Реферат по предмету "Психология"


Мотивация профессионального выбора

--PAGE_BREAK--I.                  Теоретический анализ проблемы мотивации профессионального выбора 1.1. Выбор профессии как психологическая проблема в отечественной психологии

Проблема выбора будущей профессии является одной из основных проблем общей и возрастной психологии при изучении личности подросткового и юношеского возраста. Этот возраст занимает особое место в общем процессе онтогенеза, существенной стороной которого является феномен самоопределения. Потребность самоопределения в будущей профессии детерминирована, с одной стороны, своеобразием социальной ситуации развития детей этого возраста, социальными требованиями общества; с другой — необходимостью в общественно значимой деятельности, в поиске смысла своего существования.

Ф.И. Иващенко указывает, что «выбор профессии — не разовое действие, а длительный процесс, поэтому его чаще всего назы­вают процессом профессионального самоопределения» [1, с. 124].

Выбор профессии имеет существенное отличие от профессионального самоопределения. Согласно мнению Е.И. Головахо, выбор профессии, в отличие от профессионального самоопределения, — это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу. Здесь не обязательно мо­жет присутствовать субъектная активность, не переживается кризис, связанный с самоограничением и привлекательностью или непривлекатель­ностью отброшенной «альтернативы», короткая временная мотивация и др. Чаще всего, профессиональный выбор не вплетается в контекст жизненного пути (Д. Сьюпер, Е. Головахо, Э. Гинзберг, Р. Гинзбург, М. Клевченя).

Ф.И. Иващенко отмечает ситуацию выбора профессии у выпускников как «парадоксальную». Парадокс состоит в том, что «важнейший в жизни выбор надо сделать раньше, чем у человека сложились способности» [1, с. 133 – 134]. Исходя из этой посылки, выбор учебного заведения совершает­ся многими учащимися без достаточных оснований [30, с. 238 – 242].

Кроме того, чем больше репрезентативное поле профессий, тем труднее осуществить профессиональный выбор в психологическом плане. Эти трудности сводятся к следующему:

1)  отсутствие адекватных представлений о своей профессиональной пригодности;

2)неуверенность в наличии необходимых способностей, знаний, умений;

3)  слабое знакомство с миром современных профессии и рынком труда;

4)неосознанное стремление переложить решение о выборе профессии на других лиц (родителей, учителей, психолога);

5)  распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности.

Перечисленные трудности профессионального выбора усугубляются и специфичными для возраста ранней юности социально-психологическими особенностями личности, среди которых:

·      потребность в общении, коллективных формах жизни и деятельности;

·      ограниченность социального опыта и неопределенность социальных установок;

·      потребность в расширении сферы общения с выходом за пределы ближайшей социальной среды;

·      потребность в получении нестандартной информации из особо авторитетных источников;

·      влияние неформальных групп на профессиональное самоопределение.

На выбор профессии влияют различные факторы. Согласно Э. Роу (1957), к их числу относятся социоэкономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, профессии родителей, а также семья, подкрепляющая те или иные образцы профессиональной карьеры и выступающая как модель определенного образа жизни, источник формирования жизненных ценностей и побуждений. По результатам социологических исследований, которые проводились на выборке респондентов, представляющих все социально-профессиональные категории, родительская семья в иерархии важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование личности, занимает первое место. В ряде исследований также доказана и статистическая закономерность об определяющей роли семьи в профессиональном самоопределении личности [17, с. 27 – 39].

В исследованиях психологов Ф.И. Иващенко, Е.И. Климова, А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер и др. раскрывается понятие профессионального самоопределения, его обусловленность социальными и внутренними факторами. Так, А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер дают следующее определение: «…самостоятельный выбор профессии, осуществлённый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии, следует называть профессиональным самоопределением» [20, с. 7].

Д.А. Леонтьевым была предложена классификация актов выбора на основании двух признаков:

а) даны ли субъекту все возможные альтернативы и

б) даны ли субъекту критерии для их сравнения.

Выбор при наличии как альтернатив, так и критериев для их сравнения обозначается какпростой; выбор при наличии альтернатив, но отсутствии готовых критериев, которые субъекту еще предстоит выработать, — каксмысловой; выбор при отсутствии или неполноте альтернатив, требующий конструирования самих альтернатив, — какличностный, илиэкзистенциальный [22, с. 99].

Наиболее распространенный подход, описывающий процессы простого выбора, разработан в различных вариантах теории принятия решения. В русле этого подхода выбор обычно рассматривается как один из элементов или звеньев принятия решения. При этом собственно личностные характеристики обычно не включаются в анализ, хотя на словах значимость этих компонентов и необходимость их учета признаются довольно многими. Тем не менее, в моделях, построенных в этом теоретическом русле, выбор предстает как запрограммированный механический акт, решающий задачи оптимизации на основе заданного алгоритма [22, с. 98].

Если теории принятия решения представляют собой тот полюс, на котором понятие выбора предельно упрощено, то противоположный полюс, на котором выбор является непостижимо сложным процессом, представлен теорией жизненных миров Ф.Е. Василюка [7]. По Ф.Е. Василюк акт выбора характеризует жизнедеятельность во внешне легком и внутренне сложном жизненном мире, в котором сталкиваются между собой разные жизненные отношения. Выбор между ним с одной стороны, необходим, а с другой — невозможен и тем самым трагичен. Во-первых, любое жизненное отношение или мотив связаны с некоторой витальной необходимостью, и, следовательно, ни от одного из них нельзя отказаться иначе как ценой дезинтеграции какой-либо формы жизни, а во-вторых, отдельные жизненные отношения и мотивы не имеют между собой ничего общего, и поэтому для предпочтения одно другому нет и не может быть рационального основания. Поэтому «подлинный выбор, чистая культура выбора — это лишенный достаточного рационального основания, рискованный, не вытекающий из прошлого и настоящего акт, действие, не имеющее точки опоры» [7, с. 121 – 122] Это, конечно, предельный случай. В реальной ситуации аргументы в пользу той или иной альтернативы всегда присутствуют. «Но выбор тем более приближает к своей сущности, чем меньше человек перекладывает груз ответственности него на все эти перечисленные «подсказки» или уже готовые решения» [7, с. 122]. Концепция Ф.Е. Василюка описывает ситуацию смыслового выбора. Выбор оказывается истинным лишь тогда, когда он непостижим. То, что в выборе можно объяснить, не относится его сущности.

