902—1977). Некоторые теоретическиеподходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им еще в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однакоосновной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталяхв годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р. Лурия написалнесколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947). С нее,можно сказать, и начала развиваться уже в оформленном виде науканейропсихология. Основной труд А. Р. Лурия — «Высшие корковые функции человека»(1962), переизданный у нас в 1969г. и многократно на разных языках издававшийсяза рубежом. Общий список книг и трудов А. Р. Лурия превышает 500 наименований.Он сформировал свою научную школу, воспитал много учеников, которые продолжилиего дело и стали развивать отдельные направления уже внутри нейропсихологии.
Нейропсихологияполучила бурное развитие и за рубежом, в высокоразвитых странах. В СШАнейропсихология интенсивно развивается с 70-х гг. XX века, в настоящее время нейропсихологическая ассоциациянасчитывает более 150 тыс. членов. Стимулом для развития нейропсихологииявилась необходимость реабилитации нейропсихологическими методами ветерановвойн, локальных конфликтов и террористических актов. Согласно опросунейропсихологов США в 1984 году, А.Р. Лурия является психологом номер один вразвитии этой науки, т.е. и американские психологи признали его какродоначальника нейропсихологии. А.Р. Лурия принадлежит первое место средипсихологов России и по числу цитат, используемых в американских работах. Тест«Лурия— Небраска» (1978, набор тестов по 12 шкалам выполняется в течение 1,5 —2 часов), по данным Американской психологической ассоциации, входит в первуюпятерку наиболее используемых тестов в Америке.
Внастоящее время издаются международные журналы: «Нейропсихология» (Англия),«Клиническая нейропсихология», «Эк­спериментальная нейропсихология» (США),«Кортекс» (Италия) и др.
Всеустоявшиеся нейропсихологические представления на данный момент составляют тринейропсихологические концепции.
1.        Концепциядинамической хроногенной системной локализации ВПФ в головном мозге,основывающаяся на принципах созревания мозга «снизу вверх», принципах иерархии и гетерохронностилокализации, постепенной латерализации и системной локализации ВПФ.
2.        Концепция фактора(Р.А. Лурия), лежащего в основе несформированности (или девиации, или дефекта)ВПФ. «Понятие фактораявляется одним из наиболее важных в системе «инструментов» нейропсихологическихисследований нарушений или несформированности тех или других видов психическойдеятельности, позволяющих уточнить представления о развитии ВПФ у детей, об ихструктуре, взаимодействии и взаимовлиянии и, главное, о взаимодействии мозга иего определенных зон с психикой ребенка» (Цветкова, Семенович, Котягина,Гришина, Гогберашвилли, с.69).
3.        Концепция«нейропсихологического синдрома и симптома». «Нейропсихологический синдромпредставляет собой избирательное нарушение одной группы психических процессов,в состав которых входит нарушенный (несформированный) фактор, при сохранностидругих ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит. Симптом представляетсобой нарушение той или другой ВПФ, имеющей определенный механизм» (Там же,с.69-70). Содержание этой концепции раскрывается в принципах гетерохронности вразвитии, компенсации дефекта ВПФ, принципе специфичности и изменений факторов,лежащих в основе синдромов несформированности ВПФ и динамике системы ВПФ взависимости от возрастного этапа.
Концептуальнуюоснову нейропсихологии составляет созданная А.Р. Лурия «Теория системнойдинамической локализации психических функций». В основе этой теории лежит рядосновных положений, или принципов. Рассмотрим эти принципы.
Принципсистемности. Локализация психических функций рассматривается как системныйпроцесс. Это означает, что психическая функция (как и физиологическая, напримердыхание) соотносится с мозгом как многокомпонентная, система, различные звеньякоторой связаны с работой различных мозговых структур. Системная локализациявысших психических функций предполагает многоэтапную, иерархическую,многоуровневую мозговую организацию. Таким образом, психическая функциялокализована в мозгу не в одном месте, но во многих областях, а организованаона по уровням, иерархически.
