Анкетирование. Требования ксоставлению анкет.
Анкета — средство опроса, включающеев себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которыхреспондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложитьсобственные.
Анкеты малого объемапредполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому.
Большие анкеты нередкомогут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальныевопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.
Психология очень широкоиспользует анкетирование.
Анкетирование, как инаблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательскихметодов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данныхнаблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи другихисследовательских методов) используются при составлении анкет.
Существуют три основныхтипа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямыхвопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например,в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников ксвоему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослымтеперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»; это анкетыселективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагаетсянесколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболееподходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различнымучебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебныхпредметов — самый интересный?». А в качестве возможных ответов можнопредложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия»,«география», «физика» и т.д.; это анкеты шкалы; при ответена вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильныйиз готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность изпредложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или«нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 — уверено да; 4 — больше да, чем нет; 3 — не уверен, не знаю; 2 — больше нет, чемда; 1 — уверенно нет. Между этими тремя типами анкет не существуетпринципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями методаанкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем болеекосвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, чтозначительно затрудняет использование количественных способов отработки ианализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованнымтипом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализданных анкетирования. Бесспорным достоинством метода анкетирования является егоэкономичность и оперативность, а также независимость от личности интервьюера.Он обеспечивает сбор значительного объема информации, необходимой длястатистического анализа.
Недостатком методаанкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, толькосамый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников(составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователюпредставления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии . Анкетирование — это средство первой ориентировки, средствопредварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостаткианкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием болеесодержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.
Основные трудности,возникающие в процессе письменного опроса, связаны с обеспечением возвратаанкет, полнотой ответа на вопросы анкеты и самостоятельностью ответовреспондентов.
Очень ответственнойзадачей является разработка самой анкеты, от того, насколько корректно, точнопоставлены вопросы, как сформулированы варианты ответов, зависит качестводанных, которые в последствии будут получены. Процесс обработки и анализасведений будет во многом зависеть от качества самой анкеты. Анкета никогда не можетбыть универсальной, разрабатывается она с учетом цели опроса, категорийопрашиваемых, продуманности следующего этапа исследования.
Примерная структураанкеты может быть следующая:
–введение (преамбула) Преамбула к анкете вводит опрашиваемого в курс дела,говорит о задачах, поставленных составителем, о важности участия в опросе,разъясняет правила заполнения анкеты;
–личность опрашиваемого (образование, возраст, наличие ученой степени, владениеиностранным языком и т.п.);
–профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и спецификадеятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности,выполняемые функции);
– вопросы и варианты ответов на них.
Правиласоставления анкет.
Содержаниевопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуревопросника должны отвечать двум требованиям. Во-первых, вопросы должны бытьнеобходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотезисследования, для решения его познавательных задач. Это требованиеобеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредствомвыработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомойинформации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительныйинструмент. Для получения необходимой информации.
Во-вторых,необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых,выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника долженучитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка,традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требованийсвязаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность идостоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером.В практической работе при
Проведениеанкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований.
Он недолжен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, ипоследние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.
Важно,чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтомуболее сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за болеепростыми.
Первыйвопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если онбудет нейтральным.
Трудныевопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел«включиться» в тему.
Вопросыдолжны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.
Вопросыдолжны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлениитого или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требованиесоциологического исследования.
Постановкевопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбойпринять участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением,которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросникапредставляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логикиобщения исследователя с респондентом как источником необходимой информации.Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образоморганизованная исследовательская ситуация.
Наиболеепопулярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуацииопроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондентможет испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи снепонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его.Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первыевопросы анкеты — наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения,одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекаетреспондента.
Отначала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондентамогут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы висследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простымвопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие вниманиереспондента.
Вопросымогут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этомпереход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями,«переключателями» внимания.
Вконце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собираютсоциально-демографическую информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят тепоказатели, статистические распределения которые в генеральной совокупностиинтересуют исследователя. Именно эти вопросы — пол, возраст, профессия,выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочнаясовокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходомсюда также включаются такие показатели, как национальность, образование,профессия, семейное положение, место жительства или работы.
Функциюсвоеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасныеучастки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты,адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов илина полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросникдолжен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера поего заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнямиответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения,следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.
Кромеминимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальныйдокумент «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснениецелей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу,объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера,правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия наинтервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулированиявнимания респондентов; правила завершения беседы.
Вопросыанкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов посодержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тотили иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивахповедения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом являетсяоснованием для деления их по содержанию.