Третья разновидность выбора — личностный или экзистенциальный выбор — нашла развернутую концептуализацию в теории целенаправленного поведения Н.Ф. Наумово. Она рассматривает свободный выбор как наиболее рациональную индивидуальную стратегию ситуации неопределенности. «Предполагается, что необходимой предпосылкой этой стратегии является обеспеченность индивида экзистенциальными элементами (потребностями, ценностями, логиками, ресурсами) для построения альтернатив выбора и готовности к наибольшему числу вариантов событий. Поэтому стратегическим, свободным выбором мы называем выбор, происходящий в условиях, которые отвечают двум основным требованиям: обеспечивают внутренние личностные предпосылки для построения новых альтернатив выбора и обеспечивают внутренние личностные предпосылки для осуществления любой выбранной альтернативы». Концепция Н.Ф. Наумовойотличается оригинальностью, глубиной и всесторонней проработанностыо, однако мы лишены возможности в рамках данной статьи дать ее более подробный анализ.

Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к третьей разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Старшеклассник очень часто не знает, чего он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они, на наш взгляд, становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст его жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта. Рассмотрение психологических механизмов выбора привело нас к представлению об антиципации возможных вариантов будущего как одном из ключевых звеньев этого процесса [23, с. 58].

Вкратце рассмотренные выше подходы к проблеме выбора позволяют утверждать, что выбор — это, как правило, не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру. Д.А. Леонтьев, однако, считает необходимым сделать следующий шаг и рассмотреть выбор как сложно организованную деятельность, имеющую свою мотивацию и операциональную структуру, обладающую внутренней динамикой, чувствительную к особенностям объекта и регулируемую со стороны субъекта. Речь идет о деятельностном подходе в трактовке А.Н. Леонтьева [21] и его последователей, согласно которому «внутренние» психологические процессы генетически производны от деятельности, изначально протекавшей во внешнем плане, и сохраняют в себе ее структуру, хоть и в свернутом, редуцированном виде.

Таким образом, в нашем исследовании выбор выступает для нас как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане.

Выбор профессии связан с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлениями о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего. Еще одна трудность в образовании временной перспективы — диспропорция между прошлым и будущим. В ранней юности прошлого мало, будущего — много. Прошлое как бы присутствует в настоящем, определяя многие поступки. Небольшой прошлый опыт — основа максимализма и ранимости по настоящему его не хватает, чтобы реально планировать будущее.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему в настоящем плохо, а потому, что впереди будет еще лучше.

Осознание временной перспективы и создание жизненных планов отражаются на характере юношеской мечты. Мечта о будущем теперь не только более определенна и реальна, чем фантазии подростка. Она включает основные устремления данного возраста — потребности в признании окружающих, в любви и в самосовершенствовании, самореализации.

В настоящее время в исследования профессионального самоопределения в нашей стране можно выделить два основных направления. Первое направление связано в основном с исследованиями возрастных особенностей развития школьников [40 и др.]. Эти исследования сводят данную проблему к анализу подготовки выпускников школ к выбору профессии и самого акта выбора. С одной стороны, процесс профессионального самоопределения весьма длителен и не завершается выбором профессии. Вопрос о выборе профессии или об уточнении этого выбора может возникать в течении всей жизни человека [14]. С другой стороны, результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей или является актом подражания сверстникам [5]. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.

В рамках второго направления в отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с учителями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенностей сферы межличностных отношений на производстве [18, с. 87].

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. [15, с. 148].

Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан [15, с. 149].

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками [15, c. 150].

Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Таким образом, выбор профессии – сложный и длительный процесс. Здесь существует две опасности: 1) затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов; 2) попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, которые ведут к росту тревожности, негативистскому отказу от всякого самоопределения, нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода хобби и т.п. [15, с. 151].

    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Мотивы выбора будущей профессии старшеклассниками

Мотив(от лат. movere
– приводить в движение) можно определить как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет себя на деятельность или поступок, ради которого они осуществляются [16, с. 63]. Деятельность всегда имеет мотив (“немотивированная” деятельность – эта та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя). В.С. Мерлин определяет мотив как побуждение к конкретному действию в конкретных обстоятельствах [24, с. 191].

Помимо функции побуждения и направления деятельности, мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям [16, с. 67]. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности протекания. Сам мотив, как правило, не осознается. Он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла.

Для отечественной психологии бесспорно признание ведущей роли сознания в деятельности человека, который сознательно выдвигает цели собственного поведения и деятельности, осмысливая возникающие побуждения, свои поступки и лежащие в их основе мотивы. Мотив мы понимаем как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. В вопросе соотнесения понятий «мотив» и «мотивация» в настоящее время у исследователей нет единого мнения. В первом случае мотивация понимается как совокупность мотивов (К.К. Платонов), во втором — термин «мотив» имеет более узкое значение и мотивация не сводится просто к совокупности мотивов деятельности (И.А. Джидарьян). В третьем случае мотивация рассматривается как сложноорганизованная система, в которую мотив включён только как один из структурных элементов (В.Д. Шадриков). В нашем исследовании мы, вслед за В.Д. Шадриковым, рассматривали мотивацию со структурных позиций: мотивация деятельности — это совокупность причин, побуждающих и направляющих деятельность.

Поскольку мотивы часто не осознаются, за исключением осознанных мотивов, превратившихся по А.Н. Леонтьеву в мотивы-цели, необходимо иметь представление о том, как развивается деятельность. Мотив побуждает деятельность, а цель направляет ее.

Цель– осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом [35, с. 440].

Процесс целеобразования, то есть становления мотивов в целях, не осуществляется автоматически. Это сложный, творческий процесс, зависящий от умений, знаний и способностей человека, от его особенностей, объективных условий протекания деятельности. По изучению целей можно судить об изменениях в мотивах, о характере стремлений личности на той или иной стадии профессионального самоопределения.

Таким образом, мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.

Таким образом, происходит осмысление собственных потребностей, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, возникают интересы, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимается решение на деятельность, т.е. происходит самоопределение.