Принципдинамичности, изменчивости. Этот принцип локализации функций вытекает изосновного качества функциональных систем — пластичности, взаимозаменяемостизвеньев. В системе, состоящей из многих звеньев, некоторые звенья могут взаимнозаменять друг друга, что обеспечивает системе большую гибкость, эластичность,функциональную выживаемость. Цель может достигаться разными средствами,различным путем, но результат всегда будет соответствовать цели. Кроме того,многие мозговые структуры при определенных условиях могут включаться ввыполнение новых функций, входить в состав разных функциональных систем. Можнодаже говорить о «функциональной многозначности» мозговых структур.
Хроногенныйпринцип. Он подразумевает изменение мозговой организации высших психическихфункций в онтогенезе. Поскольку высшие психические функции формируютсяприжизненно, под влиянием социальных факторов, опосредствуются и осознаются, тов течение жизни человека от рождения через период детства и юности происходитряд последовательных изменений их психологической структуры и соответственномозговой организации. Это и отражено в хроногенном принципе. Например, у детей,не владеющих грамотой (до 5 — 6 лет), речевые процессы (понимание устной речи иактивная речь) обеспечиваются мозговыми структурами как левого, так и правогополушарий. Поражение корковых «речевых зон» левого полушария не ведет у них квыраженным речевым расстройствам, как это бывает у взрослых.
Принциплатеральной специализации. Это принцип различной локализации (или мозговойорганизации) психических функций в левом и правом полушариях мозга. Имеетсядостаточно много фактов, подтверждающих, что левое и правое полушария работаютнеодинаково — в них по-разному происходит обработка информации. В левомполушарии (у правшей) восприятие, хранение и оперирование информациейосуществляются преимущественно словесно-логическим, а в правом —преимущественно образным путем. Имеются и другие различия.
Принципобязательного участия лобных отделов коры в мозговом обеспечении высшихпсихических функций. У человека особо мощное развитие получают лобные отделымозга. По этому показателю он намного превосходит всех остальных представителейживотного мира. Лобные доли мозга у человека значительно развиваются вонтогенезе и окончательно формируются лишь к 12—14 годам. «Лобный мозг»отвечает за наиболее сложные, произвольные формы поведения и участвует ворганизации всех высших психических функций. Он участвует в осуществлениигностических, мнестических, интеллектуальных, волевых функций и всехсознательных форм деятельности.
Итак,согласно теории системной динамической локализации психических функций, каждаяпсихическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоитиз высокодифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вноситсвой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурамиследует соотносить не психическую функцию, а те физиологические процессы(факторы), которые осуществляются в мозговых структурах. Нарушение этихфакторов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с нимивторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов),составляющих в целом закономерное сочетание нарушений психических функций —определенный нейропсихологический синдром.
Исходяиз этого, можно сказать, что нейробиологическое и функциональное развитие мозга в процессе жизнипоэтапно закрепляет «иерархию дифференцированных подкорково-корковых внутри- имежполушарных взаимодействий» (Там же, с.88). При этом различные мозговыеструктуры и системы созревают неодновременно.
Каждыйновый этап психического развития является результатом сложных межфункциональныхперестроек. Функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденциюк быстрому развитию. В результате гетерохронии между отдельными функциямивозникают различные по своему характеру связи (временные или постоянные). Врезультате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новыекачества и свойства.
«В норместановление каждой из функций в большей или меньшей степени проходит через этапинтеллектуализации. Возможны обобщения на вербальном, но также и сенсомоторномуровне. Способность к анализу и синтезу является общим свойством мозга,достигшего определенного уровня развития. Поэтому интеллектуальное развитиенельзя рассматривать как результат созревания отдельной психофизической функции»(В.В.Лебединский, Психофизиологические закономерности нормального и аномальногоразвития. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов подред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной, М., 1998, www.auditorium.ru).