Ответына вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведенияоб отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Онимогут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях егожизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могутдать нужную информацию.
Поформе вопросы делятся на три основные группы:
1)открытые, закрытые и полузакрытые;
2)прямые и косвенные;
3)личные и безличные.
Обычнов анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличныевопросы.
Кклассу не основных вопросов относятся вопросы-фильтры, поскольку в их задачувходит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установлениеосновного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователюнужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, атолько некоторую её часть.
Проверкаи контроль достоверности данных опросов осуществляется рядом способов. Один изних — контрольные вопросы. Разновидностью контроля может быть повторный опрос ссоблюдением тех же условий — на весь объём выборки (панельный опрос) или на5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Одно из самых надёжных средств контролядостоверности данных анкетного опроса — сочетание нескольких методов:анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.
Факторныйопросник Кеттела
ОпросникКеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценкииндивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у насв стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен длянаписания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительнойчертой данного опросника является его ориентация на выявление относительнонезависимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качествобыло выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностныхчерт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образуетнесколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Существует 4формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чащевсего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил вмедицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спортеи научных исследованиях.
ОпросникКеттела включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, иотношение к какому-либо явлению.
Перед началомопроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делатьопределенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующаяинструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольноевремя испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментаторконтролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно,предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной,деловой обстановке.
Предлагаемыйопросник состоит из 105 (187 вопросов) вопросов на каждой из которыхпредлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксируетего в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживатьсяследующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в головуответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; бытьискренним.
Вопросыгруппируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итогек тем или иным факторам.
Обработкарезультатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов иколичество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В техклеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равнонулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланкответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-тифакторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) потаблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждыйфактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень ихразвития и анализирует результаты. Если какая — либо из черт вызывает сомнение,лучше ее не включать в характеристику.
Чтобырезультаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик илис помощью другой формы этого же теста.
Результатыприменения данной методики позволяют определить психологическое своеобразиеосновных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит нетолько качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но ивключает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроемтого, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
1. Интеллектуальныйблок :факторы: В — общий уровень интеллекта; М — уровень развитиявоображения; Q 1 — восприимчивость к новому радикализму.
2. Эмоционально-волевойблок :факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности;Q 3 — наличие внутренних напряжений; Q 4 — уровеньразвития самоконтроля; G — степень социальной нормированности иорганизованности.
3. Коммуникативныйблок :факторы: А — открытость, замкнутость; Н — смелость; L — отношениек людям; Е — степень доминирования — подчиненности; Q 2 — зависимостьот группы; N — динамичность.
До некоторойстепени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии — интраверсии инейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зренияобщей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим,данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментныхособенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера,адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.
Исследованиесамооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Данная методика основанана непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств,таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается навертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этихкачеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развитияэтих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагаетсябланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования
Инструкция. “Любойчеловек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровеньразвития каждого качества, стороны человеческой личности можно условноизобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизироватьсамое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий.Они обозначают:
здоровье;
ум, способности;
характер;
авторитет у сверстников;
умение многое делатьсвоими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.
На каждой линии чертой(-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашейличности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при какомуровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой илипочувствовали гордость за себя”.
Испытуемому выдаетсябланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указаниемверхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точкиотмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика можетпроводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально.При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первуюшкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответитьна вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое назаполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка и интерпретациярезультатов
Обработка проводится пошести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждыйответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм,в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику(например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкалопределить:
уровень притязаний —расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
высоту самооценки — от«о» до знака «—»;
значение расхождениямежду уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-»,если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Рассчитать среднюювеличину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шестишкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистическийуровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный —сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальноепредставление о своих возможностях, что является важным фактором личностногоразвития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое,некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикаторнеблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую(адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает наопределенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка можетподтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своейдеятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать насущественные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта»,нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя)и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученикисоставляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могутскрываться два совершенно разных психологических явления: подлиннаянеуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе)собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет неприлагать никаких усилий.
В табл. даныколичественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные дляучащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
Таблица. Количественныехарактеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городскихшкол.Параметр Количественная характеристика (балл) низкий средний высокий Очень высокий Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100 Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100
/>
здоровье ум, способности характер авторитет у сверстников умение многое делать своими руками, умелые руки внешность уверенность в себе
/>здоровье ум, способности характер авторитет у сверстников умение многое делать своими руками, умелые руки внешность уверенность в себе