У старшеклассников происходит рождение новых мотивов — профессиональных — за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных ранее выполнявшихся ими действий («сдвиг мотива на цель»). Появление профессиональных мотивов означает принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации.

В психолого-педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов, как общая мотивация; романтика профессий; научно-познавательные мотивы; мотивы общественной значимости профессии;          ссылка на пример. В другом — рассматриваются: осознание перспективности избранной профессии; учебные и внеклассные интересы; желание приносить пользу; влияние родных и знакомых. В третьих — ставятся мотивы общественной пользы профессии; мотивы психологического характера; мотивы подражания; внешние признаки профессии; интерес к самой профессии и т.д. [28, с. 26].

Мотивы, как аргументы выбора профессии, не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов. Становление, развитие и переориентация учащихся происходит под влиянием социальной среды, которая является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, настроения, а стало быть и мотивы тех или иных поступков. Следовательно, какова социальная среда в ее многообразии (экономические, политические, идеологические, национальные отношения), таковы сознание и поведение людей в трудовой и общественной деятельности. Молодежь стихийно перенимает традиции старшего поколения и целенаправленно формируется в учебно-воспитательном процессе школы под влиянием родителей, трудовых коллективов, сверстников и различных обстоятельств.

Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии: социальные мотивы; моральные мотивы; этические мотивы;       познавательные мотивы; творческие мотивы; мотивы связанные с содержанием труда; материальные мотивы; престижные мотивы; утилитарные мотивы [28, с. 59].

В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

1)      настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;

2)      прошлое: история индивида, его собственный опыт;

3)      будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников занимает сфера дружеских отношений. Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое место — влияние семьи. Пятое место — учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое  место — внеклассная работа. Седьмое место — организации. Восьмое место — общественно-полезный и производственный труд. Девятое место — внешкольная работа [28, с. 75].

Выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции ученика, от его мотивационной сферы [37, с. 32– 38]. От уровня сформированности мотивов зависит социальная зрелость учащихся: будут ли они соизмерять личные интересы, склонности и способности с потребностями общества в кадрах.

В структуре мотивации профессионального самоопределения выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора (С.Е. Залесская, Е.И. Головаха). В ряде исследований подчёркивается взаимосвязь процессов формирования мотивации учения, учебно-профессиональной деятельности и профессионального самоопределения (О.С. Гребенюк, Н.С. Пряжников). К структурным компонентам мотивации профессионального самоопределения мы относим группы мотивов: мотивы выбора профессии и места учёбы, мотивы обучения и выбора места работы, а также осознание и изучение способностей и личностных качеств, необходимых для освоения данной профессии. Промежуточным результатом процесса профессионального самоопределения является профессиональный выбор. Структура мотивации профессионального самоопределения индивидуальна для каждого субъекта этой деятельности, однако она имеет и ряд универсальных черт, обусловленных общностью социальной ситуации развития личности в обществе, общей структурой мотивационной сферы личности и профессионального выбора студентов в связи с их возрастными особенностями.

Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д. Сазонова, играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

·     мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

·     мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

·     мотивация неуверенная, неаргументированная;

·     никак не аргументированная мотивация [32, с. 85].

Изучение мотивов выбора профессии учащимися школ города Минска и Минской области (в 1993 году) показывает, что первое место занимают общественно ценные мотивы: стремление удовлетворить потребности народного хозяйства в кадрах, получить образование в ПТУ, среднем специальном или высшем учебном заведении и работать по данной профессии, приобрести рабочую профессию и др.

На втором месте среди мотивов находится привлекательность содержания труда: возможность сочетать умственную и физическую деятельность, элементы романтики и творчества в труде и др.

Материальная заинтересованность стоит на третьем месте и в меньшей степени оказывает влияние на выбор профессии. Учащиеся недооценивают материальный стимул в силу того, что не вникают в домашний бюджет, а родители и учителя не всегда квалифицированно показывают значение экономических возможностей для удовлетворения различных потребностей личности в современном обществе.

Заметными оказываются эгоистические и утилитарные мотивы: стремление выбрать профессию с облегченным характером труда, возможность переехать в город и т. д.

В старшем школьном возрасте наиболее веским мотивом при выборе профессии становится привлекательность содержания труда, повышается роль материального стимула. Эгоистические же мотивы меняются незначительно.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило учащегося избрать данный вид труда. Это дает возможность выяснить отношение личности к ценностям.

С.С. Богданович [3]при исследовании мотивационных факторов выбора профессии в юношеском возрасте выявила, что:

¨     личным выбором в максимальной степени обусловлено предпочтение определённой профессией для 74 % старшеклассников и 91 % студентов, что свидетельствует о проявлениях самостоятельности юношества и стремлении принимать основополагающие решения;

¨     потребность общества в избранной профессии важна для 41% школьников и 63% студентов, что свидетельствует о более высоком социально-психологическом статусе студентов по сравнению со школьниками;

¨     материальная заинтересованность важна для 77 % старшеклассников и 35% студентов;

¨     общественное положение как мотивационный фактор актуально для 49 % школьников и 49 % студентов;

¨     процесс труда имеет решающее значение для 59% старшеклассников и 63% студентов;

¨     результат труда важен для 78 % старшеклассников и 86 % студентов [3, c.22].

И.Д. Чечетина при исследовании ценностных ориентаций городской молодёжи выявила, что у 45 % «работа» не входит в концепцию «счастья», а у 27 % основная сфера жизненных интересов находится в нетрудовой деятельности. Высокую ценность для молодёжи имеет межличностное общение, но 18 % предпочитают выгодные связи дружеским.

Структура мотивов выбора профессии динамична и зависит от многих обстоятельств в жизнедеятельности молодых людей. В момент выбора профессии, когда старший школьник определяет сферу своей будущей деятельности на основании своих ценностных ориентаций, можно говорить о том, насколько результат воспитания личности школьника соответствует ожиданиям общества. Современные школьники при выборе профессии не рассматривают ее с позиций общественной значимости, их мало интересует моральное содержание будущей деятельности, основным для них являются экономические факторы выбора профессии. По данным А.И. Ходакова [38], для многих старшеклассников профессиональная деятельность — прежде всего зарабатывание денег. В качестве мотива выбора профессии учащимися старших классов школы чаще всего выступают соображения экономической целесообразности, на втором месте — группа мотивов престижности профессии.