Впонятийном аппарате нейропсихологии существуют базовые понятия:
Нейропсихологическийсимптом — нарушение психической функции, возникающее вследствие локальногопоражения мозга.
Нейропсихологическийсиндром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное снарушением физиологических процессов вследствие локального поражения мозга.
Нейропсихологическийфактор — физиологический механизм функционирования (принцип работы) участкамозга, нарушение которого ведет к появлению закономерного сочетания нарушенийпсихических функций (нейропсихологическому синдрому).
Важнейшим компонентомнейропсихологической диагностики является концепция Лурия о трех функциональныхблоках мозга. Нейропсихологии анализируют, какой из блоков страдает большевсего: энергетический блок (регуляции тонуса и бодрствования), блок приема,переработки и хранения информации или программирования, регуляции и контроля.
«Эти основынейропсихологической диагностики, разработанной А.Р. Лурия, используются и длялокальной диагностики. У того же ребенка или у взрослого мы можем найтилокальную симптоматику, связанную с повреждением мозга в результате тех илииных причин. В этом случае ребенок требует более серьезного коррекционного имедикаментозного воздействия.
Локальная диагностикапроводится и в настоящее время, несмотря на то, что сейчас существуютсовременные методы нейровизуализации — магниторезонансная и компьютернаятомография, различные методы электроэнцефалографического исследования. Но самипо себе эти методы оказываются недостаточными и хорошо работают (по мнениюсамих медиков) вместе с нейропсихологическим обследованием, нетравматичным длячеловека.
Результаты такойдиагностики дают возможность для построения стратегии и тактики коррекционныхили реабилитационных воздействий, где самым важным является определение зоныближайшего развития. Так, если обследуемый не выполнил нужный тест, то дальше(в отличие от психометрических методов диагностики, которые учитывают толькото, выполнил клиент задание или нет) А.Р. Лурия учил выявлять условия, прикоторых человек может выполнить задание. Надо смотреть, какого рода помощь емупри этом нужна» (Решетникова О. psy.1september.ru).
На втором этапевыявляются виды помощи, при которых эта задача выполняется, и на основанииэтого ставится определенный балл. Оценка по баллам необходима в связи с прогнозомдля дальнейшей коррекционной работы с ребенком. Оценить впоследствии динамикуизменений можно только количественно.

Направления современной нейропсихологии.
Кнастоящему времени можно выделить следующие направления нейропсихологии.
Клиническаянейропсихология (синдромология). Изучает нейропсихологические синдромы, вконтексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия,поражения глубоких подкорковых структур и коры головного мозга. Изучаетнейропсихологические синдромы травматического и сосудистого генеза, выясняет ихотличие от опухолевых синдромов. Использует методы неаппаратурного клиническогонейропсихологического исследования, разработанные в основном А.Р. Лурия(которые сейчас у нас и за границей называют «луриевскими методами»). В этомнаправлении работали: А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Н.К. Киященко, Э.Г.Симерницкая, Н.В. Гребенникова и другие.
Экспериментальнаянейропсихология. Занимается экспериментальным аппаратурным изучением психологическихи мозговых механизмов нарушений различных психических функций (у взрослых идетей). Изучает когнитивные, двигательные функции, эмоционально-личностнаясфера. Использует экспериментальные методы общей психологии, адаптированные кусловиям клиники. Служит целям получения фундаментальных резуль­татов, которыевносят вклад в развитие теории общей психологии и нейропсихологии о мозговыхмеханизмах психических процессов. Это направление развивает Е. Д. Хомская сосвоими учениками.
Реабилитационнаянейропсихология. Занимается изучением динамики спонтанного восстановленияпсихических функций у нейрохирургических больных, структуры и динамикинейропсихологических синдромов при сенильной деменции, социопсихологическихаспектов реабилитации больных с локальными поражениями мозга, а также созданиемметодов восстановления высших психических функций. В этом направлении работалии работают Л.С. Цветкова, а также ее ученики и сотрудники Т.В. Ахутина, Н.Н.Полонская, Н.Г. Калита, Н.М. Пылаева и другие. Детская реабилитационнаянейропсихология позволила по-новому понять различные формы аномалийпсихического развития детей и наметить новые пути компенсации дефектов.