Современная жизнь предъявляет к выпускнику школы качественно новые требования: быть готовым к самоопределению, к проявлению самостоятельности, личной активности при выборе профессионального пути. Н.И. Орлянская [27] указывает на то, что многие старшеклассники не подготовлены к новой ситуации на рынке труда. Большинство из них имеют неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности, они не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией, и к окончанию обучения школе у значительной части выпускников не сформированы профессиональные планы.

Лишь отдельные учащиеся, по данным А.И. Ходакова, серьезно задумываются о своей профессии и понимают сложность процесса ее выбора, т.е. проблема профессионального самоопределения на уровне индивидуального сознания осмысливается недостаточно ясно и конструктивно [38].

    продолжение
--PAGE_BREAK--Выводы по главе
На основании изученной литературы по проблеме самоопределения можно сделать следующие выводы:

1.Выбор — это, как правило, не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру. В нашем исследовании выбор выступает для нас как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане.

2. Выбор профессии связан с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах.

3. В структуре мотивации профессионального самоопределения выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора. Структура мотивов выбора профессии динамична и зависит от многих обстоятельств в жизнедеятельности молодых людей.

4. Анализ работ К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Зинченко, Г.А. Суворовой, А.А. Файзулаева, В.Д. Шадрикова и А.Г. Шмелёва показывает, что мотивация профессионального самоопределения динамичное образование и, следовательно, возможно её целенаправленное формирование. К.А. Абульхановой-Славской и А.А. Файзулаева разработали теоретическую модель формирования мотивации, в соответствии с этой моделью выделяются следующие стадии формирования мотивов: осознания побуждения личностью;принятие мотива (осознанного побуждения в качестве мотива поведения и деятельности);реализация мотива в поведении и деятельности;закрепление мотива в характере человека и его превращение в свойство личности, т. е. своего рода потенциальное побуждение;актуализация потенциального побуждения (побудительной потенции, содержащейся в чертах характера). В своей работе при изучении особенностей мотивов выбора будущей профессии старшеклассниками, мы опирались на эту модель формирования мотивации.

II.               Психологические особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками 2.1. Организация и методическое оснащение исследования

Основная цель нашего исследования — изучить особенности мотивов выбора будущей профессии у старшеклассников

Отсюда следующая гипотеза:выбор будущей профессии осуществляется на основе определенных мотивов. Критериями сформированности мотивов выбора профессии служат: а) осознанность мотивов профессионального выбора; б)преобладание внутренних мотивов, относящихся к содержанию деятельности в структуре мотивации профессионального самоопределения; в)активная деятельность, реализация намеченных в ходе самоопределения профессиональных целей и планов. Потребность мотивированного и сознательного выбора будущей профессии является важнейшей особенностью возникновения и развития у старшеклассников профессионального самоопределения.

Объект исследования: мотивация профессионального самоопределения личности.

Предмет исследования: особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками.

В качестве основных задач мы выделили:

1.     Выявить особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками.

2.     Изучить факторы привлекательности будущей профессии.

3.     Определить уровень осознанности выбора профессии старшеклассниками.

4.     Разработать рекомендации.

Для решения заявленной проблемы использовались следующие методики:

1. Модифицированный вариант методики В.А. Ядова «Изучение факторов привлекательности профессии» (модификация Н. Кузьминой, А. Реана) [6].

2. Методика «Мотивы выбора профессии» [20].

Методика «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана)[6]

Удовлетворенность профессией может быть определена по специальной мето­дике, разработанной В. А. Ядовым, и представлена количественно в виде индекса удовлетворенности профессией.

Методика впервые также была предложена В. А. Ядовым. В работе был использован ее измененный вариант (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана), который ис­пользовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.

Методика «Изучения факторов привлекательности профессии» представляет собой опросник, который сдержит 22 утверждения противоположных по смыслу (Приложение 1). В методике выделяются 11 факторов привлекательности профессии:

1 фактор – профессия одна из важнейших в обществе;

2 фактор – работа с людьми;

3 фактор – работа требует постоянного творчества;

4 фактор – работа не вызывает переутомления;

5 фактор – большая зарплата;

6 фактор – возможность самосовершенствования;

7 фактор – работа соответствует моим способностям;

8 фактор – работа соответствует моему характеру;

9 фактор – небольшой рабочий день;

10 фактор – отсутствие частого контакта с людьми;

11 фактор – возможность достичь социального признания, уважения.

Инструкция.«Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отноше­ние к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колон­ке Б — что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно зна­чимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно»

Испытуемым предлагалось отметить те утверждения, которые отражают, что привлекает и что не привлекает их в избранной ими профессии. Свои ответы испытуемые заносили в таблицу ответов.

Обработка.При обработке результатов по каждому из 11 факторов подсчитывался коэффициент значимости (КЗ), который определялся следующим образом:

КЗ = (n+– n–)/N,                                                       (2.1)

где N– объем выборки,

n+– количество обследуемых, которые отметили данный фактор, как «привлекательный»,

n–– количество обследуемых, которые отметили данный фактор, как «не привлекательный».

Это индекс, который задан так, что может менять­ся в пределах от -1 до +1, принимая в данных пределах любые значения. Значе­ние, равное -1, свидетельствует о явной неудовлетворенности, а +1 — о полной удовлетворенности. Для определения коэффициента удовлетворенности исполь­зуется несколько связанных между собой вопросов. Их помещают на разных стра­ницах опросника, чтобы респондент не соотносил их друг с другом.

Результаты диагностики заносились в специальные таблицы.
Методика «Мотивы выбора профессии»[20]

Методика «Мотивы выбора профессии» состоит из 20 утверждений – мотивировок, характеризующих любую профессию. Испытуемым предлагалось оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии (Приложение 2).Предлагались следующие шкалы оценок:

5 – очень сильно повлияло,

4 – сильно,

3 – средне,

2 – слабо,

1 – никак не повлияло.

Все 20 утверждений по содержательной направленности можно разделить на 4 группы:

1.     Внутренние индивидуально значимые мотивы.

2.     Внутренние социально значимые мотивы.

3.     Внешние положительные мотивы.

4.     Внешние отрицательные мотивы.

Максимальная сумма оценок указывает на преобладающий вид мотивации.

Данное исследование проводилось на базе Учебно-политехнического центра Московского района г. Минска. В нем участвовали учащиеся 11 классов в количестве 31 человека (13 девушек и 18 юношей). Средний возраст — 16 – 17 лет.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Описание и анализ результатов исследования

При анализе полученных результатов по методике «Изучение факторов привлекательности профессии» были рассмотрены не только окончательный показатель КЗ, но и учитывали также соотношение количества обследуемых, которые отметили данный фактор, как «привлекательный» с количеством обследуемых, которые отметили данный фактор, как «не привлекательный» (т.е. соотношение n+и n–). Расчеты факторов по методике «Изучение факторов привлекательности профессии представлены вПриложении 3.

В таблице 2.1. приведены преобладающие факторы привлекательности выбора профессии, как у юношей и девушек, так и в исследуемой выборке в целом.

Таблица 2.1.

Преобладающие факторы привлекательности выбора профессии у юношей и девушек

факторы

Девушки (объем выборки N= 13)

Юноши (объем выборки N= 18)

Общий объем выборки N= 31

n
+



n



КЗ

n
+



n



КЗ

n
+



n



КЗ

1

4

7

-1,053

10

4

0,333

14

13

0,064

2

9



0,692

12

3

0,5

21

3

0,580

3

3

4

-0,076

4

6

-0,111

8

10

-0,064

4

11

4

0,538

3

11

-0,444

7

15

0,258

5

2

9

-0,538

14

3

0,611

16

12

0,129

6

4

2

0,153

3

2

0,055

7

4

0,096

7

10

3

0,538

11

6

0,277

21

9

0,387

8

8

4

0,307

10

5

0,277

18

9

0,290

9

5

4

0,076

5

4

0,055

10

8

0,064

10







3

1

0,111

3

1

0,064

11

4

4



11

3

0,388

15

7

0,255



Анализ КЗ каждого из 11 факторов позволил выделить основные ведущие факторы, определяющие отношение к профессии у старшеклассников. В таблице 2.2 приведены пять наиболее значимых факторов. Причем их место в таблице соответствуют величине коэффициента значимости.

Таблица 2.2.

Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии, у старшеклассников

Факторы

Кол-во испытуемых

%

2 (Работа с людьми)

21

67,74

7 (Работа соответствует моим способностям)

20

64,51

8 (Работа соответствует моему характеру)

18

58,06

5 (Большая зарплата)

16

51,61

11 (Возможность достичь социального признания и уважения)

15

45,16



Было также изучено соотношение факторов значимости, определяющих выбор профессии в группе девушек и юношей. Результаты, касающиеся половых различий при выборе профессии, представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Соотношение факторов, определяющих отношение к профессии

факторы

девушки

факторы

юноши

Кол-во

%

Кол-во

%

Работа с людьми

9

69,23

Большая зарплата

11

61,11

Работа не вызывает переутомления

7

53,84

Работа с людьми

9

50,0

Работа соответствует моим способностям

7

53,84

негативный фактор: работа вызывает переутомление

8

44,4

негативный фактор: маленькая зарплата

7

53,84

Возможность достичь социального признания и уважения

7

38,88

Работа соответствует моему характеру

4

30,76

Профессия одна из важнейших в обществе

6

33,33



Как видно из этих данных, структура мотивов значимых, определяющих отношение девушек и юношей к выбираемой профессии не идентична. Однако, было установлено, что высокое значение при выборе той или иной профессии имеет фактор работы с людьми. Данный фактор включен в число основных, определяющих факторов, влияющих на выбор профессии, как среди респондентов мужского, так и женского пола.

По степени значимости девушки ставят его на первое место (69,23 %), юноши — на второе (50 %). Предпочтения при выборе профессии работы с людьми, возможности общения свидетельствуют о доминировании мотива аффиляции. Для девушек такой мотив более актуален.

100 % девушек и 88,8 % юношей не назвали в числе привлекательных при выборе профессии, фактор — «отсутствие частого контакта с людьми», что свидетельствует о низкой его значимости.

Старшеклассницы придают также большое значение выбору профессии в соответствии с собственными способностями (53 8 %) и характером (30,76 %). В группе юношей факторы соответствия работы способностям и характеру занимают 6 и 7 ранг (30,76 % и 28,8 % соответственно), не входя тем самым в число ведущих факторов, поэтому не отображены в таблице 2.3.

Этот факт демонстрирует большую сознательность профессиональных стремлений у лиц женского пола. Однако возникает вопрос об адекватности представлений, о соответствии собственных способностей избранному виду профессиональной деятельности.

При выборе профессии самым важным критерием большинства юношей (61,11 %) считают размер заработной платы. Этого же мнения придерживаются 30 % девушек. Большинство же девушек (53,84 %) отметили материальный фактор как негативный, т.е. для профессии, которую они выбрали, характерна маленькая заработная плата. Возможно, факт слабой материальной заинтересованности обусловлен влиянием профессионального «Я-образа», что ведет к декларированию не действительных, а социально-приемлемых мотивов.

В то же время 33,33 % юношей указали на такой критерий выбора профессии, как «степень полезности обществу», который занял 8 ранг. Этому же фактору придают значение 44 % девушек. Было также выявлено, что фактор, который связан с мотивом творчества в будущей профессии, а именно с желанием творчества и теми возможностями, которые предоставляет для этого работа по специальности (будущая профессия), занимает разные места в группах юношей и девушек (в группе девушек — 7, в группе юношей — 9 ранг), но в целом его субъективная значимость низкая в обеих группах. Это свидетельствует о том, что у испытуемых ориентация на творчество в будущей профессии — независимо от ее специфики и содержания — выражена нечетко. Лишь 30,7 % девушек и 22,2 % юношей отметили этот фактор как привлекательный при выборе будущей профессии.