Психофизиологиялокальных поражений мозга. Изучает психофизиоло­гические механизмы нарушения когнитивных,двигательных и эмоциональных процессов у больных с локальными поражениями мозга,основываясь на важнейшем положении нейропсихологии, согласно которомупсихические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а сфизиологическими процессами. Активно применяются психофизиологические методы:электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, связанные с событиями потенциалымозга и т.д. Это направление развивали Е.Д. Хомская, Б.А. Маршинин, С.В. Квасовец,В.В. Лазарев и другие.
Нейропсихологиянормы и индивидуальных различий изучает психические процессы и состояния уздоровых лиц с позиции нейропсихологии на основе теоретического обоснованиявозможности нейропсихологического подхода к типологии через использование типамежполушарной организации мозга (т.е. интегрального модально-специфическогофактора, отражающего мозговую организацию анализаторных систем) в качествеосновы нейропсихологической типологии нормы. Исходит из того, что в норме уздоровых людей в поведении и психике проявляются индивидуальные различия,связанные с латеральной межполушарной асимметрией мозга. Такую асимметрию можновыявить нейропсихологическими методами, определив профиль латеральнойорганизации (ПЛО) мозга. ПЛО мозга каждого человека индивидуален и определяетсяпо схеме «рука — ухо — глаз», т.е. моторная, слуховая и зрительная асимметрия.По этим показателям можно определять некоторые способности ипредрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Это направлениеЕ.Д. Хомская развивает со своими учениками.
Детскаянейропсихология. Изучает нарушение психических процессов и состояний у детей слокальными поражениями мозга. В детском возрасте нервная система еще несформирована окончательно, латеральная асимметрия четко не выражена, механизмылевого и правого полушарий функционируют иначе, чем у взрослого человека, аотсюда и совершенно другая нейропсихологическая картина, что дало основание длявыделения этого направления в нейропсихологии. Исследуются также причинышкольной неуспеваемости с позиции нейропсихологии. Создаются методическиерекомендации по коррекции школьной неуспеваемости.
Нейропсихологияпозднего возраста (геронто-нейропсихология). Изучает нарушение психическихпроцессов и состояний престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрастепротекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которыеподдаются изучению нейропсихологическими методами. Например, изучаютсянейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга:болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др.,сопоставляются симптомы нарушения высших психических функций, характерные длянормального и патологического старения.
Этопозволяет определять и предсказывать направление развития того или иногопроцесса деменции в старческом возрасте и делать практические выводы об ихпрофилактике, т.е. принимать меры к недопущению развития патологическихпроцессов.
Экологическаянейропсихология. Перспективное направление, связанное с известнымиэкологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическиминарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальныхжизненных условиях. Жертвы экологических катастроф могут быть исследованынейропсихологическими методами, и можно будет применять профилактические мерыдля противодействия повреждающему влиянию этих катастроф и проблем на психикулюдей. Формирование этой отрасли нейропсихологии началось с изучения влияниямалых доз радиационного воздействия на функции головного мозга на материалечернобыльской аварии и с описания нейропсихологических синдромов, типичных для«чернобыльской болезни».

Литература
1.        Корсакова Н. К.,Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М: МГУ, 1988.
2.        Лурия А. Р.Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2003.
3.        Лурия А.Р. Этапыпройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
4.        Психологический словарь. Под ред. В.П.Зинченко, Б.ГМещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
5.        Хрестоматия понейропсихологии. Под ред.Е.Д.Хомской. М: МПСИ, 2004.
6.        Цветкова,Семенович, Котягина, Гришина, Гогберашвилли
7.        www.auditorium.ru
8.        www.ihtik.lib.ru
9.        www.psy.1september.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.