Последние места в иерархии привлекательности факторов занимает также фактор возможности самосовершенствования (в группе девушек 8, в группе юношей — 10 ранг), как значимый его отмечают лишь 15,3 % девушек, 5,5 % юношей. Фактор длительности рабочего дня имеет значение для 7,6 % девушек и 5,8 % юношей (в группе девушек — 9, в группе юношей — 11 ранг). В то же время, не обращая внимания на продолжительность рабочего дня, 444 % юношей отметили непривлекательность в избранной профессии такого фактора, как «работа вызывает переутомление» (этому фактору юноши присвоили 3 ранг). Одним из значимых факторов при выборе профессии для девушек (так считают 53,84 %) является факт того, что работа не вызывает переутомления (этому фактору девушки присвоили 2 ранг).

Таким образом, при выборе профессии юношам и девушкам свойственна различная мотивационная направленность.

Далее были проанализированы результаты, полученные по методике «Мотивы выбора профессии» (Приложение 4).

Обобщенные результаты мотивов выбора профессии старшеклассниками представлены в таблице 2.4.

Так, согласно данным, полученных по методике «Мотивы выбора профессии» (табл. 2.4), внутренние индивидуально-значимые мотивы характерны для 54,83 % испытуемых (69,23 % девушки, 44,44 % юноши), т.е. максимальную оценку при ответах на вопросы анкеты они давали следующим утверждениям:

1.     требует общения с разными людьми.

2.     соответствует моим способностям.

3.     способствует умственному и физическому развитию.

4.     является привлекательной.

5.     дает большие возможности проявить творчество.

Таблица 2.4.

Мотивы выбора профессии старшеклассников

Мотивы выбора

юноши

девушки

всего

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Внутренние индивидуально значимые мотивы

8

44,44

9

69,23

17

54,83

Внутренние социально значимые мотивы

3

16,66





3

9,67

Внешние положительные мотивы

2

11,11

3

23,08

5

16,12

Внешние отрицательные мотивы

5

27,78

1

7,69

6

19,35

Всего:

18

100

13

100

31

100



Внутренние социально значимые мотивы — 9,67 % (все юноши). Максимальная оценка утверждений:

1.     предполагает высокое чувство ответственности.

2.     дает возможность приносить пользу людям.

3.     дает возможность для роста профессионального мастерства.

4.     позволяет реализовать способности к руководящей работе.

5.     позволяет сразу получить хороший результат для других.

Для 16,12 % при выборе профессии руководствуются внешне положительными мотивами (11,11 % юноши, 23,08 % девушки):

1.     требует переезда на новое место жительства.

2.     является высокооплачиваемой.

3.     позволяет работать близко от дома.

4.     близка к любимому школьному предмету.

5.     позволяет использовать профессиональные умения вне работы.

И, наконец, 19,35 % испытуемых при выборе будущей профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами (27,78 % юношей и 7,69 % девушек):

1. нравиться родителям.

2. позволяет ограничиваться имеющимся оборудованием.

3. является престижной.

4. единственно возможная, в сложившихся обстоятельствах.

Таким образом, можно говорить о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников достаточно мотивировано.

Далее, между полученными результатами двух методик необходимо определить корреляционную связь. Для этого был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs).

Исходя из полученных данных по методике мотивов выбора профессии, было выделено четыре группы испытуемых, у которых были выявлена различная содержательная направленность мотивов выбора будущей профессии.

В первую группу вошли юноши и девушки, у которых преобладали внутренние индивидуально значимые мотивы. В нее вошли 17 испытуемых (54, 83 %), из которых 8 юношей и 9 девушек.

Во вторую группу вошли испытуемые, у которых преобладали внутренние социально значимые мотивы. В нее вошли трое юношей.

В третью группу вошли испытуемые, у которых преобладали внешние положительные мотивы. В нее вошли 5 испытуемых (16,12 %), из которых 2 юношей и 3 девушек.

В четвертую группу вошли испытуемые, у которых преобладали внешние отрицательные мотивы. В нее вошли 6 испытуемых (19,35 %), из которых 5 юношей и 1 девушка.

Необходимо было найти корреляционную связь между различной содержательной направленностью мотивов выбора профессии и факторами привлекательности профессии.

Для расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена необходимо определить, какие два признака будут участвовать в сопоставлении как переменные А и В. Проранжировать значения переменной А, затем переменной В. Подсчитать между рангами А и В разности Д. Возвести каждую разность в квадрат Д2. Подсчитать сумму квадратов ∑Д2.

Расчет коэффициента ранговой корреляции rs вычисляется по формуле:

rs= 1 – 6 ∑ Д2

                N(N2–1),                                         (2.1)

где ∑Д2 – сумма квадратов разностей между рангами, N– количество ранжированных пар.

Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции Спирмена для оценки степени связи признаков содержательной направленности мотивов выбора профессии и факторами привлекательности профессии.

Для первой группы, у которой преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы, была выявлена значимая корреляция с факторами соответствия моим способностям и характера (rs=0,80, при р≤0,05).

rs= 1 – 6 х 165           = 1 – 990 / 4896 = 1 – 0,20 = 0,80

            17(172–1),

Для второй группы, у которой преобладают внутренние социальные значимые мотивы, была выявлена значимая корреляция с факторами большой заработной платы и возможности достичь социального признания и уважения (rs=0,5, при р≤0,05).

rs= 1 – 6 х 6           = 1 – 36 / 24 = 1 – 0,5 = 0,5

            3(32–1),

Для третьей группы, у которой преобладают внешние положительные мотивы, была выявлена значимая корреляция с факторами соответствия моим способностям и характера, работой с людьми (rs=0,4, при р≤0,05).

rs= 1 – 6 х 12           = 1 – 72 / 120= 1 – 0,60 = 0,40

            5(52–1),

Для четвертой группы, у которой преобладают внешние отрицательные мотивы, была выявлена значимая корреляция с факторами маленькой зарплаты, вызова переутомления (rs=0,66, при р≤0,05).

rs= 1 – 6 х 12           = 1 – 72 / 210 = 1 – 0,34 = 0,66

            6(62–1),

Таким образом, корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между внутренними индивидуально значимыми мотивами и внешне положительными мотивами с факторами привлекательности профессии.

Полученные результаты по двум методикам подтвердили выдвинутую гипотезу о том, чтовыбор будущей профессии осуществляется на основе определенных мотивов. Критериями сформированности мотивов выбора профессии служат: а) осознанность мотивов профессионального выбора; б)преобладание внутренних мотивов, относящихся к содержанию деятельности в структуре мотивации профессионального самоопределения; в)активная деятельность, реализация намеченных в ходе самоопределения профессиональных целей и планов. Потребность мотивированного и сознательного выбора будущей профессии является важнейшей особенностью возникновения и развития у старшеклассников профессионального самоопределения.

В соответствии с преобладающими мотивационными факторами в структуре профессионального самоопределения, нами выделены три уровня сформированности мотивов выбора профессии. Критериями выделения уровней сформированности мотивов выбора профессии являются:

1. Степень осознанности мотивов профессионального выбора: высокая, когда старшеклассник самостоятельно и полностью осознает мотивы, побуждающие его к определённым действиям профессионального выбора; средняя, когда осознаются только ведущие мотивы; или низкая, когда старшеклассник слабо осознаёт мотивы профессионального выбора.

2. Преобладание внешних или внутренних мотивов в общей структуре мотивации профессионального самоопределения.

3.Степень согласованности мотивов профессионального самоопределения с мотивационной сферой личности в целом: для высокой согласованности характерна непротиворечивость мотивационных факторов, управляющих деятельностью профессионального самоопределения, обучения, труда. Низкая согласованность или, в некоторых случаях, рассогласованность мотивационных факторов, что может привести, как отмечает Н.С. Пряжников, к кризисам профессионального самоопределения.

В соответствии с выбранными критериями, можно выделить три уровня сформированности мотивации профессионального самоопределения: уровеньвнешней частично сознанной мотивации, уровень внешней осознанной мотивации и уровень внутренней осознанной мотивации.

Как подчёркивал А.Н. Леонтьев, формирование мотивации возможно только в деятельности. Развивая идеи формирования мотивации преимущественно по отношению к мотивации обучения, А.К. Маркова также отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности. Изучая особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов, О.С. Гребенюк (1985) выделяет факторы (условия), способствующие формированию у старшеклассников положительного мотива к учению: осознание самими старшеклассниками ближайших и конечных целей обучения, осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний, эмоциональная форма изложения учебного материала, показ преподавателями «перспективных линий» в развитии научных понятий, профессиональная направленность учебной деятельности. Эти исследования позволили нам выделить основные условия, необходимые для формирования мотивов выбора профессии старшеклассниками.

1. Психологическими условиями являются: а) ориентация на преобладающие мотивационные факторы личности студента, определяющие профессиональный выбор; б) осознание студентами мотивов выбора профессии и получения избранной специальности.

2. Психолого-педагогическими условиями формирования мотивов выбора профессии являются: а) участие старшеклассников в специально организованном психолого-педагогическом курсе «Профессиональная перспектива», направленном на осознание мотивации профессионального самоопределения; б) выполнение старшеклассниками специальных заданий, направленных на реализацию мотивов профессионального самоопределения; в) консультирование старшеклассников, их родителей и преподавателей психологом с целью выработки индивидуальных рекомендаций по формированию мотивации.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Выводы по главе
1. Ведущими факторами, влияющими на выбор старшеклассниками будущей профессии, являются: «работа с людьми», «соответствие работы способностям», соответствие работы характеру», «высокая зарплата», «возможность достичь социального признания и уважения».

2. Мотивы выбора профессии зависят от половой принадлежности: наиболее распространенными мотивами при выборе профессии у девушек является «возможность работать с людьми», главное же влияние на выбор профессии юношами оказывает фактор материальной обеспеченности.

3. Девушки старшеклассницы демонстрируют большую осознанность профессиональных стремлений.

4. Последние места в иерархии привлекательных факторов при выборе профессии у старшеклассников занимают: «возможность самосовершенствования», «длительность рабочего дня», «возможность творчества».

5. Преимущественное большинство, как юношей, так и девушек в своем выборе профессии руководствуются внутренними мотивами (индивидуально и социально значимыми).

6. Для старшеклассников потребность в профессиональном самоопределении достаточно мотивирована и проявляется она в связи с направленностью на профессиональное будущее.

7. Полученные в ходе исследования результаты также позволяют констатировать, что личность старшеклассников самоопределяется на минимизацию производства вреда самой себе, другим людям, а также имеет адаптированные к своему индивидуальному складу навыки самоизучения (самопознания), самопрогноза.

8. Основными психологическими особенностями профессионального самоопределения старшеклассников являются: специфическое сочетание влияния внешних факторов внутренней детерминации, обусловленной индивидуальными характеристиками и свойствами личности.

Заключение


Профессиональное самоопределение — сложный, порой противоречивый процесс, в основе которого лежит естественное стремление к самостоятельности. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной. Выбор профессии будет осознанным и успешным тогда, когда е решению относительно выбора профессии старшеклассники придут после длительных раздумий и тщательной оценки своих возможностей. Не успешность в профессиональной сфере приводит к стрессам, депрессии, т.е. нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что может вызвать проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания. Поэтому можно утверждать, что приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы должна стать профессиональная ориентация будущих выпускников. На процесс профессионального самоопределения можно оказывать влияние, если помочь сформировать профессиональную направленность, которую можно определить как избирательное, ярко выраженное и мотивированное отношение к предстоящему виду труда и выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями. Зная психологические закономерности развития мотивационной сферы, воздействуя на нее, можно оказать существенное влияние на деятельность личности. Влияя на мотивы выбора профессии, можно управлять процессом профессионального самоопределения личности.

На основании изученной психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников и проведенного исследования, можно предложить ряд рекомендаций для педагогов и психологов-консультантов:

1. Для обоснованного и сознательного выбора профессии необходимо вооружить учащихся знаниями основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.

2. Ознакомить учащихся с миром профессий, их содержанием, с требованиями, которые они предъявляют к психическим и физическим качествам человека.

3. Использовать для изучения готовности учащихся к выбору профессии комплекс психолого-педагогических методов, включающих в себя: наблюдение, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации и беседы, а также предварительную профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и профессиональное просвещение.

4. Несмотря на наличие видимой склонности к тому или иному роду занятий, необходимо включать учащихся в различные виды деятельности с целью формирования опыта познавательно-созидательной деятельности для развития адекватной самооценки и профессионального самоопределения.

5. На профессиональное самоопределение старшеклассников можно оказывать влияние путем воздействия на мотивационную сферу, т.к. мотивы являются наиболее управляемым звеном в профессиональной направленности личности.

6. Разнообразные диагностические методики могут носить только рекомендательный характер для учащихся или их родителей.

В тоже время для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит старшекласснику. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего старшеклассник сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

Список использованных источников

1.     Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М.М. Абдуллаева // Психологический журнал. — 2004. – Том 25. — № 5. — С. 86 – 95.

2.     Басаргин, В.П. Преемственность общего и профессионального образования в самоопределении учащихся / В.П. Басаргин // Тэхналагічная адукацыя. — 2002. — № 1. — С. 72 – 77.

3.     Богданович, С.С. Мотивационные факторы в системе профессиональной ориентации личности в юношеском возрасте / С.С. Богданович // Адукацыя і выхаванне. —  1998. — № 10. — С. 22 – 23.

4.     Богомаз, С.Л. Актуальные проблемы профессионального самоопределения личности старшеклассника / С.Л. Богомаз // Психология. — 1997. — № 8. — С. 8 – 14.

5.     Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.

6.     Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2000. — 304 с.

7.     Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критичсеких ситуаций) / Ф.Е. Василюк. — М., 1984. — 200 с.

8.     Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: сб. науч. тр.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. — С. 30 – 38.

9.     Выпускник перед выбором пути: Социологически-нравственный облик / Е.М. Бабосов, С.А. Шавель, С.В. Кузьмин и др.; под ред. Е.М. Бабосова. –Минск: Нар. асвета, 1988. — С. 125 – 132.

10.Детская психодиагностика и профориентация; сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999. — С. 363 – 371.

11.Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 110 – 113.

12.Зубелевич, Л.И. Аспекты трансформации профидентичности / Л.И. Зубелевич // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: сб. науч. ст.; под ред. А.М. Кухарчук, Л.Ф. Мирзаяновой. — Барановичи: БГВПК, 2004. — С. 49 – 54.

13.Каганов, А.Б. Выбираю профессию: кн. для учащихся / Каганов А.Б… – Минск: Нар. асвета, 1986. — С. 56 – 58.

14.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.

15.Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 254 с.

16.Коннычева, Г.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов / Г.Г. Коннычева. — Саратов, 2001. — 143 с.

17.Красовский, А.С. Социальные аспекты профориентации молодежи / А.С. Красовский, Н.К. Нгуен. — Минск: Мин. гор. центр профориентации молодежи Госкомтруда СССР, 1990. — С. 27 – 39.

18.Кудрявцев, Т.В. Учебное пособие по курсу «Психология». Психология профессионального обучения и воспитания / Т.В. Кудрявцев. — М.: МЭИ, 1985. — 108 с.

19.Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск: Соврем. слово, 2006. — С. 64.

20.Кухарчук, А.М. Профессиональное самоопределение учащихся / А.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер. — Минск: Народная асвета, 1976. — 128 с.

21.Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 57 – 66.

22.Леонтьев, Д.А.Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 97 – 110.

23.Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.Ф. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С. 26 – 34.

24.Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин. — Пермь, 1973. — 213 с.

25.Миклашевич, А.А. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация детей в семье / А.А. Миклашевич. – Минск, 1981. — С. 12 – 13.

26.Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. — С. 77 – 78.

27.Орлянская, И.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно-досуговой деятельности / И.И. Орлянская. — М., 1999. — 26 с.

28.Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. — Киев, 1980.

29.Пенкрат, Л.В. Мотивы выбора профессии: кн. для учителя / Л.В. Пенкрат. – Минск: Нар. асвета, 1986. — С. 12 –19.

30.Поплавский, Н.Н. Подходы к пониманию профессионального самоопределения / Н.Н. Поплавский // Психология образования сегодня: теория и практика: материалы Межд. науч.-практич. конф.; под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. — Минск, 2003. — С. 238 – 242.

31.Праблемы прафесійнай арыентацыі моладзі: матэрыялы рэспубліканскай канферэнцыі; рэд. І.А. Новік, М.В. Гваздовіч. — Минск, 1994. — С. 14 – 17.

32.Профессиональная ориентация учащейся молодежи; под ред. А.Д. Сазонова. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.

33.Профориентация в процессе профессионального самоопределения учащихся; рецензент Л.Н. Дичковская. — Минск: Мин. гор. центр проф. организации молодежи, 1998. — С. 4– 8.

34.Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 328 – 366.

35.Психология. Словарь; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

36.Свирская, Н.А. Профилирование предметов – один из важных этапов профессионального самоопределения / Н.А. Свирская // Психология. — 2005. — № 1. — С. 24 – 26.

37.Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Университетское, 1993. — С. 32 – 35.

38.Ходаков, А.И. Реальный путь социальной поддержки (проблема профессионального самоопределения) / А.И. Ходаков // Открытая школа. — 2001. — № 1. — С. 35.

39.Чернер, С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьников / С.Л. Чернер, И.И. Зарецкая // Школа. — 2000. — № 3/36. — С. 3.

40.Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Илмари Рантамала
Реферат 1-5 сентября 2010 года в Подмосковье состоялась Вторая Конференция молодых ученых «Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления», посвященная 70-летию со дня смерти Карла Дункера (1903-1940).
Реферат Субъекты экономического поведения в командной экономике
Реферат Адаптация детей к детскому саду
Реферат Реформа банковской системы
Реферат Объемно–планировочные и конструктивные решения канифольно-терпентинного цеха
Реферат Амортизация основных средств в условиях налогового и бухгалтерского учетов
Реферат Основные задачи термохимии. Использование калориметрических методов для определения теплот растворения солей
Реферат Профессиональный психологический отбор
Реферат Русский авангард Основные направления и мастера
Реферат Подготовительные работы в кабинете химии
Реферат Выбор материала и расчет параметров обделок вертикальных столов метрополитенов
Реферат Sir Richard Artwright Essay Research Paper Sir
Реферат Poetry And Love Essay Research Paper I
Реферат Многофункциональный контроллер ВЗУ